СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ОТРАСЛЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

"Увлекающийся практикой без науки словно

кормчий, ступающий на корабль без руля или

компаса, он никогда не уверен, куда плывет".

Леонардо да Винчи

"Науку часто смешивают со знанием.

 Это — глубокое недоразумение. Наука есть не толь­ко знание, но и сознание,

то есть умение пользоваться знанием как следует".

В.О. Ключевский

Наука — это определенная система знаний о ка­кой-либо сфере реальности, изучающая объективные законы, действующие в этой сфере, т. е. такие, которые существуют независимо от нашего сознания.

Что такое объективный закон? Это такая причин­но-следственная связь, которая действует везде, где есть реальные объекты, и действует всегда определен­ным образом (определенная причина вызывает только одно и строго определенное следствие) и не может изменяться.

Подчеркивая единство науки, Макс Планк писал, что наука представляет собой внутренне единое целое. Ее разделение на отдельные отрасли обусловлено не столько природой вещей, сколько ограниченностью способности человеческого познания. В действитель­ности существует непрерывная цепь от физики и хи­мии через биологию и антропологию к социальным наукам, цепь, которая ни в одном месте не может быть Разорвана, разве лишь произвольно.

Каждая наука вычленяет из окружающей нас ре­альности определенную область, процессы и явления которой могут быть исследованы инструментарием Данной науки. Процессы и явления такой области со- „ ставляют объект науки.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Подобное понимание объекта позволяет условно подразделить всю совокупность наук на три большие группы — естественные, общественные (социальные, гуманитарные) и технические:

Классификация наук

НАУКИ

                                           Естественные общественные                     технические

Исследуя социальные явления, процессы и отноше­ния и являясь в своей основе социальной (обществен­ной) наукой, социальная работа связана и с технически­ми, и (особенно) с естественными науками (физиологией, медициной, психологией, экологией), что подчеркивает ее интегрированный характер. Проводимые в ее рамках исследования зачастую носят междисциплинарный ха­рактер с точки зрения ее взаимосвязей с естественными и социальными науками (социологией, психологией, педагогикой, правоведением и др.).

Будучи социально-гуманитарной по содержанию, междисциплинарной, интегративной по своему харак­теру, социальная работа как область научного знания несет в себе черты как общественных, так и естествен­ных наук, с присущим для них теоретическим обобще­нием практики и широким использованием статисти­ческих и математических методов исследования.

По отношению к проблеме определения научного статуса социальной работы существует много подходов. Один из них предлагает рассматривать ее как приклад­ную дисциплину, ориентированную на изучение про­блем отдельной отрасли, сферы общественной науки — социального развития. Другой ориентирует специали­стов на более сложное структурирование и статус со­циальной работы — как науки, включающей в себя фундаментальную и прикладную проблематику. Третий позволяет научное знание в области социальной рабо-

ты структурировать по важнейшим проблемам и отрас­лям, имеющим отношение к поддержке жизненных сил человека: медицинское обслуживание, образование, обеспечение работой, охрана общественного порядка, пенсионное обслуживание, помощь малообеспеченным семьям и др. Есть подходы, говорящие о ненаучности социальной работы, неразвитости ее теорий...

Спор на эту тему должны решить время и развитие научных исследований в сфере социальной работы, социального развития в целом.

Социальная работа изучает закономерности и принципы функционирования и развития социальных процессов, их динамику под влиянием психолого-пе­дагогических и управленческих факторов при защите гражданских прав и свобод личности в обществе.

Социальные явления и отношения являются объек­том научного внимания не только социальной работы, но и многих других наук, таких как философия, история, социология, политология и т. д. Каждая конкретная на­ука изучает не весь объект, а лишь определенную его часть, своеобразный "срез", которому присущи свойства, отношения и закономерности определенного типа, что в

Для того чтобы разобраться в научных тонкостях, изоб­ретем новое направление научного познания, объектом которого будет хорошо всем известная мебель— стол (при этом необходимо помнить, что в реальных науках и объек­том и предметом могут быть только процессы, действия, явления). Назовем это "философское учение" — столове-дение. Предметами столоведения могут быть разные сто­роны (но не части) объекта — стола: историей возникно­вения и использования столов могла бы заниматься "история столоведения", их "путешествием" из леса до потребителя — "географиостоловедение", многообрази­ем столов — "типологостоловедение", структурным соста­вом столов — "химиостоловедение" и т. п.

