Центры профориентации
Российской Федерации
Областные (городские) центры
профориентации
Профконсультационные центры (пункты)
Учебные
Заведения
Отраслевые
Службы
Занятости
Рис.4. Организационная структура службы профконсультации РФ (1994 г.)
Первая половина 90-х годов, по-видимому, стала началом следующего (пятого) этапа развития отечественной профориентации и профконсультации. Государственная система профориентации ипрофконсультации в России сохраняется в прежнем виде, т.к. она строилась по территориальному принципу. На развитие профессиональной консультации в стране оказывают существенное влияние следующие факторы:
- переход общества на многоукладную (рыночную) экономику;
- изменения взаимоотношений в условиях рынка между профессиональными учебными заведениями и предприятиями;
- изменение условий поступления, обучения и распределения после окончания училища, колледжа, техникума, вуза;
- изменение в связи с появлением специальных частных школ, гимназий, новыми условиями и характером школьной подготовки;
- переход Вооруженных сил на профессиональную основу;
- появление проблемы безработицы и связанной с ней необходимостью переподготовки кадров и др.
В этих условиях профконсультационные организации должны будут расширять свое взаимодействие не только со школами, но и биржами труда, службами занятости и трудоустройства и учитывать зарубежный опыт профориентации и профконсультации.
Выводы
В данной теме мы рассмотрели вопросы истории формирования основных элементов современной концепции и организационной системы психологического обеспечения профессиональной деятельности.
Современную концепцию психологического обеспечения профессиональной деятельности специалистов различного профиля, ее теоретические основы, организационные структуры, мероприятия и методы профессионального психологического отбора, профориентации и профконсультирования вы рассмотрите на других спецкурсах.
Мы же с вами более подробно остановимся на вопросах современного состояния и проблемах психологического сопровождения различных видов деятельности.
Литература:
2. Алибекова Г.З. Ориентация и отбор школьников на педагогические профессии в США. Автореферат дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1990. - 26с.
4. Апостолов О.П. Актуальные проблемы создания и развития государственной службы профориентации //Проблемы профконсультирования молодежи. - Таллинн, 1989. С.4-16
5. Апостолов О.П. Проблемы развития службы профориентации // Совершенствование трудовой подготовки учащейся молодежи. - М.: Просвещение, 1986, С.160-165
7. Билибин А.В. Основные линии в работе по профконсультации в СССР //Вопросы профконсультации и профотбора / Под ред. А.Ф. Кларка. - М., 1928. - 182с.
8. Болтунов А.П. Принципы и система профориентации в школе. - Л.: Изд-во ЛНППИ, 1932. - 159с.
10. Важенина Т.А. Становление и развитие профконсультации учащихся общеобразовательной школы (20-80-е годы). Автореферат дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1990. - 17с.
11. Волковский А.М. Две французские концепции профориентации // Сов. педагогика, 1966, N 9. С. 147-149.
12. Временное положение о профессиональной ориентации //Школа и производство, 1990, N 7. С.6-11
15. Гейжан Н.Ф. Теория и практика профессиональной консультации. - М.: Б.И., 1991. - 248с.
16. Гейжан Н.Ф. Организация и оформление кабинетов профессиональной ориентации. - Ташкент, Укитувчи, 1981. - 124с.
24. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. - М.: Просвещение, 1988. - 269с.
30. Киселев И.Я. Профориентация и профотбор в капиталистических странах. - М.: Экономика, 1968. - 79с.
31. Кларк А.Ф., Билибин А.В., Кушинников А.А. Профессиональная консультация и профессиональный отбор. - М.: Гострудиздат, 1930. - 204с.
42. Кошчо Й. Служба психологической консультации в ЧСССР // Вопр. психологии, 1984, N 4. С.141-143
50. Малис Г.Ю. Профконсультация в школе. Материалы школьно-психотехнической лаборатории Ленинградского Обследовательского Детского института (ЛООДИ) /Под ред. А.П. Болтунова. - Л., Изд-во ЛООДИ, 1932. - 139с.
51. Математические методы в социальных науках / Сб. статей под ред. П. Лазарсфельда и Н. Генри, перев. с англ. - М.: Прогресс, 1973. - 351с.
52. Михайлов И.В. О профориентационной работе во Франции // Вопр. психологии, 1977, N 5. С. 158-163.
53. Методика индивидуальной профконсультации /Сост. Н.Ф. Гейжан, Р.Д. Каверина, А.А. Парыгина. - М.: Высш. школа, 1982. - 162с.
60. Назимов И.Н. Профориентация и профотбор в социалистическом обществе - М.: Экономика, 1972. - 254с.
