1) Школа научного управления. Ф.У. Тейлор (1856— 1915) - основоположник научного управления производством.
Целью Тейлора было создание системы научной организации труда, базирующейся на основе экспериментальных данных и анализе процессов физического труда и его организации.
Тейлор разделил процесс организации на следующие элементы: установление цели деятельности предприятия в целом и каждого работника в отдельности; выбор средств деятельности и их применение на основе заранее составленного плана; контроль за результатами деятельности.
Тейлор производил замеры времени выполнения отдельных элементов и операций. Он считал, что для того, чтобы заинтересовать рабочих в выполнении и перевыполнении установленных норм времени и выработки, необходимы стимулирующие системы оплаты труда.
Большое внимание в системе Тейлора уделялось нормальному обслуживанию рабочих мест (инструментами, приспособлениями, тарой и пр.). В основе концепции Тейлора лежало разделение труда на две составляющие: труд исполнительский и труд распорядительский. Важным вкладом Тейлора было признание того, что работа по управлению — это определенная специальность. Последователями, среди которых в первую очередь следует назвать Генри Гантта (1861 — 1919), наиболее близкого его ученика. Вслед за Тейлором Гантт считал, что до каждого рабочего необходимо довести конкретное производственное задание. Особенность премиальной системы оплаты труда заключалась в сохранении минимального заработка независимо от степени недовыполнения нормы.
Основное внимание необходимо уделять обучению рабочих новым навыкам с целью сокращения непроизводительных затрат времени.
Фрэнка и Лилиан Гилбрет - анализ микродвижений при выполнении производственных операций, позволяющий устранить лишние, нерациональные движения.
Генри Форд. Форд заменил ручной труд машинами, Он сформулировал основные принципы организации производства:
1. Максимальное разделение труда, специализация.
2.Широкое применение высокопроизводительного специального оборудования, инструментов и приспособлений.
3.Размещение оборудования по ходу технологического процесса.
4.Регламентированный ритм производства продукции.
5.Механизация транспортных операций.
На основе этих принципов появилась возможность создания поточного производства, которое позволяет повышать производительность труда рабочих.
2) Школа административного управления развивалась в период с 1920 по 1950 г. Родоначальником этой школы считается Анри Файоль (1841 — 1925), французский горный инженер. Представители классической шкоды занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления.
Он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению конкретным предприятием (организацией). Файоль определил, что деятельность по управлению включает в себя пять обязательных общих функций: предвидение (планирование),организация, распорядительство, координирование, контроль.
Файоль выделял еще шестую — административную. Административная функция оказывает воздействие только на персонал предприятия.
Вслед за Файолем английский исследователь Л.Ф. Урвик уделил большое внимание разработке основных функций администрирования. К ним он относил: планирование, организацию, укомплектование штата, руководство, координацию, отчетность и составление бюджета.
Урвиком разработаны следующие принципы построения формальной организации. 1.Соответствие людей структуре. 2.Создание специальных и «генерального» штабов. 3.Сопоставимость прав и ответственности. 4. Диапазон контроля, под которым понимается количество лиц, которыми эффективно может управлять руководитель. 5.Специализация. 6.Определенность.
Л. Гьюлик уточнил элементы административной деятельности, уделив особенное внимание работе с кадрами.
Заметный вклад в формирование и развитие классической школы менеджмента внесли Дж. Муни и А. Рейли. В 1939 г. ими была опубликована работа «Принципы организации», в которой они дали общее определение понятию организации как одной из форм объединения людей для достижения общей цели. Без определения цели не может эффективно функционировать ни одна организация, в том числе и в сфере бизнеса. Своей главной задачей создание благоприятного климата в организации и направлять на ее достижение все усилия работников.
3) Школа человеческих отношений. Первая попытка применить психологический анализ к практическим задачам производства была предпринята профессором Гарвардского университета США Г.Мюнстербергом (1863—1916). Он считал необходимым перенести испытания профессиональной пригодности из производственной обстановки в лабораторию, кабинет психолога.
В сложившихся условиях в 1920—30-е гг. зародилась школа человеческих отношений, в центре внимания которой находится человек. Возникновение доктрины «человеческих отношений» обычно связывают с именами американских ученых Э. Мэйо и Ф. Ротлисбергера.
Школа психологии и человеческих отношений пересмотрела свои взгляды на взаимоотношения руководителей и подчиненных. Особое внимание она уделяла изучению поведения людей в зависимости от изменяющихся условий, требовала «гуманного отношения к подчиненным», «уважения личности», «демократизации управления» и т.п.
