Маркетинг- концепция управления в условиях рынка с ориентацией производства на удовлетворение потребностей конкретных потребителей.
Маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена (Ф. Котлер).
Маркетинг играет связующую роль между производителем и потребителем. Он поставил на научную основу взаимоотношения между ними.
Нужда – ощущаемый человеком недостаток в чем-то необходимом. Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Спрос (запрос) – потребности человека, подкрепленные его покупательной способностью. Товар – все, что может удовлетворить потребность и предназначено для продажи. Обмен – акт получения от какого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен. Сделка –это коммерческий обмен ценностями между людьми.
Задачи маркетинга:
1) исследование, анализ, оценка потребностей реальных и потенциальных покупателей;
2) помощь маркетинга в разработке нового товара (услуги);
3) обеспечение сервисного обслуживания;
4) маркетинговые коммуникации;
5) исследование, анализ, оценка и прогнозирование состояния реальных и потенциальных рынков;
6) исследование деятельности конкурентов;
7) сбыт товара (услуги);
8) формирование ассортиментной политики;
9) формирование и реализация ценовой политики фирмы;
10) формирование стратегии поведения фирмы.
Виды Спроса:
1. Отрицательный спрос. Рынок находится в состоянии отрицательного спроса, если большая его часть недолюбливает товар и согласна даже на определенные издержки, лишь бы избежать его. У людей негативный спрос на прививки, стоматологические процедуры и т.д. У работодателей ощущается отрицательный спрос на наем бывших заключенных и алкоголиков. Цель маркетинга- переубедить потребителя создать спрос заново. Тип конверсионный.
2. Отсутствие спроса. Целевые потребители могут быть не заинтересованными в товаре или безразличными к нему. Например, на курсы китайского языка. Цель маркетинга – вызвать интерес к товару. Тип- стимулирующий.
3. Скрытый спрос. Многие потребители могут испытывать сильное желание, которое невозможно удовлетворить с помощью имеющихся на рынке товаров или услуг. Например, безопасные для здоровья сигареты. Цель маркетинга –развить в реальный, переориентировать со старого товара на новый. Тип креативный.
4. Падающий спрос. Рано или поздно любая организация столкнется с падением спроса на один или несколько своих товаров. Снижается посещаемость церквей, падает число желающих поступать в частные колледжи. Цель маркетинга –восстановить (реанимировать) спрос. Тип- ремаркетинг.
5. Нерегулярный спрос. У многих организаций сбыт колеблется на сезонной, ежедневной и даже почасовой основе, что вызывает проблемы недогрузки и перегрузки. Например, на услуги кинотеатра в течение недели. Цель маркетинга- Сгладить колебания или адаптироваться к ним. Тип- синхромаркетинг.
6. Полноценный спрос. О полноценном спросе говорят, когда организация удовлетворена своим торговым оборотом. Цель маркетинга –стабилизировать спрос. Тип- поддерживающий маркетинг.
7. Чрезмерный спрос. У ряда организаций уровень спроса выше, чем они могут или хотят удовлетворить. Например, концерт звезд. Цель маркетинга- ограничить спрос. Тип- демаркетинг.
8. Нерациональный спрос. Противодействие спросу на товары, вредные для здоровья, требует целеустремленных усилий. Например, на алкоголь, сигареты, наркотики. Цель маркетинга- ликвидировать или существенно снизить спрос. Тип- контрмаркетинг.
Концепция управления – это система взглядов, характеризующая ориентацию деятельности и способы достижения целей организации на различных стадиях развития рынка.
Существуют шесть основных концепций управления маркетингом:
- производственная концепция (является старейшей из перечисленных концепций и основывается на идее, что потребитель в своем выборе ориентируется на доступность товара, т.е. возможность купить его по низкой цене и в любом месте, не затрачивая усилий на поиск продукта.);
- товарная концепция (основана на утверждении, что потребитель будет приобретать те товары, которые обладают наивысшим качеством и особыми свойствами, несмотря на более высокую цену.);
- сбытовая концепция (управления маркетингом базируется на предположении, что покупатель по своей природе недостаточно активен и, решая, что и сколько купить, обязательно приобретет меньше или вовсе откажется от покупки, т.е. никогда самостоятельно не купит всю выпускаемую фирмой продукцию. Поэтому компания должна сконцентрировать усилия на стимулировании желания покупателей приобретать товар.);
- концепция классического маркетинга (основывается на утверждении, что потребитель нуждается не просто в товаре, а в решении жизненной проблемы, которое дает товар. Следовательно, покупатель будет приобретать только те товары, которые обеспечивают ему лучшее решение проблемы и наибольшее удовлетворение);
- концепция социально-этичного маркетинга (считается одним из современных взглядов на управление маркетингом и является развитием концепции классического маркетинга. Она базируется на двух исходных гипотезах: 1. Желания потребителей не всегда совпадают с их долгосрочными интересами, а также с интересами общества в целом. 2. Потребители предпочитают товары тех производителей, которые демонстрируют истинную заботу об их удовлетворенности и долговременном благополучии общества.);
- концепция маркетинга взаимодействия (отношений) (является одним из новейших подходов к управлению маркетингом компании. Она основывается на утверждении, что потребитель заинтересован в индивидуальном подходе к удовлетворению своих потребностей и становится лояльным клиентом того продавца, кто не обманывает его доверие и обеспечивает уверенность в нынешнем и будущем благополучии.).
Социально-этический маркетинг. Суть: удовлетворение потребностей покупателей с одновременным сохранением и укреплн=ением благополучия потребителей и общества в целом. Принципы: в 1 очередь защита окружающей среды. 2. Честное отношение к потребителям. 3. Добросовестная конкурентная борьба.
Индивидуальный маркетинг и маркетинг отношений. Суть: поддержание интерактивных взаимовыгодных доверительных отношений с каждым потребителем на основе современных компьютерных технологий и баз данных.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 259.