"Каждый человек — это целый том, если только вы знаете, как читать его".
У. Чэннинг
"Обращаясь с ближними так, как они того заслуживают, мы делаем их только хуже. Обращаясь же с ними так, как будто они лучше того, что они представляют в действительности, мы заставляем их становиться лучше".
Гете
С понятием "психология" мы сталкиваемся довольно часто. Как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей. Каждый человек — психолог в каком-то смысле слова. Не изучая еще науки, мы с детства употребляем слова "память", "у него такой характер", "чуткий", "невнимательный", умеем определять настроение близких нам людей по внешним признакам: жестам, выражению лица и прекрасно пользуемся этими знаниями в процессе общения. Однако наши знания о психологии человека находятся на житейском уровне и очень приблизительны, расплывчаты и порой просто неверны, так как лишены систематичности, глубины, доказательности, и по этой причине не могут стать прочной основой для серьезной работы с людьми (социально-педагогической, организационной, лечебной). Работа с людьми требует научных, т. е. объективных и достоверных знаний о психике человека, позволяющих прогнозировать его поведение в тех или иных
жидаемых обстоятельствах. Научное знание отличается от житейского доказательностью реальных причин, доступностью проверки опытом и логическим анализом.
Психология — это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Психика — внутренний субъективный мир личности, которая возникает в процессе активного взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе отражения этого мира в виде образов, мыслей, чувств и поступков. Иначе говоря, поведение человека всегда обусловлено воздействием объективного мира. Отражая внешний мир, человек не только познает законы развития природы и общества, но и оказывает на них определенное воздействие, чтобы приспособить окружающий мир к наилучшему удовлетворению своих материальных и духовных потребностей.
Психология XX столетия заметно расширила границы своих исследований. Современные психологи интересуются не просто психикой человека, но закономерностями и механизмами ее развития и распада, психологией групп и общества.
Состояние психического здоровья — это состояние нормы, отсутствие патологии. Для того чтобы определить, здоров ли психически человек или нет, нужно знать, что такое норма, что такое патология, т. е. иметь эталон психически здорового человека, к которым относятся (по В.И.Слуцкому):
1. Альтруистическая жизненная установка ("Я для
людей, а не люди для меня"). Только такая установка
Делает человека счастливым.
2. Стойкость, умение переносить трудности, ли
шения и страдания, как духовные, так и физические.
3. Ум, любознательность, активность.
4. Смелость, решительность, сила воли.
5. Общительность, интерес к людям, уважение к
ним, соблюдение элементарных этических норм.
6. Стремление к созиданию, развитая фантазия,
воображение, любовь к творчеству.
7. Любовь к свободе, стремление быть незави
симым.
Рождение психологии как самостоятельной дисциплины, ее призвание и судьба неразрывно связаны с возникновением "социального" как особого пространства мышления и реальности. Психология как наука развивалась параллельно с такими понятиями, как "общественная деятельность", "благосостояние", "социальная работа", "социальные службы" и т. д. Социальное, особенно в XX веке, стало объектом и психологического знания. Психология сыграла немаловажную роль в развитии самого явления "социального". Психология помогает человеку сделать жизнь осмысленной, значимой, реализовать свою индивидуальность, оптимизировать жизненное пространство, развивать жизненные силы, оказывать помощь нуждающимся.
Многие подходы к социальной работе и ее альтернативные теории, оформляясь в определенные направления, обычно опирались на те или иные психологические воззрения. Например, психоанализ явился основой диагностической теории социальной работы. Диагностическая теория в свою очередь стала предвестником возникновения индивидуальной психосоциальной работы.
Психологические знания являются базовой основой профессионального обучения социальной работе.
Вопросы для самоконтроля
Как соотносятся между собой психология и социальная работа в качестве научных областей знания?
Какова сфера применения психологического знания в социальной работе?
Сопоставьте должностные обязанности социального работника и психолога.
Ситуация
Определите основную проблему, стоящую перед семьей. Какие методы и формы помощи вы могли бы предложить? Разработайте план работы с семьей.
"Несколько лет назад мы с мужем удочерили де' вочку из детского дома. Вскоре муж умер, и дочку я воспитывала одна. Все было хорошо, но вот в прошлом году Света узнала от соседки, что она мне не родная . С этого момента все пошло вкось. Девочка стала уходить из дома, меня перестала слушаться, а однажды даже отравилась, лежала в тяжелом состоянии в реанимации. Сейчас дочери четырнадцатый год, она заканчивает 7-й класс. Учится плохо, часто пропускает школу, ходит на дискотеку, курит. Наших родственников не признает никого. Домой приходит поздно. Я не сплю, жду ее, волнуюсь. Как мне быть? Очень трудно жить при таких ценах да еще при таком отношении. Окружающие осуждают меня за то, что ее удочерила, а теперь вот мучаюсь. Я наедине со своими проблемами, и мне не с кем посоветоваться. Никто не может понять моего состояния. Пожалуйста, помогите!"
Практические задания
Социально-психологический тренинг как форма развития коммуникативных способностей
Виды тренингов (коммуникативный, психокорреля ционный, делового общения, управленческой команды)
Изучение психологического климата в группе
Дата: 2019-04-23, просмотров: 251.