Основные подходы к определению сущности менеджера
1) Менеджмент как Наука и практика
Наука «Менеджмент» близка к науке «Управление». Под научными основами управления понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления, а точнее, обеспечение практики менеджмента научными рекомендациями.
2) Менеджмент как Процесс принятия управленческого решения
Любая ситуация, возникающая в процессе управления, является задачей для руководителя (т.е. менеджера) и требует от него принятия решений и, в частности, в отношении изменения целей и программы действий.
Управленческие решения принимаются на основе информации, получаемой и обрабатываемой в процессе подготовки решений. Принятое управленческое решение подлежит конкретизации для исполнителей и контролю за выполнением.
3) Менеджмент как Организация
Менеджмент – это организация управления фирмой, осуществляющей любые виды предпринимательской деятельности, направленной на получение прибыли (предпринимательского дохода).
Содержание менеджмента, таким образом, состоит в достижении фирмой определенных результатов в ходе предпринимательской деятельности.
4) Менеджмент как Люди, управляющие организацией
Процесс управления обеспечивается профессионально подготовленными специалистами в области управления. Это определенная категория людей различных направлений (экономического, технического, научного и т.д.). Они способствуют достижению целей организации путем обеспечения условий для производительного и эффективного труда занятых в организации работников.
Отсюда следует, что менеджер должен обладать умением добиваться поставленных результатов путем максимального использования потенциала других людей.
5) Менеджмент как Функция, процесс или вид деятельности
Историческое развитие менеджмента определило его сущность как функцию, отличающуюся от выполнения работ и по содержанию, и по назначению. С зарождением капитализма и индустриализации в Европе менеджмент стал профессиональным видом деятельности, необходимым для направления работников и эффективного решения задач организации.
Основные признаки менеджмента как тип управления
1)менеджмент предпочитает экономическим методам и средствам управления Наиболее яркий это отражается в маркетинге - управлении, в центре внимания которого является потребитель;
2) для достижения целей организации всегда приходится использовать определенное количество ограниченных ресурсов (материальных, финансовых, человеческих, информационных) Менеджмент и является тем механизмом, который обеспечь слышит эффективное их использование;
3)менеджмента присуща определенная об объективность и независимость как от корысти владельцев, так и от авторитарной воли государственных чиновников;
4)для менеджмента характерна гибкая организация управления, которая способна быстро перестраиваться в соответствии с изменяющимся условиям, организация инновационного типа;
5) менеджмента присущ профессионализм управления как одна из главных требований к менеджменту и персоналу Менеджмента надо учиться, осваивая область миждисциплинних знаний;
6)менеджмент выдвигает комплекс требований к личным свойств менеджера От менеджера требуют расширять деятельность и одновременно поддерживать равновесие, превращает управление в командный вид спор рту, где лучшими игроками есть люди с незаурядными способностями.
Реализация основных функций управления
Ключевыми функциями являются:
· Планирование
· Организация
· Мотивация
· Контроль
Планирование – это один из экономических методов управления, выступающий как основное средство использования экономических законов в процессе хозяйствования. Планирование служит для подготовки принятия решений.
Процесс планирования включает в себя четыре этапа:
• выработку общих целей предприятия;
• детализацию и конкретизацию целей;
• определение путей, экономических и иных средств достижения этих целей;
• контроль за достижением целей.
Практическое воплощение планов и программ берет на себя организационная функция. Она реализуется через создание самой организации, формирование ее структуры, распределения работы среди подразделений, сотрудников и координация их деятельности.
Мотивационная функция заключается в определении потребностей людей, выборе наиболее подходящего и действенного в данной ситуации способа их удовлетворения с тем, чтобы обеспечить максимальную заинтересованность работников в процессе достижения целей, стоящих перед организацией.
онтроль призван заблаговременно выявлять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов и тем самым создавать основу для совершенствования работы.
Инфраструктура менеджмента (структура системы менеджмента) - это совокупность научных подходов, принципов и методов, а также целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем.
Понятие инфраструктуры менеджмента представляет собой совокупность множества факторов, составляющих ту общественно-экономическую среду, в которой он формируется.
Здесь можно выделить 3 основных группы факторов:
а) факторы менталитета (ценности, национальные традиции и культура);
б) факторы общественного сознания, т.е. осознание практики зарубежного и отечественного направления (система подготовки менеджеров);
в) факторы уровня научного мышления, методологии, развитие социально-экономических знаний.
Одной из ключевых категорий менеджмента является категория окружающей среды управления. Эта среда представляет собой совокупность субъектов и сил (факторов), активно действующих и влияющих на положение и перспективы фирмы, на эффективность менеджмента. Поэтому основная часть усилий по сбору информации посвящена изучению среды и ее составляющих. Средой прямого воздействия называется совокупность элементов и факторов, оказывающих непосредственное и немедленное влияние на организацию; другие элементы и факторы образуют среду косвенного воздействия.
Принято различать макро- и микросреду. Макросреда включает в себя факторы широкого социального плана и преимущественно косвенного
воздействия: политические, правовые, экономические, демографические, географические, национальные, социокультурные, информационные, научно-технические, технологические факторы и другие ресурсы. Ни один из них не замыкается для субъекта менеджмента на одно или несколько юридических (и тем более физических) лиц, а представляет собой факторы системного, общего действия.