Разбейтесь на микрогруппы (по 5—7 человек в каждой). За три минуты каждая группа должна приду­мать новую социальную "науку". Это может быть наука о вредных привычках — "привычковедение", наука о сюрпризах — "сюрпризоведение", наука о влиянии прикуса на человеческую судьбу — "прикусология" и т. п. Определите предмет вашей "науки". Сравните его с предметом социальной работы.

61

совокупности и составляет предмет данной науки. Имен­но наличие предмета обусловливает содержание любой науки как самостоятельной области знания.

Самостоятельной наукой признается та область на­учного знания, которая имеет свой предмет исследова­ния и преобразования действительности, а также специ­фику используемых ею методов научного анализа. По мере углубления понимания предмета, раскрытия все новых и новых его сторон происходит и изменение представле­ний о содержании важнейших разделов данной науки.

Становление научных основ социальной работы во всем мире идет в условиях постоянных дискуссий. И од­ним из наиболее активно обсуждаемых является воп­рос о предмете социальной работы как науки, статусе социальной работы как области практической деятель­ности и объеме основных знаний и умений как учебной дисциплины.

В настоящее время нет общепринятой нормы пост­роения и изложения социальной работы как науки, что говорито ее "молодости", нахождении в стадии станов­ления и оформления научного аппарата.

О предмете науки социальной работы, его специ­фике можно говорить, сравнивая его с предметами других наук, прежде всего, социологии, психологии, конфликтологии, социальной истории.

Социальная работа носит преимущественно при­кладной характер. Она не сводится к теоретизирова­нию, а органично включает в себя факты и данные конкретного практического опыта. Тесная связь с жиз­нью, с конкретными условиями жизнедеятельности различных групп и слоев населения — непременное условие повышения прикладной значимости научных исследований в области социальной работы.

Предметом социальной работы как науки являют­ся социальные процессы и социальные явления, име­ющие непосредственное отношение к жизнедеятель­ности личности, конкретной социальной группе или общности и тенденции их изменений под влиянием психолого-педагогических, экономических и управлен­ческих факторов.

Одним из важнейших системообразующих элемен­тов социальной работы как науки являются закономер- ности, выражающие прочные, повторяющиеся, объек-

тивно обусловленные связи между сущностями явле­ний и процессов в социальной работе. Теоретическое обоснование и экспериментальное подтверждение за­кономерностей социальной работы — одна из основ­ных задач современных ученых и исследователей.

В настоящее время можно говорить о следующих закономерностях:

1)          социальная работа — специфический вид дея­тельности по воздействию на протекающие в обще­стве процессы в соответствии с потребностями лю­дей, требованиями конкретной обстановки, служащий интересам всех людей, их духовному возвышению и обновлению общественных отношений, сохранению и реабилитации социального здоровья;

2)            формирование индивида происходит по "соци­альной программе" — под воздействием общественной среды при определяющей роли активности самой лич­ности в собственном развитии;

3)          источники формирования и потребления соци­альных услуг носят социально-детерминированный (от лат. determino — определяю) характер, т. е. они обус­ловливаются потребностями общества и отражают тен­денции его развития.

Какие закономерности могут быть у выдуманной нами науки "столоведение"? Это должны быть такие положения, которые бы не вызывали сомнений в их объективности. Например: "устойчивость стола опре­деляется количеством его ножек и материалом, из ко­торого он изготовлен". А теперь определите законо­мерности ваших "наук".

