Теоретические и методологические основы психологического обеспечения учебного процесса и профессиональной деятельности специалистов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Значительная часть современных производственных специальностей, особенно операторского профиля, связанного с эксплуатацией сложной техники и механизмов на всех видах транспорта, железнодорожного, морского, воздушного, военная служба и другие виды деятельности нередко связаны с особыми условиями. Эти виды деятельности характеризуется не только наличием значи­тельных физических, моральных и психоэмоциональных нагрузок, но в пер­вую очередь чрезвычайно высокой динамичностью. Поэтому одной из центральных научных и практических проблем для этого рода специальностей является проблема профессиональной, социально-психологической адаптации специалиста, обеспечение его оптимальной работоспособности на протяжении всего технологического цикла, снижение «цены» профессиональной деятельности, сохранение здоровья и профессионального долголетия.

Проведенные исследования убедительно показывают, что теоретическими основами психологического обеспечения учебного процесса или профессиональной деятельности должны являться концептуальные положения теории адаптации. Данный методологический подход вполне обоснован и реализуется на практике во многих учреждения и ведомствах. Он позволяет учитывать адаптивные возможности специалиста, совершенствовать адаптивные способности, прогнозировать успешность обучения и овладения особо сложными видами деятельности, эффективно реализовывать коррекционные мероприятия.

Понятие «адаптация» - одно из основных в научном исследовании живого организма, поскольку именно механизмы адаптации, выработанные в процессе эволюции, обеспечивают возможность существования живого организ­ма в постоянно меняющихся условиях среды. Благодаря процессу адаптации достигается оптимизация функционирования систем орга­низма и сбалансированность в системе «человек – машина - внешняя сре­да» (24).

Начиная с работ К. Бернара (25), выдвинувшего концепцию о постоянстве внутренней среды, адаптация рассматривается как сово­купность динамичных образований (26), как соотношение между не­равновесными системами (27).

Современное представление об адаптации основывается на рабо­тах И.М. Сеченова (29), И.П. Павлова (28), Н.А. Бернштейна, П.К. Анохина (30), Г. Селье (31), и др. Несмотря на наличие многочисленных определений феноме­на адаптации (32, 33, 28, 29), объективно существует несколько ее основных проявлений, которые позволяют утверждать, что адаптация это не только свойство организма, обеспечивающее равновесие между средой и организмом, но это и процесс активного приспособления к изменяющимся усло­виям среды, а также, результат взаимодействия в системе "чело­век - среда" и цель, к которой стремиться организм (34). При таком понимании адаптации она выступает системным качеством живого организма, определяющим в целом уровень психической организации (психического отражения объективного мира).

Поскольку адаптация является свойством любого живого орга­низма, то данное свойство присуще человеку. Однако человек это не просто живой организм, а, прежде всего, биосоциальная система, наивысший уровень адаптации, так называемая адаптавно-адаптирующаяся система. Поэ­тому при рассмотрении проблем адаптации человека целесообразно выделить три функциональных уровня: физиологический, психологи­ческий и социальный (36).

Адаптация, как динамическое образование тесно связано с кате­горией «функциональное состояние». Само понятие «состояние», как философская (36) и общенаучная (37) категория, может рассматри­ваться в качестве совокупности происходящих в организме процессов, а также степени развития и целостности структур (38). Ре­зультатом такого взаимодействия является уровень функционирования организма и его систем (34), необходимый для достижения результа­тов деятельности.

Под уровнем функционирования сложной физиологической систе­мы, обладающей свойством самоконтроля, саморегуляции и самоуправ­ления понимают относительно стабильную величину специфической ре­акции, обусловленную природой раздражителя и свойствами системы (39). П.К. Анохин считает, что центральным звеном любой системы является ее результат - ее системообразующий фактор (40). Таким системообразующим фактором для целостного организма является адаптация. Следовательно, функциональное состояние есть характе­ристика уровня функционирования систем организма в определённый период времени, отражающая особенности процесса адаптации и гоме­остаза. Достижение того или иного уровня функционирования дости­гается благодаря деятельности механизмов регуляции.

С позиции кибернетической науки живой организм является мно­гоуровневой, саморегулируемой системой. (41, 42, 43). Наиболее перспективным является предположение о существовании механизмов управления и управляемых систем. К управляющим механизмам в такой модели следует отнести центральную нервную систему, а все осталь­ные системы организма при этом являются управляемыми.

В настоящее время известны многочисленные попытки объяснить принципы деятельности механизмов управления и классифицировать функциональные состояния. Согласно современным представлени­ям, ключевым звеном в структуре общего функционального состояния организма является состояние центральной нервной системы (44, 45). При этом состояние нервной системы рассматривается как результат взаимодействия неспецифической генерализированной ак­тивности, определяемой ретикулярной формацией и нескольких ло­кальных источников специфической активности (46, 47). Среди пос­ледних выделяют "каналы" определяющие уровень внимания и восприя­тия, понятийного мышления, моторной активности, мотивации и эмо­ций (48, 49, 50, 51, 52).

