Оптимизирующая адаптация внешних условий деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

Актуальность проблемы

Не будет преувеличением сказать, что последние десятилетия современной эпохи характеризует повсеместная психологизация не только различных областей научного познания, но и всей научно-практической деятельности человека в различных сферах. Помимо расширения научно-теоретических психологических исследований, возрастает роль и расширяется сфера деятельности практической психологии, осуществляется широкая подготовка практических психологов по различным направлениям в различных сферах деятельности, создается и совершенствуется соответствующая организационная структура психологических служб.

В тоже время проблема разработки и реализации психологического обеспечения профессиональной деятельности специалистов различного профиля как в теоретико-практическом, так и в организационном плане, далека еще от своего завершения.

     Содержание спецкурса «Психологическое сопровождение профессиональной деятельности специалистов различного профиля» включает в себя рассмотрение следующих проблем:

Тема 1. Исторический аспект формирования концепции психологического обеспечения

профессиональной деятельности специалистов различного профиля.

1. Зарубежный опыт формирования концепции психологического обеспечения профессиональной деятельности.

2. Отечественный опыт формирования концепции психологического обеспечения профессиональной деятельности.

       Тема 2. Общее представление о системе психологического обеспечения и месте 

       мероприятий психологического сопровождения профессиональной деятельности

       специалистов различного профиля.

1. Актуальность создания системы и практической реализации концепции психологического обеспечения профессиональной деятельности.

2. Современная система, цель, задачи и структура психологического обеспечения профессиональной деятельности.

3. Теоретические и методологические основы психологического обеспечения учебного процесса и профессиональной деятельности специалистов.

4. Организация психологического обеспечения учебного процесса и профессиональной деятельности специалистов.

Тема 3. Основные направления, организация и методы психологического сопровождения учебной деятельности в специализированных и высших учебных заведениях Российской Федерации.

1. Понятие психологического сопровождения учебного процесса учащихся и студентов учебных заведений.

2. Динамика индивидуально-психологических особенностей учащихся и студентов в процессе обучения их в учебном заведении.

3. Изучение «цены» профессиональной деятельности, методов ее оценки для повышения эффективности обучения студентов и сохранения их здоровья.

4. Учет типологических особенностей студентов в целях оптимизации учебного процесса.

5. Организация психологического сопровождения учебного процесса студентов ВУЗов.

Тема 4. Система, организация и методы психологического сопровождения профессиональной деятельности специалистов различного профиля.

1. Психологические аспекты периодизации профессионального развития

2. Особенности профессиональной деятельности и адаптации к ней

       2.1. Адаптация внешних средств деятельности

Зарубежный опыт формирования концепции психологического

Министерство труда

 

 

Министерство образования

 

 

Государственный центр (институт, академия) профориентации

 

 

 

   

Наркомат труда РСФСР

 

 

Научно-исследовательская лаборатория по профконсультации (Ленинград)

Центральная лаборатория по

Психотехническая

Лаборатория (бюро)

Профконсультационное

Бюро

  НИИ

ВУЗы

Предприятия

Учреждения

Организации

                       

 

Рис.3. Организационная структура службы профконсультаций РСФСР (1931г.)

 

Следует отметить, что в эти годы такая организация профконсультационной работы была недостаточно эффективной, так как проводилась не в школах, а в бюро, институтах, лабораториях. И в 1931 году на I Всесоюзном психотехническом съезде была подчеркнута необходимость перенесения ее в общеобразовательную школу. С этого времени происходит переориентация профконсультации с задач профотбора на задачи формирования профессионального самоопределения учащихся в соответствии с требованиями общества, способностями и склонностями каждого подростка. Характер профессиональной деятельности при этом не рассматривается как нечто, навсегда предопределенное [8,50].

Кроме того, в этот период активно проводилась разработка ме­тодических и организационных вопросов ориентации и отбора молодежи на военные профессии. Создается широкая сеть психофизиологи­ческих лабораторий, проводивших исследования в области психологии военного труда и осуществлявших практические мероприятия воен­но-профессиональной ориентации. Подготовлены профессиограммы ряда военных специальностей, предложены методы психофизиологического обследования, приёмы сбора и обработки данных о допризывной моло­дежи (183,190).

Многие работы того времени представляют определённый интерес и для современных исследователей и практиков. В то время, особое внимание уделялось военно-патриотическому воспитанию граждан. Значительный вклад в распространение среди населения военных зна­ний, популяризацию воинской службы, подготовку особо дефицитных для Армии и Флота специальностей внесла созданная в 1927 г. мас­совая добровольная общественная организация ОСОАВИАХИМ, на базе которой в дальнейшем был создан ДОСААФ.

Вместе с тем, чрезмерное увлечение психотехническими метода­ми, механизм подходов к оценке профессиональной пригодности, по­гоня за близким практическим результатом представителей педологи­ческого направления компрометировали идею психодиагностики.

После известного постановления ЦК ВКП(б) 1936 г. «О педологи­ческих извращениях в системе наркомпросов» от 4 июля 1936 психотехническое и педологическое направления в отечественной психологии были разгромлены. Психотехнические мето­дики перестали применяться не только в школьной практике, но и в целях отбора военных специалистов.  Обследование интеллектуальных способностей учеников с помощью тестов было резко свернуто, уничтожены профконсульта­ционные центры, профессиональная ориентация школьников практичес­ки прекратилась [73].

II этап в развитии отечественной профориентации и профконсультации характеризуется резким сокращением количества научно-методических исследований в данной области. В этот период с закрытием профконсультационных центров профориентационная работа в школах практически прекратилась, ее проводили лишь педагоги-энтузиасты. Однако потребность в помощи выпускникам при их профессиональном определении сохранилась, и уже в 1939 году XVIII съезд ВКП(б) признал необходимость готовить учащихся к будущей трудовой деятельности и выбору профессии. Война и послевоенные годы восстановления народного хозяйства помешали развитию профконсультации в стране.

Однако, уже в конце войны (1943-1945) уделяется особое внимание развитию военно-про­фессиональной ориентации молодежи. Создаются 11 Суворовских военных училищ и 3 Нахимовских военно-морских училища, значительная часть которых сохранилась до наших дней и расширилась за счет создания широкой сети кадетских корпусов. Социализированные средние военно-учебные заведения закрытого типа предназначались для подготовки воспитанников к поступлению в высшие военно-учебные заведения и последующей служ­бе в офицерском звании. Они были созданы для устройства, обучения и воспитания детей погибших в борьбе с фашистами оккупантами и в основном комплектовались мальчиками 10-летнего возраста со сроком обучения 7 лет. Эти шаги возродили профориентационные и благотво­рительные традиции России XIX века в области подготовки подраста­ющего поколения к офицерской службе. Хотя в целом, специфической чертой рассмотренного этапа является регресс профориентационной работы с молодежью

Лишь в начале 50-х годов вновь возрождается внимание к проблеме профконсультации. Об этом свидетельствуют решения XIX и XX съездов КПСС, проходивших в 1952 и 1956 годах, которые поставили перед педагогической наукой и школой задачу политехнического обучения. На основе решений съездов были осуществлены меры по дальнейшему улучшению трудового воспитания и профориентации учащихся. С принятием в 1958 году правительственного постановления «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» профконсультационная работа стала финансироваться государством и бурно развиваться [4,15].

