"Благодаря слабому развитию социальных наук человечество до сих пор бессильно в борьбе с социальными бедствиями и не умеет утилизировать социально-психологическую энергию, высшую из всех видов энергий. Мы не способны глупого делать умным, преступника — честным, безвольного — волевым существом. Часто не знаем, где "добро", где "зло", а если и знаем, то сплошь и рядом не способны бороться с "искушениями". Если биологическая медицина еще далека от совершенства, то "социально-психической" медицины нет почти и в зародыше. Мудрено ли поэтому, что наша борьба с социальными бедствиями дает наглядную иллюстрацию истории человеческой глупости. Преступников мы лечим эшафотом и тюрьмами, душевнобольных — домами сумасшествия, способными здорового делать идиотом, но не наоборот: общественные волнения мы исцеляем пулеметами и осадными положениями, невежество — годами многолетнего глупения в классной комнате, нужду голодного — смертью, разврат — домами терпимости"...
П. Сорокин
Методы — это совокупность приемов, операций и кратчайший путь достижения поставленной цели. В социальной работе — это способы достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи (научно-исследовательской или практической).
Для лучшего понимания методов социальной работы условно разделим их на две группы: научно-исследовательские и преобразовательные методы.
Научно-исследовательские или, точнее, методы на-Учных исследований — это те приемы и средства, с по-
занят 1
мощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые в дальнейшем для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Преобразовательные методы или, точнее, методы преобразования социальной действительности — это способы профессионального воздействия социального работника на клиента или социальное окружение с целью решения определенных задач.
Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования и преобразования действительности, от того, насколько они надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.
Существуют разные основания для выделения отдельных групп научно-исследовательских методов. Так, можно говорить о методах сбора информации и методах ее обработки; о методах эмпирического исследования и методах теоретического моделирования; об общенаучных методах и специфических методах конкретных наук и т. д.
Некоторые методы чаще всего соотносятся с конкретными науками. Например, социометрию, групповую дискуссию, включенное наблюдение рассматривают преимущественно как социально-психологические методы исследования.
В социальной работе используется комплекс научно-исследовательских методов и методик. Можно выделить следующие подгруппы.
1. Общелогические методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение,моделирование,проектирование.
2. Общенаучные методы: анализ литературных источников; теоретический анализ и синтез социально-педагогических исследований; наблюдение (в естественных условиях, при моделировании сложных ситуаций, в процессе тестирования, совместных мероприятий и др.); изучение и обобщение опыта; эксперимент; метод экспертных оценок.
3. Исторические методы: сравнительно-исторический метод (для установления закономерности, повторяемости исторических процессов), генетический метод (выявление происхождения, причин и стадий изучаемого явления), структурный метод (установле-
ние связей отдельных элементов со всей системой) и другие.
4. Социологические методы: анкетирование и интервью; социометрия; мониторинг (постоянное отслеживание социальных ситуаций в фокусе их изменения, с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу).
5. Психологические методы (применение бланковых и аппаратурных тестов (индивидуальных и групповых).
6. Методы математической статистики.
Источниками исследования, таким образом, выступают: документы, книги, журналы, газеты; клиенты, социальные, научные работники, преподаватели, семьи и др.; технико-информационные системы — радио, телевидение, компьютерные сети; традиции учреждений, опыт работы социального работника и др.
Если основой для классификации преобразовательных методов социальной работы взять характеристику способов воздействия на состояние и поведение личности или социальной общности, то можно выделить три их основные группы: социально-экономические, организационно-распорядительные и психолого-педагогические.
Группа социально-экономических методов объединяет все те способы, с помощью которых специалисты социальной работы оказывают воздействие на материальные и моральные, национальные, семейные и другие интересы и потребности клиентов. Методы воздействия на социальные и экономические потребности и интересы используются в форме натуральной и денежной помощи; установления льгот и единовременных пособий и компенсаций; патронажа и бытового обслуживания; морального поощрения и санкций и т. д.
Организационно-распорядительные методы ориентированы главным образом на такие мотивы поведения людей, как осознанная необходимость обще- ' ственной и трудовой дисциплины, чувство долга и ответственности. Отличительной их чертой является прямой характер воздействия, поскольку опираются они прежде всего на регламентирующие, нормативно правовые акты. В данной группе методов можно выделить некоторое различие между организационными и распорядительными методами. Организаци-
онные методы, закрепляя права, полномочия, обязанности и ответственность различных звеньев в органах управления социальными службами, обеспечивают "упреждающее" управленческое воздействие на , решение задач социальных служб. Распорядительные методы позволяют осуществлять оперативное уточнение задач, перераспределение сил и средств, решение эпизодически возникающих новых задач и своевременно устранять вскрытые недочеты. Будучи органически связаны с организационными методами, они придают системе органов управления социальной работой оперативность и динамичность.
Основными организационно-распорядительными методами являются: регламентирование, нормирование и инструктирование, подбор и расстановка кадров, метод требований, критики и самокритики,контроль, проверка исполнения и др.
Регламентирование представляет собой разработку и введение в действие организационных положений, обязательных для исполнения (приказы, типовые положения, должностные инструкции, штатное расписание и др.).
Нормирование заключается в установлении нормативов, которые служат ориентировкой в деятельности социального работника (нормативы численности обслуживаемых клиентов, нормативы времени обслуживания и др.).