Хоторнские эксперименты. Поводом для возникновения школы психологии и человеческих отношений послужил социальный и психологический эксперимент, проведенный группой профессора Школы бизнесаГарвардского университета Э. Мэйо с целью исследования факторов, влияющих на выработку рабочих, и изыскания новых методов интенсификации труда. Работа проводилась на заводе компании «Вестерн Электрик» в г. Хоторне, близ Чикаго.
Первоначальным замыслом работы было определение зависимости между физическими условиями работы и производительностью труда. На первом этапе была поставлена задача определить влияние интенсивности освещения на производительность труда.
На втором этапе объектом эксперимента стала бригада из шести молодых работниц, занятых на операции по сборке реле на конвейере. Выяснилось, что главное значение для роста производительности труда имеет то, какие отношения существуют у работниц между собой, а также между работницами и менеджерами.
Задачей третьего этапа эксперимента было совершенствование непосредственного руководства людьми и улучшение отношений между сотрудниками и их отношения к своей работе. В результате было выяснено, что производительность труда каждого сотрудника в организации зависит как от самого работника, так и от трудового коллектива. Четвертый этап получил название эксперимента на участке по производству банковской сигнализации. Целью этого этапа было выявить воздействие материального стимулирования на рост групповой производительности труда. Ученые исходили из предпосылки, что рабочие, стремящиеся больше заработать, будут оказывать влияние на медленно работающих, чтобы они увеличивали производительность своего труда. На практике оказалось, что быстро работающие рабочие не стремятся наращивать темп своей работы, чтобы не выходить за рамки, принятые группой, боясь вызвать неудовольствие других рабочих. Вместе с тем медленно работающие рабочие все-таки делали все возможное для увеличения производительности своего труда. Они не хотели отставать от хороших работников.
М.П. Фоллетт внесла значительный вклад первой сформулировала идею о том, что решающее влияние на рост производительности труда рабочего оказывают не материальные, а главным образом психологические и социальные факторы.
Одной из первых Фоллетт выдвинула идею «участия рабочих в управлении». Серьезное внимание в своих работах Фоллетт уделяла проблеме конфликтов в организации.
4) Школа науки управления (количественный подход). Сформировалась в начале 1950-х гг. и успешно функционирует в настоящее время. Опирается на три методологических подхода — системный, процессный и ситуационный.
Системный подход позволяет рассматривать организацию как систему, состоящую из определенного количества взаимосвязанных элементов. Системный подход базируется на общей теории систем, основоположником которой считается Людвиг фон Берталанфи (1901 — 1971).
Содержание системного подхода сводится к следующему:
• четкое определение целей и установление их иерархии;
• достижение наилучших результатов при наименьших затратах: используя сравнительный анализ выбора альтернативных путей, достигать поставленных целей;
• широкая всесторонняя оценка всех возможных результатов деятельности на основе количественной оценки целей, методов и средств их достижения.
Системы делятся на два вида: открытые и закрытые. Закрытые системы относительно независимы от окружающей среды, в то время как на открытую систему оказывают воздействие факторы внешней среды. Основными элементами системы являются: цели, задачи, структура, техника и технология, люди.
Процессный подход основывается на положении о том, что все функции управления зависят друг от друга.
3. Своеобразие развития управленческих идей в России ХХ-XXI века .
1)Револ-е преобразования и хоз. упр-е в России начала ХХ века. В начале XX века в России аграрное население преобладало над индустриальным. На Западе интенсивность и производительность труда были гораздо выше, чем в России. А это означало, что уровень организации производства у нас был существенно ниже.
Отличительными чертами служили наличие огромной доли дешевой рабочей силы, низкая заработная плата, неограниченный рабочий день, пренебрежение элементарными требованиями техники безопасности, отсутствие наследственной рабочей аристократии, рабочих династий и устойчивого кадрового ядра рабочего класса. Велики заслуги в реформировании системы управления России П.А. Столыпина. Он занимался совершенствованием местного самоуправления, ввел земства в западных губерниях. Особую известность ему принесла земельная реформа, начатая в 1907 г. Столыпин выступал против уравнительного принципа распределения земли, содействовал добровольному переселению крестьян в районы Западной Сибири. Столыпин выступал за децентрализацию управления Россией. Импорт в Россию иностранной техники, капиталов и специалистов сопровождался заимствованием прогрессивных идей в области НОТ и менеджмента. До революции мнения о системе Тейлора разделились на два противоположных лагеря — ее сторонников и противников. После революции, а именно в 20-е годы, общественное мнение по-прежнему выражали два лагеря — тейлористы и антитейлористы.
