Основные качества | Экспертная оценка | Балл |
I.ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА Телосложение, осанка, голос, аккуратность, энергичность, выносливость. | Высшая Высокая Средняя Низкая Очень низкая | 15 12 9 6 3 |
II. ИНТЕЛЛЕКТ Скрупулезность, обучаемость: способность на лету схватывать мысли начальника, отдавать четкие и разумные распоряжения, быстро оценивать ситуацию, принимать разумные решения в кризисной ситуации. | Высшая Высокая Средняя Низкая Очень низкая | 15 12 9 6 3 |
III. ЛИДЕРСТВО Инициативность, авторитет, уверенность в себе, решительность, такт, Способность вдохновлять людей и командовать ими. | Высшая Высокая Средняя Низкая Очень низкая | 15 12 9 6 3 |
IV. ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА Трудолюбие, надежность, преданность, готовность нести ответственность за свои действия, отсутствие тщеславия и эгоизма, готовность и способность сотрудничать. | Высшая Высокая Средняя Низкая Очень низкая | 15 12 9 6 3 |
V. КАЧЕСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ДАННОЙ РАБОТЫ Профессиональные знания, навыки и опыт, административные способности, способность быть наставником, способность добиваться результатов. | Высшая Высокая Средняя Низкая Очень низкая | 15 12 9 6 3 |
Во время первой мировой войны У. Д. Скотт предложил военным использовать его знания в подборе персонала для армии. Генерал, с которым Скотту пришлось иметь дело, не скрывал своего недоверия к профессорам, заявив, что обязан следить за тем, чтобы профессора не путались под ногами …и что у него нет времени на какие-то дурацкие эксперименты. Скотт попытался успокоить рассерженного вояку, пригласил вместе позавтракать и убедил его в ценности своих психологических методов отбора. К концу войны правота Скотта была доказана на практике, он был удостоен медали «За отличную службу» - самой высокой военной награды США, которую может получить гражданское лицо [Д. Шульц, С. Э. Шульц, 1998, С. 232].
В 1919 году У. Д. Скотт обосновал собственную кампанию (с оригинальным название «Кампания Скотта»), которая оказывала консалтинговые услуги по работе с персоналом и повышению эффективности более чем сорока крупнейшим корпорациям США. Годом позже он стал президентом Северо-западного университета и пробыл на этом посту почти двадцать лет.
К моменту окончания войны, прикладная психология стала по-настоящему уважаемой профессией. «Прикладная психология, - говорил Э. Торндайк, - это научная работа. Создать психологию для бизнеса, промышленности или армии тежелее, чем создать психологию для других психологов, и потому это требует большего таланта» (цит. по Camfield. 1992. P. 113).
В 20-х годах психология стала чем-то вроде «национальной мании» (Dennis. 1984. P. 23). Люди верили, что психологи могут «утрясти» все проблемы – от дисгармонии в супружестве до неудовлетворенности работой; и помогут продать все что угодно – от автомобилей до жидкости для полоскания рта.
Таким образом, психологическое тестирование одержало в войне собственную победу – этот метод исследования получил общественное признание. В скором времени миллионы служащих, школьников и абитуриентов колледжей стояли перед необходимостью тестирования, от результатов которого могла зависеть их дальнейшая жизнь. В начале 20-х годов ежегодно продавалось 4 миллиона тестов на интеллект – главным образом для использования в государственных школах. Система государственного образования США была реформирована, в основе преобразований лежала концепция умственного развития. Показатель IQ стал самым важным критерием при приеме студентов в высшие учебные заведения (Brown. 1992).
Соединенные Штаты охватила эпидемия тестирования. В ответ на огромный спрос со стороны коммерческих и образовательных организаций неизбежно появлялись наспех разработанные тесты, что порой приводило к дискредитации результатов психологических обследований.
Психология проникает в различные социально-экономические сферы деятельности. С этих пор, во многом, благодаря представителям функционализма психология в США претерпела радикальные изменения. В результате их усилий, психология перестала быть наукой лекционных залов, библиотек и лабораторий, она стала частью повседневной жизни. Кроме тестирований, психологии школьного и высшего образования, клинической, консультативной, индустриальной и судебной психологии, появились психология потребителя, населения, окружающей среды, социальная, терапевтическая, реабилитационная, семейная, спортивная, оздоровительная, военная, психология средств массовой информации. Психологи стали заниматься проблемами наркомании, религии, искусства, войны и мира, этических меньшинств и т. д. [Шульц Д. П., Шульц С. Э., C. 245].
Таким образом, в определенной степени, как в ряде теоретических положений, так и практических исследованиях и их реализации функционалисты перекинули мост от структурализма к следующему революционному движению – бихевиоризму Д. Уотсона и его последователей которые, исследуя проблемы поведения, внесли значительный вклад в дальнейшее развитие прикладной психологии.
