Психологические игры и упражнения Игоря Викторовича Вачкова
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Упражнение "Зеркало-1"

Упражнение нацелено на развитие наблюдатель­ности и коммуникативных способностей учащихся — будущих социальных педагогов. Педагогическое воз­действие немыслимо без наличия указанных способ­ностей.

Игра проводится в парах. Один из игроков стано­вится зеркалом. Второй игрок показывает ему какое-нибудь движение, а тот, как зеркало, тотчас должен повторить это движение.

Упражнение "Зеркало-2"

Игра также проводится в парах. Один из игроков должен изобразить на лице какую-либо эмоцию (например, гнев — губы сжаты, брови нахмурены; удивление — рот чуть-чуть приоткрыт, кончики бровей при­подняты, глаза широко открыты), а второй игрок должен придать своему лицу то же самое выражение и угадать эмоцию.

Список использованной литературы

Антология социальной работы: В 5 т. / Сост. М.В. Фир-сов.— М.: Сварогъ НПФ СПТ, 1994.

Арнольдов А.И., Бочарова В.Г., Вульфов Б.З. и др. Социальная педагогика: вопросы теории и практики: Методические материалы.— М.: Изд-во Центра социальной педагогики РАО и АСОПиР РФ, 1994.

Непременным условием творческого использования научных достижений на занятиях является непосредственное участие обучающихся в научно-исследовательской работе.

Современный социальный работник — это специалист в области социальной инженерии и технологии, глубоко разбирающийся в правовых, нравственных и психологических особенностях жизнедеятельности людей, обладающий высокой юридической подготовлен­ностью, медико-психологической компетентностью, наблюдательностью, вниманием, милосердием и любо­вью к человеку, высокими нравственными качествами.

Сегодня ни одно развитое государство не может обойтись без социальных работников, прошедших подготовку в университетах и специальных учебных заведениях. Социальные работники профессиональ­но помогают всем нуждающимся решать проблемы, возникающие в их повседневной жизни, в первую очередь тем, кто не защищен в социальном плане (пожилым людям, инвалидам, детям, лишенным нормаль­ного семейного воспитания, лицам с психическими расстройствами, алкоголикам, наркоманам, больным СПИДом, семьям из "групп риска", лицам с девиантным поведением). Они не только снимают соци­альную напряженность, но и участвуют в разработке законодательных актов, призванных более полно выразить интересы различных слоев населения.

В конце XX века в России в условиях экономи­ческого кризиса, безработицы, резкого изменения характера и форм социальных отношений, потери для многих людей социальных перспектив возросла опас­ность социальных конфликтов, депрессии. Все это усиливает значимость профессиональной подготов­ки специалистов в области социальной работы. -:•-- В качестве специальности по дневной, вечерней и заочной формам обучения социальная работа была открыта Приказом Государственного комитета СССР по образованию от 7 августа 1991 г. №376 (2). 25 сентября 1991 г. был утвержден учебный план специальности 03.12 — "социальная работа", предусматривающий четырехлетний срок обучения с присвоением квалификации "социальный работник".

Подготовка специалистов социальной работы базируется на комплексе предметов. В учебный план включены дисциплины по четырем циклам: общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины (философия, история, право, экономика, культурология, политология и др.); общие математические и естественнонаучные дисциплины (математика, информатика и вычислительная техника, концепции современного естествознания и др.); об­щепрофессиональные дисциплины (теория социальной работы, технология социальной работы, история социальной работы в России, социальная работа за рубежом, психология, практическая психология и психодиагностика, конфликтология, общая и социальная педагогика, медико-социальные основы здоровья, со­циология, социальное право, этика социальной рабо­ты, экономика социальных служб, менеджмент соци­альной работы); дисциплины специализации.

В общей стратегии развития социального образова­ния вопрос о специализациях является приоритетным.

Один из главных дискутируемых сегодня вопро­сов социальной работы — вопрос о принципах и формах обучения специалистов в области социальной работы. Наиболее отчетливо проявляются две тенден­ции: первая — обучающийся получает знания, выбран­ные преподавателем, который затем контролирует процесс усвоения этих знаний учениками; вторая — обучающийся становится участником организации и осуществления процесса обучения. В этом случае важ­но выработать умение самостоятельно анализировать, творчески подходить к соединению теоретических и практических заданий. Эта тенденция наиболее перспективна, так как она ориентирована на активизацию познавательной и социальной активности учащихся. Она позволяет оптимизировать взаимодействие пре­подавателей и обучающихся, приблизить обучение к Жизни.

