Дисциплина «Теория менеджмента: история управленческой мысли»
Дисциплина «Теория менеджмента: теория организации»
Операционная система как объект управления
Операционная функция - это основа основ любой организации, она взаимодействует со всеми остальными ее функциями. Кадры и закупки можно рассматривать как сервисные функции по отношению к основным операциям (т. е. как услуги), в то время как финансы не только представляют собой услугу, но и выполняют контролирующую функцию.
Операционная система – это производственно-хозяйственная система, но с четкой производственной ориентацией.
По схеме - «механизм воспроизводства = операционная подсистема», а «механизм управления = подсистема управления».
Операционную систему делят на:
- собственно операционную подсистему:
- перерабатывающая подсистема (основная технологическая функция);
- обеспечивающая подсистема (функция подготовки)
- подсистему управления (планирования и контроля).
В промышленном производстве выделяют следующие технологические структуры, различающиеся своим иерархическим уровнем: цех; предприятие; отрасль; макроэкономический комплекс (территориальный или межотраслевой); народное хозяйство в целом.
Объединяющими закономерностями структур (технологических систем производства) является то, что они образуются параллельными или последовательными системами технологических процессов, либо их комбинацией. Преимущества и недостатки параллельных и последовательных технологических систем были рассмотрены ранее.
В любом производстве прослеживается тесная связь экономических и организационных структур:
1. Организационные структуры управления являются отражением структур технологических систем;
2. Технологические связи первичны относительно - организационных;
3. Технологические процессы и их системы строятся по своим законам, а организация и управление производством призваны обеспечить их функционирование и развитие.
Принципы организации операционных процессов
Операционный процесс - это совокупность взаимосвязанных действий лю
дей, средств труда и природы, необходимых для получения продукции
предприятия.
Совокупность средств труда составляет технико-технологическую базу производственной сферы предприятия. Эта база производства имеет техническую и
технологическую составляющие.
Технической составляющей относятся:
• энергетическая база производства продукции;
• производственное оборудование и снаряжение;
• транспорт, перемищувальними устройства;
• информационно-вычислительная техника и средства связи.
Технологической составляющей относятся:
• технологии по переработке ресурсов и получения готовой продукции;
• технологическая документация общего и специального назначения.
Операционные приоритеты
Издержки производства. В любой отрасли промышленности, как правило, существует сегмент рынка товаров повседневного спроса. На таком рынке спрос на однотипную продукцию зависит от цены. Так как издержки на выпускаемую продукцию являются основной составляющей цены, то от того, насколько они будут низкими, будет зависеть конкурентоспособность продукции. Низкие издержки – это необходимое, но не достаточное условие, чтобы успешно конкурировать.
Качество и безопасность продукции. Существуют две отдельные категории качества: качество продукции и качество процессов.Уровень качества каждого вида продукции изменяется в зависимости от сегмента рынка, на который предполагается поставлять продукцию. Чтобы обеспечить надлежащий уровень качества, необходимо во главу угла деятельности поставить требования потребителя. Качество процесса также имеет чрезвычайно важное значение, поскольку от него зависит и качество продукции.
Срок выполнения заказа. На некоторых сегментах рынка основным условием для достижения конкурентного преимущества является способность компании выпускать продукцию или обеспечивать услуги быстрее, чем конкуренты.
Надежность поставок. Данный операционный приоритет выражает способность фирмы поставлять продукцию точно в указанный срок. С этим приоритетом связана проблема сокращения товарно-материальных запасов.
Гибкость и скорость введения нового производства. Гибкость как средство реагирования на высокую степень неопределенности в развивающихся отраслях является неотъемлемым условием долгосрочного выживания и процветания
Способность реагировать на изменение спроса. Способность компании в течение длительного периода быстро и адекватно реагировать на динамику рыночного спроса становится существенным элементом ее операционной стратегии.
Операционные стратегии разделяются на виды по выделяемым в работе приоритетам функционирования операционной системы бизнеса. К таким приоритетам относятся:
а) минимизация затрат;
б) развитие гибкости операционной системы по расширению номенклатуры, ассортимента или изменению объема выпуска;
в) развитие качества бизнес-процессов, продукции или услуг;
г) минимизация времени выполнения заказов клиентов.
Для сферы материального производства характерны рабочие процессы, связанные с производством конкретных видов продукции; их обычно называют производственными процессами. Для сферы сервиса характерны рабочие процессы, связанные с оказанием услуг; их обычно называют сервисными процессами. Сервисные процессы, в отличие от производственных процессов, не производят осязаемого продукта, они скорее формируют удовлетворенность в ответ на нужды потребителей (внутренних или внешних). Сервисные процессы легко поддаются анализу, благодаря обилию фактов и данных, потому что, продукт производства введён в эксплуатацию и имеются данные о его работе.
В идеальных условиях после тщательного определения корпоративной и рыночной стратегий должно начаться проектирование соответствующих мощностей, процессов и контролирующих структур. На практике такое происходит редко. Организация уже существует, и ее мощности более или менее соответствуют требованиям. Создание совершенно новых мощностей маловероятно, скорее будет выбран путь прогрессивного развития.
Операционный менеджмент может сделать две полезные вещи для создания логичной и согласованной, применимой для внедрения стратегии.
Во-первых, определить свою отличительную компетенцию: является ли компания лучшей по качеству, объемам, затратам, реакции на изменения предпочтений покупателей и так далее.
Маркетинг должен быть сконцентрирован на том, в чем хороши операции, а организации в целом следует поощрять и улучшать это (при условии, конечно, что имеется соответствующий рынок сбыта).
Во-вторых, операционный менеджмент может сравнить собственную стратегию, выражающуюся в действиях компании, с требованиями рынка, на котором она эти действие осуществляет. В итоге будут определены все несоответствия в процессах, оборудовании, расположении, рабочей силе и системах контроля; далее следует расставить между ними приоритеты для рационального исправления по мере возникновения возможности.
Для ускорения этого процесса обычно применяется метод профилирования. Важнейшие характеристики деятельности и рынка моделируются с использованием матрицы, представленной на рис. 6. В процессе построения выявляются разрывы, и там, где организация отстает от требований рынка, могут быть проведены корректирующие действия, как указано выше.
Когда показатели операционной деятельности превосходят требования рынка, возможны два пути развития. Можно либо сократить процессы до подходящего уровня в надежде уменьшить при этом затраты, либо продолжать развивать их как критерий получения заказа.
17. Оперативное планирование производства.
Документирование является средством закрепления найденных в организации решений по выполнению необходимых действий по идентификации и описания процессов, а также свидетельствами этих действий и достигнутых результатов. Цель документирования процессов заключается в создании нормативной организационной основы для построения, функционирования и постоянного улучшения, как системы менеджмента качества, так и системы управления организацией.