Инструктирование заключается в разъяснении обстановки, задач, возможных трудностей и последствий неправомерных действий клиента, предостережении от возможных ошибок, совете по характеру действий и т. д. В социальной работе инструктирование обычно имеет форму консультационной, информационной и методической помощи клиенту, направленной на защиту его гражданских прав и свобод.
Группа психолого-педагогических методов характеризуется косвенным воздействием и влиянием на клиента через механизм регуляции его самочувствия и поведения.
Поведение личности в значительной мере обусловливается социально-психологическими явлениями: общественным, групповым мнением, настроениями, 00 вкусами, желаниями, увлечениями, модой и др. Возни-
кая как продукт общения, социально-психологические явления приобретают относительную самостоятельность и оказывают регулирующее влияние на поведение и поступки людей.
Механизм педагогической регуляции духовно-нравственного состояния и поведения личности (группы людей) предполагает целенаправленное воздействие на сознание человека в интересах формирования у него устойчивых взглядов, принципов и норм поведения в конкретных социальных условиях и обстоятельствах.
В группу психолого-педагогических входят методы: убеждение (реализуется в практике социальной работы в различных формах, и прежде всего в виде разъяснения, совета, аргументированной рекомендации, положительных примеров и образцов активной жизнедеятельности клиентов), социологические исследования, наблюдение, социально-психологический диагноз, внушение, информирование, гуманизация условий труда и быта, привлечение к труду и расширение возможностей для проявлений творческих возможностей личности, использование обычаев, традиций и др. Из этой группы рассмотрим методы: изучение результатов деятельности клиентов, социальная терапия (индивидуальная терапия, групповая терапия, трудовая терапия, терапия самовоспитания, дискуссионная терапия, психотерапия, семейная терапия, игровая терапия, социодрама, психодрама и др.), исповедальный метод.
Изучение результатов деятельности клиентов ("биографический метод"): в широком плане — изучение последствий предпринятых усилий, внесенных изменений, реальных сдвигов в жизненных позициях, системе ценностных отношений. В узком — изучение результатов деятельности клиентов: планы и отчеты руководителей учреждений, дневники, журналы и другие документы; продукты (результаты) деятельности: сочинения, технические поделки, самодельные игрушки, наглядные пособия, кино-, видеофильмы, микрофото-, ксерокопии (печатных, графических, рукописных материалов); справочные каталоги по теории и истории вопроса; тематические картотеки; звукозаписи бесед, докладов, дискуссий.(УД°бно для анализа при повторном слушании); звукозаписи, перепечатанные о!
Занятие /
90
на машинный текст; фотографии. Все это позволяет судить о достигнутых результатах, о выполнении поставленных задач.
Социальная терапия (терапия (греч.) — "забота, уход, лечение") — систематические, целенаправленные меры по оказанию помощи лицу или группе лиц в вопросах урегулирования чувств, импульсов, мыслей, отношений (по И.Г. Зайнышеву).
Терапия выполняет функции: лечебную (оказание помощи клиенту в решении его проблем совместно с медиками); социального развития (включение клиента в активную групповую деятельность, организация процесса "совместного развития", положительно влияющего на социальное здоровье клиента); отстаивания интересов (разъяснение нужды притесняемых или социально уязвимых людей обществу, организациям). Социальная терапия, таким образом, может рассматриваться как метод "социального лечения"; как метод влияния, связанный с обучением и профессиональной ориентацией; как инструмент социального контроля; как средство коммуникации.
Задачи социальной терапии: исправление, корректировка поведения; предупреждение дисфункций; обеспечение нормального развития; самоутверждение личности.
Индивидуальная терапия применяется к клиентам, разрешение проблем которых требует конфиденциальности (изнасилование, семейные неурядицы и т. п.), к тем, кто не желает участвовать в групповой терапии. Обычно после нескольких индивидуальных занятий клиент переводится на коллективную терапию, которая более эффективна.
Групповая терапия — стратегия воздействия, нацеленная на помощь людям в преодолении эмоциональных нарушений или социального неустройства с использованием групп (при руководстве социального работника или иного профессионального терапевта). Обычно в группе — 6 — 8 человек, продолжительность занятий — 90 минут в неделю. Выделяют группы: учебные (получение знаний, высказывание мнений, обсуждение личностных проблем); совместной деятельности (занятие одним делом: спортом, посещение театра с последующим обсуждением и др.); родительские; мужские и женские. К психотера-
социальной работы
певтическим процедурам относят: релаксацию, пантомимические сцены, "конструктивный спор", разыгрывание ролевых ситуаций, изложение биографий, обсуждение анонимной истории болезни, описание содержания сновидений, фантазий и ассоциаций и т. д.
Семейная терапия — деятельность социального работника с группой членов семьи, которая рассматривается как целостная единица. Специалист стремится раскрыть роли, взаимные обязанности членов семьи, побудить их к более гибкому поведению. Используется не история семьи, а актуальные вербальные и невербальные действия членов группы.
Трудовая терапия основана на тонизирующем и активизирующем воздействии труда на психофизическую сферу человека. Позволяет организовать совместную деятельность, облегчая при этом взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства, болезненные переживания.
