ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

"Что написано пером, того не вырубишь топором".Русская пословица

"Чтение делает человека знающим, беседа — находчивым, а привычка записывать — точным". Ф. Бэкон

Делопроизводство — это работа с документами. Документы создаются, обрабатываются, хранятся, ис­пользуются в различных целях. Как известно, докумен­ты можно написать от руки, на пишущей машине (при этом сразу в нескольких экземплярах), а также с ис­пользованием компьютерной техники. Компьютерные технологии позволяют предоставлять данные о клиен­те в сжатой, экономной, удобной для работы форме, служат для составления полного банка данных о клиен­тах социальных служб. Знание машинописи и компью­тера упрощает труд по созданию документов и одно­временно повышает их качество. Для быстрой записи живой речи уже давно применяется стенография.

В последнее время все большее распространение получают и такие формы документирования, как аудио-и видеозаписи, наглядно отражающие процесс обслуживания, наблюдения за поведением клиента и соци­ального работника.

Делопроизводство — это особая отрасль админис­тративной (управленческой) деятельности учреждений, которая связана с документами, работой над ними.

Для грамотного делопроизводства необходимо знать, какие технические средства имеются в нашей стране и за ее пределами.

С документами мы встречаемся всюду. Войдите в любое учреждение: школу, домоуправление, больницу — и вы увидите различные документы. В особых витринах, на досках объявлений можно увидеть всевоз­можные объявления, приказы руководителя учрежде­ния, списки жильцов дома и т. п. По достижении четырнадцати лет каждый гражданин получает пас­порт, окончив среднюю школу — аттестат о среднем общем образовании, при поступлении на работу на него заполняется трудовая книжка и т. д. К этим и другим документам мы так привыкли, они настолько распрос­транены, что рассматриваются нами как нечто обяза­тельное, само собою разумеющееся.

С момента возникновения письменности докумен­ты стали надежным средством записи, регистрации или, иначе говоря, документирования фактов, явлений, событий. Документы как бы свидетельствуют о том, что было, они — подлинная память людей.

К документам и, следовательно, к делопроизводству имеют отношение миллионы людей. Документы используются работниками учреждений для самых различных целей. Их составляют, чтобы дать указания, не забыть о тех или иных фактах, из них черпают нужную инфор­мацию. Документы в учреждениях находятся в непрерывном движении, переходят из одних рук в другие. Они содержат указания, напоминают, что и когда нуж­но сделать.

Социальному работнику, социальному педагогу, часто использующему для защиты прав своих клиентов судебные инстанции, необходимо все свои просьбы, заявления, пожелания, обращения в различные учреж­дения (особенно государственные) оформлять должным образом, получать на каждом своем документе визы (удовлетворения или отказы), для того чтобы всегда иметь возможность доказать свои слова.

За документами всегда стоят живые люди, живое дело, сама жизнь. Плохо, когда в документах видят толь­ко "бумаги", в делопроизводстве— только бюрократизм.

Ведение документации на клиента — одна из ос­новных форм организации деятельности социального работника, способ анализа состояния клиента и его проблем, процесса обслуживания. Ведение документа­ции способствует появлению новых мыслей и идей, а значит, и совершенствованию деятельности, осуществ- , ляемой по отношению к клиенту или от его имени,  

Например, заявление состоит из шести элементов:

— обозначение адресата;

— обозначение автора заявления;

— название разновидности документа ("заявление");

— содержание (текст) заявления;

— подпись автора;

— дата подписания.

Все эти элементы и в данном, и в любом другом заявлении необходимы. Попробуйте, например, не поставить дату — документ сразу оказывается вне време­ни. Не примут заявление и без подписи. Не может быть, естественно, заявления без содержания.

Все элементы заявления выделены и расположены так, чтобы их можно было сразу найти и прочитать, чтобы этим документом было удобно пользоваться.

А автобиография состоит из четырех элементов, расположенных в такой последовательности:

— название разновидности документа ("автобио­
графия");

— содержание (текст);

— подпись автора;

— дата подписания.

По-другому выглядит свидетельство о рождении, форма и содержание которого точно определены зако­ном, являются типовыми, т. е. общими для всех свиде­тельств о рождении. Свидетельства о рождении пишут­ся на заранее отпечатанных бланках. В ЗАГСе (Отделе записей актов гражданского состояния), где произво­дится запись актов гражданского состояния рождений, браков, смертей, заполняются лишь предусмотренные формой бланка места.

