ЭТИЧЕСКИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОДЕКС
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА                                                                                                                                                                                                                                                  "Есть один несомненный признак, разделя­ющий

поступки людей на добрые и злые: увеличивает

 поступок любовь и единение

 людей — он хороший; производит

 вражду и разъединение — он дурной".

Л.Н. Толстой

"Когда человек совершает тот или иной

нрав­ственный поступок, то этим он еще не доб­родетелен;

он добродетелен лишь в том слу­чае,

если этот способ поведения является постоянной чертой его характера".

Г. Гегель

   Предлагается несколько вопросов, позволяющих понять, насколько сложно установить правильные гра­ницы между личными и профессиональными взаимо­отношениями в социальной работе:

1.       Позволили бы вы вашим клиентам называть себя по имени?

2.        Стали бы вы обращаться к ним по имени?

3.       Вы оказали услугу клиенту, позволили бы вы от­благодарить себя и:

—          связать вам джемпер;

—              найти неисправность в вашей автомашине;

—     устранить повреждение электропроводки в ва­шей квартире?

4.        Посещая клиента на дому, согласились бы вы на:

—      чашку чая;

—       алкогольные напитки;

—        предложение поесть?

5.           В своей рабочей комнате (офисе) стали бы вы:

—      говорить о личных делах с другими присутству­ющими людьми (сотрудниками, клиентами);

—        готовить чашку чая для клиента;

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

6. Стали бы вы сравнивать собственный жизнен­ный опыт с жизненным опытом клиента:

—             высказывать, что вы чувствуете по поводу их обстоятельств;

—  давать им информацию о том, как сложился ваш день?

7.      Дали бы ваш домашний адрес или номер телефо­на своему клиенту?

8.                 Приняли бы вы от клиента приглашение на свадьбу, вечеринку?

9.        Дадите ли вы деньги взаймы вашим клиентам?

10.        Стали бы вы пожимать руку клиенту при первой встрече?

11.             Стали бы прикасаться к клиенту, если он рас­строен:

—      дотрагиваться до предплечья?

—          обнимать за плечи?

—       прикасаться к колену?

12.           Игнорировали бы вы незаконные действия ва­шего клиента:

—        требования пособия по безработице, хотя он в настоящее время работает, но получает мизер­ную зарплату;

—  жульническую переделку электрической провод­ки, произведенную самим клиентом;

—         неявку в милицию или суд находящегося в ро­зыске;

"Проиграйте" указанные выше ситуации в театра­лизованных сценках.

"Усложните" ситуации, вводя новые роли и другие обстоятельства.

      В июле 1994 г. в г. Коломбо (Шри-Ланка) общее собрание Международной федерации социальных ра­ботников приняло документ "Этика социальной рабо­ты: принципы и стандарты". Документ состоит из двух частей: "Международная декларация этических прин-. ципов социальной работы" и "Международные этичес­кие стандарты социальных работников". Принятие этих __ документов откладывалось Федерацией много лет, и это ZI неудивительно. Представители сотни стран, входящих

в эту организацию, очень разные по религиозным и политическим взглядам. Государства, которые их на­правили, разные по устройству, формам правления, культуре, имеют свои традиции и свою историю ста­новления социальной работы. В результате горячих споров удалось прийти к согласию, и итогом явились эти декларации.

В "Декларации об этических принципах в социальной работе" провозглашены принципы:

Каждый человек уникален, что требует внимания к нему с позиций нравственности.

Каждый человек имеет право на свободу в удовлет­ворении своих потребностей, не ущемляя также права других, и обязан вносить свой вклад в повышение бла­госостояния общества.

Каждое общество, независимо от формы правле­ния, должно стремиться к обеспечению максимума благ для всех своих членов.

Социальные работники привержены принципам социальной справедливости.

Социальный работник обязан использовать объективную систему знаний, умения и навыки для оказания помощи отдельным людям, группам, общинам и обществам в их развитии, решении личностно-общественных конфликтов и устранении их последствий.