Терапия самовоспитания включает самоизучение, самооценку; переоценку собственной личности; самоанализ, переоценку прошлого, выявление индивидуальных "психологических барьеров"; создание желаемого образа "Я"; использование приемов самоубеждения, самопоощрения и самовнушения; ситуации деятельности и общения; использование полученных результатов в повседневной жизни и деятельности.
Дискуссионная терапия включает знакомство членов группы; обсуждение ожиданий клиентов, их опасений; переживание и обсуждение группового напряжения, связанного с рассогласованием между ожиданиями клиентов и групповой реальностью; нарастание сопротивления по отношению к руководителю группы; соотношение этого сопротивления с прошлым жизненным опытом, вскрытие проблем, связанных с отношением к руководителю группы, с самостоятельностью, ответственностью и активностью; формирование адекватного отношения к проблеме, которую необходимо решить, активной мотивации к участию в группе, нормам и традициям группы; анализ динамики развития внутри-гРупповых отношений с выходом на проблематику отдельного участника; коррекция отношений, закрепление достижений; обсуждение результатов терапии, ПоДведение итогов; рефлексия. ц|
онные методы, закрепляя права, полномочия, обязанности и ответственность различных звеньев в органах управления социальными службами, обеспечивают "упреждающее" управленческое воздействие на решение задач социальных служб. Распорядительные методы позволяют осуществлять оперативное уточнение задач, перераспределение сил и средств, решение эпизодически возникающих новых задач и своевременно устранять вскрытые недочеты. Будучи органически связаны с организационными методами, они придают системе органов управления социальной работой оперативность и динамичность.
Основными организационно-распорядительными методами являются: регламентирование, нормирование и инструктирование, подбор и расстановка кадров, метод требований, критики и самокритики, контроль, проверка исполнения и др.
Регламентирование представляет собой разработку и введение в действие организационных положений, обязательных для исполнения (приказы, типовые положения, должностные инструкции, штатное расписание и др.).
Нормирование заключается в установлении нормативов, которые служат ориентировкой в деятельности социального работника (нормативы численности обслуживаемых клиентов, нормативы времени обслуживания и др.).
Инструктирование заключается в разъяснении обстановки, задач, возможных трудностей и последствий неправомерных действий клиента, предостережении от возможных ошибок, совете по характеру действий и т. д. В социальной работе инструктирование обычно имеет форму консультационной, информационной и методической помощи клиенту, направленной на защиту его гражданских прав и свобод.
Группа психолого-педагогических методов характеризуется косвенным воздействием и влиянием на клиента через механизм регуляции его самочувствия и поведения.
Поведение личности в значительной мере обусловливается социально-психологическими явлениями: общественным, групповым мнением, настроениями, вкусами, желаниями, увлечениями, модой и др. Возни-
кая как продукт общения, социально-психологические явления приобретают относительную самостоятельность и оказывают регулирующее влияние на поведение и поступки людей.
Механизм педагогической регуляции духовно-нравственного состояния и поведения личности (группы людей)
предполагает целенаправленное воздействие на сознание человека в интересах формирования у него устойчивых взглядов, принципов и норм поведения в конкретных социальных условиях и обстоятельствах.
В группу психолого-педагогических входят методы: убеждение (реализуется в практике социальной работы в различных формах, и прежде всего в виде разъяснения, совета, аргументированной рекомендации, положительных примеров и образцов активной жизнедеятельности клиентов), социологические исследования, наблюдение, социально-психологический диагноз, внушение, информирование, гуманизация условий труда и быта, привлечение к труду и расширение возможностей для проявлений творческих возможностей личности, использование обычаев, традиций и др. Из этой группы рассмотрим методы: изучение результатов деятельности клиентов, социальная терапия (индивидуальная терапия, групповая терапия, трудовая терапия, терапия самовоспитания, дискуссионная терапия, психотерапия, семейная терапия, игровая терапия, социодрама, психодрама и др.), исповедальный метод.
Изучение результатов деятельности клиентов ("биографический метод"): в широком плане — изучение последствий предпринятых усилий, внесенных изменений, реальных сдвигов в жизненных позициях, системе ценностных отношений. В узком — изучение результатов деятельности клиентов: планы и отчеты руководителей учреждений, дневники, журналы и другие документы; продукты (результаты) деятельности: сочинения, технические поделки, самодельные игрушки, наглядные пособия, кино-, видеофильмы, микрофото-, ксерокопии (печатных, графических, рукописных материалов); справочные каталоги по теории и истории вопроса; тематические картотеки; звукозаписи бесед, докладов, дискуссий.(удобно для анализа при повторном слушании); звукозаписи, перепечатанные
онные методы, закрепляя права, полномочия, обязанности и ответственность различных звеньев в органах управления социальными службами, обеспечивают "упреждающее" управленческое воздействие на решение задач социальных служб. Распорядительные методы позволяют осуществлять оперативное уточнение задач, перераспределение сил и средств, решение эпизодически возникающих новых задач и своевременно устранять вскрытые недочеты. Будучи органически связаны с организационными методами, они придают системе органов управления социальной работой оперативность и динамичность.
Основными организационно-распорядительными методами являются: регламентирование, нормирование и инструктирование, подбор и расстановка кадров, метод требований, критики и самокритики, контроль, проверка исполнения и др.
