"Увлекающийся практикой без науки словно
кормчий, ступающий на корабль без руля или
компаса, он никогда не уверен, куда плывет".
Леонардо да Винчи
"Науку часто смешивают со знанием.
Это — глубокое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание,
то есть умение пользоваться знанием как следует".
В.О. Ключевский
Наука — это определенная система знаний о какой-либо сфере реальности, изучающая объективные законы, действующие в этой сфере, т. е. такие, которые существуют независимо от нашего сознания.
Что такое объективный закон? Это такая причинно-следственная связь, которая действует везде, где есть реальные объекты, и действует всегда определенным образом (определенная причина вызывает только одно и строго определенное следствие) и не может изменяться.
Подчеркивая единство науки, Макс Планк писал, что наука представляет собой внутренне единое целое. Ее разделение на отдельные отрасли обусловлено не столько природой вещей, сколько ограниченностью способности человеческого познания. В действительности существует непрерывная цепь от физики и химии через биологию и антропологию к социальным наукам, цепь, которая ни в одном месте не может быть Разорвана, разве лишь произвольно.
Каждая наука вычленяет из окружающей нас реальности определенную область, процессы и явления которой могут быть исследованы инструментарием Данной науки. Процессы и явления такой области со- „ ставляют объект науки.
Подобное понимание объекта позволяет условно подразделить всю совокупность наук на три большие группы — естественные, общественные (социальные, гуманитарные) и технические:
Классификация наук
НАУКИ
Естественные общественные технические
Исследуя социальные явления, процессы и отношения и являясь в своей основе социальной (общественной) наукой, социальная работа связана и с техническими, и (особенно) с естественными науками (физиологией, медициной, психологией, экологией), что подчеркивает ее интегрированный характер. Проводимые в ее рамках исследования зачастую носят междисциплинарный характер с точки зрения ее взаимосвязей с естественными и социальными науками (социологией, психологией, педагогикой, правоведением и др.).
Будучи социально-гуманитарной по содержанию, междисциплинарной, интегративной по своему характеру, социальная работа как область научного знания несет в себе черты как общественных, так и естественных наук, с присущим для них теоретическим обобщением практики и широким использованием статистических и математических методов исследования.
По отношению к проблеме определения научного статуса социальной работы существует много подходов. Один из них предлагает рассматривать ее как прикладную дисциплину, ориентированную на изучение проблем отдельной отрасли, сферы общественной науки — социального развития. Другой ориентирует специалистов на более сложное структурирование и статус социальной работы — как науки, включающей в себя фундаментальную и прикладную проблематику. Третий позволяет научное знание в области социальной рабо-
ты структурировать по важнейшим проблемам и отраслям, имеющим отношение к поддержке жизненных сил человека: медицинское обслуживание, образование, обеспечение работой, охрана общественного порядка, пенсионное обслуживание, помощь малообеспеченным семьям и др. Есть подходы, говорящие о ненаучности социальной работы, неразвитости ее теорий...
Спор на эту тему должны решить время и развитие научных исследований в сфере социальной работы, социального развития в целом.
Социальная работа изучает закономерности и принципы функционирования и развития социальных процессов, их динамику под влиянием психолого-педагогических и управленческих факторов при защите гражданских прав и свобод личности в обществе.
Социальные явления и отношения являются объектом научного внимания не только социальной работы, но и многих других наук, таких как философия, история, социология, политология и т. д. Каждая конкретная наука изучает не весь объект, а лишь определенную его часть, своеобразный "срез", которому присущи свойства, отношения и закономерности определенного типа, что в
Для того чтобы разобраться в научных тонкостях, изобретем новое направление научного познания, объектом которого будет хорошо всем известная мебель— стол (при этом необходимо помнить, что в реальных науках и объектом и предметом могут быть только процессы, действия, явления). Назовем это "философское учение" — столове-дение. Предметами столоведения могут быть разные стороны (но не части) объекта — стола: историей возникновения и использования столов могла бы заниматься "история столоведения", их "путешествием" из леса до потребителя — "географиостоловедение", многообразием столов — "типологостоловедение", структурным составом столов — "химиостоловедение" и т. п.
