СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И ВАЛЕОЛОГИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

"Зачем болезнь лечить, если можно ее в тело не пустить?" П.К. Иванов

Высокий профессионализм социального работника, крепкое здоровье, семейное счастье, творческое долголетие — основные стержни жизненного успеха специалиста.

Только здоровый человек с хорошим самочувстви­ем, оптимизмом, психологической устойчивостью, вы­сокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевать профес­сиональные и бытовые трудности. И подлинная красо­та человека— это физическое совершенство, интеллект и здоровье.

Здоровье человека — это прежде всего процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и со­циальной активности при максимальной продолжи­тельности жизни.

Если учесть, что функциональные возможности организма человека и его устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды в течение всей жизни изменяются, то можно говорить о состоянии здоровья как о динамическом процессе, который также улучшается или ухудшается, т. е. об ослаблении или укрепле­нии здоровья в зависимости от возраста, пола, профес­сиональной деятельности, среды обитания.

Здоровье человека в первую очередь зависит от фак­торов, его определяющих. Если изобразить их схематич­но, то они представляют собой схему из 3 понятий: био­логические возможности человека; социальная среда; природно-климатические условия (по Б.Н. Чумакову).

Первостепенным вопросом здоровья является здоровый образ жизни, который занимает около 50 — 55%

Однако, наша страна сориентирована  на развитие промышленного и оборонного потенциала и финансирование социальной сферы по остаточному принципу; недостаточный уровень расходов на охрану здоровья населения; ухудшение экологической обстановки, особенно промышленной экологии; традиционное для России пренебрежение государства, общества и индивидуумов ценностью долгой и здоровой жизни, положительное отношение значительной части населения к курению, употребле­нию алкоголя, крайне недостаточное воспитание жизнесохранительного поведения среди детей и молоде­жи в образовательных структурах, отрицательная роль средств массовой информации в деле пропаганды здорового образа жизни; резкое ухудшение качества жизни значительной части населения (безработица, нерегулярная выплата заработной платы, пенсий, пособий на детей, ухудшение качества продуктов пи­тания, снижение доступности услуг здравоохранения, образования, культуры).

По продолжительности жизни российские мужчины занимают 135-е место в мире, а женщины — 100-е. Российские мужчины живут на 15 — 17 лет, а российские женщины на 7 — 10 лет меньше, чем мужчины и женщины в Западной Европе.

Экономическими последствиями сверхсмертности и ухудшения здоровья населения России являются уменьшение численности трудового потенциала стра­ны и ухудшение его качества. Происходит недополучение валового внутреннего продукта из-за преждев­ременной смертности и инвалидизации населения трудоспособного возраста. Постарение трудовых ре­сурсов и снижение их мобильности, увеличение иж­дивенческой нагрузки на трудовые ресурсы пожилыми и престарелыми ведет к росту затрат на социальное обеспечение и социальное обслуживание нетрудоспо­собных.

Социальными последствиями преждевременной смертности населения в стране является рост числа неполных семей, вдов, вдовцов и детей-сирот, психо­логическое неблагополучие в таких семьях, фемини­зация бедности, уменьшение количества молодых людей призывного возраста, сокращение населения и его плотности, что наиболее опасно в приграничных районах, особенно на Дальнем Востоке и юге страны, в условиях дефицита свободных для освоения терри­торий и давления избыточного населения в сопредель­ных странах.

Валеология призвана обеспечить разработку и ре­ализацию системы мер по пропаганде здорового образа жизни, повышению ценности здоровья для каждого человека, сделать болезнь невыгодной с точки зрения профессиональной карьеры и трудовых доходов.

Именно с ее позиций обращается особое внимание на вопросы гигиенического воспитания и пропаганды здорового образа жизни среди детей и молодежи в образовательных учреждениях, на профилактику куре­ния, алкоголизма и наркомании; увеличивается количество учебных часов в учебных заведениях на занятия подвижными играми, физической культурой, хореографией и т. п.