2)Специфика развития управленческой мысли в России 20-30-х гг. По мнению А.А. Богданова, любая управленческая задача, требующая разрешении, состоит из целого ряда элементов. Достижение успеха заключается в нахождении наиболее рационального расположения этих элементов. Неизменные первичные элементы им были названы «конъюгациями», а соединительные элементы, с помощью которых осуществляется связь «конъюгаций» друг с другом, — «ингрессии».
Он создал теорию равновесия, согласно которой все явления состоят из совокупности сменяющих друг друга состояний подвижного равновесия, которое устанавливается в результате столкновения различно направленных сил.
Он создал «Всеобщую организационную науку» (тектологию), включающцю в себя два основных механизма: механизм, формирующий систему, и механизм, регулирующий систему. Основными элементами формирующего механизма являются конъюгации и ингрессии, а суть регулирующего механизма сводится к подбору наилучшего сочетания элементов. А.К. Гастев соглашался с представителями школы научного управления, которые говорили о необходимости разработки стандартов выполнения отдельных операций. Теория трудовых установок требовала описания всей последовательности постоянного совершенствования операции, начиная от ее самого примитивного исполнения и заканчивая самым рациональным. Оригинальность Гастева — в тесном соединении внедрения новых форм организации труда и системы обучения рабочих новым трудовым приемам.
О. Ерманский внес значительный вклад в создание теории социалистической рационализации. Опираясь на народно-хозяйственный подход, он выделил несколько последовательных ступеней ее осуществления: 1)рационализация отдельного рабочего процесса; 2)рационализация производственного процесса в рамках предприятия как единого целого; 3)рационализация всей промышленности; 4)рационализация всего народного хозяйства.
Достижение поставленной задачи возможно на основе соблюдения главных принципов рационализации: принципа положительного подбора, принципа организационной суммы и принципа оптимума.
Принцип оптимума Ерманский раскрывает путем сопоставления проделанной работы R с затраченной энергией Е. пользованных в данной работе». Отношение проделанной работы R к затраченной энергии Е он называл коэффициентом рациональности. Принцип оптимума требует наилучшего, оптимального применения всех видов энергии для достижения требуемого результата.
Н.Виткеувидел необходимость создания новой социальной науки — социальной инженерии. Социальная инженерия понималась как техническая деятельность по совершенствованию организации производства, но учитывающая роль социальных факторов. Последовательность: Прежде всего — разработка социально-технического проекта (карта организации рабочего места, хронокарта рабочего и внерабочего времени, оперограммы). После этого следует внедрение практических рекомендаций. Это процесс социотехнического нововведения. Наконец, эксплуатация внедренной системы в условиях нормальной работы предприятия.
3)Первая Всероссийская конференция по НОТ. Исторически первой крупной советской школой управления была научная организация труда (НОТ). Мощный толчок процессу становления отечественного научного менеджмента дала I Всероссийская инициативная конференция по научной организации труда и производства, созванная по инициативе Л.Троцкого и начавшая свою работу 20 января 1921 г.
Работа велась в 5 секциях:
1) организация работ в механическом производстве, в частности в железнодорожных мастерских;
2) организация работ в железнодорожном транспорте;
3) организация управления и его частей;
4) рефлексология труда;
5) мероприятия по объединению работ по научной организации труда и практическому их осуществлению.
«Под научной организацией труда надлежит понимать организацию, основанную на тщательном изучении производственного процесса со всеми сопровождающими его условиямии факторами. Основным методом при этом является измерение с натуры затрат времени, материалов и механической работы, анализ всех полученных данных и синтез, дающий стройный, наиболее выгодный план производства».
4)II конференция по НОТ начала работу в Москве 10 марта 1924 г. Из 7 ее секций наибольшее число докладов представила секция управления. Большое внимание было уделено методам рационализации госаппарата, делопроизводству, постановке отчетности, канцелярской технике и другим проблемам практической направленности.
Главные задачи в области НОТ:
• переработка достижений западных теоретиков и практиков и обмен опытом с ними;
• увязка научно-исследовательской работы с потребностями производства;
• установление тесной связи между институтами и лабораториями НОТ и их специализация;
• опытное изучение труда в производстве и управлении, а также отдельных трудовых процессов;
• организация школ для подготовки инструкторов, способных к внедрению лучших методов работы;
• внедрение в труд и изучение на всех ступенях и во всех типах школ принципов НОТ.
