"Без истории предмета нет теории предмета, но и без теории предмета нет даже мысли о его истории, потому что нет понятия о предмете, его значении и границах".
Н.Г. Чернышевский
Многообразие научных форм знаний: факты, события и их описания, систематизация, закономерности и тенденции, принципы и методы достижения поставленных целей, гипотезы, системы взглядов — организуются в теории, на которые опирается любая наука.
Поскольку все современные науки выросли из философии, в социальной работе, как и в большинстве гуманитарных дисциплин, важное место занимает философско-гуманистическая теория, обосновывающая смысл, социально-этические основы бытия человека.
В 1915 году Мери Ричмонд в своей работе "Научная социальная работа" предложила набор схем оценок качества социальной работы, диагноза социальных проблем, которые приходится решать социальному работнику, что привело к созданию морально-терапевтической теории социальной работы, опирающейся на осмысление разнообразных форм благотворительности. Изучение благотворительности, социальной помощи нуждающимся и сейчас является источником научного осмысления социальной работы.
В 20 — 30-е годы психоаналитические идеи 3. Фрейда и его последователей выдвинули на передний план психодинамическую теорию социальной работы. Это позволило некоторым видным специалистам на Западе Утверждать, что психодинамический подход вырос из признания того, что морально-терапевтическая традиция, благотворительность привнесли в социальную работу слишком много ненаучного, приблизительного, неточного, всего того, что базировалось лишь на здравом смысле. А это не позволяло решать многие задачи социальной помощи, связанные с трудностями регулирования поведения людей, сохранения и реабилитации их здоровья. Психодинамические, психосоциальные теории социальной работы и сегодня в значительной степени используют достижения фрейдизма и неофрейдизма, отчасти модернизируя, переосмысливая их. В то же время они имеют самостоятельную специфику, ориентируясь на комплексное, целостное поддержание жизнестойкости человека, хотя и акцентируют внимание в этой проблематике на психологических и социально-психологических компонентах.
В 50-е годы развивается валеологическая теория социальной работы, основанная на достижениях экоп-сихологии (проблем экологической терапии, сохранения здоровых условий обитания, здорового образа жизни), способствующая формированию у населения идеологии и практики жизнесохранительного поведения, изменение в этом отношении общественного сознания, повышение ценности здоровой и продолжительной жизни на шкале государственных и индивидуальных ценностей.
Примерно в это же время получает развитие педагогическая теория социальной работы, активизирующая анализ социально-педагогических возможностей общин и теоретическое осмысление работы с социальными группами, оказания помощи человеку в микросреде обитания, по месту жительства.
В середине XX века нарастает влияние марксистской теории социальной работы, усиливающееся политическим превосходством левых сил в большинстве индустриально развитых стран. Её ключевая идея — преобразовательная активность личности в решении собственных проблем и проблем окружающей среды. При этом в обществах, устроенных на принципе социальной справедливости — "свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех", что можно интерпретировать как государственное попечение обо всех без исключения гражданах.
В это же время усиление внимания к социальным аспектам общественного развития привело к некоторым существенным изменениям в теории социальной работы, приоритетности ее правовых аспектов, созданию юридического фундамента технологии социальной защиты в практике. Получают развитие законодательства о помощи бедным, о действии официальных учреждений социальной помощи, о правовых и административных запретах, разрешающих актах.
Заметный вклад в развитие теорий социальной работы внесли социологи и психологи, педагоги и психотерапевты. Не случайно многие теории социальной работы весьма близки по названиям родственным социологическим, педагогическим и психологическим концепциям (системная, функциональная, ролевая, социально-педагогическая, социально-психологическая и др.).
К началу 90-х годов в научной литературе вполне определенно обозначились несколько моделей теоретического обоснования социальной работы, ее понимания как особой социальной деятельности, общественного явления. Каждая такая модель предполагает вполне определенное содержание, комплекс методов и форм содействия нуждающимся, профилактику кризисов.
Условно теоретические модели социальной работы объединяют в четыре группы: психолого-ориентированные; социолого-ориентированные; социально-педагогические; комплексные, междисциплинарные.
Психолого-ориентированные модели опираются преимущественно на психологическое знание, учет закономерностей психологического статуса и развития человека.
Социолого-ориентированные модели опираются на познание закономерностей социального развития, структурирование общества, взаимодействие его социальных институтов.
Социально-педагогические модели опираются на использование всего педагогического потенциала социума для стимулирования развития, реализации индивидуальных возможностей каждой личности.
Комплексные модели ориентируются на целостное видение проблемы защиты и поддержания жизненных сил человека как биосоциального существа.
Вопросы для самоконтроля
Что обусловило потребность в развитии теорий социальной работы?
Назовите основные исторические вехи развития теорий социальной работы.
Какие реалии общественной и индивидуальной жизни человека во второй половине XIX века привели к развертыванию массовой подготовки профессиональных социальных работников, расширению научных исследований проблем социальной защиты населения, поддержки "слабых" социальных групп?
Какие современные группы теоретических моделей социальной работы Вы знаете?
Для чего специалисту социальной сферы необходимо знание теоретических основ (целей, принципов, закономерностей, методов и т. д.) социальной работы?
Ситуация
"Мы с мужем живем в квартире, которую когда-то он получил от завода. Она наша, приватизирована на нас обоих (без долей). Дочка вышла замуж. Ушла к мужу, родила сына. Наш внук теперь тоже женат, у него сын — наш правнук. Все прописаны у нашей дочки. От нас, своих дедушки и бабушки, дочка и внук не отстают: "Пропиши да пропиши, что вам на старости лет нужно — одной комнаты хватит". А куда они к нам поедут, в хрущобу-то, с дитем малым? Мы уже не можем нянчить. Нам бы пожить тихо".
Какую работу необходимо провести социальному работнику с каждой из конфликтующих сторон?
Практическое задание
Знакомство с опытом и разработка модели районной (муниципальной) службы социальной защиты населения
Цель: разработка теоретической модели службы социальной защиты населения.
1„ Учащиеся выполняют следующие задания :.описа-\ L ние и анализ действующей модели районной (муниципальной) службы социальной защиты населения (ведомственная подчиненность, цели, задачи, структура, содержание, формы и методы работы, кадровое обеспечение, оплата труда, документация и др.); разработка и описание авторской теоретической модели и рекомендаций по совершенствованию системы социальной защиты населения.
Психологические игры и упражнения Игоря Викторовича Вачкова
Упражнение "Мозговой штурм"
Преподаватель знакомит ребят с этапами мозгового штурма и простейшими правилами каждого этапа: 1) генерирование идей (основные правила: как можно больше идей, критика запрещается); 2) систематизация (основные правила: объединение сходных идей, нахождение зерна в любой идее), отбор и оценка лучших идей (основное правило: отброшенные идеи — это просто те, в которых не удалось увидеть "изюминку"). Затем обучающимся предлагается задача: разработать оригинальную модель службы социальной помощи какой-либо категории населения.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 257.