Лекция 5 .Мировоззренческие идеи в курсе школьной географии (2ч)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План:

1.Мировоззренческие идеи в курсе физической географии. 2.Мировоззренческие идеи в курсе экономической географии.

3. Идеи, выражающие диалектико-материалистическое понимание взаимодействия природы и общества.

1. В сферу рассмотрения школьной географии входят природная среда, население и хозяйство, что составляет базу для формирования у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения, или взглядов на природу и общественные явления.

В соответствии с содержанием школьной географии содержание ведущих физико-географических понятий неразрывно связаны с законами философии. « закон развития и закон всеобщей связи явлений»- законы диалектического материализма. В географии они проявляются как специфические законы развития целостности ландшафтной оболочки Земли

Идея. Компоненты приролно-территориальных комплексов всех рангов находятся во взаимосвязи и взаимодействии.

Идея. Все компоненты природы иприродно-территориальные комплексы всех рангов постоянно развиваются и изменяются во времени.

Идея. Развитие отдельных компонентов природы и природно-территориальных комплексов – результат взаимодействия противоположных сил.

Идея. В окружающей среде происходит процесс перехода количественных изменений в коренные качественные.

Идея познаваемости законов развития природы Земли.

2. При изучении экономической географии учащиеся подводятся к пониманию идеи о тесной взаимосвязи всех элементов составляющих хозяйство, всех процессов, происходящих в нем.

Идея об историческом характере развития хозяйства.

Идея об определяющей роли общественного строя в развитии хозяйства.

Идея : экономическая отсталость развивающихся стран- следствие колониального прошлого.

Идея: люди любой расы, национальности одинаково способны к труду.

3.Во всех курсах географии раскрываются идеи, выражающие диалектико-материалистическое понимание природы и общества.

Идея: антропогенное воздействие стало важнейшим фактором изменения окружающей среды, которая является обобщением знаний о воздействии человека на отдельные компоненты природы, а также на природно-территориальные комплексы в целом.

Идея: природная среда – необходимое, но не определяющее условие развития и размещении хозяйства.

Идея: роль природы и характер ее влияния на развитие хозяйства исторически меняются.

Идея: охрана географической среды, поддержания в ней качеств, благопритных для хозяйства и здоровья людей иммет жизненно важное значение для человека и является обязанностью всех граждан.

Лекция 6. (2 часа)  Цели обучения географии

План:

1.Цели обучения географии-система ценностей

2. Вклад школьной географии в развитие личности

3. Общая цель и задачи школьной географии

1. Цель обучения-это система ценностей, которые надо сформировать у учащихся. Эти ценности и диктующие их мотивы сами выступают в качестве особого содержания, которое проявляется в эмоционально-ценностной деятельности.

Цель школы - воспитать активную, инициативную, творческую личность.

Какова же роль школьной географии в реализации этих целей? Эта роль определяется современным состоянием географической науки, которая во второй половине XXв. в центр своих исследований поставила фундаментальные законы пространственной организации географической оболочки, взаимодействие природы и общества.

Знание каждым человеком закономерностей развития оболочки, комплексное, географическое мышление и экологически грамотное поведение - важный элемент общей культуры человека.

География - единственный предмет, дающий целостное представления о Земле как планете людей.

В сферу рассмотрения входят естественные и общественные объекты и явления.

В наиболее общем виде цель географического образования - формирование в сознании учащегося системы взглядов, принципов, норм поведения по отношению к географической среде.

 2. Вклад школьной географии в развитие личности :

-изучение географии закладывает основы пространственного мышления, позволяет оперировать понятиями «место», «район», «территория», с помощью которых осмысливаются пространственные аспекты развития природы, населения, хозяйства; география учит мыслить на трех уровнях, «играть» масштабами: Земля, регион, свой край, своя местность;

-изучение предмета развивает личностную установку каждого человека на бережное отношение к окружающей среде, формирует экологическую культуру;

-география раскрывает основы экологических знаний, способствует формированию социальной позиции учащихся: «я житель» , «я работник»;

-современный облик Земли рассматривается в процессе изучения предмета как результат длительного процесса развития географической оболочки;

-учащиеся овладевают универсальным языком общения - умением пользоваться географической картой,

-география вносит вклад в развитие комплексного стиля мышления, формирует особый взгляд человека на мир, установку на создание целостных образов (представлений);

-способствует межпредметной интеграции и координации географических знаний с другими предметами;

-возрастает коммуникативная функция географии.

