Введение
Элементы лекционно- семинарской системы.
Ученическая лекция.
Практикумы.
Семинар.
Зачет.
Консультации.
1. В старших классах при изучении географии целесообразна лекционно-семинарско-зачетная форма организации обучения. Она способствует воспитанию у школьников самостоятельности и творческого подхода к добыванию знаний.
Школьные лекции проводятся при введении в курс или большой раздел программы, при изучении тем, которые носят обобщающих характер.
В лекции излагается большой по объему материал, содержащий теоритические положения. Особенности:
-длится не более 30 минут;
-учитель дает план;
-по ходу лекции ставит вопросы классу;
-направляет работу;
- учащиеся анализируют карты, статистические материалы, другие источники знаний.
По ходу лекции школьники делают записи, а в конце формулируют основные положения материала, изложенного в лекции учителя.
Реализовать сложные задачи по развитию личности позволяет лекционно-семинарская система обучения. Эта система имеет ряд существенных преимуществ:
-осознание школьниками процесса обучения;
-возможность активного включения в него;
-планирование своей деятельности, возможность строить учебный процесс на разных уровнях сложности;
-использовать нетрадиционные формы обучения.
Среди элементов лекционно-семинарской системы можно выделить 6 основных: лекции, уроки-практикумы, уроки-диалоги, консультации, семинары и зачеты.
Системы имеет результативность при соблюдении трех главных условий:
1. Четкое планирование учебного процесса (ведение от первого до последнего занятия);
2. Тесная взаимосвязь всех ее элементов;
3. Систематическая отчетность учащихся.
Ученическая лекция
Слушание лекции сложный творческий процесс, к которому учитель последовательно готовит учащихся в младших классах (увеличивая время на рассказ, давая определенные задания). Слушать лекцию значит понимать содержание, запоминать, выделять, представлять услышанное, причем в быстром темпе.
Отличие от вузовской лекции заключается:
1.в мотивации;
2.меньшей продолжительностью (30-35 минут);
3.в использовании богатого иллюстративного материала (карт, диаграмм, графиков, таблиц, видеофильмов);
4.продумана обратная связь.
В 8-9 классах при проведении лекции учитель может предложить такие задания, как следить за объяснением по плану или опорным ключевым словам; вести запись плана по мере изложения материала, т.е. разбивать материал по смысловым блокам, запись против плана привлекаемых источников информации.
Эти задания не требуют соединения в быстром темпе 2-х умений – умение слушать и выделять главное в содержании краткими записями (такая задача перед 10 кл ). Поэтому при подготовке и проведении лекции особое внимание уделяется продумыванию заданий на формирование умения слушать и вести записи с опорой на план, тезисы (1 уровень сложности), заданий на самостоятельное выделение главного в содержании- составление планов, схем, резюме (2 уровень).
Например, 1 уровень сложности:
Темы:1. Видение современного мира глазами географии.
2.Этапы взаимодействия природы и общества.
3. Географический план.
Опора, помогающая слушать лекцию:
1.простой план;
2. план по схеме;
3.тезисы лекции.
Задания учащимся:
1.Записать географические названия, иллюстрирующие содержание, нанести на контурную карту.
2.Записать опорные слова, словосочетания, новые термины. Составить план-вопросы.
3.Раскрыть тезисы.
Например, 2 уровень сложности.
Темы: «Основные черты географии США», «Европа. География промышленности».
Задания: самостоятельно составить план, сформировать краткие выводы.
По дидактическим целям выделяют:
-вводные лекции (мотивация изучения крупного раздела, темы, выделение узловых вопросов, понятий, ознакомление с формами проведения занятий);
-текущие лекции (ознакомление с новой темой, раскрытие ее содержания);
-обобщающие лекции.
По характеру изложения: информационного и проблемного характера.
В кабинете учителя географии можно вывесить памятку «Как обучится умению слушать лекцию»:
1.Запишите тему, цели, характер задания.
2.Ведите краткие записи, так, чтобы сохранить логику.
3.Проведите самопроверку при подведении итогов. Выполните задания.
4.Дома прочитать записи, ввести коррективы.
5.При чтении не отвлекать учителя.