Вопросы для самоконтроля

Какие особенности подготовки социальных работни­ков вы бы выделили?

Какие специализации, разновидности профессии "со­циальный работник" вы знаете?

Если бы вы были преподавателем социальной работы, как бы вы изменили ход образовательного процесса?

Ситуация

Что в первую очередь должен сделать социальный работник в приведенной ниже ситуации? Консульта ции и помощь каких специалистов необходимы бывшей жене и в каких формах? Имеет ли право отец на уча стие в воспитании детей? Каким образом социальный работник может помочь ему в защите своих прав?

"Всегда честно мужа предупреждала: уйдешь из семьи — потеряешь детей. Сначала он боялся и, хотя ни в чем себе не отказывал, возвращался домой на рассвете навеселе, забывал приносить получку, но воскресные дни всегда проводил дома с детьми. Но вот появилась новая любовь, и Виктор забыл обо всех. Трое маленьких детей его не удерживали и не останавливали. Уходя из дома, он дошел до такой низости, что забрал телевизор, который так любят дети. И еще имел наглость заявлять на суде, что это единственное, что он взял, а квартиру, обстановку, лодку — все нам оставил. А по-моему, любящий отец должен уйти от детей в одних носках! На суде я раз и навсегда сказала: "Детей больше не увидишь! Заводи себе новых! Никакой суд тебе не поможет, тем более что все на моей стороне, даже свекровь". Она с его новой женой даже не здоровается, и я разрешаю ей видеть внуков. Через неделю Виктор пришел домой как ни в чем не бывало. А я вста­вила новые замки и отвезла детей к тетке. Если мать захочет, никто не заставит ее отдать детей бросившему их отцу. Нет таких законов".

Практические задания

Переписка с обучающимися социальной работе в других странах.

Посещение объектов социально-педагогической практики.

Работа в библиотеках, в том числе через Интернет.

Посещение образовательных учреждений, осуще ствляющих подготовку социальных педагогов и соци­альных работников разного уровня:

—   допрофессиональная подготовка (общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного образования детей и др.);

—   начальное профессиональное образование
(общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного образования детей, учреждения начального профессионального образования, курсы довузовской подготовки и др.);

— среднее профессиональное образование (ссузы, первые курсы вузов и др.);

— высшее профессиональное образование (институты, университеты, школы социальной работы и др.);

— послевузовское образование (институты повышения квалификации, курсы переподготовки, аспирантура, докторантура и др.).


Список использованной литературы

Андерсон Б. Образование в сфере социальной работы — некоторые педагогические и организационные проблемы // Социальная политика и социальная дифференциация.— М.— Барнаул, 1994.

Арнольдов А.И., Бочарова В.Г., Вульфов Б.З. и др. Социальная педагогика: вопросы теории и практики: Методические материалы.— М.: Изд-во Центра социальной педагогики РАО и АСОПиР РФ, 1994.

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.— М.: Педагогика, 1989.

Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы.— М.: SvR-Аргус, 1994.

Бочарова В.Г. Задачи и перспективы развития социаль­ной педагогики в современных условиях.— М.: ЦСП РАО, 1996.

Государственный образовательный стандарт высшего про­фессионального образования.— М.: Изд-во Госкомитета РФ по высшему образованию, 1995.

Григорьев СИ., Гуслякова Л.Г., Ельчанинов В.А. и др. Те­ория и методология социальной работы.— М.: Наука, 1994.

Гуслякова Л.Г., Кувшинникова В.А., Синцова Л.К. Сборник задач и упражнений по социальной работе.— М.: Наука, 1994.

Зимняя И.А. Подготовка социального работника как много­уровневый процесс / Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России // Социальная работа.— Вып.6.— М., 1992.

Клименко Н.Ю. Социально-педагогические условия про­фессионального становления социального работника (На опыте Заполярья): Автореф. дис. ...канд. пед. наук.— М., 1997.

