"Зачем болезнь лечить, если можно ее в тело не пустить?" П.К. Иванов
Высокий профессионализм социального работника, крепкое здоровье, семейное счастье, творческое долголетие — основные стержни жизненного успеха специалиста.
Только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевать профессиональные и бытовые трудности. И подлинная красота человека— это физическое совершенство, интеллект и здоровье.
Здоровье человека — это прежде всего процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
Если учесть, что функциональные возможности организма человека и его устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды в течение всей жизни изменяются, то можно говорить о состоянии здоровья как о динамическом процессе, который также улучшается или ухудшается, т. е. об ослаблении или укреплении здоровья в зависимости от возраста, пола, профессиональной деятельности, среды обитания.
Здоровье человека в первую очередь зависит от факторов, его определяющих. Если изобразить их схематично, то они представляют собой схему из 3 понятий: биологические возможности человека; социальная среда; природно-климатические условия (по Б.Н. Чумакову).
Первостепенным вопросом здоровья является здоровый образ жизни, который занимает около 50 — 55%
Однако, наша страна сориентирована на развитие промышленного и оборонного потенциала и финансирование социальной сферы по остаточному принципу; недостаточный уровень расходов на охрану здоровья населения; ухудшение экологической обстановки, особенно промышленной экологии; традиционное для России пренебрежение государства, общества и индивидуумов ценностью долгой и здоровой жизни, положительное отношение значительной части населения к курению, употреблению алкоголя, крайне недостаточное воспитание жизнесохранительного поведения среди детей и молодежи в образовательных структурах, отрицательная роль средств массовой информации в деле пропаганды здорового образа жизни; резкое ухудшение качества жизни значительной части населения (безработица, нерегулярная выплата заработной платы, пенсий, пособий на детей, ухудшение качества продуктов питания, снижение доступности услуг здравоохранения, образования, культуры).
По продолжительности жизни российские мужчины занимают 135-е место в мире, а женщины — 100-е. Российские мужчины живут на 15 — 17 лет, а российские женщины на 7 — 10 лет меньше, чем мужчины и женщины в Западной Европе.
Экономическими последствиями сверхсмертности и ухудшения здоровья населения России являются уменьшение численности трудового потенциала страны и ухудшение его качества. Происходит недополучение валового внутреннего продукта из-за преждевременной смертности и инвалидизации населения трудоспособного возраста. Постарение трудовых ресурсов и снижение их мобильности, увеличение иждивенческой нагрузки на трудовые ресурсы пожилыми и престарелыми ведет к росту затрат на социальное обеспечение и социальное обслуживание нетрудоспособных.
Социальными последствиями преждевременной смертности населения в стране является рост числа неполных семей, вдов, вдовцов и детей-сирот, психологическое неблагополучие в таких семьях, феминизация бедности, уменьшение количества молодых людей призывного возраста, сокращение населения и его плотности, что наиболее опасно в приграничных районах, особенно на Дальнем Востоке и юге страны, в условиях дефицита свободных для освоения территорий и давления избыточного населения в сопредельных странах.
Валеология призвана обеспечить разработку и реализацию системы мер по пропаганде здорового образа жизни, повышению ценности здоровья для каждого человека, сделать болезнь невыгодной с точки зрения профессиональной карьеры и трудовых доходов.
Именно с ее позиций обращается особое внимание на вопросы гигиенического воспитания и пропаганды здорового образа жизни среди детей и молодежи в образовательных учреждениях, на профилактику курения, алкоголизма и наркомании; увеличивается количество учебных часов в учебных заведениях на занятия подвижными играми, физической культурой, хореографией и т. п.
Валеологический подход в социальной работе позволяет разработать и осуществить государственную политику по защите здоровья населения от неблагоприятного воздействия потребления алкоголя и табака: запретить все виды прямой и скрытой рекламы алкогольной и табачной продукции; обеспечить эффективный государственный и общественный контроль за состоянием российского алкогольного и табачного рынка, качеством продукции; усилить разъяснительную работу среди населения, особенно молодежи, повысить информированность населения о негативном влиянии алкоголизма и курения табака на здоровье и жизнь людей; предусмотреть использование части дохода от акцизов на алкогольную и табачную продукцию для профилактики алкоголизма и курения табака; поэтапно увеличивать расходы на охрану здоровья населения до уровня развитых стран (8 — 9% ВВП).