71. Положение о группе профессионального психологического отбора военно-учебного Заведения Министерства обороны СССР. - М.: Воениздат, 1988. - 14с.
73. Постановление ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. //Народное образование в СССР. - М.: Просвещение, 1974. с.173
74. Правила приема в военно-учебные заведения Министерства Обороны СССР. Приложение к приказу Министра Обороны СССР 1989 г. N 90. - М.: Воениздат, 1989. - 107с.
77. Профессиональный психологический отбор кандидатов в военно-учебные заведения Министерства Обороны СССР. Методические рекомендации. - М.: Воениздат, 1988. - 80с.
76. Профессиональный психологический отбор кандидатов в военно-учебные заведения Министерства Обороны Российской Федерации. (Методические рекомендации). - М.: ГВМУ МО РФ, 1994. - 296с.
78. Профконсультационная работа со старшеклассниками / Под ред. Б.А. Федоришина. - Киев: Рад. школа, 1980. - 160с.
79. Психолого-педагогическая профконсультация учащихся. Методические рекомендации / Под ред. Е.А. Климова. - Л., 1975.-100с.
81. Психологическая оценка и прогнозирование профессиональной пригодности военных специалистов. - М.: Воениздат, 1988. - 263с.
88. Руководство по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации. Приложение к приказу Министра обороны РФ 1994 г. N 202. - М.: Воениздат,
1994. - 45с.
95. Рыжов В.А. Организация профориентационной работы в развитых капиталистических странах. - М.: Высш.школа, 1987. - 95с.
96. Рыжов В.А. Профессиональная ориентация и подготовка кадров в Великобритании. - М.: Высш.школа, 1991. - 157с.
98. Саврукова О.Т. Вопросы профессиональной ориентации учащихся в истории советской школы. Автореферат дисс. ... канд. пед. наук _ М., 1975. - 21с.
99. Сазонов А.Д. и др. Профессиональная ориентация учащихся. - М.: Просвещение, 1988. - 219с.
101. Сахаров В.Ф., Сазонов А.Д. Профессиональная ориентация школьников. - М.: Просвещение, 1982. - 190с.
107. Теория и практика профориентации. Ч.III. Информационно-методический обзор, вып.28. - М.: НМЦПО "Ориентир", 1991. - 126с.
108. Укке Ю.В. Диагностика сознательности выбора профессии у японских школьников // Вопр.психологии, 1990, N 5. С.150-157
110. Укке Ю.В. Разработка психологических проблем профессиональной ориентации в Соединенных Штатах Америки // Вопр.психологии, 1971, N 1. С.170-179
112. Фукуяма С. Теоретические основы профессиональной ориентации: [Перевод]. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 105с.
113. Чирков В.И. Консультативная психология в Словакии // Вопр. психологии, 1989, N 4. С.161-167
Шульц Д. П., Шульц С. Э. История современной психологии / Перев. с англ. – СПб.: Изд-во «Евразия», 1998. – 528 с.
Тема 2. Общее представление о системе психологического обеспечения и месте мероприятий психологического сопровождения профессиональной деятельности специалистов различного профиля.
1. Актуальность создания системы и практической реализации концепции психологического обеспечения профессиональной деятельности
В середины 60-х годов в отечественной психологии вновь начинаются разворачиваться психологические и психофизиологические исследования в прикладных отраслях. Это вызвано, прежде всего, запросами развернувшейся научно-технической революции, выходом человека в космос и новым витком гонки вооружений на иной технологической основе. Особо интенсивно эти исследования осуществляются в интересах оборонной промышленности и совершенствования Вооруженных Сил, которые впоследствии приобрели общегосударственное значение и привели к созданию целой системы профессионального психологического отбора и профориентации.
В этот период в психологии сложилась такая ситуация как и в некоторых отраслях экономики, когда наиболее значимые и реализуемые психологические исследования прикладного характера проводились в интересах обеспечения обороноспособности страны. В Вооруженных силах вводится Руководство по профессиональному психологическому отбору молодежи и военнослужащих (1986), в военных округах (флотах), учебных частях и центрах, военно-учебных заведениях организованы штатные подразделения по профессиональному психологическому отбору (ППО) (1). Это был первый руководящий документ, где впервые перед специалистами по профотбору были поставлены такие задачи как: углубленное изучение военнослужащих с признаками затрудненной адаптации к военной службе и обучению; подбор младших командиров; комплектование экипажей, расчетов и команд с учетом психологической совместимости; оценка эффективности мероприятий ППО; разработка предложений по служебному предназначению выпускников военного ВУЗа и другие задачи. В этом документе задачи военных психологов и психофизиологов в основном ограничивались профессиональным психологическим отбором, но прошло совсем немного времени и круг этих задач был расширен.
