Организация как объект управления: признаки, характеристики, типы и модели
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Школа научного управления - Главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление, следует совершенствовать систему оплаты труда. Школа административного управления – Файоль предложил формализованное описание работы управляющих в организациях, выделил характерные для них функции: планирование, организацию, руководство, координацию и контроль. Вклад данной школы заключается в том, что она рассматривает управление, как универсальный процесс, состоящий из несколько взаимосвязанных функций. Школа человеческих отношений - уделяет внимание психологии отношений, поведению и потребностям людей, социальным взаимодействиям и групповым интересам.

Под организацией понимается устойчивая группа лиц, взаимодействующих друг с другом с помощью материальных, экономических, правовых и других условий ради решения имеющихся проблем или достижения поставленных целей. Главным признаком организации считается наличие цели. Другим признаком организации является ее обособленность, выражающаяся в замкнутости внутренних процессов и наличии границ. Третий признак организации — наличие связей между ее отдельными элементами. Четвертым признаком организации можно считать саморегулирование, предполагающее возможность для нее в определенных рамках самостоятельно решать те или иные вопросы внутренней жизни. Наконец, в качестве еще одного признака организации следует назвать организационную культуру, представляющую собой совокупность установившихся ценностей, традиций, верований, норм поведения, символов.

Сложность организации — мера количества и разнообразия существующих в ней подсистем. Любая организация обладает этой характеристикой, так как организация: — представляет собой совокупность людей; — как правило, в процессе своего функционирования и развития преследует не одну, а множество целей. Профессионализм — это степень образованности и профессиональной подготовленности персонала организации. Здесь имеется в виду профессионализм, задаваемый самими условиями деятельности организации, а также объективной сложностью исполняемых функций. Специализация отражает степень обобщенности деятельности на рабочих местах. Специализация проявляется в процессе реализации принципа разделения труда. Централизация отражает степень сосредоточения власти на тех или иных уровнях организационной иерархии. В высокоцентрализованных организациях большинство решений принимается на верхних уровнях. Размер — это характеристика любой организации, производная, как правило, от численности персонала организации.

Классификации организации по организационно-формальным критериям Ч. Уорринера — самые явные и очевидные. Типы организации по форме собственности (кому они принадлежат): частные; государственные; муниципальные; смешанные. По отношению к прибыли: коммерческие и некоммерческие организации. По организационно-правовым формам выделяют: товарищества (с разновидностями); кооперативы; акционерные общества (с различными степенями ответственности); дочерние и зависимые общества; фонды; ассоциации; учреждения, некоммерческие партнерства и т.д. По отрасли производства выделяют большое количество организаций, например: промышленные, сельскохозяйственные, торговые, образовательные и т.д. По содержанию деятельности организации подразделяются на: добывающие; обрабатывающие; сборочные (например, в промышленности и сельском хозяйстве); исследовательские; проектные; обучающие; просветительские (музеи) и т.п.

Функциональный подход Т.Парсонса: В этом подходе организации выделяются по функциям, реализуемым в обществе — по их предназначению. Производственные организации производят вещи и продукты, потребляемые членами общества. Регулятивные (политические) организации обеспечивают формулирование и достижение общественных целей, «отвечают» за формирование и реализацию властных отношений (большинство организаций государственного и муниципального управления, политические партии и т.д.). Социальные организации сохраняют традиции, обеспечивают социальную преемственность, передачу социального опыта (церковь, и образовательные организации, и музеи, издательства и тд). Интегративные организации выполняют функции улаживания конфликтов, мотивирования членов общества, согласования целей и деятельности отдельных социальных групп и общностей (прокуратура и суд; отчасти — средства массовой информации и тд)

Конфигурационный подход Г.Минцберга – типы орг-ии: Предпринимательская - Простая, маленькая и чаще всего молодая организация. Ключевой элемент — стратегическая вершина. Высокая централизация, малая формализация, прямое управление. Механистическая - организации массового производства и отработанных массовых технологий. Высокая специализация, формализация и стандартизация. Профессиональная - Организации, где сильна роль профессионалов, которые берут на себя большую часть управления операциями. Диверсифицированная - Организация, состоящая из множества относительно независимых единиц. Инновационная - Организации, работающие «на острие» научно-технического прогресса и в специфичных сферах услуг, в которых инновации — условие выживания. Миссионерская - Организации, имеющие в своей основе сильную корпоративную культуру.

