План:
1.Проблемное обучение в психолого-педагогической литературе.
2.Вопросы проблемного обучения в методике географии.
3.Проблемные ситуации в обучении географии.
1. По вопросам проблемного обучения ведутся острые дискуссии. Одни авторы определяют проблемное обучение как новый тип обучения (М.Н.Скаткин, И.Л.Лернер, М.И.Махмутов). Другие как метод обучения (В.И.Окон), относят и к категории принципа (Т.В.Кудрявцев).
Общим для всех исследователей является следующее: основными элементами проблемного обучения дидакты и психологи считают создание проблемных ситуаций и решение проблемы. Психологами доказано, что мышление возникает в проблемной ситуации и направлено на ее разрешение.
М.И.Махмутов проблемную ситуацию понимает как «психическое состояние интеллектуального затруднения», когда ученик не может объяснить факт при помощи имеющихся знаний или выполнить известное действие прежними, знакомыми способами. Но не всякая проблемная ситуация неизбежно побуждает мышление. Мышление не возникает, если у субъекта нет потребности в разрешении проблемной ситуации, а так же отсутствуют исходные знания, необходимые для начала поиска..
В процессе анализа проблемной ситуации определяется элемент, который вызвал затруднение. Таким элементом считается проблема. Проблему можно рассматривать как логическую, психологическую, дидактическую категории. Как дидактическую категорию авторы определяют по- разному:
Однако некоторые психологи, педагоги считают, что не трудность как таковая есть проблема, а то, что в этой трудности должен быть обнаружен источник проблемы. Таким источником является противоречие. Это противоречие, между прежними знаниями ученика и новыми фактами, явлениями, для образования которых прежних знаний недостаточного, нужны новые.
В учебном процессе проблема может быть выражена в форме проблемного вопроса или задания. Характерным признаком проблемного подхода является самостоятельная познавательная деятельность.
Проблемное обучение реализуется с помощью следующих методов: частично-поискового, исследовательского, проблемного изложения.
2.Вопросы проблемного обучения в методике обучения географии
В методике географии вопросами проблемного обучения занимался В.А.Щенев. Он рассматривал некоторые способы решения познавательных вопросов: нахождение причинно-следственных связей, группировка фактов,
сравнение, обобщение и показал пути формирования этих приемов.
Однако понятие познавательный вопрос намного шире, чем понятие проблемный вопрос. Всякий проблемный вопрос является познавательным, но не всякий познавательный вопрос - проблемным. Познавательный вопрос можно считать проблемным, если на его основе учителем на уроке будет создана проблемная ситуация, разрешение которой приведет учащихся к получению новых знаний.
В решении проблемы можно выделить следующие этапы:
1.осознание проблемы, вскрытия противоречия; 2.формирование гипотезы;
3.доказательство гипотезы; 4.общий вывод.
Учащиеся используют приемы учебной деятельности:
-нахождение разрыва связей; -выдвижение гипотезы;
-подтверждение общего положения гипотезы отдельными примерами;
-установление комплекса причинно - следственных связей.
Постепенное овладение этими приемами ведет к формированию умения решать проблемы. Проследим этапы на примере следующей проблемного вопроса: Почему вода в бессточном озере Чад пресная?
1 этап. Осознание проблемы, учащиеся вскрывают противоречие, заложенное в вопросе, для чего находят разрыв в цепочке причинно -следственной связей. Сточные озера – пресные. Бессточные – соленые.
2 этап. Формулировка гипотезы. Отсутствие поверхностного стока должно привести к засолению, но этого не происходит - видимо существует сток.
3 этап. Решение проблемы - доказательство гипотезы. Требуется переформулировка требований задания или вопроса применительно к нашему заданию, это означает ответ на вопрос: Как осуществляется сток в озеро Чад? Учащиеся вспоминают ранее полученные знания. Они знают, что сток бывает постоянный и временный, поверхностный и подземный. Постоянный сток в озере Чад отсутствует, значит, может быть или временный поверхностный или подземный.
Доказательства дополнены учителем. Учитель говорит, что многие ученые предполагают подземный сток в озере Чад, который направлен на северо-восток, где находится впадина Боделе, дно ее ниже уровня озера Чад или на юг в сторону разлома, пересекающего бассейн реки Нигер. Существует так же предположение, что в прошлом впадина Боделе входила в пределы озера, которое имеет большие размеры. Затем рассматривается возможность стока по временным водотокам и во время разливов озера.
4 этап. Заканчивается решением проблемы общим выводом, в котором причинные связи углубляются и раскрываются новые стороны объекта и явления.
3. Проблемные ситуации в географии
В обучении географии используется несколько видов проблемных или творческих заданий:
1. Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи. Так, в начальном курсе физической географии учащиеся усваивают, что количество солнечного тепла зависит от широты: чем широта ниже, тем тепла больше, и наоборот. В следующем курсе при изучении Африки они узнают, что в тропическом поясе летние температуры (+320 С) выше, чем в экваториальном (+24С). Этот факт вступает в противоречие с ранее усвоенной зависимостью и составляет основу для формулирования проблемного вопроса. Почему в тропическом поясе температура июля выше?
2. Задания на установление многозначных причинно - следственных связей, например: «Какие изменения наступают в природе в средней полосе России после рубки леса?» (Назовите не менее 8-9 следствий).
3. Задания, требующие понимания дидактических противоречий, умения оперировать ими. Такие ситуации называются антиномиями или ситуациями противоположных суждений, например: «Используя знания по географии России и других стран, объяснить, какое влияние оказывает большая территория на экономику страны - благоприятствует или затрудняет развитие хозяйства
4. Задания, в основе которых лежит научная гипотеза, например о происхождении вечной мерзлоты, об изменении климатов на Земле и др. Учитель раскрывает гипотезу, просит учащихся высказать свои суждения по ней, обосновать ее научно-практическое значение.
5. Задания-парадоксы (парадокс - это неожиданность, идущая вразрез с привычными представлениями, как научными, так и бытовыми), например: «Реки европейской части России и Сибири разливаются один раз в год. Реки же, пересекающие пустыни, Амударья, Сырдарья, Зеравшан – имеют два паводка в год- весной и летом. Как это можно объяснить?».
Лекции за 6 семестр (36часов)
ЛЕКЦИЯ №1(2часа)
Дата: 2019-05-29, просмотров: 317.