Свидетельство о рождении содержит следующие элементы:

— название разновидности документа ("свидетельство о рождении");

— содержание;

— место регистрации;

— дата выдачи;

— номер свидетельства;

— подпись должностного лица;

— печать.

По отдельным элементам в бланке заранее предусмотрены указания (они набраны мелким шрифтом под строками из многоточий) о том, какие сведения могут быть вписаны. Все содержание свидетельства заранее предусмотрено бланком. В свидетельстве о рождении недопустимы исправления, зачеркивания. Любое нарушение формы свидетельства, неправильное заполне­ние делают его недействительным.

Протокол собрания коллектива состоит из следую­щих элементов:

— название разновидности документа ("протокол");

— название организации, проводившей собрание,
совещание;

— дата заседания;

— кто присутствовал на заседании;

— повестка дня;

— содержание;

— подписи (секретаря организации, председателя
собрания и т. д.).

Документ может быть представлен в виде оригина­ла или копии. Оригиналом называют единственный, обычно первый, экземпляр какого-либо документа.

С оригинала можно снять копии — одну и несколько. Копия — это воспроизведение оригинала. Имеется несколько видов копий документов.Так копию части документа называют выпиской.(например, выписка из протокола). Копию отосланного документа часто называют отпуском. Копия, призванная заменить оригинал и имеющая юридическую силу оригинала, носит название дубликата. Дубликат может выдать только то учреждение, которое выдало оригинал. Так, дубликат паспорта могут выдать лишь органы милиции. Дубликат свидетельства об образовании выдает школа, вуз.

В зависимости от характера удостоверения, соответствия копии оригиналу различают копии нотариальные и простые. Нотариальную копию заверяет нотариус — официальное должностное лицо, свидетельствующее своей подписью и гербовой печатью, что копия точно соответствует оригиналу. Простые копии заверяют должностные лица (разумеется, с документов, оригиналы которых были созданы в данном учреждении). Могут быть и незаверенные копии, обычно это ксерокопии или фотокопии.

Помимо перечисленных, присущих каждому документу элементов, могут быть и другие элементы, свой ственные тем или иным видам документов. Так, в посылаемых учреждением служебных письмах указывается корреспондент (адресат), которому они направляются. Служебные письма обычно пишут на "бланках", листах бумаги, на которых в левом верхнем углу или по верхнему полю указывают название учреждения. На многих документах ставят особые отметки, так называ­емые грифы "Срочно", "Авиа", "Секретно" и т. д.

Обязательные элементы формуляра документов, предписываемые законом или установленные практическим путем, называют реквизитами. Знание реквизитов документов — непреложное условие правильного составления документов. Документ, не имеющий тех или иных реквизитов, рассматривается как брак.

В отдельных документах отражаются или документируются отдельные факты, вопросы, события. Например, директор школы дает письменные распоряже­ния — приказы. Заседания педагогического совета школы записываются в протоколе. Учитель ведет учет успеваемости учеников в журнале. Оценки учащимся выставляются в табелях, которые выдаются каждому ученику. О работе школы ее директор составляет отчет, представляемый им в муниципальное управление об­разования. Все это отдельные акты документирования.

Документы школы представляют определенную систему, которая отражает отдельные стороны ее ра­боты в целом. Так, в приказах последовательно доку­ментируется распорядительная деятельность директо­ра школы, в протоколах — работа педагогического совета, в журналах — успеваемость учащихся и т. д. Подобное положение можно наблюдать в любом дру­гом учреждении, документы которого есть результат документирования всей его деятельности по опреде­ленной системе. Такие системы документирования получили название делопроизводства, что включает создание документов, работу с ними, хранение.

