1. К основным методам и теоретическим проблемам относятся предмет и методы теоретического научного исследования, цели обучения предмета, принципы отбора содержания, психолого-педагогические основы обучения географии.
Цели обучения направлены на воспитание средствами предмета активной, инициативной творческой личности. Обучение личностно-ориентированное.
На сегодняшний день актуально:
1. Разработка критериев отбора содержания, принципов построения предмета в целом и по отдельным курсам на основе ГОС.
2. Содержание образованной и социальной деятельностью учащихся, что позволяет им применять усвоенные знания на практике.
3. Определенные соотношения в учебном предмете географии теории и фактов, осуществление сквозных направлений развития географии в обучении.
В условиях современной школы, возрастает самостоятельность учителей в планировании учебного процесса, в выборе приемов, учебников, умение вести исследовательскую работу.
В методике обучения несколько методов исследования:
Методы
Экспериментально- Теоретические
Эмпирические (осмысление и построение теорий)
(накопление фактов, проверка, уточнение выводов)
Теоретические:
а) системно-структурный анализ,б) логико-дидактический анализ,
в) типологический подход, г) исторический, д) сравнительный,
е) статистический,ж) математический
Системно-структурный - этот подход предполагает определенные цели, отбор содержания, методов, средств обучения, связи между ними и оценку эффективности урока.
Типологический подход (осуществляется группировка объектов, явлений, выделяются существенные признаки каждой группы, этот подход находит применение при исследовании проблем методической науки), (4 компонента географического образования-знания, умения, опыт творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностного отношения к деятельности ), (методы обучения, типы средств, типы уроков).
Математические методы исследования (выявление и обработки сложных взаимосвязей, закономерностей педагогических явлений, например, связь между применяемыми методами и уровнем знаний. При обработке результатов эксперимента).
Исторический - все исследования рассматриваются в развитии и изменении.
Моделирование - модель, вспомогательный объект, сконструированный человеком в определенных целях (более простой и доступный для изучения).
2. Эмпирические методы исследования
Эмпирические Эксперимент
![]() |
1. Изучение опыта работы школы 1.Естественный
2. Наблюдения 2.Лабораторный
3. Беседы 3.Констатирующий
4. Анкетирование 4.Контрольный
5. Изучение школьной документации
6. Письменные работы
Один из самых распространенных методов исследования - наблюдение.
Наблюдательность-показатель творческих способностей школьника. Наблюдение сочетается с беседами, анкетированием.
Педагогический эксперимент-научно-поставленный опыт обучения и воспитания (длительный, кратковременный, простой, сложный, лабораторный, естественный, констатирующий и контрольный).
Педагогический эксперимент направлен на создание нового опыта, чтобы определить доступны ли материал, эффективны ли способы изучения нового материала.
Для успешного эксперимента важны:
1. Гипотеза (круг знаний, умений)
2. Использование разных методов, форм, средств обучения
3. Создание учебно-методических материалов
Главный критерий прочности новых методических предложений-отражены в знаниях.
Логика методического исследования
1 этап: объяснение актуальности избранной темы.
2 этап: уяснение главной проблемы исследования
3 этап: гипотеза, 4 этап: определение задач исследования на пути решения главной проблемы и проверки гипотезы, 5 этап: выбор методов исследования, 6 этап: подготовка экспериментального материала
7 этап: эксперимент, 8 этап: выводы, 9 этап: показ практической значимости
На современном этапе развития методической науки разрабатываются варианты, концепции географического образования;
-усиливается комплексный подход
-усиливается гуманистические и культорологические направления
-дифференцируемый подход, -новые средства обучения.
Лекция 4 (2 часа)
Географическая культура - составная часть общей культуры человека
План:
Дата: 2019-05-29, просмотров: 336.