Основные усилия государства и общества необходимо сосредоточить на двух взаимосвязанных направлениях.
Первое направление — это формирование у населения и руководителей органов власти и управления идеологии и практики жизнесохранительного поведения, изменение в этом отношении общественного сознания, повышение ценности здоровой и
продолжительной жизни на шкале государственных и индивидуальных ценностей.
Второе направление — реформирование системы здравоохранения на основе приоритетного финансирования отраслей здравоохранения, дающих максимальный с точки зрения улучшения здоровья и снижения смертности населения эффект, при обязательном существенном увеличении расходов на охрану здоровья в ВВП.
Среди важных резервов снижения смертности — усиление контроля за состоянием окружающей среды и условиями труда, повышение внимания к мерам, связанным с профилактикой дорожно-транспортного травматизма.
Необходимо повысить эффективность первичного звена здравоохранения в оказании неотложной медицинской помощи пострадавшим от аварий, пожаров, несчастных случаев, стихийных бедствий, дорожно-транспортных происшествий.
Только совместными усилиями всех органов власти и управления, общественных объединений и населения можно обеспечить преодоление демографического кризиса в России.
Важно знание валеологии и для старшеклассников, студентов. С учетом "хронических" недосыпаний, нарушения режима труда, питания и других факторов, связанных с образом и стилем жизни, развивается нервно-психическое напряжение.
Информационная перегрузка головного мозга вследствие эмоциональных и интеллектуальных напряжений (особенно в период экзаменов) вызывает так называемые информационные неврозы.
Эти патологические состояния вследствие умственного нервного переутомления вызывают соматические и вегетативные изменения.
Каждый чувствовал эти изменения, связанные с истощением функциональных систем нервной системы, выражающиеся в потливости, слабости, потере аппетита, быстрой утомляемости и раздражительности. Поэтому физическая культура и спорт в условиях напряженного умственного труда, дефицита времени, ограниченности двигательной активности (возможно, нежелания или просто лени) приобретают, безусловно, профилактическое значение, являясь средством реабилитации и восстановления оптимального (для молодого человека) психофизиологического состояния.
Познать свой организм, научиться стимулировать его действия, уметь снять нервно-мышечное напряжение и психоэмоциональное утомление — такова задача валеологии.
Различные исследования доказали снижение заболеваемости, повышение физической работоспособности и интеллектуальных возможностей у тех, кто целенаправленно использовал систему реабилитационных восстановительных мер.
В социальной работе используется ряд методов валеологии, самым распространенным среди которых является аутогенная тренировка, способствующая снятию нервно-мышечного напряжения, связанного с перестройкой нервной регуляции.
Вопросы для самоконтроля
Что такое валеология?
Какое влияние оказывает валеология на развитие социальной работы?
Какие валеологические методы используют в социальной работе?
Ситуация
Как проблема льготного распределения лекар ственных средств решается в вашем регионе? Какие нормативно-правовые документы регламентируют этот процесс? Кто и как контролирует доставку медикаментов прикованным к постели больным? Какую помощь в решении этой проблемы могут оказать волонтеры?
По распоряжению Главы администрации Московской области из бюджета выделены специальные средства на закупку медпрепаратов для лечения сахарного Диабета, туберкулеза, онкологических заболеваний, психических болезней и гемофилии. Без перебоев и задержек будут теперь поступать в подмосковные аптеки жизненно необходимые лекарства, предназначенные для льготных категорий граждан.
Прежде эти лекарства, которые должны выдаваться льготникам совершенно бесплатно, закупались за счет средств местных властей, из-за отсутствия финансов не всегда имеющих возможность вовремя расплатиться с аптеками. В результате аптеки, не получившие положенных денег, предпочитали сокращать ассортимент жизненно важных препаратов.
Кроме того, отныне упрощена схема доставки медикаментов от производителя к продавцу. Раньше стоимость многих лекарств возрастала в несколько раз за счет длинной цепи перекупщиков и всевозможных накладных расходов. Отчасти поэтому местные власти не могли расплатиться с аптеками за медпрепараты, а льготники не получали полагающихся им лекарств. Теперь во многих подмосковных поликлиниках будут открыты аптечные киоски, куда жизненно необходимые медикаменты будут поставляться непосредственно от производителя, а цены на другие лекарства за счет прямых поставок будут значительно ниже.
