История, этапы развития и тренды Интернет-рынка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Интернет как наиболее доступная и удобная глобальная система обмена информацией между пользователями с каждым годом активнее внедряется и трансформирует бизнес-процессы. Электронный бизнес как процесс, который компания производит посредством сети связанных между собой компьютеров, активно развивается во многих странах. Приведенное ниже определение электронного бизнеса как «преобразование основных бизнес-процессов при помощи Интернет-технологий» было дано директором компании IBM Луи Герстнером впервые в октябре 1997 г. и было зарегистрировано в качестве торговой марки [5].

В настоящее время под электронным бизнесом понимается модель организации бизнеса, в которой бизнес-процессы как система последовательных, целенаправленных и регламентированных видов деятельности, автоматизируются с помощью информационных систем.

В широком смысле электронный бизнес – это реализация бизнес-процессов с использованием информационно-коммуникационных технологий и систем. В узком смысле электронный бизнес – это бизнес на электронном рынке в Интернет [1, с. 65].

Интернет, обладая большими возможностями работы с информацией, способствует возникновению инновационных технологий, на основании которых появляются новые отношения между участниками бизнеса. По законам виртуалистики, сформулированным Г. Почепцовым, в электронном бизнесе на первое место выходит не степень соответствия объекта реальному миру, а степень соответствует миру виртуальному. Это не означает лжи, это означает, что приводимые факты должны соответствовать декларируемому смыслу [23, с. 126].

Широкое внедрение информационных технологий в маркетинг, менеджмент, финансы стали источником появления новых подходов в организации электронного бизнеса.

Электронный бизнес все больше внедряется на предприятиях и не ограничивается только сбытом продукции, а носит всеобщий характер, являясь элементом стратегии деятельности предприятия. Он предлагает новые возможности в реализации бизнес-процессов предприятия, поддержании его конкурентоспособности, становится источником инновационных преобразований предприятия и существенных стратегических преимуществ [15].

Электронный бизнес развивался постепенно, менялись технологии ведения бизнеса и сами бизнес-процессы на предприятиях под воздействием этих технологии, формировались новые модели бизнеса.

Электронный бизнес в своей истории прошел большое количество этапов развития от простейшего обмена данными, создания информационных сайтов до применения в своих технологиях систем искусственного интеллекта.

Специалисты компании Gartner Group предложили классификацию этапов развития электронного бизнеса, выделив четыре фазы: присутствие, взаимодействие, передача данных (транзакции) и трансформация бизнеса. А также рассмотрели его историю: зарождение, развитие и изменение технологий связанных с ним [15].

I этап (1960-1970 гг.) Основной особенностью этого этапа является зарождение принципов информационного общества, впервые детально разработана концепция компьютерной сети, а также создан стандарт обмена данными.

II этап (1970-1980 гг.) На втором этом этапе создаются основные технологические новшества, которые способствовали быстрому развитию информационных технологий: микропроцессоры, карты памяти, концепции развития сети, идеи создания электронной подписи.

III этап (1980-1990 гг.) Особенностью этого этапа является разработка стандарта Интернет, появление первых концепций электронной коммерции и электронного бизнеса, использование на предприятиях систем планирования производственных ресурсов на основе данных от поставщиков и потребителей.

IV этап (1990-2000 гг.) Характеризуется созданием новой глобальной информационной среды WorldWideWeb, появлением технологии платежных систем для электронных денег, впервые был создан Интернет-банк.

V этап (2000-2015 гг.) Современный этап характеризуется массовым внедрением Интернет-технологий во все сферы бизнеса.

Эволюция этапов электронного бизнеса неразрывно связана с трактовкой термина «электронный бизнес», так как на протяжении определенного периода создавались концепции развития в электронной среде, менялись подходы к пониманию нового вида бизнеса, создавались новые модели электронного бизнеса, уточнялись особенности его развития.

