МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

"Благодаря слабому развитию социальных наук человечество до сих пор бессильно в борьбе с социальными бедствиями и не уме­ет утилизировать социально-психологичес­кую энергию, высшую из всех видов энер­гий. Мы не способны глупого делать умным, преступника — честным, безвольного — во­левым существом. Часто не знаем, где "доб­ро", где "зло", а если и знаем, то сплошь и рядом не способны бороться с "искушения­ми". Если биологическая медицина еще да­лека от совершенства, то "социально-психи­ческой" медицины нет почти и в зародыше. Мудрено ли поэтому, что наша борьба с со­циальными бедствиями дает наглядную ил­люстрацию истории человеческой глупости. Преступников мы лечим эшафотом и тюрь­мами, душевнобольных — домами сумасше­ствия, способными здорового делать идиотом, но не наоборот: общественные волнения мы исцеляем пулеметами и осадными положе­ниями, невежество — годами многолетнего глупения в классной комнате, нужду голод­ного — смертью, разврат — домами терпи­мости"...

П. Сорокин

Методы — это совокупность приемов, операций и кратчайший путь достижения поставленной цели. В социальной работе — это способы достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи (научно-иссле­довательской или практической).

Для лучшего понимания методов социальной рабо­ты условно разделим их на две группы: научно-иссле­довательские и преобразовательные методы.

Научно-исследовательские или, точнее, методы на-Учных исследований — это те приемы и средства, с по-

занят 1

мощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые в дальнейшем для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Преобразовательные методы или, точнее, методы преобразования социальной действительности — это способы профессионального воздействия социального работника на клиента или социальное окружение с целью решения определенных задач.

Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования и преобразования действитель­ности, от того, насколько они надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспри­нять и использовать все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.

Существуют разные основания для выделения от­дельных групп научно-исследовательских методов. Так, можно говорить о методах сбора информации и методах ее обработки; о методах эмпирического иссле­дования и методах теоретического моделирования; об общенаучных методах и специфических методах кон­кретных наук и т. д.

Некоторые методы чаще всего соотносятся с конк­ретными науками. Например, социометрию, групповую дискуссию, включенное наблюдение рассматривают преимущественно как социально-психологические ме­тоды исследования.

В социальной работе используется комплекс науч­но-исследовательских методов и методик. Можно вы­делить следующие подгруппы.

1.           Общелогические методы: анализ, синтез, обоб­щение, сравнение,моделирование,проектирование.

2.        Общенаучные методы: анализ литературных ис­точников; теоретический анализ и синтез социально-педагогических исследований; наблюдение (в есте­ственных условиях, при моделировании сложных ситуаций, в процессе тестирования, совместных ме­роприятий и др.); изучение и обобщение опыта; экспе­римент; метод экспертных оценок.

3.                Исторические методы: сравнительно-истори­ческий метод (для установления закономерности, по­вторяемости исторических процессов), генетический метод (выявление происхождения, причин и стадий изучаемого явления), структурный метод (установле-

ние связей отдельных элементов со всей системой) и другие.

4.           Социологические методы: анкетирование и ин­тервью; социометрия; мониторинг (постоянное отсле­живание социальных ситуаций в фокусе их изменения, с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу).

5.          Психологические методы (применение бланко­вых и аппаратурных тестов (индивидуальных и груп­повых).

6.        Методы математической статистики.

Источниками исследования, таким образом, выс­тупают: документы, книги, журналы, газеты; клиенты, социальные, научные работники, преподаватели, семьи и др.; технико-информационные системы — радио, телевидение, компьютерные сети; традиции учрежде­ний, опыт работы социального работника и др.

Если основой для классификации преобразователь­ных методов социальной работы взять характеристику способов воздействия на состояние и поведение личнос­ти или социальной общности, то можно выделить три их основные группы: социально-экономические, организа­ционно-распорядительные и психолого-педагогические.

Группа социально-экономических методов объеди­няет все те способы, с помощью которых специалисты социальной работы оказывают воздействие на матери­альные и моральные, национальные, семейные и дру­гие интересы и потребности клиентов. Методы воздей­ствия на социальные и экономические потребности и интересы используются в форме натуральной и денеж­ной помощи; установления льгот и единовременных пособий и компенсаций; патронажа и бытового обслу­живания; морального поощрения и санкций и т. д.

Организационно-распорядительные методы ори­ентированы главным образом на такие мотивы пове­дения людей, как осознанная необходимость обще- ' ственной и трудовой дисциплины, чувство долга и ответственности. Отличительной их чертой является прямой характер воздействия, поскольку опираются они прежде всего на регламентирующие, норматив­но правовые акты. В данной группе методов можно выделить некоторое различие между организацион­ными и распорядительными методами. Организаци-

онные методы, закрепляя права, полномочия, обязан­ности и ответственность различных звеньев в орга­нах управления социальными службами, обеспечи­вают "упреждающее" управленческое воздействие на , решение задач социальных служб. Распорядительные методы позволяют осуществлять оперативное уточ­нение задач, перераспределение сил и средств, ре­шение эпизодически возникающих новых задач и своевременно устранять вскрытые недочеты. Будучи органически связаны с организационными метода­ми, они придают системе органов управления соци­альной работой оперативность и динамичность.

Основными организационно-распорядительными методами являются: регламентирование, нормирование и инструктирование, подбор и расстановка кадров, метод требований, критики и самокритики,контроль, проверка исполнения и др.

Регламентирование представляет собой разработ­ку и введение в действие организационных положе­ний, обязательных для исполнения (приказы, типовые положения, должностные инструкции, штатное распи­сание и др.).