Список использованной литературы
Гуслякова Л.Г., Кувшинникова В.А., Синцова Л.К. Сборник задач и упражнений по социальной работе.— М.: Наука, 1994.
Информационный бюллетень Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской федерации.— 1998.— Вып.2.
Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Пав-ленок.— М.: ИНФРА-М, 1997.
Социальная защита человека: региональные модели / Под ред. В.Г. Бочаровой, М.П. Гурьяновой.— М.: Изд-во АСО-ПиР РФ, 1995.
Теория и методика социальной работы: В 2 ч. / Под ред. И.Г. Зайнышева.— М.: МГСУ, 1994.
Чумаков Б.Н. Валеология: избранные лекции.— М.: Российское педагогическое агентство, 1997.
Практические задания
Валеологические аспекты социальной работы
Цели: закрепление знаний о человеческом организме; владение умениями и навыками физического самосовершенствования; пропаганда здорового образа жизни среди разновозрастных групп населения.
Составить план прохождения практики и подвести ее итоги. Провести опрос одного класса (беседу, интервью, анкетирование) учащихся старших классов по условной теме "Культура здоровья".
Разработать курс занятий, посвященный здоровому образу жизни (20 часов), и провести урок здоровья для подростков.
Составить перечень возможных "физкультминуток" для детей младшего школьного возраста и провести открытое занятие для педагогов начальной школы.
Патронажная работа с людьми, нуждающимися в уходе.
Приготовление простейших блюд и выпечки.
Современная Россия — одна из самых конфликтных стран мира. Социальные конфликты определяют характер деятельности всех социальных институтов и групп, придают социальным отношениями принципиально новые качества. Социальные работники имеют дело с остроконфликтными категориями населения (инвалидами, пенсионерами, безработными, беженцами и т. п.) и призваны содействовать ослаблению социальной напряженности. Таким образом, содержание науки социальной работы, ее объект, предмет, категории и другие научные атрибуты не могут осмысливаться вне конфликтологического аспекта. В противном случае неизбежен ее отрыв от реальных общественных запросов, возможна искаженная интерпретация ее функций и предназначения.
Игнорирование конфликтологического рассмотрения теоретико-методологических проблем социальной работы ведет к односторонности их трактовок. Например, часто отождествляют социальную работу с благотворительностью и милосердием, социальной медициной или другими ее проявлениями.
В социальной работе происходит стык интересов: самого социального работника и клиента; отдельного клиента и других людей; группы клиентов; группы клиентов и остальной части общества; систем учреждений и групп клиентов; системы (учреждения) наблюдателя и социальных работников; различных групп профессионалов.
Конфликтом в социальной работе может быть и несоответствие личных и профессиональных ценностей специалиста. У практического работника в семейной службе, являющегося, например, противником абортов, могут возникнуть трудности при обсуждении этой проблемы с беременной юной девушкой. Социальный работник клиники, осознающий возможности современной медицины, может столкнуться с правом на самоопределение пациента, который отказывается от спасающего жизнь переливания крови по религиоз-
ым причинам. В каждом отдельном случае социальный 'аботник должен взвесить обязательства перед клиен-
оМ, работодателем, профессией, обществом прежде, чем принять решение.
Конфликтологически насыщенными являются и некоторые методы социальной работы, такие, как "со-циодрама" и "психодрама", ибо они есть не что иное, как проигрывание в ролях конфликтных ситуаций в стихийно организованных сценах.
Любой конфликт имеет определенные структуру, сферу и динамику.
Структура конфликтной ситуации складывается из внутренней и внешней позиции участников, их взаимодействий и объекта конфликта. Во внутренней позиции участников выделяют цели, интересы и мотивы; она непосредственно влияет на течение конфликтной ситуации, но находится "за кадром", часто не проговаривается в ходе конфликта. Внешняя позиция проявляется в речевом поведении конфликтующих, она отражается в их мнениях, точкахзрения, пожеланиях. Сфера конфликта может быть деловой или личностной. Необходимо стремиться, чтобы конфликт происходил в деловой сфере и не "перетекал" в личностную, нельзя переходить "на личности". Динамика конфликта складывается из трех основных стадий: нарастания; реализации; затухания. Наиболее успешное разрешение конфликта проходит на стадии его возникновения. Один из эффективных способов "блокировки" конфликта — переведение его из плоскости коммуникативных взаимодействий в предметно-деятельностную.
