Обеспечения профессиональной деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В данном историческом экскурсе, по интересующей нас проблеме, мы рассмотрим вопросы истории становления теоретических, методологических и экспериментальных основ прикладных отраслей психологии; историю становления основных подсистем психологического обеспечения в различных сферах деятельности (психодиагностика и профессиональный отбор, профориентационная работа и профконсультирование); основные этапы формирования системы психологического обеспечения и основные элементы системы психологического сопровождения профессиональной деятельности. Исторический подход тем более необходим, что он дает понимание того, как и в силу чего, каких обстоятельств развивались отдельные стороны, изучаемой нами проблемы. Каков вклад различных направлений психологии в формирование системы психологического обеспечения, что на этом историческом пути уже сделано, какие трудности возникали, какие проблемы еще не решены. Необходим данный анализ и в силу того, что в курсах «Истории психологии» и «Основных психологических концепциях XX века» данные вопросы освещаются в недостаточном объеме в силу ограниченности учебных часов дисциплины.

 

* * *

Со времени своего оформления как самостоятельной науки (середина XIX – конец XIX века), психология, первоначально, как экспериментальная психология развивалась в рамках структурного направления по исследованию проблем сознания, следуя в основном традициям методологического подхода Р. Декарта. Первые психологические лаборатории и психологические исследования (В. Вундт, Г. Эббингауз, Г. Мюллер, О. Кюльпе, В. М. Бехтерев, Э. Крепелин, Г. И. Челпанов, И. А. Сикорский и др.) направлены были на выявление структуры и элементов сознания (как основного предмета психологии). Психология на данном этапе накапливала эмпирический материал, разрабатывала методологию и инструментарий изучения психических явлений. О широком практическом, прикладном использовании полученных знаний не возникало и речи (за исключением рада областей в медицинской практике, сфере образования). Данную позицию в ее крайности отчетливо выразил Э. Б. Титченер (американский психолог ученик В. Вундта). Он считал, что структурная психология представляет собой «чистую науку», не имеющую прикладного значения и верил в то, что ученые не должны беспокоиться о практической ценности своих исследований [Д. Шульц, С. Э. Шульц, 1998, С. 123]. Исследование психики, проведенные В. Вундтом и Э. Б. Титченером, не выявили никаких практических результатов психической деятельности человека, да это и не было их целью. Такое утилитарное отношение к подобным вопросам было несовместимо с их чисто научным подходом к психологии.

Но уже в это же время возникает и другое направление в психологии - функционализм. Функционализм – первая чисто американская система в психологии – явился осознанным протестом против структурной психологии («чистой науки»), не имеющей прикладного значения.

Функционализм – научное направление в психологии, исследующее проблемы, связанные с ролью психики в адаптации организма к условиям окружающей среды.

Огромное влияние на формирование взглядов функционалистов оказали Чарльз Дарвин (1809-1882) и Герберт Спенсер (1820-1903). Наиболее видными представителями функциональной психологии являются Френсис Гальтон (1822-1911), Вильям Джемс (1842-1910), Джон Дьюи (1859-1952), Джеймс Роулэнд Энджелл (1869-1949), Гарвей А. Кэрр (1873-1954) и их последователи, разрабатывавшие прикладные аспекты психологии Гренвил Стэнли Холл (1844-1924), Джеймс МакКин Кеттел (1860-1944), Альфред Бине (1857-1911), Уолтер Дилл Скотт (1869-1955) и другие.

Развитие тестологии (психодиагностики)

Приверженцы функционализма не стремились к формальному образованию собственной научной школы. Но поскольку они изучали поведение организма в условиях его взаимодействия с окружающей средой, то стали интересоваться и вопросами практического применения результатов психологических исследований к решению повседневных задач.