Субъектами социальной работы являются: 1) со­циальные работники, социальные педагоги, оказыва­ющие социальную помощь; 2) профессорско-препода­вательский состав, обучающий других социальной работе; 3) исследователи, фиксирующие состояние, развитие социальной работы, систематизирующие, обобщающие накопленный материал, прогнозирую­щие ее развитие; 4) административно-управленческие кадры, формирующие и осуществляющие социальную политику в стране.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Ои

Любая гуманитарная наука отражает, исследует изменчивые, тесно переплетающиеся друг с другом, многообразные социальные явления (например, взаи­модействия "человек—человек", "человек—среда"; об­щественное развитие и др.). Обобщая и интерпретируя эти явления, ученые выдвигают понятия — краткие, но всеобъемлющие определения, способные объяснить особенности этого явления, не позволяющие толковать их двояко. Если понятие устраивает большинство иссле­дователей, становится устоявшимся, его называют тер­мином. (Понятийно-терминологические проблемы встре­чаются во всех науках. Особенно они обостряются в периоды становления наук и интенсивного их развития. Так, часто одному и тому же явлению (например, "соци­ализация", "образование", "активность") дают десятки определений. Иногда, наоборот, одним и тем же терми­ном обозначают разные понятия, например, и "разви­тие", и "обучение", и "воспитание", и "образование" иногда обозначается термином "образование". Анало­гичная картина наблюдается и в социальной работе, где понятийно-терминологические "неурядицы" подчас се­рьезно затрудняют развитие новой науки, а также пре­подавание ее как учебной дисциплины). "Вершиной" научного объяснения явления, когда термин становится всеобщим, является категория. Путь "явление—поня­тие—термин—категория" для всех наук является очень долгим, иногда нужны десятилетия, чтобы после много­численных споров, дискуссий, доказательств, повторя­ющихся исследований, прийти к категориям — "несу­щим" понятиям, определяющим предмет науки.

В настоящее время можно с уверенностью гово­рить, что сама "социальная работа" является категори­ей, к ней же можно причислить (по СИ. Григорьеву):

1.        Заимствованные категории, которые не являют­ся специфическими в социальной работе, а обознача­емые ими явления и процессы изучаются также други­ми науками. Например, социализация, социальная субъектность, социальная деятельность, социальная активность и др.

2.      Общие категории, являющиеся прежде всего кате­гориями социальной работы, но используемые и другими науками. Например, психосоциальная работа, структур-

В4 ная социальная работа, социальная реабилитация и т. д.

I

3. Специфические категории, выражающие сущ­ностный аспект социальной работы (закономерности, принципы, цели, функции, содержание); отражающие конкретные способы проявления сущностного аспекта социальной работы (формы, методы, инструментарий, структура); характеризующие качественное состояние социальной работы (комплексность, системность, эф­фективность, направленность).

В настоящее время идут споры и дискуссии по соотношению, дифференциации и взаимозависимости таких явлений и понятий, как "социальная работа" и "социальная педагогика", "социальная защита" и "со­циальное обеспечение", "социальное обслуживание" и "социальная поддержка" населения.

Таким образом, социальная работа является отно­сительно самостоятельной новой отраслью социально-гуманитарного знания в системе общественных наук. Она характеризуется интегративностью и преимуще­ственно прикладной направленностью. Ей присущи все структурные элементы, свидетельствующие о сформи­рованное™ как науки, а именно: наличие объекта и предмета исследования, понятий, соответствующих предмету исследования; установленность закономерно­стей, присущих предмету исследования; система прин­ципов и идей, позволяющая объяснить множество фак­тов и практический опыт социальной работы.

Вопросы для самоконтроля

Какие группы наук вы знаете?

Каковы основные факторы и условия возникновения и развития социальной работы как области научного знания?

Существуют, по крайней мере, два взаимоисключаю­щих утверждения о специфике социальной работы как науки. Одно из них сводится к обоснованию того, что в социальной работе объединены элементы разных наук (психологии, социологии, медицины, права и др.), что она, по существу,— междисциплинарное образование, ориентированное на решение практических нужд жиз­ни человека и общества. Другое сводится к утвержде­нию о том, что это — самостоятельная отрасль науч­ного знания. Докажите верность или ошибочность ас каждой из этих точек зрения.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             И

SI

нее обобщенными (они называются видовыми). Напри­мер, дерево — это один из видов растений. Понятие "дерево" по отношению к понятию "растение" являет­ся видовым. Но и само "дерево" является родовым для понятий "яблоня", "елка" или "тополь".