Социальная конфликтность достигла таких качественных и количественных параметров, при которых вероятен социальный взрыв и разрушение нашего общества. Поэтому конфликтологический анализ проблематики социальной работы является актуальным и чрезвычайно важным.
Вопросы для самоконтроля
В социальные конфликты — международные, межнациональные, межконфессиональные, межгосударственные — всегда включены конфликты личностные, меж-АУ людьми. А разве реже конфликты с собой? Какие, по-вашему, сложнее для
шения?
Как вы считаете, возможно ли сосуществование людей без конфликтов между ними? Нужна ли бесконфлик тность? Спор ищет правого или истину? Конфликт между поколениями — объективная неизбежность или результат нашей общей невоспитанности? Что чаще всего приводит к конфликту — разные точки зрения или обстоятельства?
В вашей жизни было, конечно же, немало всяких конфликтов. Какими вы гордитесь (если допустимо такое
слово)? Каких стыдитесь? Что вы предпочитаете
уклониться от возможного столкновения с другими людьми или влезть в конфликт, довести его до "победного конца"?
Назовите все аргументы в пользу конфликтологического подхода к осмыслению сути социальной работы. Какие конфликтологические знания необходимы практикующему социальному работнику?
Практическое задание
(Использованы материалы учебного пособия "Основы социальной педагогики и социальной работы". Составитель А.В. Пьяненкова).
Проанализируйте данные, благодаря которым спе циалисты ответили на вопрос: почему в Нижнем Нов городе уровень преступности значительно ниже, чем в Дзержинске, находящемся всего в 40 километрах от Нижнего Новгорода? Спроецируйте эти данные на свой микрорайон. Как бороться с организованной преступностью? Какова в этом роль социального работника?
Нижний Новгород
— исторический центр;
Дзержинск
— молодой промышленный
город, строился в 50-е
годы «химиками»;
— низкий уровень культур
ного досуга;
— отсутствие традиций та
кого рода;
— отсутствие таких связей;
ему деликатной критикой, подскажите, что в его предложениях, на ваш взгляд, абсолютно несбыточно, а что вполне конструктивно...
Новая смена позиции. Вы — Реалист. Ваш прагматизм позволяет вам дать разумные советы двум вашим оппонентам, учесть самое ценное из сказанного ими. Скажите им об этом... Обратите внимание Скептика на излишне мрачный взгляд на вещи, ведь это непродуктивно... Поддержите Мечтателя; несмотря на свои недостатки, он очень славный и искренне желает решить эту проблему. С вашей помощью и под контролем Скептика он вполне способен найти выход из ситуации. Выскажите свое мнение по поводу проблемы...
Затем снова осуществляется переход в позицию Мечтателя и стимулируется поиск нестандартного решения. Ведущий может задать три-четыре круга по субличностям, обычно этого хватает, если уделяется достаточное время проработке проблемы в каждой позиции. Эмпирические данные убеждают в том, что во многих людях наиболее сильной оказывается субличность Скептик. Иногда он полностью "забивает", заглушает мнения других и фактически парализует "Я" человека на пути к решению проблемы. Уже осознание этого факта в результате выполнения упражнения позволяет считать эту психотехнику полезной. Можно посоветовать участникам практиковать "Разговор со сменой позиции" вне группы, активно поощряя Мечтателя и предоставляя Скептику меньшее, по сравнению с другими, время.
В результате обсуждения упражнения участники приходят к выводу о том, что в реалиях нашей жизни все три субличности являются для нас необходимыми. Именно через диалог, через сотрудничество между ними возможен конструктивный поиск оптимального решения возникающих проблем. Должен существовать баланс между влияниями каждой, поскольку они выполняют различные функции.
Список использованной литературы
Григорьев СИ., Гуслякова Л.Г., Ельчанинов В.А. и др. Теория и методология социальной работы.— М.: Наука, 1994.
Дружинин В.Н. Психология семьи.— М.: КСП, 1996.
Доэл М, Шадлоу С. Практика социальной работы / Пер.
с англ. яз. под ред. Б.Ю. Шапиро.— М.: Аспект Пресс, 1995.
