Урок включает три формы организации:
-фронтальную;
-индивидуальную;
-групповую.
1.Фронтальная – учитель работает со всем классом, управляет деятельностью всего класса, которые выполняют единое для всех задание. Учащиеся работают рядом, а не вместе (учет индивидуальных различий затруднен).
Учитель работает только с самыми активными, оставляя в не поли зрения остальных. Используется объяснительно-иллюстративный метод, проблемное изложение, частично – поисковый метод; организуется работа с экранными средствами обучения.
2.Индивидуальная работы.
Индивидуальная работа в рамках урока ограничена.
Именно она позволяет соблюдать различный темп обучения, учитывать индивидуальные различия, отношения к учебе, различия в типах восприятия, памяти, способности выдерживать психологическую и физическую нагрузку.
Каждый ученик работает самостоятельно. Используется репродуктивный и исследовательский методы. Даются задания на сравнение объектов, составление схем, таблицы по тексту учебника, заполнение контурных карт, вычерчивают профиль, используют дидактический материал.
3.Коллективная форма.
Такая форма сочетается с фронтальной работой и дифференцированным подходом к учащимся, с учетом их индивидуальных особенностей.
Коллективная работа имеет следующие признаки:
1. Цель осознается как единая, требующая объединений усилий всех членов группы.
2. Организация деятельности предполагает разделение труда.
3. В процессе работы между членами коллектива устанавливаются отношения ответственности и зависимости.
4. Контроль за деятельностью частично осуществляется самими учащимися.
Работа в группах имеет психологическое и социологическое обоснование. Труд наиболее рационален. Учитываются возрастные особенности учащихся.
Виды коллективной работы:
-работа в парах;
-в малых группах;
-ролевая игра;
-дискуссия.
Группы могут формироваться по желанию, временно и постоянно. Учитель сам группирует учащихся с учетом индивидуальных особенностей.
Старшего (лидера) можно выбрать самим. Он распределяет в группе всю работу, организует обсуждения. Роли распределяются следующим образом:
1-одни выдвигают идеи;
2-другие конкретизируют, подбирают примеры;
3-третьи в роли критиков.
Организация групповой работы требует соблюдении нескольких этапов.
1) Подготовительный - распределение учащихся на группы по 4-5 человек, определение лидеров или консультантов, разработка заданий, отбор средств обучения, постановка познавательной задачи и инструктаж о порядке работы групп.
2) Второй этап – самостоятельная групповая работа по выполнению задания, распределение лидерами групп функций между членами групп для выполнения отдельных работ, обсуждение полученных результатов и составление группового отчета.
3) Третий этап – обсуждение в классе результатов групповой самостоятельной работы, заслушивание групповых отчетов, постановка вопросов выступающей группе, рецензирование ее выступления.
4) Четвертый этап – Учитель сообщает итоги работы групп, оценивает решение учебной задачи, вносит уточнения и дополнения.
При коллективной работе действует сложная схема: учитель – коллектив – ученик. Применять групповую работу рационально на обобщающих уроках, на семинарах, конференциях, диспутах, при проведении ролевых учебных игр.
Эта форма деятельности школьников опирается на их самостоятельную работу, которую в методике обучения географии рассматривают и как форму организации обучения, и как вид учебной деятельности учащихся.
Лекция 3 . Подготовка учителя к уроку (2 часа)
1. Календарный план
2.Тематический план
Подготовка к уроку
Дата: 2019-05-29, просмотров: 302.