Социальная работа основана на отказе от дискриминации. Следовательно, она осуществляется независимо от пола, возраста, национальности, вероисповедания, языка, политических убеждений, половой ориентации.

Социальные работники уважают права каждого человека и права социальных групп, их независимость и достоинство, руководствуясь при этом положениями "Хартии ООН о правах человека" и другими междуна­родными документами.

Социальная работа основана на принципах защиты неприкосновенности клиентов, включая требования соблюдать права на свободу выбора и профессиональ­ную тайну, право клиента на компетентное разъясне­ние его прав и сути его личного дела.

Социальные работники хранят профессиональную тайну, даже если это противоречит действующему законодательству.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Социальная работа основана на принципе участия клиента и сотрудничества с ним. Предполагается, что социальные служащие должны работать в сотрудниче­стве со своими клиентами, стремясь решать любую задачу, с которой они сталкиваются, наилучшим способом с целью удовлетворения интересов клиентов. Лица, ис­пользующие услуги социальных работников, должны принимать самое активное участие в решении собствен­ных проблем. Клиенты должны быть всегда проинфор­мированы социальным работником о целях и последстви­ях (риске и пользе) этих совместных действий.

Социальная работа основана на принципах само­определения клиентов. Соответственно она основана на принципе сведения к минимуму какого-либо принуж­дения.

В случаях, когда может возникнуть необходимость разрешить проблемы одной группы участников за счет проблем другой группы, использование принуждения всегда должно базироваться на тщательном рассмотрении интересов противостоящих групп и на выборе принципов после того, как выслушаны обе группы. Соци­альные работники обязаны обеспечить обе противостоя­щие группы квалифицированными представителями.

Социальные работники также обязаны сводить к минимуму доступ легального принуждения в законо­дательстве своих стран.

Социальная работа несовместима прямо или кос­венно с поддержкой отдельных лиц, групп, политичес­ких сил или властных структур, подавляющих своих сограждан, использующих терроризм, пытки и подоб­ные жестокие средства.

В "Международных этических стандартах социаль­ной работы" выделены 5 групп: стандарты этического поведения; взаимоотношения с клиентами; взаимоот­ношения с агентствами и организациями; взаимоотно­шения с коллегами; отношение к профессии.

Стандарты этического поведения.

1.        Стремитесь понять уникальность каждого чело­века и те условия, которые определяют поведение человека и характер оказываемой ему помощи.

2.           Утверждайте профессиональные ценности, совершенствуйте знания и навыки; не совершайте поступ­ков, которые могут повредить престижу профессии.

3.            Не переоценивайте свои личные и профессио­нальные возможности.

4.        Всемерно используйте знания, умения и методы научного познания в решении постоянно возникающих проблем.

5.        Используйте свой профессиональный опыт при разработке основных направлений политики и соци­альных программ, служащих улучшению качества жизни общества.

6.        Выявляйте социальные нужды, природу и харак­тер личных, групповых и общинных, национальных и международных социальных проблем и объясняйте их.

7.          Ясно и отчетливо, в доходчивой форме разъяс­няйте все свои установки или действия как в качестве частного лица, так и в качестве представителя профес­сиональной ассоциации, агентства или организации.

Взаимоотношения с клиентами.

1.        Ставьте на первое место обязанности по отноше­нию к своим клиентам, но в рамках уважения к этичес­ким установкам других людей.

2.        Отстаивайте права клиента на взаимное доверие, на тайну и конфиденциальность, на ответственное ис­пользование информации.

Сбор и передача информации другим лицам про­изводится только в рамках профессиональной деятель­ности, осуществляемой в интересах клиента, которого предварительно информируют о необходимости таких действий. Никакая информация не сообщается без предварительного уведомления и согласия клиента, кроме случаев, когда клиент не может быть ответствен­ным за свои поступки или когда это может представ­лять серьезную опасность для других лиц. Клиент име­ет доступ к любой касающейся его информации, которая имеется у социального работника.

