(групп ППО) учебных заведений, организаций по осуществлению мероприятий
психологического обеспечения учебного процесса, профессиональной деятельности
Одной из проблем реализации мероприятий психологического обеспечения является проблема критериев оценки ее эффективности. К сожалению, мы вынуждены признать, что к настоящему времени такие единые критерии отсутствуют. Данная проблема рассматривалась в сборнике «Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в ВУЗах» (1988) и в книге «Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в военных ВУЗах (1997). В данных трудах, в качестве критериев эффективности психологического обеспечения учебного процесса ВУЗов, профессиональной деятельности специалистов выделяются следующие показатели: устойчивая, осознанная профессиональная направленность у студентов, слушателей, специалистов; отсутствие случаев отчисления из ВУЗа по нежеланию учиться (увольнение с работы по собственному желанию) и по недисциплинированности; высокая успеваемость или производственные показатели; хорошо развитые личностные и профессионально важные качества; устойчивый индивидуальный стиль деятельности в зависимости от темперамента, способностей и характера личности; психологическая готовность к реальной деятельности или выполнение обязанностей по своей специальности, отсутствие признаков нервно-психической неустойчивости, зрелость личности выпускника учебного заведения или мастерство специалиста (22, 23).
Перечисленные критерии в целом отвечают современным требованиям, предъявляемым к совершенствованию процесса подготовки специалистов различного профиля деятельности, однако в малой степени характеризуют эффективность мероприятий психологического обеспечения. Приведенные критерии, прежде всего, некорректны по отношению к задачам, решаемым при осуществлении мероприятий психологического обеспечения учебного процесса, поскольку, в большей степени, отражают критерии эффективности деятельности специалистов учебного отдела ВУЗа, деканатов, кафедр, администрации организации и др., т.е. в данных критериях происходит смешение задач и функций различных подразделений и служб.
На наш взгляд такими критериями оценки эффективности деятельности специалистов психологических служб (групп ППО) учебных заведений, организаций по осуществлению мероприятий психологического обеспечения учебного процесса, профессиональной деятельности специалистов могу выступать:
- степень участия специалистов, сотрудников учреждения, организации в профориентационных мероприятиях;
- эффективность мероприятий профессионального психологического отбора;
- степень и характер участия специалистов, сотрудников учреждения, организации в обеспечении оптимизации учебного (производственного) процесса;
- эффективность оказания психологической помощи лицам с признаками затруднения адаптации и нуждающимся в психологической коррекции, консультации.
Данные критерии являются весьма обобщенными и включают в себя частные показатели. Как, например, степень участие в профориентационных мероприятиях предполагает оценку активности специалистов психологической службы (группы ППО) в проведении этих мероприятий. При этом, необходимо учитывать такие показатели как количество выступлений перед молодежью, проведенных профконсультаций, количество подготовленных буклетов. В тоже время, к качественным параметрам следует отнести: качество подготовленных буклетов, качество проведенных выступлений, количество лиц изъявивших желание поступать в учебное заведение, на работу по специальности после проведенных профориентационных мероприятий (в % от общего числа лиц поступающих в учебное заведение, желающих работать по данной специальности) и др..
Следует отметить, что если критерии профориентационной работы в большей степени субъективны, то критерии профессионального психологического отбора по своему содержанию более объективны. Оценивая эффективность профессионального психологического отбора, следует исходить из оценки степени прогностичности результатов профотбора по отношению к успеваемости, дисциплине, здоровью, «цене» профессиональной деятельности, профессиональному долголетию учащихся или специалистов. Также следует оценивать и экономическую целесообразность проведения мероприятий профотбора, учитывая экономические затраты на их проведение и экономическую эффективность.
Психологическую помощь, оказываемую студентам и слушателям учебного заведения, специалистам следует оценивать по ее реальным результатам. В том числе необходимо учитывать какому количеству лиц была оказана помощь и каковы ее практические результаты.
Успех мероприятий психологического обеспечения учебного (производственного) процесса невозможен без создания единой организационной системы в целом, по крайней мере, в рамках отдельных Министерств, ведомств и силовых структур РФ с учетом специфики выполняемых ими задач и деятельности. Это, в свою очередь, вызывает необходимость определения теоретических и методологических основ психологического обеспечения учебного, процесса ВУЗов, производственного процесса учреждений, предприятий различного профиля деятельности.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 248.