На сегодняшний день можно выделить четыре направления развития электронного бизнеса в мире, связанные с его географическим местоположением: американское, европейское, азиатское и российское. Каждое направление характеризуется уровнем развития технологий, политической направленностью, правовыми нормами и национальными особенностями.

Определение термина «электронный бизнес» в своей истории прошло большое количество изменений, причем на своем раннем этапе электронный бизнес отождествлялся с электронной коммерцией, и его суть сводилась к понятию электронных продаж. Поэтому важно отметить, что частным случаем электронного бизнеса является электронная коммерция как форма торговли товарами и услугами посредством использования электронных средств, представляющая собой совокупность технических и организационных форм ведения коммерческой.

Электронная коммерция (от англ. e-commerce) – это сфера экономики, которая включает в себя все финансовые и торговые транзакции, осуществляемые при помощи компьютерных сетей, и бизнес-процессы, связанные с проведением таких транзакций [26].

Одним из направлений развития электронной коммерции является электронная торговля.

Традиционно под торговой деятельностью понимают деятельность, направленную на осуществление актов купли – продажи товаров. Термин «электронная торговля» в международной практике впервые был определен в 2000г. В рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) как совокупность сделок продажи или купли материальных товаров или услуг, осуществляемых через взаимно связанную сеть компьютеров, при этом главным признаком электронной сделки была определена регистрация электронными средствами факта заказа на товар. В 2004 г. Группа экспертов ОЭСР уточнила определение электронной торговли как совокупности любых коммерческих сделок, реализованных на основе использования средств компьютерной и телекоммуникационной техники [2, с. 33].

Электронная торговля – это коммерческая деятельность, направленная на осуществление актов купли – продажи товаров с использованием телекоммуникационных сетей.

Основными функциями электронной торговли, как традиционной, являются:

· реализация произведенной потребительной стоимости (товаров);

· организация взаимосвязи производства и потребления;

· доведение предметов потребления до потребителей путем организации пространственного перемещения товаров и осуществления ряда операций по продолжению процесса производства в сфере обращения (транспортировка, хранение, подсортировка, подработка товара, приведение продукции к товарному виду и т.п.);

· поддержание баланса между предложением и спросом;

· сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на приобретение товаров) путем совершенствования технологии продаж, информационных услуг и пр.;

· маркетинг: рыночные исследования, определение цены, создание служб сервиса и др.

Как правило, в системах электронной коммерции присутствуют все этапы совершения сделок: поиск требуемой продукции или услуг, уточнение деталей, оплата, получение (доставка) заказа.

В зависимости от участников электронных взаимоотношений электронная коммерция подразделяется на сектора. Основными секторами являются [28, с. 57]:

· В2В (business to business, бизнес для бизнеса) – сектор взаимодействия юридических лиц, организаций;

· В2С (business to customer, бизнес для потребителя) – сектор взаимодействия юридических лиц и физических лиц;

· В2G (business to government, бизнес для правительства) – сектор взаимодействия юридических лиц и государственных организаций;

· С2С (business to customer, потребитель для потребителя) – сектор взаимодействия физических лиц;

· G2C (government to customer, правительство для потребителя) – сектор взаимодействия государственных организаций и физических лиц;

Другие сектора: C2B, G2G, C2G, G2B, включая тех же участников, отличаются только характером их взаимодействия.

Схема B2B или бизнес-бизнес. Принцип осуществления подобного взаимодействия очень прост: предприятие торгует с другим предприятием. Интернет-платформы дают возможность значительно упростить проведение операций на всех этапах, сделать торговлю более оперативной и прозрачной. Часто в таких случаях представитель стороны заказчика имеет возможность интерактивного контроля процесса выполнения заказа путем работы с базами данных продавца. Пример сделки B2B – продажа шаблонов для сайта компаниям для последующего использования в качестве основы дизайна собственного Интернет-ресурса компании. Безусловно, сюда относятся любые взаимодействия, включающие в себя оптовые поставки товара или аналогичное выполнение заказов.

