Современная система, цель, задачи и структура психологического обеспечения профессиональной деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Методологическим и содержательным аспектам психологического обеспечения профессиональной деятельности в настоящее время уделяется достаточно внимания. Появилось значительное количество работ, в том чис­ле и монографий (3), посвященных данной проблеме. Рассматриваются проблемы психологического обеспечения учебного процесса, деятель­ности преподавателей, фор­мирования профессионально важных качеств будущих специалистов, повышению их мотивации, профори­ентации молодежи, сох­ранению здоровья студентов, специалистов различного профиля деятельности (4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12) и др.

Однако, несмотря на проводимые многочисленные научные исследова­ния и достигнутые практические результаты, теорети­ческие и методологические основы психологического обеспечения учебного процесса учебных заведений и профессиональной деятельности специалистов различного профиля разработаны достаточно поверхностно. Причем это в полной мере относится не только к сравнительно новой проб­леме - проблеме психологического сопровождения, но и к профессио­нальному психологическому отбору и профориентации. Отсутствует единая система мероприятий психологического обеспечения профессиональной деятельности даже в рамках какого-либо единого ведомства.

Все это вызывает необходимость дальнейшей разработки теоретических и ме­тодических основ психологического обеспечения, уточнения существующей терминологии, дальнейшее развитие понятийного аппарата. Так, например, нередко приходится сталкиваться со смешением понятий «психологическое обеспечение» и «психологическое сопровождение». Поэтому следует определиться и иметь в виду, что понятие «психологическое сопровождение учебного процесса (профессиональной деятельности)» включает в себя осуществление мероприятий психологического обеспечения, проводимых с момента зачисления абитуриента в ВУЗ и до завершения обучения. Таким об­разом, психологическое сопровождение является одним из направлений (элементом) системы психологическо­го обеспечения.

Цель, задачи, структура и содержание основных мероприятий психологического обеспечения учебного процесса, профессиональной деятельности специалистов различного профиля

Целью проведения мероприятий психологического обеспечения является оптими­зация учебного процесса (профессиональной деятельности) на основе учета индивидуально-психоло-ги­ческих особенностей личности студентов, слушателей, специалистов, а также сво­евременное оказание психологической помощи лицам, испытывающим затруднения в профессиональной адаптации.

Исходя из цели психологического обеспечения, ее основными за­дачами являются:

- повышение эффективности отбора абитуриентов в учебные за­ведения, кандидатов для работы по специальности на основе оценки уровня развития индивидуально-психологических характеристик личности, определяющих возможность успешного обучения в учебном заведении и овладения профессией или выполнения обязанностей по специальности;

- повышение эффективности учебного процесса (процесса деятельности) на основе учета индивидуально-психологических особенностей личности и психологи­ческого климата межличностного взаимодействия;

    - своевременное оказание психологической помощи с целью оп­тимизации функционального состояния, обеспечения процесса социально-психологической адаптации и сохранения устойчивой профессиональной мотивации студентов, слушателей учеб­ных заведений, профессионального долголетия специалистов различного рода деятельности.

Психологическое обеспечение учебного процесса ВУЗа (профессиональной деятельности) включает следующие направления деятельности специалистов психологической службы (групп ППО): про­фессиональная ориентация, профессиональный психологический отбор, психологическое сопровождение (Рис. 5).

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 210.