5)Развитие теории и практики управления в 30-50-е годы. В 30-е годы характерны развитием инициативных и плановых исследований по конкретным наукам основ управления, которые проводились по отдельным функциям управления (финансы, снабжение, учет, экономическое районирование страны). В эти годы наметился отход от принципов нэпа, одновременно усиливали свои позиции административно-командная система и авторитарный централизм.
Научные изыскания в организационно-управленческой сфере в эти годы приобрели новые особенности. Речь прежде всего идет о строго отраслевом характере исследований, пришедшем на смену межотраслевому. Кроме того, резко усилился прикладной аспект исследований. Стало применяться понятие «организация производства».
В трудные годы Великой Отечественной войны и первых послевоенных пятилеток происходило дальнейшее укрепление позиций планово-административного централизма. Управленческая мысль в этот непростой период жизни страны продолжала работу в области оперативного управления, планирования и учета производства.
6)Роль кибернетики в развитии теории управления производством. В связи с широким проникновением в науку математических методов появилась принципиально новая теория — оптимальное планирование народного хозяйства Большой вклад в разработку экономико-математических методов (ЭММ) внес академик Л.В. Канторович (1912—1986). Во время работы в Ленинградском университете он увлекся решением чисто практической задачи — возможностью выпуска максимально большого объема продукции при заданном ее ассортименте за счет оптимального распределения сырья по разным обрабатывающим станкам. Решение этой задачи потребовало разработки специального метода разрешающих множителей. Так, в 1938—1939 гг. Канторовичем была разработана новая область прикладной математики, которая позднее была названа линейным программированием.
В конце 1942 г. Канторович пишет книгу «Экономический расчет наилучшего использования ресурсов», которая вышла в свет только через 18 лет. Позднее Канторович расширит сферу применения линейного программирования, сформулировав задачи отраслевого и народно-хозяйственного оптимального планирования для условий социалистической экономики.
В 1930—40-е гг. в нашей стране экономико-математические исследования проводились также В.В. Новожиловым, С.Г. Струмилииым. А.Л. Лурье.
7)Возрождение движения НОТ 60-е годы ХХ века. Кризис научного управления 30-50-х годов сменился оживлением, а затем и подъемом в 60-е годы. Причинырезкого повышения внимания к вопросам управления связаны прежде всего с количественным и качественным усложнение народного хозяйства, основу которого составляла многоотраслевая индустрия, а также с изменением социально-политической атмосферы.
Основные теоретические разработки в конце 50-х — начале 60-х годов стали сосредоточиваться на совершенствовании методов управления, организационных структур и в целом — систем управления народным хозяйством, основываясь на достижениях родственных наук.
В это время провелась хозяйственная реформа. Можно выделить 3 основных ее элемента:
1) восстановление на новой основе отраслевой структуры управления;
2) резкое расширение хозяйственной самостоятельности и инициативы предприятий на основе активизации рыночных отношений и сокращения числа централизованно утверждаемых показателей;
3) внедрение экономических методов управления (прежде всего полного хозяйственного расчета), усиление экономической заинтересованности трудовых коллективов и отдельных работников в эффективном труде и повышение их ответственности за его результаты.
Реформа 60-х годов заметно оживила темпы экономического роста в 8-й пятилетке, однако эффект проводимых мероприятий оказался весьма кратковременным. Действительно, уже к концу 60-х годов явственно обозначился принципиальный отход от основных идей реформы.
8) Исследования 70-80-х гг. в области управления. В 70-е годы в СССР активно стала формироваться комплексная наука управления социалистическим общественным производством как результат многочисленных исследований, а также реформы управления экономикой страны 60-х годов. Суть развиваемого ими научного направления сводилась к необходимости постоянно наращивать плановое централизованное начало в управлении экономикой.
Возобладала аспектная концепция управления производством, в которой акцент делался на преимущество производственных отношений над управленческими, в том смысле что «управленческие отношения являются частью производственных».
9)Формирование управленческих концепций. Попытка выработать трактовку управления была предпринята сотрудниками научного Центра проблем управления экономического факультета МГУ во главе с профессором Г. Поповым. Ими была предложена комплексная характеристика управления производством.
