Центральная лаборатория по
Профконсультации и профотбору ВЦСПС
Психотехническая
Лаборатория (бюро)
Профконсультационное
Бюро
ВУЗы
Учреждения
Организации
Рис.3. Организационная структура службы профконсультаций РСФСР (1931г.)
Следует отметить, что в эти годы такая организация профконсультационной работы была недостаточно эффективной, так как проводилась не в школах, а в бюро, институтах, лабораториях. И в 1931 году на I Всесоюзном психотехническом съезде была подчеркнута необходимость перенесения ее в общеобразовательную школу. С этого времени происходит переориентация профконсультации с задач профотбора на задачи формирования профессионального самоопределения учащихся в соответствии с требованиями общества, способностями и склонностями каждого подростка. Характер профессиональной деятельности при этом не рассматривается как нечто, навсегда предопределенное [8,50].
Кроме того, в этот период активно проводилась разработка методических и организационных вопросов ориентации и отбора молодежи на военные профессии. Создается широкая сеть психофизиологических лабораторий, проводивших исследования в области психологии военного труда и осуществлявших практические мероприятия военно-профессиональной ориентации. Подготовлены профессиограммы ряда военных специальностей, предложены методы психофизиологического обследования, приёмы сбора и обработки данных о допризывной молодежи (183,190).
Многие работы того времени представляют определённый интерес и для современных исследователей и практиков. В то время, особое внимание уделялось военно-патриотическому воспитанию граждан. Значительный вклад в распространение среди населения военных знаний, популяризацию воинской службы, подготовку особо дефицитных для Армии и Флота специальностей внесла созданная в 1927 г. массовая добровольная общественная организация ОСОАВИАХИМ, на базе которой в дальнейшем был создан ДОСААФ.
Вместе с тем, чрезмерное увлечение психотехническими методами, механизм подходов к оценке профессиональной пригодности, погоня за близким практическим результатом представителей педологического направления компрометировали идею психодиагностики.
После известного постановления ЦК ВКП(б) 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов» от 4 июля 1936 психотехническое и педологическое направления в отечественной психологии были разгромлены. Психотехнические методики перестали применяться не только в школьной практике, но и в целях отбора военных специалистов. Обследование интеллектуальных способностей учеников с помощью тестов было резко свернуто, уничтожены профконсультационные центры, профессиональная ориентация школьников практически прекратилась [73].
II этап в развитии отечественной профориентации и профконсультации характеризуется резким сокращением количества научно-методических исследований в данной области. В этот период с закрытием профконсультационных центров профориентационная работа в школах практически прекратилась, ее проводили лишь педагоги-энтузиасты. Однако потребность в помощи выпускникам при их профессиональном определении сохранилась, и уже в 1939 году XVIII съезд ВКП(б) признал необходимость готовить учащихся к будущей трудовой деятельности и выбору профессии. Война и послевоенные годы восстановления народного хозяйства помешали развитию профконсультации в стране.
Однако, уже в конце войны (1943-1945) уделяется особое внимание развитию военно-профессиональной ориентации молодежи. Создаются 11 Суворовских военных училищ и 3 Нахимовских военно-морских училища, значительная часть которых сохранилась до наших дней и расширилась за счет создания широкой сети кадетских корпусов. Социализированные средние военно-учебные заведения закрытого типа предназначались для подготовки воспитанников к поступлению в высшие военно-учебные заведения и последующей службе в офицерском звании. Они были созданы для устройства, обучения и воспитания детей погибших в борьбе с фашистами оккупантами и в основном комплектовались мальчиками 10-летнего возраста со сроком обучения 7 лет. Эти шаги возродили профориентационные и благотворительные традиции России XIX века в области подготовки подрастающего поколения к офицерской службе. Хотя в целом, специфической чертой рассмотренного этапа является регресс профориентационной работы с молодежью
Лишь в начале 50-х годов вновь возрождается внимание к проблеме профконсультации. Об этом свидетельствуют решения XIX и XX съездов КПСС, проходивших в 1952 и 1956 годах, которые поставили перед педагогической наукой и школой задачу политехнического обучения. На основе решений съездов были осуществлены меры по дальнейшему улучшению трудового воспитания и профориентации учащихся. С принятием в 1958 году правительственного постановления «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» профконсультационная работа стала финансироваться государством и бурно развиваться [4,15].
III этап в развитии отечественной профконсультации условно можно назвать поисковым, так как многие ее научные школы и традиции были утрачены. Необходимо было организовывать специальные экспериментальные работы и научные исследования по данной проблеме. В 1963 году в Новосибирске вновь открывается кабинет профконсультации, активнее начинает работать лаборатория профориентации в Научно-исследовательском институте трудового обучения и профориентации АПН СССР в г. Москве.
В этот период основное внимание уделялось психологическому изучению существующих видов профессиональной деятельности и их классификации, разработке научно-обоснованных методов оценки индивидуально-психологических особенностей человека, решению организационных проблем профориентации. Для военно-профессиональной ориентации молодежи большое значение имело введение в школах (техникумах, ПТУ) начальной военной подготовки и штатных должностей военного руководителя. Это решение способствовало улучшению военно-патриотического и нравственного воспитания молодых людей, в частности, подъему престижа военной службы. В этот период проводились широкие исследования по проблеме профессионального психологического отбора, в школах постепенно накапливался опыт профконсультационной работы. Однако, эта деятельность носила разрозненный и мало координированный характер [10,15,60]. Задачу создания единой системы профессиональной ориентации на данном этапе решить не удалось.
