Различия между традиционным и современным уроком
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1)Цели урока.

 В современной дидактике, на которую опирается методика обучения географии, выделяют 4 группы задач:

1. Задача усвоения знаний;

2. Формирования умений;

3. Воспитание творческих способностей;

4. Задачи, связанные с достижениями эмоционального отношения к тем ценностям, которые воплощены в изучаемом материале.

Эти задачи рассматривают как способы, методы и средства достижения целей, стоящих перед темой, разделом, курсом.

Цели традиционного урока связаны с усвоением школьниками знаний и умений, воспитание при этом осуществляется спонтанно по ходу обучения.

Цели современного урока - формирование и развитие личности школьников в опоре на использование в их компонентов образования. Они направлены на развитие мотивов учения, мышления и способностей школьников, на развитие восприятия, памяти, речи, воображения.

 При постановке целей конкретного урока необходимо ответить на три вопроса:

1. Что должно быть усвоено?

2. Какие особенности личности они обеспечивают, развивают?

3. На какие ценности должно быть ориентировано содержание?

Цели урока-это система ценностей, которое надо сформировать у учащихся, стремится воспитать такие качества, как:

-социальная активность;

-умение осмыслить события, окружающую действительность, принимать самостоятельные решения.

2)Второй показатель различия - в изменении роли и функций учителя на уроке.

 На традиционном уроке основная функция учителя - передача учебной информации и создание условий для ее усвоения (активен лишь учитель: объясняет, ведет беседу, демонстрирует наглядные средства обучения, а школьники выполняют его указания).

 На современном уроке учитель выступает организатором учебной деятельности школьников, помогает им определять цель деятельности, пути ее достижения, способы учебной работы, дает задания, консультирует.

 Главное на таком уроке - самостоятельная познавательная деятельность, решение учебных задач, учебных проблем.

 Итак, основа обучения на современном уроке – самостоятельная деятельность школьников.

3)Третий признак – изменение отношений между учителем и учащимися, атмосфера сотрудничества.

 На традиционном уроке – авторитарный стиль общения. Современный урок характеризуется сотрудничеством учителя и школьников в выборе различных форм проведения урока, теоретических и практических видов деятельности, оценки результатов учебного труда.

 Совместная деятельность учителя и учащихся на уроке побуждает к активному усвоению знаний, к овладению умениями, воспитывает творческие способности, вызывает яркое эмоциональное отношение к ним ценностями, которые воплощены в изучаемом материале.

 Сотрудничество может быть выражено в передаче некоторых функций учащимся; например, при проверке знаний и умений, планировании изучения отдельных тем, консультировании товарищей.

 4)Современный урок при творческом подходе к его построению не может быть стандартным, всегда одинаковым по структуре.

 Ведь у традиционного урока наблюдается четкое распределение времени и последовательности таких структурных элементов, как проверка знаний и умений, изучение нового материала, закрепление, домашнее задание. Такой комбинированный урок утомляет учащихся, снижает их познавательную активность. Самое продуктивное время тратится на проверку результатов обучения. На изучение нового материала остается мало времени, что не позволяет осуществлять полный цикл познавательных действий:

-восприятие;

-осмысление;

-запоминание;

-упражнение;

-последующее повторение и усвоение.

 Поэтому у современного урока иная логика построения процесса обучения, происходит слияние его отдельных этапов.

 Главное на уроке- применение знаний и умений в процессе решения учебных задач, построенных на новом материале.

 В ходе их решения осуществляется проверка ранее усвоенного , осмысление и запоминание нового. Основная обучающая часть урока приходится на его начало, на самую продуктивную.

5)Традиционный урок – урок одиночка, он не связан с другими формами организации обучения и с уроками по другим дисциплинам.

Современный урок носит межпредметный характер, он тесно связан с экскурсиями, проводится в не стен класса (на экологической тропе, в микрозаповеднике, в библиотеке). Он не может быть в рамках 2-3х предметов (биология, химия, география).

6)На традиционном уроке почти отсутствует общение учащихся в процессе учебной работы.

 Современный урок направлен на формирование личности школьника в условиях коллективной учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей школьников.

 Оставаясь основной формой организации учебного процесса урок изменяется. Главной целью урока становится не передача знаний от учителя к учащимся, а приобщение школьников к систематической самостоятельной работе творческого характера.

 Существенными признаками урока географии служат:

-тесная связь с событиями современности;

-реализация краеведческого принципа обучения;

-экологическая направленность.

 Необходимо уделять внимание развитию познавательной деятельности, формированию способностей, обучению самостоятельным действиям, постановке познавательных задач, решению учебных задач, развитию речевой деятельности, ведению дискуссий .

 Показателями качества не может быть эрудиция и метод мастерства учителя. Главный показатель – организация деятельности учащихся.

7)Планирование урока.

 Планирование учебной работы включает составление тематического и поурочного планов.

 Тематический план предполагает выявление системы уроков по теме взаимосвязанных по содержанию, методам обучения, характеру познавательной деятельности.