Делопроизводство социального работника склады-вается_из_и1) нормативно правовых актов, регулирую­щих деятельность социальной службы или частной практики; 2) общего планирования деятельности учреж­дения и специалиста; 3) записей на прием в общей книге регистрации, где фиксируются звонки и обращения тех, кто нуждается в помощи и кому еще только предстоит

встреча с социальным работником; 4) договоров и со­глашений, определяющих взаимоотношения "клиент — социальный работник — социальная служба"; 5) про­извольного "стенографирования" той информации, ко­торую сообщает о себе посетитель во время приема или которую сам социальный работник суммирует в форме коротких заметок о встрече после ее окончания; 6) лич­ных дневниковых записей с анализом проделанной работы; 7) документов из переписки с учреждениями и организациями, участвующими в решении проблем клиентов; 8) отчетов о проделанной за тот или иной период времени работе, отчетность по работе того или иного отделения, социальной службы в целом.

Делопроизводство при непосредственной работе с клиентом начинается дри личной встрече социального работника с посетителем как носителем определенной жалобы и проблемы, которую он заявил. Согласие дей­ствовать сообща с социальным работником подтверж­дается совместно принятым решением. Решение фик­сируется, как правило, письменно, например в форме договора, соглашения, контракта. В нем уточняются цели совместной работы, методы их реализации, готов­ность клиента на сообщение о себе необходимой ин­формации. В дальнейшем, как правило, социальный работник с согласия клиента расширяет систему взаи­модействия и вносит соответствующие изменения в условия первого соглашения. С него начинается сотруд­ничество, оно очерчивает сферы ответственности сто­рон, исключая возможность превращения документа­ции (в любом ее виде, будь это папка-накопитель или дискета компьютера) в своего рода "досье", которое ведется без ведома и участия клиента, в нарушение его человеческих прав.

Следующим шагом будет созданид.бдздйнйанных_о клиенте, его семье, условиях жизни, перечень проблем. Эта информация дополняется во время других приемов, посещения на дому, в результате предоставления оп­ределенной справочной информации, обследования, заполнения бланков, "форм".

Отражение процесса обслуживания, организации помощи, способствующее координации услуг профес­сионалов, направляющееся исполнителями различных уровней социального взаимодействия, определение

           Функцидделопроизводства в социальной работе:

""""—"клиническая: "излечение", преодоление и реше­ние проблем, которые заявлены и которым поставлен соответствующий диагноз. Это своеобразная "история болезни", в которой есть все, начиная от жалоб и сим­птомов до хода "лечения" и перечисления тех средств и методов, которые при этом использовались;

— профессиональная: определение средств и ис­
точников помощи, налаживание взаимоотношений с
другими участниками взаимодействия, служит сред­
ством повышения профессионализма и квалификации
самого социального работника;

— организационная: отражение процесса органи­
зации помощи, стимулирование специалиста на опре­
деленную систему организационных мер;

— административная: обеспечение необходимой
информацией о клиентах, их проблемах, полноте, адек­
ватности, всесторонности оказываемой помощи, служит
элементом контроля и управления социальной работой;

— научно-исследовательская: обобщение опыта
социальной работы, прогнозирование ее развития.

Существенной особенностью делопроизводства в социальной работе является то, что части документов ^могут_быть_дредставлены различным образом,_ввид§^_,

— повествовательного изложения проблемы со слов
клиента, других участников взаимодействия (субъектив­
ная информация);

— повествовательного описания с элементами ана­
лиза, обобщения, предварительных выводов, сделанных
в связи с оценками обслуживания, поведения сторон,
подходов к процессу оказания помощи'официальных
лиц и организаций (аналитическая информация);

— результатов тестирования, анкетирования, все­
возможных справок, свидетельств (объективная инфор­
мация);

— планов и программ действия, протоколов, заяв­
ленных обязательств, характеристик, доверенностей,
составленных по определенной форме (деловая такти­
ческая информация);

— отчетной продукции (о проделанной работе, о
получении денежных сумм и проч.), выводов комиссий,
актов обследования и проч. (фиксирующая результаты
информация).

Таким образом, делопроизводство в социальной работе играет огромную роль, и знание его основ необ­ходимо каждому специалисту.

Вопросы для самоконтроля

Что такое делопроизводство, где его используют? Для чего социальному работнику необходимо знать основы делопроизводства?

Каковы задачи и функции делопроизводства в соци­альной работе?

Составьте перечень самых необходимых, на ваш взгляд, документов социального работника. Придумайте клас­сификацию документов данного перечня.

Ситуация

Что Вы знаете о проблемах подростков и причи­ нах, ведущих к асоциальному поведению? Разработай­те план работы с подростком, о судьбе которого рас­сказывает ниже мать. Разработайте план работы с матерью.

