СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И ПОЛИТИКА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

"В политике грань между убеждениями и их отсутствием очень тонка".

Роберт Дж. Самуэльсон

"Нельзя уподобляться флюгеру, который по­ворачивается при малейшем ветерке".

Д. Лондон

Еще в сочинениях и трактатах Платона, Аристотеля, Бэкона, Гоббса, Макиавелли, французских материалис­тов XVIII века, Фейербаха, Канта, Гегеля и многих дру­гих представителей философских школ политика рас­сматривалась прежде всего как искусство управления государством, ведения государственных дел, представ­ления государства внутри страны и за ее пределами.

На политику и политическую жизнь влияют нрав­ственные нормы, наука, религия, культурные и иные традиции, обычаи.

Политика — это сфера деятельности, связанная с социальными отношениями в области завоевания, удер­жания и использования государственной власти.

Центральным субъектом политики является госу­дарство. Любое общество нуждается в общих функци­ях, без которых оно не может обойтись. С этой целью люди образуют новую отрасль разделения труда внут­ри общества, органы власти и управления, которые, приобретая особые интересы, становятся самостоя­тельными по отношению к тем, кто их уполномочил. Так появляется институт государства. Неотъемлемым атрибутом государства является организованная сила, обеспечивающая ему способность и возможность осу­ществлять свою волю, оказывать определяющее воз­действие на деятельность, поведение людей в обще­стве с помощью какого-либо средства: авторитета, lilt права, насилия.

 

Власть — необходимый элемент человеческого об­щества, обеспечивающая ему свойство целостности, управляемости, организованности и порядка.

Политика по своей структуре подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Основное содержание внут­ренней политики государства составляют отношения социальных слоев и групп данного общества к суще­ствующей государственной власти; долговременные, устойчивые интересы социальных групп в обществе и их взаимоотношения и др.

Внешней политике государства свойственна отно­сительная самостоятельность, которая обусловлена спецификой проявления и реализации социальных, национальных и государственных интересов на меж­дународной арене. Непременным условием успеха внешней политики являются международный автори­тет государства, степень его влияния на ведущие тен­денции и процессы международной жизни. В свою очередь успехи в области внутриполитической неиз­бежно отражаются во внешнеполитической деятельно­сти государства, умножают силу, авторитет и популяр­ность его на международной арене.

Социальная политика — это составная часть внут­ренней политики государства, воплощенная в его со­циальных программах и практике и регулирующая отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения. Социальная политика по своему происхождению вторична относи­тельно экономики, которая была и остается определя­ющей материальной основой решения всех социальных задач. Любые социальные программы ничего не стоят, если не обеспечены экономически. Однако соотноше­ние экономики и политики не может быть сведено к соотношению между экономической и социальной по­литикой государства. Здесь особое значение приобре­тает взаимодействие обоих видов политики, при кото­ром приоритет может иметь то один, то другой вид.

Всякое невнимание к нуждам людей, ослабление внимания к социальным аспектам труда, быта, досуга,

любые ущемления законных интересов людей в конеч­ном итоге противоречат принципу социальной справед­ливости и ведут к падению производства и обострению социальной напряженности в обществе или регионе.

Одна из главных задач социальной политики на современном этапе — социальная защита населения от воздействия негативных последствий рыночных от­ношений в экономике. Это предполагает поддержание баланса между денежными доходами населения и то­варными ресурсами; создание благоприятных условий для улучшения жилищных условий граждан; развитие сферы услуг для населения, удовлетворение его спро­са на качество товаров и услуг; расширение матери­альной базы укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры.

Важное место в политике государства принадле­жит обеспечению социальной справедливости в обще­стве, являющейся оценкой экономических, политичес­ких, правовых событий и фактов, взаимоотношений личности и общества, а также в сфере межличностных отношений, и предполагающей соответствие между действительной ролью личности, группы в жизни об­щества и их социальным статусом, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлени­ем и наказанием, заслугами людей и их общественным признанием. Всякое несоответствие в этих соотноше­ниях оценивается как несправедливость.

Социальная справедливость должна конкретизиро­ваться и дополняться системой социальной работы на местах.

Таким образом, политика и социальная работа вза­имосвязаны. Социальная работа представляет собой форму, способ реализации социальной политики. С дру­гой стороны, социальная политика раскрывается в социальной работе. Однако единство социальной по­литики и социальной работы не означает их совпаде­ния, тождества.

Социальная работа по своему содержанию богаче социальной политики, динамичнее, подвижнее, в то время, как социальная политика сохраняет большую устойчивость, выступая определяющей стороной в от­ношении социальной работы.

Социальная политика — это целенаправленная система мероприятий государства, коммерческих структур и неправительственных общественных объе­динений по удовлетворению насущных потребностей U4 населения.

Важнейшей задачей социальной политики государ­ственного сектора является достижение определенно­го уровня равновесия в общественной жизни через: а) предоставление государственных гарантий предот­вращения максимальных негативных последствий сти­хийных бедствий, голода, болезней, глобальных процес­сов; б) перераспределение материальных ресурсов, согласование организационных усилий, направленных на обеспечение и повышение достигнутого данной стра­ной уровня жизни через налоги, развитие благотвори­тельности, предпринимательства в сочетании с репрес­сивными средствами.

