Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает как базу для определения миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегии поведения, позволяющей фирме осуществить свою миссию и достичь своих целей.
Анализ внешней и внутренней среды в любой форме должен проводиться постоянно в различных формах. Он является основой для принятия любых решений о деятельности фирмы.
Внешняя среда признается большинством современных теорий управления главной характеристикой фирмы.
Внешняя среда фирмы характеризуется: -многообразием и взаимосвязанностью элементов, число которых постоянно растет;
сложностью, иерархичностью; -степенью привычности происходящих событий (привычные; непривычные, но имеющие аналоги в прошлом; новые и пр.); -динамизмом, изменчивостью (более медленной, соответствующей или опережающей скорость реакции фирмы); -уровнем неопределенности; предсказуемости (частично или полностью); -характером (враждебностью, нейтральностью и т. п).
Конечной целью внешнего анализа является формирование альтернативных стратегических решений, их оценка и окончательный выбор стратегии. Эти решения должны быть ориентированы на использование возможностей и защиту от угроз, связанных с изменением внешней среды.
Внешняя среда (окружение бизнеса) состоит из двух частей: 1.макросреда (или отдаленное окружение) - включает общие факторы, которые не касаются прямо краткосрочной деятельности предприятия, но могут влиять на его долгосрочные решения.; 2.микросреда (отраслевое или ближнее окружение) - включает все заинтересованные группы, которые прямо влияют или находятся под непосредственным влиянием основной деятельности предприятия.
Анализ макросреды включает: -ее всестороннее изучение с целью отслеживания специфических тенденций и обнаружения признаков возможных изменений, способных повлиять на жизнедеятельность фирмы; -их прогнозирование и оценку направленности с точки зрения их вероятного воздействия на организацию.
Поскольку число возможных факторов макросреды достаточно велико, то, чтобы не увязнуть в анализе, рекомендуется ограничиться теми сферами, которые оказывают существенное влияние на деятельность предприятия.
1. Политико-правовые факторы: -политический режим в стране и степень его стабильности; -общая политическая ситуация и возможность смены политического курса в связи с очередными выборами; -участие страны в политических блоках и международных экономических союзах, которые могут интересовать фирму; -основные политические партии и общественные организации, их активность, влияние на законодательную и исполнительную власть; -крупнейшие политические деятели и их ориентация; -характер взаимодействия политики и бизнеса; -позиция государства по отношению к иностранному капиталу, созданию совместных предприятий;
2. Экономические факторы: -общая экономическая ситуация (ВВП, национальный доход; темпы и перспективы роста, общие инвестиции, инфляция; дефицит бюджета); -доля государственного сектора; -характер государственного регулирования денежного обращения, цен, прежде всего на энергоресурсы; -особенности налоговой системы; -уровень деловой активности (биржевые индексы);
3. Социо-культурные факторы: -демографическая ситуация в регионах, где расположены предприятия компании или покупается значительная часть ее продукции; -социально-экономическая структура населения (удельный вес отдельных социальных слоев, социальная мобильность и пр.); -система общественных и национальных ценностей, вкусов и предпочтений, образ жизни населения; отношение к образованию, отдыху, работе; -жизненный уровень населения, характер распределения доходов; -средний уровень образования работающих; число студентов высших учебных заведений; -активность потребителей.
4. Технологические факторы: -степень современности техники и технологии производства; -состояние транспортной системы; -развитие коммуникационных и информационных систем; -величина и структура расходов на НИОКР из различных источников финансирования;
Статический анализ факторов внешней среды необходимо дополнить динамическим анализом, что позволит выявить тенденции ее развития и определить уровень возможных изменений.
В настоящее время наиболее значимыми, как правило, являются: - уровень инфляции и инфляционные ожидания; - уровень политической стабильности; - научно-технический прогресс в отрасли.
Анализ микросреды. Согласно исследованиям М. Портера состояние конкурентной среды на рынке характеризуется пятью конкурентными силами: 1) угроза появления новых конкурентов; 2) конкуренция среди товаров-заменителей (субститутов); 3) соперничество среди присутствующих предприятий на рынке; 4) рыночное влияние поставщиков; 5) рыночное влияние покупателей.
Наиболее типичные движущие силы в отрасли: · изменение темпов роста отрасли влияет на соотношение спроса и предложения, на легкость проникновения на рынок и ухода с него, и на то, насколько сложно фирме добиться роста объема продаж; · демографические изменения и появление новых способов использования товара могут вызвать изменения в наборе услуг (кредит, техническая помощь, ремонт), в сбытовой сети, подтолкнуть производителей к расширению или сокращению ассортимента выпускаемой продукции; · внедрение новых продуктов может расширить круг потребителей, увеличить уровень дифференциации товаров у конкурирующих компаний-продавцов; · технологические изменения дают возможность производить новые или улучшенные товары с меньшими издержками и открыть новые перспективы для отрасли в целом. · выход на рынок или уход с него крупных фирм;
· распространение ноу-хау; · возрастающая глобализация отрасли; · изменение структуры затрат и производительности; · влияние изменений в законодательстве и политике правительств (отказ от государственного регулирования в таких отраслях, как банковское дело, авиаперевозки, телекоммуникации стал основной движущей силой их развития); · изменение общественных ценностей, ориентации и образа жизни (забота о здоровье заставляет предприятия пищевой промышленности менять технологию) ведет к возникновению новых отраслей, например, по производству средств для похудения.