 3. Общая цель географического образования - формирование всесторонне образованной и инициативной личности, до создания которой доведена система взглядов, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе ибучения и готовит подрастающее поколение к активной деятельности и непрерывному образованию в быстро меняющемся мире, т.е. цели направлены на формирование личности, понимающей основы развития географического пространства планеты Земля и умеющий правильно ориентироваться в пространстве, прогнозировать тенденции его развития.

В узком смысле - овладение учащихся законченной системой географических знаний и умений и возможности их применения в различных жизненных ситуациях.

Цели образования конкретизируются в задачах:

-обеспечить усвоение школьниками многообразия географического пространства на разных уровнях, что составляет знания о географической   картине мира;

-сформировать представление о характере и динамике основных природных, экономических, социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в географической оболочке;

-сформировать систему знаний о природе, населении и хозяйстве России, своего региона, стран мира;

-раскрыть особенности современного этапа взаимодействия природы и общества, значение мер охраны окружающей среды и рационального природопользования;

-рассмотреть закономерности, присущие строению и развитию компонентов природы, природных комплексов, а так же закономерностей размещения населения в связи с природными, социальными и производственными факторами;

-обеспечить развитие умений школьников самостоятельно работать с различными источниками географической информации, ориентироваться, вести наблюдения в природе и на производстве;

-ознакомить учащихся с основными методами географической науки, сформировать умения (наблюдать, создавать образ территории, эстетически воспринимать окружающий ландшафт и т.п.).

Лекция 7 (2ч) Место географии в вариантах учебных планов общеобразовательных учреждений

План:

1. Понятие «учебный план»

 2.География в учебном плане основной школы.

 3.Пропедевтические курсы, их место в учебных планах школы.  4.Структура традиционного содержания школьной географии.

1. Понятие «учебный план»

Учебный план является основным нормативным документом образовательного учреждения, осуществляющего учебный процесс в рамках классно-урочной системы и предметной структуры обучения. Учебный план – элемент образовательных стандартов. В нем показано число уроков в неделю, отводимых на изучение каждого предмета в течение каждого года обучения. учебный план является базой для разработки учебных программ и учебно-методических пособий, для планирования кадрового и финансового обеспечения образовательного учреждения. На территории России введен федеральный базисный учебный план. Внем предложено годовое рапределение часов, что дает возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход к формированию учебного времени, строит учебный план школы на принципах вариативности.

Сущность базисного плана заключается в распределении содержания образования и учебной нагрузки учащихся на отдельные компоненты, конструируемые на общегосударственном, региональном и местных уровнях. Федеральный компонент должен занимать не менее 75% нормативного времени. Для РТ усилен региональный компонент -15%, школьный- 10%

Базисный план определяет количество часов на изучение учебных предметов федерального компонента ГОСобщего образования.

2. География в учебном плане основной и профильной  школы.

География относится к ряду учебных предметов, которые в федеральном компоненте ГОС определены как обязательные для изучения в основной школе. На основе федерального, регионального и школьного компонента определяется место географии в конкретном образовательном учреждении. На географию в 5-м классе отводится-35 часов(1 раз в неделю), в 6-м классе- 35 часов в неделю, в 7-м классе -70 часов (2 часа в неделю), В 8-м -70 часов (2 часа в неделю), в 9-м -70 часов (2 часа в неделю)

В профильной школе география нашла свое отражение в объеме 70 часов на базовом уровне и 21 часов на профильном уровне за 2 года. Также введены элективные курсы.

3. Пропедевтические курсы, их место в учебных планах школы

Первоначальные географические знания учащиеся получают в начальной школе при изучении интегрированного предмета « Окружающий мир» с 1-го по 4-й класс по 2 часа в неделю. Курс насыщен географическим содержанием.

В результате изучения природоведения в 5 классе ученик должен иметь представление: о возникновении жизни на Земле, о результатах выдающихся открытий, взаимосвязях живой и неживой природы; знать размеры и форму Земли, виды движений Земли, основные характеристики внешних ивнутренних оболочек Земли, роль круговорота веществ в непрерывности жизни, взаимосвязи между оболочками Земли. Формируются умения:проводить наблюдения за сезонными изменениями природы, оценивать последствия воздействия человека на природу. Формируется целостная естественно-географическая картина мира.