Валеологический подход в социальной работе по­зволяет разработать и осуществить государственную политику по защите здоровья населения от неблагоприятного воздействия потребления алкоголя и табака: запретить все виды прямой и скрытой рекла­мы алкогольной и табачной продукции; обеспечить эффективный государственный и общественный контроль за состоянием российского алкогольного и табачного рынка, качеством продукции; усилить разъяснительную работу среди населения, особен­но молодежи, повысить информированность насе­ления о негативном влиянии алкоголизма и курения табака на здоровье и жизнь людей; предусмотреть использование части дохода от акцизов на алкоголь­ную и табачную продукцию для профилактики алко­голизма и курения табака; поэтапно увеличивать расходы на охрану здоровья населения до уровня развитых стран (8 — 9% ВВП).

Основные усилия государства и общества необхо­димо сосредоточить на двух взаимосвязанных направлениях.

Первое направление — это формирование у на­селения и руководителей органов власти и управле­ния идеологии и практики жизнесохранительного по­ведения, изменение в этом отношении общественного сознания, повышение ценности здоровой и


продолжительной жизни на шкале государственных и индивидуальных ценностей.

Второе направление — реформирование системы здравоохранения на основе приоритетного финансиро­вания отраслей здравоохранения, дающих максимальный с точки зрения улучшения здоровья и снижения смертности населения эффект, при обязательном существен­ном увеличении расходов на охрану здоровья в ВВП.

Среди важных резервов снижения смертности — усиление контроля за состоянием окружающей среды и условиями труда, повышение внимания к мерам, свя­занным с профилактикой дорожно-транспортного травматизма.

Необходимо повысить эффективность первичного звена здравоохранения в оказании неотложной меди­цинской помощи пострадавшим от аварий, пожаров, несчастных случаев, стихийных бедствий, дорожно-транспортных происшествий.

Только совместными усилиями всех органов влас­ти и управления, общественных объединений и насе­ления можно обеспечить преодоление демографичес­кого кризиса в России.

Важно знание валеологии и для старшеклассников, студентов. С учетом "хронических" недосыпаний, на­рушения режима труда, питания и других факторов, связанных с образом и стилем жизни, развивается нервно-психическое напряжение.

Информационная перегрузка головного мозга вследствие эмоциональных и интеллектуальных напряжений (особенно в период экзаменов) вызывает так называемые информационные неврозы.

Эти патологические состояния вследствие ум­ственного нервного переутомления вызывают соматические и вегетативные изменения.

Каждый чувствовал эти изменения, связанные с истощением функциональных систем нервной системы, выражающиеся в потливости, слабости, потере аппетита, быстрой утомляемости и раздражительнос­ти. Поэтому физическая культура и спорт в условиях напряженного умственного труда, дефицита времени, ограниченности двигательной активности (возможно, нежелания или просто лени) приобретают, безусловно, профилактическое значение, являясь средством реабилитации и восстановления оптимального (для молодого человека) психофизиологического состояния.

Познать свой организм, научиться стимулировать его действия, уметь снять нервно-мышечное напряжение и психоэмоциональное утомление — такова задача валеологии.

Различные исследования доказали снижение забо­леваемости, повышение физической работоспособнос­ти и интеллектуальных возможностей у тех, кто целе­направленно использовал систему реабилитационных восстановительных мер.

В социальной работе используется ряд методов валеологии, самым распространенным среди которых является аутогенная тренировка, способствующая снятию нервно-мышечного напряжения, связанного с перестройкой нервной регуляции.


Вопросы для самоконтроля

Что такое валеология?

Какое влияние оказывает валеология на развитие со­циальной работы?

Какие валеологические методы используют в социаль­ной работе?

Ситуация

Как проблема льготного распределения лекар­ ственных средств решается в вашем регионе? Какие нормативно-правовые документы регламентируют этот процесс? Кто и как контролирует доставку ме­дикаментов прикованным к постели больным? Какую помощь в решении этой проблемы могут оказать во­лонтеры?