Нормирование заключается в установлении нор­мативов, которые служат ориентировкой в деятельно­сти социального работника (нормативы численности обслуживаемых клиентов, нормативы времени обслу­живания и др.).

Инструктирование заключается в разъяснении обстановки, задач, возможных трудностей и послед­ствий неправомерных действий клиента, предостере­жении от возможных ошибок, совете по характеру дей­ствий и т. д. В социальной работе инструктирование обычно имеет форму консультационной, информаци­онной и методической помощи клиенту, направленной на защиту его гражданских прав и свобод.

Группа психолого-педагогических методов харак­теризуется косвенным воздействием и влиянием на клиента через механизм регуляции его самочувствия и поведения.

Поведение личности в значительной мере обуслов­ливается социально-психологическими явлениями: общественным, групповым мнением, настроениями, 00 вкусами, желаниями, увлечениями, модой и др. Возни-

кая как продукт общения, социально-психологические явления приобретают относительную самостоятель­ность и оказывают регулирующее влияние на поведе­ние и поступки людей.

Механизм педагогической регуляции духовно-нрав­ственного состояния и поведения личности (группы людей) предполагает целенаправленное воздействие на сознание человека в интересах формирования у него устойчивых взглядов, принципов и норм поведения в конкретных социальных условиях и обстоятельствах.

В группу психолого-педагогических входят мето­ды: убеждение (реализуется в практике социальной работы в различных формах, и прежде всего в виде разъяснения, совета, аргументированной рекоменда­ции, положительных примеров и образцов активной жизнедеятельности клиентов), социологические иссле­дования, наблюдение, социально-психологический ди­агноз, внушение, информирование, гуманизация усло­вий труда и быта, привлечение к труду и расширение возможностей для проявлений творческих возможнос­тей личности, использование обычаев, традиций и др. Из этой группы рассмотрим методы: изучение резуль­татов деятельности клиентов, социальная терапия (ин­дивидуальная терапия, групповая терапия, трудовая терапия, терапия самовоспитания, дискуссионная те­рапия, психотерапия, семейная терапия, игровая тера­пия, социодрама, психодрама и др.), исповедальный метод.

Изучение результатов деятельности клиентов ("биографический метод"): в широком плане — изуче­ние последствий предпринятых усилий, внесенных изменений, реальных сдвигов в жизненных позициях, системе ценностных отношений. В узком — изучение результатов деятельности клиентов: планы и отчеты руководителей учреждений, дневники, журналы и дру­гие документы; продукты (результаты) деятельности: сочинения, технические поделки, самодельные игруш­ки, наглядные пособия, кино-, видеофильмы, микро­фото-, ксерокопии (печатных, графических, рукопис­ных материалов); справочные каталоги по теории и истории вопроса; тематические картотеки; звукозапи­си бесед, докладов, дискуссий.(УД°бно для анализа при повторном слушании); звукозаписи, перепечатанные о!

Занятие /

90

на машинный текст; фотографии. Все это позволяет су­дить о достигнутых результатах, о выполнении постав­ленных задач.

Социальная терапия (терапия (греч.) — "забота, уход, лечение") — систематические, целенаправленные меры по оказанию помощи лицу или группе лиц в воп­росах урегулирования чувств, импульсов, мыслей, от­ношений (по И.Г. Зайнышеву).

Терапия выполняет функции: лечебную (оказание помощи клиенту в решении его проблем совместно с медиками); социального развития (включение клиента в активную групповую деятельность, организация про­цесса "совместного развития", положительно влияю­щего на социальное здоровье клиента); отстаивания интересов (разъяснение нужды притесняемых или социально уязвимых людей обществу, организациям). Социальная терапия, таким образом, может рассмат­риваться как метод "социального лечения"; как метод влияния, связанный с обучением и профессиональной ориентацией; как инструмент социального контроля; как средство коммуникации.

Задачи социальной терапии: исправление, коррек­тировка поведения; предупреждение дисфункций; обес­печение нормального развития; самоутверждение лич­ности.

Индивидуальная терапия применяется к клиентам, разрешение проблем которых требует конфиденциаль­ности (изнасилование, семейные неурядицы и т. п.), к тем, кто не желает участвовать в групповой терапии. Обычно после нескольких индивидуальных занятий клиент переводится на коллективную терапию, которая более эффективна.

Групповая терапия — стратегия воздействия, наце­ленная на помощь людям в преодолении эмоциональных нарушений или социального неустройства с использова­нием групп (при руководстве социального работника или иного профессионального терапевта). Обычно в группе — 6 — 8 человек, продолжительность занятий — 90 минут в неделю. Выделяют группы: учебные (получение знаний, высказывание мнений, обсуждение личностных про­блем); совместной деятельности (занятие одним делом: спортом, посещение театра с последующим обсуждени­ем и др.); родительские; мужские и женские. К психотера-

социальной работы

певтическим процедурам относят: релаксацию, пантоми­мические сцены, "конструктивный спор", разыгрывание ролевых ситуаций, изложение биографий, обсуждение анонимной истории болезни, описание содержания сно­видений, фантазий и ассоциаций и т. д.

Семейная терапия — деятельность социального работника с группой членов семьи, которая рассмат­ривается как целостная единица. Специалист стремит­ся раскрыть роли, взаимные обязанности членов семьи, побудить их к более гибкому поведению. Используется не история семьи, а актуальные вербальные и невер­бальные действия членов группы.

Трудовая терапия основана на тонизирующем и активизирующем воздействии труда на психофизичес­кую сферу человека. Позволяет организовать совмес­тную деятельность, облегчая при этом взаимоотноше­ния между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства, болезненные переживания.