Вопрос о психологическом сопровождении учебного процесса курсантов и проведении профориентационной работы с абитуриентами как направлениях работы специалистов групп ППО впервые был поставлен в «Положении о группе профессионального психологического отбора военно-учебного заведения Министерства Обороны»(1988)(2).
В этот же период оформляется и законодательная база психологической службы, вводятся должности психологов и в общеобразовательных учреждениях России [ ].
В настоящее время задачи, решаемые различными подразделениями психологической службы (групп ППО) могут быть объединены в следующие основные направления:
- разработка предложений и методических материалов по профессиональной ориентации и профессиональное консультирование молодежи;
- психодиагностика и профессиональный психологический отбор кандидатов для обуче-ния;
- психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса;
- анализ опыта профессиональной деятельности.
Вышеперечисленные направления деятельности различных подразделений психологи-ческой службы и составляют понятие «психологическое обеспечение» учебного процесса общеобразовательного учреждения, ВУЗа или различных видов профессиональной деятельности. Таким образом, под термином «психологическое обеспечение» понимается комплекс мероприятий по психодиагностике, профессиональному психологическому отбору, психологическому сопровождению и комплексу профориентационных мероприятий, проводимых с целью повышения эффективности процесса обучения, подготовки и последующей профессиональной деятельности обучаемых, специалистов на основе учета их индивидуально-психологических особенностей.
Сегодня актуальность психологического обеспечения учебного процесса и профессиональной деятельности специалистов различного профиля возросла многократно. В настоящее время нельзя ограничиваться только проведением мероприятий психодиагностики и профессионального психологического отбора. Необходимость комплексного подхода к решению задач повышения эффективности процесса обучения и профессиональной деятельности на основе учета индивидуально-психологических особенностей учащихся или специалистов обусловлена объективными причинами. В том числе: политическими, социальными, демографическими, экономическими и др.
Так, например, результаты затяжного социально-экономического кризиса в стране (80-е - 90-е годы), в значительной мере отразились не только на молодом поколении, но и на других социальных группах населения страны.
По данным Министерства здравоохранения РФ в стране 20-летие назад основной процент заболеваний приходился на инфекционные болезни. В настоящее время основными проблемами медицинской и психотерапевтической практики являются дефекты осанки детей до 90% (скалиотическая осанка, плоскостопие, неправильный поворот таза, разновысокость ног и т.д.); аллергические реакции различного рода; бронхиальная астма и астматический бронхит, нейроциркуляторная дистония, энурез, снижение иммунитета. Задержки и нарушения психического развития дисграфия, дислексия, синдром гипервозбудимости, хронический мозговой синдром, легкая детская энцефалопатия, двигательная расторможенность, школьная дезадаптация, минимальный церебральный паралич и др. [63, 66, 114, 116, 118, 125].
Официальные статистические данные свидетельствуют, что абсолютно здоровыми рождается около 30% новорожденных, однако в действительности к 1 группе здоровья относятся не многим более 5% новорожденных. Лишь посредством кесарева сечения на свет появляются около 50-60%% новорожденных.
Особой проблемой становится и рост процента детей с «минимальными мозговыми дисфункциями» (ММД). ММД – это сборная группа различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям патологических состояний. Характерными признаками ее являются повышенная возбудимость, эмоциональная лабильность, диффузные легкие неврологические симптомы, умеренно выраженные сенсомоторные и речевые нарушения, расстройство восприятия, повышенная отвлекаемость, трудности поведения, недостаточная сформированность навыков интеллектуальной деятельности, специфические трудности обучения. Именно дети, начиная с внутриутробного существования и включая первые годы жизни, получают максимум травм (в широком смысле этого слова), нарушающих их развитие. И если физическое развитие и жизнедеятельность ребенка достаточно быстро нормализуются, то нарушения и отключения в работе мозга остаются надолго. Они менее очевидны (их признаков может быть 1 или 2), некоторые вообще с трудом диагностируются, почти не осложняя жизнь ребенка, имеют необратимый характер и потому относятся к разряду легких. Но именно они зачастую лежат в основе различных форм дезадаптации, дезадаптивного, девиантного поведения, неврозов и невротических реакций, осложняя процесс обучения и профессиональной деятельности, особенно связанной с высокими психо-эмоциональными нагрузками. По данным статистики в С-Петербурге, более чем у 40% детей отмечаются различные отклонения в созревании и функционировании нервной системы, в Н-Новгороде – 60%.
