Экскурсия на промышленное предприятие или с/х
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Значение экскурсий

Учебные экскурсии необходимое звено учебного процесса и эффективное средство овладения прочными и глубокими знаниями, умениями и навыками.

Экскурсии вносят вклад в формирование мировоззрения.

Во время экскурсий на местности школьники в естественной природной обстановке наблюдают географическую действительность связи отдельных природных компонентов. При этом формируются правильные представления об объектах, явлениях и процессах, которые служат основой формирования понятий.

Работа учащимися неразрывно связана с развитием мышления.

Одна из основных форм мышления – обобщение. В единстве с обобщением происходит и процесс конкретизации, в котором большое значение занимает установление причинно-следственных связей.

Причинно-следственные связи между отдельными компонентами природы и ПК в целом, между природой и хозяйственной деятельностью человека.

Развитие мышления происходит в тесной связи с развитием речи, слово и речь повышает качество восприятия и наблюдение учащихся.

Во время экскурсий создаются условия для работ исследовательского характера (развивает творческую инициативу, воспитывает бережное отношение к природе, рождается чувство прекрасного).

Во время экскурсии школьники приобретают умения: наблюдать явления природы, ориентироваться на местности, работать с топографическим планом, коллекционировать, оформить материалы наблюдений.

Особенности изучения ПК

На экскурсии необходимо показать взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов ПК,  как проявление целостности на развитие.

Рассмотрим закономерности, свойственные ПК, с какими знакомятся учащиеся во время экскурсий в природу.

Взаимосвязь и взаимообусловленность-это 2 различных явления, всегда сопутствующие друг другу.

Под взаимосвязью К.П. понимается непрерывное их взаимодействие (взаимопроникновение), например: связь между геологическим строением и рельефом, слагающими горными породами и почвой, рельефом и распределением тепла и влаги.

Примером взаимообусловленности могут служить любые 2 компонента. Протекая по поверхности земли, вода обогащается солями, содержащимися в почве, а в это же время на земной поверхности появляются эрозионные формы рельефа.

Рельеф как основной перераспределитель тепла влияет на характер растительности. На склонах южной экспозиции, видовой состав растений иной, чем на северной.

Изменение характера поверхности (выравнивание- приводит к изменению растительности).

Суточные ритмы и годовые - одна из закономерностей ПК порождаются суточными и годовыми ритмами поступление солнечного света и тепла на поверхность Земли.

Благодаря ритмичности в поступлении солнечного света и тепла на поверхность Земли в природе наблюдаются ритмы в развитии зависящих от них процессов.

Основные процессы могут быть отнесены к четырем группам:

1 группа- климатические процессы (t,p,h,ос);

2 группа- биологические процессы, происходящие в живой природе;

3 группа-гидрологические процессы (изменение уровня и расхода воды в реках, в других водоемах, подземных водах);

4 группа- геоморфологические процессы (эрозии русловая и склоновая, аккумуляция, оползни, суффозия, карст, нивация, солифлюкция).

Для всех грунтовых процессов характерен сезонный ритм, взаимосвязанность и взаимообусловленность.

Изменение солнечной радиации ведет влечение за собой изменение всех минералогических элементов.

Климатические процессы накладывают на сезонность развитие всех природных процессов живой и неживой природы. Периодичность в жизни живых организмов обуславливается тем, что животные и растения обладают способностью ориентироваться во времени (продолжительность светлой части суток).

С годовыми метеорологическими изменениями связаны гидрологические и геоморфологические процессы (замерзание и вскрытие рек), наступление половодья, меженей, величина твердого стока, колебание запасов грунтовых вод.

Ритмичность наблюдается в степени и характере проявления большинства геоморфологических процессов (например, почвенная эрозия, в весенне-осеннее время).

Процессы солифлюкции и образование нивальных форм в весеннее время.

Ход эрозионных процессов связан с ходом промерзания почвы. Ритмичность не является замкнутой. Выносится и накапливается определенное количество минеральных и органических веществ, усиливается эрозионная расчлененность, возникают аккумулятивные формы.

Ритмичность позволяет раскрыть динамику природных процессов.

Познать динамические процессы можно путем наблюдения сезонных изменений во время экскурсий предусмотренных программой и проводимых в одном и том же месте в течении всех лет обучения физической географии 6-8 класса.

Рассмотрим, как во время экскурсий, предусмотренных программой, осуществляется ознакомление учащимися с ПК, с взаимосвязями и взаимообусловленностью его компонентов, с динамикой развития природы.