Социальная политика призвана разрешать проти­воречия между текущими и перспективными интере­сами общества, между интересами различных слоев, общественных институтов, учитывать и прогнозиро­вать, снижать и корректировать неизбежную "плату" общества за социальный прогресс. В этой связи соци­альная политика имеет прямое отношение к определе­нию приоритетов в развитии благосостояния, масшта­бов

поддержки различных слоев населения.

Обычно социальная политика реализуется через различные формы социальной работы, крупные разо­вые государственные решения и мероприятия, а также через социальные программы (специализированные и комплексные).

Разумная социальная политика направлена на со­здание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, гражданина демократи­ческого общества. Человек, его права и свободы явля­ются высшей ценностью. А признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина считает­ся важнейшей обязанностью государства.

Социальная политика имеет специальные механиз­мы реализации, к которым относятся: социальное обслу­живание, социальные услуги, социальная реабилитация, социальная защита, социальная помощь и самопомощь.

Социальное обслуживание — деятельность по со­циально-экономической поддержке, оказанию соци-^^но-бытовых, медико-социальных, психологических, правовых услуг, по осуществлению социальной адап­тации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (ситуации, субъектив-

но воспринимающейся человеком как трудная лично для него или являющаяся объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность: инвалидность, неспо­собность к самообслуживанию, сиротство, безнадзор­ность, малообеспеченность, конфликты и жестокое отношение в семье, одиночество и т. п.). Социальное обслуживание осуществляется бесплатно и платно че­рез систему соответствующих социальных служб (го­сударственные, муниципальные, частные и другие), на основании обращения клиента, его опекуна, попечите­ля или другого законного представителя. Виды социального обслуживания:

— материальная помощь: денежные средства, про­
дукты питания, медикаменты, средства санитарии и
гигиены, предметы ухода за детьми, одежда, обувь,
предметы первой необходимости; специальные транс­
портные и технические средства профилактики инва­
лидности и реабилитации для инвалидов и лиц, нужда­
ющихся в постороннем уходе;

— социальный патронаж граждан и семей, нужда­
ющихся в постоянном нестационарном обслуживании:
помощь в виде социально-бытовых услуг, содействие в
получении медицинской и иной помощи, услуги по
уходу за детьми;

— стационарное обслуживание граждан, частично
или полностью утративших способность к самообслужи­
ванию и нуждающихся в постоянном постороннем ухо­
де: создание необходимых условий жизнедеятельности,
проведение мероприятий медицинского, психологичес­
кого, социального характера, обеспечение питанием,
уходом, организация посильной трудовой деятельности,
отдыха, досуга;

— предоставление временного приюта гражданам
без определенного места жительства и занятий, безнад­
зорным детям и подросткам, нуждающимся в такой по­
мощи;

— организация дневного пребывания гражданам
пожилого возрастай инвалидам, сохранившим способ­
ность к самообслуживанию и активному передвиже­
нию; людям, находящимся в трудной жизненной ситу­
ации;

— консультативная помощь гражданам и семьям в
lllb области социально-экономического и медико-социаль-

ного обеспечения жизнедеятельности, психолого-педа­гогической помощи, правовой защиты;

—  реабилитационные услуги: помощь в професси­
ональной, социальной, психологической реабилитации
граждан, являющихся инвалидами; реабилитационная
работа с несовершеннолетними и другими граждана­
ми с общественно опасным поведением.

Социальные услуги — действия по оказанию помо­щи клиенту социальной службы в соответствии с видами социального обслуживания. Услуги могут быть платны­ми и бесплатными. Бесплатные услуги предоставляются:

— гражданам, не способным к самообслужива­
нию в связи с возрастом, болезнью, инвалидностью и
имеющим доходы ниже четырех минимальных раз­
меров оплаты труда;

— гражданам, находящимся в чрезвычайной жиз­
ненной ситуации в связи с безработицей, стихийными
бедствиями, катастрофами, авариями, вынужденной
миграцией;

— несовершеннолетним — сиротам и безнадзорным;

— семьям, в которых совокупный доход на каждого
члена семьи ниже четырех минимальных размеров
оплаты труда.

Органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления могут устанавливаться до­полнительные основания для предоставления бесплат­ных услуг. Платные социальные услуги в государ­ственной и муниципальной социальных службах оказываются в порядке, установленном действующим законодательством, а в частных и иных службах — са­мостоятельно или на договорной основе.

Социальная реабилитация — система мероприя­тий (организационно-трудовых, учебных, медико-психологических, социально-педагогических и др.), направленная на оптимизацию морально-психологи­ческой адаптации выполнения социальных ролей, трудоустройства людей, имеющих органические не­достатки (инвалиды); восстановление, коррекцию или компенсацию нарушения физических, психических и социальных функций, личного и социально-трудо­вого статуса человека.