Так, Ф. Гальтон исследовал проблемы психической наследственности, индивидуальных различий, развития детей, использования статистических методов, применение опросников и психологических тестов. Конечной целью исследований было способствовать рождению «качественных» личностей и препятствовать рождению «некачественных». Он создает новую науку евгенику, имевшую дело с факторами, которые могли улучшить наследуемые качества людей. И утверждает, что человеческий род, подобно домашним животным, может быть улучшен путем искусственной селекции. Для этого необходимо, чтобы талантливые люди выбирались из общей массы и сочетались браком только друг с другом в течение многих поколений. В целях отбора высокоодаренных мужчин и женщин для дальнейшей селекционной работы Ф. Гальтон первым разработал тесты умственных способностей, хотя появлению этого термина мы обязаны Джеймсу МакКину Кеттелу, его американскому ученику и бывшему студенту В. Вндта.

Для обоснования данных исследований, обеспечения их объективности, надежности и достоверности Ф. Гальтон использует методы статистики. Бельгийский математик Адольф Кетле был первым, кто применил статистические методы и закон нормального распределения случайных величин к анализу биологических и социальных процессов, показав, что величина роста, измеренного у 10 000 человек, приблизительно подчиняется нормальному распределению. Ф. Гальтон применил эти методы к анализу данных психологии. К примеру, он установил, что разброс оценок, полученных на университетских экзаменах, подчиняется закону нормального распределения.

Примечание: аналогичные данные получены и нами при исследовании успеваемости студентов 2 курса ЛГУ им. А. С. Пушкина в 2001 году

 

Работы Ф. Гальтона в области статистики привели также к открытию одной из самых важных величин – корреляции, первое упоминание о которой появилось в 1888 году. При поддержке Гальтона, его студент Карл Пирсон вывел, использующуюся по сей день, формулу определения коэффициента корреляции – получившего название коэффициента корреляции Пирсона. Впоследствии на основе работ Ф. Гальтона были разработаны многие другие методы статистических оценок, применяющиеся для анализа результатов психологических исследований.

Одной из теоретических основ функционализма являлись идеи социального дарвинизма английского философа-самоучки Герберта Спенсера, ученого, которого Ч. Дарвин называл «наш философ» и чье влияние на мировоззрение американцев оказалось поистине фундаментальным. В развитии своей теории Спенсер пошел дальше самого Дарвина. Он утверждал, что эволюционным является развитие всех аспектов Вселенной, включая человека и социальные институты. В своем двухтомном труде «Принципы психологии» (1855) Спенсер высказал точку зрения, что человеческий разум прошел длинный путь развития и приспособления, прежде чем стать таким, каков он есть. Он подчеркивал, что нервным и мыслительным процессам присуща приспособляемость, а все усложняющийся человеческий опыт и, следовательно, поведение являются частью эволюционного процесса. Чтобы выжить, организм должен приспосабливаться. Эти идеи получили свое дальнейшее развитие в трудах В. Джемса, который считал, что цель психологии – не выявление элементов опыта, а изучение функции приспособления сознания, сознание ведет нас к тем целям, которые необходимы для выживания. Сознание – это жизненно важная функция высокоразвитых существ, живущих в сложной среде; без него была бы невозможна эволюция человека.

Дальнейшая эволюция этих идей принадлежит перу Д. Дьюи и Д. Р. Энджелла. Поведение следует рассматривать не как абстрактную научную конструкцию, а как форму приспособления организма к окружающей среде. В борьбе за выживание сознание и поведение обеспечивают функционирование организма: сознание вызывает соответствующее поведение, которое дает возможность организму бороться за свое существование. Функциональная психология, следовательно, занимается изучением организма в процессе его жизнедеятельности (Д. Дьюи). Функция сознания – совершенствовать адаптивные способности организма. Целью психологии провозглашалось изучение того, как психика помогает организму в его приспособлении к окружающей среде (Д. Р. Энджелл, «Психология», 1904).

Можно полагать, что окончательная версия функционализма изложена в книге Гарвея А. Кэрра «Психология» (1925), в которой указывается:

во-первых, предметом изучения психологии является психическая деятельность – такие процессы как восприятие, память, воображение, мышление, чувства, воля;

во-вторых, функция психической деятельности заключается в приобретении, фиксировании, сохранении, организации и оценке этих переживаний и использовании их для руководства поведением.