Схема B2C или бизнес-потребитель. В этом случае предприятие торгует уже напрямую с клиентом (не юридическим, а физическим лицом). Как правило, здесь речь идет о розничной реализации товаров. Клиенту такой способ совершения коммерческой операции дает возможность упростить и ускорить процедуру покупки. Ему не приходится идти в магазин, чтобы выбрать нужный товар: достаточно просмотреть характеристики на сайте поставщика, выбрать нужную конфигурацию и заказать продукт с доставкой. Коммерсанту же возможности Интернета позволяют оперативнее отслеживать спрос (помимо экономии на помещении и кадрах). Примеры этого вида торговли – традиционные Интернет-магазины, направленные на целевую группу непосредственных потребителей товаров. C 2010 года начала развитие так называемая социальная коммерция, или сфера продаж товаров и услуг в социальных сетях.

Схема С2С или потребитель-потребитель. Такой способ осуществления электронной коммерции предполагает совершение сделок между двумя потребителями, ни один из которых не является предпринимателем в юридическом смысле слова. Интернет-площадки для подобной торговли являются чем-то средним между рынком-толкучкой и колонкой объявлений в газете. Как правило, коммерция по схеме С2С осуществляется на сайтах Интернет-аукционов, приобретающих все большую популярность в наше время. Для клиентов таких систем основное удобство заключается в более низкой цене товара, по сравнению с его стоимостью в магазинах [26].

Модели B2B и B2C являются сегодня основными в электронной коммерции, поскольку именно они обеспечивают большую часть трансакций в Интернет. Однако по мере дальнейшего развития и внедрения информационных технологий в экономические процессы роли других моделей, которые иногда называют смешанными или производными, будет постоянно возрастать [16, с. 30].

Помимо описанных выше наиболее распространенных схем электронной коммерции, существует и несколько других. Они не столь популярны, но, все же, применяются в некоторых специфических случаях. Речь идет о взаимодействии как предпринимателей, так и потребителей с государственными структурами. В последнее время многие операции по взиманию налогов, заполнению анкет, форм для заказа поставок, работа с таможней стали проводиться при помощи Интернет-технологий. Это позволяет значительно облегчить работу государственных служащих с одной стороны и дать возможность плательщикам избавиться от некоторой доли бумажной волокиты – с другой.

Наиболее динамично рынок электронной коммерции развивается в течение последних 10 лет, что обусловлено стремительным ростом количества Интернет-пользователей, динамичным развитием систем электронных платежей, развитием Интернет и мобильных технологий.

Рынок электронной коммерции уже достиг колоссальных объемов. Темпы роста Интернет-торговли в США как на наиболее развитом рынке несколько замедлились, но по-прежнему недосягаемы для остальных стран. Европейский рынок, практически вдвое уступает рынку электронной коммерции в США. Более половины населения развитых стран совершают покупки через Интернет, причем возрастные границы за последние 5 лет сильно расширились.

По оценкам зарубежных экспертов агентства eMarketer’s в 2014 году внешняя торговля в Интернет достигла отметки в 1,5 триллион долларов. В 2015 году также прогнозируется рост, оборот Интернет-покупок составит 1,8 триллионов долларов. Небезынтересен тот факт, что Интернет-торговля в соответствии с ожиданиями экспертов продолжит набирать обороты и дальше.  На рисунке ниже представлен прогноз её развития по 2017 год [17].

Рисунок 1 – Объемы продаж Интернет-магазинов мира

 

Темпы развития Интернет-торговли на данный момент существенно выше темпов развития мировой торговли в целом, что фиксируется в первую очередь Всемирной торговой организацией. Так, общий объем мировой торговли товарами в 2013 году увеличился на лишь 2,1% - после роста на 3,3% годом ранее.