Социальная защита — система мероприятий и уч-Реждений, гарантирующих минимально достаточные

условия жизни, удовлетворяющие потребности жизне­обеспечения и деятельного существования человека. Социальная защита основывается на совокупности со­циальных и юридических гарантий, которые предостав­ляют каждому человеку реальные возможности реали­зации его прав, в том числе и социально-экономических прав на такой уровень жизни, который необходим для нормального существования, развития личности и вос­производства. Социальная защита наименее обеспечен­ных слоев населения осуществляется в социально-по­литической деятельности государственных структур, профсоюзов, общественных объединений. Социальная защита связана с уменьшением продолжительности рабочего дня, увеличением заработной платы, пенсий, пособий, различных социальных выплат, организацией социальных и психологических служб различного про­филя, предоставлением льготных услуг и т. д. Отсутствие или слабость социальной защиты приводит к росту со­циальной напряженности, неуверенности в завтрашнем дне, неудовлетворенности, агрессивности.

Социальная помощь (поддержка) — одна из форм социальной защиты, направленная на поддержание дос­тойных условий жизнеобеспечения и существования ма­лообеспеченных социальных групп, семей, отдельных личностей, которые испытывают нужду в процессе удов­летворения жизненно важных потребностей и деятель­ного существования. Социальная помощь может ока­зываться в различных формах: денежных выплат, в натуральном виде, услуг и льгот, которые предоставля­ются нуждающимся дополнительно к гарантированным государством формам социальной защиты за счет средств муниципальных и местных органов власти, предприятий, организаций, благотворительных фондов, взносов част­ных лиц и др. При оказании социальной помощи наряду с другими ведущую роль играет принцип адресности и приоритетности.

Социальная самопомощь — совокупность соци­альных, социально-психологических и социально-пе­дагогических средств, используемых отдельным ин­дивидом или определенной социальной группой для поддержания достойных условий своего существования. Примечание: содержание занятия изложено по разделу книги: Теория и методика социальной работы: Краткий курс / Под ред. В.И. Жукова.— М.: Союз, 1994.

 








































Росы для самоконтроля

Дайте определение понятию "социальная политика". Каково основное содержание социальной политики? Каковы задачи социальной политики государства? Какие механизмы реализации социальной политики вы знаете?

Как вам представляется взаимосвязь социальной поли­тики и социальной работы?

Какие социальные проблемы человека и общества решает социальная работа?

Сопоставьте (найдите общие и различные) функции: социального работника и юриста (адвоката).

Ситуация

Можетли эта семья рассчитывать на официальную помощь со стороны государственной системы социаль­ ной защиты? Разработайте план работы с семьей.

"Оказаласья в очень тяжелом положении и не знаю, как выкарабкаться. Своих сил у меня уже не осталось, я совсем упала духом и нахожусь в отчаянии. Я одна воспитываю троих детей, но с этим бы я справилась. Только год назад у нас сгорел дом, и до сих пор у нас его нет. Районные власти не в состоянии решить наш воп­рос. Сейчас мы живем на квартире у родственников, и нас спросят подыскивать другое жилье. Снять кварти­ру мы не в состоянии, купить — тем более. Нам некуда идти. Я устала от беспредельных скитаний и унижений. Может, кто-нибудь сможет нам помочь или кто-нибудь посоветует, как нам жить?"

Практические задания

Посещение объектов социально-педагогической практики:

— органов законодательной, исполнительной и
судебной власти;

— учреждений социальной защиты, социальной
поддержки семей, инвалидов;

 

учреждений здравоохранения;

образовательных учреждений.

 

Работа в библиотеках (подготовка сообщения "Особенности социальной политики в нашем регионе (городе, районе, поселке) ".

Наблюдение за работой суда.

Цель: составление представления о системе су­допроизводства; ознакомление с различными функци­ями работников суда, ведением судебного процесса или расследованием дела, наблюдение за реакцией осуж­денных или лиц, находящихся под надзором.

Многим социальным работникам приходится да­вать свидетельские показания в суде в рамках выпол­нения своих служебных обязанностей. Учащимся пред­ лагается посетить суд нижней инстанции, чтобы понаблюдать за судебным процессом.

Психологические игры и уоражнения Игоря Викторовича Вачкова

Упражнение "Встреча двух цивилизаций"

Игра важна для уяснения будущими социальными педагогами и социальными работниками предпочтитель­ности гуманистических принципов в политике. Группа делится на две команды (способы деления самые разно­образные) . Жребием определяется, какая из команд бу­дет состоять из землян, а какая — из инопланетян.

Космическая экспедиция с Земли обнаружила необи­таемую планету, недра которой оказались насыщены раз­нообразными полезными ископаемыми и стратегически важными видами сырья. Но практически одновременно с землянами на эту планету высадились представители иной высокоразвитой цивилизации, тоже заинтересовавшиеся природными ресурсами планеты. Заметив присутствие друг друга, и земляне, и инопланетяне укрылись в своих космических кораблях, приведя в боевую готовность ней­тронные орудия и ручные бластеры. Эта планета крайне необходима и той и другой цивилизации. По-видимому, вооруженного столкновения не избежать. Вопрос в том, кто начнет первым, то есть, на кого ляжет ответственность за развязывание военного конфликта. Началось тягостное ожидание.