"Сейчас я стою перед выбором: что делать? Време­нами готова не избить, а просто убить своего сына. Ему 15 лет, и он — вор и наводчик в какой-то мафиозной группировке. Сначала -— по весне — его взяли в оборот ребята во дворе, стали вымогать деньги. Он начал во­ровать в соседнем подъезде (к великому сожалению, узнала об этом слишком поздно). Затем исчезло все наше семейное золото (подарокна свадьбу, сделанный Шлет назад). Сами мы так ничего ценного и не приобрели. При четверых детях особенно не "пошикуешь", хотя и старались, чтобы все необходимое у них было. Никогда ничего не просили у государства, никакой материаль­ной помощи.

Заявила о пропаже золота в милицию. А когда вы­яснилось, что его украл... мой сын, это было для меня страшным ударом. Тут ему и пришлось рассказать про ребят, что вымогали у него деньги. В милиции пообеща­ли разобраться, и я увезла сына на лето на дачу в на­дежде, что со временем все образуется.

Но стоило нам вернуться в город, как на него опять стали наседать местные ребята. Я их нашла, устроили разборку. В общем договорились, что никто никому не должен. И вдруг исчезает из моего кошелька месячная зарплата. Поплакала, погоревала, но делать нечего, дети есть хотят. Стыдно не стыдно, пошла просить взаймы...

А теперь и того хуже. Сын влез в другую группи­ровку, и уже сам "снимает" деньги, наводит на таких же мальчишек, как он. Что делать? Что предпринять? Как ему помочь? Настроение паршивое, жить не хо­чется. Останавливают от решительного шага только малыши — 7 лет, 4 и 2 года. Стараюсь, чтобы они не видели меня убитой горем, но не всегда получается. Вот и реву по ночам; когда все спят. Может, кто-нибудь посоветует, что делать".

Психологические игры и упражнения Игоря Викторовича Вачкова

Упражнение "Катастрофа в пустыне"

Известными аналогами этой игры являются "Ко­раблекрушение", "Посадка на Луне". Упражнение имеет широкий диапазон задач: отработать навыки поведения в дискуссии, умения участвовать и вести диспут, быть убедительным, изучить на конкретном материале динамику группового спора, открыть для себя традиционные ошибки, совершаемые людьми в полемике, потренировать способности выделять главное и отсеивать "шелуху", видеть существенные признаки предметов, научиться осознавать страте­гические цели и именно им подчинять тактические шаги и т. д.

Каждый участник получает специальный бланк (или чертит его по указаниям ведущего).

Ведущий дает группе следующую инструкцию:

— С этого момента все вы — пассажиры авиалай­нера, совершающего перелет из Европы в Централь­ную Африку. При полете над пустыней Сахара на бор­ту самолета внезапно вспыхнул пожар, двигатели отказали, и авиалайнер рухнул на землю. Вы чудом спаслись, но ваше местоположение неясно. Известно

 

только, что ближайший населенный пункт находится от вас на расстоянии примерно 300 километров. Под обломками самолета вам удалось обнаружить 15 пред­метов, которые остались неповрежденными после ка­тастрофы.

Ваша задача — проранжировать эти предметы в соответствии с их значимостью для вашего спасе­ния. Для этого нужно поставить цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 — у второго по значимо­сти и так далее до пятнадцатого, наименее важного для вас. Заполняйте номерами первую колонку блан­ка. Каждый работает самостоятельно в течение пят­надцати минут.

Список предметов:

1. Охотничий нож.

2. Карманный фонарь.

3. Летная карта окрестностей.

4. Полиэтиленовый плащ.

5. Магнитный компас.

6. Переносная газовая плита с баллоном.

7. Охотничье ружье с боеприпасами.

8. Парашют красно-белого цвета.

9. Пачка соли.

 

10.Полтора литра воды на каждого.

11.Определитель съедобных животных и растений.

12.Солнечные очки на каждого.

13.Литр водки на всех.

14.Легкое полупальто на каждого.

15.Карманное зеркало.