Механистическая модель организации ( М. Вебер) - жесткая определенность связей, взаимосвязь подсистем, выстроенность линий управления, иерархичность–вот основные характеристики данной модели. Органическая модель организации - Иными словами, это живая система, заботящаяся о выживании и приспособлении к окружающей среде. Внутренние отношения в такой организации строятся на основе взаимозависимости и взаимоответственности. Патерналистская модель - Организация представляется как частный случай человеческой общности, группа, объединенная отношениями «родства». В основе ее построения и функционирования — «семейные» отношения и иерархия. Конвенциональная модель - Организация представляется как комплекс договоренностей (конвенций), ролей, значений и толкований, созданный на основе разделяемых ценностей, традиций и обычаев, а в основе отношений — конвенции. Все люди в организации — носители значений, трактовок, мифов и т.д. Конфликтно-игровая модель организации - Организация представляется как механизм общения, который регулирует взаимодействие между членами и подгруппами организации и обмен деятельностями на основе столкновения разнообразных интересов в процессе «организационной игры». В основе конфликтно-игровых отношений — борьба за власть, доступ к информации и, одновременно, сотрудничество и компромиссы. Политическая модель организации - Данная модель организации представляется как своеобразное мини-государство со всеми его атрибутами. В такой организации четко соблюдается принцип разделения властей, существует своя система «сдержек и противовесов» и тд.

В консалтинге и научном менеджменте принято оперировать моделями организаций. Но в обычной жизни люди чаще пользуются образами и метафорами (они менее структурированы, чем модели и их границы размыты). Особый интерес такой подход представляет для управления изменениями. Иногда достаточно понять с какой метафорой работает руководитель, чтобы увидеть причины неудач в изменениях. Г. Морган выделяет семь метафор:- Машина;- Организм;- Мозг;- Культура;- Политическая система;- Душевная тюрьма;- Поток и трансформация. В практике хозяйствования чаще используются четыре, которые мы и рассмотрим подробно.

Организация, как машина. Ключевые положения: • Каждый сотрудник подчиняется только одному менеджеру. • Работа делится между сотрудниками с определенными ролями. • Каждый индивидуум подчиняется общей цели. • Команда — это не более чем сумма индивидуальных усилий. • Менеджеры контролируют процесс, сотрудники придерживаются дисциплины. Организация, как организм. Ключевые положения: • Не существует «лучшего и единственного пути» построения и уп​равления организацией. • Основа успеха организации — информационный поток между раз​личными частями систем и их окружения. • Необходимо добиться максимального соответствия индивидуаль​ных, командных и организационных потребностей. Организация, как политическая система. Ключевые положения:• Вы не сможете отгородиться от политики организации. Вы уже в ней замешаны.• Вам понадобятся сторонники, если вы хотите что-нибудь сделать.• Вы должны знать, кто обладает властью и кто кому благоволит.• Существуют важные политические расклады, имеющие преимущество по сравнению с официальной структурой организации.• Коалиции больше значат, нежели рабочие команды.• Наиболее важные решения касаются распределения дефицитных ресурсов по принципу «кому что достанется», и здесь в ход идут торт, переговоры и соперничество. Организация, как поток и трансформация. Ключевые положения:• Порядок естественным образом появляется из хаоса.• Организации изначально обладают способностью к самообновлению.• Жизнь организации не подчиняется правилам причины и следствия.• Напряжение необходимо для появления новых способов деятельности.• Формальная структура организации (команды, иерархия) является только одним из многих уровней ее жизни.