Так, основное внимание индустриальной психологии было сосредоточено на процедурах профотбора – такого подбора кандидатов на работу, при котором человек оказывается «на своем месте». Одно из известнейших исследований в этой области было проведено в 1927 году на базе принадлежащей Западной электрической кампании завода в г. Хоторн, штат Иллинойс (Roethlisberger & Dickson. 1939). Эти изыскания вышли далеко за рамки подбора и распределения персонала и затронули сложные проблемы человеческих взаимоотношений, мотивации и сознательности служащих.
Исследование начиналось как простой анализ воздействия условий труда – например, освещения и температуры в помещениях – на его результаты. Выводы удивили не только руководителей завода, но и самих психологов: оказалось, что для работников социальные и психологические условия труда значат намного больше, чем физические показатели среды.
Исследователям пришлось заняться изучением таких факторов, как стили руководства, неформальные группы, взаимоотношения между служащими и менеджерами, и многих других, способных оказать влияние на мотивацию, производительность и удовлетворение от работы.
Значительный вклад в решении проблем и развитии индустриальной психологии принадлежит немецкому профессору Хьюго Мюнстербергеру (1863-1916), переехавшего из Германии в США в 1892 году на пост директора психологической лаборатории Гарвардского университета по приглашению В. Джемса. Х. Мюнстерберг проводил исследования с людьми различных профессий, таких, как капитан корабля, водитель трамвая, телефонный оператор и продавец, демонстрирую, как техника психологического отбора может способствовать повышению производительности труда. Например, он пришел к выводу, что разговоры в рабочее время снижают эффективность труда. Однако, Мюнстерберг предложил не запрещать работникам общаться друг с другом, что неизбежно вызвало бы враждебность с их стороны, а расположить рабочие места так, чтобы затруднить процесс общения. К примеру, говорил он, можно увеличить расстояние между станками на заводе или разделить перегородками рабочие места в офисе (что мы и можем наблюдать в зарубежных кинофильмах со сценами производства и в современных офисах со значительным количеством персонала, работающих в одной сфере обслуживания) [Шульц Д. П., Шульц С. Э., C. 242].
Однако к началу 30-х годов – десятилетию всемирной экономической депрессии – прикладная психология подверглась критике за неспособность отвечать требованиям времени. Ведущие представители делового мира сетовали на то, что индустриальная психология не в состоянии помочь избавиться от нахлынувших бед. Так, например, неудачные опыты с плохо разработанными методиками подбора персонала привели к тому, что на многие предприятия нанимали неквалифицированных работников [Шульц Д. П., Шульц С. Э., C. 244].
В годы второй мировой войны психологии пришлось решать множество проблем, и это не только вернуло, но даже повысило ее авторитет. Почти 25% американских психологов непосредственно участвовали в деятельности армии, а многие другие помогали косвенно – своими исследованиями и публикациями. Как ни странно, но война приподняла и ослабевшую психологию в Германии, где нацисты лишили работы всех психологов-евреев. Немецкой армии требовалась помощь психологии в отборе квалифицированных офицеров, пилотов, подводников и других специалистов технического и операторского профиля по их предназначению [Шульц Д. П., Шульц С. Э., C. 244]. Как и в годы первой мировой, психологи главным образом занимались тестированием, отсевом и распределением призывников, и надо отметить, что к началу 40-х годов тестология достигла значительных успехов. Управление сложными видами военной техники: скоростными самолетами, танками, артиллерийскими системами и системами ПВО требовало соответствующих способностей и навыков. Для отбора людей, легко обучаемых и обладавших другими необходимыми качествами, психологи разрабатывали новые, более совершенные тесты и методики подготовки кадров.
После войны возросла потребность в клинических психологах возросла. В США Управление по делам ветеранов (Veterans Administration,VA) несло ответственность более чем за 40 тысяч ветеранов войны, страдающих различными психологическими расстройствами. Еще более 3 миллионов людей нуждались в профессиональной переподготовке и индивидуальных консультациях для возвращения к нормальной гражданской жизни. Психологическая помощь требовалась приблизительно 315 тысячам ветеранов, оказавшимся вследствие полученных на войне травм физически нетрудоспособными. Рос спрос на профессиональных консультантов по проблемам психического здоровья; он существенно превосходил предложения [Шульц Д. П., Шульц С. Э., C. 229].
С начала 50-х годов в деловом мире начинают признавать влияние мотивации, стиля руководства и других психологических факторов на качество выполнения работы. Эти аспекты рабочей среды, а также социально-психологический климат в целом в значительной степени воздействуют на эффективность труда. Современные психологи тщательно изучают различные типы организаций, принятые в них стили общения, существующие внутри них формальные и неформальные социальные структуры [Шульц Д. П., Шульц С. Э., C. 236].
Дата: 2019-04-23, просмотров: 273.