Разбейтесь на микрогруппы (по 5—7 человек в каждой). За три минуты каждая группа должна придумать новую социальную "науку". Это может быть наука о вредных привычках — "привычковедение", наука о сюрпризах — "сюрпризоведение", наука о влиянии прикуса на человеческую судьбу — "прикусология" и т. п. Определите предмет вашей "науки". Сравните его с предметом социальной работы.
61
совокупности и составляет предмет данной науки. Именно наличие предмета обусловливает содержание любой науки как самостоятельной области знания.
Самостоятельной наукой признается та область научного знания, которая имеет свой предмет исследования и преобразования действительности, а также специфику используемых ею методов научного анализа. По мере углубления понимания предмета, раскрытия все новых и новых его сторон происходит и изменение представлений о содержании важнейших разделов данной науки.
Становление научных основ социальной работы во всем мире идет в условиях постоянных дискуссий. И одним из наиболее активно обсуждаемых является вопрос о предмете социальной работы как науки, статусе социальной работы как области практической деятельности и объеме основных знаний и умений как учебной дисциплины.
В настоящее время нет общепринятой нормы построения и изложения социальной работы как науки, что говорито ее "молодости", нахождении в стадии становления и оформления научного аппарата.
О предмете науки социальной работы, его специфике можно говорить, сравнивая его с предметами других наук, прежде всего, социологии, психологии, конфликтологии, социальной истории.
Социальная работа носит преимущественно прикладной характер. Она не сводится к теоретизированию, а органично включает в себя факты и данные конкретного практического опыта. Тесная связь с жизнью, с конкретными условиями жизнедеятельности различных групп и слоев населения — непременное условие повышения прикладной значимости научных исследований в области социальной работы.
Предметом социальной работы как науки являются социальные процессы и социальные явления, имеющие непосредственное отношение к жизнедеятельности личности, конкретной социальной группе или общности и тенденции их изменений под влиянием психолого-педагогических, экономических и управленческих факторов.
Одним из важнейших системообразующих элементов социальной работы как науки являются закономер- ности, выражающие прочные, повторяющиеся, объек-
тивно обусловленные связи между сущностями явлений и процессов в социальной работе. Теоретическое обоснование и экспериментальное подтверждение закономерностей социальной работы — одна из основных задач современных ученых и исследователей.
В настоящее время можно говорить о следующих закономерностях:
1) социальная работа — специфический вид деятельности по воздействию на протекающие в обществе процессы в соответствии с потребностями людей, требованиями конкретной обстановки, служащий интересам всех людей, их духовному возвышению и обновлению общественных отношений, сохранению и реабилитации социального здоровья;
2) формирование индивида происходит по "социальной программе" — под воздействием общественной среды при определяющей роли активности самой личности в собственном развитии;
3) источники формирования и потребления социальных услуг носят социально-детерминированный (от лат. determino — определяю) характер, т. е. они обусловливаются потребностями общества и отражают тенденции его развития.
Какие закономерности могут быть у выдуманной нами науки "столоведение"? Это должны быть такие положения, которые бы не вызывали сомнений в их объективности. Например: "устойчивость стола определяется количеством его ножек и материалом, из которого он изготовлен". А теперь определите закономерности ваших "наук".