Терапия самовоспитания включает самоизучение, самооценку; переоценку собственной личности; само­анализ, переоценку прошлого, выявление индивидуаль­ных "психологических барьеров"; создание желаемого образа "Я"; использование приемов самоубеждения, самопоощрения и самовнушения; ситуации деятельно­сти и общения; использование полученных результа­тов в повседневной жизни и деятельности.

Дискуссионная терапия включает знакомство чле­нов группы; обсуждение ожиданий клиентов, их опасе­ний; переживание и обсуждение группового напряже­ния, связанного с рассогласованием между ожиданиями клиентов и групповой реальностью; нарастание сопро­тивления по отношению к руководителю группы; соот­ношение этого сопротивления с прошлым жизненным опытом, вскрытие проблем, связанных с отношением к руководителю группы, с самостоятельностью, ответ­ственностью и активностью; формирование адекватно­го отношения к проблеме, которую необходимо решить, активной мотивации к участию в группе, нормам и традициям группы; анализ динамики развития внутри-гРупповых отношений с выходом на проблематику от­дельного участника; коррекция отношений, закрепле­ние достижений; обсуждение результатов терапии, ПоДведение итогов; рефлексия.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        ц|

онные методы, закрепляя права, полномочия, обязан­ности и ответственность различных звеньев в орга­нах управления социальными службами, обеспечи­вают "упреждающее" управленческое воздействие на решение задач социальных служб. Распорядительные методы позволяют осуществлять оперативное уточ­нение задач, перераспределение сил и средств, ре­шение эпизодически возникающих новых задач и своевременно устранять вскрытые недочеты. Будучи органически связаны с организационными метода­ми, они придают системе органов управления соци­альной работой оперативность и динамичность.

Основными организационно-распорядительными методами являются: регламентирование, нормирование и инструктирование, подбор и расстановка кадров, метод требований, критики и самокритики, контроль, проверка исполнения и др.

Регламентирование представляет собой разработ­ку и введение в действие организационных положе­ний, обязательных для исполнения (приказы, типовые положения, должностные инструкции, штатное распи­сание и др.).

Нормирование заключается в установлении нор­мативов, которые служат ориентировкой в деятельно­сти социального работника (нормативы численности обслуживаемых клиентов, нормативы времени обслу­живания и др.).

Инструктирование заключается в разъяснении обстановки, задач, возможных трудностей и послед­ствий неправомерных действий клиента, предостере­жении от возможных ошибок, совете по характеру дей­ствий и т. д. В социальной работе инструктирование обычно имеет форму консультационной, информаци­онной и методической помощи клиенту, направленной на защиту его гражданских прав и свобод.

Группа психолого-педагогических методов харак­теризуется косвенным воздействием и влиянием на клиента через механизм регуляции его самочувствия и поведения.

Поведение личности в значительной мере обуслов­ливается социально-психологическими явлениями: общественным, групповым мнением, настроениями, вкусами, желаниями, увлечениями, модой и др. Возни-


кая как продукт общения, социально-психологические явления приобретают относительную самостоятель­ность и оказывают регулирующее влияние на поведе­ние и поступки людей.

Механизм педагогической регуляции духовно-нрав­ственного состояния и поведения личности (группы людей)

предполагает целенаправленное воздействие на сознание человека в интересах формирования у него устойчивых взглядов, принципов и норм поведения в конкретных социальных условиях и обстоятельствах.

В группу психолого-педагогических входят мето­ды: убеждение (реализуется в практике социальной работы в различных формах, и прежде всего в виде разъяснения, совета, аргументированной рекоменда­ции, положительных примеров и образцов активной жизнедеятельности клиентов), социологические иссле­дования, наблюдение, социально-психологический ди­агноз, внушение, информирование, гуманизация усло­вий труда и быта, привлечение к труду и расширение возможностей для проявлений творческих возможнос­тей личности, использование обычаев, традиций и др. Из этой группы рассмотрим методы: изучение резуль­татов деятельности клиентов, социальная терапия (ин­дивидуальная терапия, групповая терапия, трудовая терапия, терапия самовоспитания, дискуссионная те­рапия, психотерапия, семейная терапия, игровая тера­пия, социодрама, психодрама и др.), исповедальный метод.

Изучение результатов деятельности клиентов ("биографический метод"): в широком плане — изуче­ние последствий предпринятых усилий, внесенных изменений, реальных сдвигов в жизненных позициях, системе ценностных отношений. В узком — изучение результатов деятельности клиентов: планы и отчеты руководителей учреждений, дневники, журналы и дру­гие документы; продукты (результаты) деятельности: сочинения, технические поделки, самодельные игруш­ки, наглядные пособия, кино-, видеофильмы, микро­фото-, ксерокопии (печатных, графических, рукопис­ных материалов); справочные каталоги по теории и истории вопроса; тематические картотеки; звукозапи­си бесед, докладов, дискуссий.(удобно для анализа при повторном слушании); звукозаписи, перепечатанные


онные методы, закрепляя права, полномочия, обязан­ности и ответственность различных звеньев в орга­нах управления социальными службами, обеспечи­вают "упреждающее" управленческое воздействие на решение задач социальных служб. Распорядительные методы позволяют осуществлять оперативное уточ­нение задач, перераспределение сил и средств, ре­шение эпизодически возникающих новых задач и своевременно устранять вскрытые недочеты. Будучи органически связаны с организационными метода­ми, они придают системе органов управления соци­альной работой оперативность и динамичность.

