Упражнение "Зеркало-1"
Упражнение нацелено на развитие наблюдательности и коммуникативных способностей учащихся — будущих социальных педагогов. Педагогическое воздействие немыслимо без наличия указанных способностей.
Игра проводится в парах. Один из игроков становится зеркалом. Второй игрок показывает ему какое-нибудь движение, а тот, как зеркало, тотчас должен повторить это движение.
Упражнение "Зеркало-2"
Игра также проводится в парах. Один из игроков должен изобразить на лице какую-либо эмоцию (например, гнев — губы сжаты, брови нахмурены; удивление — рот чуть-чуть приоткрыт, кончики бровей приподняты, глаза широко открыты), а второй игрок должен придать своему лицу то же самое выражение и угадать эмоцию.
Список использованной литературы
Антология социальной работы: В 5 т. / Сост. М.В. Фир-сов.— М.: Сварогъ НПФ СПТ, 1994.
Арнольдов А.И., Бочарова В.Г., Вульфов Б.З. и др. Социальная педагогика: вопросы теории и практики: Методические материалы.— М.: Изд-во Центра социальной педагогики РАО и АСОПиР РФ, 1994.
Непременным условием творческого использования научных достижений на занятиях является непосредственное участие обучающихся в научно-исследовательской работе.
Современный социальный работник — это специалист в области социальной инженерии и технологии, глубоко разбирающийся в правовых, нравственных и психологических особенностях жизнедеятельности людей, обладающий высокой юридической подготовленностью, медико-психологической компетентностью, наблюдательностью, вниманием, милосердием и любовью к человеку, высокими нравственными качествами.
Сегодня ни одно развитое государство не может обойтись без социальных работников, прошедших подготовку в университетах и специальных учебных заведениях. Социальные работники профессионально помогают всем нуждающимся решать проблемы, возникающие в их повседневной жизни, в первую очередь тем, кто не защищен в социальном плане (пожилым людям, инвалидам, детям, лишенным нормального семейного воспитания, лицам с психическими расстройствами, алкоголикам, наркоманам, больным СПИДом, семьям из "групп риска", лицам с девиантным поведением). Они не только снимают социальную напряженность, но и участвуют в разработке законодательных актов, призванных более полно выразить интересы различных слоев населения.
В конце XX века в России в условиях экономического кризиса, безработицы, резкого изменения характера и форм социальных отношений, потери для многих людей социальных перспектив возросла опасность социальных конфликтов, депрессии. Все это усиливает значимость профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы. -:•-- В качестве специальности по дневной, вечерней и заочной формам обучения социальная работа была открыта Приказом Государственного комитета СССР по образованию от 7 августа 1991 г. №376 (2). 25 сентября 1991 г. был утвержден учебный план специальности 03.12 — "социальная работа", предусматривающий четырехлетний срок обучения с присвоением квалификации "социальный работник".
Подготовка специалистов социальной работы базируется на комплексе предметов. В учебный план включены дисциплины по четырем циклам: общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины (философия, история, право, экономика, культурология, политология и др.); общие математические и естественнонаучные дисциплины (математика, информатика и вычислительная техника, концепции современного естествознания и др.); общепрофессиональные дисциплины (теория социальной работы, технология социальной работы, история социальной работы в России, социальная работа за рубежом, психология, практическая психология и психодиагностика, конфликтология, общая и социальная педагогика, медико-социальные основы здоровья, социология, социальное право, этика социальной работы, экономика социальных служб, менеджмент социальной работы); дисциплины специализации.
В общей стратегии развития социального образования вопрос о специализациях является приоритетным.
Один из главных дискутируемых сегодня вопросов социальной работы — вопрос о принципах и формах обучения специалистов в области социальной работы. Наиболее отчетливо проявляются две тенденции: первая — обучающийся получает знания, выбранные преподавателем, который затем контролирует процесс усвоения этих знаний учениками; вторая — обучающийся становится участником организации и осуществления процесса обучения. В этом случае важно выработать умение самостоятельно анализировать, творчески подходить к соединению теоретических и практических заданий. Эта тенденция наиболее перспективна, так как она ориентирована на активизацию познавательной и социальной активности учащихся. Она позволяет оптимизировать взаимодействие преподавателей и обучающихся, приблизить обучение к Жизни.
