НЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

"В стенах школы не должно быть ученика,

который был бы только воспитанником, ко­торого кто-то вел бы за руку.

Каким бы ма­леньким ни был ребенок, он должен кого-то поддерживать,

о ком-то заботиться, чью-то судьбу переживать".

В.А. Сухомлинский

"Лучший среди людей тоцего больше при­носит пользы другим".

Джами

Социальная работа существует и реализуется в обществе на профессиональном и непрофессиональ­ном уровнях. К последней относятся различные виды добровольной помощи и взаимоподдержки, которые являются частью жизни отдельных людей и социаль­ной практики в целом. В 80-е гг. XX столетия во многих странах широко возрождаются различные формы не­профессиональной социальной работы. Да и первона­чально социальная работа возникла в виде доброволь­ной, филантропической и благотворительной помощи, основанной прежде всего на эмоционально-личност­ном отношении к нуждающимся в помощи.

В России, принимая во внимание экономическое, политическое и социально-психологическое состояние общества, важной задачей является соединение всех форм и направлений как профессиональной, так и не­профессиональной социальной работы в единую сис­тему, способную к гибким и эффективным изменениям в интересах людей.

Социальная политика страны строится на взаимо­действии, поддержании баланса и обеспечении ста­бильности трех секторов, имеющих разные целевые установки: 1) государственного сектора, главными целями которого являются удержание власти и обеспе­чение воспроизводства тех социальных ресурсов, ко­торые составляют основу существования государ­ственности; в странах со сложившейся демократией деятельность этого сектора определяется не президен­том, не правительством, а законами, обязательными для исполнения каждым членом общества; 2) коммер­ческого сектора, целью которого является извлечение прибыли из создаваемых производств и предлагаемых услуг; 3) неправительственного (общественного) сек­тора, целью которого является достижение уровня до­стойного существования каждого члена общества, обеспечение законности, справедливости в распреде­лении материальных благ; общественный контроль за соблюдением государственных законов.

"Особняком" в этом условном разделении на сек­тора стоят средства массовой информации — СМИ (телевидение, радио, газеты, журналы). В идеале сред­ства массовой информации должны отражать прежде всего интересы третьего сектора. Но в практике совре­менной России они нередко являются "подконтрольны­ми" тем, кто оплачивает их существование. Потенциал СМИ велик, и его использование в интересах развития социальной работы — одна из задач специалистов этой сферы. Формы взаимодействия средств массовой ин­формации и третьего сектора различны: совместное проведение акций, регулярные брифинги и пресс-кон­ференции, подготовка рекламы и пресс-релизов, вы­пуск спецномеров теле-, радиопередач, газет и журна­лов и т. д.

Пригласите на одно из своих занятий (особенно практическое) представителей местных СМИ. Позна­комьтесь, составьте совместный план действий в ин­тересах развития третьего сектора. Поддерживайте по­стоянный контакт с. ними. Создайте на базе своего класса собственную газету. Ее кураторами могут быть журналисты местных изданий. 

Как показывает история российской благотвори­тельности и мирового опыта волонтерской деятельно­сти в социальной сфере, мощным инструментом социального развития общества является третий сектор — различные общественные движения и объединения.

Третий сектор в России не имеет достойной госу­дарственной поддержки, развивается хаотично, слабо освещается в средствах массовой информации, но в ' последнее время активно создаются и развиваются многочисленные социальные движения, фонды, орга­низации, в том числе большое количество детских и молодежных общественных объединений.

Участие в социально ценной волонтерской (добро­вольческой) деятельности само по себе способно выз­вать позитивные изменения в личности. Наиболее эф­фективно в этом плане социально-педагогическое движение детей и молодежи, суть которого заключает­ся в стремлении придать детско-юношеской инициа­тивности и активности социально-позитивный харак­тер и при этом не только решать задачи воспитания человека, способного воспринимать и присваивать духовно-нравственные гуманистические ценности, поступать в соответствии с убеждениями, но и решать перспективную задачу формирования естественными, мягкими средствами будущих профессионалов и волон­теров социальной работы разной направленности и

В 1995 году специалистами (педагогами, соци­альными работниками, психологами, методистами, врачами, научными сотрудниками) и добровольцами (студентами, старшеклассниками) для совместного ре­шения проблем общества создана Общероссийская общественная организация "Детские и молодежные социальные инициативы" (ДИМСИ). Уставная цель дея­тельности ДИМСИ: выявление и поддержка социальных инициатив детских и молодежных общественных объе­динений; создание условий для реализации социально значимых проектов и программ в интересах детско-молодежной социально-демографической группы на­селения. Цель, сформулированная для детей, — изме­нение в лучшую сторону самих себя и общества с помощью Дружбы, Милосердия и Вдохновения ("Друж­ба! Милосердие! Вдохновение!" — официальный девиз Организации, заглавные буквы трех слов девиза име­ют второй смысл — сочетание Дети + Молодежь + Взрослые).