Основными организационно-распорядительными методами являются: регламентирование, нормирование и инструктирование, подбор и расстановка кадров, метод требований, критики и самокритики, контроль, проверка исполнения и др.

Регламентирование представляет собой разработ­ку и введение в действие организационных положе­ний, обязательных для исполнения (приказы, типовые положения, должностные инструкции, штатное распи­сание и др.).

Нормирование заключается в установлении нор­мативов, которые служат ориентировкой в деятельно­сти социального работника (нормативы численности обслуживаемых клиентов, нормативы времени обслу­живания и др.).

Инструктирование заключается в разъяснении обстановки, задач, возможных трудностей и послед­ствий неправомерных действий клиента, предостере­жении от возможных ошибок, совете по характеру дей­ствий и т. д. В социальной работе инструктирование обычно имеет форму консультационной, информаци­онной и методической помощи клиенту, направленной на защиту его гражданских прав и свобод.

Группа психолого-педагогических методов харак­теризуется косвенным воздействием и влиянием на клиента через механизм регуляции его самочувствия и поведения.

Поведение личности в значительной мере обуслов- . ливается социально-психологическими явлениями: общественным, групповым мнением, настроениями, вкусами, желаниями, увлечениями, модой и др. Возни-

кая как продукт общения, социально-психологические явления приобретают относительную самостоятель­ность и оказывают регулирующее влияние на поведе­ние и поступки людей.

Механизм педагогической регуляции духовно-нрав­ственного состояния и поведения личности (группы людей) предполагает целенаправленное воздействие на сознание человека в интересах формирования у него устойчивых взглядов, принципов и норм поведения в конкретных социальных условиях и обстоятельствах.

В группу психолого-педагогических входят мето­ды: убеждение (реализуется в практике социальной работы в различных формах, и прежде всего в виде разъяснения, совета,

аргументированной рекоменда­ции, положительных примеров и образцов активной жизнедеятельности клиентов), социологические иссле­дования, наблюдение, социально-психологический ди­агноз, внушение, информирование, гуманизация усло­вий труда и быта, привлечение к труду и расширение возможностей для проявлений творческих возможнос­тей личности, использование обычаев, традиций и др. Из этой группы рассмотрим методы: изучение резуль­татов деятельности клиентов, социальная терапия (ин­дивидуальная терапия, групповая терапия, трудовая терапия, терапия самовоспитания, дискуссионная те­рапия, психотерапия, семейная терапия, игровая тера­пия, социодрама, психодрама и др.), исповедальный метод.

Изучение результатов деятельности клиентов ("биографический метод"): в широком плане — изуче­ние последствий предпринятых усилий, внесенных изменений, реальных сдвигов в жизненных позициях, системе ценностных отношений. В узком — изучение результатов деятельности клиентов: планы и отчеты руководителей учреждений, дневники, журналы и дру­гие документы; продукты (результаты) деятельности: сочинения, технические поделки, самодельные игруш­ки, наглядные пособия, кино-, видеофильмы, микро­фото-, ксерокопии (печатных, графических, рукопис­ных материалов); справочные каталоги по теории и истории вопроса; тематические картотеки; звукозапи­си бесед, докладов, дискуссий.(удобно для анализа при повторном слушании); звукозаписи, перепечатанные

на машинный текст; фотографии. Все это позволяет су­дить о достигнутых результатах, о выполнении постав­ленных задач.

Социальная терапия (терапия (греч.) — "забота, уход, лечение") — систематические, целенаправленные меры по оказанию помощи лицу или группе лиц в воп­росах урегулирования чувств, импульсов, мыслей, от­ношений (по И.Г. Зайнышеву).

Терапия выполняет функции: лечебную (оказание помощи клиенту в решении его проблем совместно с медиками); социального развития (включение клиента в активную групповую деятельность, организация про­цесса "совместного развития", положительно влияю­щего на социальное здоровье клиента); отстаивания интересов (разъяснение нужды притесняемых или социально уязвимых людей обществу, организациям). Социальная терапия, таким образом, может рассмат­риваться как метод "социального лечения"; как метод влияния, связанный с обучением и профессиональной ориентацией; как инструмент социального контроля; как средство коммуникации.

Задачи социальной терапии: исправление, коррек­тировка поведения; предупреждение дисфункций; обес­печение нормального развития; самоутверждение лич­ности.

Индивидуальная терапия применяется к клиентам, разрешение проблем которых требует конфиденциаль­ности (изнасилование, семейные неурядицы и т. п.), к тем, кто не желает участвовать в групповой терапии. Обычно после нескольких индивидуальных занятий клиент переводится на коллективную терапию, которая более эффективна.

Групповая терапия — стратегия воздействия, наце­ленная на помощь людям в преодолении эмоциональных нарушений или социального неустройства с использова­нием групп (при руководстве социального работника или иного профессионального терапевта). Обычно в группе — 6 — 8 человек, продолжительность занятий — 90 минут в неделю. Выделяют группы: учебные (получение знаний, высказывание мнений, обсуждение личностных про­блем); совместной деятельности (занятие одним делом: спортом, посещение театра с последующим обсуждени­ем и др.); родительские; мужские и женские. К психотера-

певтическим процедурам относят: релаксацию, пантоми­мические сцены, "конструктивный спор", разыгрывание ролевых ситуаций, изложение биографий, обсуждение анонимной истории болезни, описание содержания сно­видений, фантазий и ассоциаций и т. д.