III этап в развитии отечественной профконсультации условно можно назвать поисковым, так как многие ее научные школы и традиции были утрачены. Необходимо было организовывать специальные экспериментальные работы и научные исследования по данной проблеме. В 1963 году в Новосибирске вновь открывается кабинет профконсультации, активнее начинает работать лаборатория профориентации в Научно-исследовательском институте трудового обучения и профориентации АПН СССР в г. Москве.

В этот период основное внимание уделялось психологическому изучению существующих видов профессиональной деятельности и их классификации, разработке научно-обоснованных методов оценки ин­дивидуально-психологических особенностей человека, решению орга­низационных проблем профориентации. Для воен­но-профессиональной ориентации молодежи большое значение имело введение в школах (техникумах, ПТУ) начальной военной подготовки и штатных должностей военного руководителя. Это решение способство­вало улучшению военно-патриотического и нравственного воспитания молодых людей, в частности, подъему престижа военной службы. В этот период проводились широкие исследова­ния по проблеме профессионального психологического отбора, в шко­лах постепенно накапливался опыт профконсультационной работы. Однако, эта деятельность носила разрозненный и мало координированный характер [10,15,60].  Задачу создания единой системы профессиональной ориентации на данном этапе решить не удалось.

Начало IV этапа становления профконсультации в стране связано с выходом в 1966 году правительственного постановления «О мерах по дальнейшему улучшению работы средних общеобразовательных школ». В этом постановлении впервые ставится вопрос о создании Государственной службы профориентации и в полной мере осознается необходимость подготовки школьников к труду и выбору профессии. Теоретической разработкой проблем профконсультации и координацией исследований в этой области стал заниматься с 1965 года отдел психологии во Всесоюзном научно-исследовательском институте профтехобразования, а затем и НИИ трудового обучения и профориентации (Москва) и ВНИИ ПТО (Ленинград).

В начале 70-х годов при отделе психологии ВНИИ ПТО был создан городской экспериментальный кабинет профконсультации, который не только разрабатывал научно-методические документы по ведению профконсультации, но и внедрял их в практику работы районных и городских профконсультационных пунктов. Такие пункты были организованы во всех районах Ленинграда. Деятельность этих пунктов осуществлялась во взаимосвязи со школами, профессиональными учебными заведениями, высшими учебными заведениями и производством [16,53,79].

Однако, характерной особенностью этого периода было отсутствие правовых основ профконсультационной работы. Должности профконсультанта официально в стране не существовало и его обязанности, как правило, выполняли методисты, работники кадровых служб, инженеры и даже рабочие [4,5].

Кроме головной научной организации в Ленинграде исследованием вопросов профконсультации занимались во многих других регионах и республиках. В середине 70-х годов была организована лаборатория профориентации НИИ психологии УССР, в которой особое внимание уделяется вопросам научно-методического обеспечения работы психолога-профконсультанта [78]. 

Ведущую роль в научном обеспечении профконсультации с начала 80-х годов стал играть НИИ трудового обучения и профориентации АПН СССР.  Институтом проводятся научно-практические конференции, обобщается опыт работы профконсультационных пунктов, поддерживается исследовательская работа в экспериментальных кабинетах многих городов и регионов страны.

В соответствии с Постановлением правительства от 11 июля 1986 года в стране были организованы профконсультационные службы практически во всех территориальных (более 180) и отраслевых (более 700) центрах, кабинетах, бюро и лабораториях профориентации. Координацию работы по профессиональной ориентации молодежи осуществляет созданный в 1977 году при Министерстве просвещения СССР Межведомственный методический совет по профессиональной ориентации учащейся молодежи.

Координирующие функции по организации профориентации были возложены на Госкомтруд СССР. В стране создаются территориальные центры профессиональной ориентации молодежи (ЦПО) и районные профконсультационные пункты (ПКП). Свою деятельность они строили в соответствии с утвержденным Госкомтрудом СССР «Временным положением о территориальном ЦПО» (1986 г.) и «Положением о районном ПКП» (1987 г.). Во временном положении о профессиональной ориентации, утвержденном Госкомтрудом СССР и Гособразованием СССР (1990 г.), была определена суть профессиональной консультации как изучения способностей и намерений человека, формирования у него профессиональных интересов с учетом здоровья, психологических особенностей личности и потребностей общества в кадрах, выдача рекомендаций по вопросам профессионального самоопределения и самообразования. Впервые были узаконены такие должности, как «Профконсультант», «Заведующий профконсультационным пунктом» и др. [107].

В это время внедрялись специальные профориентационные карты и тетради, в которые заносились сведения о способностях, личност­ных особенностях и психофизиологических характеристиках детей, использовались различные методы определения профессиональной при­годности. Был разработан комплекс методических материалов по ра­боте со школьниками 6-8 классов (191).

На данном этапе, важное значение придавалось разработке характеристик профессий и их классификации, ознакомлению учащихся с особенностями трудовой деятельности в различных отраслях народ­ного хозяйства, возможностями получения профессиональной подго­товки. Массовыми тиражами издавались справочники вузовских и ра­бочих специальностей, хорошо иллюстрированные сборники и альбомы, сериалы популярных книг типа "Кем быть?", "Выбери себе профес­сию", "Моя профессия" и т.д. Организована подготовка кадров по профессиональной ориентации в высших учебных заведениях и на спе­циальных курсах.

Интенсивно решались и проблемы профессио­нальной ориентации молодежи для поступления в военно-учебные за­ведения.

 Приказом Министра обороны СССР N 162 от 23 июля 1986 го­да закреплена правовая основа профессионального психологического отбора в ВС. Приказом Министра обороны СССР от 26 февраля 1989 г. (192) утверждена «Инструкция о порядке проведения военно-профессиональной ориентации военнослужащих и гражданской молодежи для поступления в военно-учебные заведения МО СССР». В этот период разрабатываются проблемы военной профессиологии и психодиагности­ки, теоретические и методические аспекты ориентации школьников на военные профессии, публикуются справочные издания о военных спе­циальностях, научно-методические рекомендации по военно-професси­ональной ориентации и психологическому отбору военных специалис­тов (183,193,194,195,196 и др.).

В целом, характерную для IV этапа организационную структуру службы профконсультации Российской Федерации можно представить в виде, изображенном на рис.4.