Вопросы для самоконтроля
Какие особенности подготовки социальных работников вы бы выделили?
Какие специализации, разновидности профессии "социальный работник" вы знаете?
Если бы вы были преподавателем социальной работы, как бы вы изменили ход образовательного процесса?
Ситуация
Что в первую очередь должен сделать социальный работник в приведенной ниже ситуации? Консульта ции и помощь каких специалистов необходимы бывшей жене и в каких формах? Имеет ли право отец на уча стие в воспитании детей? Каким образом социальный работник может помочь ему в защите своих прав?
"Всегда честно мужа предупреждала: уйдешь из семьи — потеряешь детей. Сначала он боялся и, хотя ни в чем себе не отказывал, возвращался домой на рассвете навеселе, забывал приносить получку, но воскресные дни всегда проводил дома с детьми. Но вот появилась новая любовь, и Виктор забыл обо всех. Трое маленьких детей его не удерживали и не останавливали. Уходя из дома, он дошел до такой низости, что забрал телевизор, который так любят дети. И еще имел наглость заявлять на суде, что это единственное, что он взял, а квартиру, обстановку, лодку — все нам оставил. А по-моему, любящий отец должен уйти от детей в одних носках! На суде я раз и навсегда сказала: "Детей больше не увидишь! Заводи себе новых! Никакой суд тебе не поможет, тем более что все на моей стороне, даже свекровь". Она с его новой женой даже не здоровается, и я разрешаю ей видеть внуков. Через неделю Виктор пришел домой как ни в чем не бывало. А я вставила новые замки и отвезла детей к тетке. Если мать захочет, никто не заставит ее отдать детей бросившему их отцу. Нет таких законов".
Практические задания
Переписка с обучающимися социальной работе в других странах.
Посещение объектов социально-педагогической практики.
Работа в библиотеках, в том числе через Интернет.
Посещение образовательных учреждений, осуще ствляющих подготовку социальных педагогов и социальных работников разного уровня:
— допрофессиональная подготовка (общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного образования детей и др.);
— начальное профессиональное образование
(общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного образования детей, учреждения начального профессионального образования, курсы довузовской подготовки и др.);
— среднее профессиональное образование (ссузы, первые курсы вузов и др.);
— высшее профессиональное образование (институты, университеты, школы социальной работы и др.);
— послевузовское образование (институты повышения квалификации, курсы переподготовки, аспирантура, докторантура и др.).
Список использованной литературы
Андерсон Б. Образование в сфере социальной работы — некоторые педагогические и организационные проблемы // Социальная политика и социальная дифференциация.— М.— Барнаул, 1994.
Арнольдов А.И., Бочарова В.Г., Вульфов Б.З. и др. Социальная педагогика: вопросы теории и практики: Методические материалы.— М.: Изд-во Центра социальной педагогики РАО и АСОПиР РФ, 1994.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.— М.: Педагогика, 1989.
Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы.— М.: SvR-Аргус, 1994.
Бочарова В.Г. Задачи и перспективы развития социальной педагогики в современных условиях.— М.: ЦСП РАО, 1996.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.— М.: Изд-во Госкомитета РФ по высшему образованию, 1995.
Григорьев СИ., Гуслякова Л.Г., Ельчанинов В.А. и др. Теория и методология социальной работы.— М.: Наука, 1994.
Гуслякова Л.Г., Кувшинникова В.А., Синцова Л.К. Сборник задач и упражнений по социальной работе.— М.: Наука, 1994.
Зимняя И.А. Подготовка социального работника как многоуровневый процесс / Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России // Социальная работа.— Вып.6.— М., 1992.
Клименко Н.Ю. Социально-педагогические условия профессионального становления социального работника (На опыте Заполярья): Автореф. дис. ...канд. пед. наук.— М., 1997.
Кудрявцев Ю.А., Тышкевич Б.И. Подготовка социального работника: нормативно-правовые аспекты // Социальная работа.— 1992.— № 5.
