Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — несогласие между двумя и более сторонами, когда каждая сторона старается сделать так, чтобы были приняты именно ее взгляды или цели и помешать другой стороне сделать то же самое.
Психологи рассматривают много элементов, составляющих природу возникновения возможности конфликта, но все эти объяснения основаны на том, что все люди различны между собой и по-разному воспринимают ситуацию, в которой оказываются.
Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не понимают и не соглашаются друг с другом по совсем разным поводам. Интересно, что в связи с этим несогласие может возникнуть и когда ситуация действительно конфликтна, и когда она носит достаточно бесконфликтный характер.
Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личность, группа или организация в целом) вызывает расстройство интересов другой стороны.
Менеджер согласно своей роли находится обычно в центре любого конфликта в организации и призван разрешать его всеми доступными ему средствами. Соответственно, управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя. В среднем руководители тратят около 20% своего рабочего времени на разрешение различного рода конфликтов.
Для эффективного управления конфликтом необходимо знать природу конфликтов, причины их возникновения и протекания, возможности их устранения. Существуют различные классификации типов конфликтов.
Существуют четыре основных типа конфликта: • внутриличностный — возникает, когда к человеку предъявляют противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результата его работы, или когда производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями; •межличностный — самый распространенный тип конфликта, вовлекает двух и более индивидов; чаще представляет собой борьбу руководителей за ограниченные ресурсы; •внутригрупповой (между личностью и группой) — возникает, когда личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы; •межгрупповой — конфликт как между формальными, так и неформальными группами организации.
С точки зрения причин конфликтной ситуации выделяют три типа конфликтов (табл. 1).
Таблица 1. Основные типы конфликтов
Причина конфликтной ситуации | Тип конфликта |
Стороны конфликта имеют разные цели, т. е. по разному видят желаемое состояние объекта в будущем | Конфликт целей |
Стороны конфликта расходятся во взглядах, идеях, мыслях по решаемой проблеме | Конфликт познания |
Стороны конфликта имеют различные чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом | Чувственный конфликт |
Разрушительные последствия возникают тогда, когда конфликт находится на очень низком или, наоборот, на очень высоком уровне. Отрицательные свойства небольшого конфликта обусловлены следующим. Когда конфликт мал, чаще всего он остается незамеченным и не находит адекватного разрешения. Различия кажутся очень незначительными, чтобы побудить участников менять общее решение. Однако они остаются и не могут не влиять на эффективность общей работы. Само же совместное решение, не учитывающее всех позиций, менее эффективно с точки зрения его мотивирующего действия.
Конфликт, достигший высокого уровня, сопровождается, как правило, развитием у его участников стресса. Это, в свою очередь, ведет к снижению морали и сплоченности. Разрушаются коммуникационные сети. Решения принимаются в условиях скрытия или искажения информации и не обладают достаточной мотивирующей силой.
Конструктивная сторона ярче проявляется, когда конфликт по уровню достаточен для мотивации людей. Обычно такие конфликты возникают на основе различия в целях, объективно обусловленных характером выполняемой работы. Развитие такого конфликта сопровождается более активным обменом информацией, согласованием различных позиций и желанием понять друг друга.
В ходе обсуждения различий, которые нельзя не учесть, но и нельзя совместить в существующем виде, вырабатывается компромиссное решение, основанное на творческом и инновационном подходе к проблеме. Такое решение приводит к более эффективной работе в организации. Наличие у конфликта позитивных свойств нередко служит причиной того, что такие конфликты искусственно встраиваются в структуру организации, чтобы получить нужный эффект. Так, визирование документов в разных службах и отделах один из таких случаев.
Как уже было сказано, источниками конфликта в организации могут быть дефицит ресурсов, неодинаковый вклад в дело, несбывшиеся ожидания, ортодоксальность управления, недостаток самостоятельности и т. п.
Путями разрешения конфликтов могут быть сила, власть, убеждение, сотрудничество, компромисс, уход от конфликта, согласие сдаваться, привлечение третьей силы, ведение игры и т. п.
На основе анализа уровней организационного взаимодействия выделяют пять уровней конфликтов в организации: внутри личности; между личностями; внутри группы; между группами; внутри организации. Эти уровни тесно связаны между собой.
Управление конфликтной ситуацией
Существует несколько способов управления конфликтной ситуацией, их можно разделить на две категории: структурные и межличностные. Для разрешения организационных конфликтов широко используются так называемые структурные методы управления конфликтом внутри организации. Эти методы связаны с использованием изменений в структуре организации для разрешения конфликтов, уже получивших развитие. Они направлены на снижение интенсивности конфликта.
В выделенную группу методов входят:
—методы, связанные с использованием руководителем своего положения в организации (приказ, распоряжение, директива и т. п.);
—методы, связанные с «разведением» частей организации — участников конфликта («разведение» по ресурсам, целям средствам и т. д.) или снижением их взаимозависимости (большая дифференциация и автономизация подразделений);
—методы, связанные с созданием определенного «задела» в работе взаимозависимых подразделений (запас материалов и комплектующих);
—методы, связанные с введением специального интеграционного механизма для конфликтующих подразделений;
—методы, связанные со слиянием разных подразделений при определении для них общей задачи.
К межличностным методам относят следующие стили разрешения конфликтов:
Уклонение — подразумевает, что человек старается уйти от конфликта; один из способов разрешения конфликта — это не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями, тогда не придется приходить в возбужденное состояние, пусть даже и занимаясь решением проблемы.
Сглаживание — стиль поведения, которое диктуется убеждением не выпускать наружу признаки конфликта, постараться забыть про проблему — основу конфликта, погасить стремление к конфликту у другого человека, убеждать, что все хорошо. Но проблема остается, она живет внутри и накапливается, в конечном итоге произойдет взрыв.
Принуждение — стиль поведения, заставляющий принять свою точку зрения любой ценой; может быть эффективен в ситуациях, где руководитель имеет значительную власть над подчиненными; недостаток — подавление инициативы подчиненных, учитываются не все важные факторы, поскольку представлена одна точка зрения (может вызвать возмущение особенно у более молодого и образованного персонала).
Компромисс — принятие точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени; способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях — это сводит к минимуму недоброжелательность, дает возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обоих сторон. Однако использование компромисса на ранней стадии конфликта может помешать диагнозу проблемы и сократить время поиска альтернатив. Такой компромисс — это согласие во избежании ссоры, удовлетворенность тем, что доступно, а не упорный поиск того, что логично в свете имеющихся фактов.
Решение проблемы — признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с другими точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. В сложных ситуациях, где разнообразие подходов и точная информация являются существенными для принятия здравого решения, появление конфликтующих мнений надо поощрять и управлять ситуацией, используя стиль решения проблемы.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 307.