Впрочем, еще остается возможность мирно догово­риться. Но между кораблями нет связи, и, чтобы выска­зать свои предложения, необходимо покинуть корабль

и выйти наружу или передать свои предложения через ведущего или его ассистента. Выйти наружу — риск: соперники могут не сделать такого же шага, а просто уничтожить конкурентов. В этой игре вам придется решать, как поступить, совершив десять ходов. В зави­симости от выборов команд складываются разные си­туации, оценка которых в баллах приведена в таблице.

 

Земляне Инопланетяне Земляне Инопланетяне
открыть открыть    
огонь огонь -3 -3
выйти выйти    
наружу наружу + 3 + 3
открыть выйти    
огонь наружу + 5 -5
выйти открыть    
наружу огонь -5 + 5

Смысл таблицы достаточно ясен: если обе команды начинают военные действия, они теряют по три балла; если какая-то команда решает выйти из корабля для переговоров, а соперники прицельным огнем стирают их с лица планеты, то погибшие лишаются пяти баллов, а меткие стрелки по парламентерам приобретают так­же пять баллов; если же представители обеих цивили­заций решат попытать удачу на пути переговоров, то и те и другие получают по три балла. Лучше всего коман­ды развести по разным комнатам. За пять минут, отво­димых на каждый ход, команды должны принять реше­ние. В случае если решение за это время не принято, то команда штрафуется на 3 балла. Голосовать можно сколько угодно раз, но если при окончательном голосо­вании есть люди, поднявшие руки "против", то за каж­дого из них команда лишается 1 балла. Решение команд передает соперникам ведущий или его ассистент.

Побеждает тот, кто после десяти ходов наберет максимальное количество баллов.

Ход рассуждений игроков и выбранные ими стра­тегии станут ясными для ведущего после десятого хода, с°гда игроки сдадут свои бланки, в которых сами они Уже подвели итоговый баланс. Обсуждение этой игры имеет чрезвычайно важное значение — особенно если

обнаружится, что никто не выиграл (а такое вполне мо­жет случиться!). Подобная ситуация очень показатель­на: малое количество набранных баллов однозначно го­ворит об ошибочности выбранной игроками стратегии. Если команды изберут не путь обмана и войны, а путь конструктивного взаимодействия, основанного на доб­рожелательности и доверии, то ведущий должен обяза­тельно им предоставить возможность сказать главные слова в дискуссии.

Замечательно, если в результате обсуждения уча­стники придут к более глубокому, прочувствованному пониманию достаточно тривиальной истины: кроме игры против кого-то, когда мой выигрыш — это обяза­тельно проигрыш другого, есть игры, когда выиграть можно только вместе. В политике особенно.



Список использованной литературы

Битинас Б.П. Краткий словарь терминов по социальной работе (США) // Социальная педагогика и социальная работа за рубежом.— Вып.1.— М., 1991.

Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы.— М.: SvR-Аргус, 1994.

Григорьев СИ., Гуслякова Л.Г., Ельчанинов В.А. и др. Теория и методология социальной работы.— М.: Наука, 1994.

Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Пав-ленок.— М.: ИНФРА-М, 1997.

Рамзей Р. Социальная работа: наука-профессия: К развитию концепции // Социальная педагогика и социальная работа за рубежом.— Социальная работа.— Вып.6.— М., 1991.

Современная западная социология: Словарь.— М.: Поли­тиздат, 1990.

Социальная педагогика: Теория, методика, опыт исследо­вания.— Свердловск: Изд-во Уральск, ун-та, 1989. Справочное пособие по социальной работе / Под ред. A.M. Панова, Е.И. Холостовой.— М.: Юристъ, 1997.

Теория и методика социальной работы: В 2 ч. / Под ред. И.Г. Зайнышева,— М.: МГСУ, 1994.

Теория и методика социальной работы: Краткий курс / Под ред. В.И. Жукова — М: Союз, 1994.

Теория и методика социальной работы / Под ред. П.Д. Пав-ленка.— М.: ГАСБУ, 1993, 1995. Вып.1 — 2.

Энциклопедия социальной работы: В 3 т. / Пер. с англ.— М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993.— 1994.

 

ЗАНЯТИЕ 9

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И РЕЛИГИЯ

"Матерью благотворительности является религия".

Э. Эндрюсс

"Господи, дай мне душевный покой, чтобы принимать то, чего я не могу изменить, му­жество изменить то, что могу, и мудрость — всегда отличать одного от другого".

Молитва

Традиционно социальную работу рассматривают как ответ на социальную несправедливость. Однако ее корни уходят глубоко в историю различных народов, когда люди приняли на себя моральное обязательство отвечать за судьбу других людей. Традиции социаль­ной работы исторически легко прослеживаются в ми­ровых религиях: "тседака" у евреев, "благотворитель­ность" у христиан, "зака" — один из пяти столпов ислама.

Выделяют (по И.Н. Яблокову) мировоззренческую, компенсаторную, коммуникативную, регулятивную, культуротранслирующую и другие функции религии. Некоторые из них совпадают с назначением социаль­ной работы как области практической общественной или профессиональной деятельности, другие же необ­ходимо учитывать в социальной работе.

Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря прежде всего наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозерца­ние (отражение мира в ощущении и восприятии), ми-рочувствование (эмоциональное принятие или отвер­жение), мироотношение (оценку) и проч. Придание

смысла существованию предоставляет возможность тому, кто верует, вырваться, хотя бы в воображении, за пределы ограниченности, поддерживает надежду на достижение светлого будущего, блаженства, на избав­ление от страданий, несчастий, одиночества, мораль­ного падения.

Религия выполняет компенсаторную функцию, восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане воображения, перестройки сознания, а также изменения объективных условий существования. Реальное угнетение преодолевается "свободой в духе", социальное неравенство превращается в "равенство" в греховности, в страдании; церковная благотворитель­ность, милосердие, призрение, перераспределение доходов смягчают бедствия обездоленных; разобщен­ность и изоляция заменяются "братством во Христе", в общине; безличные, вещные отношения безразличных друг другу индивидов возмещаются личностным бого-общением и общением в религиозной группе и т. д. Важное значение имеет психологический аспект ком­пенсации — снятие стресса, утешение, медитация, духовное наслаждение и др.

Религия обеспечивает общение, осуществляет коммуникативную функцию. Общение складывается как в нерелигиозной, так и в религиозной деятельно­сти и отношениях, включая процессы обмена инфор­мацией, взаимодействия, восприятия человека чело­веком. Религиозное сознание предписывает два плана общения: 1) верующих друг с другом; 2) верующих с божественными существами (Богом, ангелами, душа­ми умерших, святыми и т. д.), которые выступают в качестве идеальных медиаторов, посредников обще­ния между людьми — в литургии, молитве, медитации, "тайнозрении".

Регулятивная функция состоит в том, что с помо­щью определенных идей, ценностей, установок, стерео­типов, мнений, традиций, обычаев осуществляется уп­равление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Особенно боль­шое значение имеет система норм (религиозного пра­ва, морали и проч.), образцов (многочисленных примеров для подражания), контроля (слежение за ре­ализацией предписаний), поощрений и наказаний

 ("воздаяний" действительных, реальных и обещаемых Б посмертном существовании).

Культуротранслирующая функция заключается в том, что религия, являясь составной частью культуры, способствовала развитию определенных ее слоев — письменности, книгопечатания, искусства, одни куль­турные феномены принимала, другие — отталкивала. Обеспечивалось охранение и развитие ценностей ре­лигиозной культуры. Осуществлялась передача накоп­ленного наследия от поколения к поколению.

Религиозная традиция, с одной стороны, как бы сдерживает притязания личности, избавляя ее от завы­шенной самооценки, но, с другой стороны, задает неко­торый "идеал" личности, который простому смертному не превзойти, но приблизиться к нему возможно.

Исследование различных религиозных учений имеет важное значение для социальной работы, так как истоки самой социальной работы как области практической социальной деятельности лежат в рус­ле религиозного подвижничества и религиозной мо­рали. Спасение души, загробная жизнь в райских кущах обещалась только праведникам, и заслужить себе право на бессмертие можно, лишь прожив свою земную жизнь в соответствии с догматами той или иной конфессии (религии). Помощь ближнему во всех религиях считалась добродетелью, что способствова­ло зарождению и развитию благотворительности как неформальной, не регулируемой государством, но поощряемой общественным мнением социальной ра­боты. Храмы и монастыри становились центрами бла­готворительности, размах деятельности которых иног­да был весьма впечатляющим даже по нынешним временам. Церковные приходы с помощью прихожан призревали сирот, беспомощных стариков, инвали­дов, помогали бедным одеждой и продуктами, иногда буквально спасали от голода целые деревни, лечили, учили, врачевали душевные раны.

Светская общественность училась у Церкви содер­жанию, формам и организации социальной работы. И в наше время религиозные учреждения не утратили сво­его влияния на социальную работу. Более того, социальная работа с отдельными группами населения провозглашается приоритетной в их деятельности: с детьми и молодежью, студентами высших учебных заведений, инвалидами, военнослужащими, языческими народами и т. д. Отдельные конфессии имеют свои учебные заведения по подготовке социальных работников и готовят их на основе новейших достижений в области различ­ных человековедческих дисциплин. Так, например, Салезианский институт христианского воспитания в Варшаве готовит социальных педагогов для работы в светских организациях по трем специализациям: се­мейный социальный педагог, по работе с социально дезадаптированными детьми и подростками, по работе с детьми-инвалидами. А, например, Финская протестанская церковь поддерживает деятельность Христианской ассоциации для мальчиков и девочек Финляндии (Christian Association for Boys and Girls in Finland — PTK), оказывая ей финансовую поддержку, выделяя помещения в церковных приходах, помогая организо­вывать летние детские лагеря.

Сотрудничество двух ветвей социальной работы — религиозной и светской — необходимо в целях объединения усилий и выработки наиболее прогрессивных и эффективных технологий.

Вопросы для самоконтроля

Какие функции религии имеют значение для социаль­ной работы?