Мудрик А.В. Социальная педагогика.— М: Изд-во МПГУ,
1990.
Основы конфликтологии: Учебное пособие / Под ред.
В.Н.Кудрявцева.— М.: Юристъ, 1997.
Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Пав-
ленок.— М.: ИНФРА-М, 1997.
Справочное пособие по социальной работе / Под ред.
А.М.Панова, Е.И. Холостовой,— М.: Юристъ, 1997.
ЗАНЯТИЕ 16
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
И СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА
"Точные науки называются такими не потому, что они достоверны, а потому, что в точных науках ученые знают меру неточности своих утверждений".
А.А. Любищев
"Мы еще слишком автоматы, или автоматы недостаточно совершенные".
В.Л. Леви
Социальная информатика изучает применение информационных систем в различных практических областях: в управлении персоналом, работе с конкретными ситуациями, повышении культуры и развитии коллективов учреждений, при уходе за больными по месту их жительства, планировании отпусков для матерей и программах вмешательства при кризисах и др.
Характер информационной услуги в социальной работе может быть различным: информация, совет, справка, юридическая помощь, хранение и передача информации, подбор клиентов, обработка и интерпретация результатов тестирования или социологического исследования, получение документов, доступ к информационным источникам, профессиональная подготовка, вспомогательная услуга и т. д.
Информационно-справочные услуги, оказываемые социальными службами населению посредством компьютерной техники и являющиеся по своей сути связующим звеном многочисленных внешних систем услуг, должны быть общедоступными и бесплатными, несмотря на способ обращения (письменно, по телефону, при личной встрече или при общении с автоответчиком).
Помимо этого, система информационно-справочных услуг — это планирующий, политический и исследовательский механизм, способный выявить тенденцию, обозначить недостатки, неадекватность и неэффективность существующих услуг.
Социальная информатика — это единство знаний, навыков и позиций применительно к информационным технологиям, с которыми обучающим предстоит иметь дело в будущей профессии.
Социальная информатика не ограничивается изучением компьютера или обучением навыкам работы с компьютером, социальная информатика — это наука об информации.
В социальной работе информация часто собирается в форме опроса и обрабатывается на компьютере. Или, что более вероятно, через обследование отдельного клиента. Сбор данных при помощи видеотехники является очень полезным средством обеспечения дополнительного материала к отчету об обследованиях применительно к отдельной личности.
Профессиональная деятельность социального работника может быть очень эффективно изучена посредством видеотехники. Реальное поведение, которое легко можно запечатлеть при помощи видеокамеры, является очень хорошим ориентиром для развития умений и навыков, всей системы отношений социального работника и клиента.
Однако, когда технологические нововведения внедряются в социальную сферу, а неравенство между богатыми и бедными растет, неудивительно, что лица, которые первыми воспринимают новые технологии, принадлежат к высшим слоям общества. Неудивительно также, что лица, которые находятся в самом низу социальной структуры, могут никогда не воспользоваться плодами новой технологии. Печальная реальность такова, что самые бедные люди и имеющие самый низкий уровень образования, больше всех нуждающиеся в преимуществах новой технологии, вероятнее всего, не будут иметь доступа к ней.
Беглый взгляд на литературу об информационной или компьютерной технологии в социальной работе показывает, что в подавляющем большинстве статей говорится о том, как можно использовать компьютер.
Психологические игры и упражнения Игоря Викторовича Вачкооа
Упражнение "Социальные шахматы"
— Любите ли вы играть в шахматы? Наверняка среди вас есть прекрасные игроки, способные сразиться даже с гроссмейстером. Что же, в таком случае мы с вами сейчас и поиграем в шахматы... Спешу развеять ваше недоумение — не стоит озираться в поисках шахматных досок. Нам они не понадобятся, поскольку наши шахматы совершенно особые. В такие шахматы можно
сыграть только на наших занятиях. И для этого, кстати, совсем не обязательно знать даже то, как движутся шахматные фигуры. Фигурами станете все вы. Каждый из вас возьмет одну из карточек, лежащих на столе, и прочтет написанное на ней название и цвет доставшейся ему шахматной фигуры, например, "Черная ладья" или "Белый ферзь". Показывать карточку и говорить
кому-либо о том, что вы за фигура, нельзя ни в коем случае.