Основным методом разработки планов является балансовый. Он заключается в сопоставлении потребности и наличия материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов и, при отсутствии равновесия, определении источников их покрытия для выполнения намеченных целей.
Значительное место в разработке планов занимает метод технического расчетного планирования. Он используется в расчетах экономической эффективности производства, инвестиций, доходности ценных бумаг, привлекаемых кредитных ресурсов. Этот метод базируется на системе норм.
В практике планирования также применяют: 1) метод системного анализа и синтеза; 2) экспертные (оценочные) или эвристические; 3) экономико-математические методы и модели.
Календарный план представляет собой модель строительного производства, в которой устанавливают рациональную последовательность, очередность и сроки выполнения работ на объекте.
Цель рабочих графиков с одной стороны - детализация объектного календарного плана и с другой - своевременная реакция на всевозможные изменения обстановки на стройке. Рабочие графики - наиболее распространенный вид календарного планирования. Как правило, они составляются очень быстро и зачастую имеют упрощенную форму, т.е., как показывает практика, не всегда должным образом оптимизируются. Тем не менее они обычно лучше других учитывают фактическую обстановку на стройке, так как составляются лицами, непосредственно участвующими в этой стройке.
Методические положения по разработке оперативно-календарных планов
1. В серийном производстве для каждой партии деталей определяется периодичность ее запуска в обработку или число запусков.
2. Известно, что при переходе от обработки одной партии деталей к другой затрачивается определенное время на переналадку оборудования.
3. Важным критерием эффективности ОКП служит обеспеченность полной загрузки станков и занятости рабочих.
4. Если в цехе выполняются все или основные виды обработки деталей, то, очевидно, детали можно разделить на ведущие и комплектующие.
5. В условиях стабильной номенклатуры планирование производства деталей организуется по принципу подачи их в кладовую цеха, а в некоторых случаях непосредственно в центральный склад готовых деталей завода.
6. Оперативно-календарный план разрабатывается на основе подетальной производственной программы и в сущности представляет собой расписание работ по дням недели, в котором каждая партия деталей имеет конкретные сроки запуска и выпуска из обработки.
7. Разработка плана является делом весьма сложным.
Практические методы календарного планирования
Планирование по трудоемкости.
Если в производство запускается большое число партий с разной трудоемкостью изготовления, то первыми планируется те из них, трудоемкость которых выше. При этом в графике обычно остаются значительные пустоты, в которые можно вписать партии с низкой трудоемкостью.
Планирование по приоритетам.
Простейший способ «первым прибыл, первым обслужен» имеет преимущество простоты и может по праву считаться «частным».
Развязка узких мест
В случае, когда производственные возможности соседних стадий сильно не совпадают, необходимо увеличивать загрузку тех процессов, где спрос ближе всего подходит к максимальной производительности, т.е. узких мест. Время, потерянное в таких критических точках, потеряно навсегда, при этом потери времени на недогруженных стадиях особой роли не играют.
Метод оптимального планирования является естественным развитием идеи ограниченного перебора реализуемых планов. Он предполагает проведение сравнительного анализа всех допустимых реализуемых планов и выбора из них оптимального, с позиции критерия системы, плана.
Планирование производственных ресурсов (система MRP) представляет собой концепцию внутрифирменного управления материальными потоками, позволяющую учитывать фактические отклонения от плана и осуществлять приоритетное планирование выполнения заказов на трех уровнях агрегированное планирование, распределение материалов и управление ходом производства и заказами.
MRP II (планирование производственных ресурсов) — система организации производства и материально-технического обеспечения, рассматриваемая рядом специалистов как второе поколение системы MRP. Система МРП II включает функции системы MRP (например, планирование потребностей в материалах), а также ряд новых функций (автоматизированное проектирование, управление технологическими процессами и др.). В системе MRP II широко применяются методы имитационного моделирования.
Управление запасами независимо потребляемых элементов и способы обеспечения бесперебойной работы с ними. Для этого в основном привлекают два метода, хотя возможны и гибридные способы.
1. Система с фиксированной точкой заказа.
В этом случае запас компонента отслеживается непрерывно. Когда запас падает до некоторого минимального уровня (точки заказа), поставщику дается заказ на заранее оговоренное количество - восстановительный объем. Этот объем устанавливают на основе, во-первых, обычного темпа расходования данного компонента и, во-вторых, времени выполнения заказа поставщиком. Все должно быть рассчитано так, чтобы восстановительный объем поступил как раз перед исчерпанием запаса.
2. Работа с периодической проверкой уровня запасов.
В этом случае объем запасов проверяется периодически. Затем поставщику дается заказ на количество, равное разнице между установленным заранее максимумом и текущим уровнем. Из этого следует, что заказываемый объем меняется от заказа к заказу.
Материалы зависимого спроса - это обычно комплектующие изделия и сырые материалы, которые идут на производство продукции.
Производственные запасы — это комплексная группа, включающая сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты, топливо, тару, запасные части, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы. В связи с различным характером функционирования их в процессе производства методы нормирования отдельных элементов производственных запасов неодинаковы.
В норме оборотных средств по каждому виду или однородной группе материалов учитывается время пребывания в текущем, страховом (О, транспортном (М), технологическом (А) запасах, а также время, необходимое для выгрузки, доставки, приемки и складирования материалов (Д). Таким образом, норматив оборотных средств в запасах сырья, основных материалов и покупных полуфабрикатов (Н) определяется по формуле Н = Р(Т+ С + М + А + Д).
Под производственным диспетчированием понимается централизованное непрерывное наблюдение, контроль и регулирование производственного процесса, организуемые на основе установленных календарных планов, сменно-суточных заданий с использованием средств оперативного управления.
Основными принципами диспетчирования являются: централизация, плановость, оперативность, профилактика отклонений от заданного графика работ.
Методы сегментации
Метод многомерной классификации. Сущность метода заключается в одновременной многомерной (автоматической) классификации признаков потребительского поведения.
Метод группировок состоит в последовательной разбивке совокупности объектов на группы по наиболее значимым признакам. При этом один из признаков выделяется в качестве системообразующего.
После оценки привлекательности сегментов и определения целевых из них компания может воспользоваться тремя стратегиями охвата рынка:
• недифференцированный маркетинг,
• дифференцированный маркетинг,
• концентрированный маркетинг.
Недифференцированный маркетинг – обращение ко всему рынку сразу с одним и тем же предложением. Недифференцированный маркетинг обеспечивает экономию средств.
Дифференцированный маркетинг – выступление в нескольких сегментах рынка с разработкой отдельного предложения для каждого из них.