Требования:

1. Для экскурсий следует выбрать район расположенный вблизи школы и знакомый учащимся.

2. Район разнообразный в физико-географическом отношении и нетипичный для природной зоны.

3. Доступный для изучения пересеченный рельеф, обнажение горных пород (карьер).

4. Разнообразный почвенно-растительный покров.

Экскурсии в 6-м классе

VI класс / 2 экскурсии 1-весенняя,

                                  2-осенняя.

На осенней экскурсии изучаются общие компоненты ПК: формы поверхности, горные породы, один из водоемов, знакомство с процессами, изменяющими рельеф.

Весенняя экскурсия предусматривает ознакомление с ПК (разнообразными).

В VI классе – изучение компонентов природы желательно проводить в рамках 3-4 ПК (границы по линии распространения одинаковой растительности).

При выполнении практических работ на осенней экскурсии может быть предложены вопросы и задания:

1. Какие формы поверхности распространены в районе экскурсий?

2. Из каких пород состоят холмы, склоны долин, равнинные участки?

3. Как влияют горные породы на формы рельефа?

4. Как используются в хозяйстве земли и воды местности?

Учащиеся ведут наблюдения за процессами, изменениями рельефа (измеряют глубину оврага, длину оврага, устанавливают репер в его верховье) для повторного изменения.

Выполнение задания учащиеся выясняют парные взаимосвязи:

а) между подстилающимися породами и формами рельефа;

б) между слагающими породами и глубиной залегания подземных вод.

Взаимосвязь между рельефом и подстилающими породами легко проследить на характере склона (очень крупные образуют известняки, достаточно крутые – пески, пологие – глины, суглинки, морена).

Высота зеркала грунтовых вод зависит от глубины залегания первого от поверхности водоносного горизонта.

На весенней экскурсии для описания одного из ПК следует выбрать самый простой ПК (ранга фация), в пределах которого проводились работы осенью.

Учитель может показать учащимся, что все компоненты ПК делятся на 2 части:

1) геолого-геоморфологическая (неживая природа);

2) живая природа.

Выясняются взаимосвязи между рельефом, степенью увлажнения и нагревания, между слагающими породами, почвами, растительностью.

Содержание экскурсий в 6 классе позволяет подвести учащихся к основному выводу, что при взаимодействии живой и не живой природы приоритет принадлежит последней (геолого-геоморфологический фактор).

Рельеф преобразовывает климат и микроклимат, определяет условия и характер увлажнения, затем формируется сообщества растений.

Экскурсии в 7-м классе

В 7 классе проводят одну весеннюю на тему «Комплексное описание природы на участках с различными условиями увлажнения и освещения».

В ходе экскурсий закрепляются знания о взаимосвязях компонентов природы и о «ПК».

Учащиеся выполняют следующие работы:

- описание почвенного разреза в местах с различной растительностью (на водоразделе, в лесу, на пойменном лугу, на склонах долины, холма);

- заложение ботанических площадей и описание растительности в местах описания почв;

- наблюдение за развитием растительности в зависимости от условия произрастания;

- выяснение хозяйственно использованных земель и влияние человека на природу.

 Учащиеся выявляют следующие взаимосвязи:

- между геологическим строением, рельефом, степенью увлажнения и нагреванием поверхности и растительностью;

- между слагающимися породами, почвами и растительностью.

Учащиеся подводятся к пониманию, что растительность развивается в определенных климатических условиях, влияет на характер почв. Почвы оказывают влияние на растительность и весь ПК.

( Например, коренной берег хорошо дренирует, покрыт местной растительностью), в  пойменных участках долины с повышенной увлажненностью – влажнотравье, в участках стариц - идет процесс заболачивания – водная растительность).

Таким образом, проведение экскурсии в 7 классе расширяет знание учащихся о ПК (в пределах определенного участка территории – старица, при террасовые понижения, днище, склона, занятого одинаковой растительностью, сохраняется одинаковый состав горных пород, характер рельефа, условия увлажнения, одинаковая почва – это ПТК + влияние хозяйственной деятельности человека.

Экскурсии в 8-м классе

В 8 классе проводится весенняя экскурсия по теме « выявление ПТК своей местности и мер по их рациональному использованию и охране».

Завершающая экскурсия в формировании у учащихся д/м взгляда на природу.

Экскурсия начинается с осмотра открытой местности и определение точки своего стояния на карте-схеме. Сообщает цели. Маршрут каждой бригады должен проходить по определенному азимуту через все ПТК которые предусматривает изучить, например, пойму, старицу, террасы реки, склон водораздела, длину и склон оврага или балки.