 

Госком труд

Российской Федерации

Управление занятости

Населения РФ

Министерство

образования РФ

 

Центры профориентации

Российской Федерации

 

 

Учебные

Заведения

Отраслевые

Службы

Занятости

                       

Рис.4. Организационная структура службы профконсультации РФ (1994 г.)

Первая половина 90-х годов, по-видимому, стала началом следующего (пятого) этапа развития отечественной профориентации и профконсультации. Государственная система профориентации ипрофконсультации в России сохраняется в прежнем виде, т.к. она строилась по территориальному принципу. На развитие профессиональной консультации в стране оказывают существенное влияние следующие факторы:

- переход общества на многоукладную (рыночную) экономику;

- изменения взаимоотношений в условиях рынка между профессиональными учебными заведениями и предприятиями;

- изменение условий поступления, обучения и распределения после окончания училища, колледжа, техникума, вуза;

- изменение в связи с появлением специальных частных школ, гимназий, новыми условиями и характером школьной подготовки;

- переход Вооруженных сил на профессиональную основу;

- появление проблемы безработицы и связанной с ней необходимостью переподготовки кадров и др.

В этих условиях профконсультационные организации должны будут расширять свое взаимодействие не только со школами, но и биржами труда, службами  занятости и трудоустройства и учитывать зарубежный опыт профориентации и профконсультации.

 

Выводы

В данной теме мы рассмотрели вопросы истории формирования основных элементов современной концепции и организационной системы психологического обеспечения профессиональной деятельности.

Современную концепцию психологического обеспечения профессиональной деятельности специалистов различного профиля, ее теоретические основы, организационные структуры, мероприятия и методы профессионального психологического отбора, профориентации и профконсультирования вы рассмотрите на других спецкурсах.

Мы же с вами более подробно остановимся на вопросах современного состояния и проблемах психологического сопровождения различных видов деятельности.

 

Литература:

2. Алибекова Г.З. Ориентация и отбор школьников на педагогичес­кие профессии в США. Автореферат дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1990. - 26с.

4. Апостолов О.П. Актуальные проблемы создания и развития госу­дарственной службы профориентации //Проблемы профконсульти­рования молодежи. - Таллинн, 1989. С.4-16

5. Апостолов О.П. Проблемы развития службы профориентации // Совершенствование трудовой подготовки учащейся молодежи. - М.: Просвещение, 1986, С.160-165

7. Билибин А.В. Основные линии в работе по профконсультации в СССР //Вопросы профконсультации и профотбора / Под ред. А.Ф. Кларка. - М., 1928. - 182с.

8. Болтунов А.П. Принципы и система профориентации в школе. - Л.: Изд-во ЛНППИ, 1932. - 159с.

10. Важенина Т.А. Становление и развитие профконсультации уча­щихся общеобразовательной школы (20-80-е годы). Автореферат дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1990. - 17с.

11. Волковский А.М. Две французские концепции профориентации // Сов. педагогика, 1966, N 9. С. 147-149.

12. Временное положение о профессиональной ориентации //Школа и производство, 1990, N 7. С.6-11

15. Гейжан Н.Ф. Теория и практика профессиональной консультации. - М.: Б.И., 1991. - 248с.

16. Гейжан Н.Ф. Организация и оформление кабинетов профессио­нальной ориентации. - Ташкент, Укитувчи, 1981. - 124с.

24. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. - М.: Просвещение, 1988. - 269с.

30. Киселев И.Я. Профориентация и профотбор в капиталистических странах. - М.: Экономика, 1968. - 79с.

31. Кларк А.Ф., Билибин А.В., Кушинников А.А. Профессиональная консультация и профессиональный отбор. - М.: Гострудиздат, 1930. - 204с.

42. Кошчо Й. Служба психологической консультации в ЧСССР // Вопр. психологии, 1984, N 4. С.141-143

50. Малис Г.Ю. Профконсультация в школе. Материалы школьно-пси­хотехнической лаборатории Ленинградского Обследовательского Детского института (ЛООДИ) /Под ред. А.П. Болтунова. - Л., Изд-во ЛООДИ, 1932. - 139с.

51. Математические методы в социальных науках / Сб. статей под ред. П. Лазарсфельда и Н. Генри, перев. с англ. - М.: Прог­ресс, 1973. - 351с.

52. Михайлов И.В. О профориентационной работе во Франции // Вопр. психологии, 1977, N 5. С. 158-163.

53. Методика индивидуальной профконсультации /Сост. Н.Ф. Гейжан, Р.Д. Каверина, А.А. Парыгина. - М.: Высш. школа, 1982. - 162с.

60. Назимов И.Н. Профориентация и профотбор в социалистическом обществе - М.: Экономика, 1972. - 254с.

71. Положение о группе профессионального психологического отбо­ра военно-учебного Заведения Министерства обороны СССР. - М.: Воениздат, 1988. - 14с.

73. Постановление ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. //Народное обра­зование в СССР. - М.: Просвещение, 1974. с.173

74. Правила приема в военно-учебные заведения Министерства Обо­роны СССР. Приложение к приказу Министра Обороны СССР 1989 г. N 90. - М.: Воениздат, 1989. - 107с.

77. Профессиональный психологический отбор кандидатов в воен­но-учебные заведения Министерства Обороны СССР. Методичес­кие рекомендации. - М.: Воениздат, 1988. - 80с.

76. Профессиональный психологический отбор кандидатов в воен­но-учебные заведения Министерства Обороны Российской Феде­рации. (Методические рекомендации). - М.: ГВМУ МО РФ, 1994. - 296с.

78. Профконсультационная работа со старшеклассниками / Под ред. Б.А. Федоришина. - Киев: Рад. школа, 1980. - 160с.

79. Психолого-педагогическая профконсультация учащихся. Методи­ческие рекомендации / Под ред. Е.А. Климова. - Л., 1975.-100с.

81. Психологическая оценка и прогнозирование профессиональной пригодности военных специалистов. - М.: Воениздат, 1988. - 263с.

88. Руководство по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации. Приложение к прика­зу Министра обороны РФ 1994 г. N 202. - М.: Воениздат,

1994. - 45с.

95. Рыжов В.А. Организация профориентационной работы в развитых капиталистических странах. - М.: Высш.школа, 1987. - 95с.

96. Рыжов В.А. Профессиональная ориентация и подготовка кадров в Великобритании. - М.: Высш.школа, 1991. - 157с.

98. Саврукова О.Т. Вопросы профессиональной ориентации учащихся в истории советской школы. Автореферат дисс. ... канд. пед. наук _ М., 1975. - 21с.

99. Сазонов А.Д. и др. Профессиональная ориентация учащихся. - М.: Просвещение, 1988. - 219с.