Субъектами социальной работы являются: 1) социальные работники, социальные педагоги, оказывающие социальную помощь; 2) профессорско-преподавательский состав, обучающий других социальной работе; 3) исследователи, фиксирующие состояние, развитие социальной работы, систематизирующие, обобщающие накопленный материал, прогнозирующие ее развитие; 4) административно-управленческие кадры, формирующие и осуществляющие социальную политику в стране. Ои
Любая гуманитарная наука отражает, исследует изменчивые, тесно переплетающиеся друг с другом, многообразные социальные явления (например, взаимодействия "человек—человек", "человек—среда"; общественное развитие и др.). Обобщая и интерпретируя эти явления, ученые выдвигают понятия — краткие, но всеобъемлющие определения, способные объяснить особенности этого явления, не позволяющие толковать их двояко. Если понятие устраивает большинство исследователей, становится устоявшимся, его называют термином. (Понятийно-терминологические проблемы встречаются во всех науках. Особенно они обостряются в периоды становления наук и интенсивного их развития. Так, часто одному и тому же явлению (например, "социализация", "образование", "активность") дают десятки определений. Иногда, наоборот, одним и тем же термином обозначают разные понятия, например, и "развитие", и "обучение", и "воспитание", и "образование" иногда обозначается термином "образование". Аналогичная картина наблюдается и в социальной работе, где понятийно-терминологические "неурядицы" подчас серьезно затрудняют развитие новой науки, а также преподавание ее как учебной дисциплины). "Вершиной" научного объяснения явления, когда термин становится всеобщим, является категория. Путь "явление—понятие—термин—категория" для всех наук является очень долгим, иногда нужны десятилетия, чтобы после многочисленных споров, дискуссий, доказательств, повторяющихся исследований, прийти к категориям — "несущим" понятиям, определяющим предмет науки.
В настоящее время можно с уверенностью говорить, что сама "социальная работа" является категорией, к ней же можно причислить (по СИ. Григорьеву):
1. Заимствованные категории, которые не являются специфическими в социальной работе, а обозначаемые ими явления и процессы изучаются также другими науками. Например, социализация, социальная субъектность, социальная деятельность, социальная активность и др.
2. Общие категории, являющиеся прежде всего категориями социальной работы, но используемые и другими науками. Например, психосоциальная работа, структур-
В4 ная социальная работа, социальная реабилитация и т. д.
I
3. Специфические категории, выражающие сущностный аспект социальной работы (закономерности, принципы, цели, функции, содержание); отражающие конкретные способы проявления сущностного аспекта социальной работы (формы, методы, инструментарий, структура); характеризующие качественное состояние социальной работы (комплексность, системность, эффективность, направленность).
В настоящее время идут споры и дискуссии по соотношению, дифференциации и взаимозависимости таких явлений и понятий, как "социальная работа" и "социальная педагогика", "социальная защита" и "социальное обеспечение", "социальное обслуживание" и "социальная поддержка" населения.
Таким образом, социальная работа является относительно самостоятельной новой отраслью социально-гуманитарного знания в системе общественных наук. Она характеризуется интегративностью и преимущественно прикладной направленностью. Ей присущи все структурные элементы, свидетельствующие о сформированное™ как науки, а именно: наличие объекта и предмета исследования, понятий, соответствующих предмету исследования; установленность закономерностей, присущих предмету исследования; система принципов и идей, позволяющая объяснить множество фактов и практический опыт социальной работы.
Вопросы для самоконтроля
Какие группы наук вы знаете?
Каковы основные факторы и условия возникновения и развития социальной работы как области научного знания?
Существуют, по крайней мере, два взаимоисключающих утверждения о специфике социальной работы как науки. Одно из них сводится к обоснованию того, что в социальной работе объединены элементы разных наук (психологии, социологии, медицины, права и др.), что она, по существу,— междисциплинарное образование, ориентированное на решение практических нужд жизни человека и общества. Другое сводится к утверждению о том, что это — самостоятельная отрасль научного знания. Докажите верность или ошибочность ас каждой из этих точек зрения. И
SI
нее обобщенными (они называются видовыми). Например, дерево — это один из видов растений. Понятие "дерево" по отношению к понятию "растение" является видовым. Но и само "дерево" является родовым для понятий "яблоня", "елка" или "тополь".
