1. К основным методам и теоретическим проблемам относятся предмет и методы теоретического научного исследования, цели обучения предмета, принципы отбора содержания, психолого-педагогические основы обучения географии.
Цели обучения направлены на воспитание средствами предмета активной, инициативной творческой личности. Обучение личностно-ориентированное.
На сегодняшний день актуально:
1. Разработка критериев отбора содержания, принципов построения предмета в целом и по отдельным курсам на основе ГОС.
2. Содержание образованной и социальной деятельностью учащихся, что позволяет им применять усвоенные знания на практике.
3. Определенные соотношения в учебном предмете географии теории и фактов, осуществление сквозных направлений развития географии в обучении.
В условиях современной школы, возрастает самостоятельность учителей в планировании учебного процесса, в выборе приемов, учебников, умение вести исследовательскую работу.
В методике обучения несколько методов исследования:
Методы
Экспериментально- Теоретические
Эмпирические (осмысление и построение теорий)
(накопление фактов, проверка, уточнение выводов)
Теоретические:
а) системно-структурный анализ,б) логико-дидактический анализ,
в) типологический подход, г) исторический, д) сравнительный,
е) статистический,ж) математический
Системно-структурный - этот подход предполагает определенные цели, отбор содержания, методов, средств обучения, связи между ними и оценку эффективности урока.
Типологический подход (осуществляется группировка объектов, явлений, выделяются существенные признаки каждой группы, этот подход находит применение при исследовании проблем методической науки), (4 компонента географического образования-знания, умения, опыт творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностного отношения к деятельности ), (методы обучения, типы средств, типы уроков).
Математические методы исследования (выявление и обработки сложных взаимосвязей, закономерностей педагогических явлений, например, связь между применяемыми методами и уровнем знаний. При обработке результатов эксперимента).
Исторический - все исследования рассматриваются в развитии и изменении.
Моделирование - модель, вспомогательный объект, сконструированный человеком в определенных целях (более простой и доступный для изучения).
2. Эмпирические методы исследования
Эмпирические Эксперимент
1. Изучение опыта работы школы 1.Естественный
2. Наблюдения 2.Лабораторный
3. Беседы 3.Констатирующий
4. Анкетирование 4.Контрольный
5. Изучение школьной документации
6. Письменные работы
Один из самых распространенных методов исследования - наблюдение.
Наблюдательность-показатель творческих способностей школьника. Наблюдение сочетается с беседами, анкетированием.
Педагогический эксперимент-научно-поставленный опыт обучения и воспитания (длительный, кратковременный, простой, сложный, лабораторный, естественный, констатирующий и контрольный).
Педагогический эксперимент направлен на создание нового опыта, чтобы определить доступны ли материал, эффективны ли способы изучения нового материала.
Для успешного эксперимента важны:
1. Гипотеза (круг знаний, умений)
2. Использование разных методов, форм, средств обучения
3. Создание учебно-методических материалов
Главный критерий прочности новых методических предложений-отражены в знаниях.
Логика методического исследования
1 этап: объяснение актуальности избранной темы.
2 этап: уяснение главной проблемы исследования
3 этап: гипотеза, 4 этап: определение задач исследования на пути решения главной проблемы и проверки гипотезы, 5 этап: выбор методов исследования, 6 этап: подготовка экспериментального материала
7 этап: эксперимент, 8 этап: выводы, 9 этап: показ практической значимости
На современном этапе развития методической науки разрабатываются варианты, концепции географического образования;
-усиливается комплексный подход
-усиливается гуманистические и культорологические направления
-дифференцируемый подход, -новые средства обучения.
Лекция 4 (2 часа)
Географическая культура - составная часть общей культуры человека
План:
Дата: 2019-05-29, просмотров: 322.