Семейная терапия — деятельность социального работника с группой членов семьи, которая рассмат­ривается как целостная единица. Специалист стремит­ся раскрыть роли, взаимные обязанности членов семьи, побудить их к более гибкому поведению. Используется не история семьи, а актуальные вербальные и невер­бальные действия членов группы.

Трудовая терапия основана на тонизирующем и активизирующем воздействии труда на психофизичес­кую сферу человека. Позволяет организовать совмес­тную деятельность, облегчая при этом взаимоотноше­ния между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства, болезненные переживания.

Терапия самовоспитания включает самоизучение, самооценку; переоценку собственной личности; само­анализ, переоценку прошлого, выявление индивидуаль­ных "психологических барьеров"; создание желаемого образа "Я"; использование приемов самоубеждения, самопоощрения и самовнушения; ситуации деятельно­сти и общения; использование полученных результа­тов в повседневной жизни и деятельности.

Дискуссионная терапия включает знакомство чле­нов группы; обсуждение ожиданий клиентов, их опасе­ний; переживание и обсуждение группового напряже­ния, связанного с рассогласованием между ожиданиями клиентов и групповой реальностью; нарастание сопро­тивления по отношению к руководителю группы; соот­ношение этого сопротивления с прошлым жизненным опытом, вскрытие проблем, связанных с отношением к Руководителю группы, с самостоятельностью, ответ­ственностью и активностью; формирование адекватно­го отношения к проблеме, которую необходимо решить, активной мотивации к участию в группе, нормам и традициям группы; анализ динамики развития внутри-гРУпповых отношений с выходом на проблематику от­дельного участника; коррекция отношений, закрепле­ние достижений; обсуждение результатов терапии, ПоДведение итогов; рефлексия.

Социодрама — метод коллективной, групповой те­рапии. Сущность его состоит в том, что проблема соци­альных групп и различные конфликтные отношения между группами представляются в стихийно органи­зованных сценах. В результате происходит взаимное понимание проблем посредством открытого разбира­тельства, расследования и драматического изображе­ния имеющихся социально-культурных различий.

Психодрама — техника, используемая в групповой терапии, когда человек выполняет различные роли, например, изображая себя в различных стрессовых ситуациях социального характера или играет роли своих антиподов. Это дает ему возможность влиять на свои переживания, преодолеть тревожность, лучше владеть собой в различных ситуациях, взглянуть на проблему с точки зрения иного лица.

Игровая терапия — форма психотерапии, исполь­зуемая для облегчения общения. Участники пользуют­ся игрушками для изображения ситуаций и конфлик­тов, которые невозможно или трудно вербализировать. Чаще всего игровая терапия применяется в работе с детьми, но в некоторых условиях она оказывается дей­ственной и в работе со взрослыми.

Исповедальный метод — форма психотерапии, используемая с целью устранения психических стрес­сов, трудностей во взаимосвязях с социальной средой. Предполагает общение социального работника и кли­ента "один на один". Используемый на протяжении не одного столетия в большинстве религий, данный метод социальной работы доказал свою продуктивность, что подтверждено и результатами специальных научных исследований.

Если за основу классификации методов социаль­ной работы взять количество людей, на которых оказы­вается воздействие, то можно выделить методы инди­видуальной и групповой социальной работы.

Индивидуальная социальная работа — направление, система ценностей, вид практики, используемые соци­альными работниками для помощи индивидам в решении психологических, межличностных, социоэкономических проблем путем личностного взаимодействия с ними.

Групповая социальная работа — формы и спосо-J2 бы социальной работы, при которых небольшая груп-

па лиц с близкими интересами и общими проблемами регулярно собирается и включается в деятельность для достижения общих целей. В отличие от психотерапев­тических групп, цели групповой социальной работы не обязательно заключаются в решении эмоциональ­ных проблем.

В социальной работе используются методы, харак­терные только для данного вида профессиональной деятельности. К ним относят прежде всего: метод соци­ального диагностирования; метод вмешательства в критических случаях; метод работы в общине; метод работы на улицах.

В своей книге "Социальные диагнозы" (1917) Мэри Ричмонд подробно представила свой метод работы — социальный диагноз, предполагающий оценку как лич­ности клиента, так и его социального положения. Соци­альная помощь рассматривается ею как комбинация мер, результатом которых являются изменения как са­мого клиента, так и социального окружения. Социальные мероприятия Мэри Ричмонд подразделяла на два вза­имно дополняющих метода: косвенный метод лечения и непосредственный метод лечения. Косвенный метод состоял в воздействии на внешнюю среду человека, непосредственный — на самого клиента с целью побуж­дения его к активным действиям по выработке решения.

В настоящее время к методам социального диагноза (социальной диагностики) относят (по И.Г. Зайнышеву):

— зондажно-информационное обследование: сбор
сведений об инфраструктуре, численности, составе и
динамике местного населения и т. д.;

— социально-историческое обследование: изуче­
ние истории заселения и освЬения данной территории,
изменения состава местного населения, исследование
его занятий и традиций и т. д.;

— информационно-целевой анализ различных до­
кументов, статей из местной и центральной прессы,
материалов электронных средств информации, писем
и жалоб граждан и т. д.;

социальное картографирование: анализ соци­
ально-пространственного распределения и динамики
рождаемости и смертности населения, зависимость
качества жизни от различных природных и социальных
факторов.

Используя методы социального диагностирования, составьте социальную карту местности. Выявите учас­тки, территории: интенсивно посещаемые граждана­ми; неиспользуемые; загрязненные; "социальной напря­женности; криминогенные; социально/значимые.

