Внутренняя и внешняя среда организации : система факторов , основные свойства и особенности взаимодействия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели.

 Несмотря на все многообразие организаций, можно выделить три основных типа организаций:

1. Деловые (хозяйственные) организации. К ним относятся различные предприятия, учреждения, имеющие статус юридического лица. Они могут создаваться как отдельными лицами- предпринимателями, так и системами- другими социальными организациями. Для этого типа организаций полностью выполняются все принципы организаций. Рассмотрим особенности их проявления для деловых организаций:

- общие цели задаются извне организации, т.к. организация создается для удовлетворения потребностей человека и общества во внешней для организации среде;

- разделение труда жесткое, основанное на принципе назначения, т.е. каждый работник занимает определенную должность, связанную с некоторыми обязанностями, правами и ответственностью;

- система управления имеет четкую структуру, поддерживаемую административным распорядком. Структура, как правило, основана на принципах единоначалия и иерархичности.

2. Союзные (общественные) организации. К ним относятся политические партии, профессиональные союзы, различные комитеты и т.д. Принципы организаций для них выполняются, но не так жестко, как для деловых организаций:

- общие цели вырабатываются внутри организации, а не задаются извне. При этом организация создается как для удовлетворения потребностей (материальных, политических, творческих и др.) своих членов, так и для удовлетворения потребностей общества;

- разделение труда присутствует, но не такое жесткое, как у деловых организаций;

- система управления зависит от совместно принятого устава, поэтому руководство во многом вариабельно, но всегда прослеживается зависимость руководителя от руководимых.

3. Ассоциативные (неформальные) организации. К ним относятся семья, коммуны, ассоциации, землячества, неформальные клубы и т.д. Это пограничные формы организаций или полуорганизации. Они имеют только некоторые признаки организаций: - бщие цели могут отсутствовать, т.к. люди объединяются не на основе единой цели, а на основе совпадения индивидуальных целей, т.е. организация создается для взаимного удовлетворения интересов ее членов; -разделение труда может присутствовать как ролевое распределение функций; -система управления складывается спонтанно, руководство во многом определяется коллективными нормами и ценностями.

Четкой границы между этими тремя типами организаций не существует. Они могут накладываться друг на друга.

Дальнейшая классификация организаций может осуществляться по различным признакам -по назначению организаций, правовому статусу, размеру, сложности, степени формальности, отраслевой принадлежности и т.д.

Классификация по правовому статусу организаций позволяет выделить, прежде всего, две группы -коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческие организации строят свою деятельность на получении максимальной прибыли в интересах учредителей. К ним относятся: хозяйственные товарищества и общества; производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Дерево целей организации. Какие характеристики определяют свойства и специфику целей? Сюда следует отнести следующие: - направленность цели; -конкретизация; -измеримость задачи; -консенсус-характеристика, т.е. наличие согласованности и отсутствие противоречивости с другими целями организации и ее возможностями; -возможность контроля за ее досягаемостью в процессе управления, а так же возможность коррекции по более оптимальному пути; -определенность во времени; -четкая формулировка. Именно для структуризации всех поставленных задач производиться построение дерева целей в виде своеобразного модельного графика с отображением уровней достижения, определенной иерархичностью менеджмента самого предприятия. Разработка дерева целей происходит следующим образом: в вершине такого смоделированного графика размещена основная базовая миссия организации, фундамент же состоит из задач, которые представляют сформулированные работы и выполняются указанным образом в назначенные сроки.

Для каждой организации характерна постановка не одной, а нескольких базовых целей, что так же отмечается в дереве целей организации. Очень важный момент – это моделирование как самой иерархии целей, а также наблюдение за их развитием в процессе динамики в определенные временные рамки. Все цели можно разделить на: - учитывая направленность действия цели – внутренние, внешние; - направленность действия предприятия – социальные, экологические, экономические и другие; - по их осуществлению – материальные и процессуальные цели; - по срокам – длительные, средние и коротко-срочные; - учитывая направленность по виду деятельности – тактические, стратегические, оперативные; - по обновлению – поддерживающие имеющийся уровень, постепенного развития, обновления; - по уровням управления – индивидуальные, групповые, цели подразделений, цели организации; - приоритет – цели базовые, планировочные или развития. Что бы отобразить систему целей с указанием внутренних и внешних потребностей организации производиться разработка дерева целей предприятия. Таким образом, дерево целей организации – это графическая модель целевых взаимосвязей для демонстрации распределения всех имеющихся целей на основные и подцели, задачи, действия. Основной идеей дерева целей организации является декомпозиция – способ отображения системной структуры и разделение ее на составляющие. Дерево целей организации определяет состав функций самой системы управления персоналом предприятия и оценивает комплексно работу каждой отдельной группы, отображая основную стратегию по достижению поставленных целей.

