Психологические игры и упражнения Игоря Викторовича Вачкоеа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В этом блоке представлены игры, направленные на развитие коммуникативных навыков, профессионально важных для будущих социальных работников и со­циальных педагогов. Эффективному общению способ­ствуют умения "вжиться" в образ другого человека, хорошо понимать его внутренний мир.

Упражнение "Встреча взглядами"

Вариант I. Все участники стоят в кругу, опустив головы вниз. По команде ведущего они одновременно поднимают головы. Их задача — встретиться с кем-то взглядом. Та пара игроков, которой это удалось, покидает круг.

Вариант II. Отличается противоположной постанов­кой задачи — ни с кем не встретиться взглядом.

Упражнение "Дискуссия в ролях друг друга "

Участнику, исполняющему роль другого, необхо­димо отразить не только его манеру поведения и речи, характерные жесты и особенности мимики, но и — в той или иной степени — систему взглядов, ценност­ные установки, стиль мышления. Сделать это далеко не просто и удается не всем и не всегда. Тем не менее для многих участников группы является чрезвычай­но важным увидеть со стороны свои даже чисто вне­шние поведенческие проявления. "Неужели я так делаю?" — часто недоумевает человек, наблюдая за тем, как партнер демонстрирует какое-нибудь его ха­рактерное движение или интонационные особеннос­ти. Получая подтверждение, участник открывает нечто новое в себе и обогащает представление о своем физическом "я".

Вариант I. Группа делится пополам. Одна половина образует внутренний круг участников дискуссии, другая — внешний круг наблюдателей. Каждый из участ­ников дискуссии вытягивает карточку с именем кого-то из членов группы, сидящих во внутреннем круге. Каждый из наблюдателей получает задание следить за одним из участников дискуссии с целью определить, чью роль тот играет.

Ведущий задает тему дискуссии, которая может касаться любого вопроса: "Нужны ли дома животные?", "Есть ли в жизни настоящая любовь?", "Верить ли в магическую силу сглаза и порчи?", "Стоит ли идти на выборы? ", "Что особенно отталкивает и что привлекает в людях?" и т. д.

Дискуссия может продолжаться пять — десять минут. По ее завершении слово предоставляется наблюдателям. Те высказывают предположение относи­тельно роли своего подопечного. Прежде чем сам исполнитель подтвердит или опровергнет это мнение, другие члены группы, включая участников дискуссии, выдвигают свои предположения, обосновывая их. После того, как участники дискуссии раскроют, кого они изображали, обсуждается успешность и точность исполнения ролей.

Затем участники дискуссии становятся наблюда­телями, а те, получив карточки, начинают новую дискуссию в ролях друг друга.

Вариант И. Участники дискуссии играют не роли друг друга, а роли наблюдателей. Те в свою очередь следят за всеми игроками, пытаясь найти "себя".

Вариант III. Если группа невелика, то не имеет смыс­ла разбивать ее пополам: игроки исполняют роли друг друга в дискуссии и потом вместе пытаются опреде­лить роль каждого.

Список использованной литературы

Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок.— М.: ИНФРА-М, 1997.

Ван Дейк Т.А. Язык, познание, коммуникация.— М.: Про­гресс, 1989.

Васильева А.Н. Основы культуры речи.— М., 1990. Введение во Храм Слова: книга для чтения с детьми в школе и дома.— М.: Школа-Пресс, 1994. Гойхман О.Я., Надеина Т.Н. Основы речевой коммуника­ции: Учебник.— М.: ИНФРА-М, 1997.

Гуслякова Л.Г., Кувшинникова В.А., Синцова Л.К. Сборник задач и упражнений по социальной работе.— М.: Наука, 1994.

Иванова С.Ф. Говори: Уроки развивающей риторики.— М.: Школа-Пресс, 1997.

Полищук Г.Г. Русский язык и культура общения: Пойми меня правильно: Научно-популярное издание.— Саратов: Слово, 1998.

Журнал "Социальная работа".

Газеты: "Собеседник", "Я — молодой", "Аргументы и факты".


Ход упражнения.

1. Обучающийся знакомится с краткой информацией и на ее основе пишет письмо-представление.

2. Затем преподаватель зачитывает пять писем,
написанных другими обучающимися, и обсуждает достоинства и недостатки каждого из них.

3. Обучающийся переписывает свое письмо-пред­ставление и обсуждает с преподавателем первоначальное и исправленное письма, объясняя причину исправлений или отсутствия таковых.

Обсудите приведенные ниже письма-представления.

1.   Уважаемая Галина Ивановна!

Я буду в вашем районе, и мне бы хотелось заскочить к Вам, чтобы поприветствовать Вас и переговорить насчет сырости в квартире. Если у Вас есть какие-то другие проблемы, то хотелось бы поговорить и о них.

Надеюсь, что вторник, 17 числа, 3 часа дня будет для Вас удобным временем. Надеюсь на встречу с Вами в это время. Но специально не ждите, я зайду еще, если не застану Вас.

Ваш Виктор Михайлович Бурденко.

2. Уважаемые Галина Ивановна и Александр Владимирович! Меня зовут Вера Сидорова, я учащаяся-практикант по социальной педагогике службы социальной защиты населения г. Энского, где работала Марина Петровна Ковалева. Она и попросила меня связаться с Вами, и я бы хотела узнать, удобно ли мне зайти к Вам во вторник (17 числа) в 3 часа дня?

Надеюсь на встречу с Вами обоими и думаю, что смогу помочь Вам.

Вера Сидорова, учащаяся-социальный педагог.

3.   Уважаемая Галина Ивановна!

Марина Петровна Ковалева упомянула о Ваших трудностях с мужем и просила меня связаться с Вами с тем, чтобы как-то Вам помочь. Я зайду в Центр по работе с пожилыми людьми во вторник после двенадцати. Нам будет предоставлена тихая комната, если Вы пожелаете обсудить этот воп рос. Если Вы захотите, то кто-нибудь из сотрудников Центра может поприсутствовать при нашей беседе. Надеюсь на встречу с Вами во вторник.

Искренне Ваша, Вика Михайлова, социальный педагог (учащаяся).

4.    Уважаемые Галина Ивановна и Александр Влади­
мирович! Я работаю в том же бюро, что и Марина Петровна Ковалева, которая перешла на другую должность. К сожалению, у нее сложилась критическая ситуация на прошлой неделе, и она не смогла представить меня Вам лично.

Я знаю, что Вы испытываете некоторые трудно­сти, поэтому мне хотелось бы зайти к Вам и подумать, не смогу ли я что-либо сделать для Вас. Возможно, мы могли бы обсудить Ваши проблемы, выбрать одну их них и довести ее решение до конца. Пожалуйста, позвони­те и сообщите, удобно ли Вам, если я навещу Вас 17 ноября в 3 часа дня.

Искренне Ваш, Петр Сергеевич Сидоренко. Федор Михайлович Попов, руководитель практики.

5.    Уважаемые Галина Ивановна и Александр Влади­
мирович! Настоящим уведомляем Вас о том, что в соответствии с графиком работы службы занятости вашего района, 17 ноября в 15.00 в вашем доме состоится встреча с новым социальным педагогом — Анной Марковной Федосеевой. С уважением, A . M . Федосеева.

Возможен анализ писем по графику "Стиль письма": фамильярность, пессимистичность - оптимистичность,  формальность

ЗАНЯТИЕ  21





Дата: 2019-04-23, просмотров: 233.