Особое положение нервной системы, как управляющей и обеспе­чивающей целостность всего организма определяется её свойствами и особенностями и, в первую очередь, структурной целостностью мозга (53, 54), наличием одновременно жестко фиксированных и относительно независимых от среды программ обслуживающих биоритмы. Третьим свойством центральной нервной системы и источником функционально­го состояния является ее доминантная природа (55, 56), определяю­щая такую функцию мозга как регуляция состояний организма (57, 58) и поведения (59, 60).

Рассматривая проблему функционального состояния можно выде­лить две качественно различные стороны: субъективную и объектив­ную, обусловленных наличием двух тенденций данного динамичного образования: обеспечение мотивационного поведения и восстановле­ние нарушенного гомеостаза (61). Следует отметить, что у человека субъективная сторона функционального состояния является веду­щей, так как в ходе адаптационных перестроек субъективные сдви­ги, как правило, намного опережают объективные (62). Данное по­ложение отражает общефизиологическую закономерность - опережающий характер напряжения механизмов регуляции в сравнении с управляе­мыми системами организма (63).

Под субъективной стороной понимаются особенности психических явлений, которые, включая и комплекс переживаний, относятся к личностным образованиям. Если понимать личность, как обобщающую характеристику индивидуально-психологического и социального раз­вития человека, то функциональное состояние необходимо рассматри­вать как функцию индивидуальности (64). В настоящее время лич­ностный принцип регуляции состояний и деятельности является об­щепризнанным (65, 66, 67, 68, 69, 70). Из него следует, что формирова­ние состояний во многом обусловлено отношением человека к самому себе, окружающей действительности и собственной деятельности. Поскольку такое отношение формируется личностью самостоятельно, становиться ясным, что в развитии состояний взрослого нормального человека активная сторона преобладает, как правило, над реактив­ной. Таким образом, конечные причины возникновения того или иного функционального состояния, в свою очередь определяющего характер процесса адаптации, следует искать внутри самой личности.

По качественному признаку набор функциональных состояний у всех людей принципиально одинаков, поскольку задан генетичес­ки. Однако имеются существенные индивидуальные различия в выра­женности и динамике одних и тех же состояний. Именно наличием ин­дивидуальных различий обусловлено то, что в одних и тех же, даже весьма жестких, условиях люди находятся в различных функциональных состояниях (64).

Личностные механизмы регуляции состояний весьма разнообраз­ны. Их организация соответствует иерархии структуры личности. Следовательно, функциональное состояние организма зависит от свойств нервной системы (71), от типа темперамента (72), от типа эндокринной регуляции, от общей эмоциональной направленности или спектра «излюбленных переживаний» (73), от способности к нейтра­лизации негативных эмоциональных следов и волевых качеств (74). Имеются данные и о влиянии на функциональное состояние интеллек­туальных характеристик (75), а также о значении для регуляции состояний уровня психофизиологического единства личности (76). Поэтому в функциональном состоянии отражаются особенности всех уровней иерархии личности (физиологического, психологического и социального). Следовательно, психологические особенности личности весьма значимы для эффективной адаптации, поскольку определяют вероятность адекватности функционального состояния.

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ литер править по диссертации 1111111

За последние годы проблемам адаптации и функциональному состоянию организма были посвящены многочисленные исследования [40,50,53,90,98,115,172,198 и др.]. Так, на основе исследований Инсититута гигиены детей и подростков, других кафедр и научно-исследовательских подразделений ВУЗов России доказана необходимость при определении состояния здоровья, в том числе и психического учитывать адаптационные возможности организма [10, 98, 115, 172 и др.].

В.И. Казначеев и А.Д. Куимов (1983) указывают на необходимость изучения процесса адаптации с точки зрения вскрытия причинности самых ранних, так называемых предболезненных состояний человека и путей их предупреждения [60].

Социально-психологическая адаптация представляет собой сложную систему психических образований, направленных на овладение новыми общественными формами деятельности, и связана прежде всего с изменением статуса индивида. В течение жизни человек много раз меняет его, попадая в определенные микросоциальные условия (школа, работа, кружки, кампания сверстников, семья и др.), и каждый раз соответственно этому строит свое поведение, корректирует или заново вырабатывает новую линию поведения, связи коммуникации. Факторы внешней среды, система новых взаимоотношений оказывают влияние на личностные характеристики, изменяют состояние психической сферы человека и недостаточно развитые адаптационные способности нередко являются почвой формирующихся патологических отклонений в психическом здоровье [39, 195].