3.        Цените и уважайте личные устремления, иници­ативу и индивидуальные особенности клиентов. В рам­ках агентства и социальной среды клиента професси­онал помогает клиенту быть ответственным за свои действия; он всегда готов прийти на помощь любому клиенту. Если по ряду причин профессиональная по­мощь не может быть оказана на данном уровне, то кли­ента информируют об этом, и он действует по собствен­ному усмотрению.

4. Оказывайте помощь клиентам (отдельному че­ловеку, группе, общине, обществу) с целью достиже­ния ими самореализации и максимального развития собственных потенциальных возможностей, однако с соблюдением в равной степени прав других людей. Обслуживание клиента в своей основе заключается в том, чтобы клиент поняли использовал контакты с про­фессионалом для достижения законных желаний и выгод.

Взаимоотношения с агентствами и организациями.

1.        Работайте в тесном сотрудничестве с теми аген­тствами и организациями, чья социальная политика, методы и практика направлены на оказание компетен­тной помощи клиентам и поддержку профессиональ­ной социальной работы.

2.        С полной ответственностью относитесь к устав­ным целям и задачам агентства или организации; вно­сите вклад в разработку социальной политики, мето­дики и практики с целью достижения наивысших стандартов социальной работы.

3.        С полной ответственностью относитесь к судьбе клиента; вносите необходимые изменения в соци­альную политику, методику и практику по каналам соответствующих агентств и организаций. Если все возможности были исчерпаны, а изменения внести не удалось, обращайтесь в вышестоящие организации или к заинтересованной широкой общественности.

4.       Представляйте профессиональный отчет клиен­ту и общине об эффективности социальной работы в форме периодического анализа проблем, возникающих у клиентов, агентств и организаций, а также самоана­лиза личной деятельности.

5.      Не допускайте противоречия в направлении дей­ствий, процедуры и практики с этическими принципа­ми социальной работы.

Взаимоотношения с коллегами.

1. Относитесь с должным уважением к професси­ональной подготовке и практической деятельности своих коллег и других специалистов, оказывая им вся­ческое содействие для достижения эффективности социальной работы.

       2. Относитесь с уважением к различным мнениям  и практическим подходам коллег и других специалистов, высказывая с полной ответственностью критичес­кие замечания в соответствующих инстанциях.

3.            Способствуйте получению и распространению среди коллег по профессии, других специалистов и добровольцев знаний, навыков и идей с целью взаим­ного совершенствования и самоутверждения.

4.     Доводите до сведения соответствующих органов любые ущемления интересов клиентов или нарушения норм этики.

5.         Защищайте коллег от несправедливых нападок. Отношение к профессии.

1.               Отстаивайте ценности, знания и методологию профессии; вносите вклад в их популяризацию и со­вершенствование.

2.       Повышайте профессионализм социальной рабо­ты, всемерно совершенствуйте его.

3.         Защищайте профессию от несправедливой кри­тики и делайте все возможное, чтобы укрепить веру в необходимость нашей профессии.

4.     Давайте конструктивную критику профессии, ее теорий, методов и практики.

5.          Всячески поощряйте разработку новых подхо­дов и методов в социальной работе, необходимых для удовлетворения новых и уже имеющихся потреб­ностей.

Социальный работник должен:

1)        не поучать, не приказывать, не запрещать. Вдох­новлять и побуждать клиента к действию, инициативе, творчеству, уважая достоинство и уникальность лич­ности;

2)               уметь слышать клиента, проявлять выдержку, понять проблему и ситуацию, войти в его положение, проявлять деликатность, чувство такта;

3)                   быть коммуникабельным, контактным, уметь "разговорить" клиента, совместно определить пути решения проблемы; уметь быть нужным, интересным Для окружающих;

4)                 быть посредником, связующим звеном между клиентом и его окружением, не допускать унижения Достоинства клиента формами оказываемой ему благо­творительной помощи;

5)        уметь быть неформальным в работе с клиентом, выполнять роль советчика, помощника клиента в решении им собственных проблем; строить взаимоотноше­ния на основе диалога, на равных;

