Опыты в преподавании географии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Опыт – более активная форма наблюдений в искусственно измененных условиях, созданных для того, чтобы глубже разобраться в сущности изученного материала.

Павлов И. П. наблюдения собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет от природы то, что он хочет.

Опыт имеет ограниченное значение в преподавании физической географии, оказывает образовательно-воспитательное значение.

 Они способствуют глубже, прочностей и осознанности знаний, хорошо организованные опыты по географии захватывают школьников как нечто новое в обучении, связанное с раскрытием тайн природы.

Успешность постановки опытов определяется четкостью формулировки цели и вопросов, на которые должны быть получены ответы в результате проведения опыта. Существенное значение имеет также

 Наличие наружного оборудования и продуманная последовательность проведения опыта.

Опыты по географии можно производить на географической площадке, на местности и в классной обстановке.

Требования:

1. Приборы для опытов не должны быть сложными, чтобы не затруднять понимание сущности изучаемых явлений.

2. Опыты надо строить на фактах и явлениях, уже известных учащимся, чтобы процесс проведения опыта не был сложны, чтобы их внимание было сосредоточенно на выработке выводов самостоятельного характера.

3. До постановки опыта надо разъяснить, какова цель, какие вопросы предстоит разрешить.

4. В процессе проведения опыта учитель ставит контрольные вопросы и выясняет, улавливают ли учащиеся главное для правильного решения поставленных вопросов.

5. По окончанию опыта преподаватель вовлекает всех учащихся в обсуждение результатов.

Выводы учащиеся записывают и графически оформляют.

 

Проведение опытов на географической площадке.

Географическая площадка-лаборатория под открытым небом, удобна для проведения различных опытов.

1) Изменение t воздуха в зависимости от поверхностного покрова.

Выкапываем несколько ям 50*50 см глубиной 50 см.

1-ую яму засыпаем торфом,

2-ую глиной,

3-ю песком.

Наблюдения ведутся в определенные часы.

В Москве в летний день были получены результаты:

На поверхности торфяного покрова +49°, на песчаном покрове +53°. Учащиеся самостоятельно делают опыты.

2) Изменение t воздуха над водной поверхностью и над сушей.

В солнечный день установить термометр- один на берегу водного бассейна, другой опустить в воду.

Через 10 минут сопоставить показания термометров. Каковы результаты, выводы записывают в тетрадь по вопросам: на каком участке (на берегу или воде) термометр показал более высокую температуру? Как это объяснить?

3) Изменение t воздуха в зависимости от формы земной поверхности.

В солнечный день установить термометр- один на горизонтальной поверхности, другой на южном склоне холма. Через 10 минут записать показания термометров. Учащиеся сопоставляют результаты наблюдения.

Беседа идет по таким вопросам: почему на южном склоне холма температура выше, чем на горизонтальной поверхности при одинаковом количестве падающих лучей?

Почему на северном склоне температура всегда ниже, чем на южном склоне? Почему весной южные склоны холма раньше освобождаются от снегового покрова, чем северные? Почему на южном склоне появляется иная растительность, чем на северном склоне?

В результате учащиеся сделали вывод о том, как влияют выпуклые формы земной поверхности на распределение солнечного тепла, как необходимо использовать результаты проделанных опытов при уходе за с/х культурами?

4) Изменение t воздуха с высотой.

Готовят 3 термометра:

 На южной стороне склона устанавливается в вертикальном положении планка длиной 200 см, шириной 5 см.

На северной стороне доски вбиваются гвоздики для 2-х термометров на разных высотах.

Шарик одного t устанавливается на h 150 см от поверхности земли, шарик другого – на высоте 20 см, третий термометр помещен у поверхности.

Результаты опыта, произведенного в Москве 8 августа.

 

Час наблюдений

 

Поверхност-

ный слой

t

У поверхности На h 20 см На h 150 см
13 ч Торф Песок 53° 55° 41° 40° 29° 29°

 

По материалам опыта делаются выводы о том, как изменяется температура воздуха с поднятием вверх, почему даже вжарким странах вершины гор покрыты снегом.

5) Опыт, воспроизводящий процесс образования оврага.

Изготавливают деревянный желоб, в котором будет происходить процесс «образование оврага»

Размеры желоба: L-150 см, ш-50 см, глубина-40 см.

Заполнить желоб песком, перемешанным с глиной, по бокам крупные камни под песком и глины (придать оврагу извилистую форму).

Желоб установить с Севера на Юг. Северный край желоба приподнять, подложив под него кирпичи. Над северным краем желоба установить водопроводный край.

Приоткрывают кран. Струйка воды проникает в желоб, и через некоторое время в желоб возникает небольшая рытвина. Кран открывается больше, рытвина углубляется-расширяется.

Камни, находящиеся по бокам желоба предшествуют размыванию и рытвина принимает извилистый вид.

Через несколько минут в желобе на глазах у учащихся возникает подобие оврага.

Учащиеся находят на возникшей модели вершину, оврагу (ступеньку) у вершины оврага, обеспечивающую дальнейший рост оврага.

С помощью компаса определяют общее направление оврага, прослеживают по оврагу, в каких местах возникают крутые склоны, а в каких пологие, находят дно и устье оврага; определяют длину оврага, наибольшую его ширину и глубину

- какой вред наносят овраги?

- каким путем можно приостановить дальнейшее развитие оврага? Как можно …. овраги?

 

6. Опыт, воспроизводящий процесс образования речной долины.

 

В желобе сформировать модель речной долины: коренные овраги, террасы, долину реки, русло реки, примерно посередине желоба преградить русло будущей реки. Тремя пластинками шифера, поставленными под углом (это- участок будущих порогов, а через небольшое расстояние поперек «русла» размещают ряд кирпичей (участок будущей воды). Желоб надо установить в горизонтальном положении.

Открыть кран и проверить, насколько четко вырисовывается русло реки, долина, террасы и коренные берега, насколько видны порги и ..

 

Открывается кран, учащиеся прослеживают исток реки, русло, долину, отмечают, где образовались овраги и какова причина их образования, на каком участке возникли … и какова причина их возникновения.

Под северный кран желоба подкладывают в 1-2 ряда кирпичи и ведется наблюдение над теми изменениями, какие произошли в речной долине в связи с повышением истока реки.

Вопросы:

- где исток реки? В каком основном направлении течет река? Как узнать по течению, где правый, а где левый берег?

- у какого берега река наиболее отклонена от основного направления?

-в каком месте речная долина сужена? Чем это вызвано?

-о чем свидетельствуют террасы по берегам речной долины?

- для каких целей люди используют пороги и водопады?

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 272.