В большинстве работ по проблемам социально-психологической адаптации (Брудный В.И., 1975; Зотова О.И., 1977) к формальным критериям адаптации учащихся к образовательному заведению обычно относят успешность обучения и дисциплинированность [49]. Ряд исследователей [57,58] в группу дезадаптированных учащихся включают тех, кто испытывает затруднение в общении со сверстниками, учителями, воспитателями, то есть, с нарушением социальных контактов. Важное значение в исследовании процесса адаптации придается анализу эмоциональных проявлений. Ю.А. Макаренко и соавторы (1981) в качестве способа изучения адаптации школьников использовали метод оценки эмоционального профиля [195].

Наиболее адекватным методом изучения адаптации считается направленное наблюдение [195]. Схема такого наблюдения, разработанная английским исследователем D. Stott (1968), использовалась ленинградскими психологами для выявления подростков, дезадаптированных к условиям учебно-воспитательного процесса [62].

Анализ литературы и результатов исследований позволяет выделить сферы жизнедеятельности учащихся, приспособление к которым необходимо на данном возрастном этапе. К ним относятся такие, как учебная деятельность, отношения со сверстниками, учителями, воспитателями, адекватное поведение. Субъективным индикатором, отражающим удовлетворенность учащимся своим положением, выступает его эмоциональное состояние. Характер поведения в каждой из названных сфер школьной, студенческой жизни служит критерием социально-психологической адаптации: это эффективность учебной деятельности, усвоение установленных норм поведения, успешность социальных контактов, эмоциональное благополучие.

На основании предложенных критериев для исследования процесса адаптации Э.М. Александровской (1983) разработана схема наблюдения и интегральный показатель, характеризующий этот процесс. Его величина свидетельствует о степени адаптации: 1) полной; 2) неполной; 3) дезадаптации. В соответствие с этим выделяются группы адаптации I, II и III [2]. Другие исследователи в качестве уровней адаптации выделяют: удовлетворительный, функционального напряжения, неудовлетворительный и срыв адаптации [10,198]. Исследования показали неравномерность адаптационного процесса на различных возрастных этапах. Установлено, что на всем периоде обучения в школе удовлетворительную адаптацию имеют чуть более 50% школьников и студентов вузов, в военных ВУЗАх таких курсантов и слушателей насчитывается до 30% [10, 198].

В работах как отечественных, так и зарубежных авторов нарушения адаптации рассматриваются как предпосылки для развития разного рода патологических состояний [58, 225]. Сам факт патогенного воздействия нарушенной адаптации на организм человека общеизвестен. На поведенческом уровне психологический дискомфорт личности проявляется в агрессивных действиях или общей заторможенности, усилении нейротизма в виде чрезмерной застенчивости, плаксивости, депрессии, ухода в себя, астенизации, жалоб на состояние здоровья [59, 195, 226].

В клинической практике эти явления известны как преневротические состояния и отражают область так называемой предпатологии или предболезни. Длительное пребывание организма в состоянии острого хронического напряжения способствует ослаблению функций или повреждению структур, т.е. развитию болезни [49, 59, 98, 99, 100, 198 и др.].

Анализ нарушений социально-психологической адаптации у учащихся позволил выделить наиболее характерные для них психозащитные реакции, к которым относятся: активный протест (враждебность, негативизм, недисциплинированность); пассивный протест (избегание, пассивность, депрессивное настроение); тревожность и неуверенность в себе (робость, скованность, напряженность)[65, 195].

В дальнейшем, в подростковом (юношеском) возрасте, эти поведенческие реакции утрачивают свой защитный характер, принимая форму клишированных стереотипов поведения, распространяющихся на обучение в целом, отношение к сверстникам и учителям, а затем к взрослым вообще. Закрепление реакций протеста и усугубление чувства тревожности является основным механизмом психогенного патологического формирования личности [72,100].

Исследования социально-психологической адаптации в данном аспекте помогает выявлять лиц в пограничном состоянии между нормой и патологией, что имеет исключительно важное значение для ряда особых сфер деятельности. Лица, проявляющие отрицательную динамику процесса адаптации или изначально низкий ее уровень, составляют группу риска по отношению к пограничным нервно-психическим заболеваниям и, в ряде случаев, не могут быть рекомендованы к профессиональному обучению и деятельности по ряду специальностей.