Лекции имеют большое значение в формировании не только глубоких знаний, но и общеучебных умений, слушать, выделять главное, вести короткие записи.
Практикум
Роль уроков важна, так как учащиеся в процессе самостоятельной работы закрепляют знания, полученные на лекциях, изучают новый материал на основе работы с разными источниками информации.
Уроки-практикумы разнообразны по форме: выполнение заданий индивидуально, в группах, сочетание индивидуальной и фронтальной работы; по характеру заданий: работа по плану, по инструктивной карточке, обоснование предложенных тезисов развиваются и эмоциональная сферы, вводятся игровые элементы. Характер заданий разнообразный- от инструктажа до творческого уровня. В отличии от традиционных уроков, где на самостоятельную работу выделяют от 5-15 минут, уроки-практикумы тщательно планируются в течении 40- минут. Необходимо оборудовать рабочее место: атласы, учебники, справочники, статьи, контурные карты, инструктивная карточка. Как было уже сказано, они могут работать парно, мобильными группами. Сложным является – удержать интерес и внимание к выступлениям учащихся. Слушать других внимательно помогут следующие приемы:
1. Двум группам дать параллельно задание (они дополняют, задают вопросы).
2. Требовать кратких записей.
Оценку при индивидуальной и парной работе ставит учитель. При групповой работе коллективно оценивают. Тетради оцениваются при тематическом и итоговом контроле.
Урок-диалог
Урок-диалог строится на неожиданных вопросах. Роль уроков- формируется умение задавать вопросы, развивается диалогическая речь, формируется культура общения, стимулируется мышление, учащиеся овладевают знаниями в новой учебной системе.
Диалог может проходить между учителем и классом, между группой учеников и коллективом, между двумя группами. В учебном году 5-7 занятий.
Темы по изучению отдельных стран ( США, Япония, Индия) или общих вопросов (ресурсы Мирового океана, рекреационные ресурсы) у учащихся есть знание на уровне бытовых или сообщений средств массовой информации.
Если учитель планирует провести урок-диалог с помощью специально отобранной группы, то задание дает не за 2 месяца: группе необходимо ознакомиться с разными источниками, отобрать важные географические данные, составить вопросы, подготовить иллюстрации.
Остальным учащимся учитель предлагает за 1-2 недели подготовить интересующие их вопросы, сам производит отбор, значительная часть вопросов. На уроке можно выделить гр-учета, гр-анализа или взять функцию оценки на себя, делая пометки в процессе урока или поощрять фишками разного цвета (за удачный ответ). Завершается урок коллективным обсуждением итогов.
Правила проведения урока:
1. Задайте вопросы четко и кратко, старайтесь сформировать вопросы в логике изучаемой темы.
2. Умейте выслушать собеседника.
3. Помните – наиболее сложными являются вопросы для объяснения географических явлений и процессов, анализ, их сопоставление.
4. Обликайте вопросы в корректную форму.
5. Решите для себя, какой вопрос и ответ были наиболее интересными и почему.
Урок-семинар
Роль семинаров значительна в обобщении знаний по крупным темам, систематизации знаний, формировании мировоззренческих идей, усвоение более сложных понятий и представлений курса. Подготовка к семинару включает следующие этапы:
1. В начале изучения крупной темы при ознакомлении с ее планированием внимание учащихся обращается на семинарское занятие, а за 2-3 недели учитель дает вопросы и список литературы.
2. Проведение коллективных и индивидуальных консультаций в урочное и внеурочное время.
3. Подготовка 2-3 учащихся, которые помогают в ведении семинара.
4. От первого до последнего урока крупной темы учитель готовит к семинарскому занятию, обращая внимание на узловые вопросы, разные взгляды семинарской функции общеучебные умения – умение самостоятельно работать (составлять план, отбирать информацию, готовить иллюстрационный материал, смотреть документальные выступления, слушать, анализировать, развивается диалогическая речь.
Затруднение составляют вопросы дискуссионного плана, достижение активности большей части и оценка деятельности на семинарских занятиях. В книге дается несколько больше вопросов, чем их можно обсудить в учебное время. Учитель может сам отобрать наиболее важные для закрепления и обобщения темы. Среди вопросов ценны те, что могут вызвать желание выступить (либо спорный, либо всем ясны, вызывающий толкование).