В немалой степени трудности ранней неврологической диагностики (мягкость, «негрубость» симптоматики), отсутствие четко обозначенных критерием ММД, а также сохранность интеллектуальных функций у подавляющего большинства таких детей способствовали тому, что коррекции расстройств ММД стали прерогативой психологов. Отрицательным итогом такого смещения понятий и функций соответствующих специалистов стало катастрофическое увеличений числа школьников с выраженными проявлениями неспособности учиться (нарушения пространственного восприятия, трудности освоения письма, чтения, счета). С возрастом появляются и нарастают трудности в абстрактном мышлении. Неудивительно, что расширяется сеть школ и классов для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Следует учитывать, что через десятилетие они придут в различные сферы производства и общественной жизни.
Другой проблемой, обуславливающей необходимость психологического сопровождения, является обеспечение успешной социально-психологической адаптации молодых людей, специалистов к условиям образовательного учебного заведения или особенностям профессиональной деятельности. Реализация этой задачи тесно связана с решением проблемы сохранения психического здоровья, «ценой» профессиональной деятельности и профессиональным долголетием.
Понятие «психическое здоровье» было принято Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ). При этом комитет экспертов ВОЗ подчеркнул, что в детстве проблемы психического здоровья имеют более прямую связь с окружающей средой, чем в другие периоды жизни человека [203].
Психическому здоровью, по мнению директора отдела охраны психического здоровья ВОЗ Н. Сарториуса, можно дать три определения: во-первых - это отсутствие выраженных психических расстройств; во-вторых - определенный резерв сил человека, благодаря которому он может преодолеть неожиданные стрессы или затруднения...; в-третьих - состояние равновесия между человеком и окружающим миром [176].
С медицинских позиций к психическому здоровью учащихся, специалистов следует, очевидно, отнести признаки, принятые для характеристики их здоровья в целом [10,29,203,225,228 и др.], а именно: 1) отсутствие заболеваний; 2) нормальное развитие организма; 3) благоприятное функциональное состояние. Применительно к психическому здоровью - это отсутствие психических заболеваний, нормальное психическое развитие и благоприятное функциональное состояние высших отделов центральной нервной системы [203].
Среди учащихся образовательных школ, абитуриентов, поступающих в специализированные учебные заведения (ВУЗы), специалистов подавляющего большинства профессий клинически выраженные формы психических болезней, как правило, не встречаются. Однако, приходится сталкиваться с, так называемыми, пограничными состояниями, неврозами, невротическими реакциями и некоторыми функциональными отклонениями, не лишающими ребенка, подростка, юношу, взрослого человека возможности присущего их возрасту социальной активности и последующего профессионального самоопределения [177,203].
Под нормальным развитием (этот критерий особенно важен для процедур профотбора в ряд учебных заведений и на отдельные специальности) следует понимать психическое развитие гармоничное и соответствующее возрасту [86, 89, 116,203].
Гармоничность развития заключается в определенном уровне нервно-психической устойчивости и соответствующем уровне развития показателей интеллекта. Чрезмерное развитие одних показателей при отставании других, в ряде случаев, может являться косвенным свидетельством наличия проблем в психическом развитии человека [26,116, 203].
В настоящее время в структуре болезней многих экономически развитых стран психические заболевания занимают второе место после сердечно-сосудистых. Так, по данным изучения юношей призывного возраста северо-западного региона России (1990-1995) нервно-психические заболевания отмечались у 8-10%% обследованных. Отдельные признаки отклонений в эмоциональной, волевой, интеллектуальной сферах, такие как: повышенная эмоциональность, лабильность настроения, высокая тревожность, быстрая утомляемость, интеллектуальная незрелость и др. встречалась у 40-45%% молодежи в возрасте 15-17 лет [144]. Многие исследователи отмечают, что в последние годы неврозы получили значительное распространение среди детей, подростков, юношества [47,77, 149, 226].
По данным исследований [22, 77, 86, 226, 230] среди школьников неврозы в разных странах отмечаются у 20%-30% школьников, а в ряде случаев - до 66% [149]. Большинство из этих состояний, чаще всего, имеют психогенный характер и возникают как следствие психотравмирующих ситуаций [74, 75, 187, 188 и др.], эмоционального перенапряжения [18], особенно при наличии способствующих факторов - соматических инфекционных заболеваний, травм и др.
Общей отличительной чертой пограничных состояний, занимающих промежуточное положение между болезнью и здоровьем, является то, что каждое из них определяется совокупностью личностных особенностей и содержит в себе истоки социально-психологической дезадаптации и психосоматических расстройств [177,203].
