Специалисты психологической службы (групп ППО) в своей деятельности руководствуются:
- Приказами и директивами Министра обороны РФ по обеспечению учебного процесса и профессиональной деятельности специалистов различного профиля с учетом специфики их ведомственной принадлежности;
- Методическими рекомендациями по профессиональному психологическому и психофизиологическому отбору кандидатов в учебные заведения и на особые виды деятельности по профилю специализации и другими документами;
- Приказами руководителя учебного заведения, начальника (директора) организации, учреждения, предприятия.
Решая основные задачи психологического обеспечения учебного или производственного процесса, специалисты психологической службы должны проводить научно-практические исследования по выявлению профессионально важных качеств специалистов основных специальностей и разработке методов их психодиагностики. Осуществлять профессионально-психологический отбор кандидатов для обучения или работы по специальности. Изучать динамику индивидуально-психологических характеристик личности и на основе полученных результатов определять особенности формирования профессионально важных качеств будущих специалистов в процессе их обучения и последующей профессиональной деятельности. Разрабатывать практические рекомендации для руководства и администрации учреждения, организации, профессорско-преподавательского состава по учету психологических особенностей личности обучаемых, специалистов при решении учебных и профессиональных задач. Выявлять лиц, испытывающих затруднения в социально-психологической, профессиональной адаптации и своевременно оказывать психологическую помощь нуждающимся. Оценивать эффективность проводимых мероприятий.
В начальный период организации и подготовки специалистов по профилю предстоящей деятельности специалисты психологической службы решают следующие организационные и научно-методические задачи:
- профессиографический анализ деятельности по основным специальностям, выявление профессионально-важных качеств, необходимых для успешного обучения в учебном заведении и эффективной профессиональной деятельности после его окончания;
- разработка методических рекомендаций по профессиональной ориентации и консультации, организация выступлений в средствах массовой информации представителей ВУЗа, организации, учреждения, предприятия перед молодежью, кандидатами на учебу, работу;
- разработка информационно-агитационных буклетов, видиофильмов и других материалов об учебном заведении, организации, предприятии, проведение «Дня открытых дверей», олимпиад и т. д.;
- подбор и определение методов исследования в целях профессионального психологического отбора (квалификационного экзамена) в ВУЗ;
- разработка положений и инструкций по профессиональному психологическому отбору (квалификационному экзамену) кандидатов на обучение в соответствии с требованиями руководящих документов по Министерству, ведомству, опытом работы и результатами научных исследований;
- подготовка к работе в составе приемной комиссии учебного заведения, учреждения, предприятия и организация материально-технического обеспечения мероприятий профессионального психологического отбора (квалификационного экзамена) с учетом требований нормативных документов данного Министерства или ведомства к уровню подготовки и профессиональной квалификации специалиста;
- составление планов работы и отчетной документации по профессиональному психологическому отбору (квалификационному экзамену).
На этапе предварительного отбора кандидатов на учебу, работу специалисты психологической службы принимают участие в подготовке предложений для приемной комиссии о допуске кандидатов к вступительным экзаменам, основываясь на изучении материалов личного дела.
В период приемных экзаменов и непосредственного проведения мероприятий профессионального психологического отбора кандидатов специалисты психологической службы работают в составе подкомиссии по оценке психофизиологических качеств и личностных свойств кандидатов на учебу, работу (квалификационный экзамен). Мероприятия профессионального психологического отбора проводятся в соответствии с планом-графиком, утверждаемым председателем приемной комиссии, как правило, до начала сдачи вступительных экзаменов по общеобразовательным предметам. На основании данных, полученных в ходе обследования поступающих на учебу, работу разрабатываются и предоставляются приемной комиссии заключения об их профессиональной пригодности к обучению или работе по специальности.
Данные социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования кандидатов, а также итоговое заключение о профессиональной пригодности регистрируется в журнале учета работы подкомиссии профессионального отбора и используются при решении задач психологического сопровождения учебного процесса или профессиональной деятельности.
К началу занятий учащихся первых курсов специалистами психологической службы разрабатываются предложения (в случае необходимости) по наиболее целесообразному комплектованию факультетов и учебных групп, учетом индивидуально-психологических и психофизиологических качеств обучаемых.
В процессе обучения или профессиональной деятельности специалисты психологической службы осуществляют психологическое сопровождение учащихся или специалистов. Основными направлениями психологического сопровождения являются: выявление лиц с признаками затруднения социально-психологической и профессиональной адаптации и их углубленное изучение, оказание психологической помощи нуждающимся, проведение психокоррекционных мероприятий, изучение внутригрупповых процессов.
Мероприятия по профессиональному психофизиологическому отбору, социально-психологическому и психофизиологическому сопровождению учащихся, специалистов проводятся в соответствии с годовым планом работы психологической службы учебного заведения, организации и по указанию руководства. Результаты деятельности психологической службы и эффективность проведенных мероприятий оценивается ежегодно, на заседании ученого, педагогического советов учебного заведения, коллегиальных совещаниях, проводимых руководством.
12. Временное положение о профессиональной ориентации //Школа и производство, 1990, N 7. С.6-11
Дата: 2019-04-23, просмотров: 224.