СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ПРОФЕССИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

"Настоящий успех — это найти дело

 своей жизни в работе, которую ты любишь".

Дэвид Маккаллоу

"Быть человеком — это чувствовать свою от­ветственность.

Чувствовать стыд перед ни­щетой, которая, казалось бы, и не зависит от тебя.

 Гордиться каждой победой, одержан­ной товарищами.

Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир".

А. Сент-Экзюпери

Профессия — род деятельности, занятий человека, владеющего комплексом специальных знаний и практи­ческих навыков, приобретенных в результате углублен­ной общей и специальной подготовки и опыта работы.

Логика развития профессий такова, что первона­чально они возникают из конкретных потребностей людей. Затем происходит накопление практического опыта и его глубокое осмысление. Формируется теоре­тическая база профессиональной деятельности. Реша­ется задача подготовки кадров. Практической деятель­ности специалиста дается научное обоснование, что внешне выражается в появлении профессиональных журналов, монографий, учебно-методической литера­туры; создаются профессиональные организации.

Профессия социального работника, имея различ­ные формы и названия, известна в разные историчес­кие эпохи и разные культуры. Первое упоминание о социальной работе как таковой относится к 1750 г. До н. э. В это время в Вавилоне создавались коды справедливости — гражданские акты, призывавшие людей к любви к ближнему, заботе о бедных.В Древней Греции социальная работа была известна как "филантропия" (что в переводе с греческого означает "прояв­ление любви в отношении человечества"), в Риме — как "народная традиция". Древние инки процесс по­мощи определяли как "минка", языческие славянские племена как "слепня". В России социальная работа появилась в период проведения земской реформы 1864 года, хотя и не называлась так. Функции социальных работников выполняли земские уполномоченные по призрению (призрение — от "призреть, призревать", т. е. обратить взор) слепых, бедных, безнадзорных детей, безродных и бездомных людей пожилого возра­ста. Успех этой деятельности, как и любой другой, зависел от знаний, жизненного опыта и профессио­нального мастерства этих людей.

В XX веке в СССР функции социальных работников выполняли представители коммунистической партии и профсоюзов, а также работники различных ведомств социальной сферы. Обучение социальной работе как профессии в России началось в конце 80-х гг. XX века. Тогда же появилась новая интегративная профессия "социальная работа" со множеством специализаций в зависимости от ведомственной подчиненности.

Первые программы профессиональной подготов­ки социальных работников появились в конце XIX века в Амстердаме, затем в Берлине, Лондоне, что означало переход социальной работы на профессиональный уровень, когда в постановке социального диагноза и выбора методов и средств социальной работы руковод­ствуются не общими моральными критериями, а науч-

Представляет интерес история появления профессии "социальный педагог" в России. В 1989 году Госу­дарственный комитет СССР по народному образованию создал при Академии педагогических наук СССР Вре­менный научно-исследовательский коллектив ВНИК "Школа-микрорайон" под руководством кандидата пе­дагогических наук В.Г. Бочарове. Одним из итогов работы ВНИКа и сотни его" экспериментальных площа­док было обоснование новой профессии, ориентированной на работу в микрорайоне, названной, в про­тивовес социальным работникам собесов (отделов социального обеспечения населения) — "социальный педагог". Таким образом, система образования с 1991 году получила "своего" социального работника не толь­ко по содержанию деятельности, но и по названию.

но обоснованным профессиональным подходом. Соци­альная помощь стала рассматриваться как комбинация мер, результатом которых являются изменения как са­мого человека, так и социального окружения. В течение всего XIX века устанавливалось понимание социальны­ми работниками главного тезиса: для лечения соци­альных болезней человека необходимо высвободить и развить, преумнжить ресурсы личности нее социаль­ного окружения, прежде всего семьи.

Современный подход в мировой практике заключа­ется в ясном понимании того, что социальная работа яв­ляется одной из форм деятельности, направленной на достижение социальных изменений. С этих позиций со­циальная работа является мощным сдерживающим сред­ством социальных катаклизмов и конфликтов в обществе, тем более эффективным, чем больше ресурсов выделяет общество и государство. Следовательно, применитель­но к современной России, ввергнутой в социальный пе­редел без предварительной подготовки и добровольного согласия большей части общества, стремительное раз­витие социальных служб, включение в социальную ра­боту общественных объединений, благотворительных фондов, творческих и профессиональных союзов, кон­фессий есть вопрос политический и один из приоритет­ных в сфере национальной безопасности.