101. Сахаров В.Ф., Сазонов А.Д. Профессиональная ориентация школьников. - М.: Просвещение, 1982. - 190с.

107. Теория и практика профориентации. Ч.III. Информационно-мето­дический обзор, вып.28. - М.: НМЦПО "Ориентир", 1991. - 126с.

108. Укке Ю.В. Диагностика сознательности выбора профессии у японских школьников // Вопр.психологии, 1990, N 5. С.150-157

110. Укке Ю.В. Разработка психологических проблем профессиональ­ной ориентации в Соединенных Штатах Америки // Вопр.психоло­гии, 1971, N 1. С.170-179

112. Фукуяма С. Теоретические основы профессиональной ориентации: [Перевод]. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 105с.

113. Чирков В.И. Консультативная психология в Словакии // Вопр. психологии, 1989, N 4. С.161-167

Шульц Д. П., Шульц С. Э. История современной психологии / Перев. с англ. – СПб.: Изд-во «Евразия», 1998. – 528 с.

 

 

       Тема 2. Общее представление о системе психологического обеспечения и месте мероприятий психологического сопровождения профессиональной деятельности специалистов различного профиля.

 

1. Актуальность создания системы и практической реализации концепции психологического обеспечения профессиональной деятельности

В середины 60-х годов в отечественной психологии вновь начинаются разворачиваться психологические и психофизиологические иссле­дования в прикладных отраслях. Это вызвано, прежде всего, запросами развернувшейся научно-технической революции, выходом человека в космос и новым витком гонки вооружений на иной технологической основе. Особо интенсивно эти исследования осуществляются в интересах оборонной промышленности и совершенствования Вооруженных Сил, которые впоследствии приоб­рели общегосударственное значение и привели к созданию целой системы профессионального психологического отбора и профориентации.

В этот период в психологии сложилась такая ситуация как и в некоторых отраслях экономики, когда наиболее значимые и реализуемые психологические исследования прикладного характера проводились в интересах обеспечения обороноспособности страны. В Вооруженных силах вводится Руководство по профессио­нальному психологическому отбору молодежи и военнослужащих (1986), в военных округах (флотах), учебных частях и центрах, воен­но-учебных заведениях организованы штатные подразделения по профессиональному психологическому отбору (ППО) (1). Это был первый руководящий документ, где впервые перед специалистами по профот­бору были поставлены такие задачи как: углубленное изучение во­еннослужащих с признаками затрудненной адаптации к военной службе и обучению; подбор младших командиров; комплектование экипажей, расчетов и команд с учетом психологической совместимости; оценка эффективности мероприятий ППО; разработка предложений по служеб­ному предназначению выпускников военного ВУЗа и другие задачи. В этом до­кументе задачи военных психологов и психофизиологов в основном ограничивались профессиональным психологическим отбором, но прош­ло совсем немного времени и круг этих задач был расширен.

Вопрос о психологическом сопровождении учебного процесса курсантов и проведении профориентационной работы с абитуриентами как направлениях работы специалистов групп ППО впервые был пос­тавлен в «Положении о группе профессионального психологического отбора военно-учебного заведения Министерства Обороны»(1988)(2).

В этот же период оформляется и законодательная база психологической службы, вводятся должности психологов и в общеобразовательных учреждениях России [ ]. 

В настоящее время задачи, решаемые различными подразделениями психологической службы (групп ППО) могут быть объединены в следующие основные направления:

- разработка предложений и методических материалов по профессиональной ориентации и профессиональное консультирование молодежи;

- психодиагностика и профессиональный психологический отбор кандидатов для обуче-ния;

- психологическое сопровождение учебно-воспитательного про­цесса;

- анализ опыта профессиональной деятельности.

Вышеперечисленные направления деятельности различных подразделений психологи-ческой службы и составляют понятие «психологическое обеспече­ние» учебного процесса общеобразовательного учреждения, ВУЗа или различных видов профессиональной деятельности. Таким образом, под термином «психо­логическое обеспечение» понимается комп­лекс мероприятий по психодиагностике, профессиональному психологическому отбору, психологическому сопровождению и комплексу профориентационных мероприятий, проводимых с целью повышения эффективности процесса обучения, подготовки и последующей профессиональной деятельности обучаемых, специалистов на основе учета их индивидуально-психологических осо­бенностей.

Сегодня актуальность психологического обеспечения учебного процесса и профессиональной деятельности специалистов различного профиля возросла многократно. В настоящее время нельзя ограничиваться только проведением мероприятий психодиагностики и профессионального психологического отбора. Необходимость комплексного подхода к ре­шению задач повышения эффективности процесса обучения и профессиональной деятельности на основе учета индиви­дуально-психологических особенностей учащихся или специалистов обус­ловлена объективными причинами. В том числе: политическими, соци­альными, демографическими, экономическими и др.

Так, например, результаты затяжного социально-экономического кризиса в стране (80-е - 90-е годы), в значительной мере отразились не только на молодом поко­лении, но и на других социальных группах населения страны.

По данным Министерства здравоохранения РФ в стране 20-летие назад основной процент заболеваний приходился на инфекционные болезни. В настоящее время основными проблемами медицинской и психотерапевтической практики являются дефекты осанки детей до 90% (скалиотическая осанка, плоскостопие, неправильный поворот таза, разновысокость ног и т.д.); аллергические реакции различного рода; бронхиальная астма и астматический бронхит, нейроциркуляторная дистония, энурез, снижение иммунитета. Задержки и нарушения психического развития дисграфия, дислексия, синдром гипервозбудимости, хронический мозговой синдром, легкая детская энцефалопатия, двигательная расторможенность, школьная дезадаптация, минимальный церебральный паралич и др. [63, 66, 114, 116, 118, 125].

Официальные статистические данные свидетельствуют, что абсолютно здоровыми рождается около 30% новорожденных, однако в действительности к 1 группе здоровья относятся не многим более 5% новорожденных. Лишь посредством кесарева сечения на свет появляются около 50-60%% новорожденных.

Особой проблемой становится и рост процента детей с «минимальными мозговыми дисфункциями» (ММД). ММД – это сборная группа различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям патологических состояний. Характерными признаками ее являются повышенная возбудимость, эмоциональная лабильность, диффузные легкие неврологические симптомы, умеренно выраженные сенсомоторные и речевые нарушения, расстройство восприятия, повышенная отвлекаемость, трудности поведения, недостаточная сформированность навыков интеллектуальной деятельности, специфические трудности обучения. Именно дети, начиная с внутриутробного существования и включая первые годы жизни, получают максимум травм (в широком смысле этого слова), нарушающих их развитие. И если физическое развитие и жизнедеятельность ребенка достаточно быстро нормализуются, то нарушения и отключения в работе мозга остаются надолго. Они менее очевидны (их признаков может быть 1 или 2), некоторые вообще с трудом диагностируются, почти не осложняя жизнь ребенка, имеют необратимый характер и потому относятся к разряду легких. Но именно они зачастую лежат в основе различных форм дезадаптации, дезадаптивного, девиантного поведения, неврозов и невротических реакций, осложняя процесс обучения и профессиональной деятельности, особенно связанной с высокими психо-эмоциональными нагрузками. По данным статистики в С-Петербурге, более чем у 40% детей отмечаются различные отклонения в созревании и функционировании нервной системы, в Н-Новгороде – 60%.

