профессиональной деятельности специалистов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Специалисты психологической службы (групп ППО) в своей деятельности руководс­твуются:

- Приказами и директивами Министра обороны РФ по обеспечению учебного процесса и профессиональной деятельности специалистов различного профиля с учетом специфики их ведомственной принадлежности;

- Методическими рекомендациями по профессиональному психоло­гическому и психофизиологическому отбору кандидатов в учебные заведения и на особые виды деятельности по профилю специализации и другими документами;

- Приказами руководителя учебного заведения, начальника (директора) организации, учреждения, предприятия.

Решая основные задачи психологического обеспечения учебного или производственного процесса, специалисты психологической службы должны проводить научно-практические исследо­вания по выявлению профессионально важных качеств специалистов основных специальностей и разработке методов их психодиагностики. Осуществлять профессионально-психологический отбор кандидатов для обучения или работы по специальности. Изучать динамику индивидуально-психологических характеристик личности и на основе получен­ных результатов определять особенности формирования профессионально важных качеств бу­дущих специалистов в процессе их обучения и последующей профессиональной деятельности. Разрабатывать практические рекомендации для руководства и администрации учреждения, организации, профессорско-преподавательского состава по учету психологических осо­бенностей личности обучаемых, специалистов при решении учебных и профессиональных задач. Выявлять лиц, испытывающих затруднения в социально-психологической, профессиональной адаптации и своевременно оказывать психоло­гическую помощь нуждающимся. Оценивать эффективность проводимых мероприятий.

В начальный период организации и подготовки специалистов по профилю предстоящей деятельности специалисты психологической службы решают следующие организационные и научно-методические задачи:

- профессиографический анализ деятельности по основным специальностям, выявление про­фессионально-важных качеств, необходимых для успешного обучения в учебном заведении и эффективной профессиональной деятельности после его окончания;

- разработка методических рекомендаций по профессио­нальной ориентации и консультации, организация выступлений в средствах массовой информации представителей ВУЗа, организации, учреждения, предприятия перед молодежью, кандидатами на учебу, работу;

- разработка информационно-агитационных буклетов, видиофиль­мов и других материалов об учебном заведении, организации, предприятии, проведение «Дня открытых дверей», олимпиад и т. д.;

- подбор и определение методов исследования в целях професси­онального психологического отбора (квалификационного экзамена) в ВУЗ;

- разработка положений и инструкций по профессиональному психологическо­му отбору (квалификационному экзамену) кандидатов на обучение в соответствии с требованиями руководящих докумен­тов по Министерству, ведомству, опытом работы и результатами научных исследований;

- подготовка к работе в составе приемной комиссии учебного заведения, учреждения, предприятия и ор­ганизация материально-технического обеспечения мероприятий про­фессионального психологического отбора (квалификационного экзамена) с учетом требований нормативных документов данного Министерства или ведомства к уровню подготовки и профессиональной квалификации специалиста;

- составление планов работы и отчетной документации по про­фессиональному психологическому отбору (квалификационному экзамену).

На этапе предварительного отбора кандидатов на учебу, работу специалисты психологической службы принимают участие в подготовке предложений для прием­ной комиссии о допуске кандидатов к вступительным экзаменам, ос­новываясь на изучении материалов личного дела.

В период приемных экзаменов и непосредственного проведения мероприятий профессионального психологического отбора кандидатов специалисты психологической службы работают в составе подкомиссии по оценке психофизиологических качеств и личностных свойств кандидатов на учебу, работу (квалификационный экзамен). Мероприятия профессио­нального психологического отбора проводятся в соответствии с пла­ном-графиком, утверждаемым председателем приемной комиссии, как правило, до начала сдачи вступительных экзаменов по общеобразова­тельным предметам. На основании данных, полученных в ходе обсле­дования поступающих на учебу, работу разрабатываются и предоставляются приемной комиссии заключения об их профессиональной пригодности к обучению или работе по специальности.

Данные социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования кандидатов, а также итоговое заключение о профессиональной пригодности регистрируется в журна­ле учета работы подкомиссии профессионального отбора и использу­ются при решении задач психологического сопровождения учебного процесса или профессиональной деятельности.

К началу занятий учащихся первых курсов специалистами психологической службы разра­батываются предложения (в случае необходимости) по наиболее целе­сообразному комплектованию факультетов и учебных групп, учетом индивидуально-психологи­ческих и психофизиологических качеств обучаемых.

В процессе обучения или профессиональной деятельности специалисты психологической службы осуществляют психологическое сопровождение учащихся или специалистов. Основными направлениями психологического сопровождения являются: выявление лиц с признаками затруднения социально-психологической и профессиональной адаптации и их углубленное изучение, оказание психологической помощи нуждаю­щимся, проведение психокоррекционных мероприятий, изучение внутригрупповых процессов.

Мероприятия по профессиональному психофизиологическому отбо­ру, социально-психологическому и психофизиологическому сопровожде­нию учащихся, специалистов проводятся в соответствии с годовым планом ра­боты психологической службы учебного заведения, организации и по указанию руководства. Результаты дея­тельности психологической службы и эффективность проведенных мероприятий оце­нивается ежегодно, на заседании ученого, педагогического советов учебного заведения, коллегиальных совещаниях, проводимых руководством.

 

12. Временное положение о профессиональной ориентации //Школа и производство, 1990, N 7. С.6-11

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 189.