Учитель умело руководит семинаром. Реплики «Допустим вы правы», «очень интересная мысль, не требующая развития».
В школе получили распространение несколько типов семинаров:
-семинары-отчеты (ответы на вопросы, дополнения, выводы);
-семинары-обсуждения;
-диспуты;
Рекомендации:
1. Говорите, а не читайте.
2. Выступление стройте четко и обоснованно.
3. Не говорите долго.
4. Умейте слушать и критически оценивать ответы.
5. В ходе семинара делайте записи.
Урок-зачет
Функции контроля самые разнообразные: обучающие, развивающие и воспитывающие.
В практике известны несколько видов контроля: текущий, тематический, итоговый. Текущий – на лекции и семинаре; тематический контроль позволяет осуществлять семинарские занятия и зачет.
Вопросы на зачет составляются на 2-3 уровне сложности, тем самым дается возможность судить о знаниях, мировоззрении, интуиции учащихся.
Зачет-автомат активно работающим за проверяемый период учитель анализирует все выполненные задания в тетради, контурных картах, просматривает записи, текущие оценки.
Можно предложить дополнительно текстовые задания (1 уровень сложности), проверка номенклатуры.
Число уроков-зачетов 2-3 за учебный год, создается группа актива, определяется число постов проверки знаний, умений, продумывается оформление рабочих мест, составляются вопросы и задания, часть из которых заранее вывешивается в кабинете. Учащиеся приходят с зачетным листом, где выделены посты и графа для отметок, в классном журнале ставят промежуточные + итоговая и только последняя сумма нескольких.
1. Пост проверки усвоения теоретического материала (понятия, представления, взаимосвязи).
2. Пост по проверке номенклатуры (покажите, назовите какой объект под №5).
3. Пост проверки умений анализировать карту.
4. Пост работы со статистическим материалом.
5. Пост проверки работать с материалами средств массовой информации.
6. Пост по проверке тетрадей к/к (2 ученика).
Итоговый контроль-как защита реферата, кроме экзамена. Как форма творчества рефераты рекомендуются при изучении каждой темы. Перед защитой реферата (групповые и индивидуальные консультации) при защите можно предложить лишь некоторые аспекты темы.
Темы рефератов:
«Мировые природные ресурсы и их проблемы»
«Сырьевая проблема как глобальная»
«География внешних миграций»
Лекция 6 Наблюдения и опыты (2 часа)
План
1. Наблюдение в процессе обучения географии
2. Опыты
В методике географии наблюдение понимается как непосредственное восприятие учащимися объектов и процессов в природе и на производстве с целью формирования географических представлений, понятий и практических умений.
Познание окружающей действительности начинается с чувственного восприятия, т.е. с отображения в сознании человека внешних особенностей объекта или явления.
Для научного же познания окружающего мира требуется выработка у учащихся умений наблюдать, но не мыслить, чтобы в сознании возникал «верный снимок объективной действительности».
Умение наблюдать важно для выработки ценных качеств характера.
Учащиеся: Пытливости,
Наблюдательности,
Сознательности,
Умение творчески мыслить.
Упражнения учащихся в наблюдениях полезные и в следующих отношениях.
-они прививают интерес к знаниям по географии,
- приучают их сознательно усваивать географический материал.
Следует систематически развивать у учащихся умения наблюдать на географической площадке, во время экскурсий и походов, на уроках практических занятиях, внешкольных занятиях.
Умение наблюдать - можно выработать у учащихся лишь в результате правильно организованных и систематически в определенной последовательности проводимых упражнений.
Успех организации наблюдений определяется:
1) Четкостью цели наблюдения
2) Подготовкой учащихся к наблюдению
Рассмотрим требования к проведению наблюдений погоды.
Для понимания причин изменений погоды и зависимости между отдельными ее компонентами нужны длительные наблюдения в строго продуманной системе.
Простейшими наблюдениями погоды дети ведут уже в начальной школе в связи с наблюдением сезонных изменений в природе.