Регламентирование представляет собой разработку и введение в действие организационных положений, обязательных для исполнения (приказы, типовые положения, должностные инструкции, штатное расписание и др.).
Нормирование заключается в установлении нормативов, которые служат ориентировкой в деятельности социального работника (нормативы численности обслуживаемых клиентов, нормативы времени обслуживания и др.).
Инструктирование заключается в разъяснении обстановки, задач, возможных трудностей и последствий неправомерных действий клиента, предостережении от возможных ошибок, совете по характеру действий и т. д. В социальной работе инструктирование обычно имеет форму консультационной, информационной и методической помощи клиенту, направленной на защиту его гражданских прав и свобод.
Группа психолого-педагогических методов характеризуется косвенным воздействием и влиянием на клиента через механизм регуляции его самочувствия и поведения.
Поведение личности в значительной мере обуслов- . ливается социально-психологическими явлениями: общественным, групповым мнением, настроениями, вкусами, желаниями, увлечениями, модой и др. Возни-
кая как продукт общения, социально-психологические явления приобретают относительную самостоятельность и оказывают регулирующее влияние на поведение и поступки людей.
Механизм педагогической регуляции духовно-нравственного состояния и поведения личности (группы людей) предполагает целенаправленное воздействие на сознание человека в интересах формирования у него устойчивых взглядов, принципов и норм поведения в конкретных социальных условиях и обстоятельствах.
В группу психолого-педагогических входят методы: убеждение (реализуется в практике социальной работы в различных формах, и прежде всего в виде разъяснения, совета,
аргументированной рекомендации, положительных примеров и образцов активной жизнедеятельности клиентов), социологические исследования, наблюдение, социально-психологический диагноз, внушение, информирование, гуманизация условий труда и быта, привлечение к труду и расширение возможностей для проявлений творческих возможностей личности, использование обычаев, традиций и др. Из этой группы рассмотрим методы: изучение результатов деятельности клиентов, социальная терапия (индивидуальная терапия, групповая терапия, трудовая терапия, терапия самовоспитания, дискуссионная терапия, психотерапия, семейная терапия, игровая терапия, социодрама, психодрама и др.), исповедальный метод.
Изучение результатов деятельности клиентов ("биографический метод"): в широком плане — изучение последствий предпринятых усилий, внесенных изменений, реальных сдвигов в жизненных позициях, системе ценностных отношений. В узком — изучение результатов деятельности клиентов: планы и отчеты руководителей учреждений, дневники, журналы и другие документы; продукты (результаты) деятельности: сочинения, технические поделки, самодельные игрушки, наглядные пособия, кино-, видеофильмы, микрофото-, ксерокопии (печатных, графических, рукописных материалов); справочные каталоги по теории и истории вопроса; тематические картотеки; звукозаписи бесед, докладов, дискуссий.(удобно для анализа при повторном слушании); звукозаписи, перепечатанные
на машинный текст; фотографии. Все это позволяет судить о достигнутых результатах, о выполнении поставленных задач.
Социальная терапия (терапия (греч.) — "забота, уход, лечение") — систематические, целенаправленные меры по оказанию помощи лицу или группе лиц в вопросах урегулирования чувств, импульсов, мыслей, отношений (по И.Г. Зайнышеву).
Терапия выполняет функции: лечебную (оказание помощи клиенту в решении его проблем совместно с медиками); социального развития (включение клиента в активную групповую деятельность, организация процесса "совместного развития", положительно влияющего на социальное здоровье клиента); отстаивания интересов (разъяснение нужды притесняемых или социально уязвимых людей обществу, организациям). Социальная терапия, таким образом, может рассматриваться как метод "социального лечения"; как метод влияния, связанный с обучением и профессиональной ориентацией; как инструмент социального контроля; как средство коммуникации.
Задачи социальной терапии: исправление, корректировка поведения; предупреждение дисфункций; обеспечение нормального развития; самоутверждение личности.
Индивидуальная терапия применяется к клиентам, разрешение проблем которых требует конфиденциальности (изнасилование, семейные неурядицы и т. п.), к тем, кто не желает участвовать в групповой терапии. Обычно после нескольких индивидуальных занятий клиент переводится на коллективную терапию, которая более эффективна.
Групповая терапия — стратегия воздействия, нацеленная на помощь людям в преодолении эмоциональных нарушений или социального неустройства с использованием групп (при руководстве социального работника или иного профессионального терапевта). Обычно в группе — 6 — 8 человек, продолжительность занятий — 90 минут в неделю. Выделяют группы: учебные (получение знаний, высказывание мнений, обсуждение личностных проблем); совместной деятельности (занятие одним делом: спортом, посещение театра с последующим обсуждением и др.); родительские; мужские и женские. К психотера-
певтическим процедурам относят: релаксацию, пантомимические сцены, "конструктивный спор", разыгрывание ролевых ситуаций, изложение биографий, обсуждение анонимной истории болезни, описание содержания сновидений, фантазий и ассоциаций и т. д.
Семейная терапия — деятельность социального работника с группой членов семьи, которая рассматривается как целостная единица. Специалист стремится раскрыть роли, взаимные обязанности членов семьи, побудить их к более гибкому поведению. Используется не история семьи, а актуальные вербальные и невербальные действия членов группы.