В немалой степени трудности ранней неврологической диагностики (мягкость, «негрубость» симптоматики), отсутствие четко обозначенных критерием ММД, а также сохранность интеллектуальных функций у подавляющего большинства таких детей способствовали тому, что коррекции расстройств ММД стали прерогативой психологов. Отрицательным итогом такого смещения понятий и функций соответствующих специалистов стало катастрофическое увеличений числа школьников с выраженными проявлениями неспособности учиться (нарушения пространственного восприятия, трудности освоения письма, чтения, счета). С возрастом появляются и нарастают трудности в абстрактном мышлении. Неудивительно, что расширяется сеть школ и классов для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Следует учитывать, что через десятилетие они придут в различные сферы производства и общественной жизни.

Другой проблемой, обуславливающей необходимость психологического сопровождения, является обеспечение успешной социально-психологической адаптации молодых людей, специалистов к условиям образовательного учебного заведения или особенностям профессиональной деятельности. Реализация этой задачи тесно связана с решением проблемы сохранения психического здоровья, «ценой» профессиональной деятельности и профессиональным долголетием.

Понятие «психическое здоровье» было принято Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ). При этом комитет экспертов ВОЗ подчеркнул, что в детстве проблемы психического здоровья имеют более прямую связь с окружающей средой, чем в другие периоды жизни человека [203].

Психическому здоровью, по мнению директора отдела охраны психи­ческого здоровья ВОЗ Н. Сарториуса, можно дать три определения: во-первых - это отсутствие выраженных психических расстройств; во-вторых - определенный резерв сил человека, благодаря которому он мо­жет преодолеть неожиданные стрессы или затруднения...; в-третьих - состояние равновесия между человеком и окружающим миром [176].

С медицинских позиций к психическому здоровью учащихся, специалистов следует, очевидно, отнести признаки, принятые для харак­теристики их здоровья в целом [10,29,203,225,228 и др.], а именно: 1) отсутствие заболеваний; 2) нормальное развитие организма; 3) благоприятное функциональное состояние. Применительно к психическому здоровью - это отсутствие психических заболеваний, нормальное психическое развитие и благоприятное функциональное состояние высших отделов центральной нервной системы [203].

 Среди учащихся образовательных школ, абитуриентов, поступающих в специализированные учебные заведения (ВУЗы), специалистов подавляющего большинства профессий клинически выраженные формы психических болезней, как правило, не встречаются. Однако, приходится сталкиваться с, так называемыми, пограничными состояниями, неврозами, невротическими реакциями и некоторыми функциональными отклонениями, не лишающими ребенка, подростка, юношу, взрослого человека возможности присущего их возрасту социальной активности и последующего профессионального самоопределения [177,203].

 Под нормальным развитием (этот критерий особенно важен для процедур профотбора в ряд учебных заведений и на отдельные специальности) следует понимать психическое развитие гармоничное и соответствующее возрасту [86, 89, 116,203].

Гармоничность развития заключается в определенном уровне нервно-психической устойчивости и соответствующем уровне развития показателей интеллекта. Чрезмерное развитие одних показателей при отставании других, в ряде случаев, может являться косвенным свидетельством наличия проблем в психическом развитии человека [26,116, 203].

В настоящее время в структуре болезней многих экономически развитых стран психические заболевания занимают второе место после сердечно-сосудистых. Так, по данным изучения юношей призывного возраста северо-западного региона России (1990-1995) нервно-психические заболевания отмечались у 8-10%% обследованных. Отдельные признаки отклонений в эмоциональной, волевой, интеллектуальной сферах, такие как: повышенная эмоциональность, лабильность настроения, высокая тревожность, быстрая утомляемость, интеллектуальная незрелость и др. встречалась у 40-45%% молодежи в возрасте 15-17 лет [144]. Многие исследователи отмечают, что в последние годы неврозы получили значительное распространение среди детей, подростков, юношества [47,77, 149, 226].

По данным исследований [22, 77, 86, 226, 230] среди школьников неврозы в разных странах отмечаются у 20%-30% школьников, а в ряде случаев - до 66% [149]. Большинство из этих состояний, чаще всего, имеют психогенный характер и возникают как следствие психотравмирующих ситуаций [74, 75, 187, 188 и др.], эмоционального перенапряжения [18], особенно при наличии способствующих факторов - соматических инфекционных заболеваний, травм и др.

 Общей отличительной чертой пограничных состояний, занимающих промежуточное положение между болезнью и здоровьем, является то, что каждое из них определяется совокупностью личностных особенностей и содержит в себе истоки социально-психологической дезадаптации и психосоматических расстройств [177,203].

Наиболее резко выраженные пограничные нервно-психические нарушения наблюдаются в подростковом и юношеском возрасте, представляющим собой сложнейший этап психической перестройки организма, полового созревания и специфической фазы социализации личности, связанной с предстоящим выбором профессии, самоопределением и расширением социальных ролей, но могу возникать и в другом возрасте [64, 177]. Такие расстройства, как правило, непродолжительны, но тем не менее представляют тревожное явление и при явной выраженности в виде изменения форм реакций на стимулы, когда типичной становится неадекватность стимулу как по силе, так и по содержанию [187], меняется тип взаимоотношений между человеком и социальным окружением: раздражители, бывшие до того индифферентными, становятся патогенными [18], наступает состояние психической дезадаптации [1, 56, 59]. В этом случае, такая степень выраженности расстройств может являться ограничением для обучения в ряде специализированных учебных заведений и профессиональной деятельности.

Реализуя мероприятия психологического обеспечения (профотбора, психологического сопровождения, профориентации и консультации) нельзя игнорировать и проявление у определенного числа учащихся, специалистов, так называемых, акцентуаций характера (Леонгард К.,1981), когда они не выходят за рамки патологии, но требуют учета в учебном процессе и индивидуально-воспитательной работе [92]. По Е.А. Личко, акцентуации - это "крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим"[102].

Типы акцентуаций сходны и частично совпадают с типами психопатий. С возрастом эти особенности характера обычно сглаживаются, но среди подростков они распространены довольно широко. Так по данным Н.Я. Иванова (1984) в возрасте 14-15 лет они наблюдаются у 52% мальчиков и 42% девочек; в возрасте 16-17 лет - у 62% юношей и у 51% девушек [103]. По данным НИИ медико-социальных проблем малых народностей севера (г. Архангельск) число акцентуированных личностей среди старшеклассников составило 72% [116]. По результатам исследований Игнаткина Н.В.(1995) в Московском СВУ количество акцентуантов в период первичной адаптации достигало 88% [56].