По распоряжению Главы администрации Москов­ской области из бюджета выделены специальные сред­ства на закупку медпрепаратов для лечения сахарного Диабета, туберкулеза, онкологических заболеваний, психических болезней и гемофилии. Без перебоев и задержек будут теперь поступать в подмосковные ап­теки жизненно необходимые лекарства, предназначен­ные для льготных категорий граждан.

Прежде эти лекарства, которые должны выдавать­ся льготникам совершенно бесплатно, закупались за счет средств местных властей, из-за отсутствия финан­сов не всегда имеющих возможность вовремя распла­титься с аптеками. В результате аптеки, не получившие положенных денег, предпочитали сокращать ассорти­мент жизненно важных препаратов.

Кроме того, отныне упрощена схема доставки ме­дикаментов от производителя к продавцу. Раньше сто­имость многих лекарств возрастала в несколько раз за счет длинной цепи перекупщиков и всевозможных накладных расходов. Отчасти поэтому местные вла­сти не могли расплатиться с аптеками за медпрепараты, а льготники не получали полагающихся им ле­карств. Теперь во многих подмосковных поликлиниках будут открыты аптечные киоски, куда жизненно не­обходимые медикаменты будут поставляться непос­редственно от производителя, а цены на другие лекарства за счет прямых поставок будут значительно ниже.

Список использованной литературы

Гуслякова Л.Г., Кувшинникова В.А., Синцова Л.К. Сборник задач и упражнений по социальной работе.— М.: Наука, 1994.

Информационный бюллетень Комиссии по вопросам жен­щин, семьи и демографии при Президенте Российской федерации.— 1998.— Вып.2.

Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Пав-ленок.— М.: ИНФРА-М, 1997.

Социальная защита человека: региональные модели / Под ред. В.Г. Бочаровой, М.П. Гурьяновой.— М.: Изд-во АСО-ПиР РФ, 1995.

Теория и методика социальной работы: В 2 ч. / Под ред. И.Г. Зайнышева.— М.: МГСУ, 1994.

Чумаков Б.Н. Валеология: избранные лекции.— М.: Рос­сийское педагогическое агентство, 1997.

Практические задания

Валеологические аспекты социальной работы

Цели: закрепление знаний о человеческом орга­низме; владение умениями и навыками физического самосовершенствования; пропаганда здорового образа жизни среди разновозрастных групп населения.

Составить план прохождения практики и подвести ее итоги. Провести опрос одного класса (беседу, интер­вью, анкетирование) учащихся старших классов по условной теме "Культура здоровья".

Разработать курс занятий, посвященный здорово­му образу жизни (20 часов), и провести урок здоровья для подростков.

Составить перечень возможных "физкультминуток" для детей младшего школьного возраста и провести открытое занятие для педагогов начальной школы.

Патронажная работа с людьми, нуждающимися в уходе.

Приготовление простейших блюд и выпечки.

 

Современная Россия — одна из самых конфликтных стран мира. Социальные конфликты определяют характер деятельности всех социальных институтов и групп, придают социальным отношениями принципи­ально новые качества. Социальные работники имеют дело с остроконфликтными категориями населения (инвалидами, пенсионерами, безработными, беженцами и т. п.) и призваны содействовать ослаблению социаль­ной напряженности. Таким образом, содержание науки социальной работы, ее объект, предмет, категории и другие научные атрибуты не могут осмысливаться вне конфликтологического аспекта. В противном случае не­избежен ее отрыв от реальных общественных запро­сов, возможна искаженная интерпретация ее функций и предназначения.

Игнорирование конфликтологического рассмотре­ния теоретико-методологических проблем социальной работы ведет к односторонности их трактовок. Напри­мер, часто отождествляют социальную работу с благо­творительностью и милосердием, социальной медици­ной или другими ее проявлениями.

