СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА "Есть один несомненный признак, разделяющий
поступки людей на добрые и злые: увеличивает
поступок любовь и единение
людей — он хороший; производит
вражду и разъединение — он дурной".
Л.Н. Толстой
"Когда человек совершает тот или иной
нравственный поступок, то этим он еще не добродетелен;
он добродетелен лишь в том случае,
если этот способ поведения является постоянной чертой его характера".
Г. Гегель
Предлагается несколько вопросов, позволяющих понять, насколько сложно установить правильные границы между личными и профессиональными взаимоотношениями в социальной работе:
1. Позволили бы вы вашим клиентам называть себя по имени?
2. Стали бы вы обращаться к ним по имени?
3. Вы оказали услугу клиенту, позволили бы вы отблагодарить себя и:
— связать вам джемпер;
— найти неисправность в вашей автомашине;
— устранить повреждение электропроводки в вашей квартире?
4. Посещая клиента на дому, согласились бы вы на:
— чашку чая;
— алкогольные напитки;
— предложение поесть?
5. В своей рабочей комнате (офисе) стали бы вы:
— говорить о личных делах с другими присутствующими людьми (сотрудниками, клиентами);
— готовить чашку чая для клиента;
6. Стали бы вы сравнивать собственный жизненный опыт с жизненным опытом клиента:
— высказывать, что вы чувствуете по поводу их обстоятельств;
— давать им информацию о том, как сложился ваш день?
7. Дали бы ваш домашний адрес или номер телефона своему клиенту?
8. Приняли бы вы от клиента приглашение на свадьбу, вечеринку?
9. Дадите ли вы деньги взаймы вашим клиентам?
10. Стали бы вы пожимать руку клиенту при первой встрече?
11. Стали бы прикасаться к клиенту, если он расстроен:
— дотрагиваться до предплечья?
— обнимать за плечи?
— прикасаться к колену?
12. Игнорировали бы вы незаконные действия вашего клиента:
— требования пособия по безработице, хотя он в настоящее время работает, но получает мизерную зарплату;
— жульническую переделку электрической проводки, произведенную самим клиентом;
— неявку в милицию или суд находящегося в розыске;
"Проиграйте" указанные выше ситуации в театрализованных сценках.
"Усложните" ситуации, вводя новые роли и другие обстоятельства.
В июле 1994 г. в г. Коломбо (Шри-Ланка) общее собрание Международной федерации социальных работников приняло документ "Этика социальной работы: принципы и стандарты". Документ состоит из двух частей: "Международная декларация этических прин-. ципов социальной работы" и "Международные этические стандарты социальных работников". Принятие этих __ документов откладывалось Федерацией много лет, и это ZI неудивительно. Представители сотни стран, входящих
в эту организацию, очень разные по религиозным и политическим взглядам. Государства, которые их направили, разные по устройству, формам правления, культуре, имеют свои традиции и свою историю становления социальной работы. В результате горячих споров удалось прийти к согласию, и итогом явились эти декларации.
В "Декларации об этических принципах в социальной работе" провозглашены принципы:
Каждый человек уникален, что требует внимания к нему с позиций нравственности.
Каждый человек имеет право на свободу в удовлетворении своих потребностей, не ущемляя также права других, и обязан вносить свой вклад в повышение благосостояния общества.
Каждое общество, независимо от формы правления, должно стремиться к обеспечению максимума благ для всех своих членов.
Социальные работники привержены принципам социальной справедливости.
Социальный работник обязан использовать объективную систему знаний, умения и навыки для оказания помощи отдельным людям, группам, общинам и обществам в их развитии, решении личностно-общественных конфликтов и устранении их последствий.
Социальная работа основана на отказе от дискриминации. Следовательно, она осуществляется независимо от пола, возраста, национальности, вероисповедания, языка, политических убеждений, половой ориентации.
Социальные работники уважают права каждого человека и права социальных групп, их независимость и достоинство, руководствуясь при этом положениями "Хартии ООН о правах человека" и другими международными документами.
Социальная работа основана на принципах защиты неприкосновенности клиентов, включая требования соблюдать права на свободу выбора и профессиональную тайну, право клиента на компетентное разъяснение его прав и сути его личного дела.
Социальные работники хранят профессиональную тайну, даже если это противоречит действующему законодательству.
Социальная работа основана на принципе участия клиента и сотрудничества с ним. Предполагается, что социальные служащие должны работать в сотрудничестве со своими клиентами, стремясь решать любую задачу, с которой они сталкиваются, наилучшим способом с целью удовлетворения интересов клиентов. Лица, использующие услуги социальных работников, должны принимать самое активное участие в решении собственных проблем. Клиенты должны быть всегда проинформированы социальным работником о целях и последствиях (риске и пользе) этих совместных действий.