Наиболее резко выраженные пограничные нервно-психические нарушения наблюдаются в подростковом и юношеском возрасте, представляющим собой сложнейший этап психической перестройки организма, полового созревания и специфической фазы социализации личности, связанной с предстоящим выбором профессии, самоопределением и расширением социальных ролей, но могу возникать и в другом возрасте [64, 177]. Такие расстройства, как правило, непродолжительны, но тем не менее представляют тревожное явление и при явной выраженности в виде изменения форм реакций на стимулы, когда типичной становится неадекватность стимулу как по силе, так и по содержанию [187], меняется тип взаимоотношений между человеком и социальным окружением: раздражители, бывшие до того индифферентными, становятся патогенными [18], наступает состояние психической дезадаптации [1, 56, 59]. В этом случае, такая степень выраженности расстройств может являться ограничением для обучения в ряде специализированных учебных заведений и профессиональной деятельности.
Реализуя мероприятия психологического обеспечения (профотбора, психологического сопровождения, профориентации и консультации) нельзя игнорировать и проявление у определенного числа учащихся, специалистов, так называемых, акцентуаций характера (Леонгард К.,1981), когда они не выходят за рамки патологии, но требуют учета в учебном процессе и индивидуально-воспитательной работе [92]. По Е.А. Личко, акцентуации - это "крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим"[102].
Типы акцентуаций сходны и частично совпадают с типами психопатий. С возрастом эти особенности характера обычно сглаживаются, но среди подростков они распространены довольно широко. Так по данным Н.Я. Иванова (1984) в возрасте 14-15 лет они наблюдаются у 52% мальчиков и 42% девочек; в возрасте 16-17 лет - у 62% юношей и у 51% девушек [103]. По данным НИИ медико-социальных проблем малых народностей севера (г. Архангельск) число акцентуированных личностей среди старшеклассников составило 72% [116]. По результатам исследований Игнаткина Н.В.(1995) в Московском СВУ количество акцентуантов в период первичной адаптации достигало 88% [56].
И это вполне естественно, т.к. учебная и учебно-профессиональная деятельность в общеобразовательной школе, гимназии, не говоря уже о специализированных, связана с факторами, способствующими возникновению отклонений в психическом здоровье, или вызывающие их [198, 203].
К числу таких факторов, предрасполагающих к возникновению у учащихся пограничных психических расстройств, Д.Н. Исаев (1984) относит: 1) неспособность справиться с учебной нагрузкой; 2) враждебное отношение педагога, воспитателя; 3) смена учебного коллектива; 4) неприятие коллективом сверстников[59]. При этом, главное место среди неврозов, возникающих в ответ на чрезмерную учебную нагрузку и как следствие ее - перегрузку, принадлежит астеническим состояниям [85,116,125,177,198, 203]. Фактором, провоцирующим астенические состояния, в большинстве случаев, является истощение нервной системы, связанное с учебной перегрузкой [55,198, 203].
Наряду с этим, отмечает Александровский Ю. А. «одним из важнейших условий возникновения пограничных форм нервно-психических расстройств является несоответствие имеющихся у человека социальных и биологических возможностей для переработки информации - скорости ее поступления и количеству» [1]. С этим положением перекликается выдвинутая М.М. Хананашвили (1978) теория информационных неврозов, согласно которой, важный фактор невротизации - информационные перегрузки мозга в сочетании с постоянным дефицитом времени [195, 196]. Если к ним присоединяется третий - высокий уровень мотивации, не позволяющий уклоняться от умственной нагрузки, невротизирующее действие перегрузок усугубляется [187,188].
Нет необходимости говорить о том, что в ВУЗе учебная нагрузка, в том числе информационная, превышает школьную в 1,5-2 раза. Не каждый студент в состоянии справиться с ней без ущерба для своего здоровья. Поэтому, одной из важнейших проблем, с которой сталкиваются молодые люди, специалисты после поступления в ВУЗ, с началом профессиональной деятельности или ее сменой - это проблема адаптации к новым условиям. Следует подчеркнуть, что проблема адаптации является центральной в социальной психологии, инженерной психологии и психологии труда. В последние годы проблемам социально-психологической и психологической адаптации, психическим состояниям и их коррекции, функциональному состоянию организма были посвящены многочисленные исследования. Убедительно показана необходимость при определении состояния здоровья, в том числе и психического, учитывать адаптационные возможности организма [10, 43, 53, 56, 93, 101, 117, 179, 198, 206 и др.].