специализации. Дети и подростки, прошедшие через программы и мероприятия социально-педагогическо­го характера, так или иначе связывают свою будущую профессиональную жизнь с социальной сферой, серь­езно и позитивно меняются в духовно-нравственном плане, становятся значительно более творческими и деятельными.

Есть много общего, что объединяет все обществен­ные объединения. Как правило, это целенаправленность и некоммерческий характер деятельности, самоуправ­ление, отсутствие жесткой иерархии, многоканальные источники финансирования, оказание помощи не толь­ко членам своих объединений, но и окружающим. Они могут создаваться с целью защиты прав определенной группы населения; объединения общих усилий для ре­ализации социально-значимых задач; воплощения новых идей; поддержки талантов и т. д.

Общественное объединение — это некоммерчес­кое объединение граждан, создаваемое на основе общ­ности их интересов, для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей (не имеющее ос­новной целью извлечение прибыли), что зафиксирова­но в ст. 50 и ст. 117 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Цели деятельности общественных объеди­нений лежат в области прав человека, благотворитель­ности, образования, науки, искусства, физкультуры и спорта, экологии и т. п.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности.

Критериями различий являются: а) цель деятель­ности, б) наличие (отсутствие) членов, в) руководящие органы и порядок их формирования, г) особенности управления имуществом.

Общественная организация: совместная деятель­ность для достижения общих социально значимых це­лей. Только в организации предусмотрено членство (например, скауты, пионеры, димсисты).

Общественное движение: массовое движение с социальными, политическими и другими общественно полезными целями. Нет членства, но есть участники (например, экологическое движение "Гринпис"). Выс­ший орган, как и у общественной организации — съезд (конференция или собрание). Постоянно действующий руководящий орган выбирается коллегиально (правле­ние, совет, исполком и т. д.).

Общественный фонд: учреждается для формиро­вания имущества на основе добровольных взносов и других законных поступлений и использования дан­ного имущества на общественно полезные цели (на­пример, Детский фонд). Нет ни членов, ни участников, главное — наличие имущества для реализации как соб­ственных программ, так и программ других некоммер­ческих организаций. Высший орган (обычно его назы­вают правлением) могут избирать участники обшего собрания, а могут назначить учредители. Обязательно должен быть орган, надзирающий за его деятельнос­тью, — попечительский совет.

Общественное учреждение: создается для предос­тавления конкретного вида услуг, отвечающих интере­сам участников (например, общественная библиотека, спортивная школа, общественный театр). Нужно выде­лять учредителей, участников и потребителей услуг

Создайте на базе своей группы общественное объе­динение. Как обычно создается общественное объеди­нение? Собирается группа людей, объединенная од­ной общей идеей, или появляется один неравнодушный человек, который находит единомышленников. После определения идеи проводится учредительное собрание. В его повестке: принятие решения о создании объеди­нения; утверждение устава; выборы руководящего и ревизионного органов.

Обычно структура устава включает:

—                 название, цели, организационно-правовая фор­ма;

—                структура, руководящие и контрольно-ревизи­онные органы, территория деятельности;

—           условия и порядок приобретения и утраты член­ства, права и обязанности членов;

—                  порядок внесения изменений и дополнений в Устав;

—                 источники финансирования;

—                   порядок реорганизации или ликвидации.

учреждения. Например, учредить библиотеку как об­щественное учреждение могут 3 человека, работать в ней (быть участниками) 10 человек, а потребителями услуг библиотеки могут стать все желающие. Управля­ют общественным учреждением люди, назначаемые уч­редителями.

