ПРЕДМЕТ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБЛАСТИ ГЕОГРАФИИ,
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План: Введение

1. Предмет и задачи теории и методики обучения географии.

 Методика обучения и воспитания в области географии-частная дидактика

2. Краткая история развития методики географии.

1.Теория и методика обучения географии - одна из отраслей педагогической науки. Она знакомит с психолого-педагогическими основами обучения географии, целями, содержанием географического образования в средней школе.

Роль методической подготовки в деятельности учителя возрастает, так как он должен уметь владеть средствами учебного предмета, внести вклад в формирование личности школьника. Этого можно достигнуть путем организации самостоятельной познавательной деятельности, развитии их инициативы и творчества.

В основе подготовки учителем положены идеи развивающего обучения, внимание на характер деятельности ученика. В содержание географического образования включены: знания, умения, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

По широте межпредметных связей теория и методика обучения географии превосходит все остальные предметы ее обучения, предполагает опору на знания по другим предметам (это помогает осуществлять междисциплинарную координацию и обобщение знаний).

2.Теория и методика обучения географии - это частная дидактика (теоретическая наука), исследующая содержание образования, общие закономерности процесса обучения и воспитания. Она разрабатывает модели обучения, которые находят отражения в содержании образования.

Предмет методики обучения географии - школьная дисциплина, ее содержание, структура, которые представляют собой педагогическую конструкцию, а так же процесс овладения учащимися географического образования при взаимосвязанной деятельности учителя и учащегося.

Методика обучения географии дает ответы на вопросы:

Цели, содержания, средства, методы и формы организации обучения образуют целостность:

 

 

 


Методика обучения географии как наука имеет 2 аспекта: теоретический и прикладной.

Учебный предмет представляет особую педагогическую «проекцию» науки с учетом возрастных особенностей школьников и их предшествующей подготовки.

К особенностям обучения географии относят широкое использование краеведческого принципа, экологическую и практическую направленность, работу на местности, наблюдений, экскурсий; особое внимание к применению комплекса средств - именно географии.

Задачи теории и методики обучения географии.

1. Корректировка целей обучения географии в направлении воспитания активной творческой инициативной личности.

2. Сделать обучение личностно-ориентированным.

3. Разработка критериев содержания, принципов построения программ предмета в целом и по курсам.

4. Определение системы ценностей, которое необходимо усвоить у школьников средствами географии.

5. Наполнить содержание социальной деятельностью учащихся (чтобы применять знания на практике).

2. Краткая история развития методики обучения географии.

Основоположником методики обучения географии в мировом масштабе считают великого педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670), создателя дидактики, разработавшего единую школьную систему, принципы и правила обучения детей. В России географию стали преподавать в школах на рубеже XVII-XVIIIвв. Необходимость изучения диктовалась потребностями практики: задачами развития хозяйства в эпоху Петра I, ростом торговли, развитием промышленности, которая требовала новых источников сырья. Родоначальником научных основ методики географии в России считают К.Д.Ушинского (1824-1870). В 60-е годы XIXв., в своих педагогических трудах он определил основные требования к содержанию географического образования того времени, обосновал роль географии как учебного предмета. Ушинский особое внимание обратил на большую воспитательную роль В 1884г. В Московском университете была открыта кафедра географии, которую возглавил Д.Н.Анучин, уделявший большое внимание развитию школьной географии. В 1915г. В Москве прошел первый съезд преподавателей географии России.

Большой вклад в разработку теоретических основ методики внес первый редактор журнала «География в школе», известный географ Н.Н.Баранский. Второй период в развитии методики в советской школе относится к середине 50-х-концу 60-х годов. В этот период теоретические и методические вопросы методики географии получили развитие в трудах ведущих методистов: А.Е.Бибик, А.В.Даринского, Т.П.Герасимовой, М.К.Ковалевской, В.А.Коринской, И.С.Матрусова, В.П.Максаковского, Л.М.Панчешниковой и др.

В 70-е и 80-е годы в Методике обучения географии были проведены важные исследования по таким проблемам, как структура и содержание отдельных курсов школьной географии.

Современный этап развития методической науки протекает в условиях коренной перестройки учебных планов, программ, учебников.

Лекция 2 (2 часа)

Связи теории и методики обучения географии с другими дисциплинами.

План:

1. Связь методики обучения географии с психологией

2. Связь методики обучения географии с географическими науками

3. Вопросы интеграции в преподавании географической дисциплины.

1.Теория и методика обучения географии тесно связана с дидактикой и теорией воспитания. Т и МОГ - это частная дидактика. В ней реализуются общие закономерности обучения, отбор содержания науки проводится на основе принципов дидактики.

Т и МОГ связана с психологией, во-первых, при разработке методов и приемов, данные педагогической психологии о закономерностях мышления, запоминания, внимания, формирование навыков и умений. Психология показывает пути развития способностей учащихся, взаимоотношения и сотрудничество между учащимися. Во-вторых, данные педагогической и возрастной психологии о психофизиологических особенностях учащихся разного возраста учитываются при отборе содержания, выборе форм и методов обучения. Рассматриваются результаты трудов психологов: Богоявленской Д.Н., Менчинской Н.А. о стимулировании умственного труда (познаний) и развития.

Давыдовой В.В., Эльконина Д.Б. о роли обобщений и усвоения теоретических знаний.

2. Т и МОГ как предмет тесно связана как с географией, с науками, которые составляют ее содержание: физической и экологической географией, со смежными естественными и экономическими науками.

Т и МОГ включает две составные части: общую и частные методики географии. Общая методика включает весь процесс обучения географии в школе в целом (вопросы содержания, организации, методов обучения, планирование учебной работы, вопросы внеклассной работы).

Общая методика - это дидактика географии. Она развивает и конкретизируется на материалах школьной географии принципы и основные положения дидактики.

Частные методики географии- это методики изучения отдельных курсов и основных тем, составляющих этот курс. Частные методики конкретизируют положения общей методики географии на материалах разных частей школьного курса.

Связь МОГ с другими науками с логикой, теорией воспитания, дидактикой, а также с практикой работы в школе.

3. В настоящее время география - интегрированная наука, связанная с : А)естественными; Б)техническими; В)гуманитарными областями знаний.

Частью школьной географии являются модульные курсы (факультативы, предметы для углубленно изучения географии, их содержание связано с различными областями географических знаний и смежными с ней науками (страноведением, топографией, картографией, геологией, экологией, экономикой).

Содержание географии постоянно совершенствуется. Это ярко проявляется в государственном образовательном стандарте (в нем научные основы географии составляют главную часть и отражают последние достижения науки, требования к знаниям и умениям).

Школьная география не проецирует науку на школу, это специально сконструированный предмет с определенными функциями. Но географическая наука оказывает влияние на содержание, методы, средства обучения.

Среди методов обучения широко применяются:

-картографический,-статистический, -метод наблюдений.

-методы полевых исследований.

Среди средств обучения ведущее место принадлежит карте - это и предмет изучения и самостоятельный источники знаний. Учащиеся работают и с другими источниками информации: справочниками, информационными источниками.


Лекция №3

 Методы и этапы научного исследования в методике обучения и воспитания географии

План:

Дата: 2019-05-29, просмотров: 362.