Упражнение "Рассыпанные слова "
Соедини рассыпанные слова, проведя разными цветами стрелки от видовых понятий к родовым. На плакате — в кружках словосочетания, "разбросанные" по листу: "прикладная наука", "знания о мире", "категории науки социальной работы", "научное знание".
Список использованной литературы
Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы.— М.: SvR-Аргус, 1994.
Бочарова В.Г. Задачи и перспективы развития социальной педагогики в современных условиях.— М.: ЦСП РАО, 1996.
Бочарова В.Г., Филонов Г.Н. Научный статус социальной педагогики и ее отношение к практике.— М.: Изд-во Центра социальной педагогики РАО, 1994.
Григорьев СИ., Гуслякова Л.Г., Ельчанинов В.А. и др. Теория и методология социальной работы.— М.: Наука, 1994.
Липский И.А. Методология военной педагогики: структура, модель, прогноз развития: В 2 ч.— СПб.:— СПВВИУС, 1994.
Никитин В.А. Начала социальной педагогики: Учебное пособие.— М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.
Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Пав-ленок.— М.: ИНФРА-М, 1997.
Социальная педагогика: Теория, методика, опыт исследования.— Свердловск: Изд-во Уральск, ун-та, 1989.
Справочное пособие по социальной работе / Под ред. A.M. Панова, Е.И.Холостовой.— М.: Юристъ, 1997.
Теории социальной работы на пути к самоопределению, образованию и практике (Книга для социального работника и социального педагога) / Под ред. С.И.Григорьева.— М.: Изд-во АСОПиР, 1994.
Теория и методика социальной работы: В 2 ч. / Под ред. И.Г. Зайнышева.— М.: МГСУ, 1994.
Теория и методика социальной работы: Краткий курс / Под ред. В.И. Жукова — М.: Союз, 1994.
Теория и методика социальной работы: / Под ред. П.Д. Пав-ленка.— М.: ГАСБУ, 1993, 1995. Вып.1 — 2.
Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: В 2 т. / Под ред. Яркиной Т.Ф., Бочаровой В.Г.— М.— Тула: Изд-во Ассоциации социальных педагогов и социальных работников РФ, 1993. Топчий Л.В. Проблемы подготовки кадров социальных работников в Российской Федерации / Социальная работа.— Вып.2.— М.,1992.
Филонов Г.Н. Теоретико-методологические основы социальной педагогики.— М.: Изд-во АСОПиР, 1998. Фирсов М.В. Введение в теоретические основы социальной работы (Историко-понятийный аспект).— М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МО-ДЭК", 1997.
ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
"В действительности вообще нет никаких строго проведенных межей и граней, к великой горести всех систематиков".
А.И. Герцен
Наряду с закономерностями важным средством организации знаний являются принципы — основные исходные идеи, положения, определяющие непрелож-• ные правила деятельности. Принципы являются результатом логических умозаключений, вырабатываемых в процессе познания и преобразования окружающей нас действительности. Принципы, в отличие от закономерностей, могут быть и субъективным умозаключением людей.
Каждая наука представляет собой сплав теоретических и практических знаний, теорий, методов и методик (технологий).