Для практики социальной работы в нашей стране с момента ее зарождения и по настоящее время ха­рактерна доминирующая роль социальной педагоги­ки. При этой важно пояснить, что понятие "социальная педагогика" не тождественно понятию "школьная со­циальная работа". Социальная педагогика, или педагогика отношений в социуме, рассматривается как на­учная основа в системе служб социальной помощи населению, позволяющая своевременно диагностиро­вать, выявлять и педагогически целесообразно влиять на отношения в социуме.

Проблемное поле социальной работы и социаль­ной педагогики огромно и вбирает в себя все многооб­разие жизненных ситуаций и коллизий людей разных возрастов и социального положения.

Вот только 3 примера, позволяющих представить, чем занимаются социальные педагоги и социальные работники сегодня.

Пример 1

При обследовании жилого дома № 76 выявлена семья, нуждающаяся в срочной психолого-педагогической помощи. В полной семье (отец и мать) — трое детей. Старший ребенок Рустам, 7 лет,— инвалид. По словам матери, нормальное общение с сыном затруднено: "Он не узнает ни меня, ни отца, ни своих брата с сестрой, не может держать голову, не умеет говорить. В доме напряженная обстановка, младшие дети по ночам вздрагивают, просыпаются от его внезапного крика или смеха. Я не сплю ночами, стала нервная, издерганная, такими же растут и наши дети. Намучившись, взвесив все "за" и "против", в интересах своих младших детей мы решили наконец с мужем отдать Рустама в дом инвалидов и регулярно навещать его там. Прошли медосмотр, собрали документы, и с тех пор дело не сдвинулось ни на шаг. "Нет мест". Мой дом превратился в большую клетку, из которой не вырваться. Помогите мне выбраться из этого ада — ведь я могу потерять не только Рустама, но и остальных детей..."

С какими учреждениями социальному работнику следует установить контакт в первую очередь? Каков план работы с этой семьей?

Пример 2

Из рассказа мальчика:

"Понимаете, они делили меня, как вещь. Ни один из них никогда, ни разу не спросил меня о моих желаниях. С кем я хочу жить? Что я о них думаю? Думаю ли вообще? А четыре года назад, когда они только развелись, у меня не было выбора: он был моим отцом, она — моей матерью. Я, конечно, хотел, чтобы мы жили вместе, но даже если не вместе... вы же понимаете, что тогда на­чалось. В конце концов, я возненавидел мать за то, что она не разрешила отцу приходить ко мне. Меня все время встречала бабка и быстро уводила из школы, иногда мать просила об этом соседку. Гулял я тоже с бабкой, а когда она была занята — сидел дома один запертый. У меня никогда не было собственного ключа от дома. Тогда я хотел уйти к отцу, я думал, что я ему нужен, но потом понял, что и ему я нужен только как орудие борьбы против матери. По-моему, они просто ослепли от злобы друг на друга.

Самое страшное во всем этом, что мне никто не мог помочь. Ведь все признавали за ними права на меня. Как право на вещь! Они, между прочим, также делили дачу и машину и, может быть, из-за этого и меня".

Какая помощь требуется мальчику прежде всего?

Какие методы и формы социальный работник должен избрать при общении с матерью и отцом ребенка?

С кем из специалистов социальный работник должен поддерживать постоянный контакт?

Пример 3

Зараженных СПИДом детей прячут от всех. Стараясь сохранить тайну, родители подчас отказываются даже от положенных льгот.

Пятилетняя девочка чуть не задохнулась от приступа, пока ее мама в отчаянии бегала по району в поисках телефона, чтобы вызвать "неотложку". К соседям ведь позво­нить не зайдешь и диагноз вслух не скажешь. А у многих семей с больными детьми до сих пор нет телефонов.

Сегодня большинство мам, имеющих, как правило, на иждивении двух детей, один из которых болен СПИДом, живут на пенсию по инвалидности и на по­собия.

Какова основная проблема, возникающая у социально­го работника в общении с семьями, имеющими больных СПИДом?

В чем заключается действие социального работника при решении проблем этих семей? В контакте с какими специалистами должен работать социальный работник?