Метод вмешательства в критических случаях (впер­вые применен в США в 1874 г., когда Церковь вмешалась в судьбу девочки, подвергавшейся жестокому обращению в семье, и по всей стране стали образовываться общества предотвращения жестокого отношения к детям) — ис­пользуется в работе с отдельными людьми, семьями и группами, находящимися в ситуации острого кризиса, вызванного или переходным периодом, или жизненны­ми обстоятельствами.

Метод работы в общине служит средством коор-динации"традиционных методов и рассматривается как социально-политическое средство удовлетворения ин­тересов, потребностей, ожиданий граждан. При рабо­те в общине ставится задача добиваться, чтобы клиент понимал тесную зависимость и взаимообусловлен­ность личных и общественных проблем. Он должен принимать активное участие в солидарных действи­ях, направленных на решение конфликтных ситуаций. Используемые при этом методы включают выяснение сути и типа проблемы, анализ причин, разработку планов, стратегии, привлечение необходимых ресур­сов, выявление и вовлечение лидеров, развитие отно­шений между членами общества для облегчения их усилий.

Метод работы на улицах — "открытый" метод со­циальной работы, ориентированный на проблемы ули­цы и включающий превентивные меры:

— предотвращение возникновения запущенной
(маргинальной) молодежи, особенно уличных групп
детей и подростков через установление "случайных"
контактов с ними в периоды сборов и проведения сво­
бодного времени;

определение потребностей и особых проблем
уличных групп молодежи и форм оказания им соот­
ветствующей помощи как индивидуальной, так и груп­
повой;

 

 

— предотвращение численного увеличения групп, способствование их распаду и направление их актив­ности в менее агрессивное русло;

— отбор особо тяжелых подростков из уличных групп с попыткрй вовлечения их в молодежные груп­пы, находящиеся под педагогической опекой соци­альных работников;  ^

— поиск помещений для уличных групп молодежии проведение с ними различных форм досуга и экскур­сий с целью ускорения процесса их социализации илиресоциализации;

— установка контактов с наркоманами, определе­ние их в соответствующие заведения;

— привлечение подростков к солидарной поддер­жке своих сверстников, т. е. формирование из их рядов добровольных помощников социального педагога и
социального работника.

В последнее время систему знаний об оптимальных* способах преобразования, регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности-людей, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизнен­ной ситуации, называют технологией социальной рабо­ты (технология — от греч. techne — умение, мастерство, и logos — учение). Специалисты в области технологии социальной работы приоритетным в подготовке профес­сионала социальной сферы считают не только его инди­видуальное мастерство, искусство, интуицию и личное обаяние, а теоретическую и практическую подготовку, поскольку большая часть действий социального работ­ника — это технологическая деятельность, в которой есть определенные системы с известными элементами, опе­рации, процедуры, показатели, легко воспроизводимые и повторяемые в новых условиях.

Технология решения социальных проблем прохо­дит в три основных этапа (по И.Г. Зайнышеву):

теоретический этап предполагает формулиро­вание целевой установки, определение предмета техяологизации, выделение структурных элементов, при­чинно-следственных связей и отношений, в которые включен клиент;

— методический этап предполагает выбор источ­ников, путей и способов получения, атакжеопределе-
ние приемов и средств обработки и анализа информа­ции о состоянии клиента, с выработкой конкретных рекомендаций для преобразовательной деятельности;

—  процедурный этап предполагает решение задач,связанных с организацией практической деятельнос­ти по проверке выработанных рекомендаций, выявле­нием и устранением недостатков по использованиюпредложенных рекомендаций и установлением алго­ритма действий.

Если содержание деятельности социального работ­ника имеет цель, определенный алгоритм (логическую последовательность действий), стандарт или норматив действий, объективные критерии оценки результатов деятельности, то можно говорить о технологичности его работы.

Вопрос о классификации технологий социальной работы является дискуссионным. Существует множе­ство

таких классификаций. В качестве примера приве­дем классификацию В.В. Богдана и В.Н. Иванова, кото­рые выделяют:

—  технологии поиска стратегии управления;

— технологии социального моделирования и про­гнозирования;

— информационные технологии;

— внедренческие технологии;

— обучающие инновационные технологии;

— технологии прошлого опыта.

Технологии социальной работы отражают ее прак­тический аспект, определяют эффективность деятель­ности социальных служб и профессиональных кадров. Усвоение сущности, содержания и специфики прояв­ления технологических процессов является непремен­ным условием и основой профессиональной подготов­ки специалиста.

Вопросы для самоконтроля

Какие методы социальной работы Вам известны? Как Вы понимаете сущность и особенности методов социальной работы?

Какие классификации методов социальной работы Вы знаете? Какие методы сбора информации используют­ся в социальной работе?

Что влияет на выбор социальным работником того или иного метода работы?

Каковы условия технологизации деятельности социаль­ного работника?























Ситуация

Ниже приведен рассказ матери и возможные пути решения ее проблемы. Почему ни один из приведенных вариантов решения данной ситуации не является верным? Какое решение можете предложить Вы? Ка­ кие методы и формы работы наиболее эффективны при социально-педагогической работе с данной семьей? Что следует учитывать социальным педагогам в работе с детьми из неполных семей?

"Я воспитываю сына одна. Отца своего он никогда не видел и, наверное, не увидит. Меня беспокоит, что мальчик растет в исключительно женском обществе: дома — я и мои подруги, в детском саду — ня'нечки и воспитательницы, в школе тоже будут одни женщины. Ему скоро 7 лет, а он ни разу не разговаривал с мужчи­ной. Могут ли в таких условиях возникать мужские черты характера?"