Исходя из того, что социальная работа является универсальным видом деятельности, а как отрасль научного знания она органично связана с целым комплексом других наук, можно выделить несколько групп принципов социальной работы:
v , 1) содержательные: гуманизм; демократизм; закон-
^ ность; связь с конкретными условиями жизнедеятельности людей; стимулирование социальной активности; социальная справедливость; альтруизм; гармонизация общественных, групповых и личных интересов; самообеспечение; соблюдение прав человека и гражданина в сфере социального обслуживания и обеспечение их государственных гарантий, равных возможностей для граждан при получении социальных услуг; добровольного согласия граждан на получение услуг; доступности социального обслуживания; соблюдения конфиденциальности в социальной работе; преемственности всех
._ видов и форм социального обслуживания; адресности;
(II приоритета содействия гражданам, находящимся в
в
•ситуации, угрожающей их здоровью или жизни; профилактической направленности; содействия социальной реабилитации и адаптации; межведомственности и междисциплинарности; деятельностного подхода; территориальной организации социальной службы; государственной поддержки добровольной общественной деятельности по оказанию социальных услуг и помощи населению и др.;
2) организационные: контроль и проверка исполнения; единство полномочий и ответственности, прав и обязанностей кадров; всеобщность; комплексность; посредничество; солидарность; вспоможение и др.;
3) психолого-педагогические: комплексный и дифференцированный подходы; технологическая компетентность; стимулирование активности; целенаправленность;, сочувствование, привлекательность, доверие; преемственность; последовательность; непрерывность; учет возрастных и личностных особенностей клиента и др.
Раскроем некоторые из принципов.
Гуманизм является ведущей целевой установкой социальной работы, которая утверждает идею признания человека высшей ценностью, защиты его достоинства и гражданских прав, создания условий свободного и всестороннего проявления способностей личности.
В отличие от официальных отношений, регулируемых должностными инструкциями, приказами и распоряжениями, неформальные связи между социальным работником и клиентом возникают и строятся, главным образом, на основе психологической совместимости личностных качеств, общности интересов, симпатий и антипатий, которые, как известно, не имеют санкционирующего значения. Неформальный характер отношений в социальной работе хотя и выступает как психологический феномен, но не лежит за порогом должностной деятельности социального работника, его служебных обязанностей.
Демократизм социальной работы требует умения устанавливать психологический контакт с клиентом, соблюдения норм и правил общения, уважения и внимания к личности клиента, вовлечения его в активный поиск путей разрешения личностных проблем и ненавязчивого влияния силой своего ума, знаний, нравственности, опыта.
Законность, как один из основных содержательных принципов социальной работы, предполагает строгое исполнение законов и основанных на них правовых актов всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами. Нормативно-правовые акты являются формой, в которую облекается политика государства, в том числе и социальная. Роль и назначение права состоят прежде всего в том, чтобы служить осуществлению политики, но эту роль право может выполнить только при условии строжайшего соблюдения всеми его норм. В этом заключается первое и исходное требование законности вообще и в социальной работе, в частности.
Одним из важнейших содержательных принципов социальной работы является ее тесная связь с конкретными условиями жизнедеятельности людей. В этом принципе находит проявление единство теорий и практики социальной работы, а его реализация обеспечивает реалистичность и научную обоснованность используемых форм и методов социальной поддержки населения, защиты их прав и интересов.
Жизнь всегда богаче теории, разностороннее предписаний и инструкций. Постоянно меняющиеся обстоятельства и условия жизнедеятельности, разнообразие социальных групп и лиц по уровню культуры, образования, полу, возрасту, трудоспособности и квалификации, здоровью предопределяют постоянную новизну и специфичность социальных проблем, с которыми сталкиваются социальные работники. Вот почему осуществление принципа связи социальной работы с конкретными условиями жизнедеятельности личности предполагает прежде всего анализ и оценку конкретной ситуации, социальную диагностику жизненных обстоятельств человека. Этот принцип нацеливает социального работника на выявление тех особенностей социальной ситуации, которые могут иметь непосредственное значение для достижения цели социальной работы. Он не приемлет абстрактного теоретизирования, шаблона, инерции и формализма.
Важным организационным принципом социальной работы является контроль и проверка исполнения. Контрольно-проверочная функция социальных служб — это не какой-то самостоятельный участок социальной рабо-
ты, а неотъемлемый ее компонент. Смысл контрольно-проверочной деятельности социальных служб и органов управления заключается в том, чтобы обеспечить реализацию гарантированных государством мер по социальной защите различных групп населения.