(От рельефа зависит перераспределение тепла и влага).

Описание ПК проводят по плану:

1) географическое положение с указанием азимута и расстояний;

2) рельеф (форма-водораздел, речная долина,) и элементы рельефа (склон, вершина, крутизна, экспозиция склона, наличие микроформ-почек, борозд, эрозионного размыва);

3) горные породы, слагающие местность (почвенный разрез до 2 см);

4) почвы (строение, мощность, их состав, степень увлажнения);

5) растительность (описание участка 10*10) название растительной группировки. Для лугов – наличие злаков, бобовых, разнотравья, сорняков.

Для леса – процент соотношения хвойно-лиственных подлесок, неравный .

6) название ПК и ход исследования.

 Изучаются взаимосвязи:

- между слагающимися горными породами, формами рельефа, почвами.

- между характером поверхности и степенью увлажнения и нагревания

- между подстилающими породами, почвами и растительностью.

Определяют глубину промоин, рытвин, глубину оврага, описывают растительность.

Выполнив описание в 2-3 точках, учащиеся устанавливают, что различные участки земной поверхности в зависимости от положения в рельефе, экспозиция и крутизна и форма склона, методологического состава пород отличаются тепловым режимом, глубиной залегания подземных вод и почвенно-растительным покровом, то есть главной причиной образования элементарного ПК (фации) является изменение литогенной Основы.

Типичные ТПК повторяются и составляют часть определенной мезоформы рельефа- балки, ручья, оврага, склона долины, маренного склона. Таким образом, элементарный ПТК составляет часть более крупного.

 6.Экскурсии в 9-м классе.

Во время экскурсии на промышленное предприятие учащиеся знакомятся с производством, процессом в данной отрасли, с организацией и путями эффективности производства.

Школьники получают представление об основных формах организации производства (специализация, комбинирование, кооперирование, концепция). Элементы хозяйственной деятельности рассматривается в неразрывной взаимосвязи.

На примере местного предприятия выясняются факторы развития и размещения данного предприятия, что способствует изучению понятия ТПК.

Изучение этих вопросов способствует идеи комплексности, ??? организации хозяйства.

Комплексность-проявление закона динамики о взаимосвязи объектов и явлений.

Требования:

1. Знания о промышленном предприятии должны служить основой для формирования понятий об отраслях промышленности

2. Предприятие должно относиться к одной из отраслей специализации экономического района, а технологический процесс производства доступен восприятию учащихся.

Для разработки экскурсий на промышленное предприятие, учитель должен предварительно ознакомиться с ним, определить маршрут прохождения. ( изучить основные и подсобные цеха, склады сырья, полуфабрикатов и готовой продукции).

Подготовка учащимися к экскурсии на промышленное предприятие предполагает разбивку класса на группы (бригады) и выделение бригадира. Количество групп должно составлять количеству цехов или отделов, с какими познакомятся учащиеся.

Сообщается цель, порядок проведения, правила ТБ (тех безопасности), каждой группе дается задание – собрать сведения об одном цехе и образцы готовой продукции.

Сбор сведений по плану:

1. Название цеха.

2. Стадии тех. Процесса.

3. виды сырья и топлива.

4. вспомогательные материалы.

5. откуда поступает.

6. Виды производственной продукции.

7. Где ?

8. Вспомогательные цехи, обслуживающие, основной.

9. Специализация рабочих.

10. Содержание труда всех специалистов в цехе.

Экскурсия начинается с вводной беседы на предприятии. Учащиеся знакомятся со структурой предприятия с особенностями организации производства, внимание проф-ориентации.

В ходе экскурсии учащиеся проходят по цехам, изучают по плану задания.

Общие вопросы:

- когда и почему возникло предприятие?

- какое значение имеют природные условия и ресурсы?

- куда сбывают предприятия готовую продукцию?

Связи с другими предприятиями.

Учащиеся заполняют «Паспорт специальности».

На машиностроительном предприятии учащиеся узнают, что основная профессия- металлист; в машинном цехе- литейщик, формовщик; в кузнечно-прессовом – кузнец,. Штамповщик; в механическом- токарь, фрезеровщик, сверлильщик, шлифовальщик.; в сборочном – слесарь, сборщик, наладчик.

В заключении подводят итог, вывод о путях повышении эффективности производства, подчеркивают особенности производства, влияющие на географическое размещение данной отрасти и называют меры, предупреждающие отрицательное воздействие предприятия на окружающую среду. Изучают графики, диаграммы, цифровые показания.