Участники группы по очереди берут карточки. Хорошо бы заранее приготовить плакат, изображающий шахматную доску с расставленными на ней фигурами до начала партии. После того, как роли распределены, звучит продолжение инструкции.
— Наша комната становится шахматной доской. На ней нужно расставить фигуры, причем именно так, как они обычно располагаются перед началом игры. Тех, кто понятия не имеет о том, как правильно расставляются шахматные фигуры на доске, я прошу обратить
внимание на плакат. Ваша задача — как можно быстрее построиться в нужном порядке. Иными словами, каждый должен занять в шеренге своих соратников
место, предписанное выпавшей ролью. Посмотрим, какие фигуры — белые или черные — сумеют построиться быстрее и без ошибок. Я не стану указывать, какая сторона нашей комнаты будет занята белыми, а какая — черными фигурами. В этом вы определитесь сами, вступая во взаимодействие друг с другом. От вас требуется четкое соблюдение правил. В чем они состоят? Самое
главное — вы можете общаться друг с другом только невербально. Запрещается писать — на бумаге или в воздухе — слова, обозначающие цвет и выпавшую вам фигуру. Запрещается показывать на белые или черные предметы, объясняя свой цвет. Если всем все ясно — начали!
Задача, стоящая перед игроками, далеко не проста. С одной стороны, вроде бы проходит командное соревнование, а с другой — ни один из участников вначале не знает членов своей команды. Чрезвычайно интересно наблюдать за тем, какие способы изобретаются игроками для разрешения ситуации и общения с партнерами. Если есть возможность, неплохо заснять происходящее на видеокамеру для последующего анализа.
Список использованной литературы
Григорьев СИ., Гуслякова Л.Г., Ельчанинов В.А. и др. Теория и методология социальной работы.— М.: Наука, 1994.
Методология и технология комплексного социально-педагогического проектирования (региональный уровень): Коллективная монография / Под ред. В.И. Загвязинско-го.— Тюмень: Изд-во ТГУ, 1997.
Мудрик А.В. Социальная педагогика: М.: Изд-во МПГУ, 1990. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Пав-ленок.— М.: ИНФРА-М, 1997.
Права человека и работа в социальной сфере: Пособие для училищ по подготовке социальных работников и для работников социальной сферы.— Женева: Изд-во Центра по правам человека ООН, 1995.
Справочное пособие по социальной работе / Под ред. А.М.Панова, Е.И. Холостовой.— М.: Юристъ, 1997. Фарсов М.В. Введение в теоретические основы социальной работы (историко-понятийный аспект).— М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997.
Педагогика дает направление социальной активности. При этом социальная работа ориентируется на сознательность людей. Глубокие, достаточно гибкие социальные знания позволяют ориентироваться в действительности, соотносить с ней собственные потребности и способности.
Необходимым педагогическим элементом социальной работы является формирование социальных действий, умений и навыков, человек при этом овладевает приемами самопомощи.
Социальная работа в конечном итоге должна подвести личность к самовоспитанию, дать ей возможность обрести цель и смысл жизни, средства, с помощью которых можно достичь продуктивного социального поведения, включиться в систему непрерывного образования.
Педагогическое содержание социальной работы определяется коррекцией поведения и перевоспитанием людей. Коррекция — это необходимый элемент любой деятельности, потому что невозможно ни в учебе, ни в труде, ни в общении в один прием достигнуть социально значимого результата. Формирование здорового работоспособного коллектива является важным педагогическим аспектом социальной работы. Таким путем добиваются совпадения формального и реального лидерства, что снижает вероятность конфликтов, усиливает взаимопомощь в группе.
Повышение производственного разряда, квалификации, непрерывное образование, участие в самоуправлении и есть те ступеньки, проходя которые, человек поднимается на новые уровни самоутверждения и самовыражения.
Ценными педагогическими свойствами обладают методы, которые обеспечивают успех в учебно-трудовой, спортивной, художественной и других видах деятельности. Успех в социально ценной деятельности сам по себе возвышает личность. Однако нередко требуются специальные приемы его обеспечения, как-то: научная организация труда, учет индивидуальных особенностей, эффективная, психологически обоснованная помощь.
Наибольший эффект развития личности достигается при включении в различные виды творчества. Проблемное обучение, исследования в процессе доучивания, переучивания, повышения квалификации развивает мышление.