В 6 классе наблюдения за погодой продолжаются, ведутся дежурными (2-3) человека, результаты записывают в обще классный календарь погоды.
Перед организацией наблюдений на этом этапе учащимся предлагается вспомнить
1. Как обозначается t ниже 0?
2. Как узнать по стрелкам, в какую сторону дует ветер?
3. Как изображается облачность?
4. Как по значкам узнать характер выпавших осадков?
5. Какие явления называются особыми?
Перед изучением темы «Атмосфера» в наблюдения включаются все учащиеся класса, и программа наблюдений усложняется.
Вводится 3-х разовое наблюдение, позволяющий накопить материал для получения данных со среднесуточной, среднемесячной t,p.f ветра в баллах, видах облаков.
В целях подготовки детей к фронтальным наблюдениям по усложненной программе проводится беседа на основе классных наблюдений за предшествующие месяцы.
Вопросы:
1. В какой день месяца температура воздуха была низкой?
2. Как понижение температуры сказалось на давление воздуха?
3. Как понижение p повлияло на F ветра?
4. В каком направлении в эти дни дули ветра?
5. Какие в эти дни преобладали осадки? Облака?
6. Какие осадки выпадали в эти дни?
7. Почему в один из дней с утра шел мокрый снег, а во второй половине дня выпадение снега прекратилось?
8. Какие в эти дни дули ветра?
Результаты фронтальных наблюдений записываются в индивидуальных дневниках погоды и одновременно дежурные заносят их в общеклассный календарь.
В конце месяца вычерчиваются графики изменения t за месяц, роза ветров, диаграммы количества ясных, облачных и пасмурных дней, а также дней с осадками.
При анализе дневников погоды особое внимание обращается на выяснение связей между элементами погоды.
Например, на основе занятий в дневнике междувыяснение следующей связи.
1. Как изменилась температура воздуха по месяцам?
Правильность ответа сопоставить с изменением среднихt по месяцам. Какой вывод можно сделать?
2. Как изменилось состояние облачности по месяцам?
В каком месяце наблюдалось наибольшее количество ясных дней? В какой месяц наименьшее количество? Вывод можно сделать об изменении облачности по месяцам?
3. Какие выпадали осадки в сентябре? А в ноябре?
Почему в ноябре появились снежинки?
4. Какие ветра преобладали в сентябре? А в ноябре?
5. Как изменилась высота солнца по месяцам?
В каком месяце солнце стояло выше над горизонтом? В каком месяце наиболее низко?
6. Из каких же элементов слагается погода? Назовите элементы погоды? Каков по вашему мнению общий признак, характеризующий погоду?
Какую общую закономерность по месяцам можно проследить в изменении погоды?
Можно организовать фенологические наблюдения за погодой по месяцам.
Наблюдения над погодой по местным признакам.
Признаки ясной погоды:
1. При восходе солнца и заходе Солнца заря золотисто-розовая.
2. Днем от костров и из труб поднимается вверх прямо.
3. Правильный ход изменения силы ветра: с утра- легкий ветерок, к полудню ветер усиливается, к вечеру стихает.
Признаки ненастной погоды:
1. Небо заволакивает пелена облаков, облака низко несутся над земной поверхностью.
2. Ветер к вечеру усиливается.
3. Наблюдения над изменением высоты солнца и сменой времен года.
Школьник должен уяснить основную причину смены времен года.
А- зависимость tвоздуха от h Солнца над горизонтом
В 8:00, 13:00, 20:00 в градусах с помощью вертикального угломера
Рис 1.
Б- влияние высоты Солнца над горизонтом на смену времен года.
Наблюдение над влиянием высоты Солнца на смену времен года следует проводить в течение всего года.
23- сентября
22- декабря
23- марта
22- июня
Какова средняя t воздуха в этот день?
Какова продолжительность дня и ночи?
Насколько правильно день 23 сентября назван днем осеннего равноденствия?
Наблюдение для выработки представлений о различных формах земной поверхности.
1. Ознакомление с нивелиром (обследование холма) подошва, холм (пологий и крутой склон)
2. Выработка представлений об относительной и абсолютной высоте.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 411.