Никитина Л.Е., Симонович В.Л. Практическое обучение социального педагога в вузе.— Березники: "Типография купца Тарасова", 1999.
Образование в области социальной работы в России.— М.: Изд-во Московской высшей школы социальных и экономических наук, 1996.
Обучение социальной работе: Преемственность и инновации / Под. ред. Ш. Рамон, Р. Сарри; Пер. с англ. под ред. Ю.Б. Шапиро.— М.: Аспект Пресс, 1996.
Обучение социальной работе: состояние и перспективы. Материалы Международных конгрессов Школ социальной работы.— М.: АСОПиР, 1997.
Обучение социальной работе в России. Программы и технологии. 4.1. Социальная работа: наука и профессия.— М.: АСОПиР, 1997.
Обучение социальной работе в России. Программы и технологии. 4.2. Педагогика социальной работы.— М.: АСОПиР, 1997.
Полонский В.М. Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании.— М.: МИРОС, 1995.
Программы высших учебных заведений для специальности № 03.11.00 "социальная педагогика": В 4 ч.— М.: Изд-во НИИСО и УК АПН СССР, 1991.
Профессиональная деятельность социального работника: содержание и организация. Библиотечка социального работника.— М.: Изд-во Института молодежи, 1993. Сорочинская Е:Н. Теория и практика подготовки социальных педагогов детско-юношеских объединений: Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук: 13.00.08.— М., 1996. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: В 2 т. / Под ред. Яркиной Т.Ф., Бочаровой В.Г.— М.— Тула: Изд-во Ассоциации социальных педагогов и социальных работников Российской Федерации, 1993.
Топчий Л.В. Проблемы подготовки кадров социальных работников в Российской Федерации // Социальная работа.— Вып.2.— М.,1992.
Большую роль в деятельности социального работника играют телефонные переговоры.
2. Займите объективную и партнерскую позицию
по отношению к говорящему.
3. Проявляйте интерес к тому, что и о чем говорят.
4. Подумайте, чем основное содержание речи может помочь вам.
5. Проявляйте больше эмоций.
6. Постарайтесь предугадывать события сообщения.
7. Вспомните, что вы уже знаете о произносимом. Умение анализировать услышанное.
Культура телефонного общения предполагает соблюдение следующих правил:
Звонят социальному работнику:
— уважение к клиенту проявляется до начала разговора, когда трубка снимается социальным работником после второго звонка (долгое ожидание способствует возникновению негодования и обиды);
— поднимая трубку, необходимо улыбнуться (тогда звучание голоса приобретет приветливый тон) и без всяких пауз назвать свое учреждение (фирму), представиться и поздороваться — в этом случае снимается напряжение и улучшается настроение клиента;
— интонация голоса при разговоре по телефону должна быть приветливой, энергичной, уверенной; произношение — внятное; темп средний или немного замедленный (разговор в этом случае приобретет партнерский характер); интонация автоматически становится правильной, если сидеть прямо и удерживать на лице улыбку;
— начиная с представления клиента (принято переспросить или даже попросить клиента продиктовать свою фамилию по буквам) и во время всего разговора необходимо делать конспективные записи, время разговора по телефону — рабочее время, и его результаты должны быть наглядны;
— слушая клиента, необходимо вникать не только в то, что он говорит, но и как он это делает, оценивая особенности его речи, уровень культуры и интеллек
та; необходимо изменять тон своего голоса в зависимости от интонаций клиента: с раздраженным человеком разговаривают спокойным, понимающим тоном, с застенчивым — приветливым, с усталым — бодрым тоном;
— при плохом качестве связи не принято повышать голос, кричать; необходимо спокойным голосом спросить у клиента "Вы меня не слышите?" и, в случае утвердительного ответа, предложить ему на выбор: перезвонить еще раз или подождать звонка социального
работника;
— не принято сообщать причину, по которой нужный для звонящего человек не может подойти к телефону, просто сообщается, когда можно перезвонить;
— если разговор затягивается, становится обременительным, необходимо помочь клиенту вопросами: "Чем же конкретно я могу Вам помочь?", "Что конкретно Вас интересует?", "Вы ничего не забыли спросить?";
— резюмировать все просьбы, вопросы, претензии, замечания; допустим переход на чуть заметный командный тон с сообщением необходимой клиенту информации; затем высказывается надежда на скорую встречу и говорятся слова прощания (с ожиданием ответных слов), после этого кладется трубка;
— типичными ошибками при разговоре с позвонившим являются: безразличная, сухая, ленивая, раздражительная, резкая, пренебрежительная, ироничная интонация или заискивающий, просительный, напряженный, неуверенный тон голоса, незнание предмета разговора, не владение правилами этикета;
— обычно первым всегда заканчивает разговор тот,
кто позвонил.