Кудрявцев Ю.А., Тышкевич Б.И. Подготовка социального работника: нормативно-правовые аспекты // Социальная работа.— 1992.— № 5.

Никитина Л.Е., Симонович В.Л. Практическое обучение со­циального педагога в вузе.— Березники: "Типография купца Тарасова", 1999.

Образование в области социальной работы в России.— М.: Изд-во Московской высшей школы социальных и эконо­мических наук, 1996.

Обучение социальной работе: Преемственность и инно­вации / Под. ред. Ш. Рамон, Р. Сарри; Пер. с англ. под ред. Ю.Б. Шапиро.— М.: Аспект Пресс, 1996.

Обучение социальной работе: состояние и перспективы. Материалы Международных конгрессов Школ социальной работы.— М.: АСОПиР, 1997.

Обучение социальной работе в России. Программы и тех­нологии. 4.1. Социальная работа: наука и профессия.— М.: АСОПиР, 1997.

Обучение социальной работе в России. Программы и тех­нологии. 4.2. Педагогика социальной работы.— М.: АСО­ПиР, 1997.

Полонский В.М. Словарь понятий и терминов по законода­тельству Российской Федерации об образовании.— М.: МИРОС, 1995.

Программы высших учебных заведений для специально­сти № 03.11.00 "социальная педагогика": В 4 ч.— М.: Изд-во НИИСО и УК АПН СССР, 1991.

Профессиональная деятельность социального работника: содержание и организация. Библиотечка социального работника.— М.: Изд-во Института молодежи, 1993. Сорочинская Е:Н. Теория и практика подготовки соци­альных педагогов детско-юношеских объединений: Авто­реф. дисс. ... д-ра пед. наук: 13.00.08.— М., 1996. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: В 2 т. / Под ред. Яркиной Т.Ф., Бочаро­вой В.Г.— М.— Тула: Изд-во Ассоциации социальных пе­дагогов и социальных работников Российской Федерации, 1993.

Топчий Л.В. Проблемы подготовки кадров социальных ра­ботников в Российской Федерации // Социальная рабо­та.— Вып.2.— М.,1992.

 

 

Большую роль в деятельности социального работника играют телефонные переговоры.

2. Займите объективную и партнерскую позицию
по отношению к говорящему.

3. Проявляйте интерес к тому, что и о чем говорят.

4. Подумайте, чем основное содержание речи может помочь вам.

5. Проявляйте больше эмоций.

6. Постарайтесь предугадывать события сообщения.

7. Вспомните, что вы уже знаете о произносимом. Умение анализировать услышанное.

Культура телефонного общения предполагает соблюдение следующих правил:

Звонят социальному работнику:

— уважение к клиенту проявляется до начала разговора, когда трубка снимается социальным работником после второго звонка (долгое ожидание способствует возникновению негодования и обиды);

— поднимая трубку, необходимо улыбнуться (тогда звучание голоса приобретет приветливый тон) и без всяких пауз назвать свое учреждение (фирму), представиться и поздороваться — в этом случае снимается напряжение и улучшается настроение клиента;

— интонация голоса при разговоре по телефону должна быть приветливой, энергичной, уверенной; произношение — внятное; темп средний или немного замедленный (разговор в этом случае приобретет партнерский характер); интонация автоматически становится правильной, если сидеть прямо и удерживать на лице улыбку;

— начиная с представления клиента (принято переспросить или даже попросить клиента продиктовать свою фамилию по буквам) и во время всего разговора необходимо делать конспективные записи, время разговора по телефону — рабочее время, и его результаты должны быть наглядны;

— слушая клиента, необходимо вникать не только в то, что он говорит, но и как он это делает, оценивая особенности его речи, уровень культуры и интеллек­
та; необходимо изменять тон своего голоса в зависимости от интонаций клиента: с раздраженным человеком разговаривают спокойным, понимающим тоном, с застенчивым — приветливым, с усталым — бодрым тоном;

— при плохом качестве связи не принято повышать голос, кричать; необходимо спокойным голосом спросить у клиента "Вы меня не слышите?" и, в случае утвердительного ответа, предложить ему на выбор: перезвонить еще раз или подождать звонка социального
работника;

— не принято сообщать причину, по которой нужный для звонящего человек не может подойти к телефону, просто сообщается, когда можно перезвонить;