4. Структура традиционного содержания школьного курса географии.

 В настоящий момент география изучается во всех классах : в начальной школе «Окружающий мир», 5-й класс « География. Введение в географию» ! час в неделю),

6 класс «Физическая география»(1час в неделю),

7 класс «География. Материки и океаны» (2 часа в неделю),

8 класс «География: физическая география России» (2 часа в неделю)

9 класс « География. Население и хозяйство России» (2 часа в неделю)

10 – 11 классы . «Экономическая и социальная география мира» (1 час в неделю)

 Лекция 8(2 ч) Новые концепции школьного географического образования

План:

1Новые концепции школьного географического образования

2. сквозные направления географии

3. Разнообразие программ

1. Современный этап в разработке содержания школьной географии характеризуется созданием новых концепций ее построения.

Первая концепция была разработана в 1988 году. К основным направлениям были отнесены: гуманизация, индивидуализация, базисный уровень обязательный для всех учащихся. В рамках программы предложены схемы структуры. Предлагалось изучать краеведение.

Альтернативная программа под руководством А.М.Абрамова 1989г. (включает характеристику современного состояния содержания географического образования, положение об общественном развитии в целях преподавания географии в школе, принципы перестройки среднего географического образования, характеристику базового содержания. Авторы считают содержание школьной географии продуктом директивного планирования по реализации огромного потенциала географии как средства интеграции знаний их синтеза, учитывается культурно- воспитательная роль предмета, выдвигаются принципы: гуманизации, политизации, экономизации, междисциплинарной интеграции, системности, увлекательности, вариативности, практической направленности.

Представлена структура географического образования, в основе страноведческий подход.

1-ая ступень 1-5 кл. география интегрируется с гуманитарными дисциплинами и представляет материал в форме «картина мира» (яркие очерки историко-географического краеведения);

2-ая ступень 6кл.- «Общая география»;

3-ая ступень 7-9 кл. – Единый курс страноведения из 3х частей: «Страны мира», «География России», «Родной край в России».

4-ая ступень 10-11 кл - курсы «Общественной географии», «Землеведения и экологии», «Цивилизации мира».

Однако программа трудно реализуется в школе, много описания не выделены четко системы знаний по годам обучения.

 2. Новые программы по географии усовершенствованы на основе сквозных направлений: интеграции, экологизации, гуманизации, политизации, практической направленности.

Создаютсяе курсы, где общеземлеведческие знания тесно взаимосвязаны с комплексным страноведением.

Экологизация - усилены ресурсоведческие вопросы, проблемы сохранения живой природы, охраны окружающей среды.

Гуманизация - усилено внимание к человеческому, личностному фактору, к социальным аспектам общества. Изучения географических открытий, исследований, в расширении объема учебного материала о народах и странах, о населении отдельных стран, о непроизводственной сфере, сведений из других наук, изучающих человека (истории, этнографии, социологии).

Политизация - внимание к изучению карт, изменений ее в разных регионах мира.

Экономизация - усилено внимание к понятиям экономической географии и экономики, к изучению трудовой деятельности человека (как формы взаимодействия природы и общества, к рассмотрению темпов роста, масштабов, структуры общественного производства, повышение его эффективности, к ознакомлению школьников с трудовыми навыками населения).

Практическая направленность - формирование специальных географических знаний, умений, навыков в тесном единстве с системами изучаемых теоретических и эмпирических знаний, усилено внимание раскрытию конструктивного характера современной географической науки

3. Разнообразие программ

Существует большое количество авторских программ по географии, это способствует реализации принципа вариативности образования. Различают программы: основные (традиционные), для углубленного изучения, профильные, программы элективных курсов. Для профильных школ можно предложить такие как «Глобальная география», «Природопользование», «Коммерческая география», «Медицинская география», «Основы Геологии»,

«География религий». «Рекреационная география» и др.

Лекция 9 (2 ч) ФГОС географического образования

План:

1. Стандарт географического образования. Составные части стандарта.  2.Основные содержательные линии.

1. Так как каждая школа имеет свой план, то необходим инструмент управления образованием – ГОС ( Государственный Общеобразовательный Стандарт).