Социальная работа основана на принципах самоопределения клиентов. Соответственно она основана на принципе сведения к минимуму какого-либо принуждения.
В случаях, когда может возникнуть необходимость разрешить проблемы одной группы участников за счет проблем другой группы, использование принуждения всегда должно базироваться на тщательном рассмотрении интересов противостоящих групп и на выборе принципов после того, как выслушаны обе группы. Социальные работники обязаны обеспечить обе противостоящие группы квалифицированными представителями.
Социальные работники также обязаны сводить к минимуму доступ легального принуждения в законодательстве своих стран.
Социальная работа несовместима прямо или косвенно с поддержкой отдельных лиц, групп, политических сил или властных структур, подавляющих своих сограждан, использующих терроризм, пытки и подобные жестокие средства.
В "Международных этических стандартах социальной работы" выделены 5 групп: стандарты этического поведения; взаимоотношения с клиентами; взаимоотношения с агентствами и организациями; взаимоотношения с коллегами; отношение к профессии.
Стандарты этического поведения.
1. Стремитесь понять уникальность каждого человека и те условия, которые определяют поведение человека и характер оказываемой ему помощи.
2. Утверждайте профессиональные ценности, совершенствуйте знания и навыки; не совершайте поступков, которые могут повредить престижу профессии.
3. Не переоценивайте свои личные и профессиональные возможности.
4. Всемерно используйте знания, умения и методы научного познания в решении постоянно возникающих проблем.
5. Используйте свой профессиональный опыт при разработке основных направлений политики и социальных программ, служащих улучшению качества жизни общества.
6. Выявляйте социальные нужды, природу и характер личных, групповых и общинных, национальных и международных социальных проблем и объясняйте их.
7. Ясно и отчетливо, в доходчивой форме разъясняйте все свои установки или действия как в качестве частного лица, так и в качестве представителя профессиональной ассоциации, агентства или организации.
Взаимоотношения с клиентами.
1. Ставьте на первое место обязанности по отношению к своим клиентам, но в рамках уважения к этическим установкам других людей.
2. Отстаивайте права клиента на взаимное доверие, на тайну и конфиденциальность, на ответственное использование информации.
Сбор и передача информации другим лицам производится только в рамках профессиональной деятельности, осуществляемой в интересах клиента, которого предварительно информируют о необходимости таких действий. Никакая информация не сообщается без предварительного уведомления и согласия клиента, кроме случаев, когда клиент не может быть ответственным за свои поступки или когда это может представлять серьезную опасность для других лиц. Клиент имеет доступ к любой касающейся его информации, которая имеется у социального работника.
3. Цените и уважайте личные устремления, инициативу и индивидуальные особенности клиентов. В рамках агентства и социальной среды клиента профессионал помогает клиенту быть ответственным за свои действия; он всегда готов прийти на помощь любому клиенту. Если по ряду причин профессиональная помощь не может быть оказана на данном уровне, то клиента информируют об этом, и он действует по собственному усмотрению.
4. Оказывайте помощь клиентам (отдельному человеку, группе, общине, обществу) с целью достижения ими самореализации и максимального развития собственных потенциальных возможностей, однако с соблюдением в равной степени прав других людей. Обслуживание клиента в своей основе заключается в том, чтобы клиент поняли использовал контакты с профессионалом для достижения законных желаний и выгод.
Взаимоотношения с агентствами и организациями.
1. Работайте в тесном сотрудничестве с теми агентствами и организациями, чья социальная политика, методы и практика направлены на оказание компетентной помощи клиентам и поддержку профессиональной социальной работы.
2. С полной ответственностью относитесь к уставным целям и задачам агентства или организации; вносите вклад в разработку социальной политики, методики и практики с целью достижения наивысших стандартов социальной работы.
3. С полной ответственностью относитесь к судьбе клиента; вносите необходимые изменения в социальную политику, методику и практику по каналам соответствующих агентств и организаций. Если все возможности были исчерпаны, а изменения внести не удалось, обращайтесь в вышестоящие организации или к заинтересованной широкой общественности.
4. Представляйте профессиональный отчет клиенту и общине об эффективности социальной работы в форме периодического анализа проблем, возникающих у клиентов, агентств и организаций, а также самоанализа личной деятельности.
5. Не допускайте противоречия в направлении действий, процедуры и практики с этическими принципами социальной работы.
Взаимоотношения с коллегами.
1. Относитесь с должным уважением к профессиональной подготовке и практической деятельности своих коллег и других специалистов, оказывая им всяческое содействие для достижения эффективности социальной работы.
2. Относитесь с уважением к различным мнениям и практическим подходам коллег и других специалистов, высказывая с полной ответственностью критические замечания в соответствующих инстанциях.