Так, например, результаты проведенных исследований сотрудниками Военно-медицинской академии, позволяют говорить о том, что затруднения в адаптации к условиям обучения испытывают до 30% студентов (курсантов) и слушателей младших курсов, что непосредственно отражается на эффективности учебы и ведет к увеличению числа лиц, отчисляемых из учебного заведения по неуспеваемости и другим показателям (снижение мотивации, недисциплинированность) до 30% [ __ ].
Это в значительной степени обусловлено тем, что у большинства юношей призывного возраста (около 70%) функциональные резервы организма снижены, что может рассматриваться в качестве одной из основных причин, определяющих вероятность осложнения процесса военно-профессиональной адаптации и развития различных заболеваний у военнослужащих. И это положение характерно для других военных ВУЗов страны. При этом следует отметить, что затраты на обучение одного офицера-специалиста Вооруженных сил достаточно велики и могут окупиться лишь в процессе многолетней профессиональной службы.
Перечисленные выше проблемы в определенной мере могут быть решены только при условии комплексного подхода и на основе учета в практической деятельности индивидуально-психологических особенностей личности курантов и слушателей.
ЛИТЕРАТУРА
(по дисертации)
1. Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация.- М.: Медицина, 1976.-272 c.
2. Александровская Э.М. Критерии социально-психологической адаптации детей к школе. - В кн.: Проблемы адаптации в гигиене детей и подростков / Под ред. Г.Н. Сердюковской, С.М. Громбаха. - М., 1983.- С. 32-39.
10. Антонова Л.Т., Сердюковская Г.Н. О проблеме состояния детей и подростков в гигиенических исследованиях // Гиг. и сан.- 1995.- № 6.- С. 22-28.
12. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков.- М.: Медицина, 1977.- 334 с.
18. Белов В.П. Аномальные (невротические) реакции у детей.- В кн.: Проблемы постнатального соматического развития / Под ред. Г.К. Ушакова, Г. Гельница, Г. Эггерса.- М.: Медицина, 1974.- C. 265-281.
22. Божанов А., Сяров Н., Батоева Д., Епидемиологично и експериментално проучване на истерзите в училищноте възраст.- Хигиена и здравеопазване, 1971.- № 1.- С. 70-75.
26. Бородкина Г.В. Состояние здоровья детей старшего школьного возраста при профилированном обучении // Педиатрия.- 1994.- № 4.- С. 77-80.
28. Булатов С.М., Дьяконов И.Ф. Психологические аспекты состояния здоровья и личностных качеств юношей допризывного возраста // Методологические и методические проблемы оценки и прогнозирования состояния здоровья военнослужащих. Материалы научно-практической конференции. СПб.: ВМедА, 1992.- С. 11 - 13.
29. Венедиктов Д.Д. Социально-философские проблемы здраво-охранения // Вопр. философии.- 1980.- № 4.- С. 137-149.
43. Громбах С.М. Проблема адаптации детей и подростков: Сб. тр. АМН СССР.- Вып.4.- М., 1977.- С. 13-28.
47. Десятников В.Ф. Особенности распространения неврозов среди различных групп городского населения // Журн. невропатол. и психиатр.- 1974.- № 11.- С. 1687-1690.
52. Жариков Н.М., Логинова М.С., Лебедев М.А. Изучение фа-кторов дезадаптации подростков в условиях школы.- В кн.: Погра-ничные нервно-психические расстройства.- М., 1983.- С. 54-57.
53. Засорина Л.Н. Социально-психологическая адаптация уча-щихся ПТУ.- В кн.: Экспериментальная и прикладная психология. Вып. 11 / Личность и деятельность.- Л., 1982.- С. 151-159.
55. Иванов Е.С. Подростковый возраст и неврозы.- В кн.: В мире подростка / Под ред. А.А.Бодалева.- М.: Медицина, 1982.- С. 126-139.
56. Игнаткин В.Н., Казаков К.В. Влияние акцентуаций характера военнослужащих на адаптацию к военно-профессиональному обучению // Военно-медицинский журн.- 1995.- № 2.- С. 54-57.
59. Исаев Д.Н. Психопрофилактика в практике педиатра.- М.: Медицина, 1984.- 192 с.
61. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопр. психологии.- 1984.- № 4.- C. 89-95.
62. Казначеев В.П. Адаптация человека (социальные и медико-биологические аспекты).- В кн.: Клинические и экспериментальные аспекты общей патологии.- Новосибирск, 1980.- С. 5-17.
63. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации.- Новоси-бирск: Наука. Сиб. отделение, 1980.- 191 с.
