Основные методы сбора маркетинговой информации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Наблюдение– метод сбора первичной информации путём регистрации исследователем определённых процессов, действий, поступков людей, событий.

Цель наблюдений состоит в том, чтобы зафиксировать интересные факты, проверить ранее полученные данные.

Полевые наблюдения – наблюдения, проводимые в естественной обстановке, а лабораторные – в искусственно созданной ситуации.

Скрытое наблюдение предполагает, что исследователь не вмешивается в естественный ход процессов исследования. Оно может осуществляться также с использованием технических средств (скрытых камер, полупрозрачных зеркал и т.д.). Открытое наблюдение предусматривает, что исследователь преднамеренно участвует в наблюдаемом процессе, а объекты наблюдения знают о его присутствии.

Структурированное наблюдение предполагает формализованную процедуру, при которой наблюдатель заранее определяет, что он будет фиксировать. Все другие виды поведения не принимаются во внимание. Свободное наблюдение характеризуется тем, что сбор информации осуществляется без заранее заданной схемы.

Прямое наблюдение предполагает непосредственное наблюдение за поведением людей. Непрямое наблюдение осуществляется за результатами поведения.

Достоинства наблюдения: · независимость хода исследования от объекта наблюдения, его желания участвовать в этом процессе; · высокая объективность; ·естественность обстановки исследования; ·возможность восприятия неосознанного поведения людей.

Недостатки наблюдения: -сложность обеспечения репрезентативности исследования; -невозможность однозначного объяснения поведения объекта наблюдения; -в процессе наблюдения не принимаются во внимание мотивы поведения потребителей, их убеждения, а также факторы, влияющие на поведение.

Эксперимент – метод сбора первичной информации об исследуемом объекте на основе изучения зависимости одних факторов от других.

Цель эксперимента состоит в том, чтобы выявить причинно-следственные связи между независимыми и зависимыми переменными.

Достоинства эксперимента: ·возможность изучения причинно-следственных связей; ·достаточно высокая объективность получаемых результатов; ·возможность проверки эффективности принимаемых маркетинговых решений.

Недостатки эксперимента: -высокая трудоёмкость, большие временные и финансовые затраты; -сложность организации и обеспечения необходимых условий проведения; -опасность ошибки в трактовке результатов; -наличие временного интервала между завершением эксперимента и принятием маркетинговых решений.

Опрос — это метод сбора первичной информации путем выяснения субъективных мнений, предпочтений, установок людей в отношении какого-либо объекта.

Достоинства.

1.Возможность выявить суждения, мысли, идеи, мотивацию, привычки и другие не воспринимаемые обстоятельства

2.Гибкость формы проведения

3.Возможность статистической обработки

Недостатки

1.Субъективность полученной информации

2.Зависимость качества информации от орудий исследования

3.Зависимость от желания участников опроса высказать свое мнение

Качественные методы опроса Качественные методы опроса предполагают сбор информации, прово­димый по специальной слабоструктурированной методике. Методы ориен­тированы на выявление качественных характеристик изучаемого объекта, ре­зультаты не имеют числового выражения, а представлены в виде описания мнений, суждений, оценок.

Количественные методы опроса— это наиболее часто используемые методы сбора первичной информации. Популярность их связана с воз­можностью распространения результатов исследования на всю совокупность целевых потребителей, поскольку количественные опросы охватывают большое число респондентов.

В зависимости от типа респондентов различают массо­вые и специализированные опросы.

В массовом опросе основным источником информации являются различные категории населения, профессиональ­ная деятельность которых не связана с предметом анализа.

В специализированных опросах главный источник информации - компетентные лица, чья профессиональная деятельность тесно связана с предметом исследования.

В зависимости от частоты проведения опросы могут быть точечными (разовыми) и повторными. Последние позволяют определять жизненный цикл запросов и предпочтений потребителей, а также основные тенденции их изменения с течением времени для своевременного принятия решений о деятельности на рынке.

По степени охвата потенциальных потребителе опросы могут быть сплошными и выборочными.

Сплошные опросы проводятся, например, в отношен посетителей предприятия или его стенда на выставочных мероприятиях.

Пробный маркетинг— это тип эксперимента, целью ко­торого является пробная, проводимая до начала массового про­изводства и реализации соответствующей продукции продажа товара или реализация услуг для апробации всех компонентов маркетинга и достижения определенной степени уверенности в сделанном прогнозе. Как правило, в процессе пробного мар­кетинга решаются два основных типа задач:

•проверка некоторых важнейших компонентов маркетин­га (например, цен, форм сбыта и т. п.), которые предполагается скорректировать перед полномасштабным выпуском товара на рынок;

•изучение возможностей экстраполяции результатов проб­ного маркетинга на весь будущий рынок соответствующих то­варов или услуг.

Анализ документов – это метод сбора первичных данных, при котором документы используются в качестве главного источника информации; это также совокупность методических приёмов и процедур, применяемых для извлечения информации из документальных источников при изучении процессов и явлений в целях решения определённых задач.

Традиционный анализ представляет собой совокупность определённых логических построений, направленных на раскрытие основного содержания изучаемого материала и позволяет преобразовать первоначальную форму содержащейся в документе информации в форму, интересующую исследователя (аналитика).

Контент-анализ является, прежде всего, количественным методом, предполагающим числовую оценку компонентов текста, дополняемую различными качественными классификациями и выявлением тех или иных структурных закономерностей.

Алгоритм выполнения контент- анализа со­стоит из следующих этапов:

1.Постановка задач контент - анализа.

2.Определение системы категорий анализа.

3.Определение единицы анализа.

4.Выбор количественных и качественных характеристик текста, которые интересуют исследователя для характеристики взаимосвязи содержания с внешними параметрами.

5. Выбор источников для обследования.

6.Разработка таблиц сбора данных на каждую категорию анализа.

7.Разработка инструкций кодировщику, где описывается система правил сбора эмпирических данных, пояснения для правильного понимания персоналом процедур регистрации заданных единиц анализа, алгоритм действий.

8.Сбор информации.

9. Обработка результатов и их интерпретация.

10. Подготовка отчета.

 

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 231.