« Психология, в первую очередь, изучает психическую деятельность… Тип поведения, который отражает психическую активность, можно назвать приспособительным поведением… Адаптивный акт – это реакция организма на физическое или социальное окружение, мотивированная соответствующими обстоятельствами…

Таким образом, весь накопленный человеком опыт организован в сложную индивидуальную систему реагирования на среду, что в немалой степени и определяет характер его последующей деятельности. Реактивная предрасположенность человека, - или, иными словами, то, что делает, что может и чего не может сделать, - зависит от врожденных склонностей, прошлого опыта и его способа организации и оценки…

Итак, психология занимается изучением личности, мышление и «я» человека, но это – абстрактные объекты, которые можно изучать только в их проявлениях – лишь в том, как они выражаются в реакциях человека. Ученый может наблюдать различные конкретные процессы, включенные в акт приспособления, - именно они являются предметом изучения психологии» [Harvey A. Carr, Psychology. New York: Longmans, Green. 1925. P. 1-14].

Подобная направленность психологических теоретических изысканий соответствовала нуждам и запросам экономического и социального развития жизни общества. Сфера прикладного использования психологии начинает стремительно расширяться.

Одним из «первопроходцев» в американской психологии, занявшийся прикладными ее аспектами в области школьного образования является Гренвилл Стэнли Холл (1844-1924), организатор первой психологической лаборатории при университете Джонса Хопкинса (1883). При изучении детской психологии С. Холл широко использовал метод анкетирования, с которым познакомился в Германии. К 1915 году Холл и его студенты разработали и успешно использовали для разнообразных исследований 194 опросника [White, S. H. (1990) Child study at Clark University: 1894 – 1904. Journal of the Behavioral Science. 26, 131-150. Описывается метод анкетирования, при изучении детского развития, разработанный Г. Стэнли Холлом]. С самого начала изучение детской психологии имело широкий общественный резонанс и привело к возникновению движения под условным названием «Изучение развития ребенка». Однако через несколько лет из-за низкого качества проводимых исследований это движение «сошло на нет»: не было исследований, которые можно было взять за образец, опросники были «сырыми», проводившие опросы люди – неквалифицированными, результаты анкетирования интерпретировались неадекватно. Иными словами, в этой попытке исследования было очень мало от психологии, оно оказалось «неточным, непоследовательным и вводящим в заблуждение» (Thorndike, цит. по: Berliner. P. 54). Интересы и практическая направленность исследований С. Холла были весьма разнообразны, его интересовали проблемы пола, старения, психологии рекламы и др.

Значительный вклад в разработку основ психодиагностики внес Джеймс МакКин Кеттел. В одной из статей, написанной им в 1890 году, появилось определение тестов умственных способностей (тесты моторных и сенсомоторных способностей). Работая в Пенсильваниском университете, он провел серию таких тестов среди своих студентов. К 1901 году Кеттел собрал достаточно информации, чтобы установить связь между результатами тестов и данными об академической успеваемости студентов. Однако, результаты оказалисьнеутешительными. Сопоставляя их с аналогичными, полученными в лаборатории Э. Б. Титченера, Кеттел пришел к выводу, что подобные тесты не могут служить показателем успеваемости в колледже – а, следовательно, и умственной способности студентов.

Хотя понятие «тест умственных способностей» ввел Кеттел, тестовый метод получил широкое распространение благодаря работам Альфреда Бине, французского независимого психолога-самоучки. А. Бине использовал более сложные критерии умственного развития. Он не согласился с подходом Ф. Гальтона и Кеттела, которые для измерения интеллекта применяли тесты сенсомоторных функций. А. Бине полагал, что наилучшим критерием умственного развития может служить оценка таких познавательных функций, как память, внимание, воображение, сообразительность. Его метод обеспечил возможность эффективно измерять умственные способности человека; он знаменовал собой начало современной тестологии.

 

Примечание: опыт исторических исследований свидетельствует, что уровень развития интеллекта и умственных способностей в малой степени коррелируют со степенью развития сенсомоторных способностей и ряда психофизиологических функций.

Следовательно, исследования прямой зависимости представляют собой тупиковое направление и ведут к весьма сомнительным результатам. В тоже время, исследование сопутствующих, опосредованных факторов взаимосвязи может иметь весьма ценное значение.