64. Кантонистова Н.С. Здоровье, развитие, личность.- М., 1990.- С. 257-268.
65. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология.- Л.: Медицина, 1982.- 271 с.
66. Кардашенко В.Н., Суханова Н.Н. К вопросу о состоянии здоровья детей школьного возраста // Сов. здравоохранение.- 1990.- №1.- С.55-56.
72. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психические особенности человека.- Т.2: Способности.- Л., 1960.- 264 с.
74. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста.- М.: Медицина, 1979.- 608 с.
75. Ковалев В.В. Проблема факторов риска в возникновении нарушений психического здоровья в детском возрасте и ее значение для профилактики.- В кн.: Психогигиена детей и подростков / Под ред. Г.Н. Сердюковой (СССР), Г. Гельница (ГДР).- М.: Медицина, 1985.- С. 56-65.
77. Колегова В.А. Узловые вопросы организации психоневрологической помощи детям и подросткам с пограничными нервно-психическими заболеваниями.- В кн.: Труды ЦОЛИУВ.- М., 1973.- Т.176.- С. 171-184.
83. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников.- М.: Просвещение, 1968.- 431 с.
85. Кудрявцева В.П., Сафронова С.А. Клиника и лечение астени-ческих состояний у детей школьного возраста. - В кн.: Опыт организации внебольничной помощи детям и подросткам / Под ред. В.А. Колеговой и Ф.П. Янович. - М.: Медицина, 1975,- С. 78-84.
86. Крылов Д.Н., Кулакова Т.П., Кантонистова Н.С., Хамаганова Т.Г. Наследственность и среда в формировании интеллектуальных и нейрофизиологических функций у детей и подростков. - В кн.: Охрана здоровья детей. - М., 1979.- Вып. 7.- С. 145-165.
87. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики.-Л.: Медицина, 1984.- 216 с.
89. Кучма В.Р., Суханова Н.Н. и др. Изучение влияния образа жизни на физическое развитие и состояние здоровья школьников // Гиг. и сан.- 1996.- № 1.- С. 27-28.
92. Леонгард К. Акцентуированные личности: Пер. с нем.- Киев: Выща школа, 1981.- 392 с.
93. Леонова А.Б., Медведев В.И. Функциональное состояние человека в трудовой деятельности.- М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1981.- 112 с.
100. Липкина А.И. Самооценка школьника.- М., 1976.- 64 с.
101. Литвинцев С.В., Маклаков А.Г., Чермянин С.В. Методологические аспекта оценки нервно-психической устойчивости военнослужащих. - СПб.: ВМедА.- 1995.- 12 с.
102. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. - Л.: Медицина, 1985.- 208 с.
103. Личко А.Е., Иванов М.Я. Акцентуации характера у подростков как причина школьной дезадаптации. - В кн.: Актуальные вопросы неврологии и психиатрии детского возраста. Тез. докладов. - Ташкент, 1984.- С. 182-183.
116. Макарова В.И., Дегтева Г.Н., Коноплев О.Н. и др. Состояние здоровья детей школьного возраста при экспериментальных формах обучения // Гиг. и сан.- 1997.- № 3.- С. 33-36.
117. Маклаков А.Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: Автореф. дис. ...д-ра психол. наук.- СПб., 1996.- 37 с.
118. Маклаков А.Г., Чермянин С.В. Психологическое и психофизиологическое обследование граждан, поступающих на военную службу по контракту: Временные методические указания по организации и проведению в районных (городских) военных комиссариатах профессионального психологического отбора граждан, подлежащих призыву на военную службу и поступающих на нее по контракту.- М., 1993.- С. 25-53.
119. Маклаков А.Г. Многоуровневый личностный опросник “Адаптивность” / Профессиональный психологический отбор кандидатов в военно-учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации: Методические рекомендации.- М., 1994.- С. 164-174.
121. Марищук В.Л. Критерии профессиональной пригодности в профотборе.- В кн.: Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда. - Л.: ЛГУ, 1974.
123. Марищук В.Л. Педагогические основы изучения личности военослужащего, проблемы профотбора и профориентации.- Л.: ВДКИФК, 1977.- 30 с.
124. Марищук В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Автореф. дис. ...д-ра психол. наук.- СПб.,1983.- 32 с.
125. Матвеева Н.А., Кузьмичев Ю.Г. и др. Динамика физического развития школьников Нижнего Новгорода // Гиг. и сан.- 1997.- № 2.- С. 26-28.
131. Методика исследования содержания труда рабочих и классификация рабочих профессий / Н.Е. Колесников.- М.: Высшая школа.- 1982.- 96 с.
