Управленческая деятельность представляет собой в широком смысле слова обмен информацией, который является сложнейшей проблемой в любой организации.
Коммуникации - это устойчивая связь между участниками управленческого процесса, представляющая собой взаимозависимость этапов работы с информацией.
Цели коммуникации: -Организовывать информационный обмен между субъектом и объектом управления. -Наладить процесс эмоционального и интеллектуального обмена управленческой информацией. -Установить взаимосвязь между людьми в организации. -Сформулировать общие взгляды на внутреннюю среду организации. -Организовать совместную работу коллективов с целью выполнения задач организации.
Значение коммуникации в организации:
Коммуникация — основное условие существования и развития организации.
Коммуникация осуществляет взаимодействие с внешней средой, определяя уровень и качество принятия управленческих решений.
Коммуникации характеризуют состояния внутренней среды организации путем обеспечения функционирования и взаимодействия людей, структуры, целей, технологии и задач организации.
Коммуникация создает неформальную структуру в процессе функционирования организации и способствует сближению с ней формальной структуры.
Коммуникационный процесс в менеджменте - это обмен информацией (в любой форме) между элементами организационной системы по каналам прямой и обратной связи.
Эффект коммуникационного процесса — это изменение в поведении «получателя», которые происходят в результате принятия сообщения.
Основные результаты коммуникационного процесса: -Изменения в знаниях «получателя». -Изменение установок «получателя», т. е. изменение относительно устойчивых представлений индивида. -Изменение поведения «получателя» сообщения.
Решение -это выбор альтернативы. Умение принимать управленческие решения развивается с опытом. Каждодневные решения мы принимаем без систематического обдумывания. Долгосрочные решения в жизни продумываем. В менеджменте принятие решений- систематизированный процесс. Причины этому- ответственность за принятие решений, последствия для всей компании.
Запрограммированное организационное решение -это результат реализации последовательности шагов и действий. Незапрограммированные решения возникают при невозможности заранее составить последовательность необходимых шагов. Например, как улучшить качество продукции, объем сбыта.
Компромиссы. Практически все управленческие решения имеют отрицательные последствия. Необходимо учитывать возможные последствия на все части организации как системы (системный подход). Руководитель должен понимать, что непринятые решения, «флюгерная» тактика имеют даже худший результат, чем принятие плохого решения.
Подходы к принятию решений: -трудно принимать хорошие решения; -человек, принимающий решения, руководствуется в том числе и чувствами, иногда отсутствует логика в решениях.
Существует три основных типа принимаемых управленческих решений: 1.интуитивные решения основаны на ощущении того, что выбор сделан правильно. По мнению многих успешных руководителей, многие решения (до 80%) принимаются на основе интуиции; 2.управленческие решения, основанные на суждениях, — выбор, обусловленный знаниями и накопленным опытом в прошлом. Преимущества: быстрота и дешевизна принятия. Но боязнь новых сфер деятельности может сдерживать развитие компании; 3.рациональные решения обосновываются с помощью объективного аналитического процесса, не опираясь на прошлый опыт.
Этапы рационального управленческого решения. Диагноз проблемы. Проблема — не только не решенный вопрос, но и возможность. Информация должна быть релевантной — относящейся к делу, уместной.
Формулировка ограничений и критериев принятия управленческих решений. Ограничения — наличие ресурсов у руководителя и организации, чтобы решения были реалистичными. У менеджера должны быть полномочия для принятия данного решения. Критерии — это стандарты, по которым предстоит оценивать альтернативные варианты выбора. Критерии могут быть количественными и качественными. Пример — выбор (покупка) автомобиля.
Определение альтернатив. Нужно учитывать время и стоимость процесса выбора.
Оценка альтернатив. Метод средневзвешенной оценки -стоимость (прибыль) альтернативных проектов. Балльный метод. Учет рисков.
Выбор альтернативы. Поиск оптимального (максимизирующего решения) труден, обычно выбирается удовлетворительное решение.
Реализация и обратная связь. Согласование полученных результатов с ожидаемыми.
Факторы, влияющие на процесс принятия решений
Личностные оценки руководителя. Субъективное мнение о приоритетных задачах, акцент, например, на экономические проблемы, а не на социальные.
Риск и неопределенность. Факторы внешней среды. Возможности снижения неопределенности: получение дополнительной информации или действия в соответствии с накопленным опытом.
Время. Успех не придет сразу.
Стоимость информации. Затраты на информацию должны перекрываться доходами от ее использования и внедрения. Больше информации -не обязательно лучше.
Методы принятия решений
Применяют такие процедуры, как научный метод, который состоит из следующих этапов:
наблюдение — сбор и анализ информации;
формулировка гипотезы (предположения). Матрица БКГ -размер компании /прибыль;
верификация — подтверждение достоверности гипотезы.
К основным методам принятия решений относятся: -математическое ожидание (платежная матрица). -Ожидаемое значение показателя; -дерево решений; -моделирование. Модель — это уменьшенная, упрощенная копия действительности. Необходимость моделирования обусловлена сложностью процессов, снижением рисков внедрения непосредственно в практику, возможностью прогнозов.
Типы моделей: -физическая модель- увеличенное, уменьшенное отображение исследуемого объекта. Структура управления предприятием; -аналоговая модель -заменяет исследуемый объект объектом-аналогом, который ведет себя как реальный объект. График зависимости удельных затрат от объема производства; -математическая модель. Используются символы и обозначения для описания свойств объекта, формулы.
Методы прогнозирования рациональных управленческих решений
1. Неформальная информация. Слухи. Промышленный шпионаж.
2. Количественные методы:
Анализ временных рядов. Тренды.
Корреляционно-регрессионный анализ. Коэффициент корреляции.
3. Качественные методы: -мнение жюри. «Мозговой штурм»; -модель ожидания потребителей. На основе прогноза изменений спроса; -
метод экспертных оценок. Метод Дельфи. Результаты опроса экспертов возвращаются им для обсуждения 3-4 раза. Таким образом добиваются согласования экспертов.
Дисциплина «Теория менеджмента: организационное поведение»
Дата: 2019-05-29, просмотров: 389.