После завершения индивидуального ранжирова­ния ведущий предлагает группе разбиться на пары и проранжировать эти же предметы снова в течение 10 минут уже совместно с партнером (при этом номе­рами заполняется второй столбик в бланке со списком предметов). Следующий этап игры — общегрупповое обсуждение с целью прийти к общему мнению относи­тельно порядка расположения предметов, на которое выделяется не менее тридцати минут.

Из наблюдения за работой участников хорошо вид­на степень сформированности умений организовывать Дискуссию, планировать свою деятельность, идти на компромиссы, слушать друг друга, аргументированно Доказывать свою точку зрения, владеть собой. Часто

6. Охотничий нож. Оружие для добычи пропитания.

7. Полиэтиленовый плащ. Средство для сбора дож­
девой воды и росы.

8. Охотничье ружье с боеприпасами. Может ис­
пользоваться для охоты и для подачи звукового сиг­
нала.

9. Солнечные очки на каждого. Помогут защитить
глаза от блеска песка и солнечных лучей.

 

10.Переносная газовая плита с баллоном. Посколь­
ку двигаться не придется, может пригодиться для при­
готовления пищи.

11.Магнитный компас. Большого значения не име­
ет, так как нет необходимости определять направление
движения.

12.Летная карта окрестностей. Не нужна, так как
куда важнее знать, где находятся спасатели, чем опре­
делять свое местонахождение.

13.Определитель съедобных животных и растений.
В пустыне нет большого разнообразия в животном и
растительном мире.

14.Литр водки на всех. Допустимо использовать в
качестве антисептика для обеззараживания при любых
травмах. В других случаях имеет малую ценность, по­
скольку при употреблении вовнутрь может вызвать
обезвоживание организма.

15. Пачка соли. Значимости практически не имеет.
Вариант "Двигаться к людям". Распределение по

значимости будет иметь несколько иной вид.

1. Полтора литра воды на каждого.

2. Пачка соли.

3. Магнитный компас.

4. Летная карта окрестностей.

5. Легкое полупальто на каждого.

6. Солнечные очки на каждого.

7. Литр водки на всех.

8. Карманный фонарь.

9. Полиэтиленовый плащ.

 

10.Охотничий нож.

11.Охотничье ружье с боеприпасами.

12.Карманное зеркало.

13.Определитель съедобных животных и растений.

14.Парашют красно-белого цвета.

15.Переносная газовая плита с баллоном.













































Список использованной литературы

Гуслякова Л.Г., Кувшинникова В.А., Синцова Л.К. Сборник

задач и упражнений по социальной работе.— М.: Наука,

1994.

Вартанян Л.И., Лившиц Я.З., Митяев К.Г., Цикулин В.А.

Делопроизводство: Учебное пособие.— М.: Просвещение,

1964.

Справочное пособие по социальной работе / Под ред.

A.M. Панова, Е.И. Холостовой.— М.: Юристъ, 1997.

ЗАНЯТИЕ 22

ПРОВЕДЕНИЕ ДЕЛОВЫХ БЕСЕД И ПЕРЕГОВОРОВ

"Самое страшное для тех, кто манипулирует человеческим

сознанием, — это люди, способные мыслить самостоятельно".

Мег Гринфилд

"Главнейшая дорога человеческого воспитания есть

 убеждение, а на убеждение можно действовать только убеждением".

К.Д. Ушинский

Очень часто в споре побеждает не тот, на чьей стороне истина, а тот, кто умеет быстро и точно проанализировать речь оппонента, отреагировать на нее и эффективно организовать свою речь.

Стратегия общения включает в себя (по О.Я. Гойхману):

—        осознание ситуации в целом;

—           выделение в ней основных идей и задач целенаправленного воздействия;

—    планирование, организацию и направление развития ситуации в интересах достижения поставленных задач.

Стратегия общения реализуется в речевых тактиках, под которыми понимаются речевые приемы, позволяющие достичь поставленных целей в конкретной ситуации. Например, предубеждение может выражаться с помощью почти тридцати различных ходов: "предположение", "смягчение", "утрирование", "сдвиг", "взваливание вины на другого", "повтор", "приведение примера" и др.

К числу других речевых тактик можно также отнести следующие: неожиданность, провокация, апелляция к авторитету, прогнозирование, внесение эле-

На 30 карточках напишите названия различных речевых тактик.