Вариант решения А

Н. развелась с мужем, когда сыну было 2 года. Она решила сделать все возможное, чтобы рядом с сыном был мужчина. "Мальчик должен видеть перед собой образец мужского поведения",—говорила Н. Она старалась чаще приглашать мужчин в дом и знакомить их с сыном. Иногда мальчик успевал привязаться к мужчине и даже называл его "папой". Поэтому, когда мужчина исчезал, он сначала долго переживал такой разрыв, потом стал к ним привыкать. Н. продолжала искать "отцов", говоря, что все делает ради сына.

Вариант решения Б

"Если у мальчика нет отца, его нужно придумать", —
Решила Е. Она повесила на видное место портрет знаме­
нитого актера в молодости, каждый вечер рассказывала
мальчику истории про папу. Папа превратился в недо­
сягаемый идеал. Мальчик очень любил рассказы "про »-
папу" и стремился походить на него во всем.          о/

4 Тетерский С. В.

ние приемов и средств обработки и анализа информа­ции о состоянии клиента, с выработкой конкретных рекомендаций для преобразовательной деятельности;

—  процедурный этап предполагает решение задач,
связанных с организацией практической деятельнос­ти по проверке выработанных рекомендаций, выявле­нием и устранением недостатков по использованию предложенных рекомендаций и установлением алго­ритма действий.

Если содержание деятельности социального работ­ника имеет цель, определенный алгоритм (логическую последовательность действий), стандарт или норматив действий, объективные критерии оценки результатов деятельности, то можно говорить о технологичности его работы.

Вопрос о классификации технологий социальной работы является дискуссионным. Существует множе­ство таких классификаций. В качестве примера приве­дем классификацию В.В. Богдана и В.Н. Иванова, кото­рые выделяют:

— технологии поиска стратегии управления;

— технологии социального моделирования и про­
гнозирования;

— информационные технологии;

— внедренческие технологии;

— обучающие инновационные технологии;

— технологии прошлого опыта.

Технологии социальной работы отражают ее прак­тический аспект, определяют эффективность деятель­ности социальных служб и профессиональных кадров. Усвоение сущности, содержания и специфики прояв­ления технологических процессов является непремен­ным условием и основой профессиональной подготов­ки специалиста.

Вопросы для самоконтроля

Какие методы социальной работы Вам известны? Как Вы понимаете сущность и особенности методов социальной работы?

Какие классификации методов социальной работы Вы  знаете? Какие методы сбора информации используют- ся в социальной работе?

Что влияет на выбор социальным работником того или иного метода работы?

Каковы условия технологизации деятельности социаль­ного работника?








Ситуация

Ниже приведен рассказ матери и возможные пути решения ее проблемы. Почему ни один из приведенных вариантов решения данной ситуации не является верным? Какое решение можете предложить Вы? Ка­ кие методы и формы работы наиболее эффективны при социально-педагогической работе с данной семьей? Что следует учитывать социальным педагогам в работе с детьми из неполных семей?

"Я воспитываю сына одна. Отца своего он никогда не видел и, наверное, не увидит. Меня беспокоит, что мальчик растет в исключительно женском обществе: дома — я и мои подруги, в детском саду — ня'йечки и воспитательницы, в школе тоже будут одни женщины. Ему скоро 7 лет, а он ни разу не разговаривал с мужчи­ной. Могут ли в таких условиях возникать мужские черты характера?"

Вариант решения А

Н. развелась с мужем, когда сыну было 2 года. Она решила сделать все возможное, чтобы рядом с сыном был мужчина. "Мальчик должен видеть перед собой образец мужского поведения",— говорила Н. Она старалась чаще приглашать мужчин в дом и знакомить их с сыном. Иногда мальчик успевал привязаться к мужчине и даже называл его "папой". Поэтому, когда мужчина исчезал, он сначала долго переживал такой разрыв, потом стал к ним привыкать. Н. продолжала искать "отцов", говоря, что все делает ради сына.

Вариант решения Б

"Если у мальчика нет отца, его нужно придумать", — Решила Е. Она повесила на видное место портрет знаме­нитого актера в молодости, каждый вечер рассказывала мальчику истории про папу. Папа превратился в недо­сягаемый идеал. Мальчик очень любил рассказы "про

папу" и стремился походить на него во всем.

4 Тетерский С. В.

Вариант решения В

"Твой отец погиб при испытании сверхзвукового самолета. Отказал двигатель, но он не покинул кабины пилота — под ним был город". В семидесятых годах подобные объяснения отсутствия отца в семье напол­няли чувством гордости души тысяч детей, воспитан­ных на "Денискиных рассказах" Драгунского. Но шло время, и в душу ребенка закрадывалось подозрение, а затем наступало прозрение. Самые близкие люди на­чинали казаться предателями.

Такие сказки обычно придумывают женщины, ко­торые отказываются осознавать, что их бросили. По­этому то, что они говорят детям, часто предназначено для них самих как своего рода внушение, психотера­пия. Но тайное всегда становится явным. Это следует помнить всем женщинам, решившим отвертеться от серьезного разговора со своим ребенком.

Вариант решения Г

"Твой папа — подлец!" Эта версия исчезновения отца не менее распространена. К такому варианту прибегают матери, испытывающие ненависть к бросив­шему ее мужчине и нуждающиеся в союзнике для сво­их переживаний. И вот на протяжении многих лет мать внушает эту ненависть своему ребенку. Автоматичес­ки она становится в глазах ребенка жертвой тирана, слабой и невинно обиженной овечкой. Любой просту­пок ребенка теперь вполне законно может трактовать­ся как "что же еще от тебя можно ожидать — ты весь в отца". Вечная вина перед матерью вызывает глубо­кую зависимость, которая ставит под сомнение созда­ние самостоятельной зрелой семьи во взрослой жизни.

