ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЕОРИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

"Без истории предмета нет теории предме­та, но и без теории предмета нет даже мыс­ли о его истории, потому что нет понятия о предмете, его значении и границах".

Н.Г. Чернышевский

Многообразие научных форм знаний: факты, со­бытия и их описания, систематизация, закономернос­ти и тенденции, принципы и методы достижения по­ставленных целей, гипотезы, системы взглядов — организуются в теории, на которые опирается любая наука.

Поскольку все современные науки выросли из философии, в социальной работе, как и в большин­стве гуманитарных дисциплин, важное место зани­мает философско-гуманистическая теория, обосновы­вающая смысл, социально-этические основы бытия человека.

В 1915 году Мери Ричмонд в своей работе "Научная социальная работа" предложила набор схем оценок качества социальной работы, диагноза социальных проблем, которые приходится решать социальному работнику, что привело к созданию морально-терапев­тической теории социальной работы, опирающейся на осмысление разнообразных форм благотворительнос­ти. Изучение благотворительности, социальной помо­щи нуждающимся и сейчас является источником науч­ного осмысления социальной работы.

В 20 — 30-е годы психоаналитические идеи 3. Фрей­да и его последователей выдвинули на передний план психодинамическую теорию социальной работы. Это позволило некоторым видным специалистам на Западе Утверждать, что психодинамический подход вырос из признания того, что морально-терапевтическая тради­ция, благотворительность привнесли в социальную ра­боту слишком много ненаучного, приблизительного, неточного, всего того, что базировалось лишь на здра­вом смысле. А это не позволяло решать многие задачи социальной помощи, связанные с трудностями регули­рования поведения людей, сохранения и реабилитации их здоровья. Психодинамические, психосоциальные теории социальной работы и сегодня в значительной сте­пени используют достижения фрейдизма и неофрейдиз­ма, отчасти модернизируя, переосмысливая их. В то же время они имеют самостоятельную специфику, ориен­тируясь на комплексное, целостное поддержание жиз­нестойкости человека, хотя и акцентируют внимание в этой проблематике на психологических и социально-психологических компонентах.

В 50-е годы развивается валеологическая теория социальной работы, основанная на достижениях экоп-сихологии (проблем экологической терапии, сохра­нения здоровых условий обитания, здорового образа жизни), способствующая формированию у населения идеологии и практики жизнесохранительного пове­дения, изменение в этом отношении общественного сознания, повышение ценности здоровой и продол­жительной жизни на шкале государственных и инди­видуальных ценностей.

Примерно в это же время получает развитие педа­гогическая теория социальной работы, активизирую­щая анализ социально-педагогических возможностей общин и теоретическое осмысление работы с соци­альными группами, оказания помощи человеку в мик­росреде обитания, по месту жительства.

В середине XX века нарастает влияние марксист­ской теории социальной работы, усиливающееся поли­тическим превосходством левых сил в большинстве индустриально развитых стран. Её ключевая идея — преобразовательная активность личности в решении собственных проблем и проблем окружающей среды. При этом в обществах, устроенных на принципе соци­альной справедливости — "свободное развитие каждо­го есть условие свободного развития всех", что можно интерпретировать как государственное попечение обо всех без исключения гражданах.

 В это же время усиление внимания к социальным аспектам общественного развития привело к некото­рым существенным изменениям в теории социальной работы, приоритетности ее правовых аспектов, созда­нию юридического фундамента технологии социальной защиты в практике. Получают развитие законодатель­ства о помощи бедным, о действии официальных учреж­дений социальной помощи, о правовых и администра­тивных запретах, разрешающих актах.

Заметный вклад в развитие теорий социальной рабо­ты внесли социологи и психологи, педагоги и психотера­певты. Не случайно многие теории социальной работы весьма близки по названиям родственным социологичес­ким, педагогическим и психологическим концепциям (системная, функциональная, ролевая, социально-педа­гогическая, социально-психологическая и др.).

К началу 90-х годов в научной литературе вполне определенно обозначились несколько моделей теоретического обоснования социальной работы, ее пони­мания как особой социальной деятельности, общественного явления. Каждая такая модель предполагает вполне определенное содержание, комплекс методов и форм содействия нуждающимся, профилактику кри­зисов.

Условно теоретические модели социальной рабо­ты объединяют в четыре группы: психолого-ориентированные; социолого-ориентированные; социально-педагогические; комплексные, междисциплинарные.

Психолого-ориентированные модели опираются преимущественно на психологическое знание, учет за­кономерностей психологического статуса и развития человека.

Социолого-ориентированные модели опираются на познание закономерностей социального развития, структурирование общества, взаимодействие его соци­альных институтов.

Социально-педагогические модели опираются на использование всего педагогического потенциала со­циума для стимулирования развития, реализации ин­дивидуальных возможностей каждой личности.

Комплексные модели ориентируются на целостное видение проблемы защиты и поддержания жизненных сил человека как биосоциального существа.

Вопросы для самоконтроля

Что обусловило потребность в развитии теорий соци­альной работы?

Назовите основные исторические вехи развития тео­рий социальной работы.

Какие реалии общественной и индивидуальной жизни человека во второй половине XIX века привели к раз­вертыванию массовой подготовки профессиональных социальных работников, расширению научных иссле­дований проблем социальной защиты населения, под­держки "слабых" социальных групп?

Какие современные группы теоретических моделей социальной работы Вы знаете?

Для чего специалисту социальной сферы необходимо знание теоретических основ (целей, принципов, зако­номерностей, методов и т. д.) социальной работы?

Ситуация

"Мы с мужем живем в квартире, которую когда-то он получил от завода. Она наша, приватизирована на нас обоих (без долей). Дочка вышла замуж. Ушла к мужу, родила сына. Наш внук теперь тоже женат, у него сын — наш правнук. Все прописаны у нашей дочки. От нас, своих дедушки и бабушки, дочка и внук не отстают: "Пропиши да пропиши, что вам на старости лет нуж­но — одной комнаты хватит". А куда они к нам поедут, в хрущобу-то, с дитем малым? Мы уже не можем нян­чить. Нам бы пожить тихо".

Какую работу необходимо провести социальному работнику с каждой из конфликтующих сторон?

Практическое задание

Знакомство с опытом и разработка модели район­ной (муниципальной) службы социальной защиты насе­ления

Цель: разработка теоретической модели службы социальной защиты населения.

1„   Учащиеся выполняют следующие задания :.описа-\ L ние и анализ действующей модели районной (муниципальной) службы социальной защиты населения (ве­домственная подчиненность, цели, задачи, структура, содержание, формы и методы работы, кадровое обес­печение, оплата труда, документация и др.); разработка и описание авторской теоретической модели и рекомен­даций по совершенствованию системы социальной защиты населения.

Психологические игры и упражнения Игоря Викторовича Вачкова

Упражнение "Мозговой штурм"

Преподаватель знакомит ребят с этапами мозгово­го штурма и простейшими правилами каждого этапа: 1) генерирование идей (основные правила: как можно больше идей, критика запрещается); 2) систематизация (основные правила: объединение сходных идей, нахож­дение зерна в любой идее), отбор и оценка лучших идей (основное правило: отброшенные идеи — это просто те, в которых не удалось увидеть "изюминку"). Затем обу­чающимся предлагается задача: разработать ориги­нальную модель службы социальной помощи какой-либо категории населения.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 210.