Именно с этих позиций подошли к созданию многоуровневого личностного опросника "Адаптивность" военные психологи военно-медицинской академии им. С. М. Кирова (Маклаков А.Г., Чермянин С. В. 1992), предназначенного для определения личностного адаптационного потенциала (ЛАП) и группы (степени) адаптации. Ими выделяется ряд психологических характеристик, качественных образований в личности, которые отличаются относительной стабильностью и во многом определяют успех процесса адаптации в самых различных условиях деятельности, в том числе, в учебной и военно-профессиональной [98,115]. По результатам экспериментальных исследований и обобщений А.Г. Маклакова ( 1996) к таким характеристикам могут быть отнесены: поведенческая регуляция и нервно-психическая устойчивость; коммуникативные качества; уровень социализации и самооценка личности; моральная нормативность [115, 116, 117]. Данные характеристики образуют личностный адаптационный потенциал, который является интегральной характеристикой психического развития личности, содержит информацию о соответствии психологических особенностей общепринятой норме и определяет возможности личности в адаптации [115, 117].

Указанная методика и выделенные критерии адаптации представляются наиболее обоснованными, практически целесообразными для сферы специального и военно-профессионального обучения и последующей профессиональной деятельности.

 В ряду проблем адаптации студента, специалиста к условиям обучения или профессиональной деятельности, в первую очередь, выделяется необходимость усвоения ими определенной суммы общих и специальных знаний, формирование устойчивой мотивации к профессии. Непременное условие выполнения этого требования - достаточный уровень интеллектуального (умственного) развития личности. Несоответствие уровня развития умственных способностей человека поступающей информации, вызываемое этим перенапряжение, создает для него самые большие трудности, что осложняет адаптацию, тормозит общее психическое развитие, отрицательно сказывается на состоянии психического и соматического здоровья.

Большое значение имеет также психологическая готовность личности к обучению и работе по специальности, которая включает в себя и определенный уровень ее социальной зрелости. Доминирование мотива, побуждающего выполнять требования, предъявляемые профессиональным обучением, новая социальная роль человека осуществившего свое профессиональное самоопределение, познавательные интересы новой сферы жизнедеятельности обеспечивают молодому человеку, специалисту успешную адаптацию к новым условиям. Недоразвитие, несоответствие мотивационно-потребностной сферы, недостаточная степень усвоения социальных норм препятствуют эффективному овладению знаний или реализации профессиональной деятельности по избранной специальности.

Поэтому в процедуры профотбора, наряду с выявлением адаптационных способностей, должны быть включены методы психодиагностики умственных способностей, мотивации и профессиональной направленности, уровень развития которых определяет успешность обучения и последующей профессиональной деятельности специалиста.

 

* * *

Таким образом, рассматривая проблему психологического обес­печения учебного процесса и профессиональной деятельности, следует исходить из того, что эти процессы весьма динамичны, а их эффективность во многом обуслов­лена характером адаптации. В тоже время следует иметь в виду, что эффективность процесса адаптации во многом определена функциональным состоянием организма, которое в свою очередь зависит не только от наличия физиологических резер­вов, но и индивидуально-психологических особенностей личности, определяющих возможность адекватной регуляции состояний. Следова­тельно, основными концептуальными положениями психологического обеспечения учебного процесса и профессиональной деятельности являются:

1. Успешность обучения студентов, профессиональной деятельности специалистов во многом зависит от эффективности их адаптации к условиям обучения или производственной деятельности, что обусловлено наличием необходимых способностей и функциональным состоянием организма.

2. Функциональное состояние зависит как от наличия физиоло­гических резервов организма, так и психологических особенностей личности, определяющих эффективность механизмов регуляции состоя­ний и в целом успешность процесса адаптации. Следовательно, психо­логические особенности личности оказывают большое влияние на успеш­ность обучения и последующую профессиональную деятельность.

3. Каждый человек (студент, специалист) обладая определенными индивидуально-психологическими особенностями, обладает и определенными возможностями в адаптации (потенциалом). Следова­тельно, на этапе профессионального отбора (квалификационного экзамена) целе­сообразно определять соответствие адаптационных возможностей кан­дидатов требованиям будущей профессии и условиям обучения в ВУ­Зе. На этапе отбора также целесообразно изучать специальные спо­собности кандидатов, определяющие возможность формирования и раз­вития профессионально-важных качеств.

4. Поддержание у учащихся, специалистов оптимального функци­онального состояния, а при необходимости его восстановление до оптимального уровня, способствует повышению эффективности социально-психологической, профессиональной адаптации и во многом определяет успешность обучения и профессиональной деятельности, что в свою очередь предполагает осуществление мероприятий по оказанию психологической и психофизиологической помощи, направленной на профилактику дезадаптационных расс­тройств.

5. Своевременное оказание психологической помощи, оптимиза­ция (а при необходимости восстановление) функционального состоя­ния организма обеспечивает повышение эффективности социально-психологической, профес­сиональной адаптации, поддержание высокой работоспособности, здо­ровья и профессионального долголетия специалис­тов.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 187.