Понятие и классификации ресурсов предприятия. Ресурсы представляют собой совокупность естественных (природных) и искусственных (рукотворных, созданных человеком) благ. В этом смысле термин «ресурсы» содержательно близок важнейшему экономическому понятию «богатство». Все ресурсы условно можно разделить на два класса- свободные (неэкономические) и экономические. Свободными являются ресурсы, потенциально не вовлеченные в хозяйственный оборот, количество которых не ограничено (условно не ограничено). Эти ресурсы имеют потребительную стоимость, но не обладают меновой стоимостью, в силу этого их рыночная цена равна нулю.

Примерами свободных ресурсов могут служить атмосферный воздух, солнечная энергия, энергия ветра, биологические ресурсы флоры и фауны, неразведанные запасы полезных ископаемых и т.д.

Экономическими являются ресурсы, потенциально вовлеченные в хозяйственный оборот, имеющие денежную оценку, количество которых относительно ограничено. В силу этого за пользование ими необходимо платить. Иными словами, их рыночная цена всегда больше нуля.

 Материальные ресурсы предприятия. Материально-техническая база представляет собой систему или совокупность средств и предметов труда и организационно-технических условий, составляющих основу для деятельности предприятия. Особое значение при анализе материально-технической базы приобретает анализ основных средств предприятии.

Основные фонды представляют собой наиболее значимую составную часть имущества предприятия и его внеоборотных активов.

Основные средства - это основные фонды, выраженные в стоимостном измерении. Основные средства - средства труда, которые неоднократно участвуют в производственном процессе, сохраняя свою натуральную форму, а их стоимость переносится на производимую продукцию частями по мере снашивания.

Финансовые ресурсы предприятия. Финансы предприятий представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования производственных фондов, производства и реализации продукции, образования собственных финансовых ресурсов, привлечения внешних источников финансирования, их распределения и использования. Финансам предприятий присущи те же функции, что и общегосударственным финансам: распределительная и контрольная. Обе они тесно взаимосвязаны.

Посредством распределительной функции происходит формирование первоначального капитала, образующегося за счет вкладов учредителей, авансирование его в производство, воспроизводство капитала, создание основных пропорций при распределении доходов и финансовых ресурсов, обеспечивающих оптимальное сочетание интересов отдельных товаропроизводителей, хозяйствующих субъектов и государства в целом. С распределительной функцией финансов связано формирование денежных фондов коммерческих предприятий и организаций путем распределения и перераспределения поступающих доходов (уставный фонд, резервный фонд, добавочный капитал, фонд накопления, фонд потребления, валютный фонд и т.д.).

Контрольная функция способствует оптимальной организации распределительных отношений. Объективная основа контрольной функции - стоимостной учет затрат на производство и реализацию продукции (выполнение работ и оказание услуг) и формирование доходов и денежных фондов. Финансовый контроль за деятельностью хозяйствующего субъекта осуществляет: -непосредственно хозяйствующий субъект путем всестороннего анализа финансовых показателей; -акционеры и владельцы контрольного пакета акций путем контроля за эффективным вложением денежных средств, получении прибыли и выплатой дивидендов; -налоговые органы, которые следят за своевременностью и полнотой уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет; -контрольно-ревизионная службы Минфина РФ, контролирующая финансово-хозяйственную деятельностью предприятий и организаций, использующих бюджетные средства; -коммерческие банки при выдаче и возврате ссуд, оказании других банковских услуг; -независимые аудиторские фирмы при проведении аудиторских проверок.

Финансовые отношения предприятий строятся на определенных принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности:

Принцип хозяйственной самостоятельности не может быть реализован без самостоятельности в области финансов. Его реализация обеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяет свои расходы, источники финансирования, направления вложения денежных средств с целью получения прибыли.

Принцип самофинансирования. Реализация этого принципа - одно из основных условий предпринимательской деятельности и обеспечивает конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и, при необходимости, банковских и коммерческих кредитов.

Принцип материальной заинтересованности, объективная необходимость которого диктуется основной целью предпринимательской деятельности - получением прибыли.

Информационные ресурсы- отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Информационные ресурсы общества, если их понимать как знания, отчуждены от тех людей, которые их накапливали, обобщали, анализировали, создавали и т.п. Эти знания материализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы, науки. Информационные ресурсы страны, региона, организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам.

Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов. Любой информационный продукт отражает информационную модель его производителя и воплощает его собственное представление о конкретной предметной области, для которой он создан. Информационный продукт, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека, должен быть зафиксирован на материальном носителе любого физического свойства в виде документов, статей, обзоров, программ, книг и т.д.

Человеческие ресурсы - это совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав. В списочный состав включаются все работники, принятые на работу, связанную как с основной, так и неосновной его деятельностью.