Таким образом, содержание экскурсий по физической географии способствует формированию у учащихся д/м взглядов на географическую среду, осознанию естественно научной картины мира, пониманию закономерностей развития общественного производства.

Все эти аспекты составляют важное звено в общей системе формирования д/м подрастающего поколения.

Литература:

Методика обучения географии в школе: учебное пособие для студентов географических специальностей, высших педагогических учебных заведений и учителей географии. Л.М. Панчишникова, И.В.Душина, В.П.Дронов и др.; под редакцией Л.М. Панчешниковой – М.: Просвещение; учебная литература, 1997.- 320 с.

Чернихова Е.П. Учебные экскурсии по географии.-М.: Просвещение,1980.

 

ЛЕКЦИЯ №8 (4 часа)

Методика работы с географической картой в обучении географии. Карта источник знаний и средство наглядности. Содержание географических знаний. Формирование умений работы с картой.

ПЛАН:

Введение

1. Классификация учебных карт.

2. Содержание картографических знаний в школьной географии.

3. Формирование умений работы с картами.

Введение

Среди средств обучения географии ведущее место принадлежит географической карте. Карта позволяет ориентироваться в пространстве, извлекать разнообразную информацию. В школьной географии существуют только учебные карты, к которым предъявляются определенные требования: информация изображаемого материала, обозримость, наглядность, по видовым свойствам карта: объект изучения, как источник знаний, как средство наглядности.

 Школьные карты делятся в соответствии с учебными целями по способам их применения на настольные и настенные.

Карты классифицируются по территориальному охвату (мировые, океанов и морей, материков, государств, областей, районов); по специализации (общегеографические и специальные).

 Общегеографические делятся на крупномасштабные 1:200000, среднемасштабные 1:200000-1:1000000 и мелкомасштабные 1:1000000 и мельче.

 Специальные делятся на карты природных явлений (физико-географическая) и карты общественных явлений (социально-экономическая).

Специальные так же делятся на общие и частные (отраслей).

Общегеографические:

-карта полушарий

-политическая карта мира и отдельных материков

-физические карты мира и отдельных материков и их частей

-карта России

Специальные:

-климатическая

-карта природных зон

-карта растительности

-карта почв

-карта сельского хозяйства

-карта населения

-карта машиностроения

-карта транспорта

 В преподавании используются типы картографических произведений:

-географические глобусы

-профили

-рельефные карты (объемное изображение)

-блок-диаграммы (особенности и внутреннее строение)

 Необходимо выделить 1.знание об особенностях карт (карта как объект изучения); 2.знание географического содержание, заложенные в карте, т.е. карта как источник знаний и как средство наглядности.

 Знания об особенностях карты включает знания геодезической основы, знания математической основы (проекции, масштаб, картографические искажения).

Обучаемость школьников в работе с картой определяется тремя позициями: понимать, читать, знать карту.

 Понимать карту, значит усвоить главные свойства карты (знакомство с языком карты, пониманием сущности и свойств г/к, закладывается умение пользоваться картой.

 Читать карту, значит распознавать географическую действительность по ее изображению на карте.

 Простое чтение предполагает грамотное прочтение условных знаков карты. Сложное чтение-установление связей между отображенными на карте явлениями, обобщение сведений, полученных из карты.

 Знать карту-понимать, представлять по памяти расположение, относительные размеры и форму объектов. Хорошему знанию карты должно предшествовать ее понимание, а затем многократное упражнение в чтение карт.

Требования к учащимся в знание карты и умение ее читать.

1. Знание программной географической номенклатуры.

2. Знание условных знаков карты и понимание е построения.

 Обучению чтению карты слагается из двух последовательных стадий:

1)школьники учатся давать описание объектов и территорий на основе сочетания условных обозначений и надписей.

2)учащиеся учатся использовать карту, и вскрывать взаимосвязи и зависимости, и какие признаки, которые на карте непосредственно не показаны.

 Например, в отношении пустыни Каракумы на первой стадии учащиеся должны уметь на основе физической карты охарактеризовать рельеф и отметить слабую гидрографическую сеть. На второй стадии они должны уметь сделать логические умозаключения, например, о свойстве озер (соленые, бессточные), о климате (жаркий, сухой), о характере заселения (низкая, размещение вдоль больших рек) и т.д.

