Школы стратегий: подходы к осуществлению стратегического процесса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Школа дизайна: формирование стратегии как процесс осмысления. (проектирования, конструирования, моделирования) предлагает модель построения стратегии как попытки достижения совпадения или соответствия внутренних и внешних возможностей. Инструментом, с помощью которого устанавливается указанное соответствие, является цитируемый в каждом учебнике по стратегическому менеджменту метод SWOT-анализа. Критика: Оценка сил и слабостей: пренебрежение обучением; Структура следует за стратегией, как левая нога за правой; Точное определение стратегии: утрата гибкости; Отделение формулирования от осуществления: отрыв мышлений от действий.

2. Школа планирования: формирование стратегии как формальный процесс. к исходным положениям школы планирования относят: стратегия есть результат контролируемого, осознанного процесса формального планирования, разбиваемого на отдельные шаги; ответственность за все аспекты стратегического процесса возлагается на высшее руководство компании; при завершении процесса формирования стратегии представляют перед руководством фирмы полностью готовыми к практической реализации. Критика: 1. Сотрудники «берут верх» над процессом; 2. Процесс доминирует над персоналом; 3. Плановые системы, по-видимому, и создавались с таким расчетом, чтобы не давать никакого результата; 4. Планирование слишком увлеклось играми в слияния, приобретения и продажи, что наносит значительный ущерб развитию основного бизнеса; 5. Процессу планирования недоставало предоставления настоящего выбора стратегий; 6. Планирование игнорировало требования организация и культуры; 7. В эру реструктурирования и неопределенности прогнозирование по единственному параметру не может быть адекватной основой планирования.

3. Школа позиционирования: формирование стратегии как аналитический процесс. признает исходные положения двух вышеназванных школ и их модели. Но если школа дизайна и школа планирования считали, что для конкретной ситуации можно разработать неограниченное количество стратегий, то школа позиционирования утверждает, что для каждой отрасли имеется ограниченное число ключевых стратегий, которые могут привести к успеху.

4. Школа предпринимательства: формирование стратегии как процесс предвидения. рассматривает стратегический процесс как результат действий руководителя организации, т. е. как формирование этим человеком видения, идеала организации. При этом руководителю приписываются такие качества, как интуиция, здравомыслие, мудрость, проницательность. Критика: полностью сводит формирование стратегии к поведению одного человека, но практически никак не объясняет сам стратегический процесс, остающийся находящимся в глубинах познавательной способности человека; ориентация на представления руководителя приводит к тому, что внимание менеджеров компании концентрируется на единственном направлении развития; предпринимательский подход связан с чрезмерным риском, во многом зависит от здоровья и капризов одного человека

5. Когнитивная школа: сформирование стратегии как ментальный процесс. (школа познания) анализирует стратегический процесс с точки зрения познавательных способностей человека, т. е. пытается проникнуть в мысли руководителя организации, формирующего видение.

6. Школа обучения: формирование стратегии как развивающийся процесс. (построение стратегии как развивающийся процесс). Ключевым моментом этой школы является то, что она основывается не на предписаниях, а больше на описаниях. Стратегии возникают тогда, когда люди действуя индивидуально или коллективно изучают складывающуюся ситуацию и определяют достаточность способностей у организации справиться с нею и формируют, в конечном итоге, схему своего поведения, т. е. стратегию.

7. Школа власти: формирование стратегии как процесс ведения переговоров. (построение стратегии как переговорный процесс) рассматривает процесс формирования стратегии как открытую борьбу за влияние, посредством использования менеджерами властных и политических методов. Этот процесс реализуется с помощью переговоров между конфликтующими руководителями или группами руководителей внутри организации или между конфликтующими организациями.

8. Школа культуры: формирование стратегии как коллективный процесс. считает источником формирования стратегии силу культуры организации. Школа культуры противоположна по воззрениям школе власти. Если школа власти исследует влияние внутренней политики на стратегические изменения, то школа культуры рассматривает роль культуры как силы поддерживающей стратегическую стабильность в организации. Один из основных недостатков состоит в том, что представители этой школы видят стратегический процесс как плод коллективных усилий и сотрудничества, разубеждая нас в необходимости изменений в организации. Критика: -Концептуальная расплывчатость; -Ее представители выступают за постоянство в управлении, за устойчивое движение намеченным курсом. Культура сильна, прочна, оформлена; ресурсы установлены и глубоки. Подчеркивая важность традиций и единодушия, характеризуя изменения как очень сложные, школа культуры в определенном смысле способствует застою.

9. Школа внешней среды: формирование стратегии как реактивный процесс. (школа окружения) строит свою теорию на таких предположениях: внешняя среда в наибольшей степени влияет на процесс формирования стратегии; организация должна реагировать на внешние силы, при этом руководство рассматривает как пассивный элемент стратегического процесса, который должен идентифицировать внешние силы и обеспечить адаптацию организации к ним. Теория этой школы строится на пассивной роли организации, а построение стратегии сводится к процессу отражения состояния среды деятельности организации.

10. Школа конфигурации: формирование стратегии как процесс трансформации. Выделяют два основных аспекта этой школы: конфигурация, т. е. устойчивое состояние организации и трансформация – процесс изменений. Стратегия ассоциируется с чем-то стабильным (стратегический план, схема), а процесс ее разработки нацелен на изменения ориентиров деятельности организации.

Каждая из школ предлагает модель, т. е. структуру, последовательность и содержание разработки стратегии предприятия. Модель воздействует на анализ действительности и поэтому играет ключевую роль в разработке стратегии предприятия. Наиболее формализованные модели, которые чаще используются в учебном процессе и при практической разработке стратегий на уровне отдельных фирм, предложим первые три школы.

 

25. Стратегический анализ внешней и внутренней среды организации.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 277.