Трудовая терапия основана на тонизирующем и активизирующем воздействии труда на психофизическую сферу человека. Позволяет организовать совместную деятельность, облегчая при этом взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства, болезненные переживания.
Терапия самовоспитания включает самоизучение, самооценку; переоценку собственной личности; самоанализ, переоценку прошлого, выявление индивидуальных "психологических барьеров"; создание желаемого образа "Я"; использование приемов самоубеждения, самопоощрения и самовнушения; ситуации деятельности и общения; использование полученных результатов в повседневной жизни и деятельности.
Дискуссионная терапия включает знакомство членов группы; обсуждение ожиданий клиентов, их опасений; переживание и обсуждение группового напряжения, связанного с рассогласованием между ожиданиями клиентов и групповой реальностью; нарастание сопротивления по отношению к руководителю группы; соотношение этого сопротивления с прошлым жизненным опытом, вскрытие проблем, связанных с отношением к Руководителю группы, с самостоятельностью, ответственностью и активностью; формирование адекватного отношения к проблеме, которую необходимо решить, активной мотивации к участию в группе, нормам и традициям группы; анализ динамики развития внутри-гРУпповых отношений с выходом на проблематику отдельного участника; коррекция отношений, закрепление достижений; обсуждение результатов терапии, ПоДведение итогов; рефлексия.
Социодрама — метод коллективной, групповой терапии. Сущность его состоит в том, что проблема социальных групп и различные конфликтные отношения между группами представляются в стихийно организованных сценах. В результате происходит взаимное понимание проблем посредством открытого разбирательства, расследования и драматического изображения имеющихся социально-культурных различий.
Психодрама — техника, используемая в групповой терапии, когда человек выполняет различные роли, например, изображая себя в различных стрессовых ситуациях социального характера или играет роли своих антиподов. Это дает ему возможность влиять на свои переживания, преодолеть тревожность, лучше владеть собой в различных ситуациях, взглянуть на проблему с точки зрения иного лица.
Игровая терапия — форма психотерапии, используемая для облегчения общения. Участники пользуются игрушками для изображения ситуаций и конфликтов, которые невозможно или трудно вербализировать. Чаще всего игровая терапия применяется в работе с детьми, но в некоторых условиях она оказывается действенной и в работе со взрослыми.
Исповедальный метод — форма психотерапии, используемая с целью устранения психических стрессов, трудностей во взаимосвязях с социальной средой. Предполагает общение социального работника и клиента "один на один". Используемый на протяжении не одного столетия в большинстве религий, данный метод социальной работы доказал свою продуктивность, что подтверждено и результатами специальных научных исследований.
Если за основу классификации методов социальной работы взять количество людей, на которых оказывается воздействие, то можно выделить методы индивидуальной и групповой социальной работы.
Индивидуальная социальная работа — направление, система ценностей, вид практики, используемые социальными работниками для помощи индивидам в решении психологических, межличностных, социоэкономических проблем путем личностного взаимодействия с ними.
Групповая социальная работа — формы и спосо-J2 бы социальной работы, при которых небольшая груп-
па лиц с близкими интересами и общими проблемами регулярно собирается и включается в деятельность для достижения общих целей. В отличие от психотерапевтических групп, цели групповой социальной работы не обязательно заключаются в решении эмоциональных проблем.
В социальной работе используются методы, характерные только для данного вида профессиональной деятельности. К ним относят прежде всего: метод социального диагностирования; метод вмешательства в критических случаях; метод работы в общине; метод работы на улицах.
В своей книге "Социальные диагнозы" (1917) Мэри Ричмонд подробно представила свой метод работы — социальный диагноз, предполагающий оценку как личности клиента, так и его социального положения. Социальная помощь рассматривается ею как комбинация мер, результатом которых являются изменения как самого клиента, так и социального окружения. Социальные мероприятия Мэри Ричмонд подразделяла на два взаимно дополняющих метода: косвенный метод лечения и непосредственный метод лечения. Косвенный метод состоял в воздействии на внешнюю среду человека, непосредственный — на самого клиента с целью побуждения его к активным действиям по выработке решения.
В настоящее время к методам социального диагноза (социальной диагностики) относят (по И.Г. Зайнышеву):
— зондажно-информационное обследование: сбор
сведений об инфраструктуре, численности, составе и
динамике местного населения и т. д.;
— социально-историческое обследование: изуче
ние истории заселения и освЬения данной территории,
изменения состава местного населения, исследование
его занятий и традиций и т. д.;
— информационно-целевой анализ различных до
кументов, статей из местной и центральной прессы,
материалов электронных средств информации, писем
и жалоб граждан и т. д.;
— социальное картографирование: анализ соци
ально-пространственного распределения и динамики
рождаемости и смертности населения, зависимость
качества жизни от различных природных и социальных
факторов.
Используя методы социального диагностирования, составьте социальную карту местности. Выявите участки, территории: интенсивно посещаемые гражданами; неиспользуемые; загрязненные; "социальной напряженности; криминогенные; социально/значимые.
Метод вмешательства в критических случаях (впервые применен в США в 1874 г., когда Церковь вмешалась в судьбу девочки, подвергавшейся жестокому обращению в семье, и по всей стране стали образовываться общества предотвращения жестокого отношения к детям) — используется в работе с отдельными людьми, семьями и группами, находящимися в ситуации острого кризиса, вызванного или переходным периодом, или жизненными обстоятельствами.