В социальной работе происходит стык интересов: самого социального работника и клиента; отдельного клиента и других людей; группы клиентов; группы кли­ентов и остальной части общества; систем учреждений и групп клиентов; системы (учреждения) наблюдателя и социальных работников; различных групп професси­оналов.

Конфликтом в социальной работе может быть и несоответствие личных и профессиональных ценнос­тей специалиста. У практического работника в семей­ной службе, являющегося, например, противником абортов, могут возникнуть трудности при обсуждении этой проблемы с беременной юной девушкой. Соци­альный работник клиники, осознающий возможности современной медицины, может столкнуться с правом на самоопределение пациента, который отказывается от спасающего жизнь переливания крови по религиоз-

 

ым причинам. В каждом отдельном случае социальный 'аботник должен взвесить обязательства перед клиен-

оМ, работодателем, профессией, обществом прежде, чем принять решение.

Конфликтологически насыщенными являются и некоторые методы социальной работы, такие, как "со-циодрама" и "психодрама", ибо они есть не что иное, как проигрывание в ролях конфликтных ситуаций в стихийно организованных сценах.

Любой конфликт имеет определенные структуру, сферу и динамику.

Структура конфликтной ситуации складывается из внутренней и внешней позиции участников, их взаимо­действий и объекта конфликта. Во внутренней позиции участников выделяют цели, интересы и мотивы; она не­посредственно влияет на течение конфликтной ситуации, но находится "за кадром", часто не проговаривается в ходе конфликта. Внешняя позиция проявляется в речевом по­ведении конфликтующих, она отражается в их мнениях, точкахзрения, пожеланиях. Сфера конфликта может быть деловой или личностной. Необходимо стремиться, чтобы конфликт происходил в деловой сфере и не "перетекал" в личностную, нельзя переходить "на личности". Дина­мика конфликта складывается из трех основных стадий: нарастания; реализации; затухания. Наиболее успешное разрешение конфликта проходит на стадии его возник­новения. Один из эффективных способов "блокировки" конфликта — переведение его из плоскости коммуника­тивных взаимодействий в предметно-деятельностную.

Социальная конфликтность достигла таких каче­ственных и количественных параметров, при которых вероятен социальный взрыв и разрушение нашего об­щества. Поэтому конфликтологический анализ пробле­матики социальной работы является актуальным и чрез­вычайно важным.

Вопросы для самоконтроля

В социальные конфликты — международные, межна­циональные, межконфессиональные, межгосударствен­ные — всегда включены конфликты личностные, меж-АУ людьми. А разве реже конфликты с собой? Какие, по-вашему, сложнее для

шения?

Как вы считаете, возможно ли сосуществование людей без конфликтов между ними? Нужна ли бесконфлик тность? Спор ищет правого или истину? Конфликт между поколениями — объективная неизбежность или результат нашей общей невоспитанности? Что чаще всего приводит к конфликту — разные точки зрения или обстоятельства?

В вашей жизни было, конечно же, немало всяких кон­фликтов. Какими вы гордитесь (если допустимо такое

слово)? Каких стыдитесь? Что вы предпочитаете         

уклониться от возможного столкновения с другими людьми или влезть в конфликт, довести его до "по­бедного конца"?

Назовите все аргументы в пользу конфликтологичес­кого подхода к осмыслению сути социальной работы. Какие конфликтологические знания необходимы прак­тикующему социальному работнику?

Практическое задание

(Использованы материалы учебного пособия "Ос­новы социальной педагогики и социальной работы". Составитель А.В. Пьяненкова).

Проанализируйте данные, благодаря которым спе­ циалисты ответили на вопрос: почему в Нижнем Нов­ городе уровень преступности значительно ниже, чем в Дзержинске, находящемся всего в 40 километрах от Нижнего Новгорода? Спроецируйте эти данные на свой микрорайон. Как бороться с организованной преступ­ностью? Какова в этом роль социального работника?