6)            всегда исходить из позиций гуманизма и мило­сердия. Не осуждать, не упрекать клиента; предупреж­дать возможности негуманного или дискриминацион­ного поведения по отношению к личности или группе людей; защищать клиента от физического или душев­ного дискомфорта, расстройства, опасности или уни­жения;

7)                  соблюдать высокие нравственные стандарты своего поведения, исключая любые уловки, введение кого-либо в заблуждение, нечестные действия. Всегда действовать исключительно в интересах клиента;

8)        уметь находить себе помощников, поддерживать участие общественности в развитии социальной работы;

9)           вести работу только в рамках своей компетент­ности, нести персональную ответственность за каче­ство своей работы; не поддаваться влияниям и нажи­мам; информировать клиента о предпринимаемых мерах, характере оказываемой ему помощи, проводи­мых записях, собираемых данных;

10)          не использовать свои профессиональные отно­шения в личных целях; участвовать в обсуждениях и оценках ситуаций только с профессиональной целью; уважать и не разглашать тайну, доверенную клиентом. Принимать плату за услуги на законных основаниях. Не принимать ценных подарков за выполненную работу;

11)        стремиться к постоянному повышению профес­сиональных знаний, мастерства, уровня квалификации. Основывать свою практическую деятельность на про­фессиональных знаниях;

12)              защищать и усиливать достоинство и чистоту профессии. Уважать доверие коллег в ходе професси­ональных взаимоотношений и взаимодействия, соблю­дать деликатность и справедливость. Принимать меры против неэтичного поведения любого из своих коллег. (В.Г.Бочарова).

Нарушение профессиональных норм или ошибки, обычно расцениваемые как халатность, определяются как "нарушение профессиональных норм вследствие беспечности, некомпетентности или с заранее обдуманным намерением". Социальные работники могут преследоваться в судебном порядке за нарушение секретности, недонесение о подозрении на плохое обращение с детьми, невнимание к таким актам, как злоупотребле­ния, словесное оскорбление и угроза физического на­силия, оскорбление действием, незаконное ограниче­ние свободы посредством ошибочного помещения в лечебное или исправительное учреждение.

Для выполнения определенных квалификационной характеристикой обязанностей социальный педагог и социальный работник широко используют свои права:

—      представлять и защищать интересы клиентов в органах законодательной и исполнительной вла­сти;

—   вести государственную или частную социальную практику при наличии диплома о специальном об­разовании, сертификата по специальности, соот­ветствующей лицензии;

—            собирать информацию, связанную с нуждами клиентов, проводить социологические опросы населения, диагностические исследования;

—       делать официальные запросы в общественные организации, государственные учреждения с просьбой о решении личных и социальных про­блем клиентов;

—        информировать государственные органы о со­стоянии той или иной проблемы в сфере своей деятельности;

—           вносить предложения предприятиям и учреж­дениям, коммерческим структурам и обществен­ным объединениям о поощрении родителей, семей, волонтеров социальной работы за соци­альные инициативы и активность;

—               вести активную работу по пропаганде опыта семейного воспитания, социальной работы, ис­пользуя средства массовой информации;

—       возглавлять общественные инициативные дви­жения граждан, направленные на решение кон­кретных социальных проблем.

Вопросы для самоконтроля

Назовите общие психологические качества и способ­ности человека, необходимые для работы социальным педагогом, социальным работником. 

 

Учащимся предлагается посидеть в очереди в при­емной под видом клиентов и понаблюдать за работой регистратора, за самими клиентами и затем, как кли­ентов приглашают на прием к социальному работнику. Учащихся предупреждают о соблюдении конфиденци­альности. Это задание часто открывает глаза практи­кантам, о чем свидетельствуют приведенные ниже выдержки из социально-педагогических дневников: "Ожидание клиентов может протекать в крайне неудоб­ной обстановке. Очень часто персонал их просто игно­рирует. Сами работники пьют чай, а клиентам не пред­лагают. Комнаты ожидания отсутствуют. Клиенты ждут своей очереди на улице. В дни выдачи пенсий, когда в учреждении много работы, очередь выстраивается вдоль улицы. Иногда пожилые люди падают в обморок".