— если разговор затягивается, становится обременительным, необходимо помочь клиенту вопросами: "Чем же конкретно я могу Вам помочь?", "Что конкретно Вас интересует?", "Вы ничего не забыли спросить?";

— резюмировать все просьбы, вопросы, претензии, замечания; допустим переход на чуть заметный командный тон с сообщением необходимой клиенту информации; затем высказывается надежда на скорую встречу и говорятся слова прощания (с ожиданием ответных слов), после этого кладется трубка;

— типичными ошибками при разговоре с позвонившим являются: безразличная, сухая, ленивая, раздражительная, резкая, пренебрежительная, ироничная интонация или заискивающий, просительный, напряженный, неуверенный тон голоса, незнание предмета разговора, не владение правилами этикета;

— обычно первым всегда заканчивает разговор тот,
кто позвонил.

Звонит социальный работник:

— вначале необходимо поздороваться, выдержать паузу для ответного приветствия, затем представиться, представление позволяет облегчить процесс включения в разговор противоположной стороне, экономит время) и сообщить в сжатой форме причину звонка. Начинающему социальному работнику рекомендуется перед звонком на листе бумаги сформулировать свою просьбу или вопросы;

— если заранее известно, что предстоит долгий разговор, необходимо спросить у собеседника: располагает ли он временем, удобно ли ему сейчас разговаривать.

Научиться правильно вести телефонные перего­воры можно только часто практикуясь в этом. Используйте возможность работы в парах на практических занятиях. Придумайте сценарии диалогов "клиент — социальный работник"; "социальный работник — руководитель"; "социальный работник — спонсор" и т. п., проиграйте их, следя за соблюдением выше названных правил.

Информационная речь должна строиться с учетом интеллектуальных способностей слушателей, их позна­вательных возможностей и интереса к теме. Выступаю­щий (оратор) должен постоянно концентрировать внима­ние на предмете изложения, придерживаться строгой формы изложения, ориентируясь на реакцию аудитории. Убеждающая речь обращается к чувствам и эмоци­ям слушателей и воздействует на их волю, поэтому она должна строиться с учетом их эмоциональной восприимчивости и эмоциональной культуры, учитывать их жизненный опыт и конкретную речевую ситуацию. Оратору необходимо психологически настроиться на аудиторию, избегать излишней сентиментальности при выражении эмоций.

Развлекательная речь в наибольшей степени должна быть ориентирована на аудиторию, учитывать ее сиюминутные интересы и конкретную ситуацию. Здесь оратор более свободен в выборе речевых форм, может использовать выразительную лексику, юмор, послови­цы, поговорки.

Все виды устной речи должны быть построены в соответствии с законами композиции, которые предполагают членение текста на вступление, основную часть и заключение.

Вступление. Задача: привлечь внимание к предме­ту речи, установить связь между темой, слушателем и оратором. Начало речи должно быть по возможности более эффектным, нетрадиционным для данной ситуа­ции. Речевые приемы: ретроспективный обзор затра­гиваемой темы; рассмотрение темы с позиций сегод­няшнего дня; разъяснение основных понятий темы; перечисление благоприятных предпосылок, облегчающих слушателю восприятие темы; изложение ошибок, предрассудков, одностороннего подхода к проблемам темы; использование поговорок, цитат, анекдотов, срав­нений; изложение плана предстоящей речи.

Основная часть. Задача: раскрыть главную идею выступления с помощью логически безупречных и до­стоверных аргументов. Речевые приемы: индуктивное (от изложения типичных, конкретных, известных явлений переходить к выявлению закономерностей и обоб­щению) или дедуктивное рассуждение, движение от Ч проблемы к ее решению, опора на причинно-следственные связи, хронологическое или пространственное изложение, изложение от знакомого к незнакомому и т. д.

Заключение. Задача: подвести итоги выступления. Речевые приемы: изложение основной идеи выступления в виде тезиса; заключительный вывод из своих высказываний; выражение своего личного отношения к содержанию выступления; указание на еще не ре­шенные проблемы; апеллирование к слушателям (с предостережением, пожеланием, призывом и т. д.); остроумное высказывание; благодарность за внимание и предоставленную возможность выступить.