Наибольшую долю составляют покупатели из Северной Америки, на втором месте – Азиатско-Тихоокеанского региона. Тем не менее, эксперты eMarketer прогнозируют, что после 2015 года ситуация изменится, и Азия выйдет на первое место в мире, почти в два раза обогнав Северную Америку по электронному товарообороту. Во многом это связано с ожидаемым интенсивным экономическим ростом развивающихся Азиатских стран.

Рисунок 2 – Региональная структура мировой Интернет-торговли

 

При этом, для стран Азии характерна одна особенность: в данном регионе доля Интернет-покупателей составляет 46% от их общего числа в мире, в то время как число зарегистрированных пользователей всего 16,9% населения региона. Ожидаемая информатизация региона в дальнейшем также будет способствовать росту темпов развития мировой торговли в Интернет.

Что касается страновой структуры, то по объемам торговли сейчас лидируют США и Китай. По прогнозам экспертов после 2016 года вперед также выйдут Аргентина, Мексика, Бразилия, Россия, Италия. При этом темпы роста Интернет-торговли Китая по-прежнему останутся самыми высокими.


Рисунок 3 – Динамика оборота Интернет-торговли в регионах мира

 

Компания J’son & Partners Consulting представляет краткие результаты исследования рынка Интернет-торговли в Российской Федерации за 2014 год.

Объём рынка Интернет-торговли по итогам 2014 года превысил 683 млрд рублей и на протяжении последних 5 лет рос в среднем на 42,5% в год. На рынке Интернет-торговли присутствует более 40 тыс. компаний. Крупнейшими сегментами Интернет-торговли остаются «Бытовая техника и электроника» и «Гипермаркеты» [9].

Эксперты J’son & Partners Consulting прогнозируют снижение объемов рынка в 2015 году на 5% в связи с тяжелой макроэкономической ситуацией. Затем ожидается небольшое восстановление к 2016 году и рост рынка более чем на 20% к 2017 году.

Рисунок 4 – Объем рынка Интернет-торговли в России

 

По нашему мнению электронная торговля будет являться ключевым направлением экономического развития в 21 веке. В настоящее время наблюдается стремительное проникновение Интернет не только в города-миллионники, но и в удаленные регионы мира. На наш взгляд, через несколько лет в электронную торговлю будет вовлечено все больше и больше пользователей.

Значимость рынка электронной коммерции в экономике также можно понять, основываясь на росте стоимости акций компаний, входящих в эту отрасль. Бизнесмены, инвесторы и общественность поняли, что электронная коммерция вошла в нашу жизнь всерьез и надолго.

Общие достоинства электронной коммерции для участников коммерческих отношений, перечисленные в гл.1, примечательно к электронной торговле трансформируется следующим образом. Основными преимуществами для продавца являются [2, с. 34]:

· расширение торгового пространства – в отличии традиционного торгового предприятия зона обслуживания торгового предприятия в Интернете не зависит от типа предприятия, его специализации, местоположения и масштабов деятельности;

· повышение конкурентоспособности – электронная торговля позволяет компаниям предлагать расширенную до и послепродажную поддержку, предоставляя подробную информацию о товаре и быстро реагируя на запросы покупателя;

· более полная информированность о потребностях покупателей – используя средства электронного взаимодействия, компании помогут получать подробную информацию о запросах каждого индивидуального покупателя и автоматически предлагать товары, соответствующие их требованиям;

· повышение гибкости ведения бизнеса – использование средств электронной торговли позволяет предприятием более оперативно реагировать на изменения покупательского спроса, платежеспособности населения, предполагаемого ассортимента, законодательства и др.;

· возможность неограниченного расширения ассортимента – при наличии налаженных связей с поставщиками расширение ассортимента не приводит к необходимости увеличения площади предприятия;

· ускорения процесса прохождения документов – использование электронных форм документов сокращает временные затраты на установление хозяйственных связей с поставщиками и покупателями, взаимодействие с государственными органами, средствами массовой информации и др.;

· возможность автоматизации торгово-технологических процессов – использование информационных технологий дает возможность автоматизировать такие процессы, как получение и обработка заказа в круглосуточном режиме, взаимодействие с поставщиками, получение оплаты и др.;

· снижение затрат на организацию и функционирование предприятия.