Орган общественной самодеятельности: учрежда­ется для совместного разрешения социальных проблем, возникших у граждан по месту жительства, работы или

Подготовьте сообщение об одном из российских об­щественных объединений, занимающихся социальными проблемами: Ассоциация социальных педагогов и соци­альных работников России, Ассоциация школ социаль­ной работы России, Ассоциация работников социальных служб, Общество Красного Креста России, Российский фонд милосердия и здоровья, Общероссийская обще­ственная организация "Детские и молодежные социальные инициативы", Всероссийское общество инвалидов, Все­российское общество глухих, Всероссийское общество слепых, Всероссийское общество трезвости и здоровья, Ассоциация "Семья и здоровье", Союз женщин России, Российский фонд мира, Всероссийский детский фонд, Общероссийская общественная организация "Российс­кий союз молодежи", Международное объединение "Союз пионерских организаций — Федерация детских организаций", Федерация детских организаций России "Юная Россия", Ассоциация молодежных инвалидных орга­низаций, Федерация скаутов России, Ассоциация уча­щейся молодежи России "Содружество", Союз сельской молодежи. Свои сообщения об этих или других обще­ственных объединениях обыграйте в форме "круглого стола" их лидеров. Его тема— "Роль неправительствен­ных организаций в решении социальных проблем обще­ства". Попытайтесь совместно рассмотреть проблемы: обездоленных слоев населения (сирот, бездомных, ин­валидов) и людей, попавших в беду (социальные и пси­хологические конфликты, кризисные, стрессовые ситу­ации; эмоциональные и психологические проблемы); нужда и бедность; алкоголизм и наркомания; насилие, родительская жестокость и дискриминация; преступле­ния и правонарушения; безработица и профессиональ­ная адаптация. Итогом "круглого стола" может быть со­гласованная резолюция или обращение в правительство и к гражданам.

учебы. Деятельность направлена на всех, кто учится или работает по соседству (например, студсовет в общежи­тии образовательного учреждения). Участвуют гражда­не, заинтересованные в решении определенных про­блем. Не имеет вышестоящих органов и организаций, управление — на выборной основе.

Например, некоторые граждане хотят объединить­ся для защиты прав детей. Они могут учредить:

—     общественную организацию, члены которой бу­дут заниматься поиском детей, нуждающихся в поддер­жке, играть с детьми, помогать делать им уроки; поме­щать с ними выставки, спектакли, спортивные занятия в секциях; рисовать и расклеивать плакаты в защиту прав учащихся; руководители организации и психоло­го-педагогические кадры могут читать лекции, вести специальные занятия и т. д. Такого рода работа будет постоянной и обязательной для всех членов обществен­ной организации;

—         общественное движение, участники которого могут не вести постоянной работы, но обязаны присо­единяться к общим мероприятиям движения: акциям протеста против нарушения прав детей, ярмаркам и аукционам, вырученные деньги от которых могут пой­ти, например, на стипендию остро нуждающимся де­тям и т. п.;

—     фонд, для того чтобы собирать деньги на пропа­ганду и защиту прав детей и финансировать конкрет­ные программы — издание книг и журналов, научные исследования, социально-педагогическую работу с детьми;

—        учреждение, например, школу с юридическим образованием, чтобы растущее поколение по-иному стро­ило свои отношения с обществом (также это может быть общественная библиотека, театр, спортшкола и др.);

—    орган общественной самодеятельности, который будет следить за соблюдением прав детей в конкрет­ном учреждении (школьный совет, родительский совет, студсовет) или жилом доме.

Гарантом финансовой стабильности общественных объединений на федеральном и региональном уровнях служит государственная поддержка.

Федеральный Закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений"

предполагает: 1) предоставление субсидий на организа­ционную деятельность и дотаций на реализацию про­грамм (проектов) общественных объединений, получение государственных грантов и др.; 2) наделение правом пользования государственным имуществом, предостав­ление налоговых льгот, 3) полное или частичное освобож­дение от платы за услуги государственных предприятий, налоговые льготы коммерческим организациям, вклады­вающим деньги в деятельность детско-молодежных об­щественных объединений; 4) выделение помещений для работы. Поддержка оказывается не управленческому аппарату объединения, а для реализации конкретных программ. На уровне субъектов Федерации и на местном уровне могут быть приняты специальные нормативные акты, посвященные налогообложению и налоговым льго­там для общественных объединений.

Частные пожертвования общественным объедине­ниям — это денежные суммы:

—     собираемые объединениями на своих меропри­ятиях, в общественном транспорте, на улице (в короб­ки, вскрываемые по специальной процедуре с состав­лением официального протокола);

—     отчисляемые из зарплаты и собственных сбере­жений жертвователей на расчетные счета или адреса объединений (с получением полного отчета об их ис­пользовании) ;

—  от бизнесменов, банкиров, коммерческих структур. Кроме денежных сумм, частные благотворители

могут оказывать любые не запрещенные законом виды поддержки общественных объединений.