3. Способствуйте получению и распространению среди коллег по профессии, других специалистов и добровольцев знаний, навыков и идей с целью взаимного совершенствования и самоутверждения.
4. Доводите до сведения соответствующих органов любые ущемления интересов клиентов или нарушения норм этики.
5. Защищайте коллег от несправедливых нападок. Отношение к профессии.
1. Отстаивайте ценности, знания и методологию профессии; вносите вклад в их популяризацию и совершенствование.
2. Повышайте профессионализм социальной работы, всемерно совершенствуйте его.
3. Защищайте профессию от несправедливой критики и делайте все возможное, чтобы укрепить веру в необходимость нашей профессии.
4. Давайте конструктивную критику профессии, ее теорий, методов и практики.
5. Всячески поощряйте разработку новых подходов и методов в социальной работе, необходимых для удовлетворения новых и уже имеющихся потребностей.
Социальный работник должен:
1) не поучать, не приказывать, не запрещать. Вдохновлять и побуждать клиента к действию, инициативе, творчеству, уважая достоинство и уникальность личности;
2) уметь слышать клиента, проявлять выдержку, понять проблему и ситуацию, войти в его положение, проявлять деликатность, чувство такта;
3) быть коммуникабельным, контактным, уметь "разговорить" клиента, совместно определить пути решения проблемы; уметь быть нужным, интересным Для окружающих;
4) быть посредником, связующим звеном между клиентом и его окружением, не допускать унижения Достоинства клиента формами оказываемой ему благотворительной помощи;
5) уметь быть неформальным в работе с клиентом, выполнять роль советчика, помощника клиента в решении им собственных проблем; строить взаимоотношения на основе диалога, на равных;
6) всегда исходить из позиций гуманизма и милосердия. Не осуждать, не упрекать клиента; предупреждать возможности негуманного или дискриминационного поведения по отношению к личности или группе людей; защищать клиента от физического или душевного дискомфорта, расстройства, опасности или унижения;
7) соблюдать высокие нравственные стандарты своего поведения, исключая любые уловки, введение кого-либо в заблуждение, нечестные действия. Всегда действовать исключительно в интересах клиента;
8) уметь находить себе помощников, поддерживать участие общественности в развитии социальной работы;
9) вести работу только в рамках своей компетентности, нести персональную ответственность за качество своей работы; не поддаваться влияниям и нажимам; информировать клиента о предпринимаемых мерах, характере оказываемой ему помощи, проводимых записях, собираемых данных;
10) не использовать свои профессиональные отношения в личных целях; участвовать в обсуждениях и оценках ситуаций только с профессиональной целью; уважать и не разглашать тайну, доверенную клиентом. Принимать плату за услуги на законных основаниях. Не принимать ценных подарков за выполненную работу;
11) стремиться к постоянному повышению профессиональных знаний, мастерства, уровня квалификации. Основывать свою практическую деятельность на профессиональных знаниях;
12) защищать и усиливать достоинство и чистоту профессии. Уважать доверие коллег в ходе профессиональных взаимоотношений и взаимодействия, соблюдать деликатность и справедливость. Принимать меры против неэтичного поведения любого из своих коллег. (В.Г.Бочарова).
Нарушение профессиональных норм или ошибки, обычно расцениваемые как халатность, определяются как "нарушение профессиональных норм вследствие беспечности, некомпетентности или с заранее обдуманным намерением". Социальные работники могут преследоваться в судебном порядке за нарушение секретности, недонесение о подозрении на плохое обращение с детьми, невнимание к таким актам, как злоупотребления, словесное оскорбление и угроза физического насилия, оскорбление действием, незаконное ограничение свободы посредством ошибочного помещения в лечебное или исправительное учреждение.
Для выполнения определенных квалификационной характеристикой обязанностей социальный педагог и социальный работник широко используют свои права:
— представлять и защищать интересы клиентов в органах законодательной и исполнительной власти;
— вести государственную или частную социальную практику при наличии диплома о специальном образовании, сертификата по специальности, соответствующей лицензии;
— собирать информацию, связанную с нуждами клиентов, проводить социологические опросы населения, диагностические исследования;
— делать официальные запросы в общественные организации, государственные учреждения с просьбой о решении личных и социальных проблем клиентов;
— информировать государственные органы о состоянии той или иной проблемы в сфере своей деятельности;
— вносить предложения предприятиям и учреждениям, коммерческим структурам и общественным объединениям о поощрении родителей, семей, волонтеров социальной работы за социальные инициативы и активность;
— вести активную работу по пропаганде опыта семейного воспитания, социальной работы, используя средства массовой информации;
— возглавлять общественные инициативные движения граждан, направленные на решение конкретных социальных проблем.