Разберите карточки. Разыграйте случаи из жизни социального работника (можно использовать разделы "Ситуация"), используя только вам известную тактику. Задача других — догадаться, какой речевой прием вы использовали в решении проблемы. Данное упражнение можно видоизменить — на карточках пишутся ситуации (по количеству учащихся), а речевая тактика задается всем одинаковая. У кого лучше получится использовать ее в решении данной проблемы?

мента неформальности, "прямое включение", юмор. Для социального работника важно умение самому выделять речевые тактики, чтобы использовать те из них, которые лучше всего соответствуют конкретной ситуации.

Особое значение для социальных работников имеют переговоры по различным проблемам клиентов. Переговоры представляют собой процесс целенаправленного и ориентированного на достижение необходимых результатов делового общения в форме диалога или полилога. Они проводятся в основном для того, чтобы с помощью взаимного обмена мнениями достигнуть отвечающего интересам обеих сторон соглашения и получить результаты, которые устроили бы всех участников переговоров. Чтобы добиться успехов и наилучшим образом защитить интересы клиента, необходимо в совершенстве владеть искусством вести переговоры. Существуют правила ведения переговоров, выведенные специалистами по коммуникативным умениям опытным путем.

Правила переговоров:

Всегда помните о своей задаче, будьте готовы ответить на вопрос, рассказать о том, чем вы занимаетесь.

Будьте внимательны и не перебивайте собеседника.

Не обвиняйте собеседника в том, о чем он, может быть, не имеет понятия. Это заставляет его занимать оборонительную позицию и повышает общую нервозность и агрессивность переговоров.

Будьте изначально искреннедоброжелательны. Относитесь к собеседнику с уважением, но без подобострастия.

При общении с клиентом

1.                   Крайне важно установить первичный визуальный контакт. Именно общение "глаза в глаза" способно расположить собеседника к правдивому рассказу. Известно, чем дольше человек чувствует на себе взгляд другого, тем быстрее он на него ответит.

2.                       После традиционного приветствия (рукопожатия), необходимо сесть с клиентом так, чтобы между вами не было преград (стол, возвышенность и др.). Общаться необходимо в раскрепощенной позе (скрещенные руки и ноги "закрывают" собеседников). Когда клиент и социальный работник сидят не напротив друг друга, а рядом (например, на диване) — разговор будет более откровенным.

3.                     Подсев рядом, нужно медленно продвигаться в персональное пространство клиента (120 см). При этом необходимо помнить, что дистанция до 45 см — интимная зона, "вхождение" в которую допускается только близким людям.

4.                      Прикосновения располагают к откровенной беседе. Прикосновения к клиенту выглядят естественными и непринужденными, если этими жестами заостряется внимание на каком-то месте беседы.

5.                 Необходимо внимательно прислушиваться к словам клиента.

Обычно всю необходимую информацию клиент произносит в первые 30 минут своего рассказа. Все остальное время повторяется сказанная информация и делаются не существенные для темы разговора отступления.

Умейте слышать собеседника. Старайтесь понять его настоящие мотивы и желания, о чем говорят жесты, действия, слова. Не превращайте разговор в ваш монолог, экономьте время собеседника.

Не старайтесь "перевербовать" собеседника, решить за него его проблемы.

Будьте компетентны в своей проблеме, не отвечайте выдумкой на вопрос, если не знаете ответа, и никогда не отвечайте на вопрос, если вам его не задали.

Не "хвастайтесь" бедностью и убогостью.

Говорите больше не о прошлом, а о будущем.

Не "канючьте" и не спорьте по непринципиальным вопросам.

Благодарите (за деньги, время, за совет...).

Дайте собеседнику понять, что ваша встреча с ним — самая важная и решающая.

Всегда внутренне будьте готовы к неудаче в переговорах.

При решении проблем клиентов социальному работнику часто приходится обращаться за помощью к специалистам других учреждений, организаций, ведомств. Разовые личностные контакты, в отличии от долговременных взаимных обязательств, усложняют работу социального работника, снижают эффективность его деятельности. Умение налаживать грамотные партнерские отношения с "нужными" людьми и организациями — залог успеха социального работника.

Каждому учащемуся дается задание на листе бумаги изобразить все "внешние" связи социального работника, позволяющие решать проблемы клиентов. Обсудите итоги проведенной работы в группе. Составьте итоговую схему "Взаимодействие". Распределите между собой обозначенные в схеме учреждения и организации. В ходе деловой игры попытайтесь "наладить" партнерские отношения между всеми участниками социальной работы.