Метод работы в общине служит средством коор-динации"традиционных методов и рассматривается как социально-политическое средство удовлетворения интересов, потребностей, ожиданий граждан. При работе в общине ставится задача добиваться, чтобы клиент понимал тесную зависимость и взаимообусловленность личных и общественных проблем. Он должен принимать активное участие в солидарных действиях, направленных на решение конфликтных ситуаций. Используемые при этом методы включают выяснение сути и типа проблемы, анализ причин, разработку планов, стратегии, привлечение необходимых ресурсов, выявление и вовлечение лидеров, развитие отношений между членами общества для облегчения их усилий.
Метод работы на улицах — "открытый" метод социальной работы, ориентированный на проблемы улицы и включающий превентивные меры:
— предотвращение возникновения запущенной
(маргинальной) молодежи, особенно уличных групп
детей и подростков через установление "случайных"
контактов с ними в периоды сборов и проведения сво
бодного времени;
определение потребностей и особых проблем
уличных групп молодежи и форм оказания им соот
ветствующей помощи как индивидуальной, так и груп
повой;
— предотвращение численного увеличения групп, способствование их распаду и направление их активности в менее агрессивное русло;
— отбор особо тяжелых подростков из уличных групп с попыткрй вовлечения их в молодежные группы, находящиеся под педагогической опекой социальных работников; ^
— поиск помещений для уличных групп молодежии проведение с ними различных форм досуга и экскурсий с целью ускорения процесса их социализации илиресоциализации;
— установка контактов с наркоманами, определение их в соответствующие заведения;
— привлечение подростков к солидарной поддержке своих сверстников, т. е. формирование из их рядов добровольных помощников социального педагога и
социального работника.
В последнее время систему знаний об оптимальных* способах преобразования, регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности-людей, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, называют технологией социальной работы (технология — от греч. techne — умение, мастерство, и logos — учение). Специалисты в области технологии социальной работы приоритетным в подготовке профессионала социальной сферы считают не только его индивидуальное мастерство, искусство, интуицию и личное обаяние, а теоретическую и практическую подготовку, поскольку большая часть действий социального работника — это технологическая деятельность, в которой есть определенные системы с известными элементами, операции, процедуры, показатели, легко воспроизводимые и повторяемые в новых условиях.
Технология решения социальных проблем проходит в три основных этапа (по И.Г. Зайнышеву):
— теоретический этап предполагает формулирование целевой установки, определение предмета техяологизации, выделение структурных элементов, причинно-следственных связей и отношений, в которые включен клиент;
— методический этап предполагает выбор источников, путей и способов получения, атакжеопределе-
ние приемов и средств обработки и анализа информации о состоянии клиента, с выработкой конкретных рекомендаций для преобразовательной деятельности;
— процедурный этап предполагает решение задач,связанных с организацией практической деятельности по проверке выработанных рекомендаций, выявлением и устранением недостатков по использованиюпредложенных рекомендаций и установлением алгоритма действий.
Если содержание деятельности социального работника имеет цель, определенный алгоритм (логическую последовательность действий), стандарт или норматив действий, объективные критерии оценки результатов деятельности, то можно говорить о технологичности его работы.
Вопрос о классификации технологий социальной работы является дискуссионным. Существует множество
таких классификаций. В качестве примера приведем классификацию В.В. Богдана и В.Н. Иванова, которые выделяют:
— технологии поиска стратегии управления;
— технологии социального моделирования и прогнозирования;
— информационные технологии;
— внедренческие технологии;
— обучающие инновационные технологии;
— технологии прошлого опыта.
Технологии социальной работы отражают ее практический аспект, определяют эффективность деятельности социальных служб и профессиональных кадров. Усвоение сущности, содержания и специфики проявления технологических процессов является непременным условием и основой профессиональной подготовки специалиста.
Вопросы для самоконтроля
Какие методы социальной работы Вам известны? Как Вы понимаете сущность и особенности методов социальной работы?
Какие классификации методов социальной работы Вы знаете? Какие методы сбора информации используются в социальной работе?
Что влияет на выбор социальным работником того или иного метода работы?
Каковы условия технологизации деятельности социального работника?
Ситуация
Ниже приведен рассказ матери и возможные пути решения ее проблемы. Почему ни один из приведенных вариантов решения данной ситуации не является верным? Какое решение можете предложить Вы? Ка кие методы и формы работы наиболее эффективны при социально-педагогической работе с данной семьей? Что следует учитывать социальным педагогам в работе с детьми из неполных семей?
"Я воспитываю сына одна. Отца своего он никогда не видел и, наверное, не увидит. Меня беспокоит, что мальчик растет в исключительно женском обществе: дома — я и мои подруги, в детском саду — ня'нечки и воспитательницы, в школе тоже будут одни женщины. Ему скоро 7 лет, а он ни разу не разговаривал с мужчиной. Могут ли в таких условиях возникать мужские черты характера?"
Вариант решения А
Н. развелась с мужем, когда сыну было 2 года. Она решила сделать все возможное, чтобы рядом с сыном был мужчина. "Мальчик должен видеть перед собой образец мужского поведения",—говорила Н. Она старалась чаще приглашать мужчин в дом и знакомить их с сыном. Иногда мальчик успевал привязаться к мужчине и даже называл его "папой". Поэтому, когда мужчина исчезал, он сначала долго переживал такой разрыв, потом стал к ним привыкать. Н. продолжала искать "отцов", говоря, что все делает ради сына.