Нижний Новгород

— исторический центр;

Дзержинск

—        молодой промышленный
город, строился в 50-е
годы «химиками»;

— низкий уровень культур­
ного досуга;

— отсутствие традиций та­
кого рода;

— отсутствие таких связей;

ему деликатной критикой, подскажите, что в его предло­жениях, на ваш взгляд, абсолютно несбыточно, а что вполне конструктивно...

Новая смена позиции. Вы — Реалист. Ваш прагма­тизм позволяет вам дать разумные советы двум вашим оппонентам, учесть самое ценное из сказанного ими. Скажите им об этом... Обратите внимание Скептика на излишне мрачный взгляд на вещи, ведь это непродук­тивно... Поддержите Мечтателя; несмотря на свои не­достатки, он очень славный и искренне желает решить эту проблему. С вашей помощью и под контролем Скеп­тика он вполне способен найти выход из ситуации. Выскажите свое мнение по поводу проблемы...

Затем снова осуществляется переход в позицию Мечтателя и стимулируется поиск нестандартного ре­шения. Ведущий может задать три-четыре круга по субличностям, обычно этого хватает, если уделяется достаточное время проработке проблемы в каждой позиции. Эмпирические данные убеждают в том, что во многих людях наиболее сильной оказывается суб­личность Скептик. Иногда он полностью "забивает", заглушает мнения других и фактически парализует "Я" человека на пути к решению проблемы. Уже осоз­нание этого факта в результате выполнения упражне­ния позволяет считать эту психотехнику полезной. Можно посоветовать участникам практиковать "Раз­говор со сменой позиции" вне группы, активно поощ­ряя Мечтателя и предоставляя Скептику меньшее, по сравнению с другими, время.

В результате обсуждения упражнения участники приходят к выводу о том, что в реалиях нашей жизни все три субличности являются для нас необходимыми. Именно через диалог, через сотрудничество между ними возможен конструктивный поиск оптимального решения возникающих проблем. Должен существовать баланс между влияниями каждой, поскольку они вы­полняют различные функции.





Список использованной литературы

Григорьев СИ., Гуслякова Л.Г., Ельчанинов В.А. и др. Те­ория и методология социальной работы.— М.: Наука, 1994.

 

Дружинин В.Н. Психология семьи.— М.: КСП, 1996.

Доэл М, Шадлоу С. Практика социальной работы / Пер.

с англ. яз. под ред. Б.Ю. Шапиро.— М.: Аспект Пресс, 1995.

Мудрик А.В. Социальная педагогика.— М: Изд-во МПГУ,

1990.

Основы конфликтологии: Учебное пособие / Под ред.

В.Н.Кудрявцева.— М.: Юристъ, 1997.

Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Пав-

ленок.— М.: ИНФРА-М, 1997.

Справочное пособие по социальной работе / Под ред.

А.М.Панова, Е.И. Холостовой,— М.: Юристъ, 1997.

 

ЗАНЯТИЕ 16

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

И СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА

"Точные науки называются такими не пото­му, что они достоверны, а потому, что в точ­ных науках ученые знают меру неточности своих утверждений".

А.А. Любищев

"Мы еще слишком автоматы, или автоматы недостаточно совершенные".

В.Л. Леви

Социальная информатика изучает применение информационных систем в различных практических областях: в управлении персоналом, работе с конк­ретными ситуациями, повышении культуры и разви­тии коллективов учреждений, при уходе за больными по месту их жительства, планировании отпусков для матерей и программах вмешательства при кризисах и др.

Характер информационной услуги в социальной работе может быть различным: информация, совет, справка, юридическая помощь, хранение и передача ин­формации, подбор клиентов, обработка и интерпретация результатов тестирования или социологического иссле­дования, получение документов, доступ к информацион­ным источникам, профессиональная подготовка, вспо­могательная услуга и т. д.