Звонит социальный работник:
— вначале необходимо поздороваться, выдержать паузу для ответного приветствия, затем представиться, представление позволяет облегчить процесс включения в разговор противоположной стороне, экономит время) и сообщить в сжатой форме причину звонка. Начинающему социальному работнику рекомендуется перед звонком на листе бумаги сформулировать свою просьбу или вопросы;
— если заранее известно, что предстоит долгий разговор, необходимо спросить у собеседника: располагает ли он временем, удобно ли ему сейчас разговаривать.
Научиться правильно вести телефонные переговоры можно только часто практикуясь в этом. Используйте возможность работы в парах на практических занятиях. Придумайте сценарии диалогов "клиент — социальный работник"; "социальный работник — руководитель"; "социальный работник — спонсор" и т. п., проиграйте их, следя за соблюдением выше названных правил.
Информационная речь должна строиться с учетом интеллектуальных способностей слушателей, их познавательных возможностей и интереса к теме. Выступающий (оратор) должен постоянно концентрировать внимание на предмете изложения, придерживаться строгой формы изложения, ориентируясь на реакцию аудитории. Убеждающая речь обращается к чувствам и эмоциям слушателей и воздействует на их волю, поэтому она должна строиться с учетом их эмоциональной восприимчивости и эмоциональной культуры, учитывать их жизненный опыт и конкретную речевую ситуацию. Оратору необходимо психологически настроиться на аудиторию, избегать излишней сентиментальности при выражении эмоций.
Развлекательная речь в наибольшей степени должна быть ориентирована на аудиторию, учитывать ее сиюминутные интересы и конкретную ситуацию. Здесь оратор более свободен в выборе речевых форм, может использовать выразительную лексику, юмор, пословицы, поговорки.
Все виды устной речи должны быть построены в соответствии с законами композиции, которые предполагают членение текста на вступление, основную часть и заключение.
Вступление. Задача: привлечь внимание к предмету речи, установить связь между темой, слушателем и оратором. Начало речи должно быть по возможности более эффектным, нетрадиционным для данной ситуации. Речевые приемы: ретроспективный обзор затрагиваемой темы; рассмотрение темы с позиций сегодняшнего дня; разъяснение основных понятий темы; перечисление благоприятных предпосылок, облегчающих слушателю восприятие темы; изложение ошибок, предрассудков, одностороннего подхода к проблемам темы; использование поговорок, цитат, анекдотов, сравнений; изложение плана предстоящей речи.
Основная часть. Задача: раскрыть главную идею выступления с помощью логически безупречных и достоверных аргументов. Речевые приемы: индуктивное (от изложения типичных, конкретных, известных явлений переходить к выявлению закономерностей и обобщению) или дедуктивное рассуждение, движение от Ч проблемы к ее решению, опора на причинно-следственные связи, хронологическое или пространственное изложение, изложение от знакомого к незнакомому и т. д.
Заключение. Задача: подвести итоги выступления. Речевые приемы: изложение основной идеи выступления в виде тезиса; заключительный вывод из своих высказываний; выражение своего личного отношения к содержанию выступления; указание на еще не решенные проблемы; апеллирование к слушателям (с предостережением, пожеланием, призывом и т. д.); остроумное высказывание; благодарность за внимание и предоставленную возможность выступить.