Начало IV этапа становления профконсультации в стране связано с выходом в 1966 году правительственного постановления «О мерах по дальнейшему улучшению работы средних общеобразовательных школ». В этом постановлении впервые ставится вопрос о создании Государственной службы профориентации и в полной мере осознается необходимость подготовки школьников к труду и выбору профессии. Теоретической разработкой проблем профконсультации и координацией исследований в этой области стал заниматься с 1965 года отдел психологии во Всесоюзном научно-исследовательском институте профтехобразования, а затем и НИИ трудового обучения и профориентации (Москва) и ВНИИ ПТО (Ленинград).
В начале 70-х годов при отделе психологии ВНИИ ПТО был создан городской экспериментальный кабинет профконсультации, который не только разрабатывал научно-методические документы по ведению профконсультации, но и внедрял их в практику работы районных и городских профконсультационных пунктов. Такие пункты были организованы во всех районах Ленинграда. Деятельность этих пунктов осуществлялась во взаимосвязи со школами, профессиональными учебными заведениями, высшими учебными заведениями и производством [16,53,79].
Однако, характерной особенностью этого периода было отсутствие правовых основ профконсультационной работы. Должности профконсультанта официально в стране не существовало и его обязанности, как правило, выполняли методисты, работники кадровых служб, инженеры и даже рабочие [4,5].
Кроме головной научной организации в Ленинграде исследованием вопросов профконсультации занимались во многих других регионах и республиках. В середине 70-х годов была организована лаборатория профориентации НИИ психологии УССР, в которой особое внимание уделяется вопросам научно-методического обеспечения работы психолога-профконсультанта [78].
Ведущую роль в научном обеспечении профконсультации с начала 80-х годов стал играть НИИ трудового обучения и профориентации АПН СССР. Институтом проводятся научно-практические конференции, обобщается опыт работы профконсультационных пунктов, поддерживается исследовательская работа в экспериментальных кабинетах многих городов и регионов страны.
В соответствии с Постановлением правительства от 11 июля 1986 года в стране были организованы профконсультационные службы практически во всех территориальных (более 180) и отраслевых (более 700) центрах, кабинетах, бюро и лабораториях профориентации. Координацию работы по профессиональной ориентации молодежи осуществляет созданный в 1977 году при Министерстве просвещения СССР Межведомственный методический совет по профессиональной ориентации учащейся молодежи.
Координирующие функции по организации профориентации были возложены на Госкомтруд СССР. В стране создаются территориальные центры профессиональной ориентации молодежи (ЦПО) и районные профконсультационные пункты (ПКП). Свою деятельность они строили в соответствии с утвержденным Госкомтрудом СССР «Временным положением о территориальном ЦПО» (1986 г.) и «Положением о районном ПКП» (1987 г.). Во временном положении о профессиональной ориентации, утвержденном Госкомтрудом СССР и Гособразованием СССР (1990 г.), была определена суть профессиональной консультации как изучения способностей и намерений человека, формирования у него профессиональных интересов с учетом здоровья, психологических особенностей личности и потребностей общества в кадрах, выдача рекомендаций по вопросам профессионального самоопределения и самообразования. Впервые были узаконены такие должности, как «Профконсультант», «Заведующий профконсультационным пунктом» и др. [107].
В это время внедрялись специальные профориентационные карты и тетради, в которые заносились сведения о способностях, личностных особенностях и психофизиологических характеристиках детей, использовались различные методы определения профессиональной пригодности. Был разработан комплекс методических материалов по работе со школьниками 6-8 классов (191).
На данном этапе, важное значение придавалось разработке характеристик профессий и их классификации, ознакомлению учащихся с особенностями трудовой деятельности в различных отраслях народного хозяйства, возможностями получения профессиональной подготовки. Массовыми тиражами издавались справочники вузовских и рабочих специальностей, хорошо иллюстрированные сборники и альбомы, сериалы популярных книг типа "Кем быть?", "Выбери себе профессию", "Моя профессия" и т.д. Организована подготовка кадров по профессиональной ориентации в высших учебных заведениях и на специальных курсах.
Интенсивно решались и проблемы профессиональной ориентации молодежи для поступления в военно-учебные заведения.
Приказом Министра обороны СССР N 162 от 23 июля 1986 года закреплена правовая основа профессионального психологического отбора в ВС. Приказом Министра обороны СССР от 26 февраля 1989 г. (192) утверждена «Инструкция о порядке проведения военно-профессиональной ориентации военнослужащих и гражданской молодежи для поступления в военно-учебные заведения МО СССР». В этот период разрабатываются проблемы военной профессиологии и психодиагностики, теоретические и методические аспекты ориентации школьников на военные профессии, публикуются справочные издания о военных специальностях, научно-методические рекомендации по военно-профессиональной ориентации и психологическому отбору военных специалистов (183,193,194,195,196 и др.).
В целом, характерную для IV этапа организационную структуру службы профконсультации Российской Федерации можно представить в виде, изображенном на рис.4.
Госком труд Российской Федерации |
|
Управление занятости Населения РФ |
|
Министерство образования РФ | |||||||
| |||||||||||
Дата: 2019-04-23, просмотров: 241. |