Значительный вклад в социальное развитие вносят различные творческие группы и общественные объединения, в которые люди входят в соответствии со своим развитием, интересами.
Мастерство социального работника зависит от его культуры, от полученного им общего и профессионального образования. Особую значимость имеет теоретическая и практическая психологическая и педагогическая подготовка.
Цели, содержание, способы и средства воспитания человека, влияния на его поведение и отношения в обществе в широком спектре социальных взаимодействий в различных региональных условиях есть главная сфера педагогики социальной работы, рассматриваемой в единстве науки и области практической деятельности. Она сориентирована на работу со всеми категориями населения, семьей, направлена на создание системы социальной помощи, условий наибольшего благоприятствования, психологического комфорта, содействие формированию социокультурного пространства, развитие и самореализацию личности.
Некоторые исследователи считают, что свое начало педагогика социальной работы ведет с конца XIX — начала XX века и связана с именами американцев Мэри Ричмонд, Джеймса Адамса и немцев Адольфа Дистервега, Пауля Наторпа.
Социальная незащищенность, особенно детей, молодежи, людей пожилого возраста, вызвала потребность изменить традиционный подход к социальной политике, более настойчиво искать способы объединения (на межведомственной основе) социально-экономических, правовых, эколого-валеологических, образовательно-культурных и других возможностей для поддержки основной ячейки общества — семьи, профилактической работы с ее проблемами.
Для человека, не сведущего в вопросах педагогики социальной работы, деятельность социального работника представляется очень простой. Хотя для практической успешной работы нужны знания в многих областях.
В зависимости от типа микросреды, особенностей ситуации, запросов и возможностей населения действия социального педагога будут различны. Педагогическая деятельность — это всегда поиск, творчество конкретных людей в конкретной ситуации. Знание и владение принципами и методами социальной педагогики необходимо широкому кругу социальных педагогов, социальных работников и людей, определяющих социальную политику государства.
Тем учащимся, кто выберет для себя профессии "социальной карьеры" (так называются профессии социального работника и социального педагога во Франции) и, пройдя специализированный курс обучения по социальной работе в общеобразовательной школе, разочаруется в этой профессии или же почувствует свою непригодность к ее требованиям, избежит разочарования в дальнейшем, не выбрав ее в угоду моде или по другим мотивам, однако приобретет полезные знания и навыки, которые пригодятся в жизни.
Вопросы для самоконтроля
Иногда говорят: "Психология без педагогики бесполезна, педагогика без психологии бессильна". В чем, по-вашему, смысл этой формулировки? Унижается или возвеличивается ею достоинство каждой из названных наук?
Зачем нужна научная педагогика, если есть проверенная веками педагогика народная?
Сопоставьте функции педагога и социального работника.
Ситуация
Чем Вы объясните поведение Саши? В помощи ка ких специалистов нуждаются приемные родители и Саша? Разработайте план работы с семьей.
"Саше К. десять лет. Ему не было еще и трех, когда без вести пропала его мать. То ли сбежала из опостылевшего ей дома, то ли погибла от чьей-то злой руки, кто теперь скажет.
Сашуусыновилипочтив Шлет. Он очень хотел иметь семью, свой дом, папу и маму. Но когда было оформлено усыновление, мальчик почувствовал себя в семье неловко и неудобно. Затосковал о детском доме. Приемные родители взяли из детдома еще и дочку, четырехлетнюю Аню, чтобы Саше не было скучно расти одному.
Но вот однажды после незначительной семейной ссоры Саша отправился на автобусную станцию, сел в первый попавшийся автобус и уехал за 40 километров, в другой город. Его нашли. Через некоторое время он снова убежал. Дальше — больше. Чуть что не по нему — на автобус и куда глаза глядят.
Детский психиатр признал Сашу нормальным ре-бенком, но остро нуждающимся в коллективе. Саша захотел вернуться в детский дом".
Практическое задание
Осуществление социально-педагогического проектирования трудового(учебного) коллектива: а) определить ближнюю, среднюю, дальнюю перспективу развития коллектива; в) подобрать содержание и средства развития коллектива; г) описать, каким должно быть самоуправление коллектива; д) подобрать способ отражения результатов деятельности коллектива (рекомендовать, как организовать информационную базу данных).
Дата: 2019-04-23, просмотров: 704.