В качестве средств решения поставленных научных задач были предложены, во-первых, система знаний о творческой деятельности, к каковым относится управление социальными объектами, и, во-вторых, система знаний об управлении производством — методологические основы, конкретные науки об элементах управления, теория и искусство руководства. Под предметом науки управления стали понимать закономерности управления общественным производством, как целостного, комплексного и конкретного социального явления и процесса, Учеными МГУ была предложена схема, отражающая содержание и логику теории руководства. Она состояла из 3 частей.
1. Общая характеристика системы управления производством (разделы: управление как структура и процесс; цели, принципы, функции и методы управления).
2. Характеристики управляющей системы в статике (организационная структура управления, кадры, техника и органы управления).
3. Характеристики функционирования управляющей системы (процесс управления, оценка эффективности управления, совершенствование и развитие управления).
10)Основные управленческие идеи конца XX века. 1986 - 1991 г. Происходит развитие системы управления (перестройка) и зарождение нового механизма управления. Основной отличительной особенностью этого этапа является переход к самоуправлению и демократизации всех сторон жизни, однако. Все это происходит при сохранении централизации в управлении.
Специальная комиссии, возглавляемая академиком А. Г. Аганбегяном, предложила три альтернативных варианта перехода к рыночным отношениям:
1. внесение отдельных элементов рынка в существующую командно-административную систему управления;
2. быстрый переход к рынку без какого-либо государственного регулирования;
3. создание системы управления на основе регулируемой рыночной экономики. Этот вариант совершенствования системы управления соответствовал предложениям правительства.
Другая комиссия под руководством академика С. Шаталина подготовила программу, получившую название «500 дней», в которой был намечен целый комплекс мероприятий, необходимых для перехода к регулируемому рынку. Эта программа многими учеными рассматривалась как «шоковая терапия».
По итогам дискуссии был принят компромиссный вариант перехода от плановой системы управления к регулируемому рынку. В его основу была положена программа «500 дней», основной целью которой было полное разрушение административно-командной системы управления. С ноября 1991 г. начался процесс формирования рыночных отношений в России.
Однако, несмотря на принятые меры, не удалось приостановить развала экономики России. Социально-экономическая ситуация в стране продолжает ухудшаться. Одной из причин сложившегося положения является начатая с 1992 г. политика невмешательства правительства в экономику регионов и импортно-экспортные операции. Рынок требует управления, руководства, регулирования со стороны государства.
1991 - 1999 г. характеризуется как переход к рыночным отношениям. Происходит децентрализация системы управления. Появляются предприятия различных форм собственности (в процессе приватизации), тем самым создается огромное поле деятельности для управленцев. Однако переход к рыночным отношениям не сделал механизмы управления эффективными и привел ко многим негативным последствиям, таким как безработица, снижение уровня жизни населения, инфляция, неплатежеспособности предприятий и т.д.
11)Пути формирования российской модели менеджмента в XXI веке. Российская модель менеджмента должна базироваться на наиболее ценных достижениях зарубежной теории и практики, но ни в коем случае не на бездумном их перенесении на отечественную почву. При создании российской модели менеджмента необходимо учитывать влияние таких факторов, как тип собственности, форма государственного устройства и зрелость сложившихся рыночных отношений.
Представляется, что базовыми принципами российского типа управления являются следующие. 1.Использование в управлении концепции государственного регулирования экономики. 2.Свобода выбора концепции для создания оптимальной модели управления в России. 3.Управление на основе постоянных нововведений.4.Отказ от чрезмерной централизации власти в отечественных фирмах.5.Использование в качестве менеджеров крупных компаний специалистов, имеющих негативный опыт собственного бизнеса, но не утративших предпринимательского интереса.6.Выработка стратегии управления, ориентированной на постоянные изменения как во внешней среде, так и внутри фирмы.7.Создание системы социальной защиты населения.8.Введение индикативного планирования, предусматривающего разработку долгосрочных прогнозов, среднесрочных планов социально-экономического развития страны, годовых планов использования госбюджета.9.Совершенствование методов мотивации и управления персоналом.10. Повышение конкурентоспособности продукции и предприятий на рынке, что является главным критерием оценки эффективности системы управления.
Трудность формирования российской модели менеджмента связана с необходимостью исправления сложившегося положения в экономике страны. Для устранения сложившегося положения необходимы зашита системы производства и реализации товаров и услуг от бюрократизма, коррупции и криминала, демонополизация экономики, создание системы регулирования образования цен и тарифов путем применения государственных и, прежде всего, экономических рычагов, ускоренное развитие экономики регионов и т.д.
Дисциплина «Теория менеджмента: теория организации»
Дата: 2019-05-29, просмотров: 349.