Коммерческая фирма может также в порядке спон­сорской помощи взять на себя часть реализации про­граммы общественного объединения, например, под­готовить информационные буклеты, разослать (вместе со своей рекламой) письма в структурные подразделе­ния организации, выкупить часть билетов в кино или театр и т. д.

Для налаживания партнерских отношений после нахождения нужной организации или человека необ­ходимо послать письмо, содержащее:

—     краткую информацию об общественном объеди­нении (название, где, кем, когда, зачем создано, на ка­кие средства существует);                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

—       краткий отчет (резюме) о проделанной работе;

—     отличительные особенности объединения, чер­ты его уникальности;

—    предложение сотрудничества, конкретные идеи по его воплощению.

В партнерстве очень важно оформлять все отноше­ния юридически, особенно если возникают финансов вые обязательства; обмениваться информацией и об­суждать совместные шаги.

Некоторые общественные объединения для рас­ширения сферы своей деятельности, внедрения но­вых идей, обеспечения оплаты аренды помещений, коммунальных услуг и др. используют в практике своей работы создание малых коммерческих пред-

 

Попробуйте методом "мозговой штурм" разрабо­тать программу-заявку на финансирование в Российс­кое представительство Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), который за несколько лет своего су­ществования стал для многих лидеров общественных объединений России хорошей школы проектирования, программирования и прогнозирования успешности де­ятельности объединения.

Требования Фонда Сороса к подаваемым заявкам: 1) Представление убедительно обоснованной картины проблем и конкретных задач программы. Вопросы для рассмотрения: Какова цель программы? В чем состоит уникальность программы по сравнению с уже существу­ющими работами по этой же теме? На какие социальные группы населения рассчитана программа? Каким спо­собом будет популяризироваться программа? Какие еще организации и учреждения будут привлечены к ре­ализации программы? 2) Описание путей решения оп­ределенных задач в рамках бюджета и времени, отво­димого на это. Каким образом будет организована деятельность в рамках программы? Каковы планы по управлению, способы распространения информации и возможность тиражирования полученных результатов? Этапы программы и сроки их реализации. 3) Описание эффективности программы. Должно быть оговорено, какие данные будут собираться для оценки выполне­ния каждой задачи и как эти данные будут анализиро­ваться и использоваться. 4) Сведения об участниках про­граммы. 5) Указание средств (в долларах США) для успешного выполнения проекта.

Ход "мозгового штурма": Всей группой сядьте в круг. У каждого участника должна быть ручка и карточ­ка (плотная бумага в 1/2 стандартного листа, разде­ленная линией на 2 равные части). За 3 минуты каж­дый участник вписывает в карточке слева 3 самые главные проблемы, стоящие перед воображаемой (или реально существующей) социальной службой. Затем по команде ведущего каждый передает свою карточку соседу справа и за 15 секунд ставит напротив одной самой актуальной проблемы крестик. Карточки пере­даются так до тех пор, пока каждая из них не пройдет весь круг. Затем экспертная группа (2 — 3 человека) обрабатывает карточки и выбирает наиболее актуаль­ную проблему. Командам предлагается за 10 минут при­думать как можно больше способов решения этой про­блемы. 10 баллов получает команда, которая придумала больше всего путей решения, 5 баллов получает ко­манда, выдвинувшая самое интересное, и 5 баллов — самое веселое решение проблемы. После этого коман­дам предлагается "обыграть" пантомимой понравивше­еся решение. Задача другой команды — его отгадать. С помощью таких же игровых форм придумайте остав­шиеся части заявки на грант. Выберите инициативную группу, которая закончит оформление заявки и отпра­вит ее адресату.

приятии, занимающихся торговлей одеждой, продук­тами, рассадой, цветами (и другим, что создано соб­ственными руками) по льготным ценам для малообес­печенных слоев населения, или предоставлением своих услуг (проведение дискотек и развлекательных шоу для молодежи, репетиторство, заказные социо­логические исследования, обучение шейпингу, раз­рисовка помещений, футболок, бейсболок, создание плакатов и вывесок, издание собственной газеты, ком­пьютерный набор текста, фотографирование, ви­деосъемка, проведение экскурсий, уборка помещений и др.) на платной основе. Обычно в этих "производ­ствах" заняты сами волонтеры и члены их семей: многодетные и безработные родители, инвалиды и пенсионеры. Сделать нуждающихся в помощи пол­ноправными участниками и организаторами деятель­ности — одна из основных задач общественного объединения.      