Концентрированный маркетинг – концентрация маркетинговых усилий на большой доле одного или на нескольких субсегментах / нишах.
Позиционирование продукта заключается в том, чтобы исходя из оценок потребителей, осуществить выбор таких параметров продукта и элементов комплекса маркетинга, которые обеспечат ему конкурентные преимущества с точки зрения потребителей.
Карта-схема восприятия или карта позиционирования составляется в виде матрицы или системы координат, где располагаются позиции продуктов конкурирующих фирм.
Можно отметить основные стратегии позиционирования товара в целевом сегменте:
1.позиционирование, основанное на отличном качестве товара;
2.позиционирование, основанное на особом способе использования товара;
3.позиционирование, основанное на выгодах от приобретения товара или на решениях конкретной проблемы;
4. позиционирование, ориентированное на определенную категорию потребителей;
5.позиционирование по отношению к конкурирующему товару;
6.позиционирование, основанное на разрыве с определенной категорией товаров.
21. Цена, методы ценообразования и виды ценовой политики организации.
Цена – это денежное выражение стоимости товара.
Из двойственной природы цены вытекает, что главными ценообразующими факторами являются стоимость (затраты) и потребительная стоимость (способность удовлетворять потребности) конкретного товара.
Существует также классификация, в рамках которой выделяют три группы факторов:
-не конъюнктурные или базовые, т.е. связанные со стабильным состоянием экономики;
-конъюнктурные, которые отражают изменчивость среды, к ним относятся факторы моды, политики, нестабильные рыночные тенденции, вкусы и предпочтения потребителей;
-регулирующие, связанные с деятельностью государства как экономического и социального регулятора.
Основные этапы ценообразования:
1) постановка цели: • обеспечение существования фирмы на рынке; • максимизация прибыли;
• максимальное расширение оборота; • оптимальное увеличение сбыта;• лидерство в качестве;
2) определение спроса: • определение типа рынка; • определение потребностей покупателей; • определение чувствительности к цене; • определение эластичности спроса;
3) анализ внутренних возможностей: • определение структуры издержек; • выделение сбытовых каналов; • анализ производственных факторов;
4) анализ конкурентов: • выявление конкурентов;• анализ цен конкурентов; • анализ ценовой политики конкурентов;
5) выбор методов ценообразования: • определение критериев ценообразования; • определение уровней установления цены; • определение и анализ факторов, влияющих на установление цен (инфляция, налоги, колебания конъюнктуры и т. д.); • анализ возможных методов установления цены; • разработка тактики ценообразования; • установление первоначальной цены;
6) установление окончательной цены: • рыночная корректировка цены; • страхование цены от неблагоприятных внешних воздействий.
Методы ценообразования в маркетинге
1. Затратные методы ценообразования: - калькуляция на базе полных затрат; -калькуляция на базе переменных затрат; -ценообразование на основе обеспечения целевой прибыли; -метод рентабельности инвестиций.
2. Методы, ориентированные на спрос: -определение цены на основании опроса представительной выборки потребителей; -метод аукциона; -метод эксперимента (пробных продаж); -параметрический метод.
3. Методы, ориентированные на конкурентов: -метод мониторинга конкурентных цен; -метод конкурса.
4. Производственные методы ценообразования (микс): -агрегатный метод; -обратная калькуляция; -калькуляционное выравнивание.
Ценовая политика конкретной фирмы зависит от конкурентных факторов:
1) числа, размера конкурентов-продавцов, степени агрессивности их политики;
2) наличия конкурентной среды со стороны покупателя;
3) изменения цен конкурентных и дополняющих товаров.
Виды ценовой политики
Политика высоких цен (политика уровня цен; политика «снятия сливок»). Стратегия ценообразования, заключающаяся в установлении высокой первоначальной цены на новый товар для получения максимальной прибыли со всех сегментов рынка, готовых заплатить требуемую цену; обеспечивает меньший объем продаж при большем доходе с каждой продажи.
Основными недостатками ценовой политики является то, что ее проведение, как правило, ограничено во времени. Высокий уровень цен стимулирует конкурентов быстро создавать аналогичные товары или их заменители, Поэтому важной задачей является определение того момента, когда надо приступить к снижению цен, чтобы подавить активность конкурентов, удержаться на освоенном рынке и завоевать его новые сегменты.
Установление цен в рамках товарного ассортимента. Обычно фирма разрабатывает и производит не отдельные продукты, а целые продуктовые линии. Например, фирма, выпускающая бытовую электронику, предлагает, как правило, не одну, а несколько моделей видеокамер с разными эксплуатационными характеристиками и, соответственно, ценами. Сложность заключается здесь в том, чтобы определить, какие именно ценовые ступени следует ввести по каждой отдельной модификации продукции.
Причины сопротивления.
Эгоистический интерес является основной причиной того, что люди сопротивляются изменению на уровне организации. Это связано с той или иной мерой эгоизма, присущей каждому человеку: люди, в силу своей человеческой природы, ставят свои собственные интересы выше интересов организации.
Неправильное понимание целей стратегии обычно возникает из-за того, что люди не в состоянии оценить последствия осуществления стратегии. Причиной часто является отсутствие достаточной информированности относительно целей и путей реализации стратегии. Такая ситуация характерна для организаций, где степень доверия к действиям менеджеров низка.
Различная оценка последствий осуществления стратегии связана с неоднозначным восприятием стратегических целей и планов.
Низкая терпимость к изменениям присуща некоторым людям из-за опасения, что они не смогут обучиться требуемым новым навыкам или новой работе.
Основные направления использования и развития персонала: формы и принципы стимулирования труда, современные методы оценки персонала и сферы их применения, формы и методы обучения, этапы становления карьерного роста.
Стимулирование -вид управленческой деятельности, направленной на управление трудовым поведением персонала организации длядостижения ее целей посредством влияния на условия жизнедеятеятельности работника. В широком смысле слова стимулирование -совокупность требований и соответствующая им система поощрений и наказаний.
Требования к организации стимулирования труда:
Дифференцированность - предполагает использование разных стимулов по отношению к разным группам работников и отдельным работникам.
Гласность - позволяет дать общественную оценку труда работников, способствует формированию и поддержанию хорошего психологического климата в коллективе. Поэтому необходимо, чтобы каждый работник знал, за что и почему поощрен или наказан тот или иной член коллектива.
Гибкость - предполагает регулярный пересмотр существующих условий стимулиро- вания в соответствии с изменением организационно-технических и социально-экономических условий труда, постоянное разнообразие в используемых стимулах, что не дает возможности привыкать к ним и тем самым снижать эффективность стимулирования.
Оперативность - требует, чтобы поощрение или наказание следовало как можно быстрее за поступком.
