Особенности отдельных частей урока
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Это важный элемент в работе учителя географии. Подготовка начинается с анализа программы, методических пособий, учебника и другой методической и географической литературы.

 На первом этапе составляют календарный и тематический планы. В тематических планах учитывают единство формы и содержания учебного процесса, связь всех элементов, необходимость организации учебной деятельности школьников на разных уровнях самостоятельности. Тематические планы – это сценарии учебного процесса, составляемые на четверть, полугодие или сразу на весь учебный год. Обычно планы используют несколько лет. План системы уроков включает примерно следующие пункты:

Тема уро-ка, тип и вид, сро-ки Це-ли уро-ка Основное содер-жание урока Опорные знания и межпред-метные связи Структура урока Средства и методы обучения Практические и самостоятельные уроки

 

Предлагаемый вариант планирования – это лишь основа плана. В реальных условиях работы каждый учитель вносит в него необходимые коррективы.

Планирование урока является одной из областей творческой деятельности учителя, в которой реализуются его научно-методические воззрения, мастерство, смелость и находчивость в оригинальном построении учебного процесса, знание своего предмета знание своих учащихся.

 2. План урока составляется как часть общего плана системы уроков. Вариантов поурочных планов много, однако наиболее общая форма может быть такой:

Содержание и цели Источники знаний и методы обучения Деятельность учителя Деятельность учащихся Уровни познавательной деятельности учащихся
         

 

Предлагаемая форма удобна тем, что она дает возможность подчеркнуть самую главную сторону учебного процесса – организацию деятельности учащихся на разных этапах урока. В практике работы учителя географии накоплен богатый опыт создания поурочных планов разной формы. Наиболее простая из них :

Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
     

 

При создании плана урока целесообразно уделять внимание выбору модели урока, которая может быть обусловлена решением учебной проблемой, применением приема сравнения, использованием типового плана характеристики объекта. В этом случае применяют такую форму плана:

Структурные единицы содержания (смысловые блоки) Познавательные задачи Деятельность учителя Деятельность учащихся Уровни познава- тельной деятельности учащихся
         

 

Представленные схемы планов урока отражают новые цели школы, так как основой выделения структурных частей урока становится не логика деятельности учителя, а логика учебного материала и его усвоение учащимися.

ЛЕКЦИЯ №4

Нетрадиционные уроки географии. Новые методические приемы (2 часа)

План

Классификация уроков.

Методические приемы.

Классификации уроков

 Как известно, в научном познании классификация представляет собой соподчинение объектов и явлений, процессов и понятий о них, относящихся к какой-либо области знания.

 Особенно нуждаются в классификации новые понятия и явления, недавно вошедшие в научный оборот или практическую деятельность.

 Процедура классификации предполагает определение общего основания и выделение соответствующих ему групп.

 Классификации вносят определенную ясность в познании исследуемых явлений и процессов, в том числе педагогических.

 В педагогической науке используют классификации по разным основаниям:

-по содержанию знаний;

-этапам развития;

-причинам возникновения;

-по составу элементов.

 Форм классификации несколько:

1)высказывание о группах процессов объектов и общим основании их;

2)в форме таблиц;

3)в виде графических схем.

 Классификации призваны вооружить учителя пониманием сущности и назначения используемых форм, методов и приемов обучения и воспитания различных педагогических процессов. Они помогают учителю обеспечить приемственность в работе, наметить линию развития педагогической системы.

Нетрадиционные виды уроков

 Они появились на определенном этапе развития системы народного образования, теории дидактики и методик обучения учебным предметам.

 Они явились реакцией учителя на новые цели, связанные с развитием личности, на сложившийся шаблон в проведении уроков, вызывающих у школьников равнодушие к учебе.

 В центре учебного процесса стоит ученик. Поиск средства развития личности учащихся заставил обратится к психологической теории, ее механизмам, действующие в учебном процессе, в частности его мотивация, запросов и потребностей школьников. Именно поэтому в последние годы особую популярность приобрели нетрадиционные формы.

 Однако, их использование обнаружило ряд существенных недостатков, снижающих педагогическую эффективность учебного процесса.

 Недостатки:

- системность и бессистемность использования. Исключения составляют уроки лекционно-семинарской системы, пришедшие из практики высшей школы (более обоснованные, но эта форма система применятся в старших классах и не включает ряда новых форм уроков).

- отсутствие прогноза положительных изменений-роста качества, формируемых знаний и умений, сдвигов в развитии учащихся. Не все учителя могут определить главную идею урока, его развивающие возможности.

- преобладание репродуктивных технологий обучения. Обращается внимание преимущественно на форму организации учебного процесса, а не на его географическое содержание. Это сказывается на количестве и содержании выводов и умозаключений, итоговых форм деятельности.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 298.