Вопросы для самоконтроля
Назовите общие психологические качества и способности человека, необходимые для работы социальным педагогом, социальным работником.
Учащимся предлагается посидеть в очереди в приемной под видом клиентов и понаблюдать за работой регистратора, за самими клиентами и затем, как клиентов приглашают на прием к социальному работнику. Учащихся предупреждают о соблюдении конфиденциальности. Это задание часто открывает глаза практикантам, о чем свидетельствуют приведенные ниже выдержки из социально-педагогических дневников: "Ожидание клиентов может протекать в крайне неудобной обстановке. Очень часто персонал их просто игнорирует. Сами работники пьют чай, а клиентам не предлагают. Комнаты ожидания отсутствуют. Клиенты ждут своей очереди на улице. В дни выдачи пенсий, когда в учреждении много работы, очередь выстраивается вдоль улицы. Иногда пожилые люди падают в обморок".
Психологические игры и упражнения Игоря Викторовича Вачкова
Упражнение " Рисунок волнения"
Обучающимся дается задание с помощью линий и цвета передать эмоцию волнения. Рисовать можно акварельными красками или фломастерами. Выполнение рисунка можно сопровождать тревожной, волнующей музыкой. По окончании рисования — обсуждение: испытывали ли вы сами подобные чувства? Когда это было? Кто или что помогло вам выйти из затруднительного положения? Помогали ли вы сами кому-либо справиться с волнением? Нужно ли уметь это делать социальному работнику?
Упражнение "Мой черно-белый портрет"
Для обучающихся важно адекватно оценивать себя и свои профессиональные качества. Пустой лист в тетради делится вертикальной чертой пополам. Над левой половиной черной краской рисуется знак "минус", над правой — какой-нибудь яркой краской (на выбор обучающегося) — знак "плюс". В левой части участникам предлагается записать то, что ему в себе не нравится, а в правой — то, что ему в себе нравится.
Это упражнение обсуждается в группе только по желанию участников.
Упражнение "Волшебное озеро"
Негромко звучит спокойная музыка. "Закройте глаза. Совершим с вами небольшое путешествие. Представьте себя на полянке в лесу. Вокруг качают ветвями вековые дубы и стройные сосны. Под ногами — яркая зеленая трава. В кронах деревьев раздается птичий гомон. По небу плывут легкие облачка. Вы, не торопясь, идете по узкой лесной тропке, и она выводит вас к озеру. Это не обычное озеро. Оно — волшебное. На его поверхности отражается не внешность человека, а то, какой он есть — со своими чертами характера. В этом озере отражаются поступки человека, которые и раскрывают его личность. Посмотрите в озеро. Как вы выглядите? Что отражается на поверхности озера?... А теперь по той же тропинке, не спеша, вернемся к полянке, откуда началось наше путешествие. Постоим несколько секунд, прощаясь с лесом. И перенесемся снова в наш класс. Откроем глаза. Потянемся... Вот и все.
Кто хочет рассказать о своем отражении в волшебном озере?"
Обсуждение впечатлений.
Список использованной литературы
Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы.— М.: SvR-Аргус, 1994.
Бочарова В.Г. Задачи и перспективы развития социальной педагогики в современных условиях.— М.: ЦСП РАО, 1996.
Гуслякова Л.Г., Кувшинникова В.А., Синцова Л.К. Сборник задач и упражнений по социальной работе.— М.: Наука, 1994.
Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы / Пер. с англ. яз. под ред. Б.Ю. Шапиро.— М.: Аспект Пресс,1995. Обучение практике социальной работы: международный опыт и перспективы / Под ред. М. Доэла и С. Шадлоу.— М.: Аспект Пресс, 1997.
Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Пав-ленок,— М.: ИНФРА-М, 1997.
Права человека и работа в социальной сфере: Пособие для училищ по подготовке социальных работников и для
работников социальной сферы.— Женева: Изд-во Центра по правам человека ООН, 1995.
Профессиональная деятельность социального работника: содержание и организация.— М.: Изд-во Института молодежи,1993.— (Библиотечка социального работника). Профессионально-этические нормы социальной работы / Под ред. С.А. Беличевой.— М.: Центр Консорциума "Социальное здоровье России", 1993.
Справочное пособие по социальной работе / Под ред. A.M. Панова, Е.И. Холостовой.— М.: Юристъ, 1997. Социальная работа: Научно-популярный журнал АСОПиР и РАО.— № 1(9).— 1997.
Шмелева Н.Б. Профессиональное развитие личности социального работника в системе подготовки и переподготовки кадров.— Ульяновск: Изд-во филиала МГУ, 1994.
ЗАНЯТИЕ 3
Дата: 2019-04-23, просмотров: 261.