 

В 1904 году А. Бине представилась возможность на практике доказать свою правоту. По инициативе Министерства народного образования Франции была создана комиссия по изучению умственных способностей детей, которые испытывали трудности со школьным обучением. А. Бине и психиатр Теодор Симон участвовали в работе комиссии и вместе разработали ряд интеллектуальных задач для детей различных возрастных групп.

На основе этих задач и был составлен первый тест на интеллект. Первоначально он состоял из 30 вербальных, перцептивных и манипулятивных задач, которые располагались по возрастанию трудности.

В последующие годы тест неоднократно пересматривался и модифицировался. А. Бине и Т. Симон предложили понятие умственного возраста, который определялся по уровню тех интеллектуальных задач, которые способен решать ребенок. К примеру, если ребенок, чей хронологический возраст равен четырем годам, решает все задачи для пятилетнего, то умственный возраст этого четырехлетнего ребенка приравнивался к пяти.

После смерти А. Бине в 1911 году развитие тестологии переместилось в США, там его работы получили даже большее признание, чем во Франции.

В1916 году Льюис М. Терман, бывший ученик С. Холла, модифицировал тест Бине-Симона, который с тех пор стал стандартным, Он назвал его шкалой Стенфорд-Бине по названию Стенфордского университета, где тест был впервые представлен, и ввел в широкое обращение понятие коэффициента умственного развития ( IQ). (Коэффициент интеллекта IQ, определяемый как процентное отношение умственного возраста к хронологическому, был разработан немецким психологом В. Штерном.) Шкала Стенфорд-Бине претерпела несколько редакций и широко применяется до сего времени.

С началом первой мировой войны и возросшей технической оснащенностью войск, перед армией стояла задача – распределить огромное число новобранцев по родам войск и поручить им соответствующие задачи. Для того, чтобы проводить тестирование по сложной шкале Стэнфорд-Бине, требовались специально обученные люди. Этот ориентированный на индивидуальность тест не подходил для крупномасштабной программы тестирования, когда за короткое время надо было оценить способности множества людей. Руководил специальной комиссией президент APA Роберт Йеркс. Группой, включавшей 40 психологов, после анализа множества тестов, был взят за основу тест Артура С. Отиса и после доработки подготовлен «армейский альфа-тест» и «армейский бета-тест». («Бета» - это версия «альфа» для неанглоязычных и неграмотных людей. Инструкции при проведении «бета-теста» даются не устно или письменно, а с помощью демонстрации или пантомимы.)

Работа комиссии шла медленно, и фактически к тестированию новобранцев приступили за три месяца до окончания войны. Однако, было протестировано более миллиона человек. И хотя программа почти не имела прямого влияния на военные успехи, к тому времени армия больше не нуждалась в этих данных, тем не менее, она оказалась очень важной для развития практической и прикладной психологии в целом. Армейские тестирования стали прообразом последующих массовых психологических обследований в тестологии.

 

Примечание: Следует отметить, что в ряде случаев решения практических и прикладных задач в психологии это положение сохраняет свое ведущее значение и в настоящее время. Так, наиболее широкая, централизованная, отработанная и организационно оформленная система психологического обеспечения, ее основные элементы: профотбор, психологическое сопровождение и профориентация – созданы именно в Российской армии и флоте.

 

При проведении групповых тестов в военных целях поощрялось также определение личностных характеристик. Когда армии понадобились тесты для отсева новобранцев с неврозами, Роберт Вудвортс разработал Бланк личностных данных - опросник, в котором обследуемые отмечали те признаки невротических состояний, которые, по их мнению, у них имеются. Бланк личностных данных послужил моделью для дальнейшего развития группового тестирования.

Так, Уолтер Дилл Скотт (1869-1955), еще один ученик В. Вундта, оставив позиции структурной интроспективной психологии, применил психологические методы в бизнесе и рекламе, разрабатывая проблемы эффективности рынка и мотивации в сфере производства, торговли и потребления.

Для нужд армии им была разработана Шкала оценки качеств младших офицеров. Оценивающий качества своих подчиненных старший офицер вписывает имя каждого испытуемого в строку с соответствующей оценкой (Таблица 1 ).

Таблица 1

Дата: 2019-04-23, просмотров: 226.