Профессии "социальный работник", "социальный педагог" и "специалист по социальной работе" официально зарегистрированы в российских государственных документах в марте-апреле 1991 г. и созданы для Решения социальных проблем человека и общества:

—     социальные и психологические конфликты, кризисные, стрессовые ситуации;

—        эмоциональные и психологические проблемы;

—         нужда и бедность;

—      алкоголизм и наркомания;

—        насилие и дискриминация;

—        этнические и национальные проблемы;

—       преступления и правонарушения;

—        безработица и профессиональная адаптация;

—       инвалидность и одинокая старость;

—     жилищная проблема;

—     опекунство, попечительство, усыновление;

—       родительская жестокость и др.

Ошибочно полагать, будто социальная работа исчерпывается оказанием помощи людям, попавшим в беду. Вместе с тем она представляет собой и один из наиболее тонких инструментов социального контроля. Противоречие между функциями заботы и контроля, неизбежное присутствие элементов контроля в любом виде помощи — одна из дилемм, с которой социальные работники сталкиваются повсеместно. Дилемма эта непосредственно связана с еще одной серьезной проблемой, а именно: чьи интересы социальный работник представляет в первую очередь — государства, работодателя, клиента или общества в целом? С точки зрения системы профессиональных ценнос­тей, социальный работник должен представлять интересы прежде всего клиента, затем — общества и уже потом — своей организации и государства. Такую си­стему приоритетов не всегда легко претворять в жизнь. Нередко социальным работникам приходится бороть­ся за нее, опираясь на поддержку коллег и профессионального сообщества в целом.

Сегодня профессию "социальная работа" представ­ляет веер специализаций, разновидностей: социальный педагог-психолог, этнолог, социальный юрист, эколог, валеолог, социальный аниматор, геронтолог, социальные работники более узкой специализации (по работе с бе­женцами, инвалидами, с "группами риска", медицинский социальный работник и др.) или работающие с опреде­ленной возрастной группой (социальная работа с детьми, с престарелыми и др.), либо в определенных учреждени­ях (социальный работник в школе, на производстве), в специфических сферах микросреды (социальный работ­ник в общине, на селе, социальный работник в воинской среде, социальная работа в экстремальных ситуациях, организация социальной работы).

Педагог предлагает обучающимся заполнить таблицу:(по книге Самоукина Н.В. "Игры, в которые играют"...): в левой колонке — специализации профессии "социальная работа", в правой — требования, предъявляемые данной специализацией к человеку.

Учащиеся разбиваются на две группы, каждая заполняет таблицу, обсуждая все связанные с этим воп­росы вместе с педагогом. После этого каждая группа выбирает двух учащихся, определяет для них подходящую специализацию, описывает особенности этой специализации, представляет характеристику индивидуальных особенностей выбранных обучающихся и доказывает, что выбор специализации осуществлен правильно.

Главная цель социальной работы — забота о благо­состоянии и раскрытие возможностей и способностей личности, семьи, общества к нормальному социальному функционированию. Социальные педагоги, соци­альные работники стремятся сделать всё необходимое для того, чтобы люди были счастливыми, довольными своей жизнью (семьей, работой, образованием, здоро­вьем, заработком, жильем, отдыхом и т. п.).

Пути достижения цели:

— знакомство с клиентом ("клиентом" может выс­тупать и общество, и социальная группа, и человек), диагностика ситуации;

— выявление возможностей, дифференциация проблем, нужд;

—   помощь в решении проблем, реализация возмож­ностей;

—       наблюдение и забота. Специфические ценности социальной работы:

—  любовь к ближнему, сочувствие, сопереживание;

—     участие;

—   вера во внутренние силы клиента, в возможность изменить ситуацию;

—      желание помочь и пожертвовать;

—     накопление знаний;

—     приобретение опыта;

—       социальное творчество.

