Типы уроков | |||||
Формы уроков | Уроки формирования новых знаний | Уроки обучения умениям и навыкам | Уроки повторения и обобщения знаний, закрепление умений | Уроки проверки и учета знаний и умений | Комби- нирован- ные уроки |
Уроки лекционной формы. Уроки- экспедиции. Уроки- исследования Уроки- инсценировки Уроки- конференции | Практикумы. Практические работы. Сочинения. Уроки- диалоги. Уроки с ролевой деловой игрой. | Семинары внеклассного чтения. Повторительно- обобщающие диспуты. Игровые: КВН. «Что? Где? Когда?» «Поле чудес» «Счастливый случай» Интегриро- ванные теат- рализован- ные уроки. Урок- суд. Уроки- консультации Уроки- конкурсы Уроки- соревнования | Зачетные викторины Конкурсы Смотр знаний Защита творчес. работ. |
- Перегрузка уроков учебным материалом, нередко фактологическим. Это относится к интегрированным урокам, учебным конференциям, иногда занимательным формам урока.
- Отсутствуют этапы обобщения, преобладает работа с фактическим материалом, не имеющим особого образовательного значения. Привлекаемые факты интересны учащимся, однако их образование и развивающая нагрузка незначительны.
Одна из причин- отсутствие классификации уроков нетрадиционных форм. Чаще всего они используются не мотивированные как уроки-одиночки без заметной связи с ранее проведенными уроками.
Преобладают итоговые формы (зачеты, семинары, решение кроссвордов).
Целевые установки уроков не предусматривают прироста новых географических знаний и умений. Поиск средств обучения, наиболее адекватных современной педагогической ситуации, повысил интерес к новым формам урока, их структуре.
У Подласного И.П. в Педагогике выделено 36 типов уроков.
Нетрадиционные формы, особенны, пришедшие из средств массовой информации (телевидение).
Пресс-конференции, круглые столы, уроки-состязания, КВН, «Что? Где? Когда?» привлекали необычностью формы, возможностью участия большого числа школьников, интересным содержанием. Они хорошо учитывают психологию возраста, ученик в центре учебного процесса.
- В зависимости от планируемых целей отдельные формы уроков могут быть отнесены к различным типам, например, интегрированные уроки – исследования. Так на интегрированных уроках учащиеся могут усвоить новые знания по разным учебным предметам (ведут 2-3 учителя). Однако, если они ведутся на известном материале, то это уроки скорее систематизации знаний, их обобщения и повторения. То же самое можно сказать об уроках – путешествиях, экспедициях. Если они заканчиваются описанием территории или компонентов ее природы, то это получение новых знаний и умений. Возможно включение подобных уроков и в группу комбинированных.
Игровые технологии отличаются большим разнообразием. Основной мотив игры- не результат, а процесс. Это усиливает их развивающее значение, но делает менее очевидным образовательный эффект.
Несомненно у игровых уроков есть и образовательные возможности, если их рассматривать не разрозненно, а в системе. Можно, например, передвигаться от усвоения к их связям ( от решения кроссвордов к их составлениям).
Классификация уроков нетрадиционной формы позволяет определять их место в системе и обоснованно планировать. Согласованная и обоснованная система уроков географии нетрадиционной формы- существенный фактор усвоения географической картины мира и развитие личности.
Методические приемы
1.«Мостик» может быть использован на любом этапе урока. Учитель раскрывает вопрос, обозначающий тему, понятия, термины, с таким расчетом, что остается только сказать ключевое слово. Например, для того, чтобы объяснить, кто такой производитель и кто такой потребитель. После чего важно сформулировать вопрос: Какой процесс возникает между потребителем и производителем? Дается время для размышления. Для актуализации мышления основные понятия записываются на доске, а между ними остается место для ключевого слова: «потребитель»…… «производитель». Ключевое слово желательно выделить.
- прием развивает умение определять причинно-следственные связи между географическими объектами (понятиями).
- помогает раскрыть аналитические и систематические особенности.
- дает возможность совершить маленькое географическое открытие.
- помогает учителю усовершенствовать форму изложения учебного материала, сделать его более доступным для понимания учащихся.
2. «Репортаж». Учащимся подробно объясняется, что такое репортаж, чем он отличается от сообщения, положительные и интересные формы репортажной работы, его цель. Учителем определяется тема репортажа.
Репортаж можно делать индивидуально, по парам и группам. В основу деятельности закладывается работа с дополнительными источниками информации, которые конспектируются, переписываются или ксерокопируются, записываются на диктофон. Материал оформляется в репортаже.
Исходя из темы выстраивается четкая последовательность, где обязательным компонентом является ученическая комментарий.
ЛЕКЦИЯ №5(2 часа)
Дата: 2019-05-29, просмотров: 300.