Проблемы, мешающие развитию партнерских отношений:

Неясность и несогласованность интересов сторон. |

Разные представления об ожидаемых результатах./;

Слабый обмен информацией.

Отсутствие юридического оформления отношений.

Неясность в вопросах привлечения и использования финансов. Отсутствие планирования и представлений, кто и за что отвечает.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Важное место в деятельности социального работника отводится деловой беседе, представляющей собой акт непосредственной коммуникации в официально-деловой сфере, осуществляемой с помощью вербальных и невербальных средств. Деловая беседа имеет следующие характерные особенности:

— избирательный подход к предмету обсуждения с учетом цели общения и умений партнеров доступно и убедительно изложить свои позиции;

Ситуация

В социальную службу обратился мужчина с просьбой сохранить "распадающуюся" семью. Его многодетная семья (он, жена и девять детей) занимает в подъезде одного дома двухкомнатную и однокомнатную квартиры. Жена до брака с ним побывала еще в двух, от каждого у нее по трое детей. Трое детей рождены в совместном браке. Недавно жена решила развестись с ним и выйти замуж "залюбимого человека". Она настаивает на разводе и желает, прописав нового мужа в двухкомнатной квартире, оставить бывшему мужу и его детям однокомнатную.

Как поступить социальному работнику в этом случае?

Есть ли какие-то ограничения для расторжения брака в семьях, имеющих троих и более детей?

Какие службы необходимо привлечь к решен ию дан -ной проблемы?

Практические задания

Используя дифференциальный алгоритм чтения, резюмируйте основное содержание небольшой газетной заметки (около 1000 печатных знаков).

Проведите ролевую игру "переговоры " в паре "социальный работник работник муниципальной администрации" на любую из тем:

—       права клиента;

—    права социального работника;

—        программа социального развития административного округа;

—    поддержка инициативного общественного объединения;

—       празднование юбилея заслуженного человека и др.

Практическое занятие

Игра "Необитаемый остров" (по книге: Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений: Методические разработки занятий.— М.: Новая школа, 1993.— 47 с).

Класс разбивается на две группы. Каждой группе дается задание взять на воздушный шар из перечисленных ниже вещей груз весом не более 100 кг. При этом обязательно соблюдение правил.

Правила.

1.     Высказать свое мнение может любой член экипажа.

2.     Количество высказываний одного человека не ограничивается.

3.     Решение принимается, когда за него проголосуют все члены экипажа без исключения.

4. Если хотя бы один член экипажа возражает против принятия данного решения, оно не принимается, и группа должна искать иной выход.

5.      Решения должны быть приняты в отношении всего перечня предметов и вещей.

"Воздушный шар".

Канат — 50 кг.

Аптечка с медикаментами — 5 кг.

Компас гидравлический — 6 кг.

Консервы мясные и рыбные — 20 кг.

Секстант (прибор для определения местонахождения по звездам) — 5 кг.

Винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов — 25 кг.

Конфеты разные — 20 кг.

Спальные мешки (по одному на члена экипажа) — 10 кг.

Ракетница с комплектом ракет — 8 кг.

Палатка 10-местная — 20 кг.

Канистра с питьевой водой — 20 л.

Географические карты — 25 кг.

Лодка резиновая, надувная — 25 кг.

Затем, при соблюдении тех же правил, ведущий "задает" группам различные ситуации, связанные с их пребыванием на необитаемом острове.

"Необитаемый остров".

1.          Власть.

2.          Распределение результатов труда.

3.        Обязанности.

4.            Права.

5.      Нравственно-психологический кодекс.                                                                                                                                                                                        

6.          Санкции за нарушение установленных правил. 

 

Список использованной литературы

Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Пав-ленок.— М.: ИНФРА-М, 1997.

Алексеева О. Третий сектор, или Благотворительность для "чайников".— М.: Изд-во Благотворительного фонда Би-би-си МПМ Лимитед, 1997.

Теория и методика социальной работы: Краткий курс / Под ред. Жукова В.И.— М.: Союз, 1994.

 

Занятие 23

Дата: 2019-04-23, просмотров: 234.