КЛАССИФИКАЦИЯ УРОКОВ НЕТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Типы уроков

Формы уроков Уроки формирования новых знаний Уроки обучения умениям и навыкам Уроки повторения и обобщения знаний, закрепление умений Уроки проверки и учета знаний и умений Комби- нирован- ные уроки
  Уроки лекционной формы. Уроки- экспедиции. Уроки- исследования Уроки- инсценировки Уроки- конференции     Практикумы. Практические работы. Сочинения. Уроки- диалоги. Уроки с ролевой деловой игрой. Семинары внеклассного чтения. Повторительно- обобщающие диспуты. Игровые: КВН. «Что? Где? Когда?» «Поле чудес» «Счастливый случай» Интегриро- ванные теат- рализован- ные уроки. Урок- суд. Уроки- консультации Уроки- конкурсы Уроки- соревнования   Зачетные викторины Конкурсы Смотр знаний Защита творчес. работ.  

 

- Перегрузка уроков учебным материалом, нередко фактологическим. Это относится к интегрированным урокам, учебным конференциям, иногда занимательным формам урока.

- Отсутствуют этапы обобщения, преобладает работа с фактическим материалом, не имеющим особого образовательного значения. Привлекаемые факты интересны учащимся, однако их образование и развивающая нагрузка незначительны.

 Одна из причин- отсутствие классификации уроков нетрадиционных форм. Чаще всего они используются не мотивированные как уроки-одиночки без заметной связи с ранее проведенными уроками.

 Преобладают итоговые формы (зачеты, семинары, решение кроссвордов).

 Целевые установки уроков не предусматривают прироста новых географических знаний и умений. Поиск средств обучения, наиболее адекватных современной педагогической ситуации, повысил интерес к новым формам урока, их структуре.

У Подласного И.П. в Педагогике выделено 36 типов уроков.

Нетрадиционные формы, особенны, пришедшие из средств массовой информации (телевидение).

Пресс-конференции, круглые столы, уроки-состязания, КВН, «Что? Где? Когда?» привлекали необычностью формы, возможностью участия большого числа школьников, интересным содержанием. Они хорошо учитывают психологию возраста, ученик в центре учебного процесса.

- В зависимости от планируемых целей отдельные формы уроков могут быть отнесены к различным типам, например, интегрированные уроки – исследования. Так на интегрированных уроках учащиеся могут усвоить новые знания по разным учебным предметам (ведут 2-3 учителя). Однако, если они ведутся на известном материале, то это уроки скорее систематизации знаний, их обобщения и повторения. То же самое можно сказать об уроках – путешествиях, экспедициях. Если они заканчиваются описанием территории или компонентов ее природы, то это получение новых знаний и умений. Возможно включение подобных уроков и в группу комбинированных.

 Игровые технологии отличаются большим разнообразием. Основной мотив игры- не результат, а процесс. Это усиливает их развивающее значение, но делает менее очевидным образовательный эффект.

 Несомненно у игровых уроков есть и образовательные возможности, если их рассматривать не разрозненно, а в системе. Можно, например, передвигаться от усвоения к их связям ( от решения кроссвордов к их составлениям).

 Классификация уроков нетрадиционной формы позволяет определять их место в системе и обоснованно планировать. Согласованная и обоснованная система уроков географии нетрадиционной формы- существенный фактор усвоения географической картины мира и развитие личности.

Методические приемы

1.«Мостик» может быть использован на любом этапе урока. Учитель раскрывает вопрос, обозначающий тему, понятия, термины, с таким расчетом, что остается только сказать ключевое слово. Например, для того, чтобы объяснить, кто такой производитель и кто такой потребитель. После чего важно сформулировать вопрос: Какой процесс возникает между потребителем и производителем? Дается время для размышления. Для актуализации мышления основные понятия записываются на доске, а между ними остается место для ключевого слова: «потребитель»…… «производитель». Ключевое слово желательно выделить.

- прием развивает умение определять причинно-следственные связи между географическими объектами (понятиями).

- помогает раскрыть аналитические и систематические особенности.

- дает возможность совершить маленькое географическое открытие.

- помогает учителю усовершенствовать форму изложения учебного материала, сделать его более доступным для понимания учащихся.

2. «Репортаж». Учащимся подробно объясняется, что такое репортаж, чем     он отличается от сообщения, положительные и интересные формы репортажной работы, его цель. Учителем определяется тема репортажа.

Репортаж можно делать индивидуально, по парам и группам. В основу деятельности закладывается работа с дополнительными источниками информации, которые конспектируются, переписываются или ксерокопируются, записываются на диктофон. Материал оформляется в репортаже.

 Исходя из темы выстраивается четкая последовательность, где обязательным компонентом является ученическая комментарий.

 

ЛЕКЦИЯ №5(2 часа)

Дата: 2019-05-29, просмотров: 257.