Информационно-справочные услуги, оказывае­мые социальными службами населению посредством компьютерной техники и являющиеся по своей сути связующим звеном многочисленных внешних систем услуг, должны быть общедоступными и бесплатными, несмотря на способ обращения (письменно, по теле­фону, при личной встрече или при общении с автоот­ветчиком).

Помимо этого, система информационно-справоч­ных услуг — это планирующий, политический и исследовательский механизм, способный выявить тенденцию, обозначить недостатки, неадекватность и неэффективность существующих услуг.

Социальная информатика — это единство знаний, навыков и позиций применительно к информационным технологиям, с которыми обучающим предстоит иметь дело в будущей профессии.

Социальная информатика не ограничивается изучением компьютера или обучением навыкам работы с компьютером, социальная информатика — это наука об информации.

В социальной работе информация часто собирается в форме опроса и обрабатывается на компьютере. Или, что более вероятно, через обследование отдельного клиента. Сбор данных при помощи видеотехники является очень полезным средством обеспечения до­полнительного материала к отчету об обследованиях применительно к отдельной личности.

Профессиональная деятельность социального работника может быть очень эффективно изучена по­средством видеотехники. Реальное поведение, которое легко можно запечатлеть при помощи видеокамеры, является очень хорошим ориентиром для развития умений и навыков, всей системы отношений социального работника и клиента.

Однако, когда технологические нововведения внедряются в социальную сферу, а неравенство между богатыми и бедными растет, неудивительно, что лица, которые первыми воспринимают новые технологии, принадлежат к высшим слоям общества. Неудивитель­но также, что лица, которые находятся в самом низу социальной структуры, могут никогда не воспользовать­ся плодами новой технологии. Печальная реальность такова, что самые бедные люди и имеющие самый низ­кий уровень образования, больше всех нуждающиеся в преимуществах новой технологии, вероятнее всего, не будут иметь доступа к ней.

Беглый взгляд на литературу об информационной или компьютерной технологии в социальной работе показывает, что в подавляющем большинстве статей говорится о том, как можно использовать компьютер.

Психологические игры и упражнения Игоря Викторовича Вачкооа

Упражнение "Социальные шахматы"

—   Любите ли вы играть в шахматы? Наверняка среди вас есть прекрасные игроки, способные сразиться даже с гроссмейстером. Что же, в таком случае мы с вами сейчас и поиграем в шахматы... Спешу развеять ваше недоумение — не стоит озираться в поисках шахматных досок. Нам они не понадобятся, поскольку наши шахматы совершенно особые. В такие шахматы можно
сыграть только на наших занятиях. И для этого, кстати, совсем не обязательно знать даже то, как движутся шахматные фигуры. Фигурами станете все вы. Каждый из вас возьмет одну из карточек, лежащих на столе, и прочтет написанное на ней название и цвет доставшейся ему шахматной фигуры, например, "Черная ладья" или "Белый ферзь". Показывать карточку и говорить
кому-либо о том, что вы за фигура, нельзя ни в коем случае.

Участники группы по очереди берут карточки. Хорошо бы заранее приготовить плакат, изображающий шахматную доску с расставленными на ней фигурами до начала партии. После того, как роли распределены, звучит продолжение инструкции.

—   Наша комната становится шахматной доской. На ней нужно расставить фигуры, причем именно так, как они обычно располагаются перед началом игры. Тех, кто понятия не имеет о том, как правильно расставляются шахматные фигуры на доске, я прошу обратить
внимание на плакат. Ваша задача — как можно быстрее построиться в нужном порядке. Иными словами, каждый должен занять в шеренге своих соратников
место, предписанное выпавшей ролью. Посмотрим, какие фигуры — белые или черные — сумеют построиться быстрее и без ошибок. Я не стану указывать, какая сторона нашей комнаты будет занята белыми, а какая — черными фигурами. В этом вы определитесь сами, вступая во взаимодействие друг с другом. От вас требуется четкое соблюдение правил. В чем они состоят? Самое
главное — вы можете общаться друг с другом только невербально. Запрещается писать — на бумаге или в воздухе — слова, обозначающие цвет и выпавшую вам фигуру. Запрещается показывать на белые или черные предметы, объясняя свой цвет. Если всем все ясно — начали!