 

Психологические игры и упражнения Игоря Викторовича Вачкова

Упражнение " Рисунок волнения"

Обучающимся дается задание с помощью линий и цвета передать эмоцию волнения. Рисовать можно ак­варельными красками или фломастерами. Выполнение рисунка можно сопровождать тревожной, волнующей музыкой. По окончании рисования — обсуждение: ис­пытывали ли вы сами подобные чувства? Когда это было? Кто или что помогло вам выйти из затруднитель­ного положения? Помогали ли вы сами кому-либо спра­виться с волнением? Нужно ли уметь это делать соци­альному работнику?

Упражнение "Мой черно-белый портрет"

Для обучающихся важно адекватно оценивать себя и свои профессиональные качества. Пустой лист в тет­ради делится вертикальной чертой пополам. Над левой половиной черной краской рисуется знак "минус", над правой — какой-нибудь яркой краской (на выбор обу­чающегося) — знак "плюс". В левой части участникам предлагается записать то, что ему в себе не нравится, а в правой — то, что ему в себе нравится.

Это упражнение обсуждается в группе только по желанию участников.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Упражнение "Волшебное озеро"

Негромко звучит спокойная музыка. "Закройте глаза. Совершим с вами небольшое путешествие. Пред­ставьте себя на полянке в лесу. Вокруг качают ветвя­ми вековые дубы и стройные сосны. Под ногами — яркая зеленая трава. В кронах деревьев раздается птичий гомон. По небу плывут легкие облачка. Вы, не торопясь, идете по узкой лесной тропке, и она выводит вас к озеру. Это не обычное озеро. Оно — волшебное. На его поверхности отражается не внешность челове­ка, а то, какой он есть — со своими чертами характера. В этом озере отражаются поступки человека, которые и раскрывают его личность. Посмотрите в озеро. Как вы выглядите? Что отражается на поверхности озе­ра?... А теперь по той же тропинке, не спеша, вернем­ся к полянке, откуда началось наше путешествие. Постоим несколько секунд, прощаясь с лесом. И пере­несемся снова в наш класс. Откроем глаза. Потянем­ся... Вот и все.

Кто хочет рассказать о своем отражении в волшеб­ном озере?"

Обсуждение впечатлений.

Список использованной литературы

Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы.— М.: SvR-Аргус, 1994.

Бочарова В.Г. Задачи и перспективы развития социаль­ной педагогики в современных условиях.— М.: ЦСП РАО, 1996.

Гуслякова Л.Г., Кувшинникова В.А., Синцова Л.К. Сборник задач и упражнений по социальной работе.— М.: Наука, 1994.

Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы / Пер. с англ. яз. под ред. Б.Ю. Шапиро.— М.: Аспект Пресс,1995. Обучение практике социальной работы: международный опыт и перспективы / Под ред. М. Доэла и С. Шадлоу.— М.: Аспект Пресс, 1997.

Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Пав-ленок,— М.: ИНФРА-М, 1997.

Права человека и работа в социальной сфере: Пособие для училищ по подготовке социальных работников и для

работников социальной сферы.— Женева: Изд-во Центра по правам человека ООН, 1995.

Профессиональная деятельность социального работника: содержание и организация.— М.: Изд-во Института моло­дежи,1993.— (Библиотечка социального работника). Профессионально-этические нормы социальной работы / Под ред. С.А. Беличевой.— М.: Центр Консорциума "Со­циальное здоровье России", 1993.

Справочное пособие по социальной работе / Под ред. A.M. Панова, Е.И. Холостовой.— М.: Юристъ, 1997. Социальная работа: Научно-популярный журнал АСОПиР и РАО.— № 1(9).— 1997.

Шмелева Н.Б. Профессиональное развитие личности со­циального работника в системе подготовки и переподго­товки кадров.— Ульяновск: Изд-во филиала МГУ, 1994.

ЗАНЯТИЕ 3

Дата: 2019-04-23, просмотров: 230.