Упражнение "Рассыпанные слова "

Соедини рассыпанные слова, проведя разными цветами стрелки от видовых понятий к родовым. На плакате — в кружках словосочетания, "разбросанные" по листу: "прикладная наука", "знания о мире", "кате­гории науки социальной работы", "научное знание".

Список использованной литературы

Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы.— М.: SvR-Аргус, 1994.

Бочарова В.Г. Задачи и перспективы развития социальной педагогики в современных условиях.— М.: ЦСП РАО, 1996.

Бочарова В.Г., Филонов Г.Н. Научный статус социальной педагогики и ее отношение к практике.— М.: Изд-во Цен­тра социальной педагогики РАО, 1994.

Григорьев СИ., Гуслякова Л.Г., Ельчанинов В.А. и др. Теория и методология социальной работы.— М.: Наука, 1994.

Липский И.А. Методология военной педагогики: структура, модель, прогноз развития: В 2 ч.— СПб.:— СПВВИУС, 1994.

Никитин В.А. Начала социальной педагогики: Учебное пособие.— М.: Флинта: Московский психолого-соци­альный институт, 1998.

Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Пав-ленок.— М.: ИНФРА-М, 1997.

Социальная педагогика: Теория, методика, опыт исследо­вания.— Свердловск: Изд-во Уральск, ун-та, 1989.

Справочное пособие по социальной работе / Под ред. A.M. Панова, Е.И.Холостовой.— М.: Юристъ, 1997.

Теории социальной работы на пути к самоопределению, образованию и практике (Книга для социального работни­ка и социального педагога) / Под ред. С.И.Григорьева.— М.: Изд-во АСОПиР, 1994.

Теория и методика социальной работы: В 2 ч. / Под ред. И.Г. Зайнышева.— М.: МГСУ, 1994.

Теория и методика социальной работы: Краткий курс / Под ред. В.И. Жукова — М.: Союз, 1994.

Теория и методика социальной работы: / Под ред. П.Д. Пав-ленка.— М.: ГАСБУ, 1993, 1995. Вып.1 — 2.

Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: В 2 т. / Под ред. Яркиной Т.Ф., Бочаро­вой В.Г.— М.— Тула: Изд-во Ассоциации социальных пе­дагогов и социальных работников РФ, 1993. Топчий Л.В. Проблемы подготовки кадров социальных ра­ботников в Российской Федерации / Социальная работа.— Вып.2.— М.,1992.

Филонов Г.Н. Теоретико-методологические основы соци­альной педагогики.— М.: Изд-во АСОПиР, 1998. Фирсов М.В. Введение в теоретические основы социаль­ной работы (Историко-понятийный аспект).— М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МО-ДЭК", 1997.

ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

"В действительности вообще нет никаких строго проведенных межей и граней, к ве­ликой горести всех систематиков".

А.И. Герцен

Наряду с закономерностями важным средством организации знаний являются принципы — основные исходные идеи, положения, определяющие непрелож-• ные правила деятельности. Принципы являются резуль­татом логических умозаключений, вырабатываемых в процессе познания и преобразования окружающей нас действительности. Принципы, в отличие от закономер­ностей, могут быть и субъективным умозаключением людей.

Каждая наука представляет собой сплав теорети­ческих и практических знаний, теорий, методов и мето­дик (технологий).

Исходя из того, что социальная работа является универсальным видом деятельности, а как отрасль научного знания она органично связана с целым ком­плексом других наук, можно выделить несколько групп принципов социальной работы:

v ,   1) содержательные: гуманизм; демократизм; закон-

^ ность; связь с конкретными условиями жизнедеятель­ности людей; стимулирование социальной активности; социальная справедливость; альтруизм; гармонизация общественных, групповых и личных интересов; само­обеспечение; соблюдение прав человека и гражданина в сфере социального обслуживания и обеспечение их государственных гарантий, равных возможностей для граждан при получении социальных услуг; доброволь­ного согласия граждан на получение услуг; доступно­сти социального обслуживания; соблюдения конфиден­циальности в социальной работе; преемственности всех