Социальный педагог, социальный работник, оказывая помощь клиенту, реализует при этом следующие функции (по В.Г. Бочаровой):                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

— диагностическая — специалист ставит "социальный диагноз", изучает психологические и возраст­ные особенности, способности человека, вникает в мир его интересов, круг общения, в условия его жизни, вы­являет позитивные и негативные влияния, проблемы;

— организаторская — специалист организует ту или иную деятельность, влияет на содержание досу­га, помогает в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации, координирует деятельность подростковых и молодежных объединений, влияет на взаимодействие клиента с медицинскими, образовательными, культурными, спортивными, правовыми учреждениями и благотворительными организа­циями;

— прогностическая — специалист участвует в про­граммировании и прогнозировании процесса социаль­ного развития микрорайона и конкретного микросоциума, деятельности различных институтов, участвующих в социальной работе;

— предупредительно-профилактическая и соци­ально-терапевтическая — специалист участвует и при­водит в действие социально-правовые, юридические и психологические механизмы предупреждения и пре­одоления негативных влияний, организует социотерапевтическую помощь нуждающимся, обеспечивает за­щиту прав в обществе, оказывает помощь подросткам и молодежи в период социального и профессионального самоопределения;

—  организационно-коммуникативная — специа­лист способствует включению добровольных помощни­ков, населения в социальную работу, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, сосредотачи­вает информацию и налаживает взаимодействие меж­ду различными социальными институтами в их работе с клиентом;

— охранно-защитная — специалист использует весь арсенал правовых норм для защиты интересов клиентов, содействует применению мер государствен­ного принуждения и юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредо­ванные противоправные воздействия на клиентов.

Работник, занятый в сфере организации и управ­ления социальной работой, обычно имеет дело с самыми разнообразными учреждениями социальной помощи, с разнопрофильной социальной работой. Имеется и специфика работы организаторов социальной помощи в различных учреждениях, прежде всего по важ­нейшим направлениям социальной работы: а) помощь семье; б) работа в экстремальных ситуациях и с "груп­пами риска"; в) работав здравоохранении; г) работав сфере образования; д) работа в службах занятости.

Будучи сотрудниками соответствующих служб, социальные работники и социальные педагоги должны чувствовать себя в первую очередь защитниками социально уязвимых групп населения. Для того чтобы профессионально реализовать свое призвание, им не­обходимо знать, как люди развиваются, взаимодейству­ют, изменяются, учатся, реагируют на трудности и проблемы, как общественные условия влияют на жизнь отдельных людей, а также уметь тонко сочетать мето­ды убеждения и принуждения со стимулированием их собственной активности.

Важный момент социальной работы — убежденность в том, что чаще всего мы бываем не вправе ре­шать за других людей, что им нужно, и должны позво­лять им самим выбирать из имеющихся вариантов тот, который их больше всего устраивает. Как правило, им нужна помощь в осознании имеющихся альтернатив, в оценке сравнительных достоинств и недостатков каждого из существующих вариантов поведения, в грамот­ном и рациональном принятии решений.

Такая установка в корне расходится с авторитарным подходом, который заключается в том, что пред­ставители государства имеют право диктовать людям правила поведения, с традициями навязывания им сво­их рекомендаций и определения характера помощи. Для

Рекомендуется провести на одном из практичес­ких занятий по теме "Социальная работа как профессия" встречу-беседу с представителями социальных служб города (поселка), руководителями социальной сферы. Важно, чтобы во время беседы обсуждались сложности профессий "социальный работник", "социальный педагог", вопросы профессионального и дол­жностного роста.

того чтобы помочь оказавшимся в трудном положении людям высказать свои чувства, найти возможные пути выхода из кризиса, принять соответствующее решение и провести его в жизнь, требуется не только отказ от авторитарных методов работы, но и подлинная вера в то, что каждый человек имеет право и способен сам достаточно успешно строить свою жизнь во всем мно­гообразии ее проявлений.

Социальная работа не только профессия, но и состояние души. Некоторые специалисты рассматривают её как призвание, которое даёт чувство причастности и преданности этой работе, без которого невозможно или очень трудно выдержать общение со страдающими людьми, с людьми, которые столкнулись с проблемами, подчас неразрешимыми, с людьми, которые в своей жизни испытали много потерь.

Самодвижение личности к вершинам профессионализма включает пять основных стадий (по Э. Зееру):

1) оптация — формирование профессиональных и личностных намерений, осознанный выбор профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей;

2)профессиональная подготовка — формирование профессиональной направленности и системы профес­сиональных знаний, умений и навыков, приобретение опыта теоретического и практического решения про­фессиональных ситуаций и задач;

3) профессиональная адаптация — вхождение в профессию, освоение новой социальной роли, профес­сиональное самоопределение, формирование личнос­тных и профессиональных качеств, опыта самостоятель­ного выполнения профессиональной деятельности;

4)профессионализация — формирование профес­сиональной позиции, интеграция личностных и профес­сионально важных качеств и умений в относительно ус­тойчивые профессионально значимые образования, квалифицированное выполнение профессиональной деятельности;

5)профессиональное мастерство — полная реали­зация, самоосуществление личности в профессиональ­ной деятельности.

