Психолого-педагогические принципы организации и проведения учебного процесса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

2.Мотивация учебной деятельности, симуляция познавательного интереса содержанием учебного предмета и самостоятельной деятельностью.

 Сегодня школа  реализует принцип обучающего воспитания. Обучение возможно только в процессе воспитания учащихся, формирования их потребностно-мотивационной сферы и развития познавательных способностей. Процесс обучения и воспитания, адаптированный к индивидуальным психофизиологическим особенностям школьников , соответствует принципу природосооб, который провозгласил Я.А. Каменский. Учителю необходимо знать психолго-возрастные особенности школьников. В современной школе применяют личностно-ориентированные технологии. способствующие формированию целостной личности , ее развитию в соответствии с природными способностями.

1. Психолого-педагогические принципы организации и проведения учебного процесса: принцип самодеятельности учащихся в учебном процессе, принцип самореализации, принцип коллективизма, принцип ролевого участия, принцип ответственности, принцип психологического обеспечения учебного процесса.

Основная цель учебно-воспитательного процесса – воспитание всесторонне развитой и социально зрелой личности – предполагает реализацию определенных принципов организации и проведения этого процесса. Принципы организации учебного процесса были разработаны Л.М. Фридманом на основе анализа передового педагогического опыта.

- принцип самодеятельности предполагает деятельность, выполняемую без принуждения. В такой деятельности человек находит удовлетворение своих потребностей. Принцип определяет мотивационно-потребностную сторону организации и проведения учебно-воспитательного;

 - принцип самоорганизации определяет операционно-деятельностную  сторону учебно-воспитательного процесса, имея в виду осознанную самоорганизацию, организацию учебной деятельности без систематического внешнего контроля;

- принцип коллективизма обращает внимание на необходимость общения и кооперации учащихся между собой без вмешательства учителя. По Л.С. Выготскому формирование качеств личности ребенка (мышления, внимания, воли и др.) невозможно лишь путем индивидуальной деятельности, необходима и совместная, коллективная деятельность ребенка со своими сверстниками и взрослыми;

-принцип ролевого участия означает,что в коллективных видах деятельности ее отдельные компоненты распределяются между участниками;

- принцип ответственности отражает склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых норм, исполнять ролевые обязанности и готовность отчитаться за свои действия;

- принцип психологического обеспечения учебного процесса означает. Что увп должен быть организован так, чтобы обеспечить нужную мотивацию учения и положительное эмоциональное отношение к нему у каждого школьника.

2. Мотивация – это установка на деятельность, которая обеспечивает эту деятельность с психологической точки зрения. Мотивы – это внутренняя побудительная сила, заставляющая человека переходить к действию (это желание, стремление школьника учиться). Мотивы могут быть внешними- получить оценку и внутренними- узнать новое. Мотивация направлена на выявление ценности приобретаемых знаний, умений, опыта творческой деятельности; на способность воспринимать, осмысливать, запоминать информацию; создание положительного эмоционального фона, формирование познавательных интересов.

Способы мотивации. Это может быть целевая установка в начале урока, содержание географии ( исторический аспект , новые научные достижения, обновление старых знаний новыми, практическая значимость изучаемого материала, краеведческий аспект). Мотивации способствует использование межпредметных знаний, систематическая работа с различными источниками информации, формы организации урока, активные методы обучения, современные педагогические технологии (проблемное обучение, проектная технология). Мотивы выражаются и развиваются через познавательный интерес.

Лекция 12 (4ч) МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ

План:

1.Сущность понятия методы обучения.

2.Классификация методов обучения по источникам знаний.

3.Выбор методов.

1. Несмотря на то, что методами обучения пользуются с самого возникновения школы, до сих пор нет единого понимания их сущности. Одни авторы определяют методы как совокупность приемов учебной работы, другие - как путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию, третьи - как форму содержания обучения. Что же такое методы обучения?

Цели, содержание и методы обучения - наиболее общие категории дидактики и методики. Они тесно взаимосвязаны и исторически изменяются.

«Методы обучения» - это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования. Эта деятельность проявляется в использовании источников познания, логических приемов, видов познавательной самодеятельности учащихся и способов управления познавательным процессом учителем.

Характерными признаками понятия «метод обучения» являются: цель, которая определяет систему действий, необходимых для достижения этой цели, средства, с помощью которых эта цель будет достигнута, а так же объект, на который эта система действий направлена. Каждый метод имеет сложную структуру, детерминирован целями и содержанием учебного предмета, а так же характером познавательной деятельности учащихся.

Из определения методов обучения следует, что они имеют внешнюю и внутреннюю стороны. Внешняя сторона выражена в действиях учителя по выбору источников знаний, с которыми организуется работа учащихся. Внутренняя сторона методов –это умственная переработка школьниками учебной информации, осознание ими знаний, состава действий. Это наиболее гибкие и динамичные свойства методов обучения.

2.Классификация методов обучения по источникам знаний

В методике обучения географии существуют две классификации методов обучения: по источникам знаний и по характеру познавательной деятельности учащихся, который обусловлен разными уровнями усвоения знаний.

 Многолетний опыт обучения географии в школе подтверждает эффективность классификации методов по источникам знаний. В этой классификации выделяют три группы методов: словесные, наглядные и практические. Методика обучения географии использует методы по источникам знаний, так как невозможно представить себе изучение основ географии вне деятельности с источниками географической информации.

Словесные методы. Речь - это важнейшее средство общения между людьми. Без нее немыслим и процесс обучения. Методы различаются по форме изложения содержания. Это изложение учебного материала в монологической речи учителя (рассказ, объяснение, школьная лекция, разъяснение способов деятельности, приемов работы с каким-либо источником географической информации), это и работа с текстом учебника и других книг. Нередко используется диалогическая форма: беседа с классом, работа школьников с вопросами и заданиями учебника.