._ видов и форм социального обслуживания; адресности;

(II приоритета содействия гражданам, находящимся в

в

•ситуации, угрожающей их здоровью или жизни; про­филактической направленности; содействия социаль­ной реабилитации и адаптации; межведомственности и междисциплинарности; деятельностного подхода; территориальной организации социальной службы; государственной поддержки добровольной обществен­ной деятельности по оказанию социальных услуг и помощи населению и др.;

2)             организационные: контроль и проверка испол­нения; единство полномочий и ответственности, прав и обязанностей кадров; всеобщность; комплексность; посредничество; солидарность; вспоможение и др.;

3)     психолого-педагогические: комплексный и диффе­ренцированный подходы; технологическая компетент­ность; стимулирование активности; целенаправленность;, сочувствование, привлекательность, доверие; преем­ственность; последовательность; непрерывность; учет возрастных и личностных особенностей клиента и др.

Раскроем некоторые из принципов.

Гуманизм является ведущей целевой установкой социальной работы, которая утверждает идею призна­ния человека высшей ценностью, защиты его достоин­ства и гражданских прав, создания условий свободно­го и всестороннего проявления способностей личности.

В отличие от официальных отношений, регулиру­емых должностными инструкциями, приказами и рас­поряжениями, неформальные связи между соци­альным работником и клиентом возникают и строятся, главным образом, на основе психологической совме­стимости личностных качеств, общности интересов, симпатий и антипатий, которые, как известно, не име­ют санкционирующего значения. Неформальный ха­рактер отношений в социальной работе хотя и высту­пает как психологический феномен, но не лежит за порогом должностной деятельности социального ра­ботника, его служебных обязанностей.

Демократизм социальной работы требует умения устанавливать психологический контакт с клиентом, соблюдения норм и правил общения, уважения и вни­мания к личности клиента, вовлечения его в активный поиск путей разрешения личностных проблем и нена­вязчивого влияния силой своего ума, знаний, нрав­ственности, опыта.

Законность, как один из основных содержательных принципов социальной работы, предполагает строгое исполнение законов и основанных на них правовых актов всеми государственными органами, должностны­ми лицами, общественными организациями и гражда­нами. Нормативно-правовые акты являются формой, в которую облекается политика государства, в том числе и социальная. Роль и назначение права состоят прежде всего в том, чтобы служить осуществлению политики, но эту роль право может выполнить только при усло­вии строжайшего соблюдения всеми его норм. В этом заключается первое и исходное требование законнос­ти вообще и в социальной работе, в частности.

Одним из важнейших содержательных принципов социальной работы является ее тесная связь с кон­кретными условиями жизнедеятельности людей. В этом принципе находит проявление единство теорий и практики социальной работы, а его реализация обес­печивает реалистичность и научную обоснованность используемых форм и методов социальной поддерж­ки населения, защиты их прав и интересов.

Жизнь всегда богаче теории, разностороннее предписаний и инструкций. Постоянно меняющиеся обстоятельства и условия жизнедеятельности, разно­образие социальных групп и лиц по уровню культуры, образования, полу, возрасту, трудоспособности и ква­лификации, здоровью предопределяют постоянную новизну и специфичность социальных проблем, с ко­торыми сталкиваются социальные работники. Вот почему осуществление принципа связи социальной работы с конкретными условиями жизнедеятельнос­ти личности предполагает прежде всего анализ и оцен­ку конкретной ситуации, социальную диагностику жизненных обстоятельств человека. Этот принцип нацеливает социального работника на выявление тех особенностей социальной ситуации, которые могут иметь непосредственное значение для достижения цели социальной работы. Он не приемлет абстрактного те­оретизирования, шаблона, инерции и формализма.

Важным организационным принципом социальной работы является контроль и проверка исполнения. Кон­трольно-проверочная функция социальных служб — это не какой-то самостоятельный участок социальной рабо-

ты, а неотъемлемый ее компонент. Смысл контрольно-проверочной деятельности социальных служб и органов управления заключается в том, чтобы обеспечить реали­зацию гарантированных государством мер по социаль­ной защите различных групп населения.