 Умение читать карты включает в свой состав: умение читать условные знаки, умение пользоваться картами любой проекции и любого масштаба, различного содержания, умение элементарно разобраться в картографической сетке карты, в масштабе, контурах, надписях, уметь определять географические координаты, расстояния, направления, размеры, формы и положение географических объектов, умение устанавливать взаимосвязи географических объектов.

Подведение учащихся к пониманию карты.

 Карта дает математически точные данные о картографируемых объектах. Чтобы учащиеся правильно поняли построение карты и отражение его действительности, их надо подводить к изображению местности на карте постепенно.

 Наиболее правильный путь подведения учащихся к пониманию построения карты- это последовательный переход от ориентирования на окружающей школу местности к построению плана, а от плана к карте.

Учащиеся должны быть подготовлены к пониманию плана. Для этого им необходимо последовательно усвоить:

-ориентирование на местности;

-изображение направлений на чертеже;

-измерение расстояние на местности и их изображение в масштабе на чертеже.

 Ознакомление учащихся непосредственно с планом проходит три этапа:

1)сначала выполнение чертежа небольшой площади (класс, школа);

2)глазомерная съемка плана более значительного участка на местности;

3)работа с топографическим планом.

 После этого подведение учащихся к пониманию карты обеспечивается их ознакомление с градусной сеткой и переходом от топографического плана к крупномасштабной карте, а от нее к карте мелкого масштаба.

 Очень важны такие приемы, как объяснение условных знаков топографической и географической карт, как составление карты с картиной. Это дает учащимся знание условных знаков и вместе с ним подводит их к пониманию построения карты.

Обучение чтению карты и приемы работы с картами.

 Умением читать карту учащиеся овладевают постепенно в связи с изучением географического материала. Сначала учащиеся знакомятся с общегеографическими картами, затем переходят к специальным картам.

 Обучение чтению карты происходит как путем специальных упражнений, во втором случае новый материал излагается на уроке с использованием карты как источника знаний.

 Учитель ставит вопросы, ответы на которые они вычитывают из карты то, последовательным рядом вопросов они подводятся к выводам и обобщениям. Если на первых порах большую роль в обучении чтению карты играют специальные упражнения, то в дальнейшем эти умения развиваются в основном путем самостоятельных работ учащимся по карте в процессе изложения материала.

 Чтение карты происходит в несколько стадий:

-на первой стадии дети учатся первичному чтению условных знаков по обзорной физической карте. Например, учитель задает вопрос: чем отличается поверхность Западной Европы от поверхности Восточной Европы? Учащиеся: в Западной Европе преобладают горы, а Восточной Европе-равнины.

 Учитель предлагает назвать и показать на карте истоки и устья главных рек Европы, что учащиеся и делают, пользуясь условными знаками карты.

-2 стадия, чтение карты усложняется. Учащиеся пытаются описывать географические объекты на основе показанных на карте условных знаков.

-3 стадия, учащихся обучают вычитывать из карты с помощью ассоциаций и не обозначенные данные. Например, засушливость климата района устанавливается на основе косвенных данных (наличие песков, соленых озер). Усложнение чтения карты идет по линии все более широкого применения специальных физических и экономических карт.

 Чтение карт можно строить иначе. Учитель дает планы характеристик по карте каждого географического объекта (моря, горного хребта, реки), которые ученики должны знать. На уроке, вызванные для ответа рассказывают по этому плану на основе стенных карт, все что могут из них вычитать, а другие дополняют с мест.

 Только после того, закончена работа по карте учитель сообщает данные, не видные из карты. Например, по озеру Байкал такая коллективная работа по карте можно дать учащимся следующие сведения. Байкал находится в южной части Восточной Сибири, вытянут с юго-запада на северо-восток, имеет удлиненную форму, берега высокие, гористы, глубина 1620 м. Так как в озеро впадает много рек, а вытекает одна- оно пресное, проточное. Оно поздно замерзает и вскрывается. Наряду с классной работы возможны другие задания по самостоятельной характеристике объектов на основе карты.

 По Л.М. Панчешниковой:

 Любому виду использования карт должно предшествовать знакомство с нею сначала общее, а затем более углубленное.

 Представить карту-значит ознакомить с заголовком, легендой, размещением дополнительных данных. Затем масштаб и усвоение обычных ориентиров. Например, предложить ученикам найти на карте местожительство, затем познакомить с математической основой. Первое знакомство с картой необходимо завершить первыми пробами работы с ней (задания по чтению и использованию карты).

