В России отдельные элементы тестологической, профориентационной и профконсультационной деятельности начали разворачиваться уже в начале ХХ века. Так, педагогическим музеем учительского дома в Москве был предпринят ряд обследований, касающихся выбора профессий учащимися различных типов школ. В ходе этой работы была предпринята попытка определения наиболее привлекательных для учащихся профессий и выявления причин, побуждающих молодых людей идти по тому или иному трудовому пути [99].
Направление практической психологии, связанное с решением прикладных задач обеспечения деятельности специалистов различного профиля появилось достаточно давно. Уже для психотехнических исследований 20-30-х годов был характерен широкий диапазон решаемых задач: профессиональный отбор и профессиональная консультация (А.И. Розенблюм, Н.В. Петровский, С.И. Словцов, Ф.Р. Дунаевский); изучение конкретных видов деятельности (П.П. Блонский, С.Г. Геллерштейн, И.Н. Шпильрейн, Л.И. Селецкая); профессионального утомления и несчастных случаев (А.А. Ухтомский, К.Х. Кекчеев, Н.А. Эппле); рационализации трудовой деятельности, орудий и условий труда (А.К. Гастеев, Н.А. Бернштейн, Б.М. Теплов, Н.М. Добротворский) и другие задачи. Именно в эти годы выдающимися учеными Выготским Л.С., Бехтеревым В.И., Бернштейном Н.А., Платоновым К.К., Ухтомским А.А., Петровским Н.В., Блонским П.П., Тепловым Б.М. и многими другими были заложены фундаментальные теоретические и методологические основы отечественной психологии.
В ряду важнейших задач, стоящих перед отечественными психологами тех лет, стояли такие как: выяснение специфики формирования военных знаний, умений, навыков; разработка методов отбора и оценка профессиональной пригодности кандидатов на учебу; оптимизация процесса подготовки специалистов различного профиля.
В этот же период начинается подлинное становление профориентации и профконсультации подписанием «Положения о единой трудовой школе РСФСР» в 1918 году, в котором отмечалось, что основой школьной жизни является труд и указывалось на необходимость тесной связи школы с производством [24]. В развитии отечественной психотехники (психодиагностики), профориентации и профконсультации можно выделить четыре этапа: I этап - 1918-1936 гг.; II этап - 1936-1958 гг.; III этап - 1958-1966 гг.; IV этап - с 1966 по 1990-е гг. В основу выделения периодов положены решения правительственных и партийных постановлений, на основе которых осуществлялась организация профориентационной и профконсультационной работы [10,60,98].
В СССР профессиональная ориентация, с одной стороны, являлась важным элементом системы воспитания, способствовала всестороннему развитию личности, раскрытию её потенциальных возможностей, интенсификации процесса обучения, с другой стороны, способствовала рациональному распределению трудовых ресурсов с целью удовлетворения потребностей народного хозяйства в кадрах (185).
На I этапе профориентация и профконсультация понимались как осуществление профессионального отбора и проводилась психотехническими учреждениями. Этой проблемой стали заниматься целые научные коллективы.
В их задачу входили подготовка и осуществление профориентационных мероприятий, психологический анализ различных видов трудовой деятельности, изучение индивидуальных особенностей и оценка профессиональной пригодности людей, формирование конкретных рекомендаций по выбору специальности.
Так, в 1921 году создается Центральный институт труда (ЦИТ), а уже в 1922 году была открыта лаборатория промышленной психотехники наркомата труда, основной целью которой было изучение профессии с позиции психологии и создания профессиограмм. В 1924 году наркомат труда утвердил «Положение о секциях по найму подростков при биржах труда», в котором организация профессиональной и медицинской консультации подростков выделялась в качестве одной из основных задач.
В 1927 году по инициативе профессора В. М. Бехтерева в Москве и Ленинграде были созданы бюро профессиональной консультации Наркомтруда, ставившие своей целью распределение рабочей силы более рациональным путем, чем раньше [7]. В 1929 году при Наркомтруде РСФСР был создан межведомственный совет по профориентации, а в 1930 году открыта центральная лаборатория по профессиональной консультации и профессиональному отбору. В течение 2-х лет в стране образовалась целая сеть профконсультационных бюро. К 1932 году насчитывалось 54 бюро профконсультации. Организационную структуру службы профконсультации в стране на этом этапе можно представить в виде, изображенном на рис.3.
Наркомат труда РСФСР
Научно-исследовательская лаборатория по профконсультации (Ленинград)
Дата: 2019-04-23, просмотров: 235.