Как вы считаете, сохранены ли в современной россий­ской семье религиозные традиции? Необходимо ли их пропагандировать в социальной работе?

Сопоставьте функции социального работника и свя­щенника.

Ситуация

Какие нормативно-правовые документы препят­ствуют возникновению и деятельности сектантских групп? Какие меры профилактики сектантства среди молодежи вы считаете наиболее продуктивными? Известны ли вам случаи проявления сектантства в вашей местности? Какую работу предстоит провести соци­альному педагогу в приведенном ниже случае?

Максим К., с детства увлекавшийся мистикой, меч­тал вступить в секту сатанистов. Однако войти в ряды дьявольской организации он мог только после того как совершит... убийство. Он не решался на злодейство, пока кандидатуру на роль жертвы не выбрала его жена Ирина. Женщина обрекла на смерть своего бывшего любовника Юрия А., которому незадолго до трагедии исполнилось 33 года. Сатанистка заманила несчастно­го на берег пруда, где их ждал Максим вместе с акти­вистом секты по прозвищу Сатан. Приверженцы дья­вола напоили жертву водкой и спиртом, дождались, когда он уснет, и начали свой кровавый обряд. Они надели черные халаты, накрыли головы капюшонами и достали два ритуальных ножа. Запястья рук и голову жертвы сатанисты повязали черными лентами, распи­санными бесовскими символами. Закончив все приго­товления, Сатан вместе со своим учеником взялись за ножи и несколько раз ударили Юрия А. в грудь. Тело злодеи кинули в болото рядом с прудом, символизиру­ющее, по учению мистиков, преддверие ада.

Сразу после окончания обряда Максим раскаялся в содеянном. Он постригся в монахи и стал жить при одном из храмов в Ярославской области. Там его и задержали сотрудники милиции.

Практическое задание

Посещение храма

Экскурсии в музеи архитектуры, монастыри.

Психологические игры и упражнения Игоря Викторовича Вачкова

Упражнение "Страшноватый суд"

Указанное название мы дали игре, используя его как производное от выражения "Страшный суд". Хоте­лось снизить эффект эмоционально насыщенного вос­приятия апокалипсических картин, атрибутика которых отчасти используется в игре, и придать ей легкий юмо­ристический оттенок. Вообще тема суда является чрез­вычайно благодатной на занятиях, поскольку дает воз­можность участникам создать обратную связь чуть в

более широких границах, чем позволяет обычное тре­бование безоценочности. Так как это небольшое "нару­шение безоценочности" происходит все же в рамках ув­лекательных игровых процедур, то оно воспринимается участниками без особых болезненных эффектов. Игру "Страшноватый суд" можно проводить в нескольких разных вариантах.

Группой выбираются самые авторитетные участни­ки для исполнения ролей "Черного Прокурора", "Белого Адвоката", "Справедливого Судьи". Именно они будут го­ворить о достоинствах и недостатках, сильных и слабых сторонах каждого. Остальные члены группы (только по желанию!) становятся "прибывшими душами", подлежа­щими оценке и суду (заметим, что это определение — "прибывшие души", на наш взгляд, все-таки предпочти­тельней, чем "души умерших"). Задача "Черного Проку­рора" — как можно больше народу утащить к себе "на сковородку", а задача "Белого Адвоката" —обеспечить населением райские кущи. То, насколько убедительны их аргументы, и служит основанием для решения " Справед­ливого Судьи".

Особое внимание уделяется умениям и качествам, необходимым для эффективной социальной работы. Для облегчения участи играющего роль "Черного Прокуро­ра", которому все время требуется только выискивать что-то негативное в других членах группы (что эмоци­онально очень нелегко), можно на каждой новой "душе" "Черному Прокурору" и "Адвокату" меняться ролями.

Список использованной литературы

Исторический опыт социальной работы в России: Учебное пособие. / Под ред. Л.В. Бадя — М.: Изд-во ЦСП РАО, 1994. Гуслякова Л.Г., Кувшинникова В.А., Синцова Л.К. Сборник задач и упражнений по социальной работе. М.: Наука, 1994. Дружинин В.Н. Психология семьи.— М.: КСП, 1996. Путь к вере.— М.: Паломник, 2000.

Яблоков И.Н. Основы теоретического религиоведения: Пособие.— М.: Космополис, 1994.

 

 

ЗАНЯТИЕ 10

СОЦИАЛЬНАЯ» РАБОТА И ФИЛОСОФИЯ

"Если бы ты хотел этого, ты не можешь отде­лить свою жизнь от человечества. Ты жи­вешь в нем, им и для него. Мы все сотворе­ны для взаимодействия, как ноги, руки, глаза".Марк Аврелий

В процессе изучения философии следует стремить­ся к выработке способности интегрировать теоретичес­кие и практические знания, приобретать и критически использовать информацию, проникать в содержание работ классиков философии, сопоставлять идеи древ­них мыслителей с реальными проблемами сегодняш­него дня.

Философия — это методология (основа) научного познания, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человека. К философским дисцип­линам относят логику, эстетику, этику и др.

