Профессиональная консультация как самостоятельное направление профориентационной работы оформилась в 1908 году с открытием Ф. Парсонсом первого профконсультационного бюро в г. Бостоне (США). В практической работе была реализована 3-факторная концепция профконсультации, в которой выделялись следующие факторы успешности выбора профессии:
1. Правильная самооценка склонностей, способностей, интересов, устремлений, возможностей и ограничений.
2. Знание того, что нужно для успешной деятельности по каждой из выбираемой профессии.
3. Умение соотнести результаты самооценки со знаниями требований профессии.
В дальнейшем было открыто аналогичное бюро в г. Нью-Йорке. В задачи открывшихся профконсультационных бюро входило изучение требований, предъявляемых различными профессиями к человеку, более детальное познание способностей выбирающего профессию. Работа проводилась в тесном контакте с учителями с использованием специально разработанных для этих целей тестов и анкет. Опыт деятельности бюро стал быстро распространяться в развитых капиталистических странах. С момента возникновения профконсультационных бюро можно говорить об образовании государственной службы профконсультации, которая обеспечила 3 основные принципа: доступность, бесплатность и добровольность.
Дальнейшее развитие профконсультации за рубежом можно условно разделить на 3 этапа [15,30,95,101].
I этап охватывает первые два десятилетия ХХ века. Целью профконсультаций в этот период является снижение потерь производства из-за низкой производительности труда, травматизма и текучести кадров, которые происходят в результате профессиональной неудовлетворенности и профессионального несоответствия работников требованиям современного производства. В условиях жесткой борьбы прогрессивных реформаторов за полную ликвидацию эксплуатации труда детей и предоставления больших возможностей для получения ими образования начинает формироваться образовательная (школьная) профконсультация. На этом этапе в профконсультационную работу начинают включаться государственные структуры. Как отмечалось выше, в США для оказания помощи в профессиональном самоопределении успешно действовали профконсультационные бюро. В это же время в Англии был принят закон, дающий право школьным властям открывать учреждения для оказания помощи ученикам в выборе профессии. В 1911 году здесь издается специальный государственный циркуляр о совместной работе бирж труда и учебных заведений. В территориальных округах создаются комитеты выдачи совета по выбору профессии и школьные комитеты содействия в этом выборе. С 1912 по 1917 год такие комитеты были образованы в 130 округах.
Подобная работа разворачивалась в Бельгии, Германии, Испании, Чехословакии, Швеции и других странах [101]. Примерную организационную структуру профконсультации развитых капиталистических странах, которая была характерна для I этапа, можно представить в виде, изображенном на рис.1.
Биржа труда | Государственный комитет профконсультации | Школьный совет профконсультации | ||||||
| ||||||||
Государственные бюро профконсультации | Частные бюро профконсультации | |||||||
| ||||||||
Предприятия | Школы | Школы | Предприятия | |||||
| ||||||||
Рис.1 Примерная организационная структура профконсультации
в развитых капиталистических странах (20-е годы)
На II этапе (1920 - 1939гг.) развитие профконсультации обуславливалось воздействием ряда факторов. Во-первых, огромные людские ресурсы, которые требовались в армии и военной промышленности для точного и быстрого выполнения специфических задач в период I мировой войны, дали толчок развитию методам и техники профессионального отбора. Во-вторых, необходимость трудовой реабилитации и оказания помощи в переходе к нормальной трудовой жизни больших масс людей в послевоенный период стимулировала развитие и совершенствование методов профконсультационной работы. В-третьих, достижения в области медицины, психиатрии, общей и экспериментальной психологии наглядно показали необходимость и возможность оказания реальной помощи молодым людям при выборе профессии.
В двадцатые и последующие годы продолжается законодательное становление профконсультации в развитых капиталистических странах. Например, во Франции законодательным актом, создавшим правовые основы профконсультационной работы, стал декрет правительства от 22 сентября 1922 года, а декретом от 9 марта 1926 года профконсультационные мероприятия были выделены в качестве задач бюро по найму работников с представлением им государственных субсидий.
Одновременно в департаментах страны создаются профконсультационные бюро, подчиненные министерству образования. К 1938 году было создано 190 таких бюро, научно-методическое руководство которыми осуществлял образованный в 1928 году Институт профессиональной ориентации [11,52]. В Германии профконсультация законодательно оформляется в 1922 году с принятием закона о системе профориентации и консультации. На основе этого закона было разработано положение, в соответствии с которым профконсультационные бюро при биржах труда должны были решать следующие задачи:
1) готовить подростков к выбору профессии;
2) давать информацию и советы по выбору профессии;
3) проводить психологическое обследование;
4) направлять на работу или на профессиональное обучение в соответствии с выработанными рекомендациями.
Основные черты этой системы сохранились на протяжении всей последующей истории развития профконсультации практически во всех развитых странах мира [15,101].