И это вполне естественно, т.к. учебная и учебно-профессиональная деятельность в общеобразовательной школе, гимназии, не говоря уже о специализированных, связана с факторами, способствующими возникновению отклонений в психическом здоровье, или вызывающие их [198, 203].

 К числу таких факторов, предрасполагающих к возникновению у учащихся пограничных психических расстройств, Д.Н. Исаев (1984) относит: 1) неспособность справиться с учебной нагрузкой; 2) враждебное отношение педагога, воспитателя; 3) смена учебного коллектива; 4) неприятие коллективом сверстников[59]. При этом, главное место среди неврозов, возникающих в ответ на чрезмерную учебную нагрузку и как следствие ее - перегрузку, принадлежит астеническим состояниям [85,116,125,177,198, 203]. Фактором, провоцирующим астенические состояния, в большинстве случаев, является истощение нервной системы, связанное с учебной перегрузкой [55,198, 203].

 Наряду с этим, отмечает Александровский Ю. А. «одним из важнейших условий возникновения пограничных форм нервно-психических расстройств является несоответствие имеющихся у человека социальных и биологических возможностей для переработки информации - скорости ее поступления и количеству» [1]. С этим положением перекликается выдвинутая М.М. Хананашвили (1978) теория информационных неврозов, согласно которой, важный фактор невротизации - информационные перегрузки мозга в сочетании с постоянным дефицитом времени [195, 196]. Если к ним присоединяется третий - высокий уровень мотивации, не позволяющий уклоняться от умственной нагрузки, невротизирующее действие перегрузок усугубляется [187,188].

 Нет необходимости говорить о том, что в ВУЗе учебная нагрузка, в том числе информационная, превышает школьную в 1,5-2 раза. Не каждый студент в состоянии справиться с ней без ущерба для своего здоровья. Поэтому, одной из важнейших проблем, с которой сталкиваются молодые люди, специалисты после поступления в ВУЗ, с началом профессиональной деятельности или ее сменой - это проблема адаптации к новым условиям. Следует подчеркнуть, что проблема адаптации является центральной в социальной психологии, инженерной психологии и психологии труда. В последние годы проблемам социально-психологической и психологической адаптации, психическим состояниям и их коррекции, функциональному состоянию организма были посвящены многочисленные исследования. Убедительно показана необходимость при определении состояния здоровья, в том числе и психического, учитывать адаптационные возможности организма [10, 43, 53, 56, 93, 101, 117, 179, 198, 206 и др.].

Так, например, результаты проведенных исследований сотрудниками Военно-медицинской академии, позволяют говорить о том, что затруднения в адаптации к условиям обучения испытывают до 30% студентов (курсантов) и слушателей младших курсов, что непосредственно отражается на эффективности учебы и ведет к увеличению числа лиц, отчисляемых из учебного заведения по неуспеваемости и другим показателям (снижение мотивации, недисциплинированность) до 30% [ __ ].

Это в значительной степени обусловлено тем, что у большинства юношей призывного возраста (около 70%) функциональные резервы организма снижены, что может рассматриваться в ка­честве одной из основных причин, определяющих вероятность ослож­нения процесса военно-профессиональной адаптации и развития раз­личных заболеваний у военнослужащих. И это положение характерно для других военных ВУЗов страны. При этом следует отметить, что затраты на обучение одного офицера-специалиста Вооруженных сил достаточно велики и могут окупиться лишь в процессе многолет­ней профессиональной службы.

Перечисленные выше проблемы в определенной мере могут быть решены только при условии комплексного подхода и на основе учета в практической деятельности индивидуально-психологических особен­ностей личности курантов и слушателей.

ЛИТЕРАТУРА

(по дисертации)

1. Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация.- М.: Медицина, 1976.-272 c.

2. Александровская Э.М. Критерии социально-психологической адаптации детей к школе. - В кн.: Проблемы адаптации в гигиене детей и подростков / Под ред. Г.Н. Сердюковской, С.М. Громбаха. - М., 1983.- С. 32-39.

10.      Антонова Л.Т., Сердюковская Г.Н. О проблеме состояния детей и подростков в гигиенических исследованиях // Гиг. и сан.- 1995.- № 6.- С. 22-28.

12.      Антропова М.В. Гигиена детей и подростков.- М.: Медицина, 1977.- 334 с.

18.      Белов В.П. Аномальные (невротические) реакции у детей.- В кн.: Проблемы постнатального соматического развития / Под ред. Г.К. Ушакова, Г. Гельница, Г. Эггерса.- М.: Медицина, 1974.- C. 265-281.

22. Божанов А., Сяров Н., Батоева Д., Епидемиологично и експериментално проучване на истерзите в училищноте възраст.- Хигиена и здравеопазване, 1971.- № 1.- С. 70-75.

26.      Бородкина Г.В. Состояние здоровья детей старшего школьного возраста при профилированном обучении // Педиатрия.- 1994.- № 4.- С. 77-80.

28. Булатов С.М., Дьяконов И.Ф. Психологические аспекты состояния здоровья и личностных качеств юношей допризывного возраста // Методологические и методические проблемы оценки и прогнозирования состояния здоровья военнослужащих. Материалы научно-практической конференции. СПб.: ВМедА, 1992.- С. 11 - 13.

29.      Венедиктов Д.Д. Социально-философские проблемы здраво-охранения // Вопр. философии.- 1980.- № 4.- С. 137-149.

43.      Громбах С.М. Проблема адаптации детей и подростков: Сб. тр. АМН СССР.- Вып.4.- М., 1977.- С. 13-28.

47. Десятников В.Ф. Особенности распространения неврозов среди различных групп городского населения // Журн. невропатол. и психиатр.- 1974.- № 11.- С. 1687-1690.

52. Жариков Н.М., Логинова М.С., Лебедев М.А. Изучение фа-кторов дезадаптации подростков в условиях школы.- В кн.: Погра-ничные нервно-психические расстройства.- М., 1983.- С. 54-57.

53.      Засорина Л.Н. Социально-психологическая адаптация уча-щихся ПТУ.- В кн.: Экспериментальная и прикладная психология. Вып. 11 / Личность и деятельность.- Л., 1982.- С. 151-159.

55.      Иванов Е.С. Подростковый возраст и неврозы.- В кн.: В мире подростка / Под ред. А.А.Бодалева.- М.: Медицина, 1982.- С. 126-139.

56.      Игнаткин В.Н., Казаков К.В. Влияние акцентуаций характера военнослужащих на адаптацию к военно-профессиональному обучению // Военно-медицинский журн.- 1995.- № 2.- С. 54-57.