Оценка персонала - одна из важнейших функций управления персоналом современного предприятия. Она позволяет связать воедино все элементы системы управления персоналом, такие как планирование потребности в работниках, отбор, адаптация, стимулирование труда, развитие способностей, планирование карьеры сотрудников и т.д. А результаты оценки служат информационной базой для принятия решений в сфере управления персоналом.
Оценка должна отвечать следующим принципам: -стратегическая ориентация; -целенаправленность; -комплексность; -приоритетность; -непрерывность; -надежность; -сравнимость; -количественная определенность; -справедливость и демократичность.
Деловая оценка персонала - это процесс установления соответствия профессиональных и личностных характеристик работника требованиям должности, которую он занимает или на которую претендует.
Показатели деловой оценки можно классифицировать по четырем категориям: -показатели результативности труда; -показатели профессионального уровня работника; -показатели профессионального поведения можно подразделить на условия достижения результатов труда и показатели непосредственного профессионального поведения; -показатели личностных качеств.
К важнейшим характеристикам изучаемого материала относятся его содержание, сложность и степень структурированности. Три этих характеристики и цели обучения определяют формы и методы обучения.
В комплекс подготовительных мероприятий входят также определение обучающей компании, составление учебных программ, группы людей, направляемых на обучение, выбор преподавателей и другие мероприятия.
Далее происходит сам процесс обучения. Он строится исходя из целей обучения, качественной потребности в обучении и подготовленных программ. Во время процесса обучения должны быть также обеспечены текущий контроль за посещаемостью, бесперебойная реализация учебной программы и обеспечение обучающихся всем необходимым.
Завершающий этап процесса обучения персонала - оценка эффективности персонала. Его основная цель заключается в анализе влияния обучения на конечные результаты деятельности всей организации.
Первая, наиболее известная и практикуемая на сегодняшний день методика оценки эффективности программ обучения была разработана Дональдом Киркпатриком. Согласно этой методике, оценка производится на четырех уровнях.
Уровень 1. Реакция слушателей на программу обучения. На этом уровне оценивается удовлетворенность участника программой и ходом обучения. Уровень 2. Оценка знаний и опыта, полученных слушателем по программе обучения. Технология оценки на этом уровне подразумевает проведение интервью (экзамена), опроса, тестирования после процесса обучения. Уровень 3. Оценка поведения на рабочем месте. Выясняется, как слушатели применяют полученные знания и навыки в рабочих условиях. Уровень 4. Оценка влияния программы обучения на бизнес компании. На этом уровне оценивается, каких измеримых результатов компания достигла благодаря своим программам корпоративного обучения.
Модель Киркпатрика дает только основу для оценки эффективности, но не предлагает какого-либо метода или решения. Поэтому для дальнейшего анализа необходимо использовать следующие дополнительные данные: эффективность использования средств; результативность процесса обучения; соответствие требованиям, предъявленным к обучению.
Методика Джека Филипса – это использование различных формул для измерения отдачи на капитал, вложенный в персонал.
Мак Ги предлагает бипараметрическую оценку, то есть рассматривает результативность и эффективность обучения, он также вводит понятия результативности и эффективности и как их оптимальное сочетание вводит понятие производительности обучения.
В теории организации принято выделять вполне логичные, но всегда отвечающие реальности факторы карьерного роста: -Внутреннее желание и стремление. ·Высокие рабочие показатели в течение длительного промежутка времени. -Заключение авторитетной комиссии по управлению человеческими ресурсами. ·Психологическая подготовка и пригодность к требованием новой должности. ·Мотивация на карьеру.
В деловой карьере можно выделить несколько этапов:
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (18 - 22 года) связан с получением высшего или среднего профессионального образования. Карьера начинается с момента зачисления выпускника в штат организации; в рамках этого этапа закладываются основы будущего специалиста.
На АДАПТАЦИОННОМ этапе (23 - 30 лет) происходит процесс освоения работником выбранной профессии, приобретение необходимых навыков, формируется квалификация, происходит самоутверждение и появляется потребность к установлению независимости. Середина этого этапа может совпасть с началом карьеры руководителя, для которой прежняя должность узкого специалиста создала бы необходимые предпосылки.
В рамках СТАБИЛИЗАЦИОННОГО этапа карьеры (30 - 40 лет) происходит окончательное разделение сотрудников на перспективных и неперспективных в отношении руководства. Одни, достигнув пика карьеры, навсегда остаются на должностях младших руководителей или специалистов, а для других открываются безграничные возможности продвижения по служебной лестнице. Здесь выяснены и укрепляются профессиональные цели, и на первый план выходит тщательное планирование карьеры; борьба за повышение; активность, направленная на содействие развитию; любые образовательные программы, которые кажутся необходимыми для достижения целей.
Дисциплина «Финансовый менеджмент»
Классификация инвестиций
1) по формам собственности – государственные, частные смешанные
2) по субъектам инвестирования – государство, частные лица (физические), юридические лица (организации)
3) по конечным целям: получение прибыли, регулирование экономики, другие положительные эффекты
4) по сферам рынка: фондовый (финансовый), реальные (рынок средств производства)- капитальные вложения
5) по источника инвестиций: собственные, заемные, привлеченные.
По ее назначению
СПРАВОЧНАЯ - Вспомогательные, служебные цели
НОРМАТИВНАЯ- Различные нормы и нормативные акты, управление
АНАЛИТИЧЕСКАЯ- Выявление и моделирование закономерностей, тенденций, взаимосвязей
РЕКОМЕНДАТЕЛЬНАЯ -Консалтинговые цели, базы данных
СИГНАЛЬНАЯ -Мониторинг
РЕГУЛИРУЮЩАЯ -Контроллинг
Все источники информации можно разделить на две группы: внутренние и внешние. Соответственно речь идет о внутренней и внешней информации.
К внутренним источникам относится весь документооборот предприятия.
Наибольшую значимость в маркетинге представляют: - отчетность, в том числе бухгалтерская и финансовая; - планы производства и сбыта; - данные торговой статистики о сбыте продукции; - бюджет маркетинга; - результаты предыдущих исследований; - список клиентов предприятия; - деловая корреспонденция предприятия; - счета-фактуры; - рекламации потребителей.
Внешние источники включают внешние каналы поступления информации. Источники внешней информации подразделяются на публикуемые и непубликуемые.
К публикуемым материалам относятся: -правительственная информация: законодательные акты и постановления, сведения государственных служб (таможенной, контрольной, стандартизации, патентной и др.), статистическая информация; -информация о конъюнктуре товарных рынков, торговле, ценах; -общеэкономическая пресса (правительственная и неправительственная); -отраслевая периодика; -фирменные справочники (адресные, торговые, библиографические и др.); -книги, монографии по отдельным вопросам предпринимательской деятельности, маркетинга.