ГОС-система основных характеристик, норм образованности. Эта норма отражает общественный идеал, учитывает возможности личности и отражает систему образования.

Новая идеология образования состоит в том, что содержание строится на выделении основ наук как базы школьных дисциплин. Конструируются отдельные образовательные области, которые представлены набором соответствующих учебных предметов и интегрирующих курсов.

Основная часть ГОС - общая характеристика учебной дисциплины, где изложены цели, объекты, явления изучения и основные содержательные линии предмета. ГОС - основа для разработки программы по предмету.

Традиционная школьная дисциплина «География» в стандарте представлена в образовательной области «Земля» (№6,1993г. «География в школе» временный ГОС).

Основные положения концепции, отраженные в стандарте:

- образовательная область «Земля» - одна из более чем десяти базовых областей общего среднего образования.

- география - уникальная учебная дисциплина, дающее целостное представление о Земле как планете людей, имеет 2 аспекта: природный и социально-экономический, она тесно связана с другими областями знаний, чем обеспечивает широкий взгляд на мир;

- географическая культура - составная часть общечеловеческой культуры, одна из важнейших ее задач - поддержка экологического равновесия;

 - научные географические знания дополнены другими формами отражения мира (не только знания о Земле, но и нормы, правила отношения человека с Землей, представления о Земле, выраженные средствами искусства, религии, морали);

- знания о Земле, сформированные у школьников средствами географической науки обогащаются представлениями о том, как этот реальный мир отражен человеком через его культуру.

ГОС состоит из 2-х разделов: описания содержания базового географического образования и требований к подготовке учащихся по предмету.

 2. Выделены следующие содержательные линии:

1. Научные основы содержания образовательной области «Земля», включающие основные учения, теории, методы географических исследований.

2. Объекты природные и социально-экономические, отражающие структуру и пространственную неоднородность Земли (материки и океаны, горы и равнины, природные комплексы и т.д.).

3. Процессы и явления на планете, как природные, так и социально-экономические, в том числе антропогенные факторы как позитивного, так и негативного характера.

4. Материальные и духовные культурные ценности, отражающие опыт познания и существования человека в пространстве и выраженные в материальной и духовной культуре народов.

5. Типовая структура географической характеристики территории, овладение которой будет способствовать познанию территориальных систем в их взаимодействии.

В стандарте зафиксированы требования к подготовке учащихся.

Результат проверяется по усложняющимся уровням, которые выражены через деятельность учащихся (называть, показывать по карте, определять и измерять, фиксировать, оценивать, объяснять, прогнозировать).

ГОС - это научно - методическая основа конструирования структуры и содержания школьной географии.

СТРУКТУРА ГОС

I.Общее положение.

1.1 Пояснительная записка.

1.2 Базовые области общего среднего образования.

1.3 Общая структура стандарта.

1.4 Основные содержательные линии.

II. Обязательный минимум географического образования.

      2.1 Научные основы содержания образовательной области Земля.

      2.2 Объекты природные и социально-экономические.

      2.3 Процессы и явления.

      2.4 Материальные и духовные культурные ценности, отражающие опыт       познания и сущности человека в пространстве.

      2.5 Типовая структура географической характеристики территории.

III. Требования к уровню подготовки учащихся (называть, определять, описывать, прогнозировать).

IV. Оценка выполнений требования стандарта.

Лекция 10 ( 6ч). Содержание базового школьного образования и его основные компоненты.

План:

1.Теоретические знания.

2.Эмпирические знания.

3.Формирование умений.

 1. Теоретические знания отражают сущность предметов и явлений, выявляют их особенности, внутренние связи и отношения. К теоретическим знаниям относят понятия, причинно-следственные связи, закономерности, научные концепции, теории.

Эмпирические знания отражают внешние особенности объектов и явлений. К эмпирическим относят: единичные понятия, представления, факты.

Общие понятия и единичные тесно взаимосвязаны и существуют вместе. Общие понятия охватывают целый класс одинаково называемых однородных предметов и явлений. Например, море, залив, экономические районы.

Общие понятия делятся на общенаучные и общегеографические.

К общенаучным понятиям относят такие, которые не являются специфическими для географии. Общегеографические понятия иногда называются географическими терминами. Они характерны только для географии. Имеются общие географические понятия, которые относятся к методам и средствам географического изучения Земли (глазомерная съемка).