Следует различать такие понятия, как «кадры», «персонал» и «трудовые ресурсы предприятия». Понятие «трудовые ресурсы предприятия» характеризует его потенциальную рабочую силу, «персонал» - весь личный состав работающих по найму, постоянных и временных, квалифицированных и неквалифицированных работников. Под кадрами понимается основной (штатный, постоянный), как правило, квалифицированный состав работников предприятия.

Человеческие ресурсы предприятия и его изменения имеют определенные количественные, качественные и структурные характеристики, которые могут быть с меньшей или большей степенью достоверности измерены и отражены следующими абсолютными и относительными показателями: -списочная и явочная численность служащих предприятия и (или) его внутренних подразделений, отдельных категорий и групп на определенную дату; -среднесписочная численность работников предприятия и (или) его внутренних подразделений за определенный период; -удельный вес работников отдельных подразделений (групп, категорий) в общей численности работников предприятия; -темпы роста (прироста) численности работников предприятия за определенный период; -средний разряд служащих предприятия; -удельный вес служащих, имеющих высшее или среднее специальное образование в общей численности служащих и (или) работников предприятия; -средний стаж работы по специальности руководителей и специалистов предприятия; -текучесть кадров; -фондовооруженность труда работников и (или) служащих на предприятии и др.

координация организация управление

 Организация является объектом управления, в котором люди и выполняемые ими задачи находятся в постоянной взаимозависимости и взаимосвязи. Для обеспечения синхронизации деятельности и взаимодействия различных частей организации используется координация. Координация представляет собой процесс распределения деятельности во времени, обеспечения взаимодействия различных частей организации в интересах выполнения стоящих перед ней задач. Координация обеспечивает целостность, устойчивость организаций.

Чем выше степень разделения труда и теснее взаимозависимость подразделений, тем больше необходимость в координации. Если работу выполняют два человека в одном подразделении, то координации практически не требуется. В малых организациях, где все работники знают друг друга, обеспечить координацию их работы не представляет сложности. В крупных организациях с высокой степенью специализации и распределения обязанностей достижение необходимого уровня координации требует от высшего руководства определенных усилий. Очевидно, что если деятельность предприятия распределена между десятками подразделений с тысячами сотрудников, то потребность в координации неизмеримо возрастает.

Организационная культура — это система общепринятых в организации представлений и подходов к постановке дела, к формам отношений и к достижению результатов деятельности, которые отличают данную организацию от всех других.

Организационная культура бывает: -явная — зафиксирована в документальной форме (правила, инструкции или нормы); -неявная — отражена в сознании человека, поддерживается традициями, верой. Псевдоорганизационная культура — культура мафиозных организаций, наркобизнеса, террористов.

Выделяют организационную культуру: -экстравертную — обращенную во внешний мир, когда миссия находится вне области самой организации; -интравертную — обращенную внутрь самих себя.

Цель организационной культуры — помочь людям более продуктивно работать, получать удовлетворение от труда. Если человек находится в чуждой для него организационной культуре, его деятельность сковывается, ограничивается. И наоборот, при соответствии организационной культуры фирмы и ценностных установок работника деятельность последнего активизируется, соответственно увеличивается эффективность. Таким образом, можно добиться получения синергетического эффекта.

Под внешней средой организации понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на её функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений. Внешняя среда организации является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания её внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить её потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям.

К характеристикам внешней среды могут быть отнесены:

1. Взаимосвязанность факторов;

2. Разнообразие факторов;

3. Высокая динамичность изменений факторов, неопределенность.

Анализ внешней среды - это очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий влиятельного отслеживания в среде процессов, оценки факторов и установление связей между факторами и теми сильными и слабыми сторонами, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде.

Все факторы внешней среды находятся в состоянии сильного взаимовлияния. Изменение одного из факторов обязательно приводит к тому, что происходит изменение других факторов. Поэтому их изучение и анализ должны вестись не по отдельности, а системно с отслеживанием не только собственно изменения одного фактора, но и с условием того, как они изменения скажутся на других факторах.

Также степень воздействия отдельных факторов на различные организации различна. В частности, степень влияния проявляется по-разному в зависимости от размера организации и отраслей принадлежности. Кроме этого, организация должна составить список тех внешних факторов, которые являются потенциальными посетителями угроз для организации. Также необходимо иметь список тех внешних факторов, изменения в которых могут открыть дополнительные возможности для организации.

Для того чтобы организация могла результативно изучать состояние факторов, должна быть создана специальная система отслеживания внешней среды. Данная система должна осуществлять как проведение специальных наблюдений, связанных с какими - то особыми событиями, так и проведение регулярных наблюдений за состоянием важных для организации внешних факторов.

Очевидно, что, не зная среды, организация не сможет существовать. Организация изучает среду, чтобы обеспечить себе успешное продвижение к своим целям.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 295.