 Конспекты уроков в форме занятие.

             Деятельность                                           Деятельность

                  учителя                                                      учащихся

 Такая форма позволяет четко определять ход урока, выделять смысловые единицы учебного материала, срочные для каждого из них познавательные задачи, обеспечить контроль за характером усвоения материала.

8)Подготовка учителя к уроку.

1. Определение целей урока – цель – запланированный конечный результат.

Цели определяются на основе изучения темы приемы и учебник оказывают большое влияние на разработку содержания, методы обучения и всего хода урока.

 Выделим требования к целям урока:

1) Цели урока должны отвечать на вопросы: Какие знания будут усвоены? Какие умения будут сформированы? Каков вклад урока в воспитание учащихся?

2) Цели должны быть сформированы конкретно, с ним, чтобы можно было учесть, насколько они реализованы на уроке, т.е. в них должны быть зафиксированы какие знания и умения будут сформированы, в чем воспитательная функция урока (формирование мировоззренческих идей).

3) В целях полезно указать, начинается ли на уроке формирование тех или иных знаний и умений или намечается из развитие, систематизация, совершенствование (образовательные, воспитательные, развивающие).

8)Определение содержания урока.

Учитель использует программу, где указано к каждому разделу, что должны знать и уметь, а так же материал учебников, который разбит по темам.

 Прежде всего выделяют основное научное и мировоззренческое содержание курса.

 Следует четко дифференцировать материал на основной, подлежащий обязательному усвоению, вспомогательный, который дается в ознакомительном плане с целью конкретизации существенных признаков понятий; формирования представлений, и материал, отбираемый учителем в воспитательных целях.

 Учителю следует определить какой материал дать, а какой на самостоятельное обучение. Отобрав учебный материал к уроку, учитель продумывает логику его изложения.

9)Отбор методов и средств обучения.

- Зависит от целей и содержания учебного материала урока, подготовленности учащихся, организованности, дисциплины, возрастных особенностей. Учитывается опыт учителя, т.е. владение тем или иным методом, наличие материальной базы (кабинет, учебные пособия, дидактический материал к уроку).

- Необходимо решить, какой учебный материал урока будет дан учащимся в готовом виде, в изложении учителя, а какие вопросы будут изучены самостоятельно.

- Если при первичном ознакомлении с теоретическими знаниями у школьников отсутствуют необходимые опорные знания и умения, целесообразно использовать различные приемы объяснительно- иллюстративного метода (н-р, рассказ, объяснение; объяснительное чтение текста) или метод проблемного изложения.

 Деятельность учащихся в этом случае носит воспроизводящий характер (подбор цифрового материала из таблиц, сведений из карт, текста и иллюстраций учебника, подтверждающих теоретические положения, высказанные учителем).

 Если у учащихся есть определенный запас теоретических знаний и умений из предшествующих тем и курсов географии, на первое место выдвигается

Репродуктивный и частично – поисковый методы: самостоятельная работа на уровне применения учащимися знаний и умений в сходной ситуации, т.е. по образцу.

 Если учебный материал не использовать в формировании творческого или проблемного задания, соответствующего по своей трудности, возможности учащихся можно применить исследовательский метод.

 При определении методов учитываем возрастные особенности школьников: в 6 классе неустойчивое внимание, быстрая утомляемость (используются игровые моменты, переключение с его вида деятельности на другую; прием – путешествие, соревнование звеньев); в 10 классе используют лекцию (как прием объяснительно-иллюстративного метода).

 Методы должны быть отобраны с учетом планирования всей темы.

10)Отбор средств.

 Отбор средств в приеме перечень пособий (экранных, наглядных) продумать, на каком этапе они будут использованы.

 Особенно важно предусмотреть вопросы и задания, позволяющие учащимся самостоятельно извлекать знания из различных средств обучения в целях формирования понятий, представлений, выявление причинно-следственных связей, развитие умений работать с данным источником географических знаний. Вопросы: В составе каких методов обучение планируется использовать наглядные пособия? Какая познавательная деятельность – репродуктивная или творческая будет организована на основе этих пособий?

 

ЛЕКЦИЯ №2 Типология уроков географии(2 часа)

План:

Введение

Типология уроков географии.

2. Формы организации учебной деятельности на уроках географии.

Типология уроков географии.

В дидактике типы уроков классифицируются по разным признакам, исходя из целей, методов обучения, форм организации учебной деятельности; по характеру познавательной деятельности выделяют проблемные и не проблемные уроки.

 Типологию уроков по основным дидактическим целям целесообразно представить, опираясь на основные элементы урока:

1. Проверка опорных знаний и умений;

2. Изучение нового материала;

3. Закрепление и обобщение;

4. Задания на дом.

Сочетание этих элементов позволяет выделить следующие типы уроков по дидактическим целям:

-вводные уроки;

-уроки изучения нового материала;

-комбинированные уроки;

-уроки формирования умений;

-уроки проверки, контроля и коррекции знаний;

-уроки повторения изученного материала;

-обобщающие уроки.