К ним относятся:

1.Общие понятия о физико-географических объектах и явлениях (холм, река, цунами).

2.Общие понятия об экономико-географических объектах (город, экономический район).

3.Понятие о географической карте и способах изображения объектов и явлений на картах.

В определении общего понятия раскрываются существенные признаки, которые являются общими для всех объектов, относящихся к данному понятию.

Общие понятия составляют научный фундамент курсов географии.

Понятие может состоять из отдельных смысловых единиц, каждая из которых в свою очередь тоже является понятием. Например, понятие климат состоит из смысловых единиц: температура воздуха, давление воздуха, осадки, ветры, водяной пар.

В учебных программах выделены географические понятия.

Причинно-следственные связи - отражают причинные отношения между объектами, явлениями, процессами. Каждому школьному курсу географии характерны свои причинно - следственные связи.

Закономерности выражают наиболее существенные, повторяющиеся и относительно устойчивые связи и отношения между географическими объектами и явлениями. К общим физико-географическим закономерностям относятся:

-ритмичность; целостность; круговорот веществ; цикличность;

В экономической и социальной географии - закономерности размещения отраслей хозяйства на отдельных территориях.

 Научные гипотезы. Гипотеза - это предположительное суждение о закономерной связи явлений. В географии изучаются гипотезы происхождения материков и впадин океанов.

Научная концепция - это определенный способ понимания трактовки каких-либо явлений, основных точек зрения.

В обучении географии можно выделить, например, концепцию ресурсных циклов, единства природы суши и Мирового океана.

Теория - это система основных идей и форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существующих связях действительности. В физической географии имеются теории:

-физико-географического районирования;

-почвообразовательного процесса, водного баланса, экологического кризиса;

В экономической и социальной географии теории экономического районирования, территориального разделения труда, размещение производственных сил и роль научно-технического прогресса в размещении производительных сил и размещении производства.

В географии теории рассматриваются не на уровне строгих определений, а лишь путем описания и иллюстрации теоретических положений конкретными примерами.

В содержании современной школьной географии увеличена доля обобщенных исторических знаний, что свидетельствует о повышении научного уровня обучения.

2. Эмпирические знания:

1.единичные географические понятия;2.представления;3.факты.

Единичные географические понятия:

А) понятия о физико-географических объектах (о конкретных морях, горах, реках);

Б) понятия о конкретных экономико-географических объектах (городах, предприятиях, каналах);

В) понятия о материках, частях света, природных областях в их пределах.

Г) понятия о странах и регионах в их пределах.

Единичные понятия не повторяются, каждому соответствует определенное географическое название.

Представления - это чувственно-наглядные образы предметов и явлений в данный момент человеком непосредственно не воспринимаемых. В сознании учащихся в процессе обучения и жизненной практики создается множество разнообразных представлений.

3. Умения-это практические действия, сознательно выполняемые учащимися на основе имеющихся знаний и жизненного опыта.

Навыки-это практические действия, выполненные автоматически.

В географии преобладают умения, которые подразделяются на географические и учебные.

К физико-географическим умениям относятся, например, умения работать с источниками географической информации (карты, диаграммы), умения определять географическое положение объектов, территорий; умения обозначать и подписывать географические объекты на карте; умения составлять характеристику компонентов природы; умения наблюдать погоду, фиксировать данные, объяснять изменение погоды: умения выявлять и описывать характерные черты, природы отдельных территорий.

В экономической географии - умение оценивать природные ресурсы хозяйственного использования, умения анализировать статистические данные для характеристики хозяйства России и других стран, умения составлять характеристик населения, основных отраслей хозяйства, городов, республик, стран и т.д.

Этапы формирования умений и навыков:

1. Показ значения умений и постановка цели, овладение им, знакомство с источниками знаний, на основе которых умения применяются.

2. Ознакомление с составом умения, с действиями.

3. Показ и объяснение учителем образца выполнения действия.

4. Тренировочные упражнения для овладения умениями.

5. Самостоятельное применение учащихся, его перенос на новый материал и использование для новой задачи.

Лекция 11 (2 часа) Принципы психологии в обучении географии

План

Дата: 2019-05-29, просмотров: 694.