138. Новиков В.С., Боченков А.А., Маклаков А.Г., Чермянин С.В. Психологическое обеспечение учебного процесса ВВУЗов.- СПб.: ВМедА, 1997.- 255 с.
142. О введении в действие Руководства по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации. Приказ министра обороны Российской Федерации N 202 от 4 июля 1994 г. - М.,1994.
144. Отчет о НИР. Эколого-гигиеническая характеристика Северо-Западного региона РФ и влияние вредных факторов окружающей среды на состояние здоровья и работоспособность допризывной молодежи. СПб.: ВМедА., 1994.- 158 с.
149. Петраков Б.Д., Рыжиков Г.В. Закономерности распространения психических болезней в современном мире. Научный обзор.- М.: ВНИИМИ, 1976.- 92 с.
158. Положение о группе профессионального психологического отбора военно-учебного заведения Министерства обороны СССР.- М., 1988.- 15 с.
160. Проблемы формирования профпригодности специалистов / Под ред. Ю.М. Забродина. - М.: Экономика, 1985.- 256 с.
162. Профессиональный психологический отбор кандидатов в военно-учебные заведения МО РФ / Методические рекомендации. М.: ГВМУ, 1994.- 295 с.
165. Психофизиологическое обеспечение боевой деятельности частей и подразделений: Методические указания / В.В. Горанчук, С.В. Литвинцев, А.Г. Маклаков, С.В.Чермянин, Е.Б. Шустов; Под ред. В.С. Новикова.- СПб.: ВМедА, 1995.- 57 с.
171. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.: в 2-х т.- М.: Педагогика, 1989.- Т. I, II.
176. Сарториус Н. Охрана психического здоровья в начале 80-х годов: некоторые перспективы. - Бюл. ВОЗ, 1983, 61.- № 1.- С. 4-5.
177. Сергета И.В.,Сухарев А.Г. Личностные особенности организма современных подростков и пути их коррекции // Гиг. и сан.- 1996.- № 1.- С. 29-31.
179. Снегирева Т.В. Процесс социально-психологической адаптации в условиях специализации учебной деятельности. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1978.- 23 с.
180. Справочник некоторых воинских должностей, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по контракту / Под ред. В.А. Похвощева, А.А. Симакова, В.И. Лазуткина.- М.: Нива России, 1997.- 288 с.
187. Ушаков Г.К. Детская психиатрия. - М.: Медицина, 1973. - 392 с.
188. Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройст-ва.- М.: Медицина, 1978.- 400 с.
190. Фельдштейн Д.И. Трудный подросток. - Душанбе, 1972. - 184 с.
195. Хананашвили М.М. Информационные неврозы.- Л.: Меди-цина, 1978.- 143 с.
196. Хананашвили М.М. Информационная патология поведения и некоторые механизмы саморегуляции высшей нервной деятельности // Физиология человека.- 1984.- Т.10.- № 5.- С. 778-786.
198. Чубирко М.И., Пичужкина Н.М., Фуфаева О.А. Состояние здоровья детей в учебных заведениях нового типа // Гиг. и сан.- 1997. - № 2.- С.21-23.
203. Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громбаха.- М.: Медицина, 1988.- 271 с.
206. Шубочкина Е.И., Молчанов С.С., Самотолкина Н.Г. Проблема социальной дезадаптации детей и подростков и принципы ее профилактики.- М., 1993.- С. 108-117.
217. Cattell R.B., Eber H.W., Tatsuoka M.M. Handbook for the sixteen personality factor Questionnaire (16 PF). - Champaing, Illinois: Institute for Personality and Ability Testing, 1970.
218. Cattell R.B. Personality and Mood by Questionnaire.- San Francisco, Washington, London: Jossey-Bass Publishers, 1973.
222. Guilford J.P. The nature of human intelligence.- New York: Mc Graw-Hill, 1967.
225. Kahl H., Schmidt-Kolmer S., Mader U. Zur Beurteilung von Gesundheit und Leistungfahigkeit der jungen Generation // Padiatrie und Grenzgebiete.- 1985.- Bd 1.- S. 9-14.
226. Lipkova V. Deti a skola / Zdrawie.- 1984.- N 9.- S. 3-8.
228. Neisser U. General, academic and artificial intelligence / Ed. L.B. Resnick.- New York et al.,1976.- P. 135-144.
230. Popielarsne A. Analiza nerwic dzieckych napodstawie wlasnego materialu.- Pediatria Polska, 1964.- 8.- 923-928.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 266.