 

 

5. Основные законы и принципы, регламентирующие деятельность организации. Закон- это объективно существующая, необходимая, существенная, устойчивая, повторяющаяся связь или зависимость между явлениями в природе и обществе. Понятие закона близко к понятию закономерности, которая может рассматриваться как некое расширение цепи: зависимость → закон → закономерность. Между этими категориями существует постоянная взаимосвязь: вновь открытые законы и закономерности служат очередной ступенью познания новых зависимостей и законов. Законы различаются по степени общности и сфере действия. Всеобщие законы выражают взаимосвязь между наиболее универсальными свойствами и явлениями природы, общества и человеческого мышления. Это область философии.

Частные, или специфические законы изучаются частными естественными науками (физикой, химией, биологией и др.) или науками об обществе (историей, социологией, экономикой и др.). Выявление законов и закономерностей развития организационных систем может идти двумя путями: -анализ большого количества конкретных организационных систем: 1.исследование этапов их развития, факторов общности и различия, формулирование закономерностей, апробация последних на вновь выбранных системах; 2.перенос закономерностей, известных в других областях развития.

На протяжении многих столетий человечество стремилось разглядеть закономерности, и первая попытка создать универсальную методологию развития принадлежит Гегелю. До сих пор в философии наиболее общими законами развития считаются три основных закона диалектики, обоснованные Гегелем: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания. Огромное число научных работ в самых разных сферах посвящены раскрытию закономерностей и законов. Например, законы-аксиомы американского эколога Барри Коммокера: - все связано со всем; - все должно куда-то деваться; - ничего не дается даром; - природа знает лучше.

Требования, предъявляемые к законам организации: - законы организации не должны противоречить всеобщим законам развития и функционирования природы и общества; - законы организации должны выявляться и подтверждаться на достаточно больших и достоверных информационных фондах на базе системных исследований; - законы должны быть согласованы друг с другом и представлять из себя непротиворечивую систему; - законы организации должны быть инструментом для решения проблем организации.

 Прослеживается довольно явная взаимосвязь между зависимостью, как причинно-следственным отношением одного явления к другому, закономерностью как объективно существующими устойчивыми связями между явлениями, их причинами и следствиями и законами, отражающими общие, устойчивые, повторяющиеся отношения между ними.

 Структурные законы организации. Закон синергии: любая сложная динамическая система стремится получить максимальный эффект за счет своей целостности; стремится максимально использовать возможности кооперирования для достижения эффектов. Закон синергии имеет большое значение для оптимизации системы организации. Он является основополагающим законом теории и практики организации. Ведь именно благодаря ориентации на его реализацию организация наряду с предметами и средствами труда и самим трудом становится высокоэффективным фактором производства. Его основополагающая роль определяется также и тем, что действие других законов организации, в конечном счете, направлено на достижение более высокого результата синергетического эффекта. Реализация синергетического закона: Задача руководителя заключается в том, чтобы найти такой набор элементов и так соединить их между собой, используя прогрессивные формы организации, чтобы ресурсы оптимально взаимодействовали бы между собой, создавая эффект положительной синергии.

Закон единства анализа и синтеза: каждая материальная система - живой организм, социальная организация стремится настроиться на наиболее экономный режим функционирования в результате постоянного изменения своей структуры или функций. Скорость и результат изменения зависят от диапазона изменения внешней или внутренней среды системы. Изменения или преобразования системы могут носить как позитивный, так и негативный характер в зависимости от изменения окружающей среды системы и времени преобразования. Суть анализа (декомпозиции) состоит в разделении целого на части, в представлении сложного в виде простых составляющих. Суть синтеза (агрегирования) - в соединении (мысленном или реальном) простых составляющих объекта в единое целое. Анализ и синтез в человеческом мышлении сильно переплетаются и не могут существовать друг без друга, поэтому говоря о единстве анализа и синтеза, подразумевается их неразрывность и взаимодействие в процессе любой мыслительной деятельности.