К непубликуемым материалам относятся: - финансовые и другие отчеты деятельности фирм, - информация получаемая при личных контактах, - опыт работы руководства, - предложения персонала предприятия.
К носителям, или обладателям информации относятся: •потребители (в том числе население); •производители; •дистрибьюторы (торговые посредники); •торговые конкуренты и т.д.; •неторговые учреждения и организации.
Существуют два канала получения информации от ее носителя: первый, когда носитель информации сам сообщает необходимые сведения (через разные источники); второй, когда статистически оцениваются (как абсолютная, относительная или средняя величина, тенденция и т.п.) действия массы носителей информации.
Для построения маркетинговой информационной системы в организации необходимо следующее
1.Определение целей организации. Цели могут быть стратегическими — желаемый результат при имеющихся возможностях, тактическими - конкретные приемы для достижения результата.
2.Определение конкретных задач, которые должна выполнить фирма в процессе работы за определенный срок.
3.Анализ организационной структуры. Цели и задачи группируются по конкретным отделам, которые непосредственно должны решать эти задачи, и по уровням управления. Таким образом, идентифицируются потребители информации (пользователи) — субъекты, конкретные лица или подразделения, которым передается информация для использования.
4.Определение информационных потребностей - характера и объема информации, необходимой для выполнения поставленных задач, для наиболее раннего обнаружения возможных трудностей их выполнения или благоприятных возможностей.
5.Задание параметров необходимой информации для конкретного потребителя. Разработка форм внутренних документов.
6.Формирование внутренних информационных потоков. Каждый отдел, определенный в организационной структуре, является потребителем и одновременно источником информации.
7.Определение ограничений на используемые ресурсы для получения вторичной информации.
8.Отбор источников вторичной информации.
9.Формирование внешних информационных потоков.
10.Разработка структур баз данных.
11.Подбор необходимого программного обеспечения для банков методов и моделей.
12.Создание коммуникационной системы, которая обеспечивает пользователей информацией в соответствии с поставленными перед ними задачами.
13.Определение условий доступа к системе.
Достоинства.
1.Возможность выявить суждения, мысли, идеи, мотивацию, привычки и другие не воспринимаемые обстоятельства
2.Гибкость формы проведения
3.Возможность статистической обработки
Недостатки
1.Субъективность полученной информации
2.Зависимость качества информации от орудий исследования
3.Зависимость от желания участников опроса высказать свое мнение
Качественные методы опроса Качественные методы опроса предполагают сбор информации, проводимый по специальной слабоструктурированной методике. Методы ориентированы на выявление качественных характеристик изучаемого объекта, результаты не имеют числового выражения, а представлены в виде описания мнений, суждений, оценок.
Количественные методы опроса— это наиболее часто используемые методы сбора первичной информации. Популярность их связана с возможностью распространения результатов исследования на всю совокупность целевых потребителей, поскольку количественные опросы охватывают большое число респондентов.
В зависимости от типа респондентов различают массовые и специализированные опросы.
В массовом опросе основным источником информации являются различные категории населения, профессиональная деятельность которых не связана с предметом анализа.
В специализированных опросах главный источник информации - компетентные лица, чья профессиональная деятельность тесно связана с предметом исследования.
В зависимости от частоты проведения опросы могут быть точечными (разовыми) и повторными. Последние позволяют определять жизненный цикл запросов и предпочтений потребителей, а также основные тенденции их изменения с течением времени для своевременного принятия решений о деятельности на рынке.
По степени охвата потенциальных потребителе опросы могут быть сплошными и выборочными.
Сплошные опросы проводятся, например, в отношен посетителей предприятия или его стенда на выставочных мероприятиях.
Пробный маркетинг— это тип эксперимента, целью которого является пробная, проводимая до начала массового производства и реализации соответствующей продукции продажа товара или реализация услуг для апробации всех компонентов маркетинга и достижения определенной степени уверенности в сделанном прогнозе. Как правило, в процессе пробного маркетинга решаются два основных типа задач:
•проверка некоторых важнейших компонентов маркетинга (например, цен, форм сбыта и т. п.), которые предполагается скорректировать перед полномасштабным выпуском товара на рынок;
•изучение возможностей экстраполяции результатов пробного маркетинга на весь будущий рынок соответствующих товаров или услуг.
Анализ документов – это метод сбора первичных данных, при котором документы используются в качестве главного источника информации; это также совокупность методических приёмов и процедур, применяемых для извлечения информации из документальных источников при изучении процессов и явлений в целях решения определённых задач.
Традиционный анализ представляет собой совокупность определённых логических построений, направленных на раскрытие основного содержания изучаемого материала и позволяет преобразовать первоначальную форму содержащейся в документе информации в форму, интересующую исследователя (аналитика).
Контент-анализ является, прежде всего, количественным методом, предполагающим числовую оценку компонентов текста, дополняемую различными качественными классификациями и выявлением тех или иных структурных закономерностей.
Алгоритм выполнения контент- анализа состоит из следующих этапов:
1.Постановка задач контент - анализа.
2.Определение системы категорий анализа.
3.Определение единицы анализа.
4.Выбор количественных и качественных характеристик текста, которые интересуют исследователя для характеристики взаимосвязи содержания с внешними параметрами.
5. Выбор источников для обследования.
6.Разработка таблиц сбора данных на каждую категорию анализа.
7.Разработка инструкций кодировщику, где описывается система правил сбора эмпирических данных, пояснения для правильного понимания персоналом процедур регистрации заданных единиц анализа, алгоритм действий.
8.Сбор информации.
9. Обработка результатов и их интерпретация.
10. Подготовка отчета.
Эталонные стратегии
Матрица Ансоффа (матрица товар—рынок) — аналитический инструмент стратегического менеджмента, разработанный основоположником этой науки, американцем русского происхождения Игорем Ансоффом, и предназначенный для определения стратегии позиционирования товара на рынке.
-Стратегия проникновения на рынок (существующий товар — существующий рынок)
-Стратегия развития рынка (существующий товар — новый рынок)
-Стратегия развития товара (новый товар — существующий рынок)
-Стратегия диверсификации (новый продукт — новый рынок)
М. Портер выделил три основные стратегии, которые имеют универсальный характер и применимы в отношении любой конкурентной силы. Это — преимущество в издержках, дифференциация и фокусирование.
Преимущество в издержках создает большую свободу выбора действий как в ценовой политике, так и при определении уровня доходности продукта. Основной недостаток стратегии: из-за снижения издержек часто происходит неоправданное снижение качества производимого продукта.