Практические задания

Методика внедрения в детские неформальные объединения. Выявление и организация работы детс­ ких объединений по интересам

Проведение хронометража бюджета времени Моделирование рационального использования сво­ бодного времени

Посещение собрания коллектива учреждения со­ циальной сферы

Цель: осознание роли, которая отводится членам коллектива, и понимание процедурных вопросов рабо­ты собрания.

Управление осуществляется помимо администра­тивных решений также и путем проведения общих со­браний коллектива. Учащимся рекомендуется посетить такое собрание и понаблюдать за процедурой его про­ведения, взаимодействием членов и лиц, принимаю­щих решение, сделать выводы о роли самоуправления в трудовом коллективе и отдельных личностей, кото­рые проявляют себя как "неформальные лидеры", а также о морально-психологическом климате в коллек­тиве.

Психологические игры и упражнения Игоря Пикторовича Начкова

Методы социальной работы очень разнообразны. Однако главным средством социальной работы явля­ется личность самого социального работника и соци­ального педагога. Поэтому упражнения, описанные ниже, направлены на исследование обучающимися собственной личности.

Упражнение "Самоанализ"

Каждый участник получает лист бумаги и делит его на четыре части. Дается следующая инструкция: "Дай 10 ответов на вопрос: "Ктоятакой?" Сделай это быстро, записывая свои ответы точно в той форме, в какой они сразу приходят в голову. Запиши их в первый столбик. Во второй столбик запиши ответы на тот же вопрос, но так, как, по твоему мнению, отозвались бы о тебе твои близкие (выбери кого-то конкретно). В третий столбик запиши ответы на тот же вопрос так, как, по твоему мнению, отозвался бы о тебе участник группы, сидя­щий слева от тебя.

Теперь сложи листок так, чтобы не были видны твои записи, и передай соседу слева. Соответственно и ты получаешь лист от соседа справа. Получив лист, в ос­тавшемся пустом столбике запиши 10 ответов на воп­рос: "Кто он — человек, который дал тебе этот лист?" После этого листы собираются ведущим и перемеши­ваются. Поочередно зачитываются вслух характерис-

тики из последнего столбика, а группа должна определить, о ком идет речь (писавший молчит). Обсуждается, насколько группа согласна с данным портретом. Затем листы возвращаются участникам, и они сами сравни­вают все 4 набора ответов, анализируют их сходство и различия.

В заключение дается домашнее задание: по оконча­нии занятия предложить своим близким дать 10 ваших определений и сравнить их с набором черт, которым вы сами себя охарактеризовали.

Упражнение "Ктоты?"

Упражнение применяется в качестве приема орга­низации обратной связи. Каждому участнику на спине крепится большой лист плотной бумаги. Все участники игры должны написать каждому хотя бы один ответ на вопрос: "Кто я?" После этого обобщенные характери­стики анализируются и обсуждаются в группе.

Список использованной литературы

Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы.— М.: SvR-Аргус, 1994.

Григорьев СИ., Гуслякова Л.Г., Ельчанинов ВЛ. и др. Теория и методология социальной работы.— М.: Наука, 1994.

Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы / Пер. с англ. яз. под ред. Б.Ю. Шапиро.— М.: Аспект Пресс, 1995.

Загвязинский В.И., Григорьев СИ., Филонов Г.Н., Вуль- фов Б.З., Зайцев М.П. Общие основы методики социальной работы: Пособие в помощь социальным педагогам и соци­альным работникам.— Набережные Челны: Изд-во ИНПО, 1997.

Исторический опыт социальной работы в России: Учебное пособие / Под ред. Л.В. Бадя — М.: Изд-во ЦСП РАО, 1994.

Конспективный курс технологии социальной работы / Под общ. ред. Зайнышева И.Г.— Калуга: Калужский госпедуни-верситет, 1998.

Методология и технология комплексного социально-педа­гогического проектирования (региональный уровень): Коллективная монография / Под ред. В.И. Загвязинско-го.— Тюмень: Изд-во ТГУ, 1997.

Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Пав-ленок.— М.: ИНФРА-М, 1997.

Профессиональная деятельность социального работника: содержание и организация.— М.: Изд-во Института моло­дежи, 1993.— (Библиотечка социального работника).

Рамзей Р. Социальная работа: наука-профессия. К разви­тию концепции // Социальная педагогика и социальная работа за рубежом.— Социальная работа.— Вып.6.— М., 1991.

Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.— 608 с— Т.1 (А — М).— 1993.

Справочное пособие по социальной работе / Под ред. A.M. Панова, Е.И. Холостовой.— М.: Юристъ, 1997.

Теория и методика социальной работы: в 2 ч. / Под ред. И.Г. Зайнышева.— М.: МГСУ, 1994.

Теория и методика социальной работы: Краткий курс / Под ред. В.И. Жукова — М.: Союз, 1994.

Теория и методика социальной работы / Под ред. П.Д. Пав-ленка.— М.: ГАСБУ, 1993, 1995. Вып.1 — 2.

Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт: В 2 т. / Под ред. Яркиной Т.Ф., Бочаро­вой В.Г.— М.— Тула: Изд-во Ассоциации социальных пе­дагогов и социальных работников РФ, 1993.

Торохтий B . C . Психология социальной работы с семьей.— М.: Изд-во ЦСП РАО, 1996.

ЗАНЯТИЕ 8

Дата: 2019-04-23, просмотров: 299.