Цель анализа движущих сил - выявление главных причин, приведших к изменениям в отрасли.
Метод стратегического группового анализа применяется для исследования конкурентной среды. Идея этого метода состоит в том, что из группы организаций выявляются организации с подобными стратегическими характеристиками и, следовательно, конкурирующие на сходной основе.
В основе анализа лежит оценка сегодняшнего положения конкурентов, тенденций его изменения и используемой конкурентной стратегии. Существуют три базовые конкурентные стратегии: лидерство в снижении издержек, дифференциация продукции и фокусирование. Процедуру проведения анализа каждого конкурента можно разделить на шесть стадий. 1. Оценка масштаба конкуренции: локальный, региональный, национальный, группа стран, глобальный. 2. Оценка стратегических намерений: быть лидером отрасли, стать лидером отрасли, быть в группе лидеров. 3. Цели относительно своей рыночной доли: агрессивное расширение как через поглощение, так и через внутренний рост, увеличение доли через внутренний, расширение через поглощение. 4. Конкурентное положение: становится сильнее, хорошо укрепленное, в состоянии защитить свою позицию. 5. Характер действий: преимущественно наступательный, преимущественно защитный, комбинация наступательных и защитных действий. 6. Конкурентная стратегия: лидерство в снижении издержек, фокусирование на определенной рыночной нише. 7. После того как деятельность каждого из ближайших конкурентов будет рассмотрена под таким углом зрения, у аналитиков появляются возможности достаточно уверенно спланировать возможные конкретные шаги конкурентов, сегмент рынка, где следует ожидать атаки, задействованные инструменты конкуренции (цены, реклама и т. п.) и другие параметры.
Ключевые факторы успеха (КФУ)— это общая для всех предприятий данной отрасли структура факторов, которая обеспечивает рыночный успех и является стратегическим ориентиром для развития фирм в данной отрасли.
Типичные ключевые факторы успеха (КФУ)включают: -уровень стратегического менеджмента; -качество продукта, услуги; -торговая марка; -ключевые компетенции; -инновации и научно-технический уровень компании; -цену и ценовую политику фирмы; -долю рынка; -уровень маркетинга и рекламы; -затраты на производство; -уровень развития систем сбыта.
Управленческий анализ – комплексный анализ внутренних ресурсов и внешних возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем.
Цель управленческого анализа это предоставление информации собственникам и (или) менеджерам (другим заинтересованным лицам) для принятия управленческих решений, выбора вариантов развития, определения стратегических приоритетов.
В общем виде порядок проведения ресурсного анализа может быть представлен в виде след. этапов:
1) Компания определяет основные причины и условия достижения успеха в отрасли или на выбранном сегменте рынка. Такие факторы называются ключевыми факторам успеха.
2) Определяются наиболее значимые ресурсы компании и ее способности, в т.ч.: материальные, финансовые, нематериальные, потенциальные возможности, уникальные знания и навыки компании и т.д.
3) Производится оценка ресурсов компании – количественно, качественно. Также оценивается значимость, отдельных ресурсов для разработки стратегии и сравниваются ресурсы, которыми обладает компания с аналогичными ресурсами конкурентов.
Ключевые компетенции обеспечивают прочную конкурентную позицию компании и уровень прибыльности выше среднего по отрасли. Ключевые компетенции определяются исходя из конкурентных возможностей и ресурсов компании и позволяют сформировать конкурентные преимущества.
Логика процесса включает в себя следующие этапы:
1) организация, обладая определенным уровнем ресурсов, развивает способности к деятельности, что сформирует возможность;
2) по мере приобретения опыта возможность трансформируется в компетенцию - совокупность навыков, знаний, ноу-хау, ресурсов и технологий отдельных функциональных направлений;
3) уникальная компетенция создает основу для конкурентного преимущества, когда ее замечают потребители.
Выделяют три категории ключевых компетенций:
- отработавшие – взяты на вооружение основными конкурентами и превратились в отраслевые стандарты (являются обязательным условием выживания на рынке);
- неперспективные – в данный момент сохраняют силу, но в ближайшем будущем могут стать широкодоступными;
- устойчивые – могут служить основой для формирования стратегии компании.
Стратегический анализ издержек включает в себя сравнение издержек рассматриваемой организации с ее основными конкурентами по всей цепочке, начиная от покупки сырья и вплоть до цен, уплаченных за товар конечными потребителями.
Чем больше издержки фирмы превышают соответствующие издержки непосредственных конкурентов, тем уязвимее ее позиция на рынке.
Стратегический анализ издержек на основе «цепочки ценностей» направлен на выявление сильных и слабых сторон предприятия, а также его конкурентных преимуществ.
«Цепочка ценностей» – это цепочка, создающая стоимость видов деятельности, начинается с обеспечения сырьем и продолжается в процессе производства частей и компонентов, сборки и выпуска продукции, оптовой и розничной продажи продукта или услуги конечным потребителям
Дата: 2019-05-29, просмотров: 298.