Вариант решения Б
"Если у мальчика нет отца, его нужно придумать", —
Решила Е. Она повесила на видное место портрет знаме
нитого актера в молодости, каждый вечер рассказывала
мальчику истории про папу. Папа превратился в недо
сягаемый идеал. Мальчик очень любил рассказы "про »-
папу" и стремился походить на него во всем. о/
4 Тетерский С. В.
ние приемов и средств обработки и анализа информации о состоянии клиента, с выработкой конкретных рекомендаций для преобразовательной деятельности;
— процедурный этап предполагает решение задач,
связанных с организацией практической деятельности по проверке выработанных рекомендаций, выявлением и устранением недостатков по использованию предложенных рекомендаций и установлением алгоритма действий.
Если содержание деятельности социального работника имеет цель, определенный алгоритм (логическую последовательность действий), стандарт или норматив действий, объективные критерии оценки результатов деятельности, то можно говорить о технологичности его работы.
Вопрос о классификации технологий социальной работы является дискуссионным. Существует множество таких классификаций. В качестве примера приведем классификацию В.В. Богдана и В.Н. Иванова, которые выделяют:
— технологии поиска стратегии управления;
— технологии социального моделирования и про
гнозирования;
— информационные технологии;
— внедренческие технологии;
— обучающие инновационные технологии;
— технологии прошлого опыта.
Технологии социальной работы отражают ее практический аспект, определяют эффективность деятельности социальных служб и профессиональных кадров. Усвоение сущности, содержания и специфики проявления технологических процессов является непременным условием и основой профессиональной подготовки специалиста.
Вопросы для самоконтроля
Какие методы социальной работы Вам известны? Как Вы понимаете сущность и особенности методов социальной работы?
Какие классификации методов социальной работы Вы знаете? Какие методы сбора информации используют- ся в социальной работе?
Что влияет на выбор социальным работником того или иного метода работы?
Каковы условия технологизации деятельности социального работника?
Ситуация
Ниже приведен рассказ матери и возможные пути решения ее проблемы. Почему ни один из приведенных вариантов решения данной ситуации не является верным? Какое решение можете предложить Вы? Ка кие методы и формы работы наиболее эффективны при социально-педагогической работе с данной семьей? Что следует учитывать социальным педагогам в работе с детьми из неполных семей?
"Я воспитываю сына одна. Отца своего он никогда не видел и, наверное, не увидит. Меня беспокоит, что мальчик растет в исключительно женском обществе: дома — я и мои подруги, в детском саду — ня'йечки и воспитательницы, в школе тоже будут одни женщины. Ему скоро 7 лет, а он ни разу не разговаривал с мужчиной. Могут ли в таких условиях возникать мужские черты характера?"
Вариант решения А
Н. развелась с мужем, когда сыну было 2 года. Она решила сделать все возможное, чтобы рядом с сыном был мужчина. "Мальчик должен видеть перед собой образец мужского поведения",— говорила Н. Она старалась чаще приглашать мужчин в дом и знакомить их с сыном. Иногда мальчик успевал привязаться к мужчине и даже называл его "папой". Поэтому, когда мужчина исчезал, он сначала долго переживал такой разрыв, потом стал к ним привыкать. Н. продолжала искать "отцов", говоря, что все делает ради сына.
Вариант решения Б
"Если у мальчика нет отца, его нужно придумать", — Решила Е. Она повесила на видное место портрет знаменитого актера в молодости, каждый вечер рассказывала мальчику истории про папу. Папа превратился в недосягаемый идеал. Мальчик очень любил рассказы "про
папу" и стремился походить на него во всем.
4 Тетерский С. В.
Вариант решения В
"Твой отец погиб при испытании сверхзвукового самолета. Отказал двигатель, но он не покинул кабины пилота — под ним был город". В семидесятых годах подобные объяснения отсутствия отца в семье наполняли чувством гордости души тысяч детей, воспитанных на "Денискиных рассказах" Драгунского. Но шло время, и в душу ребенка закрадывалось подозрение, а затем наступало прозрение. Самые близкие люди начинали казаться предателями.
Такие сказки обычно придумывают женщины, которые отказываются осознавать, что их бросили. Поэтому то, что они говорят детям, часто предназначено для них самих как своего рода внушение, психотерапия. Но тайное всегда становится явным. Это следует помнить всем женщинам, решившим отвертеться от серьезного разговора со своим ребенком.
Вариант решения Г
"Твой папа — подлец!" Эта версия исчезновения отца не менее распространена. К такому варианту прибегают матери, испытывающие ненависть к бросившему ее мужчине и нуждающиеся в союзнике для своих переживаний. И вот на протяжении многих лет мать внушает эту ненависть своему ребенку. Автоматически она становится в глазах ребенка жертвой тирана, слабой и невинно обиженной овечкой. Любой проступок ребенка теперь вполне законно может трактоваться как "что же еще от тебя можно ожидать — ты весь в отца". Вечная вина перед матерью вызывает глубокую зависимость, которая ставит под сомнение создание самостоятельной зрелой семьи во взрослой жизни.