Покупатели при использовании электронной торговли имеют следующие основные преимущества:

· более широкий выбор товаров и торговых организаций по сравнению с традиционной торговлей – покупатель получает возможность выбора компаний, предлагающих товары, независимо от их географического положения;

· простота посещения и сравнения альтернатив – покупателю нет необходимости лично посещать торговое предприятие;

· повышения качества обслуживания – персонализация обслуживания, доставка товаров удобное время и место, увеличение объема легкодоступной информации и др.;

· снижения цен – вследствие снижения затрат у продавца появляется возможность снижения цен;

· круглосуточный доступ – возможность сделать заказ или получить информацию в любое удобное время;

· экономия времени – покупатель получает возможность снизить затраты на процесс выбора товара и торгового предприятия и оформления заказа. Однако для того, чтобы время покупателя действительно было сэкономлено, необходима тщательно отработанная технология торговли;

· разнообразие форм оплаты – покупателю предоставляется возможность использовать как традиционные оплаты, так и формы оплаты с использованием платежных систем Интернета;

Важно иметь ввиду, что Интернет-технологии, которые уже прошли несколько этапов развития, став источником появления новых подходов к ведению бизнеса, продолжают стремительно развиваться. Поэтому отслеживание перспективных изменений, которые могут повлиять на отрасль в целом, позволяет компаниям не только держать руку на пульсе рынка, но и быть на шаг впереди конкурентов.

Основными трендами электронной коммерции, которые будут набирать вес в 2015-м году, являются [29]:

· мобильность. Основной тренд, причем, во всем. Это касается как отображения сайта на мобильных устройствах, так и развития платежных систем и рекламы, ориентированных на взаимодействие с пользователями смартфонов и планшетов;

· скорость. Уже никто не будет ждать целых 3 секунды, дожидаясь загрузки вашего Интернет-магазина. Посетитель просто закроет вкладку. Сайт должен работать не просто быстро, а очень быстро. Вместо тяжеловесного дизайна, трендом стал flat-дизайн или плоский стиль, который отличается минимализмом и упором на информативность;

· веб-аналитика. То, что невозможно измерить – не существует. И понимание этого должно стать аксиомой для современного специалиста по Интернет-маркетингу. Разностороннее исследование и правильная интерпретация данных по веб-аналитике, поможет не только снизить расходы и выбрать наиболее эффективное направление работы, но и серьезно повысить прибыль бизнеса в целом;

· автоматизация и оптимизация. В мире современного Интернет-бизнеса выживает не самый богатый, а самый эффективный. Множество рабочих процессов можно автоматизировать, а остальные – оптимизировать. Для таких целей существует целый ряд специализированных программ и сервисов;

· сервис превыше всего. Доставка, обслуживание и консультации покупателя выходят на первый план. У Интернет-пользователей теперь есть выбор из множества магазинов, они научились анализировать и сравнивать.

Резюмируя, можно сказать, что Интернет-бизнес начинает приобретать все большее значение в современном мире. Интернет-торговля играет в этом процессе одну из важнейших ролей, и открывает широкие возможности не только для больших предприятий, но и для начинающих бизнесменов, которые открывают свое дело в Интернет, так как для этого требуется меньший объем первоначальных инвестиций, чем в сфере традиционной торговли.

Однако важно учитывать, что для успешного развития онлайн-компаниям необходимо вкладывают ресурсы в Интернет-магазины как неотъемлемую часть торговли в Интернет, и в Интернет-маркетинг.

 


Дата: 2019-04-23, просмотров: 359.