 Главные картографические умения:

1) 6 класс: ориентироваться на местности с помощью плана, топографической карты и без нее, измерять расстояния на местности, определять азимуты, определять направления по карте, географические координаты, читать по карте рельеф.

2) 7 класс: характеризовать по тематическим картам отдельные компоненты природы: рельеф, климат, почвы, природные зоны, растительность, животный мир; сравнивать особенности компонентов на разных материках; составлять комплексное описание природы определенных регионов по нескольким картам, используя прием наложения и сопоставления карт, анализировать и обобщать данные карт, объясняя закономерности.

3) 8 класс: при изучении физической географии России и сопредельных государств: свободно переносить знания и умения в работе с картами на конкретные территории России, более глубоко постигая сущность природных явлений и процессов, развивать умения комплексного использования карт при составлении характеристик ПТК, проводить оценку территорий по картам с целью их хозяйственного использования.

4) 9 класс: читать и анализировать социально-экономические карты; устанавливать зависимость размещения хозяйства от природных условий, давать по картам экономической географии характеристику страны, района, промышленного узла, города, проводить оценку ресурс обеспеченности отдельных регионов, и стран, оценивать миграционные потоки, составлять картограммы и картодиаграммы.

Специальные карты и работа с ними (А.В.Даринский).

1. Значковые карты (размещение промышленных центров районов).

2. Картодиаграммы (масштабными фигурами показаны размеры явлений, карты размещения площадей, размещение поголовья скота).

3. Точечные карты (размещение явлений обозначается путем расстановки в определенных местах точек, имеющих одинаковое количественное значение).

4. Картограммы (разной штриховкой или раскраской территории показывается различие в степени выраженности явления: карта распределения осадков, карта распаханности территории, карта населения).

5. Карты цветного фона -показывают качественные различия в пределах изображаемой территории (политико-административная, карта растительности, почв, с/х и физико-географическая карта районов).

6. Карты ареалов (штриховкой или окраской показывается территории, в пределах которой распространено данное явление).

7. Карта изолиний- соединяются места одинаковые в отношении количественной выраженности явления (изотермы, изобары).

8. Карты линий движения-карты грузопотоков, направлений ветров, течений.

 

 

Прием сопоставления (наложения) карт.

 Этот прием позволяет учащимся выявлять взаимосвязи различных географических явлений и устанавливать простейшие географические зависимости и закономерности.

 В физической географии сопоставляются общегеографические и специальные тематические карты. Например, сопоставление физических и климатических карт Азии позволяет установить влияние рельефа на климат различных областей. В экономической географии сопоставляются физические карты и экономические. Например, для установления взаимосвязи между специализаций промышленности и размещением минеральных ресурсов.

 

Изучение географической номенклатуры.

 Учащиеся, усваивая названия географических объектов:

- одновременно запоминают характеризующие их фактические сведения и местоположение на карте.

-другим условием является правильно организованная работа с картой.

Должна идти работа при которой работают зрительная, двигательная и словесно-смысловая память; надо называть объект, сразу показывать местоположение на карте и сопровождать пояснением.

 Так же требования предъявляются к учащимся. Учитель четко произносит название, в отдельных случаях пишет на доске, показывает на стенной карте, предлагает найти в атласах.

 Контроль за правильностью картографических представлений, например, называя Нижний Новгород и показывая на стенной карте учитель предлагает охарактеризовать географическое положение.

 Можно использовать цветные флажки, условные знаки, таблички, цветные фигуры, стрелки- они фиксируют внимание учащихся на определенных пунктах или местах на карте, содействия их закрепления в памяти. Стоять у карты лицом к свету, не заслоняя ее.

 

Вычерчивание картосхем на классной доске.

 Одним из методических приемов, способствующих усвоению карты является вычерчивание картосхем на классной доске. Учитель по ходу изложения постепенно создает на классной доске картосхему, соответствующую по содержанию излагаемому материалу.

 В картосхему водятся только самые важные данные, что следует запомнить. Основная задача картосхем-показать расположение объектов, поэтому не нужна градусная сеть, а контуры могут быть весьма упрощены.

 Выверчивая на классной доске картосхему, учитель показывает на стенной карте все, что им наносится на чертеже, а учащиеся находят отмеченные объекты в атласах.

 Наиболее простые схемы-схемы железнодорожного Московского узла, схема электростанций на Волге и Каме. Сложные схемы, где нужно создать контуры материков, границы районов используют цветные мелки (увеличивают выразительность).

 

ЛЕКЦИЯ №9(4 часа)

Система средств обучения

План:

Дата: 2019-05-29, просмотров: 293.