Одним из основных организационных принципов социальной работы является единство полномочий и ответственности, прав и обязанностей кадров социальных служб. Изучение практики деятельности социальных служб, их органов управления показывает, что их четкое функционирование достигается на основе ясного представления каждым специалистом социальной работы своих функций и задач.
Жизнь постоянно убеждает в том, что большие полномочия при малой ответственности кадров создают благоприятную почву и возможность для административного произвола, непродуманных решений. В то же время большая ответственность кадров при малых полномочиях исключает возможность действовать оперативно, решительно, сковывает инициативу и оборачивается безответственностью специалистов социальных служб наделе. Вот почему установление строгой и соразмерной с предоставленными полномочиями ответственности каждого специалиста по социальной работе, каждого подразделения в системе органов управления социальными службами и четкое выполнение возложенных на них функциональных обязанностей являются непременным условием эффективности социальной работы в целом.
Большое место в теориях и практике социальной работы отводится психолого-педагогическим принципам, которые, по существу, выражают требования к формам и методам социальной работы, к способам воздействия на клиентов.
Одним из основополагающих принципов социальной работы этой группы является принцип комплексного подхода. Комплексность в социальной работе обеспечивает, с одной стороны, целостность и всесторонность воздействия на объект социальной работы, а с другой — служит заслоном против ведомственности, местничества и ограниченности при решении социальных проблем и предполагает изучение и учет интересов, потребностей, настроений людей, прогнозирование характера влияния на их поведение и самочувствие; а также умение видеть в людях реальные личности, потребности и желания которых опосредуются их профессиональной принадлежностью, социальным статусом, бытовыми условия-, ми и жизненным опытом и др.
Среди психолого-педагогических принципов социальной работы особо следует выделить дифференцированный подход. Дифференцированный подход в социальной работе обусловлен закономерным характером выработки у представителей различных социальных слоев, групп, профессий и возрастов специфических взглядов и отношений к материальным и духовным ценностям, окружающей действительности. Отсюда установка на максимальный и конкретный учет специфики интересов, актуальных потребностей, традиций, ' вкусов и привычек личности в социальной работе.
Социальная политика, в какой бы форме она ни выражала интересы человека, только тогда чего-нибудь стоит, если результаты ее реализации ощущаются людьми на практике. Декларации и лозунги, не подкрепленные конкретными действиями по их превращению в действительность, — это лишь способ их дискредитации. Успешное воплощение мер, направленных на социальную защиту населения, во многом определяется соблюдением в социальной работе принципа технологической компетентности органов управления социальными службами, социальных работников.
Технологическая компетентность — это глубокая осведомленность социального работника об условиях и технологии решения возникающих проблем и умение профессионально грамотно реализовать свои знания на практике, что предполагает систематическую учебу и переподготовку кадров, четкую информацию, аналитическую и прогностическую деятельность во всех звеньях управления, глубокое и всестороннее знание объектов социальной работы, их типологию и особенности, деловитость и организованность при работе с клиентами социальных служб.
Одним из важнейших социально-психологических принципов является стимулирование социальной активности — побуждение человека к осознанному, заинтересованному проявлению активности в реализации его f4 энергии, способностей, нравственного и волевого потенциала для достижения определенной социально значимой цели. При этом следует иметь в виду, что источником побудительной силы в любом виде деятельности служат не интересы и потребности человека сами по себе, а степень их удовлетворения.
Принцип „стимулирования в социальной работе предполагает единство и сочетание идейно-нравственных и материальных его форм; адекватность средств и способов стимулирования индивидуальных, профессиональных, образовательно-культурных и психологических особенностей личности; объективность и гласность оценки отношения человека к делу, к социальным ценностям его жизнедеятельности.
К группе психолого-педагогических относится принцип целенаправленности в социальной работе. Цель воздействия на клиента, постоянно находящегося в центре внимания социального работника, определяет способ и характер его действий, предопределяет содержание и формы социальной работы. Достижение цели является мерилом действенности и эффективности предпринимаемых социальным работником усилий. Все это свидетельствует о месте и значимости принципа целенаправленности в деятельности как отдельного специалиста, так и всей структуры социальных служб.
