Лекция 13 (2ч) Методы обучения по характеру познавательной деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План:

  Введение

1. Объяснительно-иллюстративный метод.

2. Репродуктивный.

3. Частично-поисковый.

4. Исследовательский.

5. Проблемного изложения.

Введение

В настоящее время необходима такая организация обучения, которая стимулирует учащихся к самостоятельному поиску решений, формированию собственной позиции и стремлению ее высказывать и защищать.

Задача развития познавательной самостоятельности учащихся нашла отражение в дидактической классификации методов, разработанной И.Я.Лернером и М.Н.Скаткиным и принятой в методике обучения географии. 1. Объяснительно-иллюстративный  метод (или информационно - рецептивный) предназначен для передачи учебной информации учителем, которая предполагает организацию усвоения знаний с использованием средств наглядности. С помощью этого метода закладывается основной запас знаний, на базе которых позже можно организовать самостоятельную работу школьников. Учитель передает знания, учащиеся усваивают их в готовом виде. Этот метод необходим при введении теоретических знаний, усвоение которых слабо обеспечено знанием фактов (например, сведения о циркуляции атмосферы, о движении литосферных плит, видах и формах урбанизации и т.д.). Этот метод один из наиболее экономных способов передачи знаний: за небольшой отрезок времени можно передать большой объем знаний. Учебную информацию можно передавать и современными техническими средствами - с помощью компьютера, магнитофона, телепередач, видеофильмов. Однако деятельность учащихся протекает лишь на первом уровне, они усваивают и воспроизводят готовую информацию. Степень самостоятельности учащихся в учебной деятельности очень мала.

 2. Репродуктивный метод направлен на закрепление знаний и формирование специфических географических умений. Роль учителя заключается в том, что он системой заданий организует деятельность учащихся по неоднократному воспроизведению сообщенных им или текстом учебника знаний и способов деятельности. Главный признак этого метода –воспроизведение и повторение способа деятельности по заданию учителя. Учитель организует и побуждает школьников к деятельности. Свои действия ученик при этом методе выполняет по образцу, логика его рассуждений определяется планом, инструкцией, этапами работы. Поэтому так важно обучать школьников пользоваться планами описаний и характеристик объектов (гор, рек, рельефа, климата и т.д.).

Репродуктивный метод учит школьников применять знания и умения в знакомой учебной ситуации, действовать по образцу. Формируется второй уровень знаний так как у учащихся накапливаются знания, они могут сравнивать.

 3. Частично-поисковый метод. Задача метода - постепенно приобщить школьников к творческой деятельности. Этот метод учит школьников самостоятельно выполнять отдельные шаги в целостном процессе учебного познания. Учитель предлагает часть учебного материала освоить самостоятельно Задача учителя при применении частично-поискового метода - научить школьников самостоятельно применять знания, вести поиск новых. Этот метод применяется при опоре на уже имеющиеся у школьников знания и умения, полученные в предшествующих курсах, темах и по другим предметам. Чаще всего метод реализуется с помощью проблемных, творческих заданий, способы выполнения которых учащимся заранее не известен. Большую роль в этом методе играет эвристическая беседа, которая состоит из серии взаимосвязанных вопросов. Ее содержание и последовательность вопросов должны быть хорошо продуманы учителем, чтобы школьники могли самостоятельно решать часть предлагаемых им познавательных задач.

Частично-поисковый метод не включает школьников в целостный процесс познания, так как отдельные этапы этого процесса в их сознании «разорваны». Большинство учащихся не понимают, не осознают связи между познавательными этапами. Этот метод только подготавливает учащихся к самостоятельной творческой деятельности, но полностью обеспечить ее не может. Формируется третий уровень знаний, так как учащиеся рассуждают, предполагают, обобщают, пытаются сделать вывод.

 4. Исследовательский метод. Суть метода – учащиеся самостоятельно изучают новый материал. Задача учителя ставит их перед необходимостью «пройти путь ученого», последовательно и сознательно применять общеучебные и специфические для географии способы деятельности. Главное назначение метода - приобщение школьников к творческой деятельности посредством самостоятельного изучения нового учебного материала, которое складывается из изучения фактов, предположения о существовании причинных связей, проверки и обоснования их правильности.

В реальном учебном процессе этот метод применяется редко, так как большие затраты времени в сравнении с теми, которые необходимы для усвоения готового знания по тому же вопросу. Для применения метода необходимо специальное учебное оборудование - справочники, серии карт, географическая литература для учащихся и т.д.

В обучении географии есть некоторые возможности применения этого метода на уроках. Это «исследования» учащимися географических объектов, процессов, территорий при завершении изучения региональных разделов курсов, в конце общих обзоров на уроках обобщения знаний и умений. Исследовательский метод выступает как обязательный при реализации краеведческого принципа обучения географии и может преобладать среди методов при изучении региональной географии. Он предполагает сбор и обработку фактов, собранных непосредственно в природе и на производстве, их последующий анализ на уроках. При этом учитель заранее дает школьникам исследовательские задания, консультирует, планирует их выполнение к определенному сроку.Формируется третий уровень знаний.

5.Метод проблемного изложения. Назначение этого метода - показать учащимся сложный путь познания, движение к истине, продемонстрировать образец доказательного решения какого-либо сложного вопроса. Учитель сам ставит проблему, четко ее формулирует перед учащимися и сам ее решает, раскрывая ход рассуждения ученого. Школьники следят за ходом рассуждений, учатся логическим операциям, с помощью которых решаются проблемы. Например, учитель ставит и рассказывает проблему определения относительного и абсолютного возраста горных пород или показывает рассуждения итальянского физика и математика Э.Торричелли, который изобрел ртутный барометр и с его помощью открыл существование атмосферного давления. Формируется третий уровень знаний.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 253.