 По характеру познавательной деятельности учащихся различают проблемные и не проблемные уроки. Уроки целесообразно проводить в форме проблемной лекции или учебной игры – проблемы.

1.Комбинированный урок.

 Комбинированный урок получил наибольшее распространение в практике работы школы, он имеет несколько дидактических целей и включает все структурные элементы.

 Каждый из элементов комбинированного урока требует определенных методов и форм организации деятельности учащихся. Однако установленная схема урока не всегда позволяет удерживать познавательный интерес школьников и приводит к снижению эффективности обучения.

 Необходимо менять структурные элементы урока, начинать с воспроизведения опорных знаний, что предшествует изучению нового материала, а проверку домашнего задания можно растворить в изучении нового материала или отнести на заключительную часть урока.

 Закрепление на таком уроке целесообразно проводить по ходу изучения нового материала. Урок состоит из отдельных логических частей, каждую из которых следует анализировать.

 Домашнее задание может быть дано на разных этапах урока, важно проинструктировать как его выполнять; какие знания, умения, опыт творческой деятельности необходимо приобрести и хорошо усвоить.

 Таким образом, структура урока – это производно целей и содержания, поэтому она подвижна. Уделяется время на изучение нового материала, применений самостоятельной работы.

2.Урок изучения нового материала.

 Такой урок посвящается изучению нового, большого по объему, сложного материала.

На уроке применяют комплекс методов обучения, активны и учитель и учащиеся (решают несколько познавательных задач).

Структура урока:

1. Постановка целей урока;

2. Организация познавательной деятельности по ходу обобщения нового материала;

3. Обобщение и закрепление по частям – логическим разделам;

4. Домашнее задание.

Уроки применяют при рассмотрении важного географического материала (строение атмосферы, рельеф Африки; общая характеристика машиностроения, экономическое районирование).

3.Вводные уроки.

Вводные уроки проводятся в начале учебного года, при изучении нового материала, в начале изучения большого раздела (региональный обзор материков и России).

 Цель вводных уроков – создание у школьников психологических установок на учебную работу, пробуждению интереса к географическим знаниям, раскрытие практической роли, знаний. Вводный урок можно отнести к урокам изучения нового материала.

4.Уроки формирования (совершенствования) умений.

 Уроки направлены на формирование специфических для географии умений и навыков, которые тесно связаны с теоретическими знаниями, их закрепление и применение.

 Формой учебной деятельности школьников является практические работы. Это обучающие и тренировочные практических работы.

 Большие по объему и сложные по содержанию работы выполняются на специальных уроках – обработка результатов наблюдений за погодой, составление сравнительных характеристик территорий.

 Эти уроки содержат следующие структурные элементы:

1. Постановка образовательно-воспитательных задач;

2. Ознакомление школьников с учебными средствами, для выполнения практических заданий;

3. Инструкция по овладению приемами учебной работы и оформлению результатов;

4. Подведение итогов и задание на дом.

Результат урока зависит от степени овладения школьниками приемами учебной работы: сравнивать, сопоставлять, делать выводы, работать с картами различного содержания, делать расчеты , анализировать статистические показатели, составлять описание и характеристики по плану, устанавливать зависимости, специализацию хозяйства той или иной территории.

5.Уроки проверки и учета знаний.

 Уроки проводятся в заключении серии уроков по темам, это могут быть уроки – зачеты.

Структура:

1. Постановка задач урока;

2. Разъяснение форм и методов проверки и учета знаний;

3. Требований к ответу, норма оценки;

4. Правил работы с источниками информации, с которыми разрешается пользоваться;

5. Постановка задания;

6. Проверка итогов выполнения (в учебниках специальные задания).

6.Уроки повторения.

Такие уроки проводятся редко, т.к. систематическое текущее повторение материала имеет место на каждом уроке. Эти уроки важны для закрепления знаний и умений по большим разделам и темам с целью установления логической связи между разделами по усмотрению учителя.

7.Уроки обобщающего повторения.

Обобщение сопровождается повторением.

 Уроки эти важны для осознания ведущих целей школьной географии, систематизации знаний, формировании взглядов, убеждений.

 Основная черта – приобретение школьниками новых знаний на базе систематизации, обобщения, переосмысления.

 Основная цель этих уроков – в опоре на имеющиеся знания о фактах, связях выявить общие признаки, принципы, закономерности географических явлений. На таких уроках используется большое количество средств обучения: карты, схемы, таблицы, учебные картины и специально созданные с целью обобщения знаний экранные пособия.

 Цель – систематизировать, углубить знания, не только закрепляют полученные знания, но и приобретают новые. Учителю необходимо определить содержание (причинно-следственные связи, географические процессы, отработки умений устанавливать связи).

 Используют фронтальную и эвристическую беседу. Фронтальные письменные работы, работа с контрольными, индивидуальные опросы, игровые приемы обучения (географическое лото, урок – путешествие).

Дата: 2019-05-29, просмотров: 279.