Формирование социального запаса знания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Проблема функционирования системы знания является объектом самых разных дисциплин. В §1 мы говорили о философских концепциях формирования знания, теперь же остановимся на некоторых более операциональных подходах к этой проблеме. В частности, можно выделить три наиболее очевидные области исследования механизмов функционирования системы знания — психологическую, социологическую и экономическую. Заметим, что они являются не столько конкурирующими, сколько взаимодополняющими.

Формирование системы знания, как отмечалось выше, включает несколько этапов — производство «мнений»; их социальное признание, объективацию и превращение в «знание»; распространение

153

знаний и их «потребление» (в том числе в рамках системы образования). На каждом из этих этапов действуют психологические, социальные и экономические факторы. Наиболее подробно исследован процесс формирования научного (особенно естественнонаучного) знания — как на этапе производства «мнений», так и на этапе их социального признания. В последнем случае подробно анализировался не только процесс принятия тех или иных исследований научным сообществом, но и механизм их отклонения, т. е. непризнания «заявок на новое знание» (knowledge-claims — термин Дж. Гилберта) в качестве научного (например, френологии, парапсихологии и т. д.)47. Мы, со своей стороны, попытаемся дать более общую характеристику процесса признания знания в целом, не ограничиваясь только наукой, а тем более естествознанием, которое не имеет прямого отношения к теме нашего исследования.

В данном разделе мы рассмотрим лишь основные теоретические концепции формирования социального запаса знания. Вместе с тем существуют и другие аспекты этого процесса, а именно — институционально-эмпирические. К числу важнейших институциональных механизмов такого рода относится прежде всего процесс распространения дискурсов в рамках как устной, так и письменной традиции (пересказ, изготовление копий, типографское тиражирование, а также переводы с иностранных языков). В письменных культурах особую роль играет система хранения текстов и обеспечение доступа к ним (библиотеки и архивы). Наконец, ключевым институциональным механизмом воспроизводства знания является система образования, точнее, воспитания и обучения.

а) Психологические факторы

Как было показано в §1, проблемы знания традиционно исследовались философами на уровне индивидуального сознания. В Новое время это направление постепенно переходит в ведение психологии, которая первоначально была ориентирована именно на изучение познавательных процессов48.

47 См., например: Gilbert 1976.

48 Термин «психология» впервые появляется в XVI в. в работах Ф. Ме-ланхтона и Р. Гоклениуса, но известность он получил лишь после выхода книг немецкого философа X. Вольфа («Эмпирическая психология», 1732 г.; «Рациональная психология», 1734 г.), который особое внимание уделял проблеме психических способностей.

154

После превращения психологии в самостоятельную научную дисциплину в конце XIX в. познавательные процессы продолжают занимать важнейшее место в психологических исследованиях, хотя и рассматриваются лишь как часть психической активности в целом. Естественно, мы не будем специально останавливаться на данной теме49. Упомянем лишь о тех направлениях, в которых анализ собственно когнитивных процессов играет центральную роль: речь идет прежде всего о гештальт-психологии, генетической психологии и советской психологической школе, о когнитивной психологии50 и, наконец, психологии социального познания51 (см. Вставку 9).

Естественно, нас интересуют не собственно психологические исследования когнитивных процессов, а некоторые «смежные» подходы, акцентирующие роль психологии в формировании социального запаса знания. В основе процесса накопления знаний лежит их производство, т. е. мыслительная деятельность людей, реализуемая в определенных интеллектуальных продуктах. В данной области накоплен огромный материал, который условно можно разделить на анализ внутренних и внешних факторов процесса мышления.

В зависимости от конкретного исследовательского подхода к этой проблеме, в качестве «внутренних» могут выделяться самые разные факторы, от чисто физиологических и бихевиористских до полумистических (например, архетипы Юнга). Столь же разнообразны подходы к анализу воздействия внешних факторов на мышление: огромное количество исследований посвящено проблеме влияния культуры и общества на мыслительные операции, связанные с производством знан/ия.

Характеристики процесса производства знания особенно подробно изучались применительно к естественным наукам. Как было показано в многочисленных исследованиях, посвященных этой проблеме (обычно именуемой как «контекст открытия»), на производство знания влияет несколько групп факторов. Прежде всего, конечно, индивидуальные психологические характеристики ученого (способности, талант, интуиция, креативность мышления и т. д.), проявляющиеся не только на уровне сознания, но и подсознания (открытия, сделанные во сне, и т. п.).

Существенное влияние на процесс производства научного знания оказывают принятые в данном обществе культурные ценности, установки, стереотипы и т. д. (культурный порядок), действующих

49 Об истории развития психологии см.: Ярошевский 1976.

50 Найссер 1998 [1976]. См. также: Солсо 1996 [1988].

51 См.: Андреева 2000.

155

Дата: 2019-04-23, просмотров: 237.