Задача, стоящая перед игроками, далеко не проста. С одной стороны, вроде бы проходит командное соревнование, а с другой — ни один из участников вначале не знает членов своей команды. Чрезвычайно интересно наблюдать за тем, какие способы изоб­ретаются игроками для разрешения ситуации и об­щения с партнерами. Если есть возможность, неплохо заснять происходящее на видеокамеру для последующего анализа.






Список использованной литературы

Григорьев СИ., Гуслякова Л.Г., Ельчанинов В.А. и др. Теория и методология социальной работы.— М.: Наука, 1994.

Методология и технология комплексного социально-педа­гогического проектирования (региональный уровень): Коллективная монография / Под ред. В.И. Загвязинско-го.— Тюмень: Изд-во ТГУ, 1997.

Мудрик А.В. Социальная педагогика: М.: Изд-во МПГУ, 1990. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Пав-ленок.— М.: ИНФРА-М, 1997.

Права человека и работа в социальной сфере: Пособие для училищ по подготовке социальных работников и для работников социальной сферы.— Женева: Изд-во Центра по правам человека ООН, 1995.

Справочное пособие по социальной работе / Под ред. А.М.Панова, Е.И. Холостовой.— М.: Юристъ, 1997. Фарсов М.В. Введение в теоретические основы социаль­ной работы (историко-понятийный аспект).— М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997.

 

 


     
 


Педагогика дает направление социальной активности. При этом социальная работа ориентируется на сознательность людей. Глубокие, достаточно гибкие социальные знания позволяют ори­ентироваться в действительности, соотносить с ней собственные потребности и способности.

Необходимым педагогическим элементом социальной работы является формирование социальных действий, умений и навыков, человек при этом овладевает приемами самопомощи.

Социальная работа в конечном итоге должна подвести личность к самовоспитанию, дать ей возможность обрести цель и смысл жизни, средства, с помощью которых можно достичь продуктивного социального поведения, включиться в систему непрерывного образования.

Педагогическое содержание социальной работы определяется коррекцией поведения и перевоспитанием людей. Коррекция — это необходимый элемент любой деятельности, потому что невозможно ни в учебе, ни в труде, ни в общении в один прием достигнуть социально значимого результата. Формирование здорового работоспособного коллектива является важным педагогическим аспектом социальной работы. Таким путем добиваются совпадения формального и реально­го лидерства, что снижает вероятность конфликтов, усиливает взаимопомощь в группе.

Повышение производственного разряда, квалификации, непрерывное образование, участие в самоуправлении и есть те ступеньки, проходя которые, человек поднимается на новые уровни самоутверждения и самовыражения.

Ценными педагогическими свойствами обладают методы, которые обеспечивают успех в учебно-трудо­вой, спортивной, художественной и других видах деятельности. Успех в социально ценной деятельности сам по себе возвышает личность. Однако нередко требуют­ся специальные приемы его обеспечения, как-то: науч­ная организация труда, учет индивидуальных особен­ностей, эффективная, психологически обоснованная помощь.

Наибольший эффект развития личности достига­ется при включении в различные виды творчества. Проблемное обучение, исследования в процессе доучивания, переучивания, повышения квалификации развивает мышление.

Значительный вклад в социальное развитие вносят различные творческие группы и общественные объединения, в которые люди входят в соответствии со сво­им развитием, интересами.

Мастерство социального работника зависит от его культуры, от полученного им общего и профессионального образования. Особую значимость имеет теорети­ческая и практическая психологическая и педагогическая подготовка.