Вставка Зарубежная помощь оказывается общественным объединениям в виде:

—        грантов (финансирование или предоставление оборудования) на программы;

—     разработки совместных проектов;

—       консультирования и обучения актива;

—     возможности обмена опытом.

Заявка на грант — письменная просьба членов общественного объединения о финансовой поддерж­ке в фонд, банк или другое учреждение. В заявке объе­динение предлагает использовать свои возможности в решении какой-либо актуальной проблемы. Неко­торые частные и государственные грантодатели про­сят заполнить для предоставления финансовой по­мощи специально разработанные анкеты, заявка произвольной формы обычно не превышает 10 — 15 страниц машинописного текста. Дающая сторона за­интересована в финансировании проектов, которые принесут им известность, представят их в выгодном свете. Найти грантодателей можно через Европейс­кий союз, Совет Европы, ЮНЕСКО, американские, британские, французские, немецкие библиотеки, Тор­говые палаты США и Великобритании, электронную почту и ИНТЕРНЕТ, газеты, журнальные статьи, те­левидение, радио, министерства и ведомства, фонды корпораций, представительства зарубежных госу­дарств и т. д.

Общественные объединения зарубежья (их назы­вают некоммерческими организациями — НКО или неправительственными организациями — НПО) име­ют давнюю историю, огромный опыт самофинанси­рования, привлечения добровольцев, сотрудничества с государством, методы помощи конкретным людям — все их знания могут очень пригодиться обществен­ным объединениям в России. Получить их можно через специальную литературу, семинары и обмены опытом.

Вопросы для самоконтроля

Что такое непрофессиональная социальная работа?

Кто может заниматься непрофессиональной социаль­ной работой?

Для чего нужны общественные объединения?

Каковы источники финансирования общественных объединений?

Кто и как может оказать поддержку общественным объединениям ?

Ситуация

Рассмотрите приведенное ниже обращение роди­телей. Какую помощь оказывает государство постра­давшим от последствий на Чернобыльской АЭС? Какие нормативно правовые документы регламентируют работу с ними? Как могут поддержать эти семьи не­правительственные общественные объединения?

Авария на Чернобыльской АЭС не обошла стороной наш маленький город. Скоро станет взрослым целое поколение, выросшее на чернобыльском пепелище.

После чернобыльской катастрофы заболеваемость среди наших детей увеличилась в 10 раз. Врожденные пороки сердца у малышей обнаруживают в б раз чаще, чем у детей по стране, патологию почек — в 10 раз, выше статистика заболеваемости вегетососудистой дистонией, хронической пневмонией. Впервые за после­дние годы в городе смертность превысила рождае­мость.

Нам нужна поддержка. Просим откликнуться на наш зов помощи по организации оздоровления детей, невиновных в страданиях, выпавших на их долю.

Выявите данные о жителях вашего региона, горо­да (поселка), пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС и других стихийных бедствий. Классифицируйте проблемы. Разработайте "Советы пострадавшим" с указанием адресов и графика рабо­ты организаций, в которые они могут обратиться.

Практические задания

Экскурсия в местное общественное объединение.

Методика работы кружковых, творческих, люби­тельских объединений, клубов по интересам.

Методика организации коллективного творчес­кого дела.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Разведка полезных дел, организация народных праз­дников в своем микрорайоне.

Анализ работы учреждения социальной защиты.

Цель: ознакомление со структурой, организацией и функциями учреждения социальной сферы.

Необходимо провести беседу с руководителями, опрос сотрудников, познакомиться со структурой и ежегодными отчетами учреждения. Учащиеся сравни­вают свои наблюдения с теоретическим обучением. Это позволяет попрактиковаться в целенаправленном сбо­ре информации. Оценка помогает учащимся соединить практику и теорию в одно целое.

Обычно учащиеся могут воспроизвести факты об организации, но им достаточно сложно их критически проанализировать. Частично это можно объяснить от­сутствием опыта и знаний о том, в чем же заключается хорошая либо плохая практика социальной работы, поэтому необходимо развивать у учащихся критически осмысленное восприятие.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 236.