Дифференциация означает создание фирмой продукта или услуги с уникальными свойствами, которые чаще всего бывают закреплены торговой маркой. Когда уникальность товара закрепляется простой декларацией, тогда говорят о мнимой дифференциации.
Фокусирование — это концентрация внимания на одном из сегментов рынка: особой группе покупателей, товаров или ограниченному географическому региону их распространения. Ее основной недостаток — требование точных результатов маркетинговых исследований, что не всегда возможно.
Выделяют пять основных конкурентных стратегий:
Стратегия лидерства по издержкам предусматривает снижение полных издержекзакупки и реализации товаров или услуг, что привлекает большое количество покупателей.
Стратегия широкой дифференциации направлена на придание товарам компанииспецифических черт, отличающих их от товаров фирм-конкурентов, что способствует привлечению большего числа покупателей.
Стратегия оптимальных издержек дает покупателям возможность получить за свои деньги большую ценность, а фирме -- преимущества за счет сочетания низких издержек и широкой дифференциации товаров.
Стратегия рыночной ниши, основанная на низких издержках, ориентирована на узкий круг покупателей, где фирма опережает своих конкурентов за счет более низких издержек производства;
Сфокусированная стратегия дифференциации товарного ассортимента ставит своей целью обеспечить представителей выбранного сегмента рынка товарами или услугами, наиболее полно отвечающими их вкусам и требованиям.
Маркетинговая программа — основной документ планирования маркетинговой деятельности, содержащий рекомендации по осуществлению производственно-сбытовой деятельности предприятия.
При составлении маркетинговой программы формулируются главная и несколько второстепенных целей, на основе которых строится «дерево целей». Главной целью и одновременно условием деловой активности, маркетинговой деятельности всегда является получение прибыли. Цели должны быть взаимоувязанными, реальными, непротиворечивыми и избирательными. На основе «дерева целей» определяются приоритетные направления деятельности предприятия.
Необходимыми расходами на разработку программ маркетинговых исследований будут являться:
1) затраты на канцелярские товары и расходные материалы;
2) затраты на монтаж и печать анкетных листовок
3) затраты на телефонные переговоры, электронную почту, интернет;
4) затраты на рекламу;
5) организационный вопросы
6) прочие и дополнительные расходы.
Оценка текущего состояния
Основные задачи этапа:
-анализ экономических показателей (финансовые результаты, структура и величина издержек компании, инвестиционные возможности);
-анализ производственных возможностей (технологические возможности и ограничения, потенциал производства);
-аудит системы маркетинга (оценка эффективности затрат на маркетинг, системы сбора и использования маркетинговой информации, ограничения маркетингового бюджета и коммуникаций);
-портфельный анализ для стратегических бизнес-единиц и продуктовых линеек (ABC-анализ, определение стадий жизненного цикла продуктов, матричные методы портфельного анализа: матрица БКГ, матрица МКК (MCC), матрица GE/McKinsey и т.п.);
-SWOT-анализ;
-разработка прогноза (перспективы развития фирмы при существующем положении).
Постановка целей
Предыдущие этапы разработки маркетинговой стратегии позволяют произвести оценку текущего состояния компании и рынков, на которых она присутствует. Далее должно быть сформулировано желаемое видение будущего состояния компании и ее позиций на рынке. Это видение и является целью в рамках маркетинговой сратегии.
Основные задачи этапа:
-выдвижение целей (выявление подлежащих решению задач);
-оценка целей (определение необходимости решения задач);
-установление иерархии целей.
Цели маркетинговой сратегии должны быть увязаны с миссией и целями компании в целом. Цели должны быть выстроены в структуру в виде дерева, где достижение всех нижестоящих целей в совокупности дает достижение вышестояей цели.
Подробнее о целеполагании
Разработка позиционирования
Разработка позиционирования, рекомендаций по продвижению и управлению маркетинговыми коммуникациями
Предварительная экономическая оценка маркетинговой стратегии и инструменты контроля
-Анализ и прогнозирование качества и ресурсоемкости будущих продуктов компании
-Прогнозирование конкурентоспособности существующих и будущих продуктов компании
-Прогнозирование уровня цен и продаж на существующие и будущие продукты компании
-Прогнозирование объема выручки и прибыли
-Определение контрольных показателей и промежуточных этапов контроля (сроки и контрольные значения)
Методы управления рисками.
Принятие риска на себя
Суть этого метода - покрытие убытков за счёт собственных финансовых возможностей. Использование данного метода оправдано в тех случаях, если:
-частота наступления убытков невысока;
-величина потенциальных убытков невелика;
-затраты на страхование очень велики;
-эффективный менеджмент может снизить риск;
-риски однородны или неоднородны, но их мало;
-других возможностей от риска нет.
Метод отказа от риска
В практике работы компании существуют крупные риски, уменьшить которые бывает просто невозможно, - это риск банкротства, риск возникновения обвинения в причинении ущерба, риск преждевременной смерти сотрудников и т.п. Даже если такие риски могут быть частично уменьшены, это практически не снижает опасности последствий их реализации. Поэтому наилучшим методом работы с ними может быть попытка вообще избежать всех возможностей их возникновения, т.е. уклонение от опасностей как структурных характеристик соответствующих рисков.
Экономические кризисы.
Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.
Последствия кризиса: 1.возможно обновление организации или ее разрушение; 2.оздоровление; 3.возникновение нового кризиса.
Выход из кризиса не всегда связан с позитивными последствиями. Нельзя исключать переход в состояние нового кризиса, может быть даже еще более глубокого и продолжительного. Кризисы могут возникать как цепная реакция.
Последствия кризиса могут вести к резким изменениям или мягкому продолжительному и последовательному выходу. И послекризисные изменения в развитии организации бывают долгосрочными и краткосрочными, качественными и количественными, обратимыми и необратимыми.
Объяснение причин циклов
1. Теории внешних факторов. Основателем этого направления принято считать английского экономиста У.С. Джевонса (1835—1882), который связал экономический цикл с 11-летним циклом солнечной активности. В 70-е годы XIX в. Джевонс опубликовал ряд работ, в которых исследовал влияние солнечных пятен на урожайность, на цены на зерно и на торговый цикл. Однако он связывал цикличность солнечной активности преимущественно с сельским хозяйством и торговлей. Его последователи распространили влияние солнечного цикла на всю экономику.
2. Марксистским теории цикла. Марксисты считают, что формальная, или абстрактная, возможность цикличности (при капитализме) заложена уже в простом товарном производстве и вытекает из функций денег как средства обращения и средства платежа при разрыве актов купли-продажи. Однако эта возможность превращается в реальную действительность лишь на определенном этапе развития - в машинный период..