Микросреда представлена отдельными субъектами (конкретными организациями, группами и отдельными лицами), имеющими непосредственное (прямое) отношение к данному субъекту менеджмента и его возможностям.
Российский менеджмент
В настоящее время в России менеджмент, соответствующий мировым стандартам, находится в стадии становления. Его низкая эффективность представляется фактом. Вот почему так актуально стоит проблема подготовки специалистов в области менеджмента, особенно экономистов-менеджеров, в нашей стране
В соответствии с поставленными ранее задачами, из работы можно сделать следующие выводы.
Выявлены основные стадии развития менеджмента в России. Переход к рынку выдвинул задачу формирования российского менеджмента. Его становление зависит, во-первых, от уровня развития товарного производства. Во-вторых, от уровня технического и технологического развития общества. Так, революция в системе управления, произошедшая в 19 - начале 20 века, была вызвана переходом от ремесленного к машинному производству. Изменилась система управления и при переходе к конвейерному производству. Меняется она и с переходом к новейшим автоматизированным и информационным технологиям.
Установлено, что российские компании, как правило, хорошо приспособлены к форс-мажорным ситуациям и умеют сконцентрироваться на достижении определенной цели. Однако российские руководители труднее теряют налаженные неформальные связи и отношения с подчиненными. Это относится как к партнерам по бизнесу, так и к сотрудникам.
Важнейшим фактором, влияющим на специфику менеджмента, является менталитет нации. В настоящее время в выдвигаемых основных концепциях формирования российского менеджмента ментальности придается различное значение.
Специфической чертой российского менеджмента должна стать опора на трудолюбие работника, ориентация на старательность и пунктуальность. Эти заложенные в народе качества, необходимо всячески поощрять. При воспитании данных качеств, в процессе становления национальной системы управления, возможно, осуществить постепенный переход от жестких управленческих решений к гибким решениям.
Большое значение приобретает изучение передового и прогрессивного опыта управления зарубежных стран и использование его при анализе собственных управленческих проблем. Поэтому изучение истории развития теории и практики зарубежного менеджмента крайне актуально.
Следует отметить, что российский менеджмент пока далек от совершенства на всех уровнях: от отдельной фирмы до общества в целом.
Однако годы рыночных реформ заложили позитивные предпосылки формирования рыночных принципов управления и нового поколения менеджеров с новыми взглядами и установками.
Профессиональная деятельность менеджера
В настоящее время обществу нужны менеджеры, которые умеют осознавать, принимать, и определять задачи деятельности на всех этапах ее осуществления, а также владеющие основами управленческой деятельности, осуществляемой в соответствии с принятыми или самостоятельно выработанными установками и задачами. Также менеджер должен осознавать собственную значимость для других людей; ответственно относиться к результатам деятельности; быть способным к выбору верного решения в спорных ситуациях.
Суть процесса подготовки будущих менеджеров к профессиональной деятельности в современной ситуации в период обучения в высшем учебном заведении заключается, прежде всего, в особенностях управленческой деятельности, понимание которой основывается на понятии «общечеловеческая деятельность»
менеджер в современных условиях должен иметь: ·активную позицию личности, начиная от осознанной постановки целей, диалектического оперирования до конструктивной корректировки способов деятельности; ·постоянное стремление и способность инициативно и критически анализировать и прогнозировать результаты деятельности и отношений; ·направленность на реализацию самовоспитания, самообразования, самоанализа, саморазвития, самоопределения, самодетерминации; ·способность вносить самостоятельно коррективы в свою управленческую деятельность, обстоятельства, ей сопутствующие, с учетом поставленной цели; ·независимость от внешней среды, влияний, независимость не в смысле их игнорирования, а в смысле устойчивости взглядов, убеждений, смыслов, мотивов, их коррекции, изменения; ·обладание значимыми процессуальными характеристиками профессиональной деятельности (разносторонность умений, самостоятельность, творческий потенциал); ·высокий уровень развития личности менеджера, которые являются основой для плодотворных межсубъектных отношений, стимулируют стремление к взаимодействию, сотрудничеству, общению.
Концепция эффективности менеджмента
Для обеспечения эффективности менеджмента необходимо учитывать все влияния на ее же факторы. Но это можно сделать только тогда, когда эти факторы систематизированы и выделены основные и определяющие.
Фактор - момент, существенное обстоятельство в каком-то процессе, явлении. Эффективность управления формируется под воздействием ряда факторов, которые можно классифицировать по следующим признакам:
1) по продолжительности влияния;
2) по характеру влияния;
3) по степени формализации;
4) в зависимости от масштаба влияния;
5) по содержанию;
6) по форме влияния;
Критерий эффективности - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего либо; мерило суждения, оценки.
Современная наука выделяет общие, локальные и качественные критерии эффективности управления.
При оценке эффективности управления необходимо комплексное применение всей системы обобщающих и частных показателей. Эффективность управленческой деятельности применительно к субъекту управления может характеризоваться количественными (экономический эффект) и качественными показателями (социальная эффективность), которые мы рассмотрим во втором и третьем вопросе соответственно.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 270.