Представим две классификации:
1.С.Г.Шапаваленко (как эталон для всех школьных предметов).
2.В.П.Голова (по географии).
Средства, обеспечивающие операционную деятельность учащихся (формирование практических умений)
-натуральные объекты служат образованию непосредственных представлений;
-служат формированию конкретных представлений;
-служат развитию воображения, раскрывают сущность и структуру объектов и явлений, особенности пространственного размещении
Требования к техническим средствам
Требования необходимы для моделирования конструирования урока, позволяют обоснованно отбирать средства обучения.:
-научно-педагогические,
-технические,
-гигиенические и техника безопасности,
-специфические, обусловленные содержанием предмета.
По отношению к различным видам средств обучения общие и специфические требования носят избирательный характер. Например, учебным книгам присущий высокий уровень идейности, систематичности, доступности в изложении материала. Фотоизображениям присуща изоморфность , картинам-наглядность. К плоскостным средствам обучения относятся изображения объектов и явлений природы, выполненные с помощью фото или полиграфической техникой, должны быть доступными для усвоения:
-учебные картины (сложные, видовые) должны быть интересными и ярко выраженными характерными особенностями.
-модель должна иметь сходство с изображением объектов с сохранением пропорции.
-учебный (3-5 минут).
-учебник должен соответствовать современным урокам географии и методической науки.
-иллюстрации учебника должны усиливать и дополнять познавательные и воспитательные функции текста, быть выразительными.
-текстовые карты должны соответствовать учебнику, должны быть яркими и контрастными.
-для таблиц следует отбирать учебный материал, требующий группировки, сравнения, обобщения, показа функционирующих сторон изучаемых объектов.
-таблицы, картосхемы должны содержать только однородную информацию: цифровые таблицы, смешанные (геохронологические).
Дидактические функции учебника:
-информационная,
-трансформационная,
-систематизированная,
-самообразовательная,
-интегрирующая,
-координирующая,
-развивающая и воспитывающая,
-закрепление знаний и контрольные работы.
Для формирования непосредственных представлений об изучаемых предметах и явлениях используются натуральные объекты.
Карты- формируют пространственные представления о размещении природных и социальных объектов и явлений. Дидактические функции служат средством формирования чувственных образов, объектов, явлений, составляющих первоначальный этап процесса становления новых географических знаний, позволяют выделить существенные признаки экранизируемой действительности, что способствует формированию географических понятий.
Кино-видео позволяет воспроизводить на экране движение представлений и явлений действительности; осуществить анализ предметов и явлений с присущим динамизмом в единстве с синтезом; показать за короткое время большой по объему материал, который всесторонне характеризует предметы и явления действительности; моделировать явления.
Вывод: различные виды средств обучения являются носителями специфических свойств и функций, определяющих их дидактические возможности. Усвоение географических знаний и умений опираются на разнообразные средства обучения.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 325.