Практические задания
Методика внедрения в детские неформальные объединения. Выявление и организация работы детс ких объединений по интересам
Проведение хронометража бюджета времени Моделирование рационального использования сво бодного времени
Посещение собрания коллектива учреждения со циальной сферы
Цель: осознание роли, которая отводится членам коллектива, и понимание процедурных вопросов работы собрания.
Управление осуществляется помимо административных решений также и путем проведения общих собраний коллектива. Учащимся рекомендуется посетить такое собрание и понаблюдать за процедурой его проведения, взаимодействием членов и лиц, принимающих решение, сделать выводы о роли самоуправления в трудовом коллективе и отдельных личностей, которые проявляют себя как "неформальные лидеры", а также о морально-психологическом климате в коллективе.
Психологические игры и упражнения Игоря Пикторовича Начкова
Методы социальной работы очень разнообразны. Однако главным средством социальной работы является личность самого социального работника и социального педагога. Поэтому упражнения, описанные ниже, направлены на исследование обучающимися собственной личности.
Упражнение "Самоанализ"
Каждый участник получает лист бумаги и делит его на четыре части. Дается следующая инструкция: "Дай 10 ответов на вопрос: "Ктоятакой?" Сделай это быстро, записывая свои ответы точно в той форме, в какой они сразу приходят в голову. Запиши их в первый столбик. Во второй столбик запиши ответы на тот же вопрос, но так, как, по твоему мнению, отозвались бы о тебе твои близкие (выбери кого-то конкретно). В третий столбик запиши ответы на тот же вопрос так, как, по твоему мнению, отозвался бы о тебе участник группы, сидящий слева от тебя.
Теперь сложи листок так, чтобы не были видны твои записи, и передай соседу слева. Соответственно и ты получаешь лист от соседа справа. Получив лист, в оставшемся пустом столбике запиши 10 ответов на вопрос: "Кто он — человек, который дал тебе этот лист?" После этого листы собираются ведущим и перемешиваются. Поочередно зачитываются вслух характерис-
тики из последнего столбика, а группа должна определить, о ком идет речь (писавший молчит). Обсуждается, насколько группа согласна с данным портретом. Затем листы возвращаются участникам, и они сами сравнивают все 4 набора ответов, анализируют их сходство и различия.
В заключение дается домашнее задание: по окончании занятия предложить своим близким дать 10 ваших определений и сравнить их с набором черт, которым вы сами себя охарактеризовали.
Упражнение "Ктоты?"
Упражнение применяется в качестве приема организации обратной связи. Каждому участнику на спине крепится большой лист плотной бумаги. Все участники игры должны написать каждому хотя бы один ответ на вопрос: "Кто я?" После этого обобщенные характеристики анализируются и обсуждаются в группе.
Список использованной литературы
Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы.— М.: SvR-Аргус, 1994.
Григорьев СИ., Гуслякова Л.Г., Ельчанинов ВЛ. и др. Теория и методология социальной работы.— М.: Наука, 1994.
Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы / Пер. с англ. яз. под ред. Б.Ю. Шапиро.— М.: Аспект Пресс, 1995.
Загвязинский В.И., Григорьев СИ., Филонов Г.Н., Вуль- фов Б.З., Зайцев М.П. Общие основы методики социальной работы: Пособие в помощь социальным педагогам и социальным работникам.— Набережные Челны: Изд-во ИНПО, 1997.
Исторический опыт социальной работы в России: Учебное пособие / Под ред. Л.В. Бадя — М.: Изд-во ЦСП РАО, 1994.
Конспективный курс технологии социальной работы / Под общ. ред. Зайнышева И.Г.— Калуга: Калужский госпедуни-верситет, 1998.
Методология и технология комплексного социально-педагогического проектирования (региональный уровень): Коллективная монография / Под ред. В.И. Загвязинско-го.— Тюмень: Изд-во ТГУ, 1997.
Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Пав-ленок.— М.: ИНФРА-М, 1997.
Профессиональная деятельность социального работника: содержание и организация.— М.: Изд-во Института молодежи, 1993.— (Библиотечка социального работника).
Рамзей Р. Социальная работа: наука-профессия. К развитию концепции // Социальная педагогика и социальная работа за рубежом.— Социальная работа.— Вып.6.— М., 1991.
Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.— 608 с— Т.1 (А — М).— 1993.
Справочное пособие по социальной работе / Под ред. A.M. Панова, Е.И. Холостовой.— М.: Юристъ, 1997.
Теория и методика социальной работы: в 2 ч. / Под ред. И.Г. Зайнышева.— М.: МГСУ, 1994.
Теория и методика социальной работы: Краткий курс / Под ред. В.И. Жукова — М.: Союз, 1994.
Теория и методика социальной работы / Под ред. П.Д. Пав-ленка.— М.: ГАСБУ, 1993, 1995. Вып.1 — 2.
Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт: В 2 т. / Под ред. Яркиной Т.Ф., Бочаровой В.Г.— М.— Тула: Изд-во Ассоциации социальных педагогов и социальных работников РФ, 1993.
Торохтий B . C . Психология социальной работы с семьей.— М.: Изд-во ЦСП РАО, 1996.
ЗАНЯТИЕ 8
Дата: 2019-04-23, просмотров: 346.