Писать целиком текст выступления необязательно. Рекомендуется составлять развернутый план-конспект речи, состоящий из отдельных предложений и отража­ющий смысловые отношения между этими предложе­ниями при помощи буквенно-цифровых обозначений и системы отступов (т. е. некоторой схемы выступления).

Когда речь подготовлена, следующий важный этап — ее исполнение, т. е. непосредственное произ­несение перед аудиторией. Возможны различные спо­собы исполнения: чтение с листа полностью записан­ного текста, произнесение заученной наизусть речи, произнесение с опорой на план-конспект и т. п. Наи­более выигрышным считается произнесение речи по заученному плану-конспекту.

Тренировка в произнесении речи вслух необходи­ма при любом выбранном оратором способе исполне­ния. Во время такой тренировки нужно окончательно затвердить в памяти последовательность мыслей, най­ти наиболее выразительные словесные формулировки для самых важных частей речи. Рекомендуется макси­мально приближать тренировку к условиям реального выступления: постоянно представлять перед собой аудиторию, произносить речь целиком, не отбрасывая отдельные ее части, говорить с полным напряжением, несмотря на искусственность ситуации, и т. п. Особен­но важно во время тренировки поработать над звуча­нием голоса, интонацией и жестами. При этом необхо­димо знать основные принципы звукового оформления речи, а также нормы произношения.

Важными понятиями, играющими большую роль в устной коммуникации, являются голос, интонация и

ДИКЦИЯ.

Затем текст читают вслух в соответствии с его ин­тонационной разметкой.

Орфоэпические нормы языка — это правила про­изношения и ударения. Правильное произношение слов является основным критерием культуры речи и показателем уровня образования человека.

Каждому режет слух, когда он слышит "портфель" или "магазин", и сразу возникает ощущение, что гово­рит малограмотный человек.

В русском языке существует довольно много случа­ев, когда даже хорошо образованные люди делают ошибки в произношении и ударении, поскольку в свое время не усвоили правильный вариант. Это, естествен­но, портит впечатление о человеке, препятствует его позитивной самопрезентации.

Примечание: основное содержание занятия изложено по разделу книги: Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок.— М.: ИНФРА-М, 1997.




Вопросы для самоконтроля

Раскройте основные средства общения: язык, мимика, жесты, движения.

Назовите основные задачи в общении социального работника.

Какова последовательность работы над текстом?

Как вы понимаете утверждение, что есть люди, кото­рые слушают, а есть, те, кто слышат?

Назовите основные недостатки при слушании.

Какие умения необходимы для развития навыков эффективного слушания?

Практические задания

Подготовьте и произнесите пятиминутную речь на тему "Проблемы современной молодежи .

Действие сообща: деловая игра "Собрание коллектива".

Ведение переговоров и дебаты; работа в паре: ро­ левые игры "Клиент социальный работник"; "Соцальный работникработодатель ';"Социальный ра­ботник спонсор". Итог: составление договоров.

Умение брать интервью: составление анкет-ин­ тервью.

Умение выслушивать своего подопечного: решение социально-педагогических задач.

Умение интерпретировать текст клиента (заяв­ ление, просьба, жалоба и т. д.): интерпретация тек стов.

Прослушайте (или прочитайте) речь какого-ни­ будь оратора и попробуйте выделить речевые такти ки, которые он использовал.

Ситуация

Какую ошибку в своем поведении допустила жен щина? Назовите основные проблемы данной семьи, которые можно разрешить. Сформулируйте тактику и систему работы с этой семьей.

"Когда я впервые узнала, что у моего мужа есть возлюбленная на стороне, я просто начала сходить с ума. Жили мы всегда довольно замкнуто, и кроме старшей дочери поделиться бедой мне было не с кем. Она сразу встала на мою сторону, даже перестала разгова­ривать с отцом. Потом муж переехал жить к своей любовнице. Я поехала к нему с детьми и, конечно, не сдержалась, устроила скандал, кричала, билась в исте­рике. Дочь меня еле увела...

Первый раз мы по-настоящему поссорились. Дочь обиделась, стала нервной, молчаливой, перестала со мной делиться, часто плачет. Охладела она и к отцу, ведь я сама внушила, что он предатель. Чувствую, что теряю дочь! Вот такой дорогой ценой, слезами и нервами моих детей оплачен наш развод".

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 344.