Одним из основных организационных принципов социальной работы является единство полномочий и ответственности, прав и обязанностей кадров соци­альных служб. Изучение практики деятельности соци­альных служб, их органов управления показывает, что их четкое функционирование достигается на основе ясного представления каждым специалистом социаль­ной работы своих функций и задач.

Жизнь постоянно убеждает в том, что большие полномочия при малой ответственности кадров созда­ют благоприятную почву и возможность для админис­тративного произвола, непродуманных решений. В то же время большая ответственность кадров при малых полномочиях исключает возможность действовать опе­ративно, решительно, сковывает инициативу и обора­чивается безответственностью специалистов соци­альных служб наделе. Вот почему установление строгой и соразмерной с предоставленными полномочиями ответственности каждого специалиста по социальной работе, каждого подразделения в системе органов уп­равления социальными службами и четкое выполнение возложенных на них функциональных обязанностей являются непременным условием эффективности со­циальной работы в целом.

Большое место в теориях и практике социальной работы отводится психолого-педагогическим принци­пам, которые, по существу, выражают требования к формам и методам социальной работы, к способам воз­действия на клиентов.

Одним из основополагающих принципов социаль­ной работы этой группы является принцип комплексно­го подхода. Комплексность в социальной работе обеспе­чивает, с одной стороны, целостность и всесторонность воздействия на объект социальной работы, а с другой — служит заслоном против ведомственности, местничества и ограниченности при решении социальных проблем и предполагает изучение и учет интересов, потребностей, настроений людей, прогнозирование характера влияния на их поведение и самочувствие; а также умение видеть в людях реальные личности, потребности и желания которых опосредуются их профессиональной принад­лежностью, социальным статусом, бытовыми условия-, ми и жизненным опытом и др.

Среди психолого-педагогических принципов соци­альной работы особо следует выделить дифференци­рованный подход. Дифференцированный подход в со­циальной работе обусловлен закономерным характером выработки у представителей различных социальных слоев, групп, профессий и возрастов специфических взглядов и отношений к материальным и духовным ценностям, окружающей действительности. Отсюда установка на максимальный и конкретный учет специ­фики интересов, актуальных потребностей, традиций, ' вкусов и привычек личности в социальной работе.

Социальная политика, в какой бы форме она ни выражала интересы человека, только тогда чего-нибудь стоит, если результаты ее реализации ощущаются людь­ми на практике. Декларации и лозунги, не подкреплен­ные конкретными действиями по их превращению в действительность, — это лишь способ их дискредита­ции. Успешное воплощение мер, направленных на со­циальную защиту населения, во многом определяется соблюдением в социальной работе принципа техноло­гической компетентности органов управления соци­альными службами, социальных работников.

Технологическая компетентность — это глубокая осведомленность социального работника об условиях и технологии решения возникающих проблем и умение профессионально грамотно реализовать свои знания на практике, что предполагает систематическую учебу и переподготовку кадров, четкую информацию, аналити­ческую и прогностическую деятельность во всех зве­ньях управления, глубокое и всестороннее знание объектов социальной работы, их типологию и особен­ности, деловитость и организованность при работе с клиентами социальных служб.

Одним из важнейших социально-психологических принципов является стимулирование социальной актив­ности — побуждение человека к осознанному, заинтересованному проявлению активности в реализации его f4 энергии, способностей, нравственного и волевого потенциала для достижения определенной социально значи­мой цели. При этом следует иметь в виду, что источни­ком побудительной силы в любом виде деятельности служат не интересы и потребности человека сами по себе, а степень их удовлетворения.

Принцип „стимулирования в социальной работе предполагает единство и сочетание идейно-нравствен­ных и материальных его форм; адекватность средств и способов стимулирования индивидуальных, професси­ональных, образовательно-культурных и психологичес­ких особенностей личности; объективность и гласность оценки отношения человека к делу, к социальным цен­ностям его жизнедеятельности.

