Оценка эффективности деятельности специалистов психологических служб
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(групп ППО) учебных заведений, организаций по осуществлению мероприятий

психологи­ческого обеспечения учебного процесса, профессиональной деятельности

Одной из проблем реализации мероприятий психологического обеспечения является проблема критериев оценки ее эффективности. К сожалению, мы вынуждены признать, что к настоящему времени такие единые критерии отсутствуют. Данная проблема рассматривалась в сборнике «Пси­хологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в ВУЗах» (1988) и в книге «Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в военных ВУЗах (1997). В данных трудах, в качестве критериев эффективности психологического обеспечения учебного процесса ВУЗов, профессиональной деятельности специалистов выделяются следующие показатели: устойчивая, осознанная профессиональная направленность у студентов, слушателей, специалистов; отсутствие случаев отчисления из ВУЗа по нежеланию учиться (увольнение с работы по собственному желанию) и по недисциплинированности; высокая успеваемость или производственные показатели; хорошо развитые личностные и профессионально важные качества; устойчивый индивидуальный стиль деятельности в зависимости от темперамента, способностей и характера личности; психологическая готовность к реальной деятельности или выполнение обязанностей по своей специальности, отсутствие признаков нервно-психической неустойчивости, зрелость личности выпускника учебного заведения или мастерство специалиста (22, 23).

Перечисленные критерии в целом отвечают современным требова­ниям, предъявляемым к совершенствованию процесса подготовки специалистов различного профиля деятельности, однако в малой степени характеризуют эффективность мероприятий психологического обеспечения. Приведенные критерии, прежде всего, некорректны по отношению к задачам, реша­емым при осуществлении мероприятий психологического обеспечения учебного процесса, поскольку, в большей степени, отражают критерии эффективности дея­тельности специалистов учебного отдела ВУЗа, деканатов, кафедр, администрации организации и др., т.е. в данных критери­ях происходит смешение задач и функций различных подразделений и служб.

На наш взгляд такими критериями оценки эффективности деятельности специалистов психологических служб (групп ППО) учебных заведений, организаций по осуществлению мероприятий психологи­ческого обеспечения учебного процесса, профессиональной деятельности специалистов могу выступать:

- степень участия специалистов, сотрудников учреждения, организации в профориентационных мероприятиях;

- эффективность мероприятий профессионального психологи­ческого отбора;

- степень и характер участия специалистов, сотрудников учреждения, организации в обеспечении оптимизации учеб­ного (производственного) процесса;

- эффективность оказания психологической помощи лицам с признаками затруднения адаптации и нуждающимся в психологической коррекции, консультации.

Данные критерии являются весьма обобщенными и включают в се­бя частные показатели. Как, например, степень участие в про­фориентационных мероприятиях предполагает оценку активности спе­циалистов психологической службы (группы ППО) в проведении этих мероприятий. При этом, необходимо учитывать такие показатели как коли­чество выступлений перед молодежью, проведенных проф­консультаций, количество подготовленных буклетов. В тоже время, к качественным параметрам следует отнес­ти: качество подготовленных буклетов, качество проведенных выс­туплений, количество лиц изъявивших желание поступать в учебное заведение, на работу по специальности пос­ле проведенных профориентационных мероприятий (в % от общего чис­ла лиц поступающих в учебное заведение, желающих работать по данной специальности) и др..

Следует отметить, что если критерии профориентационной рабо­ты в большей степени субъективны, то критерии профессионального психологического отбора по своему содержанию более объективны. Оценивая эффективность профессионального психологического отбора, следует исходить из оценки степени прогностичности результатов профотбора по отношению к успеваемости, дисциплине, здоровью, «цене» профессиональной деятельности, профессиональному долголетию учащихся или специалистов. Также следует оценивать и экономическую целесооб­разность проведения мероприятий профотбора, учитывая экономические зат­раты на их проведение и экономическую эффектив­ность.

Психологическую помощь, оказываемую студентам и слушателям учебного заведения, специалистам следует оценивать по ее реальным ре­зультатам. В том числе необходимо учитывать какому количеству лиц была оказана помощь и каковы ее практичес­кие результаты.

Успех мероприятий психологического обеспечения учебного (производственного) про­цесса невозможен без создания еди­ной организационной системы в целом, по крайней мере, в рамках отдельных Министерств, ведомств и силовых структур РФ с учетом специфики выполняемых ими задач и деятельности. Это, в свою очередь, вызывает необходимость определения тео­ретических и методологических основ психологического обеспечения учебного, процесса ВУЗов, производственного процесса учреждений, предприятий различного профиля деятельности.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 219.