Методологическим и содержательным аспектам психологического обеспечения профессиональной деятельности в настоящее время уделяется достаточно внимания. Появилось значительное количество работ, в том числе и монографий (3), посвященных данной проблеме. Рассматриваются проблемы психологического обеспечения учебного процесса, деятельности преподавателей, формирования профессионально важных качеств будущих специалистов, повышению их мотивации, профориентации молодежи, сохранению здоровья студентов, специалистов различного профиля деятельности (4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12) и др.
Однако, несмотря на проводимые многочисленные научные исследования и достигнутые практические результаты, теоретические и методологические основы психологического обеспечения учебного процесса учебных заведений и профессиональной деятельности специалистов различного профиля разработаны достаточно поверхностно. Причем это в полной мере относится не только к сравнительно новой проблеме - проблеме психологического сопровождения, но и к профессиональному психологическому отбору и профориентации. Отсутствует единая система мероприятий психологического обеспечения профессиональной деятельности даже в рамках какого-либо единого ведомства.
Все это вызывает необходимость дальнейшей разработки теоретических и методических основ психологического обеспечения, уточнения существующей терминологии, дальнейшее развитие понятийного аппарата. Так, например, нередко приходится сталкиваться со смешением понятий «психологическое обеспечение» и «психологическое сопровождение». Поэтому следует определиться и иметь в виду, что понятие «психологическое сопровождение учебного процесса (профессиональной деятельности)» включает в себя осуществление мероприятий психологического обеспечения, проводимых с момента зачисления абитуриента в ВУЗ и до завершения обучения. Таким образом, психологическое сопровождение является одним из направлений (элементом) системы психологического обеспечения.
Цель, задачи, структура и содержание основных мероприятий психологического обеспечения учебного процесса, профессиональной деятельности специалистов различного профиля
Целью проведения мероприятий психологического обеспечения является оптимизация учебного процесса (профессиональной деятельности) на основе учета индивидуально-психоло-гических особенностей личности студентов, слушателей, специалистов, а также своевременное оказание психологической помощи лицам, испытывающим затруднения в профессиональной адаптации.
Исходя из цели психологического обеспечения, ее основными задачами являются:
- повышение эффективности отбора абитуриентов в учебные заведения, кандидатов для работы по специальности на основе оценки уровня развития индивидуально-психологических характеристик личности, определяющих возможность успешного обучения в учебном заведении и овладения профессией или выполнения обязанностей по специальности;
- повышение эффективности учебного процесса (процесса деятельности) на основе учета индивидуально-психологических особенностей личности и психологического климата межличностного взаимодействия;
- своевременное оказание психологической помощи с целью оптимизации функционального состояния, обеспечения процесса социально-психологической адаптации и сохранения устойчивой профессиональной мотивации студентов, слушателей учебных заведений, профессионального долголетия специалистов различного рода деятельности.
Психологическое обеспечение учебного процесса ВУЗа (профессиональной деятельности) включает следующие направления деятельности специалистов психологической службы (групп ППО): профессиональная ориентация, профессиональный психологический отбор, психологическое сопровождение (Рис. 5).
Дата: 2019-04-23, просмотров: 241.