59.      Исаев Д.Н. Психопрофилактика в практике педиатра.- М.: Медицина, 1984.- 192 с.

61.      Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопр. психологии.- 1984.- № 4.- C. 89-95.

62.      Казначеев В.П. Адаптация человека (социальные и медико-биологические аспекты).- В кн.: Клинические и экспериментальные аспекты общей патологии.- Новосибирск, 1980.- С. 5-17.

63.      Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации.- Новоси-бирск: Наука. Сиб. отделение, 1980.- 191 с.

64.      Кантонистова Н.С. Здоровье, развитие, личность.- М., 1990.- С. 257-268.

65.      Карвасарский Б.Д. Медицинская психология.- Л.: Медицина, 1982.- 271 с.

66.      Кардашенко В.Н., Суханова Н.Н. К вопросу о состоянии здоровья детей школьного возраста // Сов. здравоохранение.- 1990.- №1.- С.55-56.

72. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психические особенности человека.- Т.2: Способности.- Л., 1960.- 264 с.

74.      Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста.- М.: Медицина, 1979.- 608 с.

75.      Ковалев В.В. Проблема факторов риска в возникновении нарушений психического здоровья в детском возрасте и ее значение для профилактики.- В кн.: Психогигиена детей и подростков / Под ред. Г.Н. Сердюковой (СССР), Г. Гельница (ГДР).- М.: Медицина, 1985.- С. 56-65.

77.      Колегова В.А. Узловые вопросы организации психоневрологической помощи детям и подросткам с пограничными нервно-психическими заболеваниями.- В кн.: Труды ЦОЛИУВ.- М., 1973.- Т.176.- С. 171-184.

83. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников.- М.: Просвещение, 1968.- 431 с.

85. Кудрявцева В.П., Сафронова С.А. Клиника и лечение астени-ческих состояний у детей школьного возраста. - В кн.: Опыт организации внебольничной помощи детям и подросткам / Под ред. В.А. Колеговой и Ф.П. Янович. - М.: Медицина, 1975,- С. 78-84.

86. Крылов Д.Н., Кулакова Т.П., Кантонистова Н.С., Хамаганова Т.Г. Наследственность и среда в формировании интеллектуальных и нейрофизиологических функций у детей и подростков. - В кн.: Охрана здоровья детей. - М., 1979.- Вып. 7.- С. 145-165.

87. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики.-Л.: Медицина, 1984.- 216 с.

89.      Кучма В.Р., Суханова Н.Н. и др. Изучение влияния образа жизни на физическое развитие и состояние здоровья школьников // Гиг. и сан.- 1996.- № 1.- С. 27-28.

92.      Леонгард К. Акцентуированные личности: Пер. с нем.- Киев: Выща школа, 1981.- 392 с.

93.      Леонова А.Б., Медведев В.И. Функциональное состояние человека в трудовой деятельности.- М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1981.- 112 с.

100. Липкина А.И. Самооценка школьника.- М., 1976.- 64 с.

101. Литвинцев С.В., Маклаков А.Г., Чермянин С.В. Методологические аспекта оценки нервно-психической устойчивости военнослужащих. - СПб.: ВМедА.- 1995.- 12 с.

102. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. - Л.: Медицина, 1985.- 208 с.

103. Личко А.Е., Иванов М.Я. Акцентуации характера у подростков как причина школьной дезадаптации. - В кн.: Актуальные вопросы неврологии и психиатрии детского возраста. Тез. докладов. - Ташкент, 1984.- С. 182-183.

116. Макарова В.И., Дегтева Г.Н., Коноплев О.Н. и др. Состояние здоровья детей школьного возраста при экспериментальных формах обучения // Гиг. и сан.- 1997.- № 3.- С. 33-36.

117. Маклаков А.Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: Автореф. дис. ...д-ра психол. наук.- СПб., 1996.- 37 с.

118. Маклаков А.Г., Чермянин С.В. Психологическое и психофизиологическое обследование граждан, поступающих на военную службу по контракту: Временные методические указания по организации и проведению в районных (городских) военных комиссариатах профессионального психологического отбора граждан, подлежащих призыву на военную службу и поступающих на нее по контракту.- М., 1993.- С. 25-53.

119. Маклаков А.Г. Многоуровневый личностный опросник “Адаптивность” / Профессиональный психологический отбор кандидатов в военно-учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации: Методические рекомендации.- М., 1994.- С. 164-174.

121. Марищук В.Л. Критерии профессиональной пригодности в профотборе.- В кн.: Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда. - Л.: ЛГУ, 1974.

123. Марищук В.Л. Педагогические основы изучения личности военослужащего, проблемы профотбора и профориентации.- Л.: ВДКИФК, 1977.- 30 с.

124. Марищук В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Автореф. дис. ...д-ра психол. наук.- СПб.,1983.- 32 с.

125. Матвеева Н.А., Кузьмичев Ю.Г. и др. Динамика физического развития школьников Нижнего Новгорода // Гиг. и сан.- 1997.- № 2.- С. 26-28.

131. Методика исследования содержания труда рабочих и классификация рабочих профессий / Н.Е. Колесников.- М.: Высшая школа.- 1982.- 96 с.

138. Новиков В.С., Боченков А.А., Маклаков А.Г., Чермянин С.В. Психологическое обеспечение учебного процесса ВВУЗов.- СПб.: ВМедА, 1997.- 255 с.

142. О введении в действие Руководства по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации. Приказ министра обороны Российской Федерации N 202 от 4 июля 1994 г. - М.,1994.

144. Отчет о НИР. Эколого-гигиеническая характеристика Северо-Западного региона РФ и влияние вредных факторов окружающей среды на состояние здоровья и работоспособность допризывной молодежи. СПб.: ВМедА., 1994.- 158 с.

149. Петраков Б.Д., Рыжиков Г.В. Закономерности распространения психических болезней в современном мире. Научный обзор.- М.: ВНИИМИ, 1976.- 92 с.

158. Положение о группе профессионального психологического отбора военно-учебного заведения Министерства обороны СССР.- М., 1988.- 15 с.

160. Проблемы формирования профпригодности специалистов / Под ред. Ю.М. Забродина. - М.: Экономика, 1985.- 256 с.

162. Профессиональный психологический отбор кандидатов в военно-учебные заведения МО РФ / Методические рекомендации. М.: ГВМУ, 1994.- 295 с.

165. Психофизиологическое обеспечение боевой деятельности частей и подразделений: Методические указания / В.В. Горанчук, С.В. Литвинцев, А.Г. Маклаков, С.В.Чермянин, Е.Б. Шустов; Под ред. В.С. Новикова.- СПб.: ВМедА, 1995.- 57 с.

171. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.: в 2-х т.- М.: Педагогика, 1989.- Т. I, II.