Вторая мировая война оказала противоречивое воздействие на развитие профконсультации за рубежом. С одной стороны, она дала толчок развитию профконсультирования взрослых, которые были вынуждены менять профессию в военных условиях - при этом стимулировалось развитие психологических тестов и других методов профотбора по целому ряду новых профессий. С другой стороны, война разрушила многие институты профконсультации в западноевропейских странах.
Для III этапа, который охватывает послевоенный период, характерным стал пересмотр многих концепций и реорганизация профконсультационной работы в большинстве капиталистических стран. Эта работа становится прерогативой государственных служб. Предоставление профконсультационных услуг было закреплено не только законодательно, но и стало важной функцией социальной политики государства. Все шире признается, что образование, профподготовка и профконсультация являются длительными процессами, в которых должны участвовать все те, кто существенным образом может влиять на выбор учащимися образования и профессии.
В настоящее время в США существует 2-х уровневая система профконсультации: школьная и вузовская. В школе профконсультационную работу организуют и ведут специалисты-профконсультанты (один на 350 - 500 чел.). В учебный процесс школ введена обязательная программа "обучение карьере", которая помогает самопознанию учащихся. Данные о социальном положении, состоянии здоровья, индивидуально-психологических характеристик ученика заносятся в досье, которое после окончания школы передается в местную контору службы занятости. В этой конторе, где работают менеджеры рынка труда и психологи, выпускник школы может получить бесплатную консультацию по трудоустройству.
В вузах (колледжах) специалисты- профконсультанты на I-II курсах читают курс "Основы выбора профессии". На этот предмет отводится 24-30 учебных и 60-80 факультативных часов. Весь курс направлен на самопознание студентов и помогает им определиться с выбором профессии [2,95].
В японских школах при профессиональном самоопределении учащихся основное внимание уделяется приобретению ими собственного трудового опыта и осознанию своих индивидуально-психологических особенностей. Вся работа по профконсультации в стране координируется и направляется государственной службой обеспечения занятости [95,108,112].
Специфика профконсультационной работы в странах Западной Европы и Скандинавии обусловлена особенностями системы образования в каждой стране и финансирования. Общим для всех стран является все возрастающая роль советников по выбору профессии и выбору специализации при переходе от одной ступени школы к другой. Например, во Франции функционируют государственные центры профконсультации в каждом школьном округе, услугами которых в обязательном порядке пользуются все школьники. По окончании школы каждый ученик получает сертификат профориентации, в котором перечисляются профессии, показанные или противопоказанные ему. Без предъявления сертификата молодежь на работу не принимается. Научно-методическое руководство профконсультационных центров осуществляет Академия профконсультации [52,95,101].
В Англии обязательное профконсультирование отсутствует, но создан Центр по исследованию профессиональных склонностей учащихся и развернуты его филиалы. Центром регулярно организуются курсы и конференции по вопросам профессионального самоопределения. Кроме того, выпускаются ежегодные сборники по выбору профессии выпускниками школ, университетов и т.д., где сообщаются условия получения профессии, необходимая степень подготовки и дается перечень специальностей [30,95,96].
Высокой централизацией характеризуется система профконсультации в ФРГ. Здесь главным органом, осуществляющим профконсультационные мероприятия, является федеральный институт занятости (ФИЗ), который через свои более 700 филиалов и агенств занятости охватывает своей деятельностью по профконсультации молодежь как в школах, так и в университетах. Основной акцент в работе делается на индивидуальное консультирование. По завершении учебы в школе учащийся получает сертификат с рекомендациями профконсультанта.
Распределение и трудоустройство выпускников школ является логическим завершением ориентации и профконсультирования. Около ¾ вакансий заполняются при посредничестве ФИЗ [95].
Одной из очень развитых в научно-методическом и организационном аспектах является профконсультация в Словакии. Она осуществляется в школах, районных и краевых педагогическо-психологических консультациях (ППК). Основными задачами школьного профконсультанта являются:
- помощь ученикам в выборе профессии;
- проведение индивидуальных профконсультаций;
- наблюдение и оценка индивидуально-психологических качеств школьника;
- координация всей работы в школе по профориентации.
Районные и краевые ППК, которые подчинены соответствующим отделам образования, осуществляют более глубокое профконсультирование учеников, направляемых школой или обращающихся самостоятельно. ППК ведут методическую работу и оказывают помощь школам, издают научно-методические материалы для профконсультантов [42,113].
В Швеции профконсультационной работой занимается служба образовательной и трудовой ориентации (СОТО). Рекомендации по выбору профессии в школах осуществляют профконсультанты, которые работают в тесном взаимодействии с местными службами управления рынка труда. В тесном контакте с СОТО работают и службы профориентации в университетах. Консультанты СОТО в последнее время стали одними из первых помощников для молодых людей при принятии ими решения о дальнейшем образовании или выборе профессии [95].
Аналогичным образом профконсультационная работа организовывалась практически во всех развитых зарубежных странах [30,95].
Примерную организационную структуру профконсультации в развитых зарубежных странах, характерную для современного этапа, можно представить в виде, изображенном на рис.2.
Министерство труда
Министерство образования
Дата: 2019-04-23, просмотров: 256.