Основное назначение словесных методов - переда учебной информации при введении новых знаний, формулировка целевых установок, актуализация опорных знаний при обобщении и систематизации учебного материала. Образная, эмоциональная речь учителя оказывает большое влияние на развитие речи и на всю эмоциональную сферу личности учащихся.

Самостоятельность в познавательной деятельности учащихся при применении словесных методов выражена внутренней стороной методов -разными уровнями самостоятельной деятельности (от воспроизводящего до творческого).

Необходимо обучать школьников анализу, сравнению, систематизации, обобщению. Словесные методы необходимы для обучения рассуждать, высказывать свое мнение, рассказывать о наблюдаемых явлениях, делиться впечатлениями, которые имеют прямое отношение к географическому содержанию.
Наглядные методы обучения географии. В наглядных методах источники знаний представлены разнообразными видами учебно-наглядных пособий.

Учитель демонстрирует средства наглядности, организует их восприятие учащимися, руководит их мыслительной деятельностью, обучает правилам работы с тем или иным источником географической информации.

Деятельность учащихся состоит в чувственном восприятии содержания наглядного материала, осмыслении заложенной в нем географической информации, в переосмыслении и соединении слова и образа.

Основная функция методов - обеспечение конкретным образным материалом процессов формирования теоретических знаний, а при изучении единичных объектов и территорий - обеспечение формирования представлений о географических объектах (горах, реках, ландшафтах природных зон, городах и т.д.)

Применение наглядных методов играет большую роль в развитии наглядно - образного мышления, остроты восприятия, наблюдательности, зрительной памяти. Они воздействуют на эмоциональную сферу личности, учат распознавать и понимать прекрасное в природе и труде, ценить красоту природы своего края, своей Родины и Земли в целом.

Главное направление совершенствования наглядных методов - организация деятельности школьников на разных уровнях самостоятельности. Например, задание: составить сравнительное описание саванн Африки и Южной Америки требует от учащихся выполнение работы с широким привлечением иллюстраций учебника, картин, таблиц ( типы почв Земли, растительный мир материков, животный мир материков), учебных кинофильмов, диафильмов и т.д.

Практические методы обучения. Суть практических методов состоит в том, что учитель ставит учебную задачу и организует деятельность учащихся по усвоению способов действий с географическими объектами или их моделями, обучает извлекать из них новые для школьников знания, например, читать, анализировать тектоническую карту, сопоставлять ее с физической картой для установления связей современного рельефа со строением земной коры.

Практические методы применяются не только с целью приобретения новых знаний и их закрепления. Они играют решающую роль в формировании умений, которые необходимы для развития самостоятельной познавательной деятельности школьников.

В состав практических методов входят наблюдения объектов и явлений в природе и на производстве, методы работы с картами, схемами, профилями, статистическими показателями. Эти методы способствуют применению географических знаний и умений в социально значимой работе учащихся, в их общественно-полезной деятельности (прогнозы неблагоприятных явлений в атмосфере, предупреждение роста оврагов, борьба с загрязнением водоемов).

Практические работы - это форма организации учения школьников. Различают обучающие практические работы, выполняемые под руководством учителя, который объясняет последовательность действий, показывает образец их выполнения и дает задание, предусматривающее воспроизведение действий и их закрепление по ходу выполнения тренировочных практических работ. Тренировочные работы нацелены на закрепление и совершенствование умений, часть из которых может перейти в навык, т.е. автоматизированное действие, выполняемое под контролем внимания. Для выполнения тренировочных работ целесообразно иметь специальные инструктивные карточки:

Практическая работа №
Содержание работы                                    Источники знаний: Цель выполнения работы…                            учебник: с рис., карта, таблица; Инструкция к выполнению                             атлас: с., врезки к картам в форме:                                                               Другие источники знаний… а) плана; б) перечня действий; в) этапов работы  

Варианты выполнения, оформления результатов практической работы в форме схемы, таблицы, модели на контурной карте, текстового описания, характеристики, чертежа, результатов расчетов и т.д.

                                                                                                             

Учитель проводит итоговые практические работы, задания которых рассчитаны на перенос действий в условия, сходные с обучающими и тренировочными работами. Например, определить географическое положение Антарктиды или самостоятельно выбрать страну Африки или Южной Америки и составить ее комплексное описание.

С помощью различных приемов учебной работы учащиеся извлекают из различных источников знания. Например, чтобы работать с картой - основной моделью географической действительностью, надо уметь составлять ее характеристику примерно в такой последовательности: название карты, ее содержание, охват территории, масштаб, способы отображения объектов и явлений. Только после этого школьники могут успешно извлекать из нее те или иные сведения.Таким образом, первоначально карта является объектом изучения, а затем источником знаний.

3.Выбор методов обучения.

В зависимости от характера познавательной деятельности учащихся работа с картой, аудиовизуальными пособиями, картинами, цифровым материалом и другими источниками знаний является приемом одного из методов обучения: объяснительно-иллюстративного, репродуктивного, проблемного изложения, частично-поискового или исследовательского.

Устное изложение учителя может быть либо приемом объяснительно-иллюстративного метода, либо же использоваться в проблемном изложении знаний. Катехизическая беседа, как правило, служит приемом объяснительно-иллюстративного метода, а эвристическая к приемам частично-поискового метода.Если вопросы и задания направляют на применение знаний в знакомой ситуации, то проверка ведется посредством репродуктивного метода и дает сведения о достижении учащимися второго уровня. Постановка творческих заданий означает применение для проверки частично-поискового и исследовательского методов и позволяет сделать заключение о том, достигнут ли учениками третий уровень усвоения знаний.


Дата: 2019-05-29, просмотров: 321.