Закон композиции и пропорциональности гласит – каждая система стремится приобрести, создать или сохранить в своей структуре композицию необходимых ресурсов, находящихся в заданной пропорции. В составе структуры любой организации можно выделить большое количество пропорций. Сущность закона состоит в том, что существуют постоянные устойчивые связи между структурными параметрами организации и состоянием устойчивости, возможного дальнейшего развития, если возникают отклонения в структурном построении организации - то это означает возникновение угрозы самому существованию организации, поэтому важной задачей аппарата управления является осуществление мероприятий, направленных на осуществление выявления диспропорции организации. Закон пропорциональности наиболее ярко отражается в бизнес -плане предпринимателя или бизнес -проектах. Именно соотношение основных выходных параметров и входных ресурсных позволяет оценить степень реализации функций, целей организаций. В этих планах обязательно присутствуют оценки соответствия заявленных целей и возможностей из пропорции. В самом общем виде вопросы планирования должны рассматриваться с точки зрения закона пропорциональности.

Основные принципы профессиональной реализации

Координирование - действия по выявлению отклонений текущих количественных и качественных параметров, развития организации от запланированных для последующей коррекции реализуемых программ.

Ограничение - определение «набора» ресурсов, позволяющего эффективно решать поставленные задачи, и его дифференцированная «привязка» к реальным возможностям каждого работника.

Стабилизация - содержание набора ресурсов и их пропорции не должно выходить за пределы существующих нормативов и здравого смысла.

Согласование - планируемые и используемые организацией ресурсы должны сочетаться между собой, создавая условия для положительной эммерджентности или синергии.

Полнота - организация должна стремиться к эффективной реализации всего спектра производственных и организационно-управленческих функций независимо от количества постоянных работников.

Функциональные законы организации:

Закон информированности и упорядоченности. Означает, что любая социальная организация способна к выживанию только в том случае, если она обеспечена полной достоверной и упорядоченной информацией. Полнота информации определяется возможностями доступа к ресурсам информационного пространства, в котором действует организация, а также состоянием внешних и внутренних коммуникационных связей. В современных условиях любой организации доступны очень большие объемы информации. Несмотря на разветвленную сеть и высокое быстродействие современных информационных систем, процесс поиска нужной информации требует значительных усилий. Кроме того, в условиях рынка и острой конкурентной борьбы часть информации о деятельности организаций переводится в разряд строго конфиденциальной, становясь при этом недоступной не только для членов других организаций, но и для большинства членов своей организации.

Достоверность информации – необходимое условие использования полученных данных в деятельности предприятия. Источники информации должны быть надежными и не вызывать сомнений. В ряде случаев в информационные базы данных вводится заведомо ложная информация, чтобы дезинформировать конкурентов или подорвать к ним доверие со стороны клиентов. Упорядоченность информации подразумевает структурирование или распределение информации по степени ее важности для решения задач управления организацией. Сложной и ответственной задачей в формировании внутренней информационной системы является сбор и систематизация информации, полученной из различных подразделений организации. Рекомендуется разработать единую систему информационных запросов, которая обеспечила бы своевременную и оперативную передачу информации, накопившейся в подразделениях, в центральную базу данных. Основным потребителем информации является система управления организацией. Однако владение большими объемами информации еще не означает, что она будет эффективно использована в деятельности организации.

В современной перенасыщенной информационной среде любому человеку доступны огромные объемы информации, но далеко не все, что он может узнать, доходит до его сознания, а тем более используется в жизни. Из несметного количества обрушивающейся информации мы стараемся выбрать те сведения, которые нам нужны или могут понадобиться в дальнейшем. Такой же подход справедлив и для организации. Из общего потока система управления воспринимает и отбирает только ту информацию, которая соответствует поставленным целям и может быть использована в процедурах управления. Поэтому вся доступная информация должна быть упорядочена по целевому признаку.