В настоящее время в большинстве стран мира вы­деляются следующие профессиональные роли социального работника (Справочное пособие по социальной работе/ Под ред. A.M. Панова, Е.И. Холостовой.— М:Юристъ, 1997):

— определитель клиента (Outreach Worker): устанав­ливает людей, группы людей, испытывающих трудности или находящихся в состоянии риска. Цель — обнаружить, выявить условия окружения, создающие проблемы;

— оцениватель (Evaluato'r): собирает информацию, оценивает проблемы людей, сообществ. Цель — сбор и обработка информации;

— менеджер информации (Data Manager): клас­сифицирует и анализирует полученные о клиенте данные. Цель — помощь в принятии решений для дей­ствия;

— брокер (Broker): направляет людей в службы, решающие проблемы клиента. Цель — скоординиро­вать работу социальных служб, дать возможность лю­дям использовать их потенциал;

— посредник, буфер (Mediation): находится между конфликтующими сторонами: двумя людьми, человеком и группой или двумя группами. Цель — снять разно­гласия и научить людей работать вместе продуктивно;

—  мобилизатор (Mobilizer): организует действие групп людей для решения проблем. Цель — объедине­ние усилий клиентов в решении проблем;

— адвокат, защитник (Advocate): борется за права людей, нуждающихся в помощи. Цель — повысить качественное обслуживание, помощь клиентам, внесение изменений в законы и сложившуюся практику социальной работы;

— учитель (Teacher): передает людям информацию и знания. Цель — помощь людям в развитии умения самостоятельно решать свои проблемы;

— корректор поведения (Behaviour Change): вно­сит изменения в поведенческие стереотипы, навыки и восприятия людей или групп. Цель — психолого-педа­гогическая поддержка клиента;

— проектант сообществ (Community Planner): по­могает в планировании групп, агентств, служб, прави­тельств; разработке и реализации программ их деятель­ности. Цель — программирование социальной работы;

— консультант (Counsultant): оказывает помощь Другим социальным работникам или службам. Цель — Помощь в улучшении умения профессионалов социальной работы решать проблемы клиентов;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

— администратор (Administrator): обеспечивает организационную и финансовую помощь учреждению или сообществу. Цель — принятие управленческих решений.

Вопросы для самоконтроля

Когда возникла социальная работа как профессия в мире, в России?

Какова потребность в социальной работе, ее значение?

Раскройте основные направления деятельности соци­ального работника.

Ситуация

В Москве появились две мошенницы, которые под видом страховых агентов входят в доверие к пенсионеркам и забирают у них ценные вещи. Вчера в милицию поступило два заявления от родственников, пострадавших старушек 76 и 80 лет, проживающих на улице Дружбы и Мосфильмовской улице в Западном округе столицы. К ним домой вечером пришли незнакомые женщины, назвавшиеся работниками соцстраха. Пока одна мошенница отвлекала пенсионерок беседой, обещая помощь в получении страховых полисов, ее сообщница украла золотые ювелирные изделия.

Каким образом можно избежать подобного мошен­ничества? Составьте памятку пожилым людям, пользующимся услугами социальных служб. Разработайте специальные документы, удостоверяющие личность помощника социального работника.

Практические задания

Составление и анализ профессиограммы социального работника

Экскурсии на объекты социальной работы

 Один день из жизни социального работника

 Цель: формирование представлений о професси­ональных, административных и других обязанностях, из которых состоит рабочий день социального работ­ника. Учащиеся комментируют содержание работы, которую они наблюдают, а также оценивают квалификационные полномочия социального работника.

Это задание дает возможность непосредственно ознакомиться с многообразной деятельностью, составляющей рабочий день социального работника: отвечать на телефонные звонки, заниматься делопроизводством, мыть беспризорных детей, готовить чай, составлять планы, протоколы, выполнять административные функции и др.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 608.