Будучи системой научных знаний, социальная ра­бота состоит из двух связанных разделов: теоретико-методологического (методологические основы позна­ния, законы, научный аппарат и т. д.) и прикладного (практического применения общих теоретических по­ложений) .

Социальный работник в своей деятельности имеет Дело с человеком, взаимоотношениями между личнос­тью и коллективом, между социальными группами. Вся его деятельность направлена на совершенствование человеческих отношений, на проведение в жизнь вы­соких идеалов гуманизма. Именно через развитие идеи гуманизма рассматривается связь социальной работы с философской проблематикой.

Гуманистическая идея о человеке как самой боль­шой ценности и высшей цели, сформулированная еще  античными философами, затем развивалась в Средние Века и в Новое время получила широкое распространение как в русской, так и в зарубежной современной социальной философии. Демокрит, Платон, Аристотель, М. Квинтилиан, Т. Мор, Т. Кампанелла, Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И. Песталоцци, Р. Оуэн, К. Маркс, Ф. Эн­гельс, А. Дистверг, П. Наторп, Дж. Дьюи, Г. Плеханов, В. Ленин, П. Сорокин, Н. Бердяев, П. Лесгафт, П. Кап-терев, Н. Пирогов, К. Ушинский и многие другие фило­софы до нашей и нашей эры причисляются сегодня к основоположникам психологии, педагогики, права, экономики и, в том числе, социальной работы.

Распределите роли великих философов между чле­нами вашего класса (самый простой вариант — вытяги­вание подписанных карточек). Подготовьте краткие сообщения (рефераты) о вкладе философов в развитие социальной работы. Свои сообщения сделайте в твор­ческой форме: проведите собрание философов "за рус­ским самоваром". Устройте дискуссию "Мой взгляд на российские проблемы". Чем бы мог обогатить соци­альную работу каждый из присутствующих? Кто же прав, Платон или Аристотель, в споре о первооснове — "со­циального" и "биологического" в судьбе человека? В чем смысл социальной работы? Какие формы коррекции поведения: коллективные или индивидуальные, явля­ются наиболее эффективными в социальной работе?

Аппарат философии социальной работы содержит ниверсальные категории культуры и формы мышления1 человек, культура, социум, свобода, гуманизм, кон­фликт, социальное время и пространство, обществен­ная деятельность, ситуация, жизнь, смерть, субъект и объект, образ жизни, картина мира, душа, социальная экология и т. п.

Вопросы для самоконтроля

Дайте определение морали и нравственности. Соотнесите их с профессиональной этикой социального работника.

Докажите или опровергните утверждение о том, что социальная работа — интегративная наука и межве­домственная профессия.

Ситуация

Согласны ли Вы с автором приведенного ниже утверждения? Можно ли говорить о достоинстве человека, совершившего преступление?

"Ведь даже преступника, заслуживающего суровейшего из всех наказаний, нельзя оскорблять, нельзя задевать его личное достоинство, нельзя использовать выражения, унижающие его человеческое "Я". Нака­зание — да! Но не грубость..."

Перед любым человеком встают вопросы, которые смело можно отнести к философским: что такое человеческая личность и каковы ее место и роль в обществен­ной жизни, ее истории? В чем смысл человеческой жизни? Какова общая картина развития современного общества, трудности; противоречия, тенденции и пер­спективы этого развития? Как в целом оценивать со­временную эпоху, социальное, духовное, экологичес­кое состояние нашей планеты? Как предотвратить нависшие над человечеством угрозы? Каким образом и нужно ли защищать и отстаивать великие гуманисти­ческие идеалы и ценности? Нужна ли смертная казнь? Можно ли официально запретить аборты? Все эти философские вопросы показывают, что философия социальной работы сводится, прежде всего, к проблеме человека и его сущности.

Практическое задание

Социальная работа с детьми

Цель: практика предполагает знакомство обучаю­щихся с многообразием специализаций в профессии социальная работа", открывает возможности широкого ознакомления со спецификой, различными сферами, профилями, учреждениями, с различными категориями населения, нуждающимися в социальной поддержке.

При грамотной организации возможно решение совместно с заинтересованными учреждениями и ведомствами вопроса трудоустройства выпускников специализированных социально-педагогических групп. Организуемые экскурсии, встречи со специалистами, круглые столы, вспомогательная роль обучающихся , социальных службах, деловые и ролевые игры способствуют более глубокому пониманию выбранной профессии, ее специфики.

Возможна работа с детьми:

— дошкольного возраста (в семье и дошкольном
образовательном учреждении);

— школьного возраста (в семье, общеобразователь­ ном учреждении, учреждении дополнительного образования детей, общественной организации
и службе занятости населения);

— инвалидами (в семье, учреждении социальной защиты населения, медицинском учреждении);

— девиантного поведения (в семье, инспекции по делам несовершеннолетних, приемниках-распределителях, следственных изоляторах и колониях);

— попавшими в кризисные ситуации (в семье, учреждении социальной защиты и реабилитации).