 Закон самосохранения. Теоретической основой для анализа общего состояния организации служит закон самосохранения. Каждая материальная система (организация, коллектив, семья) стремится сохранить себя (выжить) и использует для достижения этого весь свой потенциал (ресурс). Согласно закону самосохранения любая организационная система, равно как и ее отдельный элемент, стремятся сохранить себя как целое.

Самосохранение организации зависит от внешней и внутренней среды, характера ее деятельности, наличия ресурсов, качества управления и т.п. Самосохранение организации обусловлено действием двух противоположных организационных факторов- стабильности и развития: стабильный фактор при его абсолютизации может в конечном счете вызвать бюрократизацию и застой; ускоренное, не обеспеченное достаточными ресурсами развитие может обеспечить только временный успех.

Жизнь, выживание, равновесие, устойчивость -это ключевые понятия для раскрытия содержания закона самосохранения.

Выживание организации -одно из ключевых понятий в современной теории организации и управленческой практике, которое используется для итоговой характеристики процесса жизнедеятельности организации или анализа уровня ее жизнеспособности. Оно рассматривается как один из важных критериев оценки эффективности функционирования организации как социальной системы и противостоит понятию "смертность организации".

Важным аспектом равновесия организации, связанным с выживанием, является устойчивость функционирования системы. Устойчивость может быть по отношению к структуре системы или же к функциям, определяющим ее функционирование. Различают также устойчивость первого рода, когда система может вернуться в исходное положение после выхода из равновесия, и устойчивость второго рода, когда система выходит из состояния равновесия для перехода на новую траекторию (виток) развития. Неустойчивые системы, т.е. системы, которые не могут перейти в новое состояние или вернуться в прежнее состояние после действия негативных факторов, разрушаются. Одним из критериев самосохранения организации как системы является ее умение (способность) адаптироваться к изменениям факторов внешней и внутренней среды.

 Закон развития. Развитие- это необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания. Две формы развития - эволюционное (постепенные количественные и качественные изменения, изменение сознания сочетается с изменением материи) и революционное (скачкообразный неосознанный переход от одного состояния материи к другому, либо скачкообразным изменением сознания без соответствующего изменения базиса). Выделяют также прогрессивное и регрессивное развитие.

Развитие организаций обусловлено следующими факторами: -изменение внешней среды (экономика, политика, этика, культура и др.); - изменение внутренней среды (перемещения работников, переход на новые технологии и др.); -потребности и интересы человека и общества (потребность в самовыражении человека, потребность в прибавочном продукте общества и др.); -старение и износ материальных элементов (оборудования, человека, технологии); -изменение экологии; -технический прогресс; -глобальное состояние мировой цивилизации.

Закон развития: каждая материальная система стремиться достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.

Основные принципы организации. Принцип разделения труда. Разделение и специализация труда – естественный способ произвести больше продукции с лучшими качественными характеристиками, прилагая те же усилия. Посредством специализации сокращается количество объектов, на которые должны быть направлены внимание и усилия работника.

Принцип иерархии. Принцип иерархии отображает соотношения старшинства, имеющиеся в любой сложной технической системе. Принцип иерархии позволяет в зависимости от цели и задач исследования любой реальный объект рассматривать как элемент системы более высокого уровня и как систему по отношению к некоторым элементам более низкого уровня. Так, шарошечное долото является системой по отношению к элементам его конструкции (опора, вооружение и др.) и элементом по отношению к бурильной колонне.

 Принцип формализации. Принцип формализации предусматривает формальное закрепление норм и правил функционирования организации в виде приказов, указаний и распоряжений руководителя, а также в виде положений о конкретных структурных подразделениях и должностных инструкций. Позволяет упорядочить процесс функционирования организации, сделать его более планомерным, рациональным, надежным и предсказуемым.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 253.