Теория перенакопления. Центральное место в теории перенакопления занимает вопрос о чрезмерном развитии отраслей, изготовляю товары производственного назначения, по отношению к отраслям, производящим потребительские товары: отрасли, изготовляющие товары производственного назначения подвержены воздействию экономического цикла гораздо сильнее, чем отрасли, производящие товары повседневного спроса. Во время повышательной фазы цикла выпуск товаров производственного назначения растет, а во время понижательной фазы цикла сокращается гораздо более резко, чем производство товаров кратковременного пользования.
4. Кредитно-денеж-ная концепция( Монетарная теория) - цикл есть "чисто денежное явление" в том смысле, что изменение денежного потока является единственной и достаточной причиной изменения экономической активности, чередования процветания и депрессии, ожидания и вялой торговли.
5. Кейнсианская теория. По его мнению, решающую роль в формировании и периодичности циклов играет предельная эффективность капитала, т.е. предел наибольших издержек и наименьших доходов его функционирования. Кроме того, Дж.Кейнс полагал, что причиной цикличности является психологический закон потребления, согласно которому люди с ростом доходов увеличивают потребление, но в еще большей пропорции возрастает та доля дохода, которую они сберегают.
6.Теория нововведений. Шумпетер предпринял попытку выявить движущие силы экономической динамики. Целью его исследований было построение теории так называемых циклов деловой активности.
7.Теория недопотребления. Существует множество разновидностей этой теории, наиболее обоснованная из них применяет термин "недопотребление" в значении "чрезмерных сбережений". Депрессии вызываются тем обстоятельством, что слишком большая часть текущего дохода сберегается и слишком незначительная его часть расходуется па потребительские товары. Именно добровольные сбережения, совершаемые отдельными людьми и компаниями, нарушают равновесие между производством и реализацией.
8. Монетарная теория Фридмена. Согласно данной теории, количество денег в обращении является определяющим фактором формирования хозяйственной конъюнктуры и существует прямая связь между изменениями денежной массы в обращении и величиной валового национального продукта.
Дисциплина «Теория менеджмента: история управленческой мысли»
Управленческая мысль в России IX- XIX вв.
Российская управленческая мысль возникла и развивалась как средство рационализации ведения различного рода хозяйств.
Активное общение с греками сказалось на формировании у русских полицейского духа управления собственным государством. Таковым в России уже к началу IX в. стало Киевское княжество. Главным средством эффективного управления были налоги с подвластных племен.
Источником зарождения, и объектом приложения управленческих идей являлось на Руси укрепление и охрана торговых путей, оборона степных границ Руси и строительство городов. Строительные работы требовали управления этой деятельностью.
Торговля с Византией осуществлялась согласно подписанным сторонами Договорам. Тексты договоров с греками являются еще одним источником управленческой мысли.
В системе наследования первых русских князей также просматриваются управленческие идеи и мысли. Российское общество эпохи первых князей по структуре очень напоминало армейскую структуру. Высшим классом русского общества была княжеская дружина. Наряду с армейскими существовали и «мирные» государственные чиновники. Во главе правительственной администрации стояли бояре. Они управляли городами и волостями.
Особняком стояли Новгород и Псков, которые освободились от киевской зависимости, в них не было политического господства крупного боярства. Здесь сложились феодальные республики. Здесь более заметна роль таких республиканских органов управления, как вече (народное собрание богатейших людей) и господа (совет господ собрание верхушки боярства).
В начальный период образования Русского централизованного государства с центром в Москве (конец XIV-XV вв.) стали актуализироваться проблемы местного управления. Поскольку шел процесс присоединения земель и княжеств к Московскому княжеству, нужны были новые принципы и методы эффективного управления на местах. Этот процесс регулировался актами местного управления — грамотами наместничьего управления, губными и земскими грамотами.
Привлечение местных представителей к управлению и осуществлению правосудия было предвестником появления новой политической формы русского феодального государства — сословно-представительной монархии, законодательно оформленной реформами Ивана IV в XVI в.
В первой половине XVI в. еще больше усиливается власть местных органов управления повсеместным введением выборных органов — губных и местных изб. Деятельность этих органов местного управления регулировалась губными и земскими грамотами.
В середине XVI в. была проведена земская реформа, в результате которой были созданы органы земского самоуправления. Должностные лица этих органов выбирались из среды дворян, посадского населения и зажиточных слоев черносошного крестьянства. Компетенция земских избранников распространялась только на посадских и крестьян. В середине XVI в. в Русском централизованном государстве, имеющем большой опыт государственного управления, появляется, пожалуй, первое отечественное сочинение, посвященное управлению частным хозяйством - «Домострой».
Россия XVII в.К началу XVII в. процесс централизации в России завершается. Характерным для данного периода являлось зарождение внутри феодального общества новых, буржуазных связей, выделение и рост в среде городского населения класса купцов, или торговой буржуазии.
Поиск полезных ископаемых, лесов для строительства корабельных мачт, мест для солеварен и т. п. постепенно увлек всю страну, прежде всего богатых людей России. Этот процесс стал формировать в стране предпринимательский дух и одновременно понимание того, что повышение налогов, как главное средство финансового менеджмента государства, достигло своих пределов.
Одновременно с военными и промышленными идеями в Московское государство с Запада стали проникать и элементы западноевропейской культуры, искусства, быта, домашнего обихода, одежды. Начавшийся в XVII в. восстановительный период и в форме обращения к западному опыту и капиталу, и в форме поиска отечественных возможностей был периодом подготовки и осуществления важнейших для будущего России нововведений и реформ в области совершенствования старых и разработки новых правовых основ управления.
Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (ок. 1605-1680). Во всех преобразованиях и программах Ордин-Нащокин был откровенным «западником». В отличие от других «западников» предлагал перенимать не все без разбора. Он одним из первых в России высказал идею о том, что народное хозяйство само по себе должно составлять один из главнейших предметов государственного управления, но при этом управление должно осуществляться не по модели полицейского управления, а более демократичным способом.
Ордин-Нащокин был главным автором и редактором Новоторгового устава 1667 г. Устав содержит правовые нормы, регулирующие внутреннюю и внешнюю торговлю под контролем государства и в интересах казны и крупного купечества. Все статьи о внешней торговле проникнуты духом протекционизма.
Оценивая его преобразовательную программу в целом, можно выделить в ней 3 основные стратегические цели: улучшение государственных учреждений, наведение в них строгого порядка и повышение служебной дисциплины; подбор компетентных и добросовестных руководителей; повышение государственных доходов за счет обогащения народа посредством развития промышленности и торговли.