Задачи:

1) ознакомление с условиями жизнедеятельности детей, наблюдение за детьми, беседа с ребенком, родителями, воспитателями и др. Изучение творческих работ ребят (рисунки, поделки, стихи и т. д.);

2) беседа с администрацией, педагогами учреждения;

3) подбор анкет и тестов для детей, родителей, педагогов;

4) посещение семьи ребенка, проведение беседы с родителями и родственниками;

5) обсуждение результатов первичной диагностики с руководителями практики и на "круглом столе";

6) подготовка и проведение игрового занятия с
детьми;

7) подготовка тематического родительского собрания;

8) оказание помощи конкретному ребенку во взаимодействии с родителями (лицами, их заменяющими), педагогами, психологами, специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с общественными объединениями и др.;

9) организация различных видов социально значимой деятельности детей, молодежи и взрослых, мероприятий, направленных на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участие в их разработке и утверждении.

Результаты:

индивидуальный план прохождения практики; характеристика ребенка; сценарий мероприятия;

программа или проект социально значимой направ­ленности;

дневник социально-педагогической практики; перспективная программа развития учреждения; рекомендации педагогам и родителям; коллективный выпуск стенной фотогазеты.

Психологические игры и упражнения Игоря Викторовича Вачкова

Одним из разделов философии является аксиоло­гия — наука о ценностях. Для социального работника чрезвычайно важно осознание личностных ценностей, реализуемых в профессиональной деятельности.

Упражнение "Мои ценности"

Преподаватель предлагает учащимся выполнить следующее: "Представьте себе, что вы находитесь в сокровищнице. Но здесь в сундуках хранится не золото и не драгоценные камни. Сюда каждый может поло­жить то, что ему особенно дорого в жизни. Дорогим может быть, например, новый плейер, дружба с каким-то парнем или какой-то девушкой, мамина любовь, помощь всем нуждающимся, радость видеть благодар­ных тебе людей или что-то еще. Запишите на карточках все, что вам дорого, и распределите эти карточки по сундукам своей сокровищницы. Самый большой сундук — для самого дорогого. Сундуки размером поменьше — для вещей менее дорогих".

На плакате сделаны специальные кармашки в виде сундуков разных размеров. Именно туда участники по­мещают свои карточки. Потом происходит общее обсуж­дение.




Список использованной литературы

Антология социальной работы: В 5 т. / Сост. М.В. Фир-сов.— м.: Сварогъ НПФ СПТ, 1994.

Арнольдов А.И. Цивилизация грядущего столетия. Культу­рологические размышления.— М.: Грааль, 1997.

Григорьев СИ., Гуслякова Л.Г., Ельчанинов В.А. и др. Теория и методология социальной работы.— М.: Наука, 1994
                                                                     

Гуслякова Л.Г., Кувшинникова В.А., Синцова Л.К. Сборни
задач и упражнений по социальной работе.— М : Havic, 1994.

Исторический опыт социальной работы в России: Учебное пособие / Под ред. Л.В. Бадя — М: Изд-во ЦСП РАО, 1994

Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Пав ленок.— М.: ИНФРА-М, 1997.

Справочное пособие по социальной работе / Под ред A.M. Панова, Е.И. Холостовой.— М.: Юристъ, 1997.

Филонов Г.Н. Философские проблемы теории адаптации / Под ред. Г.И. Царегородцева.— М.: Мысль, 1975.

Философский энциклопедический словарь / Н.В. Абаев, А.И. Абрамов, Т. Е. Андреева и др.— М.: Сов. энцикл., 1983.

 Энциклопедия социальной работы: В 3 т. / Пер. с англ.— М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993 — 1994.



ЗАНЯТИЕ 11

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И ИСТОРИЯ

"Во-первых, не делай ничего без причины и цели. Во-вторых, не делай ничего, что бы не клонилось на пользу общества". Марк Аврелий

"Голова, наполненная отрывочными, бессвяз­ными знаниями, похожа на кладовую, в кото­рой все в беспорядке и где сам хозяин ниче­го не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто". К.Д. Ушинский

В 60-е — 70-е годы XX века наметилась тенденция сближения истории с другими общественными наука­ми — педагогикой, психологией, социологией, демог­рафией, антропологией. Результатом этого стало появ­ление так называемой социальной исторической науки. (С.И.Григорьев).

Социальная история в приложении к социальной работе может трактоваться как:

1)история общества в целом. Социальная работа в этом случае рассматривается в контексте исторического развития, возникновения и смены формаций, цивилизаций, эпох, событий, государственных устройств, систем жизнеобеспечения;

2)история конфронтации цивилизаций: китайской, индийской, мусульманской, западной, возникших вокруг конфуцианства, индуизма, магометанства, христианства. Социальная работа в этом случае рассматривается как мощное средство поддержания баланса сил
Цивилизаций;

3)история развития социальной структуры общества, эволюции, зарождения, расцветай исчезновения, трансформации различных социальных слоев, общественных групп, этносов, наций. Социальная работа представлена в работе

социальных служб;

— центров социальной поддержки семьи и детства-

— кризисных центров и социальных приютов;

— служб социальной реабилитации.


ЗАНЯТИЕ 12

Дата: 2019-04-23, просмотров: 314.