Писать целиком текст выступления необязательно. Рекомендуется составлять развернутый план-конспект речи, состоящий из отдельных предложений и отражающий смысловые отношения между этими предложениями при помощи буквенно-цифровых обозначений и системы отступов (т. е. некоторой схемы выступления).
Когда речь подготовлена, следующий важный этап — ее исполнение, т. е. непосредственное произнесение перед аудиторией. Возможны различные способы исполнения: чтение с листа полностью записанного текста, произнесение заученной наизусть речи, произнесение с опорой на план-конспект и т. п. Наиболее выигрышным считается произнесение речи по заученному плану-конспекту.
Тренировка в произнесении речи вслух необходима при любом выбранном оратором способе исполнения. Во время такой тренировки нужно окончательно затвердить в памяти последовательность мыслей, найти наиболее выразительные словесные формулировки для самых важных частей речи. Рекомендуется максимально приближать тренировку к условиям реального выступления: постоянно представлять перед собой аудиторию, произносить речь целиком, не отбрасывая отдельные ее части, говорить с полным напряжением, несмотря на искусственность ситуации, и т. п. Особенно важно во время тренировки поработать над звучанием голоса, интонацией и жестами. При этом необходимо знать основные принципы звукового оформления речи, а также нормы произношения.
Важными понятиями, играющими большую роль в устной коммуникации, являются голос, интонация и
ДИКЦИЯ.
Затем текст читают вслух в соответствии с его интонационной разметкой.
Орфоэпические нормы языка — это правила произношения и ударения. Правильное произношение слов является основным критерием культуры речи и показателем уровня образования человека.
Каждому режет слух, когда он слышит "портфель" или "магазин", и сразу возникает ощущение, что говорит малограмотный человек.
В русском языке существует довольно много случаев, когда даже хорошо образованные люди делают ошибки в произношении и ударении, поскольку в свое время не усвоили правильный вариант. Это, естественно, портит впечатление о человеке, препятствует его позитивной самопрезентации.
Примечание: основное содержание занятия изложено по разделу книги: Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок.— М.: ИНФРА-М, 1997.
Вопросы для самоконтроля
Раскройте основные средства общения: язык, мимика, жесты, движения.
Назовите основные задачи в общении социального работника.
Какова последовательность работы над текстом?
Как вы понимаете утверждение, что есть люди, которые слушают, а есть, те, кто слышат?
Назовите основные недостатки при слушании.
Какие умения необходимы для развития навыков эффективного слушания?
Практические задания
Подготовьте и произнесите пятиминутную речь на тему "Проблемы современной молодежи .
Действие сообща: деловая игра "Собрание коллектива".
Ведение переговоров и дебаты; работа в паре: ро левые игры "Клиент — социальный работник"; "Соцальный работник— работодатель ';"Социальный работник — спонсор". Итог: составление договоров.
Умение брать интервью: составление анкет-ин тервью.
Умение выслушивать своего подопечного: решение социально-педагогических задач.
Умение интерпретировать текст клиента (заяв ление, просьба, жалоба и т. д.): интерпретация тек стов.
Прослушайте (или прочитайте) речь какого-ни будь оратора и попробуйте выделить речевые такти ки, которые он использовал.
Ситуация
Какую ошибку в своем поведении допустила жен щина? Назовите основные проблемы данной семьи, которые можно разрешить. Сформулируйте тактику и систему работы с этой семьей.
"Когда я впервые узнала, что у моего мужа есть возлюбленная на стороне, я просто начала сходить с ума. Жили мы всегда довольно замкнуто, и кроме старшей дочери поделиться бедой мне было не с кем. Она сразу встала на мою сторону, даже перестала разговаривать с отцом. Потом муж переехал жить к своей любовнице. Я поехала к нему с детьми и, конечно, не сдержалась, устроила скандал, кричала, билась в истерике. Дочь меня еле увела...
Первый раз мы по-настоящему поссорились. Дочь обиделась, стала нервной, молчаливой, перестала со мной делиться, часто плачет. Охладела она и к отцу, ведь я сама внушила, что он предатель. Чувствую, что теряю дочь! Вот такой дорогой ценой, слезами и нервами моих детей оплачен наш развод".
Дата: 2019-04-23, просмотров: 344.