К группе психолого-педагогических относится принцип целенаправленности в социальной работе. Цель воздействия на клиента, постоянно находящегося в центре внимания социального работника, определя­ет способ и характер его действий, предопределяет содержание и формы социальной работы. Достижение цели является мерилом действенности и эффективно­сти предпринимаемых социальным работником усилий. Все это свидетельствует о месте и значимости принци­па целенаправленности в деятельности как отдельного специалиста, так и всей структуры социальных служб.

Целенаправленность, объединяя все принципы социальной работы в одно целое, придает ей научный характер при выборе форм и методов работы.

Вопросы для самоконтроля

Назовите основные группы принципов социальной работы.

Дайте определение принципам социальной работы.

Попробуйте самостоятельно определить круг своих полномочий и степень ответственности при прохождении социально-педагогической практики в качестве помощника социального работника.

Ситуация

Какую помощь социальный работник может ока­ать семьям, в которых воспитываются эти дети? Какую работу необходимо провести со школьниками? h

Есть ли необходимость работы с классами, в которых они учатся? С педагогами?

Федя Н., 13 лет. В детстве отличался боязливостью. Так, входя один в комнату вечером, зажигал свет и осматривал пустое пространство под кроватью, в шкафу, за шкафом, с опасением ища возможного злоумышленника. В общении явственно проявляется робость, покорность, неуверенность в себе, в какой-то степени' даже униженность. К этому следует добавить повы­шенную возбудимость мальчика. Дружит в основном с девочками своего возраста. Мальчики относятся к нему как к "козлу отпущения", открыто потешаются над недостатками его характера. Несколько раз вместе с родителями переезжал из города в город. К новой школе приспосабливался с трудом, все время ожидая подвоха и оскорблений от школьников. Так это и слу­чалось.

Катя К., 17 лет. В детские годы веселая, подвиж­ная, предприимчивая девочка, "душа" компании сверстников. В школе неплохо училась и активно участвовала в общественной жизни. В 15 лет у нее стали появляться периоды хандры, когда все воспринима­лось мрачно и раздраженно, ничего не хотелось делать. В один из таких периодов поссорилась с одноклассником, предметом ее первой любви. Ссору посчитала окончательным разрывом отношений, остро ее переживала и в момент отчаяния предприняла попытку самоубийства (приняла большую дозу снотворного) . Уже в больнице при улучшении самочувствия вновь пришла в радостное и деятельное состояние. После выписки из больницы в течение 2 лет у нее отмечалось чередование очень хорошего и мрачного настроений. Последнее наступало раз в один — два месяца и длилось 1-2 недели. Постепенно различия в настроении стали сглаживаться, но известная циклич­ность в настроении сохраняется.

Алеша С, 12 лет. Замкнутый и одинокий, увлечен физикой. Занимается в школе юного физика в МГУ, в группе, где все старше его на три-четыре года,— и даже на этом фоне выделяется как очень сильный. В своем же седьмом классе он хуже всех. На уроках физики, изнемогая от скуки, а чаще — задумавшись о своем, он вполне может встать и, напевая что-то под нос, прогу-

ливаться между рядами. Учительница, которая всех учеников в сердцах иначе как "чертовскими идиотами" не называет, от таких его выходок приходит просто в ярость. Дневник мальчика весь исписан угрозами и "последними предупреждениями"; ему грозит "второй год", а то и вовсе отчисление из школы.

Практическое задание

Работа с социальной группой (с семьей, в специаль­ном учреждении, учреждении образования, культурно-досуговом учреждении).

Цель: обучение способам выполнения программ, ориентированных на работу с социальными группами.

Учащиеся проводят опрос среди социальных ра­ботников, участвующих в таких программах, и по воз­можности наблюдают, как эти программы выполня­ются. Им предлагают ознакомиться с отчетами и руководствами по программам. Далее они должны подготовить отчет о целях программы, потребностях, которые были удовлетворены в ходе выполнения про­граммы, дать оценку проведенным мероприятиям, оценить принципы деятельности. Они должны озна­комиться с точкой зрения социальных работников, ориентированных на работу с группами, выявить трудности, препятствующие выполнению программ, и определить сущность программ при идеальных об­стоятельствах.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 469.