176. Сарториус Н. Охрана психического здоровья в начале 80-х годов: некоторые перспективы. - Бюл. ВОЗ, 1983, 61.- № 1.- С. 4-5.

177. Сергета И.В.,Сухарев А.Г. Личностные особенности организма современных подростков и пути их коррекции // Гиг. и сан.- 1996.- № 1.- С. 29-31.

179. Снегирева Т.В. Процесс социально-психологической адаптации в условиях специализации учебной деятельности. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1978.- 23 с.

180. Справочник некоторых воинских должностей, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по контракту / Под ред. В.А. Похвощева, А.А. Симакова, В.И. Лазуткина.- М.: Нива России, 1997.- 288 с.

187. Ушаков Г.К. Детская психиатрия. - М.: Медицина, 1973. - 392 с.

188. Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройст-ва.- М.: Медицина, 1978.- 400 с.

190. Фельдштейн Д.И. Трудный подросток. - Душанбе, 1972. - 184 с.

195. Хананашвили М.М. Информационные неврозы.- Л.: Меди-цина, 1978.- 143 с.

196. Хананашвили М.М. Информационная патология поведения и некоторые механизмы саморегуляции высшей нервной деятельности // Физиология человека.- 1984.- Т.10.- № 5.- С. 778-786.

198. Чубирко М.И., Пичужкина Н.М., Фуфаева О.А. Состояние здоровья детей в учебных заведениях нового типа // Гиг. и сан.- 1997. - № 2.- С.21-23.

203. Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громбаха.- М.: Медицина, 1988.- 271 с.

206. Шубочкина Е.И., Молчанов С.С., Самотолкина Н.Г. Проблема социальной дезадаптации детей и подростков и принципы ее профилактики.- М., 1993.- С. 108-117.

217. Cattell R.B., Eber H.W., Tatsuoka M.M. Handbook for the sixteen personality factor Questionnaire (16 PF). - Champaing, Illinois: Institute for Personality and Ability Testing, 1970.

218. Cattell R.B. Personality and Mood by Questionnaire.- San Francisco, Washington, London: Jossey-Bass Publishers, 1973.

222. Guilford J.P. The nature of human intelligence.- New York: Mc Graw-Hill, 1967.

225. Kahl H., Schmidt-Kolmer S., Mader U. Zur Beurteilung von Gesundheit und Leistungfahigkeit der jungen Generation // Padiatrie und Grenzgebiete.- 1985.- Bd 1.- S. 9-14.

226. Lipkova V. Deti a skola / Zdrawie.- 1984.- N 9.- S. 3-8.

228. Neisser U. General, academic and artificial intelligence / Ed. L.B. Resnick.- New York et al.,1976.- P. 135-144.

230. Popielarsne A. Analiza nerwic dzieckych napodstawie wlasnego materialu.- Pediatria Polska, 1964.- 8.- 923-928.

 

Содержание деятельности

  Организация выступлений перед молодежью, «Дни открытых дверей», олимпиа-ды   Выявление ПВК, определяю-щих эффективность обучения и деятельности  

Проведение психологических обследований студентов, спе-циалистов в процессе их обу-чения, деятельности

 

  Разработка и распростране-ние информационно-агита-ционных буклетов, проспек-тов о ВУЗе Разработка методов психологи-ческой диагностики ПВК

Введение

Актуальность проблемы

Не будет преувеличением сказать, что последние десятилетия современной эпохи характеризует повсеместная психологизация не только различных областей научного познания, но и всей научно-практической деятельности человека в различных сферах. Помимо расширения научно-теоретических психологических исследований, возрастает роль и расширяется сфера деятельности практической психологии, осуществляется широкая подготовка практических психологов по различным направлениям в различных сферах деятельности, создается и совершенствуется соответствующая организационная структура психологических служб.

В тоже время проблема разработки и реализации психологического обеспечения профессиональной деятельности специалистов различного профиля как в теоретико-практическом, так и в организационном плане, далека еще от своего завершения.

     Содержание спецкурса «Психологическое сопровождение профессиональной деятельности специалистов различного профиля» включает в себя рассмотрение следующих проблем:

Тема 1. Исторический аспект формирования концепции психологического обеспечения

профессиональной деятельности специалистов различного профиля.

1. Зарубежный опыт формирования концепции психологического обеспечения профессиональной деятельности.

2. Отечественный опыт формирования концепции психологического обеспечения профессиональной деятельности.

       Тема 2. Общее представление о системе психологического обеспечения и месте 

       мероприятий психологического сопровождения профессиональной деятельности

       специалистов различного профиля.

1. Актуальность создания системы и практической реализации концепции психологического обеспечения профессиональной деятельности.

2. Современная система, цель, задачи и структура психологического обеспечения профессиональной деятельности.

3. Теоретические и методологические основы психологического обеспечения учебного процесса и профессиональной деятельности специалистов.

4. Организация психологического обеспечения учебного процесса и профессиональной деятельности специалистов.

Тема 3. Основные направления, организация и методы психологического сопровождения учебной деятельности в специализированных и высших учебных заведениях Российской Федерации.

1. Понятие психологического сопровождения учебного процесса учащихся и студентов учебных заведений.

2. Динамика индивидуально-психологических особенностей учащихся и студентов в процессе обучения их в учебном заведении.

3. Изучение «цены» профессиональной деятельности, методов ее оценки для повышения эффективности обучения студентов и сохранения их здоровья.

4. Учет типологических особенностей студентов в целях оптимизации учебного процесса.

5. Организация психологического сопровождения учебного процесса студентов ВУЗов.

Тема 4. Система, организация и методы психологического сопровождения профессиональной деятельности специалистов различного профиля.

1. Психологические аспекты периодизации профессионального развития

2. Особенности профессиональной деятельности и адаптации к ней

       2.1. Адаптация внешних средств деятельности

Оптимизирующая адаптация внешних условий деятельности

       2.3. Защитная адаптация внешних условий деятельности

       3. Динамика работоспособности специалистов различного профиля деятельности

       4. Проблема надежности специалистов различного профиля деятельности

       4.1. Психологические механизмы надежности профессиональной деятельности

       4.2. Надежность личности специалиста

       4.3. Психологическое обеспечение надежности профессиональной деятельности

5. Подготовка и психологическое сопровождение специалистов экстремального  

профиля деятельности

       5.1. Мероприятия психологической помощи в чрезвычайных ситуациях

6. Проблемы личностной деформации и профессиональное «выгорание» 

 личности специалиста

 6.1. Проблемы личностной деформации профессионала

 6.2. Профессиональное «выгорание» личности специалиста

 

Теоретические вопросы рассматриваются в процессе лекционного курса, практические – отрабатываются на лабораторных занятиях. Заканчивается курс сдачей экзамена.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 216.