Целенаправленность, объединяя все принципы социальной работы в одно целое, придает ей научный характер при выборе форм и методов работы.
Вопросы для самоконтроля
Назовите основные группы принципов социальной работы.
Дайте определение принципам социальной работы.
Попробуйте самостоятельно определить круг своих полномочий и степень ответственности при прохождении социально-педагогической практики в качестве помощника социального работника.
Ситуация
Какую помощь социальный работник может окаать семьям, в которых воспитываются эти дети? Какую работу необходимо провести со школьниками? h
Есть ли необходимость работы с классами, в которых они учатся? С педагогами?
Федя Н., 13 лет. В детстве отличался боязливостью. Так, входя один в комнату вечером, зажигал свет и осматривал пустое пространство под кроватью, в шкафу, за шкафом, с опасением ища возможного злоумышленника. В общении явственно проявляется робость, покорность, неуверенность в себе, в какой-то степени' даже униженность. К этому следует добавить повышенную возбудимость мальчика. Дружит в основном с девочками своего возраста. Мальчики относятся к нему как к "козлу отпущения", открыто потешаются над недостатками его характера. Несколько раз вместе с родителями переезжал из города в город. К новой школе приспосабливался с трудом, все время ожидая подвоха и оскорблений от школьников. Так это и случалось.
Катя К., 17 лет. В детские годы веселая, подвижная, предприимчивая девочка, "душа" компании сверстников. В школе неплохо училась и активно участвовала в общественной жизни. В 15 лет у нее стали появляться периоды хандры, когда все воспринималось мрачно и раздраженно, ничего не хотелось делать. В один из таких периодов поссорилась с одноклассником, предметом ее первой любви. Ссору посчитала окончательным разрывом отношений, остро ее переживала и в момент отчаяния предприняла попытку самоубийства (приняла большую дозу снотворного) . Уже в больнице при улучшении самочувствия вновь пришла в радостное и деятельное состояние. После выписки из больницы в течение 2 лет у нее отмечалось чередование очень хорошего и мрачного настроений. Последнее наступало раз в один — два месяца и длилось 1-2 недели. Постепенно различия в настроении стали сглаживаться, но известная цикличность в настроении сохраняется.
Алеша С, 12 лет. Замкнутый и одинокий, увлечен физикой. Занимается в школе юного физика в МГУ, в группе, где все старше его на три-четыре года,— и даже на этом фоне выделяется как очень сильный. В своем же седьмом классе он хуже всех. На уроках физики, изнемогая от скуки, а чаще — задумавшись о своем, он вполне может встать и, напевая что-то под нос, прогу-
ливаться между рядами. Учительница, которая всех учеников в сердцах иначе как "чертовскими идиотами" не называет, от таких его выходок приходит просто в ярость. Дневник мальчика весь исписан угрозами и "последними предупреждениями"; ему грозит "второй год", а то и вовсе отчисление из школы.
Практическое задание
Работа с социальной группой (с семьей, в специальном учреждении, учреждении образования, культурно-досуговом учреждении).
Цель: обучение способам выполнения программ, ориентированных на работу с социальными группами.
Учащиеся проводят опрос среди социальных работников, участвующих в таких программах, и по возможности наблюдают, как эти программы выполняются. Им предлагают ознакомиться с отчетами и руководствами по программам. Далее они должны подготовить отчет о целях программы, потребностях, которые были удовлетворены в ходе выполнения программы, дать оценку проведенным мероприятиям, оценить принципы деятельности. Они должны ознакомиться с точкой зрения социальных работников, ориентированных на работу с группами, выявить трудности, препятствующие выполнению программ, и определить сущность программ при идеальных обстоятельствах.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 508.