Русским реформатором, придерживающимся модели полицейского управления, был И.Т. Посошков (1652-1726). Его основной труд -«Книга о скудости и богатстве» (1724). Цель книги — выяснить причины экономической отсталости страны и определить, как можно достичь ее процветания, каковы условия «всенародного обогащения». Богатство государства Посошков, как Ю. Крижанич и А.Л. Ордин-Нащокин, видел в создании таких условий в стране, при которых путем обогащения всего народа будет обеспечен непрерывный рост государственных доходов.
В книге Посошкова много внимания уделено вопросу о деньгах. Посошков считал, что в России царь по своему усмотрению может устанавливать покупательную силу денег, но только медных, разменных денег. Как самодержавие, так и весь феодально-крепостнический строй не вызывали у Посошкова критических замечаний. Тем не менее, в главах «о крестьянстве» и «земляных делах» он предложил программу по улучшению положения крестьян в рамках крепостного права. Среди причин бедности крестьян Посошков особо выделял произвол помещиков над крестьянами. Большой интерес представляют высказывания Посошкова о приобщении крестьян к грамоте.
В отношении внутренней торговли Посошков предлагал установить одинаковые цены на товары.
В развитии отечественной промышленности особую роль Посошков отдавал государству, он предлагал увеличить строительство новых предприятий за счет расширения государственного субсидирования.
Оригинальной была идея Посошкова созвать представителей от всего населения страны для составления нового Уложения.
Основная управленческая мысль Посошкова как идеолога модели управления полицейским государством заключается в следующем: «Государство тот же большой дом, где у каждого свои определенные обязанности. И его благополучие зависит от согласия всех живущих в нем людей. Правитель — глава дома, отец «семьи сословий». В семье все должно строиться на повиновении главе. Так и в государстве, все люди беспрекословно подчиняются царю».
5) Посошков и современная управленческая мысль. Ключевой проблемой модернизации российской экономики и социума является вопрос о её субъектах. Особенностью России является несформированность «широких групп интересов» и отсутствие их представительства на «рынках власти». В этих условиях основным субъектом модернизации становится государство, персонифицированное в «правителе» («правящей группе»), опирающемся на бюрократию, образующую «властную вертикаль».
Условиями реализации «правящей группой» функции субъекта модернизации являются: сохранение её автономии от других субъектов «властной вертикали» и ориентация на «выращивание» широких групп интересов и диалог с ними.
И. Т. Посошков первым предложил вариант обеспечения этих условий, соединив идею «самодержавия» как силы, потенциально способной взять под контроль дворянско-бюрократическую «вертикаль власти», с обоснованием необходимости диалога самодержца с представителями всех сословий общества - разработал новое Уложение взамен Уложения 1649 г.
Актуализируются идеи И. Т. Посошкова о необходимости диалога государства с широкими слоями общества, обязательного учета их «вольного голоса».
6) Развитие управленческой мысли в России XIX в. В основном труде М.М. Сперанского «Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России» (1803) раскрыты содержание многих категорий по существу современной науки управления и их взаимосвязь. Одна из его характеристик: «Организация управления вообще должна быть: 1) сообразна общему государственному закону и учреждениям; 2) основана на единстве исполнения; 3) подвержена отчету в форме и в существе дел; 4) постановлена на одном плане и во всех частях своих; 5) соображена с местными учреждениями и 6) соразмерена способам исполнения».
Требование укрепления гражданского строя легло в основу всего плана государственных реформ М. М. Сперанского. Идея его состоит в том, что государственную власть надо построить на постоянных началах, а правительство должно стоять на прочной конституционно - правовой основе.
Он объясняет, что безопасность человека и имущества - это первое неотъемлемое достояние всякого общества, поскольку неприкосновенность является сутью гражданских прав и свобод.
Для решения задачи о подчинении власти праву, то есть законам, не подлежащим изменениям, М. М. Сперанский считает необходимым наличие системы разделения властей. Необходимо создать специальные органы, представляющие законодательную власть - Думы. Они должны состоять из избранных представителей. Но право избирать их не может принадлежать одинаково всем. Наряду с центральной Государственной Думой должны создаваться также местные думы: волостные, уездные и губернские.
Исполнительная власть, в свою очередь, у М. М. Сперанского представлена правлениями - волостными, уездными и губернскими, а на высшем уровне - министерствами, которые формировал сам император. Судебная ветвь власти в проекте реформ была представлена областными, уездными и губернскими судами, состоящими из выборных судей и действующих с участием присяжных. Высшую судебную инстанцию составлял Сенат, члены которого избирались пожизненно Государственной Думой и утверждались лично императором.
В августе 1892 г. в качестве управляющего Министерством финансов пришел СЮ. Витте. Он старался приспособить экономическую политику к общеполитической доктрине царствования Александра III, что выразилось в отстаивании и реализации консервативных начал в аграрной политике (80-90-е), в усилении государственного вмешательства в хозяйственную жизнь страны. В целом экономическая политика СЮ. Витте базировалась на двух основах: запретительный протекционизм и привлечение иностранных капиталов.
Витте успешно провел разработанную им денежную реформу, выступая за неограниченное привлечение иностранных капиталов.
К началу XX в. политика Витте приняла достаточно конкретный и целенаправленный характер: в течение примерно 10 лет догнать более развитые в промышленном отношении страны Европы, занять прочные позиции на рынках стран Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. Средства предлагались те же: таможенная защита русской промышленности и поощрение русского вывоза; привлечение иностранных капиталов; накопление внутренних ресурсов с помощью косвенного налогообложения, казенной винной монополии и казенных железных дорог.
7) Вклад исследователей XIX века в развитие современной управленческой мысли. Роберт Оуэн (1771—1858) заметил и оценил роль человеческого фактора на производстве. Добившись успеха в улучшении условий труда и быта коллектива на своей фабрике, он предпринял попытку распространить свой эксперимент на всю Англию, но это окончилось неудачей. Не принесла успеха и его попытка основать в 1821 г. коммуну «Новая Гармония» в США.
К. Маркс и Ф. Энгельс. Сконструированная ими экономическая теория - марксизм - развивая идеи трудовой теории стоимости, доказывала, что всякий продукт создается только трудом наемного рабочего, а присваивается собственником капитала, что представляет собой эксплуатацию и социальную несправедливость. Избавиться от эксплуатации рабочий класс может лишь в результате социалистической революции и ликвидации частной собственности.
Параллельно с марксизмом в XIX веке развивается маржинализм ("маргинальный" - предельный) - теория, анализирующая экономические явления с точки зрения психологии отдельного субъекта, вовлеченного в хозяйственные отношения. А. Маршалл - основоположник неоклассического направления. В своей работе "Принципы политической экономии" (1890 г.) он разработал теорию рыночного ценообразования, проанализировал влияние различных факторов на спрос и предложение, на формирование рыночных цен.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 267.