Цели, содержание, способы и средства воспитания человека, влияния на его поведение и отношения в обществе в широком спектре социальных взаимодей­ствий в различных региональных условиях есть глав­ная сфера педагогики социальной работы, рассматри­ваемой в единстве науки и области практической деятельности. Она сориентирована на работу со всеми категориями населения, семьей, направлена на созда­ние системы социальной помощи, условий наибольшего благоприятствования, психологического комфорта, содействие формированию социокультурного про­странства, развитие и самореализацию личности.

Некоторые исследователи считают, что свое нача­ло педагогика социальной работы ведет с конца XIX — начала XX века и связана с именами американцев Мэри Ричмонд, Джеймса Адамса и немцев Адольфа Дистервега, Пауля Наторпа.

Социальная незащищенность, особенно детей, мо­лодежи, людей пожилого возраста, вызвала потребность изменить традиционный подход к социальной полити­ке, более настойчиво искать способы объединения (на межведомственной основе) социально-экономических, правовых, эколого-валеологических, образовательно-культурных и других возможностей для поддержки основной ячейки общества — семьи, профилактической работы с ее проблемами.

Для человека, не сведущего в вопросах педагогики социальной работы, деятельность социального работника представляется очень простой. Хотя для практической успешной работы нужны знания в многих областях.

В зависимости от типа микросреды, особенностей ситуации, запросов и возможностей населения действия социального педагога будут различны. Педагогическая деятельность — это всегда поиск, творчество конкретных людей в конкретной ситуации. Знание и владение принципами и методами социальной педаго­гики необходимо широкому кругу социальных педаго­гов, социальных работников и людей, определяющих социальную политику государства.

Тем учащимся, кто выберет для себя профессии "социальной карьеры" (так называются профессии социального работника и социального педагога во Франции) и, пройдя специализированный курс обучения по социальной работе в общеобразовательной школе, разочаруется в этой профессии или же почувствует свою непригодность к ее требованиям, избежит разочарования в дальнейшем, не выбрав ее в угоду моде или по другим мотивам, однако приобретет полезные знания и навыки, которые пригодятся в жизни.

 

Вопросы для самоконтроля

Иногда говорят: "Психология без педагогики бесполез­на, педагогика без психологии бессильна". В чем, по-вашему, смысл этой формулировки? Унижается или воз­величивается ею достоинство каждой из названных наук?

Зачем нужна научная педагогика, если есть проверен­ная веками педагогика народная?

Сопоставьте функции педагога и социального работника.



Ситуация

Чем Вы объясните поведение Саши? В помощи ка­ ких специалистов нуждаются приемные родители и Саша? Разработайте план работы с семьей.

"Саше К. десять лет. Ему не было еще и трех, когда без вести пропала его мать. То ли сбежала из опосты­левшего ей дома, то ли погибла от чьей-то злой руки, кто теперь скажет.

Сашуусыновилипочтив Шлет. Он очень хотел иметь семью, свой дом, папу и маму. Но когда было оформлено усыновление, мальчик почувствовал себя в семье нелов­ко и неудобно. Затосковал о детском доме. Приемные родители взяли из детдома еще и дочку, четырехлетнюю Аню, чтобы Саше не было скучно расти одному.

Но вот однажды после незначительной семейной ссоры Саша отправился на автобусную станцию, сел в первый попавшийся автобус и уехал за 40 километров, в другой город. Его нашли. Через некоторое время он снова убежал. Дальше — больше. Чуть что не по нему — на автобус и куда глаза глядят.

Детский психиатр признал Сашу нормальным ре-бенком, но остро нуждающимся в коллективе. Саша захотел вернуться в детский дом".

 

Практическое задание

Осуществление социально-педагогического про­ектирования трудового(учебного) коллектива: а) оп­ределить ближнюю, среднюю, дальнюю перспективу развития коллектива; в) подобрать содержание и сред­ства развития коллектива; г) описать, каким должно быть самоуправление коллектива; д) подобрать способ отражения результатов деятельности коллектива (ре­комендовать, как организовать информационную базу данных).

Дата: 2019-04-23, просмотров: 656.